Научная статья на тему 'УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
625
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ / УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / THE DEVELOPMENT OF VOCABULARY / ORAL TRADITIONS / DEVELOPMENT OF THE VOCABULARY OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сегова Татьяна Дмитриевна

Данное исследование посвящено изучению возможностей устного народного творчества в развитии словаря детей старшего дошкольного возраста. На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы выявлена сущность развития словаря детей старшего дошкольного возраста. Охарактеризован потенциал устного народного творчества в дошкольной образовательной организации. Выявлены возможности устного народного творчества в развитии словаря детей старшего дошкольного возраста.This research is devoted to the study of the possibilities of oral folk art in the development of the cognitive vocabulary of children of senior preschool age. Based on the study and analysis of psychological and pedagogical literature, the essence of the development of the vocabulary of older preschool children is revealed. The article describes the potential of oral folk art in preschool educational organizations. The possibilities of oral folk art in the development of the vocabulary of children of senior preschool age are revealed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сегова Татьяна Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Эвристическая беседа, дискуссия, диспут, круглый стол, мозговой, штурм, все эти формы работы помогают студентам обсуждать проблемы реальной практики школьного обучения и воспитания, погружаться в образовательную среду школы посредством учебных событий, различных видов практик и заданий к ним, находить ответы на важные профессионально-смысловые вопросы, тем самым формировать способности к выполнению конкретных действий.

Проблемно-ролевые игры, конструктивно-ролевые игры способствуют развитию творческих способностей студентов, глубокому осмыслению различных социально-психологических и профессиональных аспектов педагогической деятельности. Например, дидактические игры «Образ успешного учителя», «Самопрезентация» способствуют формированию у студентов профессионально-смысловых позиций. Обучающиеся моделируют образовательную среду школы, проигрывая роли участников образовательного процесса. Все вышеперечисленное способствуют формированию у студентов внутренней положительной мотивации к профессиональной деятельности.

В последних разделах модуля в рамках семинарских и практических занятий организуется целая серия деловых игр и событий, направленных на организацию и стимулирование осмысления, рефлексии студентами собственных профессионально важных личностных качеств, психологических установок. К ним, в частности, относится выполнение рефлексии по проблеме: «Кто Я? Какой Я?». Раздел направлен на формирование у студентов способности к саморазвитию, самосовершенствованию, принятию системы ценностей педагогической профессии. Используются такие формы как упражнения, тренинги («Тренинг личностного роста для педагогов» авторы Н.А. Аврамова, Н.В. Павлова, «Тренинг профессионально-личностного самоопределения и самосовершенствования учителя» авторы Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская). Основной целью раздела «Развитие и саморазвитие будущего учителя» является формирование у студентов знаний о способах самопознания и значимости их использования для профессионально-личностного самосовершенствования. Благодаря этому студенты приобретают способность проектирования траектории своего профессионального роста и личностного развития.

Выводы. По своей сути, мотивация представляет собой вопрос о качестве учебной деятельности. Без формирования мотивации невозможно достижение личностных и метапредметных результатов образования, заданных Федеральными государственными образовательными стандартами для будущей профессиональной деятельности. Так, без развитой мотивации невозможны освоение и реализация различных видов активного познания, осуществление учебно-исследовательской, проектной внешней деятельности и связанных с ними самообразования, саморазвития, формирования умения учиться.

В рамках предложенного нами учебного модуля студенты получают не только представления о будущей профессии, но приходят к осознанию того, что они являются субъектами этой профессиональной деятельности. Что немаловажно, содержание модуля позволяет студентам приступить к осознанному освоению трудовых действий (определяемых профессиональным стандартом педагога), сформировать у них позитивное отношение к выполняемым трудовым действиям, и как следствие сформировать положительное отношение и устойчивую мотивацию к выбранной профессии.

Стоит особо отметить, что многие высшие учебные заведения уже вносят существенные коррективы в учебный процесс: обучающиеся не только усваивают определенный объем знаний, но и развивают познавательные интересы, созидательные способности и активизируют самостоятельную деятельность.

Литература:

1. Дубовицкая Т.Д. Опросник значимости учебных предметов для профессиональной подготовки будущего специалиста // Психологический журнал. 2003. - №5. - С. 103-110.

