Научная статья на тему 'Народное творчество модель формирования двигательно-познавательного режима дня дошкольников'

Народное творчество модель формирования двигательно-познавательного режима дня дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Народное творчество модель формирования двигательно-познавательного режима дня дошкольников»

В.М. Немеровский

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО - МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА ДНЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Собиратель отечественного фольклора В.П.Аникин писал: "... детский фольклор - это синтез поэтического народного слова и движения!"

Общеизвестно, что детское народное творчество развивалось в тесной связи с народной педагогикой с уклоном на приобщение ребенка к культурным традициям предков-соотечествен-ников [1,2,3,6,7]. Следовательно, основная функция народного творчества - это воспитание у подрастающего поколения любви к Родине, ее прошлому и приобретение этого бесценного опыта посредством фольклора.

Философ И.А.Ильин еще в начале XX века в статье "Спасение в качестве" отмечал, что "русскому народу есть только один исход и одно спасение - возвращение к качеству и его культуре". "Возвращение к качеству" И.А.Ильин видел в воспитании, которое формирует духовнонравственные ценности человека. "Образование без воспитания, - говорил он, - есть дело ложное и опасное..."

В данной статье мы обобщаем опыт изучения народного механизма реализации культурно-воспитательной работы в России XVШ-XIX вв. [1,4,7,8], осуществляем отбор произведений из 16-ти основных забавных жанров фольклора, их классификацию (по тематике и возрастной градации), объединяем с отдельными фрагментами из произведений отечественных поэтов и писателей XX века и вводим отдельные фрагменты разнотематического народного творчества в оздоровительный процесс воспитания детей в условиях ДОУ и семьи.

Приобщение детей к народному творчеству у нас начинается с разработки сюжетно-тематического сценария распорядка дня, адаптируемого к условиям игрового непрерывного режима дня ДОУ - семьи - социума.

Игровой режим дня детей предусматривает насыщение всех режимных моментов забавными двигательно-познавательными жанрами, которые осваиваются детьми совместно со взрослыми в непринужденной состязательно-игровой форме.

В таких увлекательных сценариях ребенок формирует двигательно-познавательный опыт и на его основе учится входить в образ тематического персонажа, разнообразно обыгрывает его и постоянно стремится к творческой самореализации в разных видах деятельности.

К примеру, во все режимные моменты возрастного сценария распорядка дня (одного дня ребенка 3-6 лет с утра и до вечера в условиях ДОУ и семьи) мы поэтапно вводим забавный разнотематический стихотворно-песенный фольклор в соединении с современным игровым и психотренингом.

На наш взгляд, приемы синкретичности (комплексного сочетания) разговорного жанра, физкультурных и интеллектуальных заданий позволяют повысить мотивацию ребенка к различным формам оздоровительного процесса. Наши первые наблюдения в педагогическом исследовании на базе ДОУ №«№ 26, 30, 37 в 2006-2008 г. показали, что практически любая педагогическая деятельность с дошкольниками, построенная на сюжетной двигательно-познавательной основе, способствует формированию общей социальной и вместе с тем физкультурной компетентности всех субъектов, принимающих участие в этом процессе.

На начальном этапе освоения тематических зарядок (1 - 2 мес.) мы рекомендуем совместное разучивание двигательных заданий под выразительное мажорное проговаривание забавных стишков, которые не только поднимают настроение, но и способствуют повышению моторной плотности занятий, более быстрому и качественному закреплению разучиваемого материала, к примеру, таких:

Зарядка всем полезна! Нам лениться - не годится,

Зарядка всем нужна! Помните, ребята:

От лени и болезней Даже звери, даже птицы

Спасает всех она! Делают зарядку!

При возникновении усталости от занятий статичными видами деятельности мы рекомендуем применять физкультпаузы в виде тематических загадок и скороговорок, которые обыгрываются детьми с помощью приемов игровой состязательности в моторике в номинациях: "Кто точнее", "Кто быстрее", "Кто выразительнее" и др.

загадки скороговорки

По реке плывет бревно, ох, и страшное оно. (Крокодил) Лежит веревка, шипит - плутовка. (Змея) Три сороки- тараторки Тараторили на горке. Зажужжала муха, Дожужжалась паука.

Первые промежуточные итоги эксперимента показали, что воспитание ребенка проходит более эффективно, если воспитательному процессу придать забавную состязательно-игровую форму, где каждому ребенку создаются условия "успешности" для самовыражения сразу в нескольких номинациях: "самый сильный", "самый ловкий", "самый умный" и др. Этому способствуют, в частности, приемы шутливых состязаний контрастного типа: "Большой - маленький", "Кислое - сладкое", "Выполняю упражнение на оценку "отлично", "плохо" и др. Данный подход способствует обучению детей ломать старые устоявшиеся стереотипы двигательно-познавательного опыта и на его основе создавать новый, качественно преобразованный.

