Научная статья на тему 'Формирование волевых качеств военнослужащих как средства повышения уровня конфликтной компетенции с помощью занятий по физической культуре'

Формирование волевых качеств военнослужащих как средства повышения уровня конфликтной компетенции с помощью занятий по физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
589
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / КОНФЛИКТНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ / ЛИЧНАЯ СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ / CONFLICT'S PERSONAL BEHAVIOR STRATEGY / CONFLICT / CONFLICT COMPETENCE / INTERPERSONAL CONFLICT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дащан Владимир Мнацевич

В данной статье описано решение проблемы выхода из возникающих конфликтных ситуаций в воинских коллективах с помощью занятий по физической культуре с целью формирования у военнослужащих конфликтной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дащан Владимир Мнацевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF VOLITIONAL QUALITIES OF MILITARY MEN AS A MEANS OF CONFLICT COMPETENCE`S IMPROVEMENT WITH HELP OF PHISICAL CULTURE LESSONS

In this article the solution of conflict prevention in military groups with help of physical culture lessons with aim of military personal conflict competence formation is depicted.

Текст научной работы на тему «Формирование волевых качеств военнослужащих как средства повышения уровня конфликтной компетенции с помощью занятий по физической культуре»

спективы процесса физкультурной деятельности (мальчики - 30,8%, девочки - 34,5%). Более того, начинают появляться, что не наблюдается у детей контрольной группы, более значимые мотивы к занятиям физическими упражнениями, такие как: «укреплять характер, волю» (мальчики - 7,7%), «расширяет знания» (мальчики - 7,7%, девочки - 10,3%), «развивает эстетические качества» (девочки - 7,0%).

Таким образом, экспериментальная программа физического воспитания и разработанная система педагогического контроля физической подготовленности младших школьников как основа учетно-контрольного блока играют позитивную роль в формировании позитивной мотивации к занятиям физическими упражнениями. При этом установлено:

- существенное повышение, по оценке учащихся, чувства удовлетворения от самого процесса физического воспитания;

- усиление интереса детей к улучшению своего физического состояния в связи с применением перцентильных шкал, учитывающих особенности физического развития учащихся;

- тенденция к изменению структуры мотивационно-потребностной сферы детей 9-10 лет в контексте выдвижения на передовые позиции по мере взросления школьников мотивов более высокого, социального порядка.

ЛИТЕРАТУРА

- Баландин В.А. Развитие познавательных процессов детей 6-10 лет средствами физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.- 2000.- № 1. - С.24-40.

- Костюков В.В. и др. Эволюция мотивов и потребностей людей 4-80 лет в занятиях спортивными и подвижными играми // Теория и практика физической культуры.- 1994.- № 7.- С.2.

- Чернышенко Ю.К., Баландин В.А. Возрастная динамика мотивов и потребностей детей 6-10 лет в различных видах физкультурно-спортивной деятельности// Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 8.- С. 45.

ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ С ПОМОЩЬЮ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Владимир Мнацевич Дащан, преподаватель,

Военный инженерно-технический университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация

В данной статье описано решение проблемы выхода из возникающих конфликтных ситуаций в воинских коллективах с помощью занятий по физической культуре с целью формирования у военнослужащих конфликтной компетенции.

Ключевые слова: конфликт, конфликтная компетенция, межличностный конфликт, личная стратегия поведения в конфликте.

THE FORMATION OF VOLITIONAL QUALITIES OF MILITARY MEN AS A MEANS OF CONFLICT COMPETENCE'S IMPROVEMENT WITH HELP OF PHISICAL CULTURE LESSONS

Vladimir Mnacevich Daschan, teacher,

Military Engineering-Technical University Saint-Petersburg

Annotation

In this article the solution of conflict prevention in military groups with help of physical culture lessons with aim of military personal conflict competence formation is depicted.

Keywords: conflict, conflict competence, interpersonal conflict, conflict’s personal behavior strategy.