2. Льдокова Г.М., Исмаилова Н.И., Гайфуллина Н.Г., Макарова О.А., Мухарлямова А.Ю. Практическая направленность подготовки будущих педагогов как условие повышения их профессиональной мотивации // Фундаментальные исследования Пенза Изд-во: Издательский Дом "Академия Естествознания", 2015. https://elibrary.ru/item.asp?id=23308165

3. Мормужева Н.В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV международной научной конференции. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.) -Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 160-163. http://www.vspc34.ш/mdex.php?optюn=com_content&view=artide&id=П67

Педагогика

УДК 373

кандидат педагогических наук Сегова Татьяна Дмитриевна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Нижний Тагил)

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению возможностей устного народного творчества в развитии словаря детей старшего дошкольного возраста. На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы выявлена сущность развития словаря детей старшего дошкольного возраста. Охарактеризован потенциал устного народного творчества в дошкольной образовательной организации. Выявлены возможности устного народного творчества в развитии словаря детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: развитие словаря, устное народное творчество, развитие словаря детей старшего дошкольного возраста.

Annotation. This research is devoted to the study of the possibilities of oral folk art in the development of the cognitive vocabulary of children of senior preschool age. Based on the study and analysis of psychological and pedagogical literature, the essence of the development of the vocabulary of older preschool children is revealed. The article describes the potential of oral folk art in preschool educational organizations. The possibilities of oral folk art in the development of the vocabulary of children of senior preschool age are revealed.

Keywords: the development of vocabulary, oral traditions, development of the vocabulary of children of senior preschool age.

Введение. В системе дошкольного образования ведущее место отводится развитию речи детей, а также обогащению их словарного запаса. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть словарем, который позволил бы ему успешно общаться как со сверстниками, так и со взрослыми, учиться в школе, воспринимать и понимать художественную литературу, поэтому необходимо рассматривать развитие словарного запаса у старших дошкольников как одну из важных задач речевого развития.

Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», содержание Программы должно обеспечивать социально-коммуникативное развитие, которое направлено на формирование позитивных установок к различным видам деятельности, а речевое развитие включает развитие словарного запаса [1, с. 4].

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает, что «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [1, с. 7].

Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием для решения задач умственного, нравтсвенногои эстетического воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Дошкольный возраст считается самым сензитивным для усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической и грамматической. Большое внимание в дошкольном возрасте отводится словарной работе, сущность которой заключается в систематическом пополнении активного и пассивного словаря детей за счет незнакомой и трудной для них лексики.

Одним из методов развития словарного запаса дошкольников является устное народное творчество. Произведения устного народного творчества имеют большое воспитательное и познавательное значение, обогащают речь детей, способствуют развитию образного мышления. Особое значение придается произведениям устного народного творчества в старшем дошкольном возрасте, так как в этот период происходит интенсивный рост словарного запаса дошкольников.

Большой вклад в изучение развития речи детей дошкольного возраста внесли известные педагоги: О.С. Ушакова, Е.И. Тихеева, В.В. Гербова, М.М. Алексеева, Р.И. Лалаева. Проблема развития словаря детей дошкольного возраста давно нашла своё отражение в психолого-педагогической науке, так, например, Р.И. Лалаева выделила основные направления развития словаря [5, с. 56]. Е.И. Тихеева особое внимание уделяла обогащению содержания речи. В ее трудах представлена система работы над словом [7, с. 14]. Изучению особенностей усвоения детьми лексики и грамматики посвящены исследования В.В. Гербовой, Ю.С. Ляховской, Е.М. Струниной. Педагог В.В. Зотеева выявила особенности речевого развития дошкольников [6, с. 60].

Изучению произведений устного народного творчества посвящены работы Н.А Карелиной, Л.С. Куприной, С.В. Еременко и др., например, Л.С. Куприна выявила особенности знакомства детей с русским народным творчеством в дошкольной организации [4, с. 11]. В работах Н.А. Карелиной определялась роль художественной литературы в развитии речи детей [3, с. 9]; С.В. Еременко, Т.И. Леонова определили методику использования малых форм фольклора в дошкольном возрасте [9, с. 98].

Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста - необходимое условие реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Однако на практике не все педагоги дошкольных образовательных организаций уделяют должное внимание произведениям устного народного творчества как эффективному средству развития словаря детей старшего дошкольного возраста.

