Научная статья на тему 'Выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации в процессе социализации девушек-курсантов в военно-учебном заведении'

Выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации в процессе социализации девушек-курсантов в военно-учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ / КОНФЛИКТ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ДЕВУШКИ-КУРСАНТЫ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобанов Юрий Яковлевич, Дементьев Константин Николаевич, Устинова Оксана Николаевна

В статье рассматривается проблема социализации девушек-курсантов. Выявлены причины возникновения конфликтных ситуаций в условиях изменения гендерных ролей в процессе социализации при освоении основ военно-профессиональной деятельности. Представлены результаты исследования выбора стратегии поведения в конфликтной ситуации в процессе социализации в сфере учебной деятельности, отличительных особенностей, связанных с военно-профессиональной подготовкой будущего специалиста Железнодорожных войск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лобанов Юрий Яковлевич, Дементьев Константин Николаевич, Устинова Оксана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Choice of strategy of behavior in conflict situations during female cadet''s socialization in the military education institution

The article deals with the socialization issue of the female cadets. The causes of the emergence of conflict situations in the context of changing the gender roles in the process of socialization when mastering the fundamentals of military professional activity are revealed. The results of the study of the choice of the strategy of behavior in the conflict situation in the process of socialization in the field of educational activity, the distinctive features associated with the military professional training of the future specialist of the Railway Troops are presented.

Текст научной работы на тему «Выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации в процессе социализации девушек-курсантов в военно-учебном заведении»

УДК 159.9

ВЫБОР СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕВУШЕК-КУРСАНТОВ В ВОЕННО-УЧЕБНОМ

ЗАВЕДЕНИИ

Юрий Яковлевич Лобанов, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург;

Константин Николаевич Дементьев, кандидат педагогических наук, профессор,

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации;

Оксана Николаевна Устинова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Аннотация

В статье рассматривается проблема социализации девушек-курсантов. Выявлены причины возникновения конфликтных ситуаций в условиях изменения гендерных ролей в процессе социализации при освоении основ военно-профессиональной деятельности. Представлены результаты исследования выбора стратегии поведения в конфликтной ситуации в процессе социализации в сфере учебной деятельности, отличительных особенностей, связанных с военно-профессиональной подготовкой будущего специалиста Железнодорожных войск.

Ключевые слова: стратегии поведения, конфликт, социализация, девушки-курсанты, военно-профессиональная подготовка.

CHOICE OF STRATEGY OF BEHAVIOR IN CONFLICT SITUATIONS DURING

FEMALE CADET'S SOCIALIZATION IN THE MILITARY EDUCATION

INSTITUTION

Yuri Yakovlevich Lobanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Herzen State Pedagogical University of the Russian, St. Petersburg;

Konstantin Nikolaevich Dementiev, the candidate of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg State University of Civil Aviation;

Oksana Nikolaevna Ustinova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

Annotation

The article deals with the socialization issue of the female cadets. The causes of the emergence of conflict situations in the context of changing the gender roles in the process of socialization when mastering the fundamentals of military professional activity are revealed. The results of the study of the choice of the strategy of behavior in the conflict situation in the process of socialization in the field of educational activity, the distinctive features associated with the military professional training of the future specialist of the Railway Troops are presented.

Keywords: strategy of behavior, conflict, socialization, female cadets, military professional training.

ВВЕДЕНИЕ

Реформа Вооруженных Сил Российской Федерации привела к увеличению числа женщин-военнослужащих и расширению сегмента военных должностей и специальностей, которые они занимают. Это обуславливает актуальность изучения вопросов создания и совершенствования системы военно-профессиональной подготовки женщин-офицеров определенных должностей в различных вузах МО, проблем их социализации.

Явление социализации имеет различную интерпретацию и представляет собой многоаспектное понятие, которое разрабатывалось в связи с решением вопросов организации продуктивного взаимодействия и общения, в зависимости от степени включенности в общественные отношения в различных сообществах [6]. Вынужденная адаптация в условиях изменения гендерных ролей в процессе социализации при освоении основ во-

енно-профессиональной деятельности зачастую служит причиной возникновения конфликтных ситуаций. Конфликт является способом развития и завершения значимых противоречий, возникающих в ходе взаимодействия между членами воинского коллектива. Усложняющим условием в контексте выполнения требований военно-профессиональной деятельности являются строго-регламентированные рамки социально-психологического взаимодействия, продиктованные условиями военно-профессиональной среды [5, 8].

