Научная статья на тему 'Экспериментальная проверка эффективности программы подготовки курсантов ВИФК по спортивным играм'

Экспериментальная проверка эффективности программы подготовки курсантов ВИФК по спортивным играм Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
518
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспериментальная проверка эффективности программы подготовки курсантов ВИФК по спортивным играм»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВИФК ПО СПОРТИВНЫМ ИГРАМ

Е.В. Мельников

Естественный педагогический эксперимент по проверке эффективности разработанной нами программы подготовки курсантов по спортивным и подвижным играм был организован и проведен на базе Военного института физической культуры в течение 2004-2007 учебных годов. В эксперименте принимали участие курсанты первого и второго факультетов, обучающиеся по специальности «физическая культура и спорт».

Экспериментальная группа была составлена из курсантов первого факультета (57 человек), в контрольную группу вошли курсанты второго факультета (54 человека). Экспериментальная и контрольная группы имели примерно одинаковые показатели физического развития, функционального состояния, физической подготовленности, а также уровней теоретической, методической и практической подготовленности по спортивным играм.

Занятия, как в экспериментальной, так и в контрольной группах проводились одними и теми же преподавателями.

Контрольная группа занималась по существующей программе обучения, экспериментальная - по разработанной нами программе. В содержание занятий включались подвижные игры при прохождении тем, касающихся спортивных игр. Для проверки уровня теоретической подготовленности на каждом занятии мы использовали метод экспресс-проверки. Проверка уровня практической подготовленности курсантов первых курсов для выполнения контрольного упражнения по баскетболу проводилась после 10-го занятия, остальные часы в большем объеме использовались в целях формирования у курсантов организационно-методических навыков.

Для курсантов 2-х курсов выполнение контрольного упражнения по минифутболу проводилось после 8-го занятия по теме № 3 «Мини-футбол и хоккей как виды спорта и средство подготовки военнослужащих». В оставшееся время курсанты в большем объеме занимались методической подготовкой. Выполнение контрольного упражнения по волейболу проводилось после 10-го занятия по теме № 5 «Волейбол как вид спорта и средство подготовки военнослужащих». Контрольное упражнение по футболу курсанты выполняли после 8-го занятия по теме № 7 «Футбол как вид спорта и средство подготовки военнослужащих».

Курсанты 3-х курсов контрольное упражнение по гандболу выполняли после 7го занятия по теме № 8 «Гандбол как вид спорта и средство подготовки военнослужащих»

Эффективность разработанной программы подготовки курсантов института по дисциплине «Спортивные и подвижные игры» определялась нами на основе анализа уровня теоретической, методической и практической подготовленности курсантов по спортивным играм на каждом курсе обучения, а также изменения уровня их физического развития, физической и функциональной подготовленности до и после эксперимента.

Показатели физического развития, функционального состояния, физической подготовленности, подготовленности курсантов экспериментальной и контрольной групп по теории и методике дисциплине «Спортивные и подвижные игры» после первого, второго и третьего курса обучения представлены в таблице 1.

Анализ результатов свидетельствует о том, что у курсантов контрольной группы произошли изменения в показателях физического развития и функционального состояния, что свидетельствует о систематических занятиях физическими упражнениями, большем объеме физической нагрузки, которую курсанты получают в процессе обучения в институте.

Произошли изменения в показателях физической подготовленности, причем в подтягивании на перекладине, беге на 100 и 3000 метров изменения в показателях но-

сят достоверный характер.