Можно выделить противоречие между значительным педагогическим потенциалом устного народного творчества в речевом развитии дошкольников и недостаточной методической проработанностью использования устного народного творчества в развитии словаря старшего дошкольного возраста.

Проблема исследования связана с поиском возможностей устного народного творчества в развитии словаря старших дошкольников.

Цель исследования: выявить и теоретически обосновать возможности устного народного творчества в развитии словаря у детей старшего дошкольного возраста.

Изложение основного материала статьи. Организация полноценной речевой деятельности является одним из важнейших направлений работы дошкольных образовательных организаций. В то же время большое значение придается словарной работе, которая систематически осуществляется путем расширения активного и пассивного словарного запаса детей с помощью новой для них лексики.

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения [3, с. 10].

Уровень развития словаря и речи в целом существенно влияет на успешность обучения дошкольников. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. На тот факт, что трудности обучения в школе во многом связаны с недостаточным вниманием к развитию речи, в частности, с развитием словаря, указывают в своих работах Ю.С. Ляховская, Н.П. Савельева, А.П. Иваненко, Е.М. Струнина [8, с. 88].

Овладение словарным составом родного языка рассматривается как необходимое условие воспитания звуковой стороны речи, освоения его грамматического строя, развития связной монологической и диалогической речи. Главная задача словарной работы в дошкольном возрасте — обогащение, расширение и

активизация словарного запаса, основу которого составляет введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов и антонимических пар, а также многозначных слов [2, с. 9].

Таким образом, развитие детской лексики является важнейшим направлением работы дошкольных образовательных организаций, которое систематически осуществляется путем расширения активного и пассивного словарного запаса детей с помощью новой лексики. Активный словарный запас дошкольника включает в себя общую лексику, но в некоторых случаях-ряд специфических слов, ежедневное употребление которых объясняется условиями его жизни. Любое введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, используют в искаженном виде, требует педагогических усилий.

Рассмотрим потенциал устного народного творчества в дошкольной образовательной организации.

Педагоги О.Б. Реунова, В.А. Черкасов в своей работе «Устное народное творчество как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста» утверждают, что приобщение детей к устному народному творчеству способствует решению многих воспитательных задач:

1) развитие интереса ребенка к устному народному творчеству;

2) развитие выразительности речи ребенка;

3) раскрытие детям смысла пословиц и поговорок, заключающих в себе правила поведения и моральные нормы;

4) обогащение знаний детей об окружающем мире при помощи русского фольклора, а также фольклора других народов;

5) развитие умения разыгрывать сказки по ролям;

6) знакомство детей народными играми и формирование умения использовать фольклор для самостоятельной игровой и театрализованной деятельности [10, с. 245].

По мнению, Л.С. Куприной, «устное народное творчество — это особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты. С самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности позволяет устное народное творчество, которое таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков. Фольклор — это не только возможность прикоснуться к истории, но и способ доступной весёлой формы развития и воспитания ребёнка» [4, с. 18].

Педагог-исследователь А.П. Усова делает акцент на том, что «в устном народном творчестве заключен богатейший воспитательный материал, используя который мы вводим ребенка в более широкий мир деятельности человека, раскрываем жизнь в новых для него чертах и образах» [10, с. 245].

В последние годы педагоги все чаще обращают свое внимание на произведения устного народного творчества как средства развития словарного запаса старших дошкольников.

А.С. Куприна, Т.А. Бударина утверждают, что знакомство детей с русским народным творчеством способствует познавательному и нравственному развитию дошкольников. В устном народном творчестве отражены черты русского характера, присущие ему нравственные ценности — представления о добре, красоте, правде, верности и т.п. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. Русские народные игры способствуют физическому развитию ребенка [4, с. 4].

Устное народное творчество способствует развитию у детей умений обобщать, сравнивать, противопоставлять. Различные жанры устного народного творчества позволяют ввести в детский словарь слова, обозначающие материал, из которого изготовлен предмет (дерево, металл, пластик, стекло).

В детском саду особое внимание уделяется работе над семантической стороной слова, расширению запаса антонимов и синонимов, формируется многозначность слов, умение употреблять слова, наиболее точно соответствующие сложившейся ситуации. Жанры устного народного творчества позволяют педагогу работать с синонимами, что способствует пониманию детьми умения подбирать разные слова со сходными значениями и формированию умений использовать их в своей речи.

