Научная статья на тему 'Силовая подготовка дзюдоисток на этапе спортивного совершенствования'

Силовая подготовка дзюдоисток на этапе спортивного совершенствования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
257
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / МЕТОДИКА СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ / СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ / ДЕВУШКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Элипханов С.Б.

Целью исследования являлось экспериментальное доказательство эффективности методики силовой подготовки дзюдоисток на этапе спортивного совершенствования. В исследовании приняли участие 20 дзюдоисток, имеющих квалификацию 1 разряд кандидат в мастера спорта, обучающихся в группах спортивного совершенствования второго года обучения. В качестве показателей силовой подготовленности рассматривались результаты следующих тестов: бега на 30 метров, прыжка в длину с места, метания набивного мяча, сгибания и разгибания рук в упоре лёжа, сгибания и разгибания рук лёжа на низкой перекладине в висе лёжа, поднимания туловища в сед из положения лёжа на спине, динамометрии кисти, становой динамометрии. В конце формирующего эксперимента рассматриваемые показатели силовой подготовленности оказались достоверно выше в экспериментальной группе, занимавшейся по новой методике. Это подтверждает эффективность разработанной методики силовой подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Силовая подготовка дзюдоисток на этапе спортивного совершенствования»

УДК 796.8

СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА ДЗЮДОИСТОК НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

С.Б. Элипханов - кандидат педагогических наук, доцент Институт физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного

университета, Майкоп

FORCE TRAINING OF FEMALE JUDOKAS AT THE STAGE OF SPORTS

IMPROVEMENT

S.B. Elipkhanov - the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer Physical education and judo institute of Adygheya state university,

Maykop

e-mail: sbelphnv@mail.ru

Ключевые слова: педагогический эксперимент, методика силовой подготовки, силовые способности, девушки.

Аннотация. Целью исследования являлось экспериментальное доказательство эффективности методики силовой подготовки дзюдоисток на этапе спортивного совершенствования. В исследовании приняли участие 20 дзюдоисток, имеющих квалификацию 1 разряд - кандидат в мастера спорта, обучающихся в группах спортивного совершенствования второго года обучения. В качестве показателей силовой подготовленности рассматривались результаты следующих тестов: бега на 30 метров, прыжка в длину с места, метания набивного мяча, сгибания и разгибания рук в упоре лёжа, сгибания и разгибания рук лёжа на низкой перекладине в висе лёжа, поднимания туловища в сед из положения лёжа на спине, динамометрии кисти, становой динамометрии. В конце формирующего эксперимента рассматриваемые показатели силовой подготовленности оказались достоверно выше в экспериментальной группе, занимавшейся по новой методике. Это подтверждает эффективность разработанной методики силовой подготовки.

Key words: pedagogical experiment, methods of force training, force abilities, girls.

Summary. The aim of this study was experimental proving of efficiency of force training methods for young female judokas at the stage of sports improvement. 20 young female judokas 1 category - candidate for the master of sports qualification being trained two years in groups of sports improvement took part in the investigation. As indexes of force readiness were looked the results of following tests: 30 meters run, standing long jump, standing back throwing of ball 3 kg, push-ups, chin-ups on a low crossbeam, sit-up from a prone position on a back, dynamometry of hand and back. All indexes of force readiness were significantly more in experimental group at the end of formative experiment. It proves efficiency of author's force training methods for young female judokas at the stage of sports improvement.

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы наблюдается повышение интереса исследователей к проблемам подготовки в женском дзюдо, что очевидно обусловлено ростом популярности и введением этого вида спорта в олимпийскую программу. [1, 4 и др.]. В то же время, более подробное

изучение проблем женского дзюдо позволяет сделать заключение о слабой разработанности и обоснованности многих разделов теории подготовки дзюдоисток. К таким важнейшим разделам подготовки дзюдоисток, не получившим ещё своего достаточного научного обоснования, относится многолетняя силовая подготовка [5]. В связи с этим нами предпринята попытка создания концепции многолетней силовой подготовки. Приведённая в статье методика силовой подготовки дзюдоисток на этапе спортивного совершенствования является частью названной концепции и нуждается в экспериментальной проверке. В связи с этим целью исследования являлась экспериментальная проверка методики силовой подготовки дзюдоисток на этапе спортивного совершенствования.

