Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования физкультурной и социокультурной модели «педагог-ребенок-семья»'

Педагогические условия формирования физкультурной и социокультурной модели «педагог-ребенок-семья» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования физкультурной и социокультурной модели «педагог-ребенок-семья»»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ И

СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОДЕЛИ «ПЕДАГОГ-РЕБЕНОК-СЕМЬЯ»

В.М. Немеровский

Общественно-политическую и экономическую стратегию российского общества в первой половине XXI века будут определять дети дошкольного возраста, которые живут сегодня. В связи с этим далеко не безразличным является вопрос о формировании их психосоматического, духовно-нравственного и интеллектуального здоровья, которое должно стать фундаментальной основой потенциала общества и государства в наступившем столетии.

Практика последнего десятилетия показывает, что педагогический процесс в дошкольных учреждениях, несмотря на полученную возможность выбирать свой стиль, свою модель в работе с детьми, не создает необходимых условий для укрепления физического здоровья, развития познавательных интересов [2, 4, 5].

Система формирования общей культуры человека, по нашему глубокому убеждению, должна применяться, начиная с дошкольного возраста. Одним из главных элементов общей культуры является воспитание у ребенка физической культуры личности, т. к. она, помимо положительного физического воздействия и формирования его компетентности в этой сфере, имеет и интеллектуально-коммуникабельную направленность. Потенциал современного дошкольного образовательного учреждения позволяет и поэтому должен формировать культурно-гуманистическое мировоззрение и физкультурную компетентность не только у ребенка, но и у его родителей. Эта мысль является основой для создания мотивационного отношения к самому предмету, а впоследствии и осознанной потребности в культурном освоении ребенком социокультурного пространства здорового образа жизни. Грамотно-творческий здоровый образ жизни является одним из главных средств успешной подготовки современного ребенка к полноценной жизни в современном обществе.

Исследования [2, 3, 5, 8] говорят о том, что, для того чтобы ребенок и взрослый плодотворно занимались каким-либо видом деятельности, наставник должен обладать необходимым минимумом знаний в сочетании с простейшими практическими навыками в этой области деятельности. Практика показывает, что начальные знания детей дошкольников, осваиваемые ими в игровой форме, претерпевают качественное обновление и становятся длительно-устойчивыми лишь при условии, что педагогический процесс будет строиться как увлекательный творческий прием по схеме «объект -субъект, субъект - объект».

В связи с тем, что ребенок преддошкольного возраста не имеет возможности в должной мере самостоятельно получать знания, а отсюда и формировать свой интеллект, социальный опыт, на помощь ему должен прийти коллектив педагогов ДОУ в тесном творческом союзе с родителями. Таким образом, воспитание дошкольника должно проходить при тесном сотрудничестве всех вспомогательных педагогических структур. Известно, что, чтобы воспитывать и обучать кого-то, надо и самому быть грамотным и творческим наставником, т.е. педагогический профессионализм взрослого, его компетентность должны постоянно расти и качественно преобразовываться в зависимости от требований жизни и всей системы образования в целом. Роль родителей в этом процессе также весьма значительна, и от того, насколько будут активны и компетентны в этом процессе они, настолько успешно будут решаться задачи воспитания подопечных.

Общеизвестно, что формирование физкультурной компетентности ребенка на начальном этапе должно проходить под руководством взрослых. Старший наставник является носителем тех символов (образцов), которые вначале копирует, а затем и развивает сам ребенок. Конечной фазой данной деятельности должна стать относительная самостоятельность ребенка и осознание (осмысление) им того, что он выполняет и для чего творит [3, 4, 8].

Мы предполагаем, что разнотематические двигательно-познавательные задания в виде ежемесячных блок-сценариев, органично включенные в режим дошкольного учреждения и семьи, основанные на одновременном выполнении и проговаривании забавных тематических стихов, сюжетов, при их поступательном развитии из двигательных сюжетов-этюдов до воплощения в двигательно-познавательных композициях, повысят эффективность педагогического процесса и окажут положительное влияние как на состояние физического и психического здоровья, так и на формирование физкультурной компетентности детей и взрослых по освоению ими социокультурного опыта и успешному вхождению дошкольников в социум.