Устное народное творчество способствует формированию у старших дошкольников умения выбирать наиболее точные слова при формулировании мысли и правильно их употреблять в любом контексте. Разные жанры устного народного творчества — песенки, потешки, прибаутки способствуют развитию у детей старшего дошкольного возраста понимания переносного значения слов и сочетаний (ручей узкий, а река широкая). Использование пословиц и поговорок («Март зиму кончает, весну начинает»; «Вещь хороша новая, а друг старый») закрепляет представление об антонимах, поэтому их надо чаще включать в речевые занятия.

Устное народное творчество позволяет работать с многозначными словами разных частей речи, например, река бежит, мальчик; цветок растет, ребенок; острый нож, ум и приводит детей к пониманию образного значения слов. Углубленная работа над смысловой стороной слова помогает детям точно передать творческую идею в своих собственных рассказах. Использование различных жанров устного народного творчества в детском саду способствует обогащению и активизации словарного запаса, расширению активной и пассивной лексики детей, овладению лексикой родного языка и пониманию художественно-выразительных языковых средств и лексических значений слов.

Потешки, прибаутки, песенки и другие малые жанры фольлора способствуют расширению активного словаря детей. Например, во время непосредственно-образовательной деятельности педагог совместно с детьми поет песенку «Заря, заряница...», которая способствует расширению активного словаря детей такими словами и словосочетаниями: «заря», «утренняя заря», «вечерняя заря», способствует формированию умения подбирать существительные к прилагательному «утренняя заря».

Обогащению обществоведческого словаря способствует песенка «Лиса рожью шла...» знакомит детей со словом «грош», педагог объясняет значения слова и просит детей ответить на вопросы: «Что такое грош?», «Можем ли мы сейчас что-то купить на грош?», «Где мы можем увидеть грош?» ответы детей могут быть такими: «Грош — это старая монета», «Грош — это деньги», «Сейчас таких денег нет», «Эти деньги можно увидеть в различных музеях».

Песенка «Идёт Матушка-Весна» способствует обогащению природоведческого словаря детей старшего дошкольного возраста: «Первый Март пришел, всех детей провел. А за ним — и Апрель отворил окно и дверь. А уж как пришел месяц Май, сколько хочешь гуляй! Идет Матушка-весна по полям-лесам одна». Педагог обращает внимание детей на порядок весенних месяцев и развивает у них способность использовать

различные части речи в точном соответствии с их смыслом и целью произнесения. В результате использования песен на занятиях по развитию речи у старших дошкольников будет обогащен бытовой, социальный и естественно-исторический словарный запас, что способствует расширению активного словарного запаса старших дошкольников.

Потешка «Пальчик-мальчик» знакомит детей с такими словами, как: «баранки», «калач», «грач»; «Сорока, сорока..?» знакомит детей с предметами быта: «блюдце», «тарелочка», «ложка», учит использовать новые слова в повседневной жизни. Включая потешку «Как у нашего кота...» в занятие по развитию речи, педагог формирует умение детей отвечать на вопросы, употребляя новую лексику.

Прибаутки «Ай, качи-качи-качи», «Петя-петушок», «Коровушка-Буренушка» способствуют развитию умения создавать новые слова, рифмуя известные, тем самым обогащая словарный запас детей старшего дошкольного возраста. Развивая чувство ритма и рифмы, педагог готовит ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формирует интонационную выразительность его речи.

Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания помогает прибаутка «Сбил - сколотил — вот колесо», побуждает детей интересоваться смыслом слова. После произнесения прибаутки: «Федул, что губы надул? Кафтан прожег. Починить можно. Иглы нет. А велика ли дыра? Один ворот остался» педагог, используя дидактическую игру «Вопросики», спрашивает детей: «Что такое кафтан?», ответ детей могут быть такими: «Пальто, куртка, шуба», затем педагог объясняет значение слова «кафтан». Применяя сюжетно-ролевую игру «Портной», педагог спрашивает у детей, почему невозможно починить кафтан, тем самым совершенствует у детей умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. Прибаутка «Где кисель — тут и сел» помогает детям осваивать выразительные средства языка.

