Научная статья на тему 'Практические аспекты применения педагогической технологии формирования компетентности в решении межличностных конфликтов курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России'

Практические аспекты применения педагогической технологии формирования компетентности в решении межличностных конфликтов курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / АНКЕТИРОВАНИЕ / РЕЗУЛЬТАТ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОНФЛИКТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРИКЛАДНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / QUESTIONING / RESULT / COMPETENCE / CONFLICT / VOCATIONAL TRAINING / APPLIED DIRECTIVITY / INTERPERSONAL CONFLICT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горшков Юрий Владимирович, Ярошевич Игорь Николаевич, Кадурин Владимир Викторович

The article deals with the pedagogical technology developed for interpersonal conflicts prevention which is based on pedagogical practical work with the elements of special training directed on conflict situations settlement competence formation and conflict free behavior of cadets and students of educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горшков Юрий Владимирович, Ярошевич Игорь Николаевич, Кадурин Владимир Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практические аспекты применения педагогической технологии формирования компетентности в решении межличностных конфликтов курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России»

Ю.В. Горшков,

кандидат педагогических наук

И.Н. Ярошевич,

Российская академия на -родного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации

В.В. Кадурин,

кандидат педагогических наук, доцент, Управление физической культуры и спорта Воронежской области

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ В РЕШЕНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

МВД РОССИИ

IDENTIFICATION OF INTERPERSONAL CONFLICTS SETTLEMENT COMPETENCE LEVEL OF CADETS AND STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIA BY MEANS OF PEDAGOGICAL

TECHNOLOGY

В статье приводится разработанная педагогическая технология профилактики межличностных конфликтов, основой которой выступает педагогический практикум с элементами специального тренинга, направленный на формирование у курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России компетентности в решении конфликтных ситуаций и выработку бесконфликтного поведения.

The article deals with the pedagogical technology developed for interpersonal conflicts prevention which is based on pedagogical practical work with the elements of special training directed on conflict situations settlement competence formation and conflict free behavior of cadets and students of educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia.

Проблема межличностных конфликтов, воз -никающих в образовательных организациях МВД России, активно рассматривается психоло -гами и педагогами. В качестве объекта исследо -вания специалисты выделяют деятельность раз -личных категорий сотрудников силовых мини -стерств и ведомств Российской Федерации как участников конфликтных взаимодействий, при -чины возникновения и характер протекания конфликтов в процессе обучения. В то же время вопросы формирования компетентности в решении конфликтных ситуаций курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России исследованы пока недостаточно.

Наблюдается острый дефицит средств и методов формирования у будущих офицеров необходимых знаний и умений по профилактике и решению межличностных конфликтов. В сло-жившейся ситуации возникает необходимость разработки не методики, а технологии решения конфликтных ситуаций участниками образовательного процесса.

В .А. Сластенин, И .Ф. Исаев и др. опреде -ляют педагогическую технологию как после -

довательную взаимосвязанную систему деист -вий педагога, направленных на решение педа -гогических задач или как планомерное и по -следовательное воплощение на практике зара -нее спроектированного педагогического про -цесса [3]. Поскольку педагогический процесс базируется на определенной системе принци -пов, педагогическая технология может рас -сматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на после -довательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело про -является личность педагога. В этом, по убеж -дению авторов, состоит отличие педагогиче-ской технологии от методики преподавания и воспитательной деятельности.

По мнению П.И. Пидкасистого, расширенное рассмотрение педагогической технологии охватывает не только процесс обучения, но и воспитания [2].

С учетом мнения исследователей и собственного практического опыта нами была разработана педагогическая технология, которая представляет собой совокупность психолого -педагогических установок, определяющих спе-

циальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов и воспитательных средств. В ходе практической реализации приемов, средств и методов в рамках эксперимента решались задачи регулирования конфликтности курсантов выпускного курса, поддержания здорового морально-психологического климата в коллекти-вах, формирования культуры и этики взаимоотношений, выработки у участников эксперимента навыков и умений управления межличностными конфликтами.

