Таблица 3
Взаимосвязь общегрупповых показателей индивидуальной
конфликтности с данными спортивного паспорта (г)_______________
Пол Данные спортивного паспорта
Квалификация Возраст Стаж
Мужчины, п=1105 -0,020 - 0,151** - 0,072*
Женщины, п=590 -0,120** - 0,118** - 0,116**
Примечание:
1) г - коэффициент корреляции К. Пирсона
2) * - значение г при р<0,05; ** - значение г при р<0,01.
У мужчин высокая отрицательная корреляция индивидуальной конфликтности связана с возрастом спортсменов (р<0,01), тогда как конфликтность и стаж находятся в отношениях значимой корреляции при уровне статистической значимости, равной р<0,05. Отсюда можно констатировать, что чем больше биологический возраст спортсмена, тем ниже индивидуальная конфликтность.
ВЫВОДЫ
1. Результаты анализа показали, что наибольшее количество спортсменов обоих полов имеют среднюю степень индивидуальной конфликтности. Вторым и третьим по процентному отношению являются диапазоны с выраженной и низкой степенью конфликтности.
2. Спортсмены, имеющие среднюю степень индивидуальной конфликтности, имеют перспективу достижения результатов высокого уровня, тогда как женщины, обладающие такой степенью конфликтности, склонны к показу результатов 2-х и 3-х разрядов.
3. У женщин низкий уровень индивидуальной конфликтности, который во многом зависит от стажа занятия спортом и от возраста спортсменок, способствует достижению высоких спортивных результатов.
4. У мужчин показатель уровня индивидуальной конфликтности не влияет на спортивные результаты (квалификацию спортсменов), тогда как с приобретением опыта занятий спортом наблюдается тенденция к снижению конфликтности спортсменов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анцупов, А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. - СПб. : Питер, 2005. - 288 с. : ил.
2. Кубланов, М.М. Психолого-педагогические особенности конфликта в спорте : монография / М.М. Кубланов, С.Н. Монастырев. - Воронеж : Изд-во ВГУ, 2005. -269 с.
3. Леонов, Н.И. Конфликтология : учеб. пособие / Н.И. Леонов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2006. - 225 с.
4. Ложкин, Г.В. Практическая психология конфликта : учеб. пособие / Г.В. Ложкин. - 2-е изд., стереотип / Г.В. Ложкин, Н.И. Повякель. - Киев : МАУП, 2002. -178 с.
5. Сулейманов, И.И. Основы спортивной конфликтологии : монография / И.И. Сулейманов. - Омск : Изд-во Сиб. ГАФК, 1997. - 344 с.
ИГРО- И ПСИХОГИМНАСТИКА В РАЗВИТИИ ДВИГАТЕЛЬНОПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ДОУ И СЕМЬИ
В.М. Немеровский
В педагогической и психологической литературе дошкольный период детства
выделяется как особый возрастной этап, специфические особенности которого определяются его ведущей деятельностью - игрой. Детская игра рассматривается учеными-исследователями как важнейшее средство формирования всесторонне гармоничной личности ребенка [3, 4, 6].
В нашем понимании игра современного дошкольника 5-6 лет должна быть многоуровневой - комплексной. Начало XXI века ознаменовано появлением большого количества информационных технологий во всех деятельностных сферах жизни как взрослого, так и ребенка. В связи с подобным нововведением необходимы и новые подходы, способы и установки по освоению этих быстро меняющихся нововведений.
В силу сказанного в нашем исследовании физкультурные занятия 5-6-летних детей планировались и строились с учетом включения в них познавательного материала, отражающего действительность и отдельные актуальные проблемы современного общества. Такой материал вводился поэтапно, с учетом возрастных особенностей детей в виде разнотематических сюжетных игровых тренингов, психотренингов, сюжетно-ролевых, пальчиковых игр и др.
Мы предположили, что если тематически логично варьировать приемы игровой, двигательной и интеллектуальной состязательности, использовать коллективное речитативное проговаривание сюжетных фрагментов из забавного фольклора, то у детей повысится психоэмоциональное состояние, и в связи с этим будет формироваться мотивация к физкультурным занятиям и к смежным видам деятельности (игровой - учебной, игровой - трудовой, игровой - развивающей и др.).
