Научная статья на тему 'Формирование волевых качеств военнослужащих как средства повышения УРОВНЯ конфликтной компетенции с помощью занятий по физической культуре'

Формирование волевых качеств военнослужащих как средства повышения УРОВНЯ конфликтной компетенции с помощью занятий по физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
502
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / КОНФЛИКТНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ / ЛИЧНАЯ СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ / CONFLICT / CONFLICT COMPETITION / INTERPERSONAL CONFLICT / PERSONAL STRATEGY OF BEHAVIOR IN CONFLICT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елькин Юрий Георгиевич

В данной статье описан алгоритм выхода из возникающих конфликтных ситуаций в воинских коллективах с помощью занятий по физической культуре с целью формирования у военнослужащих конфликтной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елькин Юрий Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming of volitional qualities OF military MEN AS A MEANS OF RISING OF CONFLICT COMPETENCE with the help of classes oF physical education

In this work the solving conflict situations which happen in military groups with the help of classes on physical education and forming conflict competence among military groups are described.

Текст научной работы на тему «Формирование волевых качеств военнослужащих как средства повышения УРОВНЯ конфликтной компетенции с помощью занятий по физической культуре»

5. Приступа, Е.Н. Модельные характеристики и методика повышения результативности соревновательной деятельности единоборствующих баскетболистов при розыгрыше стандартных положений : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Приступа Е.Н.

- Киев, 1989. - 23 с.

6. Бондарь, А.И. Теоретико-методические основы повышения технического мастерства баскетболистов высокой квалификации : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Бондарь А.И. - Минск, 1993. - 74 с.

7. Годик, М. А. Спортивная метрология : учеб. для ин-тов физ. культуры / М. А. Годик. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 192 с.

8. Елевич, С.Н. Динамика специальной подготовленности баскетболистов высокой квалификации в соревновательном периоде годичного цикла : автореф. дис. . канд. пед. наук / Елевич С.Н. - М., 2004. - 27 с.

9. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л.П. Матвеев. - 4-е изд., испр. и доп. - СПб. : Лань, 2005. - 384 с.

ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ С ПОМОЩЬЮ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Юрий Георгиевич Елькин, соискатель Ярославский Государственный университет им. К.Д. Ушинского

г. Ярославль

Аннотация

В данной статье описан алгоритм выхода из возникающих конфликтных ситуаций в воинских коллективах с помощью занятий по физической культуре с целью формирования у военнослужащих конфликтной компетенции.

Ключевые слова: конфликт, конфликтная компетенция, межличностный конфликт, личная стратегия поведения в конфликте.

FORMING OF VOLITIONAL QUALITIES OF MILITARY MEN AS A MEANS OF RISING OF CONFLICT COMPETENCE WITH THE HELP OF CLASSES OF

PHYSICAL EDUCATION

Уип Georgievich Elkin, the competitor The Yaroslavl state university a name of K.D. Ushinskogo Yaroslavl

Abstract

In this work the solving conflict situations which happen in military groups with the help of classes on physical education and forming conflict competence among military groups are described.

Keywords: conflict, conflict competition, interpersonal conflict, personal strategy of behavior in conflict.

В настоящее время все больше молодых людей выбирают для себя профессию офицера. Для этого они проходят обучение в различных высших военных учебных заведениях. Нередко во время прохождения военной службы среди военнослужащих возникают ситуации, в которых одна из сторон, которой может быть как отдельный военнослужащий, так и группа лиц, ущемляет интересы другой стороны, что в современной педагогике называется конфликтом.

Конфликты можно разделить на два основных раздела: межличностные и меж-групповые. Между военнослужащими чаще всего возникают межличностные конфликты, которые охватывают все сферы человеческих отношений и являются самыми распространенными.

Наиболее полное определение межличностных конфликтов дала Н. В. Гришина, которая считает, что межличностные конфликты - это ситуации противоречий, разно-

гласий, столкновений между людьми.

Актуальность исследования обусловлена тем, что конфликты, являясь сложным социально-психологическим явлением, оказывают существенное воздействие, как на отдельную личность, так и на воинский коллектив в целом.

