Humanity space International almanac VOL. 4, No 1, 2014: 5-11
Устное народное творчество как средство формирования развитие речи у детей старшего дошкольного возраста.
И.Н. Бойко
Московский государственный областной университет 105005, г. Москва, ул. Радио, дом 10A Moscow Region State University
Radio str., 10A Moscow 105005 Russia; e-mail: evestnik-mgou.ru
Ключевые слова: устное народное творчество, развитие речи, дети старшего дошкольного возраста.
Key words: folklore, language development, children preschool age. Резюме: В статье рассматривается роль устного народного творчества в развитии речи у детей старшего дошкольного возраста. Предлагаются практические рекомендации для воспитателей-педагогов системы дошкольного образования.
Abstract: This article discusses the role of oral folklore in language development in children under school age. Offers practical recommendations for educators-teachers of pre-school education.
[Boyko I.N. Folklore as a means of speech development in children under school age]
Значение выразительной речи в жизни человека неоспоримо. Эмоционально окрашенное слово - важный инструмент общения. Основным назначением выразительности речи является обеспечение эффективности коммуникации, вместе с тем, выразительность можно считать значимым средством речевого самовыражения личности.
В последнее время едва ребенок попадает в школу, с первых же дней занятий становятся слышны примитивные речевые конструкции одних первоклассников и образная эмоциональная речь других (Ушакова, Гавриш, 1998: 4).
Поэтому начинать работать над выразительной речью нужно еще в дошкольном возрасте.
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности
в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л.С. Выготский пришел к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» (Выготский, 2013:69).
Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.
Сам родной язык как предмет усвоения обладает чертами прекрасного, способен вызывать эстетические переживания. Воспитатель привлекает внимание детей к образным средствам выразительности, звучности и мелодичности, уместности использования языковых средств и тем самым закладывает основы эстетического отношения к языку. Особое значение для эстетического развития имеют художественное слово, словесное творчество и художественно-речевая деятельность самих детей.
Говоря о детях старшего дошкольного возраста, под культурой речи понимается соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно. Речь становится образной, непосредственной и живой, если у ребенка воспитывается интерес к выразительным средствам родного языка, развивается умение их использовать.
В старшем дошкольном возрасте резко возрастает возможность детей к чисто речевому взаимодействию. Наиболее благоприятные условия для согласованности речевых действий достигают максимального для дошкольника значения в игре.
Игра выступает как деятельность, способствующая развитию средств общения дошкольников, а высказывания, включенные в ролевую игру, являются переходом от
ситуативного к вне ситуативному общению. На фоне игры возникают высказывания на достаточно отвлеченные темы, развиваются контакты, уже не включенные в игровую деятельность.
Разные функциональные типы высказываний обслуживают разные типы отношений в игре: при сюжетно-ролевых отношениях используется ролевая и комментирующая речь; в отношениях по поводу игры -регулирующая (оценивающая, корректирующая,
планирующая).
Существует двусторонняя зависимость между уровнем развития игровой деятельности и степенью овладения детьми речевыми средствами. Чтобы начать игру, необходима определенная мера овладения речью, и ее развитие способствует совершенствованию игры. Повышение уровня развития игрового поведения, в свою очередь, стимулирует усвоение новых навыков речевого общения. Совершенствованию игры способствует подбор игрушек и разнообразие игровой среды, помощь взрослого в распределении игрового материала, обогащение представлений детей об окружающей действительности, обучение способам игрового поведения.
В становлении игрового общения со сверстниками особое значение имеет пятый и шестой годы жизни. В это время возникает особый вид игры, близкий коллективному рассказыванию - игра-фантазирование, полностью осуществляющаяся в речевом плане.
В связи с этим, игры с включением народного творчества могут разворачиваться как инсценировки с использованием игрушек (или плоскостных изображений) и как костюмированные игры-драматизации, могут иметь вид спектакля для зрителей или совершаться в форме сюжетно-ролевой игры-импровизации по мотивам литературного произведения, сказки (Арушанова, 2011: 20).
Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему. В народном
декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа.
Условность образа, нацеленность на типическое, красочность, декоративность, выраженность эмоционального настроя - эти качества народного декоративно-прикладного искусства присущи и творчеству детей, но, в отличие от детского творчества, в народном искусстве это не случайность, а выработанная, отточенная веками традиция. Детям же предстоит еще осознать, принять как эстетический идеал совершенство кажущейся простоты формы в дымковской игрушке, сочетание цвета в городецкой росписи, композиционные основы хохломского узора, изящество синего, голубого и белого в гжельской росписи.
Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, -одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.
Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития человека, а народное искусство является его неотъемлемой частью, известный психолог Б.М. Теплов писал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека - не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности».
Использование народных песенок, потешек и пестушек в процессе детской жизнедеятельности, включение их в разнообразные режимные моменты благотворно влияет на общение взрослого с ребенком. Поскольку они создают положительный эмоциональный фон (Теплов, 1947: 7).
Особое значение имеет для большего осмысления
содержания малых фольклорных произведений такой эмоциональный прием, как обращение к ребенку по имени. Это позволяет ребенку стать как бы соучастником действия и через это прийти к пониманию фольклорного произведения.
Такой прием показывает внимание взрослого к ребенку, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости его личности, высшей ценности ее, которая, по выражению известного педагога-гуманиста Я.А. Коменского, дороже всех сокровищ, золота и серебра.
Как отмечает Н.Н. Палатина, устное народное творчество заключает в себе огромный потенциал в развитии детского воображения, ибо в них закреплены формы общения, включающие создание мнимых ситуаций.
Они способствуют формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.
Таким образом, влияние народных песенок, пестушек, потешек на формирование личности ребенка неоспоримо.
Нужно проводить семинары, направленные на повышение уровня знаний, умений и навыков использования произведений фольклора в воспитательно-образовательной работе детского сада. Здесь важна работа, проводимая с родителями. Необходимо рекомендовать родителям шире использовать образцы устного народного творчества в собственной речи, показать, как можно сделать. С этой целью можно организовать занятия с родителями, повышающие уровень знаний о сказках, потешках, колыбельных песенках и т.д. и дающие практические навыки рассказывания. Желательно привлекать родителей к организации фольклорных праздников, детских постановок по сказкам.
Необходимо в процессе ознакомления детей с устным народным творчеством использовать различные формы работы. Помимо занятий важно проводить кружковую и студийную работу по ознакомлению с народными традициями, важно, чтобы фольклорные праздники готовились не только силами воспитателей и детей, но и родителей.
Такая система работы способствует воспитанию у детей творческой активности, развитию речи проявляющейся в умении рассматривать, анализировать, сравнивать предметы
народного декоративно-прикладного искусства, использовать приемы народных мастеров в своей творческой деятельности (Ушакова, Струнина, 2004: 3).
Устное народное творчество имеет важное значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, освоении им культурных богатств предшествующих поколений. Они необходимы ребенку для выражения в художественной форме своего особого видения мира, порожденного возрастными психическими особенностями. Эти особенности, взаимодействие ребенка с окружающим его миром, со сверстниками и взрослыми людьми меняются по мере развития ребенка от рождения до отрочества. Поэтому так богата, своеобразна область народного творчества, связанного с миром детства.
Трудно переоценить значение фольклора в воспитании дошкольников. Народное творчество выполняет воспитательно-образовательную функцию; способствует развитию памяти: в произведениях устного народного творчества встречается много повторов, это помогает лучше запомнить, а потом и воспроизвести их содержание.
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Устное народное творчество является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.
ЛИТЕРАТУРА
Арушанова А.Г. 2011. Развитие коммуникативных способностей
дошкольника: методическое пособие. М.: ТЦ Сфера 80 с. Ушакова О.С., Струнина Е.М. 2004. Методика развития речи детей
дошкольного возраста. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 288 с. Павлова Н.Ч. 2013. Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста в условиях двуязычия. - III Республиканской научно-
практической Интернет-конференции «Альтернант - 2013». - URL: http://conf.grsu.by/alternant/2013/04/11/1006/ [11.04.2013] Палатина Н.Н. 1992. Воображение на ранних стациях онтогенеза. Автореф.
докт. ... дис. психол. наук. Москва. 42 с. Теплов Б.М. 1947. Психологические вопросы художественного воспитания. Вып. 11: Вопросы художественного воспитания. Институт художественного воспитания; Отделение педагогики. Отв. ред. Т.Л. Беркман. - 1947. Известия Академии педагогических наук РСФСР. Москва - Ленинград: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР. 168 с. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. 1998. Знакомим дошкольников с художественной
литературой. М: ТЦ Сфера. 224 с. Выготский Л.С. 2013. Умственное развитие детей в процессе обучения. М: Рипол Классик. 142 с.