Педагогика
УДК 372.32
доцент кафедры дошкольного образования и педагогики Зотова Ирина Васильевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); доцент кафедры дошкольного образования и педагогики Аббасова Левиза Иловиевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)
ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Аннотация. Статья посвящена вопросам учета лингводидактического аспекта в развитии словаря детей дошкольного возраста, а также проведен критический обзор мнений отечественных и зарубежных авторов. В статье рассмотрена лексическая работа в дошкольной образовательной организации, которая направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы с речевого развития детей. В дошкольном возрасте развиваются все аспекты речи (фонетическое, лексическое, грамматическое, связную речь), что дает основания для развития личности ребенка.
Ключевые слова: развитие словаря, компетентность, коммуникативная компетенция, дошкольный возраст, дидактика, лингводидактика, развитие речи.
Annotation. The article is devoted to the issues of taking into account the linguodidactic aspect in the development of the vocabulary of preschool children, and also provides a critical review of the opinions of domestic and foreign authors. The article considers lexical work in a preschool educational organization, which is aimed at creating a lexical basis for speech and occupies an important place in the overall system of work with the speech development of children. At preschool age, all aspects of speech (phonetic, lexical, grammatical, coherent speech) are developed, which gives grounds for the development of the child's personality.
Keywords: vocabulary development, competence, communicative competence, preschool age, didactics, linguodidactics, speech development.
Введение. Основы методики развития речи детей дошкольного возраста происходят из исторических достижений классиков отечественной и зарубежной науки, процесс овладения родным языком прежде всего связывали с идеями народности, национальными истоками родного языка, с формированием личности, воспитанием ее высокой духовности (Н.А. Корф [4], А.А. Потебня [7], К.Д. Ушинский [10]), ведь язык является одной из крупнейших культурных ценностей каждого народа, в нем ярко проявляется его ментальность, психика.
Придавая огромное значение развитию родного языка, такие педагоги, как Е.И. Тихеева [9], К.Д. Ушинский [10] в своих работах рекомендовали развивать речь детей через лучшие формы литературного языка и народной речи; игру-драматизацию, театрализованные игры.
Содержание обучения родному языку развивается в направлении от развития выразительности речи до системы таких элементов, как языковая и речевая компетентность содержания, а также его расширение путем введения фонетики, лексики, грамматики, синтаксиса и обогащение, выразившееся в разноаспектном наполнении процесса обучения языку, где наряду с языковым направлением представлены народоведческий, коммуникативный, психологический, культуроведческий. Вопросы интеграции учебной и речевой деятельности раскрываются в работах А.М. Богуш [2], Н.В. Гавриш [3].
В исследованиях отечественных лингводидактов рассматривались также различные аспекты словарной работы. Проблеме обогащения словаря детей раннего возраста посвящены работы Е.А. Аркина [1], Г.Л. Розенгарт-Пупко [8]. В дошкольном возрасте возникшей проблемой занимались А.М. Богуш [2], Ю.С. Ляховская [6].
Изложение основного материала статьи. На современном этапе теория содержания обучения языку получила дальнейшее развитие: ориентация содержания обучения на потребности общества и личности; обоснование учебно-речевой деятельности как целенаправленного процесса использования языка для передачи и усвоения общественно-исторического опыта; обоснование таких видов деятельности, как учебно-речевая, коммуникативно-речевая, художественно-речевая; структуры содержания обучения в соответствии с основами языковедческой науки.
Линия содержания речевого развития определяется речевой компетенцией, одной из составляющих которой является лексическая компетенция. Содержательную линию лексической компетенции составляют пассивный и активный словарь в пределах возраста - синонимы, омонимы, антонимы; родственные и многозначные слова; основное и переносное значение слова; однокоренные слова; образные выражения, пословицы, поговорки, фразеологические обороты. Компетентность имеет возрастные характеристики, которые рассматриваются как ориентировочные показатели развития личности на каждом возрастном этапе, базисные характеристики компетенции определенного вида деятельности речевой, художественной, познавательной, музыкальной, конструкторской.
