УДК 37.034
Дзараева Наталья Анатольевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры английской филологии
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», Пермь, Россия 6140990, Пермь, Сибирская, 24, +7 (342) 238-63-44 e-mail: natasha_dz@mail. ru
КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Natalya A. Dzaraeva
Ph.D, Associate Professor, English Philology Department
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia e-mail: [email protected]
THE ROLE OF CONFLICT COMPETENCE IN MORAL EDUCATION
OF SPECIALISTS
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы качества подготовки специалистов в вузе. В контексте современных тенденций в профессиональном образовании идея воспитания нравственности приобретает первостепенное значение. Одним из условий воспитания нравственности выступает конфликтологическая компетентность, которая рассматривается как качество личности, в основе которого лежит нравственное отношение к людям. В этой связи необходимо проанализировать уровни и условия процесса формирования конфликтологической компетентности.
Ключевые слова: конфликт, конфликтность, уровни конфликтности, конфликтологическая компетентность.
Abstract. The article deals with the problem of moral education. Viewed against modern tendencies in higher education moral qualities of future specialists have become of paramount importance. In this respect conflict competence is likely to provide facilities for the development of personal moral qualities as conflict competence reveals moral attitude to people in conflict situations. The present article
© Дзараева Н.А., 2017
Гп ВЕСТНИК ПГГПУ
Серия № 1. Психологические и педагогические науки
focuses on the levels of conflict competence and the learning process which contributes to its development.
Key words: conflict situation, conflict, levels of conflict, conflict competence.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании студентов позволяет по-новому взглянуть на проблему качества подготовки специалистов. Складывается определенная система взаимодействия образовательного учреждения с институтами рынка труда, органами власти, общественными организациями. В концепцию российского образования включены весьма прогрессивные положения, отражающие прежде всего интересы личности. Обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.
В этой связи особо важное значение приобретает идея формирования конфликтологической компетентности как интегрального качества личности.
Следует отметить, что в современном образовании вопрос формирования конфликтологической компетентности до настоящего времени не занял надлежащего места. В связи с этим отмечается высокая степень конфликтности граждан и, как следствие, большое количество конфликтов в различных сферах деятельности.
В данной работе мы рассматриваем проблему конфликтности как качественной характеристики личности. Проанализировав все имеющиеся подходы по вопросу конфликтности личности, мы пришли к выводу, что бесконфликтных людей нет. Нельзя не согласиться с мнением О.Н. Лукашонок и Н.Е. Щурковой, которые считают, что конфликтов «не бывает», когда у человека отсутствует свое «Я» или оно подавлено другим субъектом; когда субъект не умеет или не желает видеть за предметами отношений; когда внешний конфликт переходит во внутренний план; когда субъект не желает решать проблему; когда субъект бежит от свободы выбора; когда субъект обладает умением видеть конфликт на ранней ступени его развития и снимает его в этот момент [3].
Люди, склонные к внешне бесконфликтному поведению, часто уходят в свои внутренние проблемы и не могут самореализоваться в обычной социальной среде. Внутренние и внешние противоречия взаимосвязаны.
Исходя из такого понимания, мы пришли к выводу, что конфликтность -это интегральное качество личности, отражающее нравственное отношение человека к людям в ситуации конфликта, в основе которого лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные и субъективные, в различной степени осознанные противоречия.
В процессе исследования были выделены уровни конфликтологической компетентности: деструктивный, конформный, конструктивный (см. таблицу).
Для деструктивного уровня характерно отсутствие представлений об эффективных способах преодоления трудностей, актуализация негативных чувств, нежелание учитывать интересы другой стороны, договариваться, стремление психологически подавить человека, навязывание другой стороне предпочтительного для себя решения, отсутствие стремления к разрешению существующих противоречий.
Конформный уровень предполагает наличие системы знаний о конфликтах, однако эти знания не позволяют анализировать конфликт и предвидеть его дальнейшее развитие. Человеку с данным уровнем конфликтологической компетентности свойственны нестабильность эмоциональных состояний, обусловленных реакцией большинства, отсутствие уверенности в возможности урегулировать конфликт, поиск формального выхода из конфликта, понижение своих стремлений и принятие позиции оппонента, отсутствие активных действий по разрешению конфликта.
Конструктивный уровень (конфликтологическая компетентность) характеризуется качественным информационным обеспечением анализа и управления конфликтами, умением регулировать свои эмоции в конфликтных ситуациях, а также уверенностью в возможности договориться, стремлением к поиску взаимопонимания. Способность оптимально организовать свое поведение в конфликте и бесконфликтно решать возникшие проблемы в отношениях с другими людьми.