МЕТОДИКА

Этапу спортивного совершенствования соответствует возраст 16-17 лет и больше, при этом дзюдоистки имеют стаж занятий до 6-7 лет [3]. Опорно-двигательный аппарат и организм дзюдоисток в целом сформированы. Это обусловливает возможность применения практически всех средств и методов силовой подготовки, а также способов их организации во времени в тренировке дзюдоисток на этом этапе спортивного совершенствования. Однако, имея ввиду максимальный эффект в ходе многолетней силовой подготовки, наиболее целесообразным является постепенное введение в силовую подготовку дзюдоисток наиболее интенсивных средств, методов и способов их организации во времени. При этом критерием, определяющим необходимость повышения интенсивности силовой подготовки, могли бы стать данные об исчерпании резервов адаптации к применяемым средствам, методам и способам их организации во времени. Иными словами, если есть возможность эффективно развивать значимые для дзюдоисток силовые способности менее интенсивными средствами и методами силовой подготовки, применяя при этом способы их организации во времени, оказывающие менее выраженное воздействие на организм спортсменок, то применение иных средств, методов и способов их организации во времени имеет смысл отложить на более поздние этапы роста спортивного мастерства. В соответствии с этим было принято решение на этапе спортивного совершенствования повышать интенсивность средств и методов силовой подготовки дзюдоисток, сохранив при этом классический волнообразный способ их организации во времени, отложив применение концентрированного способа организации силовой подготовки на более позднее время.

На этапе спортивного совершенствования одну из важнейших задач силовой подготовки - совершенствование скоростно-силовых способностей - предполагалось решать при помощи повышения интенсивности применяемых средств и методов. Интенсивность метода ударных усилий повышалась путём увеличения высоты и длины прыжков в прыжковых упражнениях. На этом этапе в большом объёме применялись прыжки с небольшого разбега, в том числе на одной ноге. Ударные воздействия на другие группы мышц осуществлялись при помощи простейших тренажёров, в которых при помощи гибкой связи и одного-двух блоков инерция падающего груза передавалась на тренируемые мышечные группы [2]. С целью развития скоростно-силовых способностей применялся также метод динамических усилий.

Отметим, что в макроцикле силовая подготовка носила в различные периоды разную преимущественную направленность: в общеподготовительном периоде - развитие силовой выносливости и собственно силовых способностей, в специальноподготовительном периоде - развитие скоростно-силовых способностей. Сказанное означает, что в общеподготовительном периоде скоростно-силовая подготовка, а в специальноподготовительном периоде процессы развития собственно силовых способностей и силовой выносливости проводились в поддерживающем режиме.

Приведём примеры комплексов упражнений скоростно-силовой подготовки в различные периоды макроцикла. Общеподготовительный период.

Комплекс второго дня микроцикла: 1) прыжки на руках (ноги на опоре) - 2-4 подхода по 10 раз; 2) лёжа на опоре на бёдрах, рывком разгибание туловища - 2-4 подхода по 8-10 раз; 3) прыжки через препятствия индивидуально средней высоты - 10 подходов по 10 прыжков. Комплекс четвёртого дня микроцикла: 1) метание набивного мяча 3-5 кг вверх и ловля; 2) сидя на опоре сгибание туловища рывком - 2-4 подхода по 8-10 раз; 3) десятерной прыжок с ноги на ногу - 10 раз.

Комплекс шестого дня микроцикла: 1) толчок набивного мяча 3-5 кг от груди и ловля - 2-4 подхода по 10 раз; 2) метание набивного мяча 3-5 кг сбоку вперёд - по 2-4 подхода по 10 раз в каждую сторону; 3) десятерной прыжок на двух ногах - 6-8 раз. Специальноподготовительный период.

Комплекс второго дня микроцикла: 1) ударные усилия в ключевых положениях различных приёмов дзюдо (с использованием простейших тренажёров с гибкой связью и блоками) - 2-3 исходных положения по 2-3 подхода по 6-10 раз; 2) десятикратный прыжок вперёд на двух ногах с гирей - 6-10 раз.

Комплекс четвёртого дня микроцикла: 1) ударные усилия в ключевых положениях различных приёмов дзюдо (с использованием простейших тренажёров с гибкой связью и блоками)

- 2-3 исходных положения - по 2-3 подхода по 6-10 раз; 2) тройной прыжок с 5 шагов разбега - 10 раз.

Комплекс шестого дня микроцикла: 1) рывок партнёра на себя, толчок от себя, рывок-толчок партнёра, толчок-рывок партнёра - по 2-3 подхода по 6-10 раз; 2) спрыгивания с отскоком с опоры средней и большой высоты - 2-4 подхода по 8-10 раз.

