ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВИФК ПО СПОРТИВНЫМ ИГРАМ
Е.В. Мельников
Естественный педагогический эксперимент по проверке эффективности разработанной нами программы подготовки курсантов по спортивным и подвижным играм был организован и проведен на базе Военного института физической культуры в течение 2004-2007 учебных годов. В эксперименте принимали участие курсанты первого и второго факультетов, обучающиеся по специальности «физическая культура и спорт».
Экспериментальная группа была составлена из курсантов первого факультета (57 человек), в контрольную группу вошли курсанты второго факультета (54 человека). Экспериментальная и контрольная группы имели примерно одинаковые показатели физического развития, функционального состояния, физической подготовленности, а также уровней теоретической, методической и практической подготовленности по спортивным играм.
Занятия, как в экспериментальной, так и в контрольной группах проводились одними и теми же преподавателями.
Контрольная группа занималась по существующей программе обучения, экспериментальная - по разработанной нами программе. В содержание занятий включались подвижные игры при прохождении тем, касающихся спортивных игр. Для проверки уровня теоретической подготовленности на каждом занятии мы использовали метод экспресс-проверки. Проверка уровня практической подготовленности курсантов первых курсов для выполнения контрольного упражнения по баскетболу проводилась после 10-го занятия, остальные часы в большем объеме использовались в целях формирования у курсантов организационно-методических навыков.
Для курсантов 2-х курсов выполнение контрольного упражнения по минифутболу проводилось после 8-го занятия по теме № 3 «Мини-футбол и хоккей как виды спорта и средство подготовки военнослужащих». В оставшееся время курсанты в большем объеме занимались методической подготовкой. Выполнение контрольного упражнения по волейболу проводилось после 10-го занятия по теме № 5 «Волейбол как вид спорта и средство подготовки военнослужащих». Контрольное упражнение по футболу курсанты выполняли после 8-го занятия по теме № 7 «Футбол как вид спорта и средство подготовки военнослужащих».
Курсанты 3-х курсов контрольное упражнение по гандболу выполняли после 7го занятия по теме № 8 «Гандбол как вид спорта и средство подготовки военнослужащих»
Эффективность разработанной программы подготовки курсантов института по дисциплине «Спортивные и подвижные игры» определялась нами на основе анализа уровня теоретической, методической и практической подготовленности курсантов по спортивным играм на каждом курсе обучения, а также изменения уровня их физического развития, физической и функциональной подготовленности до и после эксперимента.
Показатели физического развития, функционального состояния, физической подготовленности, подготовленности курсантов экспериментальной и контрольной групп по теории и методике дисциплине «Спортивные и подвижные игры» после первого, второго и третьего курса обучения представлены в таблице 1.
Анализ результатов свидетельствует о том, что у курсантов контрольной группы произошли изменения в показателях физического развития и функционального состояния, что свидетельствует о систематических занятиях физическими упражнениями, большем объеме физической нагрузки, которую курсанты получают в процессе обучения в институте.
Произошли изменения в показателях физической подготовленности, причем в подтягивании на перекладине, беге на 100 и 3000 метров изменения в показателях но-
сят достоверный характер.
Таблица 1
Динамика показателей курсантов экспериментальной и контрольной групп ________________после первого, второго и третьего курса обучения_______________
№ п/п Показатели Ед. из- мер. 1-й курс 2-й курс 3-й курс
ЭГ начало конец КГ начало конец ЭГ начало конец КГ начало конец ЭГ начало конец КГ начало конец
Физическое развитие и функциональное состояние
1 Рост стоя см 174,7±0,6 Р>0,05 174,8±0,6 173,9±0,5 Р>0,05 174,0±0,6 174,7±0,6 Р>0,05 174,8±0,6 173,9±0,5 Р>0,05 174,0±0,6 174,7±0,6 Р>0,05 174,9±0,7 173,9±0,5 Р>0,05 174,1±0,6
2 Вес кг 72,4±0,5 Р>0,05 71,8±0,5 73,1±0,5 Р>0,05 72,7±0,5 72,4±0,5 Р<0,05 70,7±0,5 73,1±0,5 Р<0,05 71,5±0,5 72,4±0,5 Р<0,05 70,5±0,5 73,1±0,5 Р<0,05 71,4±0,5
3 Жизненная емкость легких л 4233±35,6 Р>0,05 4267±36,3 4241±36,1 Р>0,05 4266±36,5 4233±35,6 Р>0,05 4274±36,8 4241±36,1 Р>0,05 4272±36,9 4233±35,6 Р<0,05 4296±36,7 4241±36,1 Р<0,05 4292±37,2
4 Проба Штанге с 66,46±1,98 Р<0,05 69,32±1,99 65,13±1,95 Р>0,05 66,12±1,97 66,46±1,98 Р<0,05 71,12±1,98 65,13±1,95 Р>0,05 69,82±1,98 66,46±1,98 Р<0,05 74,18±1,86 65,13±1,95 Р<0,05 70,44±1,89
5 Проба Генчи с 41,52±1,55 Р>0,05 43,4±1,57 40,22±1,51 Р>0,05 41,3±1,55 41,52±1,55 Р<0,05 44,2±1,58 40,22±1,51 Р<0,05 43,4±1,57 41,52±1,55 Р<0,05 47,4±1,62 40,22±1,51 Р<0,05 45,7±1,66
