Научная статья на тему 'Развитие собственно-силовых способностей у курсантов вузов МО РФ в начальный период обучения'

Развитие собственно-силовых способностей у курсантов вузов МО РФ в начальный период обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие собственно-силовых способностей у курсантов вузов МО РФ в начальный период обучения»

ЛИТЕРАТУРА

1. Балько, П. А. Информация и оптимизация параметров управления тренировочным процессом в пауэрлифтинге / П.А. Балько, Я.О. Зиссер // Современные проблемы физической культуры и спорта / ДВГАФК. - Хабаровск : [б.и.], 2006. - С. 2022.

2. Гухман, В.Б. Философия информационного подхода : монография / В.Б. Гухман ; ТГТУ. - Тверь : [б.и.], 2000. - 168 с. : ил.

3. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки : учебное пособие для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1977. - 271 с. : ил.

4. Словарь по кибернетике / под ред. В.С. Михалевича. - 2-е изд., перераб. и доп. - Киев : Энциклопедия, 1989. - 751 с. : ил.

5. Управление спортивной подготовкой : теоретико-методологические основания : монография / В.В. Рыбаков, А.В.Уфимцев, А.И. Фёдоров [и др.]. - М. : Спор-тАкадемПресс, 2003. - 480 с. : ил.

6. Шейко, Б.И. Классификация упражнений применяемых в пауэрлифтинге / Б.И. Шейко // Мир силы. - 2001. - № 4. - С. 14-17.

7. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л.Ф. Ильичева, П.Н. Федосеева, С.М. Ковалёва и др. - М. : Энциклопедия, 1983. - 840 с. : ил.

РАЗВИТИЕ СОБСТВЕННО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ МО РФ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

А.А. Горелов, В.М. Наумкин

К настоящему времени в отечественной и зарубежной литературе накоплено значительное количество теоретических и экспериментальных данных по вопросам развития у военнослужащих силовых способностей. Однако многие важные вопросы, связанные с практической деятельностью, не соответствуют современным требованиям, а отдельные касаются лишь единичных упражнений и специфических силовых качеств для той или иной воинской специальности (В.В. Демочкин, 1998; А.А. Бирюков, 2000; С.М. Иванов, 2004 и др.).

Исходя из этого, для определения эффективности физической подготовки для развития собственно-силовых способностей курсантов на начальном периоде обучения нами были проведены экспериментальные исследования.

Исследования проводились в период с августа по сентябрь 2006 г. на базе Ставропольского военного института связи. Было сформировано две группы курсантов по 30 человек с примерно одинаковым уровнем физического развития, физической подготовленности и функционального состояния. Испытуемые контрольной группы в период начальной военной подготовки занимались в рамках тематического плана института. Курс физической подготовки составил 24 часа. Из них 10 двухчасовых и 4 одночасовых занятия. Все они проводились комплексным методом с направленностью на развитие основных физических качеств (быстроты, силы, ловкости и выносливости). В качестве основных средств использовались упражнения из «Наставления по физической подготовке и спорту в ВС РФ» (НФП-2001).

Утренняя физическая зарядка (УФЗ) и спортивная работа (СР) проводились также с учётом указаний НФП-2001. В часы спортивной работы организовались соревнования между подразделениями по спортивным и подвижным играм.

Особенностью содержания программного курса физической подготовки в экспериментальной группе было использование упражнений на развитие быстроты, выносливости и ловкости, также взятых из НФП-2001. Кроме этого, использовались средства, применяемые в практике физического воспитания и спортивной тренировки в качестве основных для совершенствования собственно-силовых способностей. Удельный вес этих упражнений был таким же, какой отводится программой для пе-

риода начального обучения на развитие силы.

Вместе с тем, в экспериментальной группе в содержание утренней физической зарядки и попутной физической тренировки, помимо традиционных силовых упражнений из НФП-2001, включались упражнения с отягощением, выполняемые в различных режимах работы мышц (преодолевающей, удерживающей, уступающей, статодинамической). В процессе проведения всех форм физической подготовки при выполнении упражнений с отягощениями использовался метод повторных максимальных усилий и повторно-серийный метод (Ю.В. Верхошанский,1970).

Для оценки эффективности экспериментальной программы с точки зрения повышения общего уровня физической подготовленности курсантов ЭГ и КГ проводилось тестирование по общепринятым методикам до и после эксперимента.

Как видно из данных, представленных в таблице 1, в опытных группах произошли определенные изменения в показателях, характеризующих как общую физическую подготовленность и работоспособность, так и уровень развития силовых способностей.

