Таблица 2
Уровень успеваемости курсантов экспериментальной и контрольной групп по _______________дисциплине «Спортивные и подвижные игры»______________________
Курс обучения Теоретическая подготовленность Методическая подготовленность
ЭК КГ ЭК КГ
1-й курс 3,7±0,15 3,5±0,16 3,4±0,16 3,3±0,17
2-й курс 3,8±0,15 3,5±0,16 3,6±0,15 3,4±0,18
3-й курс 4,2±0,14 3,6±0,17 4,1±0,15 3,5±0,18
Анализ полученных данных позволяет сделать заключение о том, что курсанты экспериментальной группы более успешно осваивают программу по дисциплине «Спортивные и подвижные игры», чем контрольной. Это проявляется в выполнении контрольных упражнений, уровне теоретической и методической подготовки по дисциплине.
Представленные данные свидетельствуют о том, что в показателях физической подготовленности курсантов экспериментальной и контрольной групп произошли достоверные изменения, по сравнению с началом эксперимента, однако, в экспериментальной группе показатели значительно выше, чем в контрольной.
Таким образом, полученные в результате исследований экспериментальные данные подтвердили наши предположения, что говорит о высокой эффективности предложенной нами программы.
ИНТЕГРАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ИНВЕНТАРЯ В РАЗВИТИИ ВАРИАТИВНОЙ ДВИГАТЕЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
В.М. Немеровский
В настоящее время в практике некоторых дошкольных учреждений (далее ДОУ) наблюдается снижение уровня физической активности детей. Одной из причин этого является недостаточное или нецелесообразное использование игровых зон, площадей помещений и участков, а также непрофессиональное использование физкультурного инвентаря и оборудования [1, 2, 5, 7].
Развивающий оздоровительный эффект игрового инвентаря усиливается в том случае, если, «взаимодействуя» с ним, ребенок может самостоятельно (на начальном этапе - со взрослыми) расставлять, переносить, компоновать его для выполнения варьируемых двигательно-познавательных заданий [1, 6, 10].
Мы предполагаем, что целесообразная организация и использование предметнопространственной среды при проведении разнообразных игр и упражнений с привлекательным оборудованием (например, на сюжетно-познавательной основе) должна обеспечивать ощущение постоянной новизны деятельности, вызывать у занимающихся положительный эмоциональный отклик, способствовать развитию их фантазии и воображения и вследствие этого конструкторских способностей по использованию данного оборудования в режиме конкретно поставленных задач [1, 3, 6, 9].
Общеизвестно, что ребенок будет заниматься любым видом деятельности, даже «монотонным», если этим занятиям придать эмоциональную привлекательность, к примеру, посредством игрового или состязательного стилей ведения занятий.
В ходе нашей экспериментальной работы мы изучили эффективность внедрения разнотематического инвентаря и оборудования в учебные и внеучебные физкультурные мероприятия в ДОУ и семье.
Мы установили, что если во все режимные моменты семьи и дошкольного учреждения вводить сюжетно-тематический гимнастический инвентарь (стандартный и нестандартный) и разнотиповое оздоровительное оборудование (домашние спортив-
ные уголки), организовать полосы препятствий и тропы здоровья, использовать все это вариативно в виде сюжетных сценариев-уроков, которые регулярно обновляются и ежемесячно сменяются приемами пошагового планирования, то такие формы ведения занятий способствуют не только становлению мотивации, но и более эффективному развитию двигательно-познавательной сферы дошкольников.
В годичном цикле педагогического исследования (в условиях образовательного пространства ДОУ - семья - социум) нами были разработаны и осуществлены следующие забавно-тематические мероприятия:
I этап (сентябрь-октябрь) - забавные зарядки в виде 8-и двигательнопознавательных походов с применением 12-и наименований гимнастического инвентаря.
II этап (ноябрь-декабрь) - тропы здоровья (10 двигательно-познавательных экскурсий с применением 20-и видов стандартного и нестандартного оборудования).
III этап (январь-март) - гимнастический инвентарь и нетрадиционное оборудование (10 сценариев познавательных викторин, двигательно-познавательных аттракционов).
