Педагогика
УДК 373:372.46:371.38
кандидат педагогических наук, доцент Яяева Назле Миметовна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); студентка Бирюкова Лиля Игоревна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Аннотация. В настоящее время наиболее актуальной проблемой является развитие речи. Поэтому в данной статье рассматривается такой вопрос, как развитие связной речи младших школьников посредством дидактических игр. Развить связную речь у учащихся возможно в процессе организации различных дидактических игр.
Ключевые слова: связная речь, дидактические игры, учащиеся, слова.
Annotation. Currently, the most urgent problem is the development of speech. Therefore, this article deals with such a question as the development of coherent speech of primary school children through didactic games. It is possible to develop coherent speech in students in the process of organizing various didactic games.
Keyword: raherent speech, games, students, words.
Введение. Развитие связной речи учащихся может осуществляться не только с помощью наглядных и вербальных приёмов, но и с помощью игровых средств, в том числе дидактических игр.
Актуальностью развития связной речи посредством дидактических игр, является то, что игры способствуют обогащению словарного запаса у учащихся.
Развитие связной речи через дидактические игры осуществляли такие деятели как: Пётр Яковлевич Гальперин, Валентина Леонидовна Данилова, Александр Владимирович Запорожец, Даниил Борисович Эльконин, Мая Ивановна Лисина, Жан Пиаже.
Эти учёные стремились улучшить усвоение связной речи младших школьников с помощью дидактических игр, поскольку с помощью игр, можно обогатить свою речь, что будет способствовать всестороннему общению и созданию коммуникативного комфорта человека в обществе.
Изложение основного материала статьи. Языковое образование и речевое развитие младших школьников - одна из центральных проблем в современной начальной школе. Изучение русского языка ориентировано на решение таких актуальных задач, как языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие.
Связная речь - это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложении.
Игра являлась и остаётся важной частью в жизни ребёнка. Учащиеся стараются практиковать себя и свои способности в процессе игровой деятельности. В этой статье мы уделим особое внимание дидактическим играм.
Благодаря использованию обучающих игр этапы учебной деятельности становится увлекательным. Развивающие игры являются необходимым ресурсом развития речи: они обогащают и активизируют словарный запас учащегося, формируют правильное звукопроизношение, способствуют развитию правильного мышления и последовательной выразительности речи. Самое главное, что игра способствует развитию речи, а речь способствует организации игры.
Дидактические игры - это игры, которые являются правилами, специально созданными педагогикой с целью образования и воспитания детей. Их целью является:
S активизация умственных способностей ребенка, его воображения, мышления, памяти, внимания, формирование адекватного отношения к явлениям общественной жизни, природы, предметов окружающей среды, систематизировать и углублять знания;
S научить ребёнка мыслить, используя полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей;
S развивать связную речь, совершенствовать и активизировать словарный запас детей, способствовать исправлению речевых ошибок, учить детей пользоваться ранее усвоенными словами и выражениями;
S воспитывать умение подчинять свои действия правилам игры, справедливость, дружеские отношения [1].
Дидактические игры дают возможность эмоционально организовать упражнения, улучшить и активизировать словарный запас, используя ранее приобретённые слова и словосочетания.
Все дидактические игры делятся на следующие группы:
S с объектами;
S с картинками;
S настольно-печатные;
S устные.
Устные дидактические игры направлены на развитие связной речи, уточнение и укрепление словарного запаса, создание правильного звукового произношения. В то же время они являются основой для активизации познавательной деятельности, развития умственных способностей.
Формируется умение высказывать свое мнение, делать выводы и применять новые знания в самых разных жизненных ситуациях.
Словесные игры использовались в начальной школе. Главным материалом в этих играх - слово.
В них отсутствует наглядность, они требуют у ребенка умственных усилий, гибкости и скорости мышления, усиленного напряжения вещания. Это такие игры, как:
«Скажи наоборот»;
«Назови одним словом»;
«Кто больше назовет слов» [3].
Дидактические упражнения используются для совершенствования и активизации словарного запаса. Существуют следующие требования к дидактическим упражнениям:
■ Правильный подбор дидактических упражнений в соответствии с ошибками, которые встречаются в речи учащихся.