Таблица 1

Динамика показателей общей физической подготовленности курсантов кон-

трольной и экспериментальной групп до и после эксперимента

Показатели ед. изм. КГ ЭГ Р между КГ и ЭГ

до после Р до после Р

х±м х±м х±м х±м до после

Бег на 3 км. с. 822±1,4 816±1,5 0,01 819+1,4 813±1,3 0,01

Бег на 100 м. с. 15,4±0,05 15,2±0,05 0,01 15,3±0,0 4 15,1±0,06 0,01

10x10 м. с. 28,3±0,05 28,2±0,06 28,4±0,0 1 28,3±0,03

Прыжки в квадрате с. 10,9±0,5 10,9±0,5 10,8±0,4 10,3± 0,4

КУЛ с. 11,4 ±0,3 11,2±0,28 11,6±0,2 9 11,6±0,2

Лазание по канату с. 9,1 ±0,4 9,4± 0,4 9,5 ±0,4 8,3±0,1 0,05 0,05

КСУ кол-во 32,4±0,45 33,5±0,34 32,8±0,7 34,1±0,6

Подъём переворотом кол-во 2,4 ±0,4 2,4±0,4 2,1±0,4 4,6±0,5 0,001 0,001

Вис на согнутых руках с. 5,6±0,2 5,6±0,2 5,7±0,15 6,4± 0,2 0,01 0,05

Угол в упоре на брусьях с. 3,1±0,2 3,4±0,2 3,4±0,02 5,1±0,2 0,001 0,01

10 прыжков через козла с. 21,3±0,23 21,1±0,25 21,4+0,2 9 21,2±0,2 7

Прыжок в длину с места см 203,5±1,1 206,1±2,5 207±0,9 213,1±0, 8 0,001 0,05 0,001

Подтягивание кол-во 8,3±0,13 9±0,2 0,0 1 8,2 ±0,3 12,8 ±0,4 0,001 0,001

Сгибание и разгибание рук на брусьях кол-во 4,3±0,5 4,4±0,5 4,4±0,8 7,9 ±1,1 0,05 0,01

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа кол-во 22,3±0,8 22,6± 0,9 22,4±0,6 26,2±0,7 0,001 0,01

Поднимание ног к перекладине кол-во 5,4 ±0,9 5,6±1,2 5,7 ±1,2 9,8±1 0,01 0,001

Поднимание гири 24 кг кол-во 8,3±1,1 12 ±1,1 0,05 8 ±1,75 15,2 ±1,1 0,001 0,05

Приседание с грузом 60 кг кол-во 4,3 ±1,2 4,21± 1,2 4,5± 1,1 8,4 ±1 0,01 0,01

Достоверно улучшились показатели бега на 100 м. у испытуемых КГ с 15,4 с до

15,2 с (Р< 0,01), у курсантов ЭГ с 15,3 с до 15,1 с (Р< 0,01). В то же время результаты челночного бега как в контрольной, так и в экспериментальной группах остались без изменений.

Полученные данные согласуются с результатами многих исследователей, установивших, что при низком уровне развития быстроты регулярная общефизическая подготовка достоверно улучшает результаты в скоростном беге. Отсутствие изменений в результатах челночного бега подтверждает предположение о необходимости освоения техники выполнения этого упражнения. При проведении лабораторного эксперимента мы не ставили перед собой такой задачи, а использовали челночный бег в качестве индикатора.

Не выявлено также существенных изменений в выполнении такого упражнения, характеризующего отчасти скоростные способности человека, как десять прыжков через козла на время. В своей основе данное упражнение имеет, в первую очередь, координационные характеристики, а не скоростно-силовые качества, совершенствование которых как в контрольной, так и в экспериментальной группах не предусматривалось. То же можно сказать и об упражнении в лазании по канату. Достоверные сдвиги, наблюдающиеся у испытуемых экспериментальной группы, свидетельствуют о присутствии в нем силовой компоненты.

Из таблицы 1 также видно, что ни общепринятая, ни экспериментальная программы не способствовали улучшению результатов в выполнении КУЛ и прыжков на квадрате. Так как данные упражнения характеризуют координационные способности человека и уровень развития некоторых психических и психофизиологических функций, можно сделать и соответствующее заключение в этом плане.