В настоящее время, несмотря на сокращения, происходящие в Вооруженных Силах, многие молодые люди выбирают для себя профессию офицера. Для этого они проходят обучение в различных высших военных учебных заведениях. Нередко во время прохождения военной службы среди военнослужащих возникают ситуации, в которых одна из сторон, ею может быть как отдельный военнослужащий, так и группа лиц, ущемляет интересы другой стороны, что в современной педагогике называется конфликтом.

Конфликты можно разделить на два основных раздела: межличностные и меж-групповые. Между военнослужащими чаще всего возникают межличностные конфликты, которые охватывают все сферы человеческих отношений и являются самыми распространенными.

Межличностные конфликты - это ситуации противоречий, разногласий, столкновений между людьми.

Цель исследования: определение эффективности занятий физической культурой как средства снижения уровня межличностных конфликтов в воинском коллективе; формирование у военнослужащих навыков и умений компетентного и позитивного управления межличностными конфликтами.

МЕТОДИКА

По модульной методике диагностики межличностных отношений, разработанной А.Я. Анцуповым, и с использованием Т-критерия Стьюдента проведено тестирование в Военном инженерно-техническом университете (ВИТУ), г. Санкт-Петербург. Эксперимент проводился с привлечением 45 курсантов 3-го и 40 курсантов 5-го курса при наличии:

- контрольной группы: 22 курсантов 3-го и 20 курсантов 5-го курса;

- экспериментальной группы: 23 курсантов 3-го и 20 курсантов 5-го курса.

Условия прохождения военной службы и проживания у вышеперечисленных

курсантов практически одинаковы. Эксперимент заключался в формировании у курсантов представлений о сущности, содержании, динамике межличностных конфликтов в условиях воинской и спортивной деятельности; в привитии навыков и умений компетентного и позитивного управления конфликтами, используя при этом различные формы учебных занятий; в выработке собственной тактики и стратегии поведения в условиях межличностного конфликта путем реализации педагогических рекомендаций в ходе преподавания теоретических и практических дисциплин, а также в процессе проведения специального педагогического консилиума во время практических и теоретических учебных занятий по различным разделам физической подготовки и в часы самостоятельной подготовки.

Результатами исследования, выражающими стратегию поведения военнослужащих в конфликтных ситуациях после окончания 5-го курса, стали следующие данные:

• избегание конфликтов увеличилось в 2,6 раза;

• уровень сотрудничества повысился в 2,3 раза;

• уровень обоюдных компромиссов возрос в 1,4 раза;

• уровень личных приспособлений в коллективе повысился в 1,6 раза;

• уровень соперничества снизился в 2,7 раза.

Используя полученные в ходе эксперимента данные, был составлен график стилей поведения курсантов в конфликте (рис. 1).

Одним из предметов обучения в вузе являются занятия по физической культуре, во время которых у военнослужащих формируются основные физические качества, такие как: сила, ловкость, быстрота, выносливость. Кроме того, развиваются специ-

альные физические качества: устойчивость к укачиванию, вибрации, гиподинамии, кислородному голоданию и гравитационным перегрузкам, необходимые военнослужащему для несения службы в специальных видах и родах войск ВС РФ.

30 25 20 ^ 15 10 5 0

1 2 3 4 5

ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ

Я Избегание конфликтов □ Сотрудничество ■ Компромисы

И Приспособление ■ Соперничество

Рис. 1. Стили поведения курсантов

Во время обучения в военном учебном заведении по дисциплине «физическая культура» основной задачей является сдача контрольных нормативов. При успешной сдаче нормативов у военнослужащих наступает состояние, когда пропадает личная неприязнь друг к другу, и устраняется чувство несправедливого отношения к ним со стороны командиров и начальников.

Занятия по разделу «спортивные и подвижные игры» включают в себя различные игровые виды спорта, которые развивают у военнослужащих навыки коллективных действий, при которых на личную неприязнь не остается времени, а индивиды, выпадающие за рамки коллектива, быстро отсеиваются. Так же, спортивные и подвижные игры формируют у военнослужащих такой стиль поведения, как сотрудничество - поиск решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон.

