Научная статья на тему 'Интеграция народного творчества в режиме двигательной активности дошкольников'

Интеграция народного творчества в режиме двигательной активности дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИК / ЗАБАВНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР / НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО В МОТОРИКЕ / KIDS / AMUSING-MOTIONAL COGNITIVE NURSERY FOLKLORE / FOLK WORK OF THE MOTIONAL ACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горелов Александр Александрович, Немеровский Елена Валентиновна

В статье представлен опыт и структура развития двигательной активности дошкольников в условиях интеграции народного творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF FOLK WORK IN REGIMENT OF THE LOCOMOTOR ACTIVING OF THE KIDS

In article is represented experience and structure of the motional action of the kids under integration folk work.

Текст научной работы на тему «Интеграция народного творчества в режиме двигательной активности дошкольников»

ектов. Такой подход позволит максимально эффективно достигать обозначенных целевых результатов - увеличения доли населения страны, регулярно занимающегося физической культурой и спортом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гостев, Г. Р. Физическая культура в субъектах Российской Федерации: монография [Текст] / Г. Р. Гостев, А. В. Лотоненко, А. В. Струк - М. : Теория и практика физической культуры, 2004. - 360 с.

2. Кузин, В. В. Современное состояние и перспективы развития физической культуры и спорта в России [Текст] / В. В. Кузин // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 9. - С. 55-57.

3. Новокрещенов, В. В. Управление сферой физической культуры и спорта : правовые и организационные основы взаимодействия : монография [Текст] / В. В. Но-вокрещенов ; ИжГТУ. - Ижевск : [б.и.], 2006. - 140 с.

4. Пилоян, Р. А. Физкультура и спорт : пути перестройки [Текст] / Р. А. Пило-ян // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 7. - С. 2-7.

5. Рожков, П. А. Постановление РФ № 904 от 31.12.2004 г. «О федеральном агентстве по физической культуре и спорту» [Текст] / П. А. Рожков, П. А. Виноградов, В. П. Моченов // Нормативное правовое и программно-методическое обеспечение сферы физической культуры и спорта : документы и материалы (1999-2004 годы). -М. : Советский спорт, 2004. - С. 269-272.

ИНТЕГРАЦИЯ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В РЕЖИМЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Александр Александрович Горелов, доктор педагогических наук, профессор, Белгородский государственный университет (БелГУ),

Виктор Михайлович Немеровский, кандидат педагогических наук, доцент, Псковский государственный педагогический университет им. С.М.Кирова (ПГПУ им. С.М.

Кирова),

Елена Валентиновна Говердовская, кандидат филологических наук, доцент, Пятигорский государственный технологический университет

Аннотация

В статье представлен опыт и структура развития двигательной активности дошкольников в условиях интеграции народного творчества.

Ключевые слова: дошкольник, забавно-двигательный познавательный детский фольклор, народное творчество в моторике.

INTEGRATION OF FOLK WORK IN REGIMENT OF THE LOCOMOTOR

ACTIVING OF THE KIDS

Alexander Alexandrovich Gorelov, the doctor of pedagogical sciences, the professor, Belgorod state university,

Victor Mikhailovich Nemerovsky, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Pskov state pedagogical university,

Elena Valentinovna Goverdovskay, the candidate of philological sciences, senior lecturer, Pyatigorsk state technological university

Abstract

In article is represented experience and structure of the motional action of the kids under integration folk work.

Keywords: kids, amusing-motional cognitive nursery folklore, folk work of the motional action.

В статье сделана попытка на основе изучения народных механизмов реализации культурно-воспитательной работы в России в XVIII - XIX вв. [1, 4, 8] выбрать основ-

ные забавные жанры фольклора, ввести их в процесс физического воспитания ДОУ и разработать рекомендации для оздоровления детей в условиях семьи.

С этой целью, в возрастные сценарии распорядка дня детей 3-6 лет в условиях ДОУ и семьи поэтапно вводился тематический забавный стихотворно-песенный фольклор в соединении с современным подвижными играми и психотренингом.

Комплексное сочетание разговорного жанра, двигательных и интеллектуальных заданий, на наш взгляд, способствует повышению мотивации ребенка к различным формам оздоровительного процесса. При этом наши наблюдения показали, что практически любая педагогическая деятельность с дошкольниками, построенная на сюжетной двигательно-познавательной основе, способствует формированию как общей социальной, так и физкультурно-оздоровительной компетентности всех субъектов, принимающих участие в ее процессе.

Наши исследования показали, что совместное разучивание двигательных заданий (во время утренней зарядки) под выразительное мажорное проговаривание забавных стишков не только поднимают настроение, но и способствует повышению моторной плотности, более качественному закреплению разучиваемого материала.

