косвенной (II этап преимущественно самостоятельно) владеют приемами «расшатывания сюжета» (по В. Кудрявцеву), успешно составляют разнотематические забавносюжетные зарядки, психофизические этюды и применяют их в личном опыте;
• совместная творческая деятельность педагогов ДОУ, семьи и ребенка (на основе единого планирования, обсуждения, адаптации) развивает одновременно в объектах и субъектах всего образовательного пространства творческие способности и первые навыки (совместного и индивидуального) ведения здорового образа жизни.
Главный вывод из проведенных исследований состоит в том, что формирование двигательно-познавательной и психической сферы дошкольников 5-6 лет возможно только при условии опережающего воспитания личностных качеств и профессионального роста всех субъектов образовательного пространства ДОУ - семья - социум, способных адекватно реагировать на меняющиеся условия жизни в современном обществе и в конкретном педагогическом коллективе, т.е. грамотно и творчески принимать созидательные решения в ответ на изменения в общественной жизни и педагогической реальности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Васильева, Н.Н. Развивающие игры для дошкольников / Н.Н. Васильева,
Н.В. Новотворцева. - М. : [б.и.], 1997. - 204 с.
2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М. : Педагогика, 1967. - 97 с.
3. Кудрявцев, В.Т. Развивающая педагогика оздоровления / В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров. - М. : [б.и.], 2000. - 296 с.
4. Лесгафт, П.Ф. Собрание педагогических сочинений. Т. 1. Руководство по физкультурному образованию детей / П.Ф. Лесгафт ; отв. ред. Г.Г. Шахвердов. - М. : [б.и.], 1952. - 384 с.
5. Маркова, А.К. Диагностика психического развития школьников и дошкольников / А.К. Маркова, А.Г. Лидерс. - Обнинск : [б.и.], 1992. - 180 с.
6. Немеровский, В.М. Игровая гимнастика и психогимнастика для дошкольников : учебное пособие / В.М. Немеровский. - Псков : [б.и.], 2005. - 300 с.
7. Немеровский, В.М. Развитие физической культуры дошкольников средствами сюжетно-ролевых игр : дис. ... канд. пед. наук / Немеровский В.М. - СПб., 2000.
- 243 с.
8. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании : учебное пособие / Е.И. Рогов. - М. : ВЛАДОС, 1996. - 529 с.
СОРЕВНОВАНИЕ КАК МЕТОД ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
М.З. Оганнисян
Физическая культура, будучи одной из граней общей культуры, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач [1, 4, 6].
По мнению В.К. Бальсевича, при преобразовании физического потенциала молодого человека принципиальное место должно занять признание приоритета тренировки как ведущего и самого эффективного способа такого преобразования. Это особенно важно для повышения эффективности физического воспитания детей, подростков и молодежи, где до сих пор приоритетная роль отводилась обучению двигательным умениям и формированию навыков. В результате упускались самые благоприятные возможности для развития физических качеств человека в сенситивные периоды их возрастной эволюции [2].
Известно, что в человеке не заложена потребность в выполнении чьих-либо во-
левых указаний, у него существует прямо противоположная потребность к сопротивлению принуждению. Поэтому командно-строевыми методами, доминирующими на занятиях в учебных заведениях, воспитывать в человеке потребность в физическом совершенствовании практически невозможно. Эффект от применения этих методов как раз обратный. Он заключается в ущербной трансформации потребностно-мотивационной сферы учащейся молодежи [4].
Однообразные занятия по физическому воспитанию ведут к потере интереса занимающихся. Необходимо повышать эмоциональность тренировочного процесса, исключать по мере возможности монотонность.