Обучение девушек-курсантов в военном вузе подразумевает участие их, как субъекта и объекта общения, в учебной, внеучебной, служебной и военно-профессиональной деятельности. При этом учебная деятельность имеет ряд особенностей:

- направленность на освоение особых по содержанию дисциплин, овладение специфическими умениями и навыками, определяемыми квалификационными требованиями к подготовке будущих офицеров [3];

- моделирование в учебно-тренировочном процессе боевых условий, изучение боевого оружия, военной техники, способов их применения [4];

- взаимосвязь с военно-профессиональной и служебной деятельностью [6].

Интеграция основных видов деятельности девушек-курсантов происходит, зачастую, на основе выполнения их служебных обязанностей, так как они выступают в качестве формы трансляции успешно усвоенных знаний и отработки профессионально-значимых умений и навыков [1, 2].

Анализ служебной деятельности женщин-офицеров тыла показал, что для выпускниц Военного института (Железнодорожных войск и военных сообщений) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева важными умениями являются способность в любой обстановке обеспечить военнослужащих всем необходимым для повседневной жизни и выполнения служебных задач. В сферу их профессиональных задач входит обеспечение координации и взаимодействия других подразделений в случае необходимости масштабной передислокации, ведение мобилизационной подготовки и решение единичных задач экстренного порядка, направленных на поддержание готовности к выполнению первоочередных восстановительных работ в ходе мобилизационного развертывания Вооруженных Сил и перевода страны на военное положение [5,7].

Общение в строго регламентированных условиях требует от девушек-курсантов координации своих предпочтений в сфере быта и учебы с интересами и предпочтениями соседей, обуславливает необходимость поддержания контактов и налаживание отношений не только с теми, кто воспринимается позитивно, но и с теми, кто оценивается отрицательно, общение с кем вызывает дискомфорт и неприятие. Жизнь в казарменных условиях влияет на формирование самостоятельности, способствует осознанию своей позиции по отношению к другим, стимулирует развитие коммуникативных навыков, умений разрешать конфликтные ситуации.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В эксперименте приняла участие группа из 21 человека. В нее вошли девушки-курсанты 1-го курса, проходивших обучение в Военном институте (Железнодорожных войск и военных сообщений) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева. Были использованы методики оценки стиля управления межличностным конфликтом, методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко, опросник Г. Айзенка БРр, методика диагностики самооценки личности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В ходе корреляционного анализа выбора стратегии управления конфликтом с показателями выраженности типа темперамента, уровнем эмоционального выгорания, са-

мооценки личности были выявлены следующие особенности:

- наименьшее влияние на выбор стратегии разрешения конфликтной ситуации оказывает тип темперамента испытуемых;

- уровень самооценки значимо влияет на выбор принуждения (г = 0,68 при р<0,05) и приспособления (г = 0,76 при р<0,01), как стратегии разрешения конфликтной ситуации;

- наибольшее влияние на выбор стратегии разрешения конфликтной ситуации оказывает степень выраженности параметров, характеризующих уровень эмоционально -го выгорания испытуемых.

Так выбор стратегии компромисс напрямую связан с эмоциональной отстраненностью (г = 0,56 при р<0,05) испытуемых от ситуации конфликта.

Выбор стратегии принуждения определен степенью выраженности расширения сферы экономии эмоций (г = 0,88 при р<0,001), редукции профессиональных обязанностей (г = 0,84 при р<0,001), неадекватным избирательным эмоциональным реагированием (г = 0,79 при р<0,01).

На выбор стратегии приспособления обратно пропорционально связана со стремлением испытуемых к расширению сферы экономии эмоций (г = - 0,65 при р<0,05), эмоциональная отстраненность (г = - 0, 65 при р<0,05) и неудовлетворенность собой (г = -0,59 при р<0,05).

Стратегия избегания значимо зависит от расширения сферы экономии эмоций (г = - 0,49 при р<0,01) и эмоциональной отстраненности испытуемых (г = - 0,73 при р<0,01).

Выбор стратегии сотрудничества девушками-курсантами находится в обратной зависимости от выраженности неадекватного избирательного эмоционального реагирования (г = -0,70 при р<0,01), расширения сферы экономии эмоций (г = -0,68 при р<0,05), редукции профессиональных обязанностей (г = -0,60 при р<0,05), психосоматических и психовегетативные нарушений (г = 0,75 при р<0,01).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наибольшее значимое влияние на выбор стратегии управления конфликтом оказывает степень эмоционального выгорания, а именно склонность к неадекватному избирательному эмоциональному реагированию, стремление к расширению сферы экономии эмоций, а так же степень эмоциональной отстраненности девушек-курсантов.