Изучение влияния физкультурных пауз в промежутках длительной статической деятельности с отгадыванием загадок и проговариванием скороговорок позволило обосновать их содержание с учетом использования игровой состязательности (кто из детей точнее, быстрее и выразительнее исполнит роль персонажа).

Исследование эффективности забавно-состязательной игровой формы в занятиях по физическому воспитанию показало, что если ребенку дается возможность для самовыражения (например, в таких номинациях, как: «самый сильный», «самый ловкий», «самый быстрый» и т.д.), то у него зарождается мотивация на максимальное проявление своих способностей, возникает потребность в своем дальнейшем совершенствовании.

Учитывая тот факт, что дети в своих самостоятельных играх часто употребляют уменьшительно-ласкательную лексику, для каждого фольклорного жанра нами опытным путем были подобраны двойные названия-определения жанра фольклора: первое - классическое, неизменное, второе - модифицированное (авторское), т.е. забавноуменьшительное (табл. 1).

Таблица 1

Содержание забавного фольклора в режиме дня детей 5-6 лет____________

№ п/п Жанр фольклора на языке взрослых (классическое название и краткое определение) Жанр фольклора на языке детей (авторское - забавное, уменьшительноласкательное)

1 Пестушки (нянчить, пестовать, воспитывать) Пестушки-воспитушки (нямнямушки, ходунюшки, потягунюшки)

2 Потешки (тешить, забавлять) Забавушки-зарядушки

3 Закаливание (воздух, солнце, вода) Закаляки-обливаки

4 Скороговорки Языкоритмика-языкомямлики

5 Загадки Загадушки-угадушки

6 Физкультпаузы (физкульминутка) Шаляй-Валяйки

7 Считалки (жеребьевки) Выбиралки-забавлялки

8 Народные игры (подвижные, состязательные) Игралки-догонялки

9 Пальчиковые игры Пальчишки-хвастунишки

10. Сказки Сказушки-рассказушки

11. Пословицы Умки-тугодумки

12. Забавы-небылицы Вруны и Врунгелята

13. Диалоги Ловкачи-циркачи

14. Частушки Частушки-посмехушки

15. Дразнилки Дразнилки-мирилки

16 Колыбельные Баюшки- засыпаюшки и др.

При составлении программы использования забавно-двигательного познавательного детского фольклора мы старались подбирать стихи-потешки и игры забавноразвлекательной и забавно-познавательной сюжетной направленности с учетом возрастных особенностей детей (3-4 года, 5-6 лет). Чтобы весь двигательнопознавательный материал логично вписывался в сценарий режима дня, мы создали распорядок дня как единую тематическую композицию (табл. 2).

Таблица 2

Интеграция двигательной и познавательной деятельности в режиме дня (в ДОУ

и семье) детей 5-6 лет средствами народного творчества

Время Деятельность Легенда

о ‘ч о о О Подъем Зарядка -потешки сюжетные имитации упражнений спортсменов: «Бегун», «Боксер», «Регулировщик» и т.д.

815-825 Утренняя гимнастика в ДОУ Зарядка-попевки-частушки «К ребятам и зверятам»

£45 9ОО Свободная деятельность Игры считалки-дразнилки с фит. мячом «Фокусники и клоуны»

д30_д40 1-я минутка отдыха Путешествие в «Страну скороговорок» с обручем

1010-1020 2-я минутка отдыха Путешествие в страну пословиц с гимнастической палкой

О 4 7 о о Прогулка Поход в «Страну загадок» со скакалкой

1500-1515 Подъем Поход в «Страну Пальчиковых игр» (мелкая моторика)

1530-1610 Клубное время Экскурсия в «Страну народных игр» по схеме графической символики

1620-1750 Прогулка Экскурсия в «Страну Потшек-Пестушек» зарядки с фит. мячами

0 0 О ч 0 0 Гимнастика - сказка в семье «Папа, мама, я - физкультурная и умная семья!»

Главным персонажем (дети 3-6 лет) и режиссером (дети 5-6 лет) является ребенок, который обучается под руководством взрослого начальным основам самостоятельности и творчества. Для каждого фольклорного жанра нами был разработан мини-сюжетный тематический сценарий двигательно-познавательной направленности в режиме учебного года. Данная форма воспитания детей по мини-сценариям, введенным в отдельные фрагменты распорядка одного дня, перерастает впоследствии в разнотематические сценарии недельного, месячного, квартального циклов и всего учебного года (рис. 1).

Таким образом, все 16 отобранных нами забавно-тематических фольклорных жанров были направлены на эффективное привлечение детей и взрослых к формированию основ здорового образа жизни.