IV этап (апрель-июнь) - полосы препятствий (8 веселых стартов-путешествий с применением нестандартного гимнастического инвентаря в условиях помещений и под открытым небом).
Для реализации этого проекта силами родительского комитета, шефских организаций и педагогов ДОУ были оснащены, построены и отремонтированы 3 физкультурных площадки, 4 полосы препятствий. Домашние спортивные уголки приобрели более чем 65% семей, более 80% родителей для совместных занятий с детьми закупили необходимый гимнастический спортинвентарь.
На I этапе эксперимента (моделирующем, апробационном), 2005 - 2006 уч. год, все участники исследования учились творческому подходу к построению рационального режима дня своих воспитанников, составлению алгоритмов разножанровых комплексов сюжетных зарядок (утренних и вечерних). Ими были опробованы и освоены приемы владения графической символикой для составления и самостоятельного ведения мероприятий с применением вышеназванного физкультурного инвентаря. Велась подготовка технической базы (оснащение, ремонт и пр.). Планировались и корректировались формы сотрудничества между педагогическими структурами ДОУ, родителями, шефскими организациями.
На II этапе (основном - экспериментальном), 2006 - 2008 уч. год, опробовались и внедрялись в практику алгоритмы коллективных (всей группы, семьи) и самостоятельных занятий, в основе которых лежит разучивание забавного тематического фольклора в стихах с одновременным выполнением двигательно-познавательных заданий с применением простейшего оздоровительного инвентаря.
В конце каждого месяца проводились открытые занятия (с обсуждением и анализом): дни здоровья, тематические викторины и олимпиады для всех субъектов образовательного пространства: педагогов ДОУ, родителей, представителей шефских организаций. Такая совместная форма занятий стимулировала как детей и их родителей, так и все педагогические структуры к дальнейшему совершенствованию педагогического процесса.
Для проверки эффективности подобной методики была организована экспериментальная площадка на базе ДОУ №32, №37 (экспериментальные) и №26, 18 (контрольные), работающие по программе «Детство» (В .И. Логиновой и др.)
При определении уровня физической подготовленности детей подбирались тесты в соответствии с требованиями спортивной метрологии, прошедшие проверку на аутентичность (М.А. Правдов, 1992), а также тесты из «Общеевропейских тестов физической подготовленности», адаптированные к условиям малокомплектных детских садов. В таблице 1 представлены показатели тестирования уровня физической подготовленности детей контрольной и экспериментальной групп до и после проведения
основного экспериментального этапа.
Таблица 1
Исходные и конечные результаты (I этап эксперимента, 2006-2007 уч.г.) тестирования физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста контрольной __________________________и экспериментальной групп____________________________
Название теста Испытуемые
Контрольная группа n=30 Экспериментальная группа n=30
до эксперимента x±m после эксперимента x±m Р до эксперимента x±m после эксперимента x±m Р
Постукивание по дискам 290±8,76 268±7,56 <0,05 280±8.53 223±3.03 <0,05
Сесть и достать (см) 14,6±0,30 15,0±0,41 >0,05 15,7±0,37 16,8±0,35 <0,05
Фламинго (количество попыток) 22,1±1,67 21±1,61 >0,05 23±1,62 21±1,52 >0,05
Сила кисти: правая рука (кг) 7,08±0,28 7,23±0,39 >0,05 7,56±0,32 9,53±0,72 <0,05
Сила кисти: левая рука (кг) 6,3±0,24 6,5±0,52 >0,05 7,1±0,29 8,57±0,61 <0,05
Прыжок в длину с места (см) 108±4,98, 110,7±1,2 >0,05 109,8±5,1 124,2±3,9 <0,05
Прыжок вверх (см) 18,8±0,9 20,7±0,87 <0,05 17,9±1,0 23,3±0,9 <0,05
Бег 10х5 м (сх10) 290±0,51 280±0,57 <0,05 281±0,48 252±0,49 <0,05
Бег 30х5 м (сх10) 76,4±0,17 75,5±0,61 <0,05 77,3±0,18 69,35±0,9 <0,05
Поднимание и опускание туловища (раз) 6,8±0,27 7,4±0,34 >0,05 7,2±0,3 9,8±0,31 <0,05
Метание набивного мяча, 1 кг (см) 367±8,00 276±8,25 >0,05 261±9,0 307±5,02 <0,05
Из данных, представленных в таблице 1, очевидно, что прирост результатов в экспериментальной группе получен в следующих тестах: «Поднимание и опускание туловища», «Прыжок вверх», «Сила кисти правой и левой рук», «Постукивание по дискам». Эти тесты предназначены для измерения силы и силовой выносливости мышц туловища; взрывной силы ног; статической силы; скорости движения конечности. Из пяти тестов, в которых наблюдается наибольший прирост, четыре теста - для определения различного рода силы: статической силы, силовой выносливости, взрывной силы. В то же время в контрольной группе таковой прирост оказался весьма незначительным (табл. 1).