Речевые умения (использование речевых механизмов в практике общения) как важная составляющая лингвистической компетенции включены в общие цели обучения. Коммуникативная компетенция, по мнению А.М. Богуш, - это комплексное использование оратором языковых и неязыковых средств с целью общения в конкретных социально-бытовых ситуациях, умение ориентироваться в ситуации общения, инициативность общения; образованность человека, определенная система знаний, умений и навыков, ее речевых способностей [2]. Коммуникативной компетенции, как и другим видам речевой компетенции нужно учить детей уже с раннего возраста. Еще до школы ребенок должен усвоить соответствующие речевые знания, умения и навыки, необходимые ему для общения. Для этого нужно лишь подобрать адекватные методы и приемы развития речи и обучения родному языку.
Исследования ученых доказали, что в процессе обучения стержнем языковой способности становится овладение семантикой слова. В результате специально организованного обучения дети переходят от узко прагматического подхода к овладению родным языком как средством развития практических навыков и умений, использование языковых средств в речи.
В художественно-речевой деятельности ребенка дошкольного возраста А.М. Богуш выделены ведущие, стержневые составляющие: восприятие на слух и понимание детьми содержания художественных произведений; воспроизведение содержания и исполнительская деятельность (декламирование, ответы на вопросы, перевод, беседа по иллюстрациям, обобщающие беседы, чтение по ролям и т.п.); театрализованная деятельность (инсценировка, театральные представления); творческая импровизаторская деятельность (игры-драматизации, игры по сюжетам литературных произведений, словесно-поэтическое творчество) [2].
Целью художественно-речевой деятельности является формирование различных видов компетенций: художественно-речевой, когнитивно-речевой, выразительно-эмоциональной, поэтически эмоциональной, оценочно-этической, театрально-игровой компетенции.
Осуществление задач словарной работы происходит по тематическому принципу, который помогает сгруппировать лексику (разные части речи) в одну тему, что значительно повышает темпы усвоения словаря. Поэтому в программе словарная работа подается по темам. В каждой возрастной группе четко определены темы словарной работы.
Младший дошкольный возраст является важнейшим периодом формирования активного интереса к человеку и его взаимоотношений с другими людьми. Коммуникативно-речевое развитие можно рассматривать как результат взаимодействия ребенка с окружающими, где возможность выразить себя (проявить речевую способность, удостоверить факт психофизического самовыражения) реализуется в момент перехода из состояния эмоциональной непричастности, разобщенности, безразличия в состояние обращенности к другому лицу или группе лиц. Диагностика и коррекция всех коммуникативных качеств в речевом поведении младшего дошкольника создает фундамент для дальнейшего роста когнитивной и лингвистической сложности вещания. Одновременно уровень достижений ребенка младшего дошкольного возраста объясняет причины задержек в развитии речевого взаимодействия детей среднего дошкольного возраста, которые часто аргументируются не сформированностью эмоциональных форм контактов, благодаря которым развиваются коммуникативные свойства личности.
Работа воспитателя по развитию словаря детей четырехлетнего возраста должна вестись по трем направлениям: обогащение словаря; упражнение в чистоте произношения; воспитание связной речи. Значимым для общего развития в этот период является то, что речь начинает нести едва ли не самую большую нагрузку в регуляции детского поведения. Ребенок приобретает способности подчинять свои действия принятой программе, контролировать ее выполнение в плане внутренней речи. В характере речевого общения детей в процессе игры проявляется самостоятельность. Этому способствует значительное обогащение детского опыта и одновременно качественные изменения в познавательных психических процессах. Так, появляются новые сюжеты для игр. Зарождается совместная, коллективная игра. Речевое общение становится основой установления дружеских взаимоотношений в группе сверстников.
Именно в этот период дошкольник чуток к пояснительной речи (постоянная потребность что-то пояснить, попросить, донести). Удовлетворение этой потребности взрослым, достаточное внимание к речевому оформлению взаимоотношений с детьми является действенным источником развития пояснительной речи. Весь этот процесс требует специального руководства со стороны взрослых.