■ Дидактические упражнения должны иметь четко определенную цель, и основную учебную задачу.
■ Каждое дидактическое упражнение должно возбуждать детскую мысль, способствовать развитию мышления.
■ Для создания дидактических упражнений нужны знакомые материалы, которые взаимосвязаны с жизнью и деятельностью детей.
■ В дидактическом упражнении необходимо представлять наглядный материал во время упражнений.
■ Дидактические упражнения должны выполняться интересным образом, используя приём игры. Развитие связной речи через дидактические игры рассматривается путём выполнения различных
игровых упражнений. Например: Игра «Что это?»:
Учитель зачитывает действие, которое выполняет данное слово, а ученик в свою очередь должны угадать что это такое.
■ Восходит, светит, греет ... (солнце).
■ Играет, царапает, мурчит ... (кошка).
■ Готовит, стирает, убирает, моет, шьет, любит ... (мама).
■ Рисуют, помогают, играют, учатся, убирают, растут, шалят ... (дети).
■ Бегает, кусает, лает ... (собака).
Игра «Скажи наоборот».
Учитель называет слово, дети называют противоположное (признаки предмета).
Утром - вечером,
поздно - рано,
сухой - влажный,
добрый - злой,
твердый - мягкий,
чистый - грязный,
вредный - полезный,
старик - молодой,
детский - взрослый,
кислый - сладкий,
веселый - грустный,
богатый - бедный.
Игра «Скажи какой».
■ Солнце - яркое, жгучее, жёлтое, блестящее, лучистое, горячее...
■ Платье - красивое, лёгкое, разноцветное, праздничное, тёплое...
■ Мама - красива, добрая, трудолюбивая, умная, заботливая...
■ Цветок - душистый, яркий, красивый, колючий, длинный... и т.д. [2]. А.И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр: Игра-путешествие.
С помощью этой игры можно привлечь внимание учащихся к своему окружению, а так же усилить их впечатления. Они обостряют слежку, раскрывают, как преодолевать трудности.
Игры с заданиями проще по содержанию и имеют меньшую продолжительность. Они основаны на действиях, связанных с объектами, играми и словесными инструкциями. Игры-предположения.
«Что было бы». Учащимся даётся задание и создаётся ситуация, которая требует понимания будущих действий. При этом активизируется умственная деятельность детей, они учатся слушать друг друга. Игры-головоломки.
Они основаны на проверке знаний и изобретательности. Решение головоломок развивает вашу способность анализировать, обобщать, тренировать способность рассуждать и делать выводы.
Игры-беседы.
Они основаны на общении. Самое главное - это опыт, интерес, прямота доброжелательности. Такая игра требует активизации эмоциональных и психических процессов. Он развивает способность слушать вопросы и ответы, концентрироваться на содержании, дополнять сказанное и выносить суждения [1].
Важно проводить четкое различие между правильными дидактическими играми и игровыми навыками, используемыми для обучения детей. К сожалению, некоторые учителя считают дидактические игры только забавным, организационным моментом урока, чтобы облегчить умственное напряжение.
Данное мнение принципиально неверное. Игра в этом случае, не является частью урока, а стоит рядом с процессом обучения.
Дидактическая задача определяется целью учебно-воспитательного воздействия. Учитель составлен и отражает свою учебную деятельность.
Задание игры выполняют дети. Дидактическое задание выполняется через игровое задание в дидактической игре. Определите действия игры, которое будет являться задачей для ребенка. Самое главное, что учебные задания игры сознательно замаскировано в виде игрового плана (задания) для детей.
Игры - это основа игры. Чем разнообразнее игры, тем интереснее игры для самих детей, тем успешнее учебные и игровые задания. В разных играх игровая операция варьируется в направлении и по отношению к игрокам. Это могут быть ролевые игры, решение головоломок, пространственные преобразования и т.д. Они связаны с планом игры и являются производными от него.
Правила включают в себя моральные требования к отношениям детей, к выполнению их поведенческих норм.
В дидактической игре правила установлены. Учитель может управлять игрой с помощью правил, процессами познавательной деятельности и поведением детей.