Для определения уровня познавательной деятельности детей использовались методики изучения памяти, объема внимания, мышления, восприятия (С. А. Лебедева, 1993; Т.Г. Богданова, Т.В. Корнилова, 1994; А.К. Маркова, А.Г. Лидерс, 2000), адаптированные под условия малокомплектных ДОУ. В таблице 2 представлены показатели тестирования уровня познавательной деятельности до и после эксперимента. Во всех тестах после эксперимента результаты достоверно различаются Р<0,05.
Прирост показателей в экспериментальной группе значительно превышает таковой в контрольной. Наибольший прирост отмечен в тесте «Посмотри и запомни», определяющем объем внимания.
В играх, эстафетах и преодолениях полос препятствий ребенку приходится сосредоточивать внимание не на одном объекте (предмете, явлении и т.д.), а сразу на нескольких. Например, в эстафете на сюжетной полосе препятствий детям приходится постоянно следить, где находится партнер и как удачно преодолевает он препятствия, где находятся соперники, в какой последовательности расположен инвентарь и др.
Известно, что скорость формирования и прочность двигательного навыка зависят от объема и спецификации сенсорной информации, поступающей в центральную нервную систему [1, 2, 10]. Например, движения, выполняемые в режиме, близком к статическому, запоминаются менее эффективно, чем движения, характеризующиеся выраженной последовательностью различных фаз двигательного акта.
Таблица 2
Исходные и конечные результаты тестирования познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп
Название теста Испытуемые
Контрольная группа n=30 Экспериментальная группа n=30
до эксперимента x±m после эксперимента x±m Р до эксперимента x±m после эксперимента x±m Р
Посмотри и запомни гимнастический инвентарь 2,58±0,43 3,4±0,34 <0,05 2,7±0,21 4,27±0,23 <0,05
Разное оздоровительное оборудование 3,0±0,51 3,7±0,25 <0,05 2,8±0,35 4,8±0,21 <0,05
Расположение гимнастического инвентаря 3,0±0,41 4,1±0,31 <0,05 3,0±0,43 4,8±0,20 >0,05
Угадай название сюжетной зарядки 3,2±0,21 4,2±0,24 <0,05 3,1±0,25 4,8±0,19 <0,05
Угадай сюжетное упражнение 3,12±0,31 2,5±0,23 <0,05 3,0±0,37 1,5±0,11 <0,05
Запомни последовательность сюжетной зарядки 2,0±0,19 2,1±0,34 >0,05 2,0±0,21 4,8±0,13 <0,05
Наименьший прирост результатов дал тест «Угадай сюжетные упражнения», показывающий уровень восприятия цвета и формы. Объясняется это тем, что в играх, эстафетах, преодолении полос препятствий и др. ребенок в основном ориентируется не на цвет, объем, последовательность расположения, а, в первую очередь, на двигательные действия.
Начальный этап педагогического эксперимента позволил нам апробировать более 20-ти приемов вариативного использования инвентаря и оборудования в ДОУ и семье. Самыми эффективными оказались следующие приемы:
• типовидовая смена гимнастического инвентаря (к примеру, сентябрь - занятия со скакалкой, октябрь - с мячом и т.д.);
• использование (замена и дополнение) ключевых слов, сюжетных упражнений, разнотематических двигательно-познавательных рассказов по разучиваемой тематике (не чаще, чем через 2-4 недели) с дальнейшей ее полной заменой или частичным обновлением;
• освоение двигательно-познавательных заданий по прямой и обратной аналогии;
• воспитание конкретных физических качеств на примере разнотематического инвентаря и оборудования;
• частичная замена двигательно-познавательных заданий в процессе одного занятия;
• прием сюжетно-композиционной направленности и др.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бычкова, С.С. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста / С.С. Бычкова. - М. : АРКТИ, 2002. - 56 с.