В результате проведенных нами экспериментальных исследований с привлечением ведущих специалистов в сфере дошкольного воспитания нами были разработаны рекомендации для успешного освоения курса устного народного творчества в моторике, которые основываются на следующих правилах:

• дошкольника должна окружать полноценная речевая среда, при этом воспитательная деятельность должна сопровождаться правильной, понятной, выразительной и мягкой речью (не сюсюкать), без резких движений и окриков;

• теоретические сведения о жанрах народного творчества дети должны получать из специальной литературы, как в домашних условиях, так и во время пребывания в ДОУ;

• наставник должен владеть всеми видами и жанрами фольклора, для чего пе-

ред каждым занятием рекомендуется в количестве 2-3 раз апробировать методику проведения изучаемого фольклорного жанра (фрагмента);

• все жанры должны содержать в себе сюжетно-тематическую логику;

• использовать приемы самостоятельного ведения детьми отдельных фрагментов занятий, с поощрением их инициативы;

• обращать внимания на движения в фольклорных жанрах (кроме колыбельных), которые должны выполняться эмоционально, выразительно в такт речитативу (к примеру, вы начинаете, ребенок заканчивает задание и наоборот);

• по возможности выполнять те игровые задания, которые ребенку особенно нравятся, при этом важно уметь заканчивать каждое упражнение до того, как ребенок устанет.

Рис. 1. Содержания интегрированной двигательной и познавательной технологии «НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО» в режиме учебного года дошкольника

Первый опыт внедрения элементов народного творчества в режимные моменты обследованных экспериментальных ДОУ г. Пскова показал, что такая эффективная форма воспитания дошкольников не только способствует изучению народного творчества, но и развивает у детей смежный интерес к игровой, учебной и другим видам дея-

тельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аникин, В.М. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор / В.М. Аникин. - М. : Учпедгиз, 1957. - 122 с.

2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей : книга для воспитателей ДОУ (3-7 лет) / А.Г. Арушанова. - М. : Мозаика-Синтез, 1999. - 88 с.

3. Пономарев, Н.И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека / Н.И. Пономарев. - СПб. : [б.и.], 1996. - 198 с.

4. Потапчук, А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников / А.А. Потап-чук, Т.С. Овчинникова. - СПб. : Изд-во «Речь», 2002. - 128 с.

5. Немеровский, В.М. Игровая гимнастика в развитии двигательнопознавательной сферы детей (5-15 лет) / В.М. Немеровский ; ПГПУ. - Псков : [б.и.], 2006. - 167 с.

6. Немеровский, В. М. Народное творчество в системе ДОУ - школа - вуз / В.М. Немеровский ; ПГПУ. - Псков : [б.и.], 2006. - 224 с.

7. Шангина, И.И. Русские дети и их игры / И.И. Шангина. - СПб. : Искусство, 2000. - 315 с.

8. Шмаков, С.А. Игры-шутки, игры-минутки / С.А. Шмаков. - М. : Новая школа, 1993. - 87 с.

ОСОБЕННОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДВОДНОЙ ОХОТЕ

Алексей Фёдорович Гришин, заведующий кафедрой физического воспитания, Морская государственная академия им. адмирала Ф. Ф. Ушакова, г. Новороссийск

Аннотация

В исследовании показано, что отличительными чертами соревновательной двигательной деятельности в подводной охоте являются следующие: средняя длительность погружения - 74 с, число погружений - 93 раза, глубина - около 7 м. При этом двигательная деятельность осуществляется при средней частоте сердечных сокращений 89 уд/мин и её многократных резких повышениях и снижениях при гипервентиляции и погружении (в среднем 28%).

Ключевые слова: подводная охота, соревновательная двигательная деятельность, особенности.

FEATURES OF COMPETITIVE MOTOR ACTIVITY IN UNDERWATER

HUNTING

Aleksey Fiodorovich Grishin, Managing sub-faculty of physical training,

The Sea state academy of a name of admiral F.F. Ushakov,

Novorossisk

Abstract

The research presented in the paper has proved that characteristic features of competitive movement activities in underwater hunting are as follows: mean dive duration is 74 sec, the number of dives is 93, and the depth of dive is 7 m. The mean heart rate is 89 beats per second, with repeated sharp surges and drops determined by hyperventilation and immersion (28% on average).

Keywords: underwater hunting, competitive movement activities, characteristic features.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВВЕДЕНИЕ

Подводная охота за последние десять-пятнадцать лет превратилась из экзотического вида досуга, доступного немногим, в популярный вид активного отдыха жителей населённых пунктов, расположенных вблизи естественных и искусственных водоёмов, эффективное средство физического воспитания и в вид спорта, имеющий свою

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.