Результат - итог составляется сразу после окончания игры. Это может включать в себя подсчет баллов, выявление детей, которые лучше справляются с игровыми заданиями, определение команды-победителя и т.д. Следует отметить, что результаты каждого ребенка подчеркивают успешность детей с интеллектуальными нарушениями.
Игры, проводимые на занятиях, позволяют одним усвоить предметный материал на уровне действий, другим-на уровне знаний, третьим-на уровне логических рассуждений. Но в целом понимание материи составляет 100%.
Дидактическая игра представляет собой сложное явление, но в ней чётко прослеживается структура, которая характеризует игру как основной элемент учебной и игровой деятельности. Основным элементом игры является учебное задание, которая определяется целью руководства и воспитательного действия. Наличие одной или нескольких дидактических задач подчеркивает характер обучения игры, сосредоточение учебного содержания на процессах когнитивной деятельности детей [3].
Игры - это основное занятие для детей. С помощью воображения, умения играть роль, персонажи, превращённые в образы, дети создают игры. В игре нет реальных условий для ситуации, пространства, времени.
Дети - творцы настоящего и будущего. В каждом возрасте социального развития дети живут так, как живут люди. Но окружающий мир воспринимается ребенком иначе, чем взрослыми. Ребенок - «новичок», для него всё ново и полно смысла; ребенок в игре делает «открытия» того, что известно взрослый.
В дидактической игре учащиеся ставят перед собой цель - играть. Но неправильно не учитывать влияние игры на обучение и развитие.
Главная задача руководства игрой - развить командный дух среди учащихся. Мнение группы оказывает положительное влияние на индивидуальное нарушение поведения.
Умело руководя игрой, учителя учат детей понимать важность норм поведения в групповой деятельности, воспитывают суровое и справедливое отношение к сверстникам, учит учитывать мнение друзей, согласовывать с ними свои желания.
А.С. Макаренко, развивающий идею о том, что игра должна широко использоваться как воспитательное средство, отмечал, что будущее образование не должно активно устранять игру, но в такой организации игра всё равно остаётся игрой, а качества будущих сотрудников и граждан воспитываются в игре [2].
Выводы. Развивающие игры особенно необходимы для воспитания и развития детей младшего школьного возраста. Благодаря игре можно сконцентрироваться и заинтересовать даже самых несобранных учеников. Сначала их интересовало только игровое действие, а затем обучение той или иной игре. Постепенно дети начинают интересоваться самой темой, что способствует формированию языковых знаний.
Поэтому, дидактические игры - это целенаправленная творческая деятельность, в ходе которой учащиеся более глубоко и ярко узнают о явлениях окружающей действительности и познают окружающий мир.
Литература:
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: кн. для учителя / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 2001. - 144 с.
2. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. - М., 2011. - 207 с.
3. Ипполитова М.В. Игровые технологии для детей младшего школьного возраста / М.В. Ипполитова. -М.: Просвещение, 2003 - 262 с.
Педагогика
УДК 373:372.8:82:372.46
кандидат педагогических наук, доцент Яяева Назле Миметовна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); студентка Джапарова Эльзара Энверовна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)
СОЧИНЕНИЕ КАК ВИД ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Фундаментальной основой для формирования всесторонней и гармонично развитой личности является овладение навыками чистой, богатой, выразительной и логически связанной речи. В качестве развития и обогащения речи учащихся начальных классов используются различные методы, приёмы и средства, существенные из них - это упражнения в связной речи - рассказы, пересказы, сочинения. Овладев речью, ученик с лёгкостью начинает овладевать навыками чтения, у него так же активно формируются навыки орфографической грамотности.
Ключевые слова: речь, развитие речи, обогащение речи, сочинение, творческое сочинение, творчество, творческая работа, начальные классы.
Annotation. The fundamental basis for the formation of a full-fledged and harmoniously developed personality is the mastery of the skills of pure, rich, expressive and logically connected speech. As a development and enrichment of the speech of primary school students, various methods, techniques and means are used, the most important of them are exercises in coherent speech - stories, retellings, essays. Having mastered speech, the student easily masters the skill of reading, he also actively develops the skills of spelling literacy.
Keywords: speech, speech development, speech enrichment, composition, creative writing, creativity, creative work, junior schoolchildren.