Цель нашей (авторской) игровой гимнастики сводится к состязательному формированию в игре двигательно-познавательной сферы детей 5-6 лет посредством приобщения их к начальным основам физкультурного образования по ведению здорового образа жизни на основе творческого взаимодействия ДОУ - семьи - социума. Это игровое воспитание и обучение предполагает решить ряд комплексно-развивающих задач:
• все упражнения следует создавать и модифицировать с учетом их образности и наличия сюжета;
• все подвижные игры и зарядки для дошкольников необходимо строить с учетом двигательно-познавательной направленности, логичности и осмысленности;
• все физкультурные формы занятий должны носить оздоровительную и образовательную направленности. Теоретические сведения ребенок «одушевляет» в практической деятельности посредством коллективной интеллектуальной и двигательной состязательности на I этапе и на II этапе эксперимента - самостоятельно;
• генеральной линией всего воспитательно-оздоровительного процесса дошкольников должна быть доступная (с учетом возрастных особенностей) линия усложнений, которая проводится поэтапно с учетом качества усвоения материала и в творческом союзе всех субъектов образовательного пространства.
Работая с дошкольниками, мы видели беспокойство отдельных родителей по поводу подготовки их ребенка к школе. Родителей волнуют обычно три вопроса:
1. Как сохранить и упрочить физическое и психическое здоровье ребенка?
2. Какие существуют средства и способы развития интеллекта детей?
3. Как воспитать ребенка коммуникабельным и пытливым, чтобы он быстрее адаптировался к огромным интеллектуальным и психосоматическим нагрузкам современной школы?
Учитывая высокие требования общеобразовательной школы и обеспокоенность родителей, мы разработали комплексную методику «Игровая гимнастика и психогимнастика в развитии двигательно-познавательной сферы дошкольников 5-6 лет». Решение сопряженных задач по воспитанию двигательной и интеллектуально-психической сферы ребенка в нашем исследовании осуществляется на сюжетно-ролевых физкультурных занятиях в режиме ДОУ и семьи.
Классическое определение понятия психогимнастика - это курс специальных
занятий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка: как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы.
Психогимнастика в нашем исследовании должна решить следующий комплекс
задач:
• помочь ребенку и научить его развивать такие психические функции, как внимание, мышление, воображение, память, речевой аппарат в моторной деятельности (в частности, приемами моторно-эвристических игр);
• воспитывать в игре творческие способности, умение самовыражаться, самоутверждаться, самопознавать, самоконтролировать, т.е. самому воспитывать себя;
• научить детей владеть психофизической релаксацией, т. е. в нужные моменты снимать двигательную, интеллектуальную и эмоциональную напряженность.
В нашем педагогическом эксперименте, который проходил с сентября 2005 по июнь 2007 г. на базе 4-х дошкольных учреждений г. Пскова, участвовали 120 детей 5-6 лет, а также их родители. Мы предположили, что, пройдя курс знакомства с «умными» физкультурными упражнениями (80 разносюжетных упражнений, на базовое освоение которых отводится 5 мес.), с забавным игровым психотренингом (20 психофизических игр, в течение 5 мес.) и с четырьмя сюжетно-ролевыми уроками, двигательнопознавательными композициями, включающими в себя элементы психогимнастики (в течение 5 мес.), пальчиковые игры и забавно-познавательную физкультуру в кругу семьи (в течение 3 мес.), дети 5-6 лет приобретут базовые знания для становления у них в будущем творческих способностей по ведению грамотного творческого здорового образа жизни.
Тесты школьной зрелости (по П.Я. Кеэсу) и психофизическая диагностика (по А. Марковой и А. Лидерс) помогли нам понять, как психосоматически подготовлен ребенок к школе и какие способы и приемы корректировки существуют.