Уровни конфликтологической компетентности определялись с помощью критериев и критериальных показателей [4].
Критерий в нашем исследовании понимается как мерило, показатели которого характеризуют формирующееся качество на определенном уровне развития. Критерием исследования в целом является отношение, в структуру которого входят рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты
[4].
Для характеристики каждого структурного компонента конфликтологической компетентности соответственно разработаны следующие критерии:
- объем теоретических знаний о психологической природе конфликта, его структуре и динамике, видах, возможных причинах и эффективных способах разрешения;
- эмоциональное состояние личности в ситуации взаимодействия в конфликте;
- наличие системы практических умений и навыков по предупреждению и конструктивному разрешению конфликтов.
Уровни конфликтологической компетентности личности
Компоненты
Критерии
Уровни конфликтологической компетентности
Деструктивный
Конформный
Конструктивный
Критериальные показатели
1
2
3
4
5
Рациональный
о 2
Объем
теоретических знаний о психолого-педагогической природе конфликта, его структуре и динамике, видах, возможных причинах и
эффективных способах разрешения
Низкий уровень
психолого-
педагогических знаний о природе конфликта, его структуре, динамике, эффективных способах разрешения конфликтных ситуаций либо их полное отсутствие
Сформирована целостная система представлений о природе конфликта, его структуре и динамике, которая способствует его объективной оценке и
анализу причин. имеющийся
возможных Однако объем
теоретических знаний не позволяет прогнозировать развитие конфликта и его возможные последствия
Наличие глубоких, систематизированных психолого-педагогических знаний о природе конфликта, его структуре, динамике, эффективных способах разрешения конфликтных ситуаций, позволяющих определить начало предконфликтной ситуации, проанализировать причины возникновения конфликта, а также, при необходимости, свести к минимуму искажение восприятия конфликтной ситуации. Эти знания способствуют объективной оценке конфликта, позволяют прогнозировать его развитие и возможные последствия, обеспечивают быстрое принятие правильных решений_
о
3
Компоненты Критерии Деструктивный Конформный Конструктивный
Эмоциональный Эмоциональное состояние личности в ситуации взаимодействия в конфликте Отсутствие самообладания и самоконтроля. Склонность открыто выражать свои эмоции, не заботясь о чувствах окружающих. Нетерпимость к чужому мнению, отсутствие толерантности и умения управлять своим эмоциональным состоянием в предконфликтных и конфликтных ситуациях. В случае длительного конфликта - появление депрессивных состояний Способность управлять своим эмоциональным состоянием в предконфликтных и конфликтных ситуациях носит ситуативный характер. Регуляция эмоционального возбуждения обусловлена определенной социальной средой. Толерантность, самообладание и самоконтроль проявляются избирательно и связаны с людьми, которые импонируют или составляют большинство Выдержка, умение управлять своим эмоциональным состоянием в предконфликтных и конфликтных ситуациях. Толерантность, выражающаяся в терпимости к чужому мнению. Самообладание и самоконтроль. Способность открыто выражать свои эмоции без оскорбления личности оппонента. В случае затяжного конфликта или проигрыша в нем депрессивное состояние не грозит
Поведенческий Наличие системы практических умений и навыков по предупреждению и конструктивному разрешению конфликтов Несформированность практических умений и навыков по предупреждению и конструктивному разрешению конфликтов. Постоянное стремление к расширению и обострению конфликта, постоянному принижению партнера по общению. Негативное оценивание соперника. Нарушение этики общения Практические навыки и умения по предупреждению и конструктивному разрешению конфликтов сформированы, но носят бессистемный характер. Склонность занимать в конфликте пассивную позицию, скорее уступить, чем продолжать противоборство. Непоследовательность в поведении, оценках и суждениях, тенденция уходить от острых вопросов, соглашаться с точкой зрения соперника Психологически грамотное поведение в конфликтных ситуациях. Оптимизация взаимодействия с оппонентом в конфликте. Сосредоточение усилий на конструктивном разрешении конфликта: способность выделять главную проблему конфликта, выдвигать и обосновывать альтернативные решения проблемы. Аргументация и цивилизованная полемика в условиях спора. Умение владеть своим телом, жестикуляцией и мимикой. Немногословность в общении в условиях конфликта
"а А
З
Д м Л
к
Р
А В
о
Т
В
м
Н Н
Ы
К А
о
я
м
К Т
я
Р
О ©
м о о
к О
Н А
Л
Ь Н
О
К:
Д м
Я Т
м Л
Ь Н
О о Т
к
Гп ВЕСТНИК ПГТПУ
Серия № 1. Психологические и педагогические науки
Уровни конфликтологической компетентности личности выступают важнейшим фактором, «задающим» установку человека на тот или иной тип взаимодействия с партнером [2]. Установки участников конфликта в свою очередь начинают определять такие характеристики конфликта, как преследуемые цели, восприятие партнера по ситуации, «объем» предмета разногласий, характер взаимодействия с партнером, используемые средства воздействия на него.