Процессы развития силовой выносливости и коррекции состава тела, а также развития собственно силовых способностей наиболее широко планировалось проводить в общеподготовительном периоде. В специальноподготовительном периоде работа в названных направлениях проводилась в поддерживающем режиме.

Также отметим, что упражнения, направленные на развитие силовой выносливости и собственно силовых способностей, применялись в одни дни в общеподготовительном и специ-альноподготовительном периодах.

Приведём примерные комплексы упражнений соответствующей направленности. Общеподготовительный период.

Комплекс первого дня микроцикла: 1) жим лёжа с весом 3-5 ПМ - 2-5 подходов по 3-5 раз; 2) сгибание и разгибание предплечий со штангой весом 10 ПМ - 2-6 подходов по 10 раз (возможно изменение хвата; по мере роста подготовленности сокращать паузы отдыха между подходами до 30 с); 3) сгибание и разгибание туловища, сидя на доске, укреплённой под углом 45-70°, с отягощением 10 ПМ - 2-6 подходов по 10 раз (по мере роста подготовленности сокращать паузы отдыха до 30 с); 4) жим лёжа ногами с весом 5 ПМ - 2-4 подхода по 5 раз. Комплекс третьего дня микроцикла: 1) тяга лёжа с весом 3-5 ПМ - 2-5 подходов по 3-5 раз; 2) сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях с весом 10 ПМ - 2-6 подходов по 10 раз (по мере роста подготовленности сокращать паузы отдыха между подходами до 30 с); 3) тяга стоя с весом 10 ПМ - 2-6 подходов по 10 раз (по мере роста подготовленности сокращать паузы отдыха между подходами до 30 с); 4) сгибание голеней лёжа лицом вниз на тренажёре с весом 5 ПМ - 2-6 подходов по 5 раз.

Комплекс пятого дня микроцикла: 1) рывок из положения "штанга на коленях" с весом 5 ПМ

- 2-5 подходов по 5 раз; 2) удерживая туловище в горизонтальном положении, лёжа на опоре на бёдрах лицом вверх, повороты туловища в стороны - 2-6 подходов по 10 раз (по мере роста подготовленности выполнять с отягощением, а также сокращать время отдыха между подходами до 30 с); 3) удерживая туловище в горизонтальном положении, лёжа на опоре на бёдрах лицом вниз, повороты туловища в стороны - 2-6 подходов по 10 раз (по мере роста подготовленности выполнять с отягощением, а также сокращать время отдыха между подходами до 30 с); 4) приседание со штангой или партнёром весом 10 ПМ - 2-6 подходов по 10 раз.

Специальноподготовительный период.

Комплекс первого дня микроцикла: 1) проведение приёмов дзюдо или их фрагментов в быстром темпе с соперницей или чучелом 15 секунд - 15 секунд отдых - 6-10 раз - отдых 1-2 минуты - следующий приём - 2-4 приёма; 2) сидя на опоре на бёдрах, сгибание туловища с отягощением 10 ПМ - 2-4 подхода по 10 раз; 3) полуприседы с тяжёлым партнёром или штангой - 2-4 подхода по 6-8 раз.

Комплекс третьего дня микроцикла: 1) жим лёжа с весом 2-3 ПМ - 2-4 подхода по 2-3 раза, с весом 5 ПМ - 2-4 подхода по 5 раз; 2) лёжа на опоре на бёдрах лицом вниз, разгибание туловища с отягощением 10 ПМ - 2-4 подхода по 10 раз; 3) приседание с партнёром или штангой весом 5 ПМ - 2-4 подхода по 3-5 раз.

Комплекс пятого дня микроцикла: 1) проведение приёмов дзюдо или их фрагментов в среднем темпе с соперницей или чучелом 30-60 секунд - отдых 1-3 минуты - по 2-4 приёма 2-6 раз; 2) в висе на перекладине (или упоре на брусьях) поднимание ног с отягощением 10 ПМ -2-4 подхода по 10 раз; 3) полуприседы с тяжёлым партнёром или штангой - 2-4 подхода по 6-8 раз.

Приведённые примерные комплексы менялись раз в четыре-пять недель.