Учитывая тот факт, что дети в своих самостоятельных играх часто употребляют уменьшительно-ласкательную лексику, каждому фольклорному жанру мы подобрали двойные названия-определения: первое - классическое, неизменное, второе - модифицированное (авторское), т.е. забавно-уменьшительное. (См. табл. 1)

При составлении программы использования забавно-двигательного познавательного детского фольклора мы старались подбирать стихи-потешки и игры забавно-развлекательной и забавно-познавательной сюжетной направленности с учетом возрастных особенностей детей (3-4 года, 5-6 лет). Чтобы весь двигательно-познавательный материал логично вписывался в режим дня, мы создали сюжетный сценарий как единую тематическую композицию (см. рис. 1). Главным персонажами в нем являются дети 3-6 лет и режиссерами дети 5-6 лет, которые обучаются под руководством взрослого начальным основам самостоятельности и творчества. Для каждого фольклорного жанра нами был разработан мини-сюжетный тематический сценарий двигательно-познавательной направленности, который осваивался в режиме учебного года. Данная форма воспитания детей по мини-сценариям, введенным в отдельные фрагменты распорядка одного дня перерастает впоследствии в разнотематические сценарии недельного, месячного, квартального циклов и всего учебного года (см. рис.2).

Таким образом, все 16 забавно-тематических фольклорных жанров направлены на более эффективное привлечение детей и взрослых к формированию первых навыков основ здорового образа жизни.

Для более успешного освоения курса устного народного творчества в моторике мы рекомендуем наставникам руководствоваться следующими правилами:

- дошкольника должна окружать полноценная речевая среда. Воспитательная деятельность должна сопровождаться правильной речью (не сюсюкать), говорить внятно, мягко, выразительно, без резких движений и окриков;

- теоретические сведения о жанрах народного творчества дети должны получать по специальной литературе в домашних условиях и с воспитателями в режиме ДОУ;

- взрослый должен владеть всеми видами и жанрами фольклора. Для этого наставнику перед каждым занятием рекомендуется прочитывать и опробовать 2-3 раза методику проведения изучаемого фольклорного жанра (фрагмента);

Таблица 1

Содержание забавного фольклора в режиме дня детей 0-6 лет.

№ п/п Жанр фольклора на языке взрослых (классическое название и краткое определение) Жанр фольклора на языке детей (авторское -забавное, уменьшительноласкательное)

1 Пестушки (нянчить, пестовать, воспитывать) Пестушки-воспитушки (нямнямушки, ходунюшки, потягунюшки)

2 Потешки (тешить, забавлять) Забавушки-зарядушки

3 Закаливание (воздух, солнце, вода) Закаляки-обливаки

4 Скороговорки Языкоритмика-языкомямлики

5 Загадки Загадушки-угадушки

6 Физкультпаузы (физкульминутка) Шаляй-Валяйки

7 Считалки (жеребьевки) Выбиралки-забавлялки

8 Народные игры (подвижные, состязательные) Игралки-догонялки

9 Пальчиковые игры Пальчишки-хвастунишки

10. Сказки Сказушки-рассказушки

11. Пословицы У мки-тугодумки

12. Забавы-небылицы Вруны и Врунгелята

13. Диалоги Ловкачи-циркачи

14. Частушки Частушки-посмехушки

15. Дразнилки Дразнилки-мирилки

16 Колыбельные Баюшки-засыпаюшки и др.

- все жанры должны содержать в себе сюжетно-тематическую логику;

- используйте приемы самостоятельного ведения детьми отдельных фрагментов занятий, поощряйте их инициативу;

- все движения в фольклорных жанрах (кроме колыбельных) выполняйте эмоционально, выразительно в такт речитативу (к примеру, вы начинаете, ребенок заканчивает задание и наоборот);

- старайтесь выполнять те игровые задания, которые ребенку особенно нравятся, но не переусердствуйте, научитесь заканчивать каждое упражнение до того, как ребенок устанет;

Первый опыт внедрения народного творчества в режимные моменты обследованных экспериментальных ДОУ г.Пскова показал, что такая форма воспитания дошкольников является весьма эффективной: способствует активному изучению народного творчества, формирует духовно-нравственное, психосоматическое здоровье, а также развивает у детей смежный интерес к игровой, учебной и другим видам деятельности.

Литература

1. Аникин В.М. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957.

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Книга для воспитателей ДОУ (3-7 лет). М., 1999.

3. Пономарев Н.И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека. СПб, 1996.

4. Потапчук А.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. СПб., 2002.

5. Немеровский В.М. Игровая гимнастика в развитии двигательно-познавательной сферы детей (515 лет). Псков, 2006.

6. Немеровский В.М. Народное творчество в системе ДОУ - школа - вуз. Псков, 2006.

7. Шангина И.И. Русские дети и их игры. СПб., 2000.

8. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1993.

Рис. 1. Схема интеграции двигательной и познавательной деятельности в режиме дня (в ДОУ и семье) детей 5-6 лет (средствами НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА)

188

Ри с. 2. Схема содержания интегрированной двигательной и познавательной технологии "НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО" в режиме учебного года дошкольника

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (на основе сюжетной гимнастики)

РЕЖИМ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ РЕБЕНКА

Г рафитти Г рафитти в

движения построении

режима

Двигательные познавательные сюжетноролевые этюды

ФАУНА (сент.-октябрь) направление экологической культуры

СПОРТ (ноябрь-дек.) направление оздоровит-познават. деятельности

насекомые

Птицы и звери домашние

Птицы и звери дикие

легкая

атлетика

ТЕХНИКА (янв-февр.)

направление производственной культуры

ГИГИЕНА (март-апр.) направление гигиенической культуры

ГРАФИКА (май-июнь) направление художеств, эстетич. культуры

Двигательные познавательные композиции народного фольклора

Двигательные познавательные рассказы в стихах, загадках, речитативах

Двигательные познавательные сюжеты со скороговорками

Двигательные познавательные сюжеты в песенках, потешках

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.