В нашем комплексном педагогическом эксперименте мы задействовали все имеющиеся вспомогательные педагогические структуры ДОУ (от руководителей дошкольного учреждения до студентов-практикантов дошкольных отделений вузов, представителей шефских организаций) в союзе с семьей ребенка. Каждое вспомогательное звено структуры несло свои профессиональные специфические обязанности в этом воспитательном и образовательном процессе (рис. 1).

В педагогической науке понятие «профессиональная компетентность» рассматривается как «совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда; объем навыков выполнения задачи; комбинация личностных качеств и свойств; комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств; единство теоретической и практической готовности к труду; способность осуществлять сложные культуросообразные виды действий» [2].

В связи с вышеизложенным мы считаем, что сущность понятия «компетентность», в нашем случае - «физкультурная компетентность», должна рассматриваться в контексте вопросов целеполагания.

В начале учебного года заведующая ДОУ совместно с методистами, воспитателями и руководителем физического воспитания составляет план оздоровительной работы, где задействованы все педагогические структуры.

Утверждается вся тематическая литература для ознакомления детей и родителей (по месячным блокам), например: 1. Экскурсия в цирк. 2. Пожарные на учениях. 3. Фауна и флора и т.п.

Воспитатели читают литературу и организуют экскурсию по изучаемой тематике.

Руководитель физического воспитания проводит занятия на I этапе «как получится», на II этапе шлифуются, добавляются элементы; на III этапе проводятся открытые занятия с приглашением родителей и всех субъектов образовательного пространства; на IV этапе - спортивные праздники, викторины, малые Олимпийские игры с приглашением работников Управления образования, шефов.

Особая роль в процессе обучения и воспитания дошкольников (а зачастую и их родителей) отводится педагогу. Интеллектуально-педагогическая компетентность выражается в умении применять имеющиеся знания для установления педагогически целесообразных взаимоотношений, для приобретения и преобразования знаний обучающимися и самим педагогом, а также для выработки способов инновационной деятельности.

Родительскую компетентность мы определяем как «... Круг полномочий, прав какого-либо лица, органа, круг вопросов, дел, находящихся в чьем-либо ведении. .Круг вопросов, в которых кто-либо осведомлен.» (Словарь иностранных слов/ Под редакцией И.А.Васюкова).

Компетенция ребенка в том же словаре трактуется как «... Круг вопросов, в которых ребенок осведомлен, обладает основательными знаниями, сведениями в какой-либо области, позволяющими судить о чем-либо, разбираться в чем-либо» [1, 5, 6, 7].

В.Н. Введенский утверждает, что функциями модели «педагог-ребенок-семья» являются коммуникативная, информационная, регулятивная и интеллектуальнопедагогическая, причем последняя является базовой для остальных.

Рис. 1. Модель взаимодействия субъектов «педагог - ребенок - семья - социум» в процессе формирования физкультурной компетентности детей 5-6 лет средствами игровой гимнастики

Большинство ученых-исследователей сходятся в мнении, что ребенка нельзя научить компетентности. Компетентным он может стать лишь при долгой, кропотливой работе педагогов, родителей и в дальнейшем путем собственных усилий. Взрослые солидаризируются, создают творческий коллектив, куда входят все педагогические структуры ДОУ и родители; совместными усилиями они дают ребенку знания, опыт, обучают по мере возможности применять эти знания и навыки творчески. Подопечный, апробируя различные модели поведения в данной предметной области, выбирает из них те, которые в наибольшей степени соответствуют его стилю, притязаниям, эстетическому вкусу, нравственным ориентирам. Компетентность ребенка, таким образом, предстает как синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта.