На наш взгляд, одним из таких методов является соревновательный метод тренировки. Как утверждает А.В. Починкин, ядром базовых понятий, относящихся к двигательной активности человека, является состязание. Именно состязательность как неотъемлемый элемент деятельности человека, то есть сопоставление результатов своего труда по шкале «лучше - хуже», помогла ему не только выжить как биологическому виду миллионы лет назад, но и занять настоящее место в природе. Исторические корни состязания (речь идет о более широком, чем спортивное состязание, понимании этого явления) уходят в глубокую древность - в состязание человека с дикой природой. Развитие состязания и его более высокой формы - соревнования необходимо рассматривать не только как развитие отдельных соревновательных проявлений в различных сферах человеческой деятельности (политике, экономике, идеологии, науке и др.), сколько как развитие типа деятельности человека в целом.[7]
На современном этапе развития теории и методики физического воспитания накоплен большой объем знаний, раскрывающих сущность соревновательного метода. Основа соревновательного метода составляет социально-организованный процесс состязания. По мнению ряда авторов, соревновательным может быть принципиально любое физическое упражнение. Характерной особенностью использования различных форм тренировки является выполнение упражнений в соревновательной обстановке сопоставлений сил занимающихся.
Уникальность соревновательной деятельности как средства подготовки заключается, прежде всего, в том особом эмоциональном состоянии занимающегося, на фоне которого она протекает. Установлено увеличение показателей ручной динамометрии, длины прыжков, количества подтягиваний и отжиманий, а также скорости операции на уроках труда в тех случаях, когда между группами учащихся было организовано соревнование.
Основу соревновательного метода составляет рационально-организованный процесс состязания, причем занимающийся может соревноваться не только с другими, но и с самим собой, стремясь превысить свой спортивный результат или показатели в подготовительных упражнениях [5].
Для того чтобы заинтересовать студентов в занятиях физической культурой, нами был выбран соревновательный метод физического воспитания.
Важнейшим эмоциональным фактором в освоении ценностей физической культуры является получение быстрого эффекта физкультурно-спортивных занятий [2].
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для определения физической подготовленности студентов измерялись показатели развития:
1. Общей выносливости - легкоатлетический кросс - 3000 м (юноши), 2000 м (девушки) и тест Купера (12 мин. бег юноши и девушки).
2. Сила: юноши - сгибание и разгибание рук в висе на перекладине и в упоре на брусьях. Поднимание ног в висе. Девушки - подтягивание в висе лежа, отжимание от гимнастической скамейки, поднимание и опускание туловища лежа на спине.
3. Быстрота - бег 100 м, подтягивание на время (5 раз/с).
4. Координация - челночный бег (3х10), равновесие на гимнастическом брев-
не.
Координационное упражнения на равновесие оценивалось по 5-балльной шкале.
Эксперимент проводился с сентября 2006 г. по май 2007 г. В нем принял участие 131 студент (67 девушек и 64 юноши) в возрасте 18-19 лет, на базе Славянского-на-Кубани государственного педагогического института.
Все те упражнения, которые мы рассматривали в качестве контрольных нормативов, одно занятие в неделю выполнялись в соревновательном режиме.
Студенты делились на две группы и по команде преподавателя начинали состязаться.
Поощрение - весьма эффективный метод воздействия на психику личности. Его основными функциями являются: стимулирование деятельности, поведения и самовоспитания студентов, ориентирование их на овладение передовым опытом, формирование активно положительного отношения к занятиям физической культурой и спортом [3].
В результате проведения эксперимента нами были получены результаты, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Результаты изменений показателей контрольных упражнений студентов и сту-
денток, занимающихся по соревновательной методике
Тесты Сентябрь(п=33) май(п=34) 1 Р
М! ± т М 2 ± т
студенты
Подтягивание 12,9 0,75 16 0,65 3,13 <0,01
Отжимание 14 0,58 18 0,70 4,44 <0,001
Пресс 3,42 0,53 5,95 0,49 3,46 <0,01
Бег 100 м (с) 13,35 0,13 12,9 0,12 2,5 <0,05
Бег 30 м (с) 4,72 0,06 4,33 0,04 5,57 <0,001
5 раз подтягивание (с) 7,14 0,22 6,26 0,25 2,66 <0,05
Бег 3000 м (мин) 13,43 0,08 12,52 0,9 4,25 <0,001
Тест Купера (12 мин. бега) 2596 21,35 27,30 25,38 4,04 <0,001
Челночный бег 3x10 (с) 7,83 0,06 7,43 0,05 5,00 <0,001
Равновесие (1-5 б.) 2,92 0,12 3,61 0,13 4,05 <0,001
студентки
Подтягивание 15,6 0,62 20,6 0,72 5,2 <0,001
Отжимание 13,6 0,32 16,2 0,34 5,2 <0,001
Пресс 44,6 1,92 52,6 2,09 2,82 <0,05
Бег 100 м (с) 18,58 0,26 17,88 0,29 1,79 >0,05
Бег 30 м (с) 5,59 0,06 5,27 0,05 4,0 <0,001
5 раз подтягивание (с) 5,43 0,07 5,12 0,06 3,44 <0,01
Бег 3000 м (мин) 12,28 0,08 12,01 0,07 2,54 <0,05
Тест Купера (12 мин. бега) 1877 26,9 20,18 26,5 3,74 <0,001
Челночный бег 3x10 (с) 8,65 0,04 8,29 0,05 6,0 <0,001
Равновесие (1-5 б.) 2,73 0,12 4,13 0,12 7,00 <0,001
Исследования показали (таблица 1), что применение соревновательных форм занятий стимулируют повышение работоспособности. В годичном цикле происходит рост физической подготовленности. Результаты контрольных нормативов у студентов изменяются на достоверном уровне, причем достоверность находится на высоком уровне. При анализе результатов студенток просматривается почти аналогичная ситуация - практически все результаты имеют положительную динамику, с высокой вероятностью изменения.