Таблица 1

Динамика показателей курсантов экспериментальной и контрольной групп ________________после первого, второго и третьего курса обучения_______________

№ п/п Показатели Ед. из- мер. 1-й курс 2-й курс 3-й курс

ЭГ начало конец КГ начало конец ЭГ начало конец КГ начало конец ЭГ начало конец КГ начало конец

Физическое развитие и функциональное состояние

1 Рост стоя см 174,7±0,6 Р>0,05 174,8±0,6 173,9±0,5 Р>0,05 174,0±0,6 174,7±0,6 Р>0,05 174,8±0,6 173,9±0,5 Р>0,05 174,0±0,6 174,7±0,6 Р>0,05 174,9±0,7 173,9±0,5 Р>0,05 174,1±0,6

2 Вес кг 72,4±0,5 Р>0,05 71,8±0,5 73,1±0,5 Р>0,05 72,7±0,5 72,4±0,5 Р<0,05 70,7±0,5 73,1±0,5 Р<0,05 71,5±0,5 72,4±0,5 Р<0,05 70,5±0,5 73,1±0,5 Р<0,05 71,4±0,5

3 Жизненная емкость легких л 4233±35,6 Р>0,05 4267±36,3 4241±36,1 Р>0,05 4266±36,5 4233±35,6 Р>0,05 4274±36,8 4241±36,1 Р>0,05 4272±36,9 4233±35,6 Р<0,05 4296±36,7 4241±36,1 Р<0,05 4292±37,2

4 Проба Штанге с 66,46±1,98 Р<0,05 69,32±1,99 65,13±1,95 Р>0,05 66,12±1,97 66,46±1,98 Р<0,05 71,12±1,98 65,13±1,95 Р>0,05 69,82±1,98 66,46±1,98 Р<0,05 74,18±1,86 65,13±1,95 Р<0,05 70,44±1,89

5 Проба Генчи с 41,52±1,55 Р>0,05 43,4±1,57 40,22±1,51 Р>0,05 41,3±1,55 41,52±1,55 Р<0,05 44,2±1,58 40,22±1,51 Р<0,05 43,4±1,57 41,52±1,55 Р<0,05 47,4±1,62 40,22±1,51 Р<0,05 45,7±1,66

6 Степ-тест баллы 74,35±0,78 Р>0,05 76,27±0,79 73,68±0,74 Р>0,05 74,33±0,77 74,35±0,78 Р<0,05 79,31±0,75 73,68±0,74 Р<0,05 78,26±0,76 74,35±0,78 Р<0,05 81,27±0,78 73,68±0,74 Р<0,05 79,51±0,77

Физическая подготовленность

7 Подтягивание на перекладине к-во раз 13,9±0,56 Р<0,05 14,6±0,59 14,1±0,59 Р>0,05 14,8±0,61 13,9±0,56 Р<0,05 15,2±0,58 14,1±0,59 Р>0,05 15,1±0,59 13,9±0,56 Р<0,05 15,8±0,61 14,1±0,59 Р<0,05 15,3±0,62

8 Полоса препятствий с 136,8±2,63 Р<0,05 129,6±2,57 139,4±2,67 Р>0,05 133,2±2,62 136,8±2,63 Р<0,05 119,2±2,44 139,4±2,67 Р<0,05 123,1±2,49 136,8±2,63 Р<0,05 117,4±2,46 139,4±2,67 Р<0,05 121,5±2,51

9 Бег на 100 метров с 13,9±0,15 Р>0,05 13,4±0,14 13,8±0,16 Р>0,05 13,6±0,15 13,9±0,15 Р<0,05 13,1±0,13 13,8±0,16 Р>0,05 13,4±0,14 13,9±0,15 Р<0,05 12,7±0,15 13,8±0,16 Р<0,05 13,1±0,17

10 Бег на 3000 метров с 729,8±4,87 Р<0,05 701,7±4,13 731,5±4,89 Р>0,05 711,5±4,22 729,8±4,87 Р<0,05 697,2±4,02 731,5±4,89 Р<0,05 703,9±4,13 729,8±4,87 Р<0,05 689,8±3,97 731,5±4,89 Р<0,05 696,4±4,09

11 Плавание 100 метров в/с с 101,5±1,61 Р>0,05 98,3±1,54 103,1±1,63 Р>0,05 99,2±1,59 101,5±1,61 Р<0,05 95,1±1,49 103,1±1,63 Р>0,05 97,5±1,51 101,5±1,61 Р<0,05 92,3±1,51 103,1±1,63 Р<0,05 95,8±1,55