Целью исследования являлось определение эффективности занятий физической культурой как средства снижения показателей межличностных конфликтов в воинском коллективе; формирование у военнослужащих навыков и умений компетентного и позитивного управления межличностными конфликтами.

МЕТОДИКА

По модульной методике диагностики межличностных отношений, разработанной А.Я. Анцуповым (1999), и с использованием Т-критерия Стьюдента проведено тестирование в Военной финансово-экономической академии г. Ярославль. Эксперимент проводился с привлечением 45 курсантов 3-го и 40 курсантов 5-го курса при наличии:

• контрольной группы: 22 курсантов 3-го и 20 курсантов 5-го курса;

• экспериментальной группы: 23 курсантов 3-го и 20 курсантов 5-го курса.

Условия прохождения военной службы и проживания у вышеперечисленных

курсантов практически одинаковые. Эксперимент заключался в формировании у кур-сайтов представлений о сущности, содержании, динамике межличностных конфликтов в условиях воинской и спортивной деятельности; в привитии навыков и умений компетентного и позитивного управления конфликтами, используя при этом различные формы учебных занятий; в выработке собственной тактики и стратегии поведения в условиях межличностного конфликта путем реализации педагогических рекомендаций в ходе преподавания теоретических и практических дисциплин, а также в процессе проведения специального педагогического консилиума во время практических и теоретических учебных занятий по различным разделам физической подготовки и в часы самостоятельной подготовки.

Результатами исследования, выражающими стратегию поведения военнослужащих в конфликтных ситуациях после окончания 5-го курса, стали следующие данные:

• показатель избегания конфликтов увеличился в 2,6 раза;

• уровень сотрудничества повысился в 2,3 раза;

• уровень обоюдных компромиссов возрос в 1,4 раза;

• уровень личных приспособлений в коллективе повысился в 1,6 раза;

• уровень соперничества снизился в 2,7 раза.

Из полученных в ходе эксперимента данных составлен график стилей поведе-

ния курсантов в конфликте (рис. 1).

ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ

Рис. 1. Стили поведения курсантов

Одним из предметов обучения в вузе являются занятия по физической культуре, во время которых у военнослужащих формируются основные физические качества, такие как: сила, ловкость, быстрота, выносливость. Кроме того, развиваются специ-

альные физические качества: устойчивость к укачиванию, вибрации, гиподинамии, кислородному голоданию и гравитационным перегрузкам, необходимые военнослужащему для несения службы в специальных видах и родах войск ВС РФ.

В процессе обучения в военном учебном заведении по дисциплине «физическая культура», основной задачей является сдача контрольных нормативов. При успешной сдаче нормативов у военнослужащих наступает состояние, когда пропадает личная неприязнь друг к другу и устраняется чувство несправедливого отношения к ним со стороны командиров и начальников. Занятия по разделу «спортивные и подвижные игры» включают в себя различные игровые виды спорта, развивающие у военнослужащих навыки коллективных действий, при которых на личную неприязнь не остается времени, а индивиды, выпадающие за рамки коллектива, быстро отсеиваются. Так же, спортивные и подвижные игры формируют у военнослужащих такой стиль поведения, как сотрудничество - поиск решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон. Занятия по разделу «рукопашный бой и спортивные единоборства» формируют у военнослужащих такой стиль поведения, как сплоченность и коллективное принятие решения по технике проведения спортивной схватки в различных видах единоборств (бокс, борьба, рукопашный бой). Они развивают у военнослужащего личные волевые качества как при единоборстве с противником, так и во время совместных действий. Кроме того, занятия по рукопашному бою искореняют у военнослужащих такие отрицательные личные качества, как нерешительность, трусость и малодушие, которые в воинском коллективе мешают совместному выполнению поставленных задач. В боевой обстановке они приводят к страху - аффектному психическому состоянию. Под влиянием опасности происходит оцепенение, неспособность к движению и действиям. Одна из целей проведения занятий по рукопашному бою как раздела физической культуры является недопущение спада боевого состояния подразделения, проявление самоуспокоенности военнослужащих во время экстремальных ситуаций и повышение уровня их коллективизма.