2. Волошина, Л.Н. Играйте на здоровье : программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет / Л.Н. Волошина. - М. : АРКТИ, 2004. - 144 с.
3. Глазырина, Л. Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста / Л. Д. Глазырина. - М. : ВЛАДоС, 2000. - 175 с.
4. Директор школы. - М., 1993. №4, с.79.
5. Лесгафт, П.Ф. Собрание педагогических сочинений. Т. 1 : Руководство по физкультурному образованию детей / П.Ф. Лесгафт ; отв. ред. Г.Г. Шахвердов. - М. :
Физкультура и спорт, 1951. - 444 с.
6. Михайленко, Н.Я. Взаимодействие взрослого с детьми в игре // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 3. - С. 12-14
7. Немеровский, В.М. Физкультурный инвентарь и спортивное оборудование в системе ДОУ, школы, вуза / В.М. Немеровский. - Псков : ПГПУ, 2006. - 100 с.
8. Нестеров, В.П. Эмоциональные аспекты двигательной активности детей дошкольного возраста : учеб. пособие / В.П. Нестеров, И.М. Воротилкина, В.К. Могилев. - Хабаровск : [б.и.], 1998. - 105 с.
9. Прохорова, М.В. Профессионально-педагогическая направленность педагога на физическое воспитание дошкольников // Тезисы докладов научно-практической конференции / сост. Володий О.В. - СПб. : [б.и.], 1997. - С. 102.
10. Социальная технология научно-практической школы им. Ю.Ф. Змановско-го. Здоровый дошкольник / авторы-составители : Антонов Ю.Е., Кузнецова М.М., Марченко Т.И. - М. : АРКТИ, 2001. - 208 с.
11. Утробина, К. К. Занимательная физкультура в детском саду / К. К. Утробина. - М. : ГНОМ, 2004. - 128 с.
СПОРТ И ЛИЧНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ВУЗЕ
В.Д. Паначев, А.С. Сырчиков
Феномен спорта как социального явления чаще всего определяют через ценностные ориентации. Современное понимание спорта как социального института, а также цель нашего исследования данного социального института и его роль в развитии личности предполагают использование теории социального развития, социального статуса, социальных отношений, группового поведения, системного и целостного подхода к раскрытию этого феноменального явления как социально-педагогического.
Социально-педагогические основы развития студенческого спорта необходимо рассматривать как совокупность государственных и общественных форм деятельности, осуществляемых в целях физического и спортивного совершенствования студенческой молодежи, удовлетворения ее интересов и потребностей, подготовки спортивного резерва для сборных команд РФ.
Интерес к решению проблем студенческого спорта как социального института в развитии личности определяется многими обстоятельствами. Современная цивилизация в значительной степени преобразует окружающую среду, социальные институты, самого человека. В этой связи студенческий спорт оценивается как неиссякаемый источник общественных нововведений. Отсюда становится понятным стремление современных исследователей выявить потенциал студенческого порта как социального института, найти внутренние резервы и новые возможности действенного влияния данного социального института, особенно в развитии личности.
Обострившийся в современной педагогике и социологии интерес к спорту как фактору социального развития привел к значительному прогрессу в этой области знаний. В 1960-1990 гг. в педагогике и социологии спорта сформировалась отечественная теория спорта и личности, которая в настоящее время является методологической основой изучения личности в спорте. В её контексте осуществляются исследование социальных взаимодействий личности в различных аспектах. Так, из социологических данных известно, что подавляющее большинство юношей и девушек хотели бы заниматься спортом, однако, их желание искусственно сдерживается организационноуправленческими и программно-методическими недоработками и недооценкой спорта как эффективного инструмента развития личности подрастающего человека, который вступает в социальную жизнь [1].
Прежде всего, сформулируем рабочее понятие спортивной культуры. В.И. Столяров, О.В. Козырева, В.К. Бальсевич, Л.И.Лубышева уже обращались к этому поня-