Научная статья на тему 'Блочно-модульная физическая подготовка хоккеистов высокой квалификации'

Блочно-модульная физическая подготовка хоккеистов высокой квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1320
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рыбаков В. В., Уфимцев А. В., Молчанов В. А., Зуев А. А.

Для рационального построения тренировочных программ «нагрузочных» мезоциклов были разработаны модели тренировочных сеансов с направленностью на совершенствование общей, силовой, скоростно-силовой, специальной, локальной мышечной выносливости, максимальной и взрывной силы в условиях безледовой и ледовой подготовки. Разработка моделей тренировочных сеансов с различной преимущественной направленностью позволила выявить наиболее эффективные сочетания в отдельных занятиях, тренировочных днях, фрагментах, модулях, микроциклах и блоках подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Рыбаков В. В., Уфимцев А. В., Молчанов В. А., Зуев А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Блочно-модульная физическая подготовка хоккеистов высокой квалификации»

БЛОЧНО-МОДУЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ХОККЕИСТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

В.В. Рыбаков, А.В. Уфимцев, В.А. Молчанов, А.А. Зуев УралГАФК, Челябинск

Для рационального построения тренировочных программ «нагрузочных» мезоциклов были разработаны модели тренировочных сеансов с направленностью на совершенствование общей, силовой, скоростно-силовой, специальной, локальной мышечной выносливости, максимальной и взрывной силы в условиях безледовой и ледовой подготовки. Разработка моделей тренировочных сеансов с различной преимущественной направленностью позволила выявить наиболее эффективные сочетания в отдельных занятиях, тренировочных днях, фрагментах, модулях, микроциклах и блоках подготовки.

В настоящее время в большинстве видов спорта значительно возросло количество ответственных соревнований, а в отдельных видах (в первую очередь в спортивных играх) они занимают большую часть годичного цикла - 8-10 месяцев. Последнее приводит к существенному уменьшению продолжительности подготовительного периода Вместе с тем многообразные задачи общей и специальной физической, технико-тактической, психологической, интеллектуальной подготовки решаются именно в подготовительном периоде. В этих условиях часто игнорируется необходимость органического увязывания системы соревнований с объективно существующими закономерностями становления различных компонентов спортивного мастерства, принципами построения спортивной подготовки [2,4, 8; 9,13].

Вместе с тем современные подходы к построению спортивной подготовки в определенной мере позволяют корректировать темпы и сроки совершенствования мастерства, сообразуя их с задачами подготовки к главным соревнованиям. В этом аспекте вариативность общей структуры и конкретного содержания подготовительного периода позволяют создать предпосылки для обеспечения органической взаимосвязи между выявленными на данный момент закономерностями становления спортивного мастерства и задачами подготовки и участия в соревнованиях [1; 8; 9]. Вместо комплекса жестких структурных единиц целесообразнее использовать принцип квантированного тренировочного процесса на основе блочно-модульных структур, допускающих различные гибкие перестроения и вариантные сценарии [12].

Все это имеет важное значение в хоккее с шайбой, в непродолжительном подготовительном периоде которого необходимо рационально интегрировать виды, формы и структурные звенья тренировки в эффективную систему, обеспечивающую максимальную подготовленность к длительному участию в соревнованиях (60—80 игр в течение 8-9 месяцев). В данной системе особое место занимает физическая подготовка, представляющая собой фундамент, основу, на которой формируется

и проявляется мастерство хоккеистов высокой квалификации [6,10,11].

В хоккее с шайбой возникает выраженное противоречие между необходимостью решения большого числа задач физической подготовки, сопряженной с другими видами и отсутствием для этого достаточного времени в условиях короткого базового периода. Для решения данного противоречия был разработан алгоритм опытно-экспериментальной работы. Последний предполагал: выявление теоретических и экспериментально-эмпирических оснований к оптимизации физической подготовки; определение основных мезоциклов и последовательности их включения в подготовительном периоде; разработка моделей тренировочных сеансов для совершенствования ведущих двигательных качеств и способностей хоккеистов высокой квалификации; установление способов рационального комплексирования различных тренировочных сеансов в отдельных занятиях, тренировочных днях, фрагментах, модулях, микроциклах, блоках и мезоциклах.

Наличие материалов по общей теории спортивной тренировки, теории и методике подготовки в хоккее, теории адаптации и закономерностям ее формирования у спортсменов позволили предложить следующую программу базового физического совершенствования хоккеистов высокой квалификации (табл. 1).

В целом предложенная программа основывалась на реализации положения об оптимальной последовательности и длительности включения нагрузок различной направленности. Данное положение учитывало закономерности исчерпания так называемого текущего адаптационного резерва, в частности, продолжительность непрерывных тренирующих воздействий (отдельная «порция») на организм спортсменов, которые они способны выдержать без угрозы срыва адаптации [5; 4; 7].

Выполнение данной программы физической подготовки предполагает следующую методику, включающую гибкие, индивидуально адресованные («точечные») и коллективно реализуемые тренирующие воздействия.