Для эффективного решения поставленных задач при разработке основ технологии формирования компетентности в решении конфликтных ситуаций в среде курсантов и слушателей мы ориентировались на ряд характерных особенностей:

1. Технология разрабатывалась под конкретный педагогический замысел.

2. Технология предусматривала взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащихся с учетом принципов индивидуализации и диф -ференциации.

3. Элементы педагогической технологии были воспроизводимы другими педагогами и гарантировали достижение планируемых результатов.

4. Органической частью педагогической тех -нологии являлись диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

Учитывая данные положения и то, что, с точки зрения психолого-педагогического подхо -да, управление межличностными конфликтами проявляется не только в предвидении возможных коммуникативных осложнений, но и в своевременном принятии профилактических мер, целе -направленном устранении объективных и субъективных причин обострения межличностных противоречий, конструктивном их решении, особое внимание в ходе эксперимента уделялось не только формированию компетентности в решении конфликтных ситуаций у курсантов выпуск -ного курса, но и в поддержании концентрации внимания обучаемых на изучаемой проблематике в течение определенного временного отрезка.

Результаты предварительных исследований представлены в статье «Педагогическая техноло -гия по формированию компетентности в реше -нии конфликтных ситуаций у курсантов и слу-шателей образовательных учреждений МВД России» Ю.В. Горшкова, В.В. Кадурина и И .А. Анохиной [4].

Разработанная педагогическая технология по формированию компетентности в решении межличностных конфликтов у курсантов и слушате -лей образовательных организаций МВД России является комплексной по своей сути, базируется на специально выстроенном алгоритме практи-ческих рекомендаций, используемых на учебных занятиях в ходе преподавания на выпускном курсе ряда профильных дисциплин и педагоги -ческого практикума с элементами специального тренинга, включающего несколько групп упраж -нений, выполняемых во время самостоятельной подготовки в объеме 10 часов.

Реализацию вышеописанной педагогической технологии в учебном процессе осуществляли преподаватели кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин.

Для выявления эффективности предлагаемой технологии и оценки курсантами конфликтологических показателей в завершение педагогического эксперимента в контрольной (КГ) и экспериментальных (ЭГ) группах были проведены мониторинг и повторное анкетирование. Полученные результаты показали, что отношение к базовым конфликтологическим категориям испытуемых ЭГ существенно изменились, тогда как в КГ положительной динамики замечено не было (табл. 1).

Для повышения объективности оценки успешности решения конфликтных ситуаций был проведен анализ методом экспертных оценок. Показатели проявления интереса к исследуемой проблематике в ходе факультативных занятий и в часы самостоятельной подготовки, а также показатель конфликтности курсантов и слушателей по методике А.Я. Анцупова (количество конфликтных диад и полудиад в группе) оценивались с помощью преподавателей и начальников курсов [1].

Анализ накопленных сведений, в том числе почерпнутых из индивидуальных бесед с курсантами и слушателями, показывает, что целена -правленная передача информации, сопровождаемая яркими, эмоциональными примерами и иллюстрациями, сочетаемая с воздействием на чувственную сферу, не во всех случаях даёт ожидаемый эффект.

Так, из табл. 1 видно, что практически не из -менились показатели самооценок личной кон -фликтности курсантов и слушателей, вероятно, это произошло из-за того, что конфликтность как психологическое качество представляет собой относительно статичное образование и его изменение в течение короткого временного промежутка не

представляется возможны 1ми.