Занятия по разделу «рукопашный бой» формируют у военнослужащих такой стиль поведения, как сплоченность и коллективное принятие решения по технике проведения спортивной схватки в различных видах единоборств (бокс, борьба, рукопашный бой). Они развивают у военнослужащего личные волевые качества как при единоборстве с противником, так и во время совместных действий. Кроме того, занятия по рукопашному бою искореняют у военнослужащих такие отрицательные личные качества, как нерешительность, трусость и малодушие, которые в воинском коллективе мешают совместному выполнению поставленных задач. В боевой обстановке они приводят к проявлению страха - аффектного психического состояния. Под влиянием опасности происходит оцепенение, неспособность к движению и действиям. Одной из целей занятий по рукопашному бою как раздела физической культуры является недопущение спада боевого состояния подразделения, проявление самоуспокоенности военнослужащих во время экстремальных ситуаций и повышение уровня их коллективизма.

Занятия по разделу «гимнастика и атлетическая подготовка» развивают у военнослужащих такой стиль поведения, как избегание конфликтов - уход от конфликта, игнорируя свои и чужие интересы.

Занятия по разделу «ускоренное передвижение» развивают у военнослужащих такой стиль поведения, как уровень приспособления в коллективе - игнорирование своих интересов ради интересов других членов коллектива, что происходит во время совершения кроссов и марш-бросков в составе подразделения, когда для достижения результата подразделение должно пересечь линию финиша в полном составе.

О положительных изменениях, которые произошли у курсантов ЭГ в решении ряда ключевых конфликтологических проблем, говорят данные анкетного опроса,

представленные в таблице 1, по оценке межличностных конфликтов в позитивном плане (с 3,78+0,12 до 4,24+0,12).

Таблица 1

Сопоставление результатов анкетного опроса по оценке курсантами ВИТУ ряда _______________конфликтных показателей (по 5-балльной шкале)____________________

Показатели Оценки в ЭГ Оценки в КГ

Исх. Кон. Различия Исх. Кон. Различия

Личная конфликтность 3,84+0, 08 3,93+0.11 - 3,81+0,09 3,89+0,12 -

Личная конфликтная компетентность 3,98+0,12 4,34+0,12 р<0,05 4,10+0,11 4,18+0,11 -

Необходимость специальных знаний 3,84+0,17 4,28+0,13 р<0,05 3,76+0,17 3,97 +0,17 р>0,05

Объективность существования конфликтов 3,76+0,18 4,14+0,13 р<0,05 3,78+0,17 3,99+0,17 р>0,05

Конфликт - явление позитивное 3,78+0,12 4,24+0,12 р<0,05 3,84+0,11 4,16+0,17 р>0,05

Средние данные 3,84+0,13 4,19+0,12 р<0,05 3,88+0,13 4,04+0,15 р<0,05

Компетентное управление межличностными конфликтами позволяет улучшать эффективность совместной или индивидуальной деятельности, показатели формирующего эксперимента представлены в таблице 2.

Таблица 2

Сопоставление показателей после формирующего эксперимента _____________________________(по 5-балльной шкале)_____________________________

Показатели Оценки в ЭГ Оценки в КГ

Исх. Кон. Различия Исх. Кон. Различия

Влияние конфликтов на состояния оппонентов 3,51+0,17 3,98+0,13 р<0,05 3,50+0,16 3,84+0,12 р<0,05

Экспертная оценка 3,60+0,17 4,01+0,13 р<0,05 3,51+0,16 3,69+0,14 -

Потребность жить без конфликтов 3,71+0,13 4,17+0,12 р<0,05 3,54+0,16 3,68+0,16 -

Роль преподавательского состава в профилактике конфликтов 3,55+0,18 3,81+0,18 р>0,05 3,57+0,16 3,56+0,16 -