Таким образом, использование на занятиях для развития речевых жанров устной народной литературы: детских стишков, потешек, прибауток, песен — будет способствовать расширению активного словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста, обогащению бытового, естественнонаучного и общественно-научного словаря, повышению умения использовать различные части речи в соответствии с их ценностно-целевыми установками.

Поскольку пассивный словарь значительно больше активного, педагогу важно побуждать детей овладевать выразительными средствами языка, интересоваться значением слова, а также использовать различные части речи (существительное, глагол, прилагательное, наречие, местоимение) в строгом соответствии с их значением и коммуникативной задачей.

Используя сказку «Семь Семионов — семь работников» (в обработке И. Карнауховой) на занятии по развитию словаря, педагог знакомит детей с профессиями, которые существовали раньше: «хлебороб, мореход, стрелец, звездочет». Применяя дидактическое упражнение «Соотнеси профессию», обогащает пассивный словарь детей новой лексикой: «пекарь», «мореплаватель», «воин», «астроном», «композитор». В результате у старших дошкольников произойдет обогащение пассивного словаря с помощью новой лексики. Сказка «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться» (пересказ К. Ушинского) побуждает детей интересоваться смыслом слова «землянка», «воз», «поленья», «огниво». Используя дидактическую игру «Назови и покажи», педагог объясняет значение слов и просит детей использовать слова в речи. Освоению выразительных средств языка детям помогает использование на занятии по развитию речи сказка «Хлебный голос». Перед прочтением сказки педагог спрашивает: «Как вы думайте, что такое хлебный голос?», «Как далеко его слышно?», «Кто может обладать хлебным голосом?», ответы детей могут быть такими: «Это колоски хлеба», «Далеко, близко, хлебный голос не слышно», «Любой человек или животное, который хочет кушать». После прочтения сказки педагог снова задает вопросы, а также просит детей высказать свое мнение, как они понимают фразу: «Батюшка, если кто хорошо кормит, да голодного не забывает, накормит, согреет, утешит, про того далеко слышно». Выполняя данное задание, дети продемонстрируют умение использовать разные части речи в соответствии с их значением и целью высказывания, а также интерес к смысловому значению слова, обогащение пассивного словаря детей старшего дошкольного возраста с помощью новой лексики: «утешит», «Русь», «поутру», «батюшка».

Выводы. Исходя из вышеизложенного, следует, что фольклор развивает активный и пассивный словарь дошкольников; направлен на обогащение бытовой, естественнонаучной и общественно-научной детской лексики, побуждает детей интересоваться значением слова, совершенствовать умение использовать различные части речи в соответствии с их смыслом и коммуникативной задачей, помогает детям развивать художественно-выразительные средства языка, следовательно, имеет много возможностей в развитии словаря старших дошкольников, в развитии качеств речи как средства общения.

Литература:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». — «РГ» — Федеральный выпуск № 6241. — 25 ноября 2013 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rg.ru (дата обращения: 23.10.18).

2. Ельцова, О.М., Горбачевская, Н.Н., Терехова, А.Н. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду [Текст] / О.М. Ельцова СПб.: Детство-пресс, 2008 — 192 с.

3. Карелина, Н.А. Роль художественной литературы в развитии речи детей [Текст] / Н.А. Карелина // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 7. — С. 9-12.

4. Куприна, А.С. Знакомство детей с русским народным творчеством [Текст] / Л.С. Куприна, Т.А. Бударина. — Спб.: Детство-пресс, 2001. — 400 с.

5. Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. — СПб.: Питер, 2004. — 224 с.

6. Речевое развитие дошкольников [Текст] / В.В. Зотеева // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 2. — С. 60-62.

7. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. Методическое пособие [Текст] / Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 2005. — 159 с.

8. Ушакова, О.С., Струнина, Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Методическое пособие [Текст] / О.С. Ушакова. — М.: Владос, 2004. — 288 с.

9. Еременко, С.В., Леонова, Т.И. Использование малых форм фольклора в младшем дошкольном возрасте (из опыта работы) [Электронный ресурс] / С.В. Еременко // Инновационные педагогические

технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 98-101. — Режим доступа: https://moluch.ru (дата обращения: 04.10.2019).

10. Реунова, О.Б., Черкасов, В.А. Устное народное творчество как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / О.Б. Реунова // Молодой ученый. — 2017. — № 45. — С. 244-246. — URL https://moluch.ru (дата обращения: 21.09.2019).