Таблица 1

Изменения конфликтологических показателей у курсантов в процессе педагогического эксперимента (по 5-балльной шкале)

'"""-^Значения ЭГ (п=28) КГ (п=30)

№ п/п Показатели — Исходные Конечные Различия Исходные Конечные Различия

1 Личная конфликт -ность 3,86+ 0,19 3,98+ 0,14 0,12 p<0,05 3,82+ 0,13 3,88+ 0,18 0,06 p>0,05

2 Личная конфликтная компетентность 4,05+ 0,14 4,38+ 0,14 0,33 р<0,05 3,98+ 0,13 4,12+ 0,13 5 ^ О р

3 Необходимость специальных знаний 3,82+ 0,19 4,20+ 0,14 0,33 р<0,05 3,78+ 0,18 4,0+ 0,18 0,22 р>0,05

4 Объективность существования конфликтов 3,66+ 0,19 4,10+ 0,14 0,44 р<0,05 3,72+ 0,18 3,94+ 0,18 0,22 р>0,05

5 Конфликт — явление позитивное 3,76+ 0,14 4,18+ 0,14 0,42 р<0,05 3,86+ 0,09 4,08+ 0,13 0,22 р>0,05

Средние данные 3,83+ 0,19 3,95+ 0,10 0,12 р<0,05 3,69+ 0,19 4,02+ 0,07 0,33 р>0,05

Т аблица 2

Сравнение показателей поведения в конфликтных ситуациях курсантов и слушателей Воронежского _________института МВД России после формирующего эксперимента (по 5-балльной шкале)________________

Значения ЭГ (п=28) КГ (п=30)

№ п/п Показатели "" Исходные Конечные Различия Исходные Конечные Различия

1 Влияние конфликтов на 3,48+ 3,92+ 0,44 3,52+ 3,90+ 0,38

состояние оппонентов 0,19 0,14 р<0,05 0,18 0,14 р<0,05

2 Экспертная оценка 3,59+ 0,19 3,98+ 0,14 0,36 р<0,05 3,56+ 0,18 3,68+ 0,18 0,12 р>0,05

3 Потребность жить без 3,76+ 4,18+ 0,42 3,80+ 3,87+ 0,07

конфликтов 0,14 0,14 р>0,05 0,18 0,18 р>0,05

4 Роль преподавательского состава в профилак -тике конфликтов 3,55+ 0,19 3,76+ 0,14 0,24 р>0,05 3,60+ 0,18 3,54+ 0,18 0,06 р>0,05

5 Посредничество 3,62+ 3,76+ 0,14 3,68+ 3,62+ 0,06

в конфликте 0,19 0,19 р>0,05 0,18 0,18 р>0,05

6 Навыжи решения 3,38+ 3,70+ 0,32 3,60+ 3,68+ 0,08

конфликтов 0,19 0,19 р>0,05 0,18 0,18 р>0,05

Средние данные 3,58+ 0,05 3,76+ 0,05 0,18 р<0,05 3,59+ 0,03 3,70+ 0,04 0,11 р>0,05

В ЭГ этот показатель явно предпочтительнее (наблюдается рост самооценок с 3,55+0,19 балла до 3,76+0,18 балла), в КГ, напротив, он имеет отрицательную динамику.

О положительных изменениях в самооценках курсантами ЭГ ряда ключевыгх конфликтологических проблем говорят данные по оценке межличностный конфликтов в позитивном плане (с 3,76+0,14 до 4,18+0,14 балла). Наши исследования подтверждают данные многих исследователей о том, что после конструктивного решения конфликта наступает качественно новый этап во взаимоотношениях оппонентов. Компетентное управление межличностными конфликтами позволяет улучшать эффективность совместной или индивидуальной деятельности. В ходе реализации педагогической технологии повысилась и компетентность в решении конфликтных ситуаций самих участников эксперимента. Самооценки личной конфликтной компетентности, казавшиеся нам в начале исследования завышенныыми, в его завершении стали иметь значимые изменения (с 4,05+0,14 до 4,38+0,14 балла). В КГ этот показатель практически не претерпел изменений. Курсанты и слушатели ЭГ более выыраженно отмечают необходимость овладения специальными знаниями в области конфликтологии. Без этих знаний невозможно управлять меж-

личностныыми конфликтами в различных видах деятельности и эффективно их решать. Рост интереса участников эксперимента к исследуемой проблеме подтверждается и оценками преподавателей, принимавших участие в эксперименте. Курсанты и слушатели ЭГ интересовались дополнительной конфликтологической литературой, обращались к преподавателям за консультациями по конфликто-логиче ской пр облематике.