В зависимости от уровня конфликтологической компетентности личности конфликт приобретает в своем развитии те или иные особенности взаимодействия.
Таким образом, определив уровень конфликтологической компетентности личности, есть возможность прогнозировать ее поведение в конфликте, а также научить предупреждать конфликты и разрешать их конструктивно.
Рассмотрим особенности процесса формирования конфликтологической компетентности по следующим параметрам: единица управления, цели обучения, ролевые позиции преподавателя и стиль руководства, мотивационно-смысловые установки преподавателя, мотивационно-смысловые позиции студентов, организация учебно-познавательной деятельности, особенности учебных взаимодействий, контроль и оценка [1]:
Параметры обучающей системы Процесс формирования конфликтологической компетентности
Единица управления Целостная развивающая образовательная ситуация во взаимосвязи с формами взаимодействия между всеми участниками педагогического процесса, изменяющимися на разных этапах усвоения с целью поддержания высокого уровня активности студентов; студенты выступают как субъекты обучения, общения, организации, сотрудничающие с преподавателем.
Цели обучения Развитие личности каждого студента в процессе усвоения знаний.
Ролевые позиции преподавателя и стиль руководства Личностно-ориентированная позиция; преобладает организационная и стимулирующая функции (студент как целостная личность, взаимодействующая со всеми участниками педагогического процесса); стиль руководства - демократический.
Мотивационно-смысловые установки преподавателя Открытость; установка на солидарность, совместную деятельность, индивидуальную помощь; участие каждого студента в постановке цели, выдвижении задач, принятии решений.
Мотивационно-смысловые позиции обучаемых Усиление смыслов учения через сотворчество и сотрудничество; обогащение мотивов учения и познания, появление мотивов творческой деятельности, самоактуализации; утверждение достоинства личности.
Организация учебно- познавательной деятельности На первый план выдвигаются творческие задания, определяющие смыслы и мотивы выбора студентом репродуктивных задач; «погружение» в деятельность предшествует расчлененной ориентировке и отработке отдельных элементов и действий; формирование смыслов и целей познавательной деятельности опережает тренировку в способах достижения результатов; синтез предшествует анализу, облегчая осмысленность системы действий; задания следуют в логике возрастающей креативности, социальной значимости, культурной полноценности получаемого результата, побуждая к самоорганизации системы познавательных действий, выдвижению новых целей, к смене смысловых установок.
Особенности учебного взаимодействия Цели и задачи разрабатываются совместно преподавателем и студентом; процесс их достижения организуется как совместная деятельность. Взаимодействие помогает актуализировать личностный опыт каждого студента; на каждом новом этапе обучения ведущей становится та форма взаимодействия, которая сохраняет высокий уровень активности каждого студента; освоение различных личностных позиций в системе учебных и межличностных взаимодействий (партнера, руководителя, помощника); динамика развития внутри- и межгрупповых, межличностных отношений; усиление эмпатии в отношении к друг к другу и к преподавателю; сотрудничество вытесняет соперничество, антагонизм преодолевается солидарностью.
Контроль и оценка Преобладает взаимо- и самоконтроль в рамках общих, разделяемых группой ценностей и смыслов. Внутренний контроль формируется в отношении своих действий в соответствии с личностными ценностями; в группах студентов в соответствии с социальными и личностно значимыми целями взаимо- и самоконтроль направлен на достижение продуктивного результата; вводятся разнообразные поощрения в целях создания позитивного эмоционального настроя в учебной работе.
Список литературы
1. Врач - педагог в изменяющемся мире: традиции и новации / Н.В. Кудрявая, Е.М. Уколова, А.С. Молчанов и др. - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. - С. 49-252.
2. Конфликтология. Серия «Учебники и учебные пособия». - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - С. 90-91.
3. Лукашонок О.Н., Щуркова Н.Е. Конфликтологический этюд для учителя. - М., 1998. - С. 11-23.
4. Рогожникова Р.А. Путь к самодисциплине. - Пермь, 1999. - С. 62-94, с. 187.