На I этап обучения отводилось 5 месяцев (сентябрь 2005 - январь 2006 г.). На этом этапе исследования детьми изучались и осваивались разнообразные забавные упражнения: вначале с помощью взрослого (3-4 мес.), а затем под косвенным контролем взрослого. Приемами графической символики прививались начальные элементы самостоятельности в проведении отдельных фрагментов занятий (4-6 мес.). Практиковались приемы контрастного разучивания и закрепления материала, а также посредством контроля и смены ролей: объект - субъект, субъект - объект. Спустя 1-2 недели совместных занятий (ДОУ и семьи) детей обучали составлять и читать графические схемы-планы (по рисункам-символам, методом граффити). Этот прием помогал детям, не умеющим еще читать и писать, составлять, осваивать и затем демонстрировать комплексы утренней и вечерней психогимнастики. Разучивание тематических зарядок проходило по следующей схеме:
1) для рук и плечевого пояса - 3-4 упражнения (3-4 рисунка-символа);
2) для туловища - 2-3 упражнения (2-3 рисунка-символа);
3) для ног - 2-3 упражнения (2-3 рисунка-символа);
4) забавные акробатические упражнения (2-3 упражнения) с взрослыми.
На II этапе (на полное освоение программы отводилось 5 месяцев: февраль -июнь) родители и педагоги в творческом союзе с подопечными участвовали в организации и совместном проведении двигательно-познавательных мероприятий в ДОУ (2-3 мес.). После этого дошкольники самостоятельно (по аналогии с освоенными на I этапе упражнениями) придумывали и разрабатывали более сложные упражнения и задания, а также составляли по ним способом сюжетосложения, по Н. Коротковой, забавные двигательные этюды, двигательно-познавательные рассказы-зарядки. Например, упражнения для рук носили следующие образно-сюжетные названия: «Злой боксер», «Штангист-чемпион», «Хитрый мушкетер» и пр.; для туловища - «Звонкий колокольчик», «Грустный косарь», «Непослушный флюгер» и т.д.; для ног - «Веселый насос», «Ябеда-пружинка» и т.д.
На основе уже разученных сюжетных упражнений (а их на I этапе было качественно освоено детьми не менее 30-40) на II этапе в течение 2-3 месяцев разучивались забавные разнотематические зарядки (в количестве 10-15 зарядок), разносюжетные двигательные рассказы (20-30 упражнений), сюжетно-ролевые уроки (30-40 упражнений), двигательно-познавательные композиции (50-60 упражнений и заданий).
По итогам І-ІІ этапов (предварительный, формирующий) была выявлена эффективность экспериментальной методики, в частности в формировании физической и психической подготовленности дошкольников (рис. 1).
1 -4 -7 -10
О 3 4 5
| Эюперинаигаяьнм группа
] Прцюстпокаэат. жлер. гр.
Г^м р < 0.05 п = ао
Челночный бег (с) 2 - Прыжки в длину с места (см)
Наклон вперед (см) 5 - Сгибание туловища (раз)
Воображение (баллы) 8 - Память (баллы)
- Речь (баллы)
ft 1 8 9
Контрольная группа Прирост показ, контр, гр Прир < 0J0S п =В0
3 - Разгибание тулов (раз) 6 - Внимание (баллы)
9 - Мышление (баллы)
Рис. 1. Показатели физической подготовленности и психического тестирования экспериментальной и контрольной групп по результатам II (промежуточного) этапа педагогического эксперимента, сентябрь 2006 - май 2007 г. ( р<0,05, п=60)
На III этапе (2-й год эксперимента, сентябрь 2006 - январь 2007 г.) по итогам двух этапов первого года педагогического эксперимента был изучен и закреплен весь арсенал, состоящий из 80 сюжетных упражнений и 20 психофизических игр, и мы перешли к построению занятий по типу сюжетно-ролевых уроков-игр. На этом этапе мы учили детей одушевлять все воображаемые предметы и события игрового сюжета и обыгрывать их методом сюжетосложения, но уже с опорой на гимнастический инвентарь, оздоровительное традиционное и нетрадиционное оборудование. Одни и те же упражнения выполняли уже различные функции и имели разные названия в зависимости от сюжетной тематики. Все сюжетно-ролевые уроки предварялись показом моторно-контрастных тематических психоэтюдов типа «Добрый-злой», «Игра на музыкальных инструментах», «Балерина Бабка-Ежка», которые способствовали более быстрой и успешной адаптации и эффективному освоению задач предстоящего урока.