При разработке комплексной программы по формированию физкультурной компетентности детей 5-6 лет в ДОУ и семье мы руководствовались, прежде всего, тем, что она должна быть более эффективной по сравнению с «Типовой программой» и должна решать ряд сопряженных задач в их взаимосвязи и взаимовлиянии: интеллектуально-познавательную, духовно-нравственную и физкультурно-оздоровительную посредством забавно-игровых видов деятельности детей в кругу семьи и в коллективе ДОУ. В годичном цикле занятий с ребенком было предусмотрено разучивание и освоение десяти разнотематических сюжетно-ролевых сценариев-уроков, целью которых посредством двигательных рассказов (на игровой основе) было введение детей в реальный мир взрослых людей, в частности в мир спортивных профессий, народного творчества, фольклора с игровыми элементами быта и культурно-прикладного народного творчества и т.д. Данный педагогический прием позволил решить ряд развиваю-ще-оздоровительных задач по созданию педагогических условий формирования физкультурной компетентности детей, а вместе с ними и их родителей. Основные задачи по созданию педагогических условий формирования физкультурной компетентности таковы:

• овладение доступными начальными знаниями в области физической куль-

туры педагогами ДОУ и родителями дошкольников при совместном их участии в разработке сценариев тематических уроков и спортивных праздников;

• развитие познавательных интересов и способностей детей в области забавно-сюжетной физкультуры и доступных видов спорта; ознакомление с доступными для детей дошкольного возраста теоретическими сведениями в области физической культуры посредством сюжетно-ролевых и режиссерских тематических игр;

• расширение образовательной направленности занятий по физическому воспитанию посредством физкультурных викторин и тематических блок-уроков;

• установка эмоционально комфортного отношения детей к физическим упражнениям, играм, закаливающим процедурам; содействие адаптации детей к окружающей среде и подготовка ребенка к обучению в школе, вхождению в социум.

ЛИТЕРАТУРА

1. Толковый словарь русского языка : в 4 т. Т. 1 / под ред. Д.И. Ушакова. - М. : [б.и.], 1935.

2. Молчанов, С.Г. Профессиональная компетентность в системе повышения квалификации // Интеграция методической (научно-методической) работы в системе повышения квалификации кадров. - Челябинск : [б.и.], 2003.

3. Рубинштейн, С. А. Проблемы общей психологии / С. А. Рубинштейн. - М. : [б.и.], 1973.

4. Стратегия модернизации содержания общего образования : материалы для разработки докладов по обновлению общего образования. - М. : [б.и.], 2001.

5. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе : выявление, развитие и реализация : пер с англ. / Дж. Равен. - М. : [б.и.], 2002.

6. Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. - М. : [б.и.],

2002.

7. Большой коммерческий словарь / под ред. Т.Ф. Рябовой. - М. : [б.и.], 1996.

8. Введенский, В.Н. Моделирование профессиональной компетенции педагога // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 51-55.

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ ИХ ПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ

С.В. Никольская, А.В. Матвеева

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день, наиболее актуальным, с одной стороны, и наименее разработанным - с другой, является вопрос учета пола ребенка как фундаментальной характеристики личности, в процессе физкультурного образования [1, 5, 6, 7]. Изучая взгляды авторов [2, 4, 9, 10, 12, 13, 14] в специальной литературе на проблему половых различий в двигательной и психической сферах личности детей дошкольного возраста, можно говорить о значительном разбросе мнений: от отрицания половые различий до споров вокруг того, что обусловливает эти различия - природа или воспитание. По вопросу учета пола ребенка в процессе физкультурного образования детей большинство авторов [2, 4, 9, 10, 12, 13, 14] сходится во мнении о необходимости реализации дифференцированного подхода. На вопрос, с какого возраста необходимо осуществлять учет половых различий в физкультурном образовании, большинство авторов высказывают единодушное мнение о том, что в старшем дошкольном возрасте у детей «обнаруживается, так называемая, доброжелательная пристрастность к детям своего пола». Более того, в области физической культуры уже многие годы ведутся споры о том, как целесообразнее организовывать обучение и развитие: совместно или раздельно по половым признакам. В то же время в нормативных документах (в частности, в образовательных программах) идентичным содержанием и требованиями закреплено

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.