До пяти лет ребенок усваивает повседневный словарь. Ребенок использует в речи все части речи, хотя преобладают существительные и глаголы, сложные для произношения слова часто заменяет «детскими» (облегченными); пассивный словарь значительно преобладает над активным. Для детской речи характерно ярко выраженное словообразования (пиджакет, жукашечка, мапин тому подобное). Появляются сложные слова: существительные (паровоз, молоковоз, пароход) и прилагательные (длинноухий, длинноногий, оранжевый). Ребенок правильно употребляет настоящее и прошедшее время, повелительную форму глагола, степени сравнения прилагательных, пользуется местоимениями (преимущество отдается указательным местоимениям «вот», «здесь», «этот»), однако прослеживаются неточности в употреблении абстрактных, обобщающих, временных и пространственных понятий.
В пять-шесть лет - типы склонений и падежей. В его речи появляются собирательные существительные и новые слова, созданные с помощью суффиксов. К концу пятого года жизни ребенок начинает овладевать контекстным речью, т.е. самостоятельно создавать текстовое сообщение. По мнению Р.Е. Левина, в этом возрасте аффективное напряжение ребенка относится не только к содержанию контекстной речи, но и к ее лексико-грамматическому оформлению. Примерно к шести годам формирование речи ребенка в лексико-грамматическом плане можно считать завершенным.
Для ребенка этого возраста характерной является чрезвычайная речевая активность, разговорчивость, любознательность, которая выражается в многочисленных вопросах «почему?» (за минуту ребенок может поставить до 15-25 вопросов). В словаре имеются все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, причастия, деепричастия, числительные, местоимения, частицы, союзы, междометия). Ребенок склонен к активному словообразованию от разных частей речи. Он правильно использует в речи многозначные, обобщающие слова, слова, обозначающие абстрактные понятия (радость, вежливость, храбрость, мужество) подбирает антонимы, синонимы, классифицирует предметы по признакам, свойствам. Ребенок этого возраста начинает пользоваться образными выражениями (кот-мурлыка, зайчик-попрыгайчик). Однако недостаточно понимает переносное значение слов.
Содержание речевого воспитания младшего дошкольника состоит в познании и определении словом явлений окружающей среды и себя самого, налаживании речевого общения с окружающими и в элементарном осознании языка (его звукового состава, словаря, грамматического строя).
Крайне важно, чтобы к концу пятого года жизни ребенок хорошо владел связной речью, четко выражал свои мысли и желания. С целью стимулирования речевого развития следует как можно больше общаться с каждым ребенком индивидуально, а не только во время коллективной организованной деятельности (непосредственно образовательной деятельности, игр). Необходимо комментировать, проговаривать свои действия, поощряя ребенка высказаться, рассказывать, объяснить различные ситуации, поступки, явления. Важным средством общения при этом является детские вопросы. В данном возрасте, важно уметь правильно использует многозначные и обобщающие слова; подбирает антонимы, синонимы; группирует предметы по характерным признакам и свойствам; правильно называет состояния погоды, воды, явления природы; свойства грунта, глины, песка; растения и животных из ближайшего окружающей среды; предметы домашнего быта и обихода (мебель, одежда, посуда, украшения и тому подобное); использует в речи слова, обозначающие основные виды искусства; употребляет в речи слова, обозначающие имена и отчества людей,
родственные отношения, возраст, половую принадлежность, особенности внешности, предпочтения человека; оперирует названиями своей страны (Россия, Российская Федерация) и ее отдельными символами, некоторых других стран; дифференцирует по смыслу и форме слова-обращения к родным, знакомым и чужим людям; передает характер отношения к разным людям.
Учебно-речевая деятельность, по определению А.М. Богуш, это организованный, целеустремленный процесс использования языка с целью передачи и усвоения общественно-исторического опыта, овладение общественными способами действия в сфере научных понятий, установления коммуникаций и планирования действий. В дошкольном возрасте она охватывает различные виды развития речи (рассказывание, беседа, диалогизирование, рассуждение, сообщение) и слушания жанров [2].