6 Степ-тест баллы 74,35±0,78 Р>0,05 76,27±0,79 73,68±0,74 Р>0,05 74,33±0,77 74,35±0,78 Р<0,05 79,31±0,75 73,68±0,74 Р<0,05 78,26±0,76 74,35±0,78 Р<0,05 81,27±0,78 73,68±0,74 Р<0,05 79,51±0,77
Физическая подготовленность
7 Подтягивание на перекладине к-во раз 13,9±0,56 Р<0,05 14,6±0,59 14,1±0,59 Р>0,05 14,8±0,61 13,9±0,56 Р<0,05 15,2±0,58 14,1±0,59 Р>0,05 15,1±0,59 13,9±0,56 Р<0,05 15,8±0,61 14,1±0,59 Р<0,05 15,3±0,62
8 Полоса препятствий с 136,8±2,63 Р<0,05 129,6±2,57 139,4±2,67 Р>0,05 133,2±2,62 136,8±2,63 Р<0,05 119,2±2,44 139,4±2,67 Р<0,05 123,1±2,49 136,8±2,63 Р<0,05 117,4±2,46 139,4±2,67 Р<0,05 121,5±2,51
9 Бег на 100 метров с 13,9±0,15 Р>0,05 13,4±0,14 13,8±0,16 Р>0,05 13,6±0,15 13,9±0,15 Р<0,05 13,1±0,13 13,8±0,16 Р>0,05 13,4±0,14 13,9±0,15 Р<0,05 12,7±0,15 13,8±0,16 Р<0,05 13,1±0,17
10 Бег на 3000 метров с 729,8±4,87 Р<0,05 701,7±4,13 731,5±4,89 Р>0,05 711,5±4,22 729,8±4,87 Р<0,05 697,2±4,02 731,5±4,89 Р<0,05 703,9±4,13 729,8±4,87 Р<0,05 689,8±3,97 731,5±4,89 Р<0,05 696,4±4,09
11 Плавание 100 метров в/с с 101,5±1,61 Р>0,05 98,3±1,54 103,1±1,63 Р>0,05 99,2±1,59 101,5±1,61 Р<0,05 95,1±1,49 103,1±1,63 Р>0,05 97,5±1,51 101,5±1,61 Р<0,05 92,3±1,51 103,1±1,63 Р<0,05 95,8±1,55
Уровень теоретической и методической и практической подготовленности по спортивным и подвижным играм
12 Теоретическая подготовка балл 3,7±0,15 3,4±0,16 3,8±0,15 3,5±0,16 4,2±0,14 3,6±0,17
13 Методическая подготовка балл 3,5±0,16 3,3±0,17 3,6±0,15 3,4±0,18 4,1±0,15 3,5±0,18
Существенные изменения произошли и в показателях физической подготовленности, причем их динамика по сравнению с первым курсом обучения носит достоверный характер.
Обобщенный анализ успеваемости курсантов экспериментальной и контрольной групп по дисциплине «Спортивные и подвижные игры» (уровень теоретической и методической подготовленности) представлен в табл. 2.
Таблица 2
Уровень успеваемости курсантов экспериментальной и контрольной групп по _______________дисциплине «Спортивные и подвижные игры»______________________
Курс обучения Теоретическая подготовленность Методическая подготовленность
ЭК КГ ЭК КГ
1-й курс 3,7±0,15 3,5±0,16 3,4±0,16 3,3±0,17
2-й курс 3,8±0,15 3,5±0,16 3,6±0,15 3,4±0,18
3-й курс 4,2±0,14 3,6±0,17 4,1±0,15 3,5±0,18
Анализ полученных данных позволяет сделать заключение о том, что курсанты экспериментальной группы более успешно осваивают программу по дисциплине «Спортивные и подвижные игры», чем контрольной. Это проявляется в выполнении контрольных упражнений, уровне теоретической и методической подготовки по дисциплине.
Представленные данные свидетельствуют о том, что в показателях физической подготовленности курсантов экспериментальной и контрольной групп произошли достоверные изменения, по сравнению с началом эксперимента, однако, в экспериментальной группе показатели значительно выше, чем в контрольной.
Таким образом, полученные в результате исследований экспериментальные данные подтвердили наши предположения, что говорит о высокой эффективности предложенной нами программы.
ИНТЕГРАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ИНВЕНТАРЯ В РАЗВИТИИ ВАРИАТИВНОЙ ДВИГАТЕЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
В.М. Немеровский
В настоящее время в практике некоторых дошкольных учреждений (далее ДОУ) наблюдается снижение уровня физической активности детей. Одной из причин этого является недостаточное или нецелесообразное использование игровых зон, площадей помещений и участков, а также непрофессиональное использование физкультурного инвентаря и оборудования [1, 2, 5, 7].
Развивающий оздоровительный эффект игрового инвентаря усиливается в том случае, если, «взаимодействуя» с ним, ребенок может самостоятельно (на начальном этапе - со взрослыми) расставлять, переносить, компоновать его для выполнения варьируемых двигательно-познавательных заданий [1, 6, 10].
Мы предполагаем, что целесообразная организация и использование предметнопространственной среды при проведении разнообразных игр и упражнений с привлекательным оборудованием (например, на сюжетно-познавательной основе) должна обеспечивать ощущение постоянной новизны деятельности, вызывать у занимающихся положительный эмоциональный отклик, способствовать развитию их фантазии и воображения и вследствие этого конструкторских способностей по использованию данного оборудования в режиме конкретно поставленных задач [1, 3, 6, 9].
Общеизвестно, что ребенок будет заниматься любым видом деятельности, даже «монотонным», если этим занятиям придать эмоциональную привлекательность, к примеру, посредством игрового или состязательного стилей ведения занятий.
В ходе нашей экспериментальной работы мы изучили эффективность внедрения разнотематического инвентаря и оборудования в учебные и внеучебные физкультурные мероприятия в ДОУ и семье.
Мы установили, что если во все режимные моменты семьи и дошкольного учреждения вводить сюжетно-тематический гимнастический инвентарь (стандартный и нестандартный) и разнотиповое оздоровительное оборудование (домашние спортив-