Этот этап эксперимента дети проходят легко, т.к. используют в качестве опорного материала тематический инвентарь, схемы-планы, постанционное ведение занятий, нестандартное оздоровительное оборудование.
На IV этапе (5 мес.) освоенные комплексы семейной физкультуры и физкультурных мероприятий вводились в условиях ДОУ, семьи и социума во все режимные моменты с утра до вечера.
Предварительные результаты педагогического эксперимента выявили:
• дети свободно владеют пошаговым (по Н. Коротковой) и эвристическим (по Дж. Родари) сюжетосложением. По прямой аналогии (I этап совместно со взрослым) и
косвенной (II этап преимущественно самостоятельно) владеют приемами «расшатывания сюжета» (по В. Кудрявцеву), успешно составляют разнотематические забавносюжетные зарядки, психофизические этюды и применяют их в личном опыте;
• совместная творческая деятельность педагогов ДОУ, семьи и ребенка (на основе единого планирования, обсуждения, адаптации) развивает одновременно в объектах и субъектах всего образовательного пространства творческие способности и первые навыки (совместного и индивидуального) ведения здорового образа жизни.
Главный вывод из проведенных исследований состоит в том, что формирование двигательно-познавательной и психической сферы дошкольников 5-6 лет возможно только при условии опережающего воспитания личностных качеств и профессионального роста всех субъектов образовательного пространства ДОУ - семья - социум, способных адекватно реагировать на меняющиеся условия жизни в современном обществе и в конкретном педагогическом коллективе, т.е. грамотно и творчески принимать созидательные решения в ответ на изменения в общественной жизни и педагогической реальности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Васильева, Н.Н. Развивающие игры для дошкольников / Н.Н. Васильева, Н.В. Новотворцева. - М. : [б.и.], 1997. - 204 с.
2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М. : Педагогика, 1967. - 97 с.
3. Кудрявцев, В.Т. Развивающая педагогика оздоровления / В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров. - М. : [б.и.], 2000. - 296 с.
4. Лесгафт, П. Ф. Собрание педагогических сочинений. Т. 1. Руководство по физкультурному образованию детей / П.Ф. Лесгафт ; отв. ред. Г.Г. Шахвердов. - М. : [б.и.], 1952. - 384 с.
5. Маркова, А. К. Диагностика психического развития школьников и дошкольников / А.К. Маркова, А.Г. Лидерс. - Обнинск : [б.и.], 1992. - 180 с.
6. Немеровский, В.М. Игровая гимнастика и психогимнастика для дошкольников : учебное пособие / В.М. Немеровский. - Псков : [б.и.], 2005. - 300 с.
7. Немеровский, В.М. Развитие физической культуры дошкольников средствами сюжетно-ролевых игр : дис. ... канд. пед. наук / Немеровский В.М. - СПб., 2000. - 243 с.
8. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании : учебное пособие / Е.И. Рогов. - М. : ВЛАДОС, 1996. - 529 с.
СОРЕВНОВАНИЕ КАК МЕТОД ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
М.З. Оганнисян
Физическая культура, будучи одной из граней общей культуры, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач [1, 4, 6].
По мнению В.К. Бальсевича, при преобразовании физического потенциала молодого человека принципиальное место должно занять признание приоритета тренировки как ведущего и самого эффективного способа такого преобразования. Это особенно важно для повышения эффективности физического воспитания детей, подростков и молодежи, где до сих пор приоритетная роль отводилась обучению двигательным умениям и формированию навыков. В результате упускались самые благоприятные возможности для развития физических качеств человека в сенситивные периоды их возрастной эволюции [2].
Известно, что в человеке не заложена потребность в выполнении чьих-либо во-