Занятия по разделу «гимнастика и атлетическая подготовка» развивают у военнослужащих такой стиль поведения, как избегание конфликтов - уход от конфликта, игнорируя свои и чужие интересы.

Занятия по разделу «ускоренное передвижение» развивают у военнослужащих такой стиль поведения, как уровень приспособления в коллективе - игнорирование своих интересов ради интересов других членов коллектива, что происходит во время совершения кроссов и марш-бросков в составе подразделения, когда для достижения результата подразделение должно пересечь линию финиша в полном составе.

Занятия по физической культуре формируют такой стиль поведения, как использование обоюдных компромиссов - урегулирование разногласий через взаимовыгодные уступки между военнослужащими, избегание крайностей и принятие правильного решения.

Занятия по физической культуре так же обусловливаются развитием у военнослужащих теоретико-педагогических и методических знаний, навыков и умений, которые совершенствуются во время организации и проведения занятия в роли руководителя. Их цель - формирование у военнослужащего уверенности в собственных силах и психологической готовности к разрешению внезапно возникающего конфликта.

ВЫВОД

Подводя итоги исследования, мы пришли к выводу, что необходимость занятий по физической культуре как средства обучения военнослужащих в разрешении межличностных конфликтов заключается в следующем:

- в повышении уровня морально-волевых качеств и умений, являющихся средством решения разногласий между военнослужащими как факторов, снижающих риск возникновения конфликтных ситуаций;

- в формировании и развитии навыков решения межличностных конфликтов,

необходимых для успешного выполнения совместно выполняемых задач;

- в конфликтологической грамотности в овладении стратегиями эффективного взаимодействия, способами разрешения и предупреждения конфликтов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анцупов, А.Я. Социально-психологические проблемы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров I А. Я. Анцупов. - М. : ГАВС, 1992. - 30 с.

2. Гришина, Н.В. Давайте договоримся : практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты I Н.В. Гришина. - СПб. : Сова, 1993.- 8б с.

3. Мириманова, М.С. Конфликтология : учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений I М.С. Мириманова. - М. : Издательский центр « Академия», 2003. - 318 с. : ил. - (Пед. образование).

4. Наставление по физической подготовке и спорту в ВС РФ (НФП-2001). - М. : Редакционно-издательский центр Генерального штаба ВС РФ, 2001. - 221 с.

5. Общевоинские уставы ВС РФ. От 14.12.1993 г. - СПб. : АО «Санкт - Петербургская типография № б», 1993. - 40 с.

6. Приказ № 80 министра обороны РФ от 12.03.03 г. «Об утверждении руководства по организации работы высшего военного - учебного заведения министерства обороны Российской Федерации». - М. : Центральная типография МО РФ, 2003. - 40 с.

МОДЕЛЬ РЕФЛЕКСИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Лилия Анатольевна Закирова, кандидат педагогических наук, доцент,

Анжелина Владимировна Хабибуллина, кандидат педагогических наук, доцент ФГОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры»,

г. Челябинск

Аннотация

В статье раскрываются основные направления рефлексивного управления образовательным процессом студентов вуза физической культуры. Приведены этапы и содержательная модель рефлексивного управления учебной деятельности обучающихся.

Ключевые слова: рефлексивное управлении, модель.

MODEL OF REFLEXIVE CONTROL OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE STUDENTS OF INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION OF PHYSICAL

CULTURE

Lilia Anatolievna Zakirova, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Angelina Vladimirovna Habibylina, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer

The Ural state university of physical training,

Chelyabinsk

Abstract

In the article the basic directions of reflexive control of the educational process of the students of institute of higher education of physical culture are revealed. Stages and meaningful model of the reflexive control of the training activity of trainers are given.

Keywords: reflective management, model.

При построении модели рефлексивного управления образовательными процессами в физкультурном вузе мы исходили из следующей управленческой парадигмы: управление учебно-познавательной деятельностью студентов физкультурного вуза должно обеспечить подготовку специалиста, отвечающего запросам и потребностям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.