Существенные сдвиги в контрольной и экспериментальной группах произошли в уровне развития общей аэробной выносливости. Достоверность различий у испытуемых обеих групп достигала 99% уровня значимости. Это также подтверждает результаты исследований, выполненных в рамках оптимизации процесса физической подготовки военнослужащих на начальном этапе воинской службы, заключающиеся в том, что регулярные занятия по физической подготовке, ежедневная утренняя физическая зарядка способствуют развитию общей физической выносливости.

Анализ данных, характеризующих динамику показателей силовых способностей испытуемых обеих групп, показал, что в контрольной группе достоверно улучшились результаты лишь в подтягивании на перекладине и поднимании гири. В основе данных упражнений лежит силовая выносливость. Однако выявленные достоверные сдвиги не в полной мере свидетельствуют об эффективности контрольной программы. Скорее всего, это в большей степени результат прямого переноса, поскольку в процессе проведения лабораторного эксперимента для развития силы у испытуемых использовались именно эти упражнения.

Иная картина наблюдается в экспериментальной группе. По упражнениям, характеризующим уровень развития собственно-силовых, скоростно-силовых способностей, силовой выносливости и взрывной силы, произошли достоверные положительные сдвиги. Причем, в подтягивании, прыжке в длину, поднимании гири, сгибании и разгибании рук в упоре лежа, подъёме переворотом и удержании угла в упоре на брусьях они были на 99,9% уровне значимости. В других упражнениях изменения были меньшими, но все же достоверными. Это свидетельствует, на наш взгляд, о том, что упражнения, используемые в практике физического воспитания, физической подготовки и спортивной деятельности для развития и совершенствования собственносиловых способностей, оказывают также и опосредованное влияние на скоростносиловые способности, силовую выносливость и взрывную силу.

Таким образом, проведенные исследования показали, что для развития собственно-силовых способностей курсантов в начальный период обучения в вузе необходимо использовать дополнительно к упражнениям из НФП-2001 средства физического воспитания и спортивной тренировки, применяемые для совершенствования собствен-

но-силовых способностей. При этом упражнения, как показал педагогический эксперимент, необходимо выполнять в преодолевающем, удерживающем, уступающем и статодинамическом режимах работы мышц с использованием метода повторномаксимальных усилий и повторно-серийного метода.

ЛИТЕРАТУРА

1. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю.В. Верхошанский. - М. : Физкультура и спорт, 1970. - 264 с. : ил.

2. Бирюков, А.А. Личностно-ориентированная физическая подготовка курсантов вузов МО РФ : дис. ... канд. пед. наук / Бирюков А.А. ; Воен. ин-т физ. культуры. -СПб., 2000. - 126 с.

3. Демочкин, В. В. Физическая подготовка курсантов автомобильных вузов в процессе военно-профессионального обучения : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Де-мочкин В.В. - СПб., 1998. - 247 с.

4. Иванов, С.М. Физическая подготовка курсантов старших курсов финансовоэкономического вуза : дис. ... канд. пед. наук / Иванов С.М. ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб., 2004. - 155 с.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО

СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ

О.А. Дмитренко

При научно-теоретической разработке педагогической концепции информационного сопровождения образовательного процесса по физической культуре в вузе были учтены требования законодательства Российской Федерации, регламентирующие образовательную, информационную и физкультурно-спортивную деятельность в стране: Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Федерального закона «Об образовании», Федерального закона «О физической культуре и спорте», Федерального закона «Об информатизации», указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, приказов и директив министра образования и науки.

Анализ литературы показывает, что под педагогической концепцией информационного сопровождения того или иного образовательного процесса следует понимать систему научно-обоснованных взглядов и положений, касающиеся объектов и характера информационного воздействия.

Основными направлениями, лежащими в основе научного обоснования концепции информационного сопровождения образовательного процесса, являются: определение взаимосвязей между компонентами системы информационного обеспечения, выявление ее закономерностей, принципов, методов, функционального состава и организационных форм. В процессуальном плане концепция информационного сопровождения образовательного процесса определяет совокупность основных функций, образующих рациональную технологию информационного взаимодействия участников образовательного процесса (С. С.Филиппов, 1990; В.А.Чистяков, 2002; Д.Н.Давиденко, 2002).

На базе научного формирования концепции строится целенаправленная система информационного сопровождения образовательного процесса, ее механизм и программа реализации в педагогической практике. Отличительной особенностью предлагаемой концепции является обеспечение согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних параметров, позволяющих устранить бессистемный характер информационного обеспечения образовательного процесса в сфере физической культуры в вузе, внести упорядоченность, обоснованность и рациональную организацию в принятие и реализацию информационно-педагогических решений. Главная цель концепции состоит в приведении сложившейся педагогической системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.