В.М. Немеровский
НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО - МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА ДНЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Собиратель отечественного фольклора В.П.Аникин писал: "... детский фольклор - это синтез поэтического народного слова и движения!"
Общеизвестно, что детское народное творчество развивалось в тесной связи с народной педагогикой с уклоном на приобщение ребенка к культурным традициям предков-соотечествен-ников [1,2,3,6,7]. Следовательно, основная функция народного творчества - это воспитание у подрастающего поколения любви к Родине, ее прошлому и приобретение этого бесценного опыта посредством фольклора.
Философ И.А.Ильин еще в начале XX века в статье "Спасение в качестве" отмечал, что "русскому народу есть только один исход и одно спасение - возвращение к качеству и его культуре". "Возвращение к качеству" И.А.Ильин видел в воспитании, которое формирует духовнонравственные ценности человека. "Образование без воспитания, - говорил он, - есть дело ложное и опасное..."
В данной статье мы обобщаем опыт изучения народного механизма реализации культурно-воспитательной работы в России XVШ-XIX вв. [1,4,7,8], осуществляем отбор произведений из 16-ти основных забавных жанров фольклора, их классификацию (по тематике и возрастной градации), объединяем с отдельными фрагментами из произведений отечественных поэтов и писателей XX века и вводим отдельные фрагменты разнотематического народного творчества в оздоровительный процесс воспитания детей в условиях ДОУ и семьи.
Приобщение детей к народному творчеству у нас начинается с разработки сюжетно-тематического сценария распорядка дня, адаптируемого к условиям игрового непрерывного режима дня ДОУ - семьи - социума.
Игровой режим дня детей предусматривает насыщение всех режимных моментов забавными двигательно-познавательными жанрами, которые осваиваются детьми совместно со взрослыми в непринужденной состязательно-игровой форме.
В таких увлекательных сценариях ребенок формирует двигательно-познавательный опыт и на его основе учится входить в образ тематического персонажа, разнообразно обыгрывает его и постоянно стремится к творческой самореализации в разных видах деятельности.
К примеру, во все режимные моменты возрастного сценария распорядка дня (одного дня ребенка 3-6 лет с утра и до вечера в условиях ДОУ и семьи) мы поэтапно вводим забавный разнотематический стихотворно-песенный фольклор в соединении с современным игровым и психотренингом.
На наш взгляд, приемы синкретичности (комплексного сочетания) разговорного жанра, физкультурных и интеллектуальных заданий позволяют повысить мотивацию ребенка к различным формам оздоровительного процесса. Наши первые наблюдения в педагогическом исследовании на базе ДОУ №«№ 26, 30, 37 в 2006-2008 г. показали, что практически любая педагогическая деятельность с дошкольниками, построенная на сюжетной двигательно-познавательной основе, способствует формированию общей социальной и вместе с тем физкультурной компетентности всех субъектов, принимающих участие в этом процессе.
На начальном этапе освоения тематических зарядок (1 - 2 мес.) мы рекомендуем совместное разучивание двигательных заданий под выразительное мажорное проговаривание забавных стишков, которые не только поднимают настроение, но и способствуют повышению моторной плотности занятий, более быстрому и качественному закреплению разучиваемого материала, к примеру, таких:
Зарядка всем полезна! Нам лениться - не годится,
Зарядка всем нужна! Помните, ребята:
От лени и болезней Даже звери, даже птицы
Спасает всех она! Делают зарядку!
При возникновении усталости от занятий статичными видами деятельности мы рекомендуем применять физкультпаузы в виде тематических загадок и скороговорок, которые обыгрываются детьми с помощью приемов игровой состязательности в моторике в номинациях: "Кто точнее", "Кто быстрее", "Кто выразительнее" и др.
загадки скороговорки
По реке плывет бревно, ох, и страшное оно. (Крокодил) Лежит веревка, шипит - плутовка. (Змея) Три сороки- тараторки Тараторили на горке. Зажужжала муха, Дожужжалась паука.
Первые промежуточные итоги эксперимента показали, что воспитание ребенка проходит более эффективно, если воспитательному процессу придать забавную состязательно-игровую форму, где каждому ребенку создаются условия "успешности" для самовыражения сразу в нескольких номинациях: "самый сильный", "самый ловкий", "самый умный" и др. Этому способствуют, в частности, приемы шутливых состязаний контрастного типа: "Большой - маленький", "Кислое - сладкое", "Выполняю упражнение на оценку "отлично", "плохо" и др. Данный подход способствует обучению детей ломать старые устоявшиеся стереотипы двигательно-познавательного опыта и на его основе создавать новый, качественно преобразованный.
Учитывая тот факт, что дети в своих самостоятельных играх часто употребляют уменьшительно-ласкательную лексику, каждому фольклорному жанру мы подобрали двойные названия-определения: первое - классическое, неизменное, второе - модифицированное (авторское), т.е. забавно-уменьшительное. (См. табл. 1)
При составлении программы использования забавно-двигательного познавательного детского фольклора мы старались подбирать стихи-потешки и игры забавно-развлекательной и забавно-познавательной сюжетной направленности с учетом возрастных особенностей детей (3-4 года, 5-6 лет). Чтобы весь двигательно-познавательный материал логично вписывался в режим дня, мы создали сюжетный сценарий как единую тематическую композицию (см. рис. 1). Главным персонажами в нем являются дети 3-6 лет и режиссерами дети 5-6 лет, которые обучаются под руководством взрослого начальным основам самостоятельности и творчества. Для каждого фольклорного жанра нами был разработан мини-сюжетный тематический сценарий двигательно-познавательной направленности, который осваивался в режиме учебного года. Данная форма воспитания детей по мини-сценариям, введенным в отдельные фрагменты распорядка одного дня перерастает впоследствии в разнотематические сценарии недельного, месячного, квартального циклов и всего учебного года (см. рис.2).