В соревновательном периоде силовая подготовка дзюдоисток на этапе спортивного совершенствования планировалась в поддерживающем режиме. В период соревнований три раза в неделю (через день) выполнялись несколько базовых упражнений на основные группы мышц (пояса верхних и нижних конечностей, брюшного пресса и спины). При этом одно или два упражнения в день выполнялись с большими внешними сопротивлениями (метод максимальных усилий).

Для контроля уровня силовой подготовленности применялись бег на 30 метров, прыжок в длину с места, метание набивного мяча 3 кг стоя назад, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, сгибание и разгибание рук лёжа на низкой перекладине в висе лёжа, поднимание туловища в сед из положения лёжа на спине, динамометрия кисти, становая динамометрия. Отметим, что мы намеренно не применяли в исследовании сложных тестов, в которых силовые способности определяются в положениях или движениях, схожих с фрагментами соревновательных двигательных действий. На наш взгляд, возможность варьирования техники выполнения того или иного подобного тестового задания в значительной мере снижает их надёжность и делает малоприменимыми в научных исследованиях.

Для проверки обоснованности предлагаемых изменений в силовой подготовке дзюдо-исток, базирующихся на принципиальных зависимостях концепции многолетней силовой подготовки в женском дзюдо, был проведён формирующий педагогический эксперимент, в котором приняли участие 20 спортсменок (по 10 человек в контрольной и экспериментальной группах). Эксперимент проводился в группах спортивного совершенствования второго года обучения.

Достоверность различий рассматриваемых показателей определялась при помощи од-нофакторного дисперсионного анализа (ANOVA).

Результаты. Как следует из анализа данных табл. 1, дзюдоистки из отобранных контрольной и экспериментальной групп в начале формирующего педагогического эксперимента не имели достоверных различий по показателям возраста, роста и массы тела.

Таблица 1

Характеристики испытуемых дзюдоисток, находящихся на этапе спортивного

совершенствования, в начале формирующего педагогического эксперимента

Показатели Величины ( х±5 ) Достоверность различий*

контроль. эксперим. F F расчет. p(t)

Возраст, лет 17,4±0,43 17,4±0,45 0,06 p>0,05

Рост, см 163±5,1 162±6,2 0,10 p>0,05

Масса тела, кг 60,5±3,45 59,2±5,76 0,36 p>0,05

F0,05 критич. 4,4-1-.

Также не было обнаружено в начале формирующего педагогического эксперимента у дзюдо-исток контрольной и экспериментальной групп достоверных различий в показателях силовой подготовленности (табл. 2).

Как видно на рис. 1 , эффективность традиционной методики силовой подготовки и методики, разработанной на базе основных положений концепции многолетней силовой подготовки в женском дзюдо, оказалась различной. Так, на рисунке видно, что величины прироста результатов во всех применявшихся тестах силовой подготовленности оказались намного выше в экспериментальной группе. Отметим, что гораздо выше в экспериментальной группе оказались и величины прироста результатов в тестах собственно силовых способностей (динамометрия кисти и становая динамометрия).

Непосредственно подтверждают эффективность предлагаемых изменений в силовой подготовке дзюдоисток на этапе спортивного совершенствования достоверно более высокие результаты во всех применявшихся тестах в экспериментальной группе (табл. 3).

Наименьшими и в экспериментальной и в контрольной группах оказались приросты результатов в тестах, связанных с преодолением всего веса тела: беге на 30 метров и прыжке в длину с места. Однако и в этих тестах результаты в конце формирующего эксперимента оказались достоверно выше в экспериментальной группе (табл. 3).

Таблица 2

Показатели силовой подготовленности юных дзюдоисток, находящихся на этапе спортивного совершенствования, в начале формирующего педагогического эксперимента

Тесты Величины ( х±5 ) Достоверность различий*

контроль. эксперим. F F расчет. p(t)

30 м, с 5,6±0,15 5,6±0,18 0,16 p>0,05

дл с/м, см 194±9,2 195±9,6 0,11 p>0,05

метание н/мяча, м 6,94±0,239 6,96±0,129 0,06 p>0,05

сгибание рук в упоре, раз 19,6±2,72 19,7±3,13 0,01 p>0,05

подтягивание, раз 19,9±1,85 19,8±2,35 0,01 p>0,05

поднимание туловища, раз 23,8±2,04 23,0±2,31 0,67 p>0,05

динамометрия кисти, кг 27,6±5,40 28,0±5,12 0,03 p>0,05

становая динамометрия, кг 103±12,6 101±13,0 0,21 p>0,05

F0,05 критич. = 4,41.