Учитывая специфику военно-профессиональной деятельности, развитие компонента психоэмоциональной устойчивости, предотвращающей эмоциональное выгорание, может служить основой обеспечения адекватного и быстрого разрешения конфликтной ситуации, и как следствие, повышения продуктивности процесса социализации в рамках военно-профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Миронова, О.В. Определение проектных возможностей развития физической культуры студентов в новых условиях / О.В. Миронова, К.Н. Дементьев, О.В. Пристав // Физическая культура и здоровье студентов. - 2016. - С. 55-57.

2. Николаев, С.В. Использование замещающих упражнений преобразующей направленности при обучении прикладному плаванию спасателей МЧС России / С.В. Николаев, О.Е. Пони-масов, А.О. Миронов // Проблемы управления рисками в техносфере. - 2015. - № 4 (36). - С. 166168.

3. Понимасов, О.Е. Компилированное объединение элементов техники прикладного плавания на основе использования замещающих упражнений интегрирующей направленности / О.Е. Понимасов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 5 (111). - С. 136-139.

4. Понимасов, О.Е. Проектирование одновременно-симметричного идеального комбинационного типа техники прикладного плавания / О.Е. Понимасов, К.А. Грачев, О.В. Новосельцев //

Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 1 (119). - С. 139-142.

5. Пристав, О.В. Формирование и поддержание психического состояния курсантов Военно-транспортного университета железнодорожных войск физическими упражнениями и ментальным тренингом : автореф. дис. ... канд. психол. наук :13.00.04 / Пристав О.В. - СПб, 2005. - 21 с.

6. Синельник, М.В. Особенности социализации девушек-курсантов в сфере учебной деятельности в военном вузе / М.В. Синельник // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 5. - С. 9799

7. Формирование навыков организации самостоятельных аэробных тренировок у студентов вузов для успешной сдачи экзаменационной сессии / А.В. Токарева, О.В. Миронова, И.С. Москаленко, А.Э. Болотин, Л.В. Ярчиковская // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 9. - С. 12-15.

8. Экономизация типологических комбинаций техники прикладного плавания при обучении курсантов военных вузов / И.Н. Штамбург, О.Е. Понимасов, К.А. Грачев, А.И. Новиков // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 2. - С. 16-17.

REFERENCES

1. Mironova, O.V., Dementiev, K.N. and Pristav, O.V. (2016), "Definition of design possibilities of development of physical culture of students in new conditions", Physical culture and health of students, 2016, pp. 55-57.

2. Nikolaev, S.V., Ponimasov, O.E. and A.O. Mironov, A.O. (2015), "Use of substitutive exercises of transformative orientation in the training to applied swimming of rescue workers EMERCOM of Russia", Problems of technosphere risk management, Vol. 36, No. 4, pp. 166-168.

3. Ponimasov, O.E. (2014), "Compile association of applied swimming technique elements on the basis of substitute exercises of integrative orientation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 111, No. 5, pp. 136-139.

4. Ponimasov, O.E., Grachov, K.A. and Novoseltsev, O.V. (2015), "Designing the simultaneous symmetric perfect combination type of applied swimming technique", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 119, No. 1, pp. 142-146.

5. Pristav, O.V. (2005), Formation and support of the mental condition of cadets of the Military Transport University of the Railway Troops by physical exercises and mental training, dissertation, St. Petersburg.

6. Sinelnik, M.V. (2010), "Features of the socialization of girls-cadets in the sphere of educational activities in a military higher school", Higher education today, No.5, pp. 97-99.

7. Tokareva, A.V., Mironova, O.V., Moskalenko, I.S., Bolotin, A.E. and Yarchikovskaya, L.V. (2016), "Forming the skills of organizing independent aerobic training for university students for the successful passing of the examination session", Theory and Practice of Physical Culture, No. 9, pp. 12-15.

8. Shtamburg, I.N., Ponimasov, O.E., Grachov, K.A. and Novikov, A.I. (2016), "Economization typological combinations of applied swimming technique in military school cadet training", Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 16-17.

Контактная информация: o-pony@mail.ru

Статья поступила в редакцию 07.07.2017

УДК 159.9

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СПОРТСМЕНОВ КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА В УСЛОВИЯХ СПОРТИВНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Валерий Лукич Пашута, доктор педагогических наук, профессор, Алина Станиславовна Никольская, кандидат педагогических наук, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург

Аннотация

В данной статье рассматриваются основные характеристики спортивной деятельности, значимые для развития личности спортсмена и обучающегося, а также особенности и эффективность психолого-педагогического сопровождения спортсменов, осуществляемого с целью преодоления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.