Посредничество в конфликте 3,67+0,18 3,81+0,18 - 3,69+0,16 3,74+0,16 -

Навыки разрешения конфликтов 3,41+0,18 4,12+0,18 р<0,05 3,51+0,16 3,74+0,16 р<0,05

Средние данные 3,58+0,17 3,98+0,14 р>0,05 3,54+0,16 3,71+0,15 р>0,05

Несомненно, что в ходе реализации педагогического практикума повысился и уровень конфликтной компетентности самих участников эксперимента. Самооценки личной конфликтной компетентности, казавшиеся нами завышенными в ходе констатирующего эксперимента, после формирующего эксперимента имеют значимые изменения (с 3,98+0,12 до 4,34+0,12).

Занятия по физической культуре формируют такой стиль поведения, как использование обоюдных компромиссов - урегулированию разногласий через взаимовыгодные уступки между военнослужащими, избегание крайностей и принятие правильного решения.

Занятия по физической культуре так же обусловливаются развитием у военно-лужащих теоретико-педагогических и методических знаний, навыков и умений, которые развиваются и совершенствуются во время организации и проведения занятия в роли руководителя. Их цель - формирование у военнослужащего уверенности в собственных силах и психологической готовности к разрешению внезапно возникающего конфликта.

ВЫВОД

Подводя итоги исследования, мы пришли к выводу, что необходимость занятий по физической культуре как средства обучения военнослужащих при решении межличностных конфликтов заключается в следующем:

- в повышении уровня морально-волевых качеств и умений, являющихся средством разрешения разногласий между военнослужащими как факторов, снижающих риск возникновения конфликтных ситуаций;

- в формировании и развитии навыков разрешения межличностных конфликтов, необходимых для успешного выполнения совместно выполняемых задач;

- в конфликтологической грамотности в овладении стратегиями эффективного взаимодействия, способами разрешения и предупреждения конфликтов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анцупов, А.Я. Социально-психологические проблемы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров. [Текст] / А.Я. Анцупов. - М.: ГАВС, 1992. - 30 с.

2. Гришина, Н.В. Давайте договоримся. Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты. [Текст] / Н.В. Гришина. - СПб.: Сова, 1993. - 86 с.

3. Мириманова, М.С. Конфликтология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. [Текст] / М.С. Мириманова. - М.: Издательский центр « Академия», 2003. - 318 с.

4. Наставление по физической подготовке и спорту в ВС РФ (НФП-2001). [Текст] Редакционно-издательский центр Генерального штаба ВС РФ. 2001. - 221 с.

5. Общевоинские уставы ВС РФ. [Текст] От 14.12.1993г. АО «Санкт - Петербургская типография №6».

6. Приказ №80 министра обороны РФ. От 12.03.03г. «Об утверждении руководства по организации работы высшего военного - учебного заведения министерства обороны Российской Федерации». [Текст] - М.: Центральная типография МО РФ, 2003. - 40 с.

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ КЕНДО

Тамара Михайловна Дьяконова, аспирант,

Сергей Викторович Галицын, кандидат педагогических наук, доцент,

Борис Николаевич Мишин, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточная государственная академия физической культуры,

г. Хабаровск

Аннотация

В статье сформулированы особенности методики развития физических качеств и свойств личности подростков в процессе занятий кендо.

Ключевые слова: методика, физические качества, свойства личности подростка.

THE METHODOLOGY OF TEENS PHYSISICAL QUALITIES AND PERSON'S

CHARACTERISTICS' DEVELOPMEMT IN KENDO TRAINING PROCESS

Tamara Mihajlovna Djakonova, post-graduate student,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sergey Viktorovich Galitsyn, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Boris Nikolaevich Mishin, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

The Far East State Academy of Physical Education,

Khabarovsk

Annotation

The article formulates the particularities of methodology of teens physical qualities and person’s characteristics development in kendo training process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.