В результате исследований выявлено, что соревновательный метод оказывает различные влияния на физическую подготовленность студентов и студенток. Измене-
ния при р<0,05 у юношей произошли в 20% случаев, у девушек - в 20%; при р<0,01 у юношей - в 20%, а у девушек - в 10% случаев; при р<0,001 у юношей - в 60% и у девушек - в 60%. Недостоверных изменений (р>0,05) у юношей отсутствует, у девушек -в 10% случаев.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Соревнование создает экстремальную ситуацию, в которой занимающийся проявляет максимум усилий для достижения победы. Результаты соревнований являются стимулирующим фактором для того, чтобы студент продолжал совершенствовать свои физические возможности, а также являются эффективным средством воспитания личности.
Внедрение соревновательного метода в учебно-тренировочные занятия позволяет получить срочный тренировочный эффект.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бальсевич, В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека : (к проблеме развития физического знания) // Теория и практика физической культуры.
- 1991. - № 7. - С. 37-41.
2. Бальсевич, В.К. Физическая культура : молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1995. - № 5. -С. 21.
3. Вопросы физического воспитания студентов / С.-Петербургский государственный университет. - СПб. : Изд-во СПб ГУ, 2001. - 32 с.
4. Зайцев, Г.К. Потребностно-мотивационная сфера физического воспитания студентов // Теория и практика физического воспитания. - 1993. - № 7. - С. 21.
5. Красников, К.Н. Роль соревнований в системе подготовки спортсменов / К.Н. Красников. - М. : [б.и.], 1997. - 43 с.
6. Лубышева, Л.И. Концепция физкультурного воспитания : методы развития и технология реализации // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 1996. - № 1. - С. 5.
7. Починкин, А. В. К вопросу об эволюции состязательной деятельности человека // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 5. - С. 21.
ФИНАНСОВЫЕ НОРМАТИВЫ И ИХ РОЛЬ В ПОДГОТОВКЕ СПОРТИВНОГО
РЕЗЕРВА
О.А. Сатаненко
Основополагающими условиями достижения стоящих перед физической культурой и спортом задач является эффективное государственное управление и надлежащее финансовое обеспечение спортивно-образовательных учреждений, что определяется общественной, социальной и экономической значимостью подготовки спортивного резерва.
В настоящее время Федеральным агентством по физической культуре и спорту активно разрабатываются нормативные правовые акты, регламентирующие порядок реализации расходных обязательств, исполнителем которых является Росспорт. Однако степень их использования на уровне субъектов РФ является минимальной, так как органы государственного управления в сфере физической культуры и спорта субъектов РФ при финансовых взаимоотношениях с подведомственными спортивнообразовательными учреждениями обязаны, прежде всего, руководствоваться региональными документами, в том числе теми из них, где прописан порядок нормирования расходов по разным направлениям деятельности.
Между тем, научные исследования по вопросам нормирования расходов, выполняемые учеными Санкт-Петербургского государственного университета физиче-