Таким образом, все 16 забавно-тематических фольклорных жанров направлены на более эффективное привлечение детей и взрослых к формированию первых навыков основ здорового образа жизни.
Для более успешного освоения курса устного народного творчества в моторике мы рекомендуем наставникам руководствоваться следующими правилами:
- дошкольника должна окружать полноценная речевая среда. Воспитательная деятельность должна сопровождаться правильной речью (не сюсюкать), говорить внятно, мягко, выразительно, без резких движений и окриков;
- теоретические сведения о жанрах народного творчества дети должны получать по специальной литературе в домашних условиях и с воспитателями в режиме ДОУ;
- взрослый должен владеть всеми видами и жанрами фольклора. Для этого наставнику перед каждым занятием рекомендуется прочитывать и опробовать 2-3 раза методику проведения изучаемого фольклорного жанра (фрагмента);
Таблица 1
Содержание забавного фольклора в режиме дня детей 0-6 лет.
№ п/п Жанр фольклора на языке взрослых (классическое название и краткое определение) Жанр фольклора на языке детей (авторское -забавное, уменьшительноласкательное)
1 Пестушки (нянчить, пестовать, воспитывать) Пестушки-воспитушки (нямнямушки, ходунюшки, потягунюшки)
2 Потешки (тешить, забавлять) Забавушки-зарядушки
3 Закаливание (воздух, солнце, вода) Закаляки-обливаки
4 Скороговорки Языкоритмика-языкомямлики
5 Загадки Загадушки-угадушки
6 Физкультпаузы (физкульминутка) Шаляй-Валяйки
7 Считалки (жеребьевки) Выбиралки-забавлялки
8 Народные игры (подвижные, состязательные) Игралки-догонялки
9 Пальчиковые игры Пальчишки-хвастунишки
10. Сказки Сказушки-рассказушки
11. Пословицы У мки-тугодумки
12. Забавы-небылицы Вруны и Врунгелята
13. Диалоги Ловкачи-циркачи
14. Частушки Частушки-посмехушки
15. Дразнилки Дразнилки-мирилки
16 Колыбельные Баюшки-засыпаюшки и др.
- все жанры должны содержать в себе сюжетно-тематическую логику;
- используйте приемы самостоятельного ведения детьми отдельных фрагментов занятий, поощряйте их инициативу;
- все движения в фольклорных жанрах (кроме колыбельных) выполняйте эмоционально, выразительно в такт речитативу (к примеру, вы начинаете, ребенок заканчивает задание и наоборот);
- старайтесь выполнять те игровые задания, которые ребенку особенно нравятся, но не переусердствуйте, научитесь заканчивать каждое упражнение до того, как ребенок устанет;
Первый опыт внедрения народного творчества в режимные моменты обследованных экспериментальных ДОУ г.Пскова показал, что такая форма воспитания дошкольников является весьма эффективной: способствует активному изучению народного творчества, формирует духовно-нравственное, психосоматическое здоровье, а также развивает у детей смежный интерес к игровой, учебной и другим видам деятельности.
Литература
1. Аникин В.М. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Книга для воспитателей ДОУ (3-7 лет). М., 1999.
3. Пономарев Н.И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека. СПб, 1996.
4. Потапчук А.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. СПб., 2002.
5. Немеровский В.М. Игровая гимнастика в развитии двигательно-познавательной сферы детей (515 лет). Псков, 2006.
6. Немеровский В.М. Народное творчество в системе ДОУ - школа - вуз. Псков, 2006.
7. Шангина И.И. Русские дети и их игры. СПб., 2000.
8. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1993.
Рис. 1. Схема интеграции двигательной и познавательной деятельности в режиме дня (в ДОУ и семье) детей 5-6 лет (средствами НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА)
188
Ри с. 2. Схема содержания интегрированной двигательной и познавательной технологии "НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО" в режиме учебного года дошкольника
НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (на основе сюжетной гимнастики)
РЕЖИМ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ РЕБЕНКА
Г рафитти Г рафитти в
движения построении
режима
Двигательные познавательные сюжетноролевые этюды
ФАУНА (сент.-октябрь) направление экологической культуры
СПОРТ (ноябрь-дек.) направление оздоровит-познават. деятельности
насекомые
Птицы и звери домашние
Птицы и звери дикие
легкая
атлетика
ТЕХНИКА (янв-февр.)
направление производственной культуры
ГИГИЕНА (март-апр.) направление гигиенической культуры
ГРАФИКА (май-июнь) направление художеств, эстетич. культуры
Двигательные познавательные композиции народного фольклора
Двигательные познавательные рассказы в стихах, загадках, речитативах
Двигательные познавательные сюжеты со скороговорками
Двигательные познавательные сюжеты в песенках, потешках