Обогащает словарь названиями объектов и явлений природы; трудовых действий и орудий труда; словам-признаками; словами-названиями игрушек, предметов быта и обихода; словами, обозначающими действия с различными предметами и орудиями труда; словами, обозначающими собственные мысли, переживания, стремлений, качества, достижений и тому подобное. Развивает умение употреблять разные части речи в различных грамматических конструкциях: слова-названия предметов с предлогами и без них (нос -на носу, ухо - в ухе); личные местоимения (он - к нему, с ним; она - к ней, с ней), указательные местоимения (этот зайчик, то мальчик); союзы и, а (зайчик и лиса; Маша большая, а кукла маленькая). Обращает внимание на чередование звуков (иду с мамой, рассказываю маме).
Подбирая формы организации речевой деятельности старших дошкольников, педагог учитывает необходимость сбалансировать ее в двух основных направлениях — обучении родному языку (фонетики, лексики, грамматики) и способов ее использования в различных видах деятельности, общении со взрослыми и детьми. Особенно важно способствовать осознанию детьми языка и речи в доступных им формах.
Педагог может использовать деятельность коллективного типа любого содержания, которая дает возможность участникам лучше узнать друг друга, сообщить о своих намерениях словами, прокомментировать происходящие события, обменяться мнениями и впечатлениями, установить контакт, порадоваться совместным успешным действиям.
Выводы. Итак, лексическая работа в дошкольной образовательной организации направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы с речевого развития детей. В дошкольном возрасте развиваются все аспекты речи (фонетическое, лексическое, грамматическое, связную речь), что дает основания для развития личности ребенка.
Литература:
1. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Е.А. Аркин. - М., 1968. - 446 с.
2. Богуш, А.М. Культура речевого общения детей дошкольного возраста / А.М. Богуш, Е.П. Аматьева, С.К. Хаджирадева. - Х.: Изд-во «Ранок», 2011. - 288 с.
3. Гавриш Н.В. Организация лексической работы в детском саду. - Славянск: СГПИ, 1995. - 84 с.
4. Корф Н.А. Русская начальная школа: Руководство для земских гласных и учителей сельских школ / Н.А. Корф. - СПб., 1870. - 363 с.
5. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды Научно-публицистическое издание / Роза Евгеньевна Левина. - Москва: Аркти, 2005. - 222 с.
6. Ляховская Ю.С. Особенности словаря старших дошкольников / Ю.С. Ляховская // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 9. - С. 27-31.
7. Потебня А.А. Мысль и язык / А.А. Потебня. - Киев, 1993. — 192 с.
8. Розенгарт-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста / Г.Л. Розенгарт-Пупко. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. - 96 с.
9. Тихеева Е.И. Развитие речи у детей раннего и дошкольного возраста / Е.И. Тихеева - М.: Просвещение, 1988. - 176 с.
10. Ушинский К.Д. Детский мир и хрестоматия / К.Д. Ушинский - М.: Просвещение, 1986 - 350 с.
Педагогика
УДК 378:17.02
кандидат педагогических наук, доцент Игошина Нелли Витальевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева» (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук, доцент Чапурин Михаил Николаевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук, доцент Игошин Валерий Юрьевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева» (г. Чебоксары)
ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК УЧИТЕЛЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ИМИДЖА
Аннотация. Статья посвящена вопросам изучения особенностей влияния личностных характеристик учителей на формирование положительного имиджа в профессии. На основании проведенного исследования авторами установлено, что имидж педагога рассматривается как фактор успеха в профессиональной деятельности, помогающий выстраивать отношения с окружающими. На формирование положительного имиджа учителя влияют следующие социально-психологические факторы: прагматическая и психологическая мотивация учителя; осознание учителем направления своих действий по созданию индивидуального стиля; собственные возможности учителя; фактор окружающей среды; фактор выбора модели поведения; фактор результата деятельности; самооценка учителя.
Ключевые слова: имидж, учитель, личностные характеристики, профессиональное мастерство. Annotation. The article is devoted to studying the characteristics of the influence of personal characteristics of teachers on the formation of a positive image in the profession. Based on the study, the authors found that the image of the teacher is considered as a success factor in professional activity, as a tool to help build relationships with