В результате применения педагогической технологии в учебном процессе у выпускников ЭГ в ходе эксперимента быт сформирован опре-деленныш уровень знаний в области решения межличностных конфликтов, который позволил изменить показатели таких значимых потребностей будущих руководителей в сфере правоохранительной деятельности, как «потребность жить без конфликтов» (до эксперимента — 12%, после — 84,3%), «готовность к компромиссам» (до эксперимента — 17,6%, после — 91,2%), «необходимость посредничества» (до эксперимента — 20%, после — 94,7%), тогда как в КГ эти показа -тели практически не изменились.

В качестве основных рекомендаций по формированию компетентности в решении кон -фликтных ситуаций предлагаем следующее:

1. Рассмотреть возможность внедрения в учебный процесс образовательных организаций МВД России разработанной авторами и проверенной на практике педагогической технологии формирования компетентности в решении конфликтных ситуаций.

2. Рекомендовать преподавателям образовательных организаций МВД России в целях формирования у курсантов и слушателей пятых курсов знаний и умений в области решения межличностных конфликтов включить в лекционные, семинарские и практические занятия проблемные вопросы из области конфликтологии.

3. Для улучшения психолого -педагогической подготовки начальников курсов, курсовых офицеров, младших командиров использовать вари -анты разработанного нами конфликтологическо -го практикума для выывления и анализа особенностей, новых моментов в поведении и дисцип -лине курсантов и слушателей.

4. В целях совершенствования подготовки курсантов и слушателей к решению конфликтный ситуаций в процессе служебной деятельности использовать детальное изучение реальных межлич-ностныгх конфликтов у обучающихся и вытускни-ков образовательный организаций МВД России.

5. Реализацию психолого-педагогических установок по формированию компетентности в решении конфликтных ситуаций у курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России осуществлять не только на учебных занятиях усилиями профессорско-преподавательского состава, но и в часы дополнительной и самостоятельной подготовки, используя контроль со стороны курсовыгх офицеров.

6. Внедрить в практику систему регулярных (2 раза в год) опросов сотрудников правоохрани -тельных органов с целью выывления их мнения о причинах, порождающих конфликты, и дейст-венности проводимых мероприятий по их прогнозированию и решению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анцупов А.Я. Социально -психологические проблемы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров. — М.: ГАВС, 1992. — 230 с.

2. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: РПА, 1996. —602 с.

3. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. Педагогика: учебное пособие. — М.: Школа-Пресс, 2000. — 215 с.

4. Горшков Ю.В., Кадурин В.В., Анохина И. А. Педагогическая технология по формированию компетентности в решении конфликтных ситуаций курсантов и слушателей образователь -ных учреждений МВД России // Вестник ВИ МВД России. — 2013. — № 3. — С. 220—225.

1. Antsupov A.Ya. Sotsialno-psihologicheskie problemyi preduprezhdeniya i razresheniya mez-hlichnostnyih konfliktov vo vzaimootnosheniyah ofitserov. — M.: GAVS, 1992. — 230 s.

2. Pedagogika / pod red. P.I. Pidkasistogo. — M.: RPA, 1996. — 602 s.

3. Slastenin V.A., Isaev I.F. Pedagogika: ucheb-noe posobie. — M.: Shkola-Press, 2000. — 215 s.

4. Gorshkov Yu.V., Kadurin V.V., Anohina I.A.

Pedagogicheskaya tehnologiya po formirovaniyu kompetentnosti v reshenii konfliktnyih situatsiy kur-santov i slushateley obrazovatelnyih uchrezhdeniy MVD Rossii // Vestnik VI MVD Rossii. — 2013. — № 3. — S. 220—225.

REFERENCES

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.