Педагогика

УДК 373.1

доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский

институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва);

аспирант Симонова Наталья Михайловна

Институт социально-гуманитарных технологий

ФГБОУ ВО «Московский государственный

университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского

(Первый казачий университет)» (г. Москва)

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ПРОЦЕССЕ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. На данном этапе для нашей страны характерен конфликт между традиционными, использующимися на протяжении десятилетий, и инновационными подходами в сфере образования. По-видимому, устранить данное противоречие можно через сочетание двух форматов обучения, очного и дистанционного, в рамках открытой совокупности информационных систем, способствующих выполнению учебных и воспитательных задач. Данная совокупность, называемая цифровой образовательной средой, требует от сотрудника учебного заведения конкретных практических умений и навыков. Базой ЦОС в контексте использования механизмов управления данными могут являться специальные оперативные комплексы, объединяющие знания смежных научных дисциплин. Подобные комплексы должны благоприятствовать интеграции, аккумулированию и сохранению этой информации, а также предоставлению нелимитированного доступа к интеллектуальному содержанию цифровой образовательной среды.

Ключевые слова: конфликтные ситуации, менеджмент в образовании, электронное обучение, цифровая образовательная среда, педагог, социум.

Annotation. At this stage, our country is characterized by a conflict between traditional, decades-old approaches and innovative approaches in the field of education. It seems that this contradiction can be solved through a combination of two formats of training, face-to-face and remote, within an open set of information systems that contribute to the performance of educational and educational tasks. This set, called the digital educational environment, requires the employee of the educational institution to have specific practical skills and skills. The DSC base in the context of data management mechanisms can be special operational complexes that combine knowledge of related scientific disciplines. Such complexes should facilitate the integration, accumulation and preservation of this information, as well as the provision of unmimified access to the intellectual content of the digital educational environment.

Keywords: Conflict situations, management in education, e-learning, digital educational environment, teacher, society.

Введение. Факторы социокультурного характера, создающие условия для построения в России открытого постиндустриального социума (растущая востребованность дистанционных форм обучения, рост популярности и влияния «мировой паутины» в целом и отдельных онлайн-ресурсов в частности, осуществление все большего числа действий, изначально связанных с умственным усилием, в автоматическом или полуавтоматическом режиме), расширили перечень директив, которые адресует современное высшее образование выпускнику института, академии или университета, вынужденному интенсивно взаимодействовать с социумом в рамках масштабной цифровизации образовательного процесса.

Основными катализаторами образования в Российской Федерации и других странах служат разнообразные онлайн-курсы, искусственный интеллект и т.д. Обучение, а в какой-то степени и воспитание понемногу уходят в дистанционный формат, что способствует фрагментации мышления, восприятию действительности в виде набора файлов, а также усугубляет раскол между традиционными, использующимися на протяжении десятилетий, и инновационными подходами в сфере образования. Устранить это противоречие позволит принцип интерактивности, благодаря которому станет возможным оптимальное сочетание двух парадигм взаимодействия преподавателей и студентов - привычной и современной. Подобное может быть достигнуто с помощью интеграции очного и дистанционного обучения в рамках цифровой образовательной среды (далее - ЦОС), предполагающей использование преподавателем практических умений и навыков, что является важнейшей предпосылкой успешного обучения и взаимной коммуникации в новой общественной действительности - с применением онлайн-ресурсов, программ, используемых для управления компьютером, и средств взаимодействия со своими подопечными в ходе аудиторного занятия. Интерес к проблемам, связанным с дальнейшей эволюцией ЦОС, проявляется во множестве практико-ориентированных научных работ, большой популярности учебных ресурсов сети Интернет, внедрении в образовательный процесс некоторых аспектов ЦОС для успешного прохождения аккредитационных процедур и т.д. [3].

Требования к формированию в общеобразовательной школе, лицее или гимназии технологически адекватной ЦОС, подразумевающей применение электронных ресурсов и средств телекоммуникации, представлены в Федеральном законе «Об образовании в РФ» и государственных стандартах третьего поколения. Более того, обращение к инновационным технологиям в сфере образования инициировано рядом национальных и локальных программ: «Развитие образования до 2025 г.» и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.