30,0

25,0

20,0

15,0

%

10,0

5,0

0,0

-5,0

Рис. 1. Величины прироста результатов у дзюдоисток на этапе спортивного совершенствования в ходе формирующего педагогического эксперимента

Отметим, что в результате внедрения разработанной методики силовой подготовки дзюдоисток на этапе спортивного совершенствования удалось не только в значительной мере повысить уровень их силовой подготовленности, но и добиться этого без применения концентрации силовой нагрузки. Это позволило сохранить резервы адаптации к этому наиболее эффективному способу организации силовой подготовки для их реализации на более позднем этапе.

Таблица 3

Показатели силовой подготовленности дзюдоисток, находящихся на этапе спортивного

совершенствования, в конце формирующего педагогического эксперимента

Тесты Величины ( х±5 ) Достоверность различий*

контроль. эксперим. F F расчет. p(t)

30 м, с 5,5±0,13 5,3±0,13 13,01 p<0,01

дл с/м, см 197±7,8 207±7,2 8,55 p<0,05

метание н/мяча, м 7,31±0,233 7,99±0,069 76,39 p<0,001

сгибание рук в упоре, раз 21,2±2,53 24,7±3,16 7,46 p<0,05

подтягивание, раз 21,0±2,36 24,2±2,15 10,06 p<0,01

поднимание туловища, раз 24,5±1,90 26,8±1,87 7,43 p<0,05

динамометрия кисти, кг 28,9±4,68 34,2±4,98 6,01 p<0,05

становая динамометрия, кг 105±13,5 118±10,8 5,92 p<0,05

F0,05 критич. - 4,41, Fo,oi критич. - 8,29 F0,001 критич. - 15,38.

Особо следует отметить, что в контрольной группе за время эксперимента 2 дзюдо-истки выполнили норматив мастера спорта, в то время как в экспериментальной - 6. Это свидетельствует о том, что рост уровня специальной силовой подготовленности способствовал повышению темпов роста спортивного мастерства дзюдоисток.

ВЫВОД

Таким образом, достоверно более высокие показатели силовой подготовленности юных дзюдоисток в экспериментальной группе в конце формирующего эксперимента подтверждают

□ контрольная □ экспериментальная

25,4

-0,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-5,0

1,5

■а

14,8

5,4

8,2

22,2

5,5

22,1

16,5

2,9

4,7

17,5

1,6

30 м дл с/м метание сгибание рук в подтягивание поднимание динамометрия становая

н/мяча упоре туловища кисти динамометрия

5

эффективность предлагаемой методики силовой подготовки в женском дзюдо на этапе спортивного совершенствования.

Литература

1. Белов, А.В. Начальное обучение дзюдоисток технике борьбы: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.В. Белов. - СПб., 2000. - 24 с.

2. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский. -М .: Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.

3. Дзюдо. Учебная программа для учреждений дополнительного образования / И.Д. Свищев [и др.]. - М. : Советский спорт, 2003. - 112 с.

4. Извеков, В.В. Система управления подготовкой женщин в спортивной борьбе: На примере дзюдо: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В.В. Извеков. - М., 2001. - 48 с.

5. Манолаки, В.Г. Оптимизация воздействия силовых и скоростно-силовых нагрузок в процессе многолетней тренировки дзюдоисток: дис. ... д-ра пед. наук / В.Г. Манолаки. - СПб., 1993. - 48 с.

Literature

1. Belov, A.V. Elementary education of female judokas to technique of fight: thesis of diss. of candidate of pedagogical since / A.V. Belov. - St.-Petersburg, 2000. - 24 p.

2. Verkhoshansky, Yu.V. Basis of special physical training of sportsmen / Yu.V. Verkhoshanskij. - Moscow: Physical culture and sport, 1988. - 328 p.

3. Judo. The education program for establishments of additional education / I.D.Svishchev [et al.]. - Moscow: Soviet sports, 2003. - 112 p.

4. Izvekov, V.V. Control system of preparation of women in wrestling: On a judo example: thesis of diss. of doctor of pedagogical since / V.V. Izvekov. - Moscow, 2001. - 48 p.

5. Manolaki, V.G. Optimization of influence of force and power exercises in the course of long-term training of women judokas: thesis of diss. of doctor of pedagogical since / V.G. Manolaki. - St.-Petersburg, 1993. - 48 p.

Статья поступила в редакцию 16.09.2012г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.