Уровень теоретической и методической и практической подготовленности по спортивным и подвижным играм

12 Теоретическая подготовка балл 3,7±0,15 3,4±0,16 3,8±0,15 3,5±0,16 4,2±0,14 3,6±0,17

13 Методическая подготовка балл 3,5±0,16 3,3±0,17 3,6±0,15 3,4±0,18 4,1±0,15 3,5±0,18

Существенные изменения произошли и в показателях физической подготовленности, причем их динамика по сравнению с первым курсом обучения носит достоверный характер.

Обобщенный анализ успеваемости курсантов экспериментальной и контрольной групп по дисциплине «Спортивные и подвижные игры» (уровень теоретической и методической подготовленности) представлен в табл. 2.

Таблица 2

Уровень успеваемости курсантов экспериментальной и контрольной групп по _______________дисциплине «Спортивные и подвижные игры»______________________

Курс обучения Теоретическая подготовленность Методическая подготовленность

ЭК КГ ЭК КГ

1-й курс 3,7±0,15 3,5±0,16 3,4±0,16 3,3±0,17

2-й курс 3,8±0,15 3,5±0,16 3,6±0,15 3,4±0,18

3-й курс 4,2±0,14 3,6±0,17 4,1±0,15 3,5±0,18

Анализ полученных данных позволяет сделать заключение о том, что курсанты экспериментальной группы более успешно осваивают программу по дисциплине «Спортивные и подвижные игры», чем контрольной. Это проявляется в выполнении контрольных упражнений, уровне теоретической и методической подготовки по дисциплине.

Представленные данные свидетельствуют о том, что в показателях физической подготовленности курсантов экспериментальной и контрольной групп произошли достоверные изменения, по сравнению с началом эксперимента, однако, в экспериментальной группе показатели значительно выше, чем в контрольной.

Таким образом, полученные в результате исследований экспериментальные данные подтвердили наши предположения, что говорит о высокой эффективности предложенной нами программы.

ИНТЕГРАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ИНВЕНТАРЯ В РАЗВИТИИ ВАРИАТИВНОЙ ДВИГАТЕЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

В.М. Немеровский

В настоящее время в практике некоторых дошкольных учреждений (далее ДОУ) наблюдается снижение уровня физической активности детей. Одной из причин этого является недостаточное или нецелесообразное использование игровых зон, площадей помещений и участков, а также непрофессиональное использование физкультурного инвентаря и оборудования [1, 2, 5, 7].

Развивающий оздоровительный эффект игрового инвентаря усиливается в том случае, если, «взаимодействуя» с ним, ребенок может самостоятельно (на начальном этапе - со взрослыми) расставлять, переносить, компоновать его для выполнения варьируемых двигательно-познавательных заданий [1, 6, 10].

Мы предполагаем, что целесообразная организация и использование предметнопространственной среды при проведении разнообразных игр и упражнений с привлекательным оборудованием (например, на сюжетно-познавательной основе) должна обеспечивать ощущение постоянной новизны деятельности, вызывать у занимающихся положительный эмоциональный отклик, способствовать развитию их фантазии и воображения и вследствие этого конструкторских способностей по использованию данного оборудования в режиме конкретно поставленных задач [1, 3, 6, 9].

Общеизвестно, что ребенок будет заниматься любым видом деятельности, даже «монотонным», если этим занятиям придать эмоциональную привлекательность, к примеру, посредством игрового или состязательного стилей ведения занятий.

В ходе нашей экспериментальной работы мы изучили эффективность внедрения разнотематического инвентаря и оборудования в учебные и внеучебные физкультурные мероприятия в ДОУ и семье.

Мы установили, что если во все режимные моменты семьи и дошкольного учреждения вводить сюжетно-тематический гимнастический инвентарь (стандартный и нестандартный) и разнотиповое оздоровительное оборудование (домашние спортив-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.