Таблица 1

Программа физической подготовки высококвалифицированных хоккеистов в подготовительном периоде__________________

Направленность и продолжительность основных мезоциклов Удельный вес физической подготовки (%)

1. Восстановительно-поддерживающий мезоцикл (25—30 дней). 50-65

2. Реабилитационно-восстановительный мезоцикл (25—30 дней). Полноценное физическое и психическое восстановление. Лечение и профилактика травм и заболеваний. Поддержание достаточной двигательной активности и уровня развития основных двигательных качеств и способностей 65-80

3. Базовый общеподготовительный мезоцикл (25—30 дней). Формирование готовности к высоким специфическим нагрузкам. Комплексное совершенствование ведущих двигательных качеств и способностей. 65-85

4. Развивающий специализированный мезоцикл (20—25 дней). Выполнение около-предельных и предельных специфических нагрузок. Преимущественное повышение уровня развития скоростно-силовых способностей и максимальной силы. Сопряженное совершенствование физической и технико-тактической подготовленности. 35-45

5. Предсоревновательный мезоцикл (20—25 дней). Формирование оптимальной готовности к соревновательной деятельности. Преимущественное повышение уровня развития взрывной силы и специальной выносливости. Интегральное совершенствование основных компонентов подготовленности (физической, технико-тактической, психологической, интеллектуальной, игровой). 30-35

В восстановительно-поддерживающем и реабилитационно-восстановительном мезоциклах (апрель - июнь) решались задачи рекреативного обеспечения в условиях значительного снижения тренировочных и соревновательных воздействий. Направленность процесса подготовки в данных мезоциклах предполагала, с одной стороны, полноценное физическое и психическое восстановление, а с другой, поддержание достаточной двигательной дееспособности для эффективного выполнения тренировочных программ последующих («нагрузочных») мезоциклов (базового общеподготовительного, развивающего специализированного и предсоревновательного).

Для рационального построения тренировочных программ «нагрузочных» мезоциклов, на основе теоретических и экспериментальных исследований были разработаны модели (более 50 вариантов) тренировочных сеансов с направленностью на совершенствование общей, силовой, скоростно-силовой, специальной, локальной мышечной выносливости, максимальной и

взрывной силы в условиях безледовой и ледовой подготовки.

Разработка моделей тренировочных сеансов с различной преимущественной направленностью определяет необходимость выявления наиболее эффективных сочетаний в отдельных занятиях, тренировочных днях, фрагментах, модулях, микроциклах и блоках подготовки. Принципиально важным является синергизация (положительное взаимодействие) ближайших тренировочных сеансов в отдельном занятии (взаимовлияние срочных тренировочных эффектов при нескольких сеансах в занятии) или тренировочном дне при двухтрехразовых тренировках (взаимовлияние отставленных тренировочных эффектов в случае, когда один сеанс занимает целое занятие).

Проведенные исследования позволили выявить наиболее целесообразные сочетания ближайших тренировочных сеансов с учетом величины и направленности воздействия на организм спортсменов, последовательности выполнения и степени включения различных мышечных групп (табл. 2).

Таблица 2

Наиболее эффективные сочетания ближайших тренировочных сеансов различной направленности____________

Направленность тренировочных сеансов и последовательность их выполнения

Взрывная сила («короткие прыжки», штанга,

прыжки в глубину)

Общая выносливость (бег, игры, плавание)

-» Скоростно-силовая выносливость («длинные» прыжки)

—> Специальная выносливость (лактатный механизм)

Локальная мышечная выносливость (имитационные упражнения) <н> Максимальная сила (упражнения со штангой)

-> Технико-тактическая подготовка на льду (аэробно-анаэробный механизм)________________________________________________________

Окончание табл. 2

Максимальная сила (штанга, прыжки в глубину) -> Общая выносливость (бег, игры, плавание) -> Скоростно-силовая выносливость («длинные» прыжки) -* Специальная выносливость (лактатный механизм) —> Локальная мышечная выносливость (имитационные упражнения) -» Технико-тактическая подготовка на льду (аэробно-анаэробный механизм)

Специальная выносливость (алактатный механизм и бег на коньках, бег и прыжки) -> Общая выносливость (бег, игры, плавание) -> Специальная выносливость (лактатный механизм) -> Локальная мышечная выносливость (имитационные упражнения) -» Технико-тактическая подготовка на льду (аэробно-анаэробный механизм) -* Силовая выносливость (круговая тренировка с преимущественным воздействием на мышцы туловища и верхнего плечевого пояса)

Специальная выносливость (бег и бег на коньках) —» Общая выносливость (бег, игры, плавание) -> Локальная мышечная выносливость (имитационные упражнения) Технико-тактическая подготовка на льду (аэробно-анаэробный механизм)

Скоростно-силовая выносливость («длинные» -» Общая выносливость (бег, игры, плавание) -> Локальная мышечная выносливость (имитационные упражнения)

прыжки) -> Технико-тактическая подготовка на льду (аэробно-анаэробный механизм)

Силовая выносливость (круговая тренировка с приемущественным воздействием на мышцы -» Общая выносливость (бег, игры) <-» Локальная мышечная выносливость (имитационные упражнения с преимущественным воздействием на мышцы ног)

туловища и верхнего плечевого пояса)

Силовая выносливость (круговая тренировка с воздействием на основные -» Общая выносливость (плавание)

мышцы тела)

<-» сочетания эффективны при выполнении в любой последовательности; -> сочетания эффективны только в данной последовательности.

Данные сочетания тренировочных сеансов составили основное содержание физической подготовки в наиболее «нагрузочных» мезоциклах подготовительного периода. Продолжительность данных мезоциклов составляет 12-13 недель, каждого микроцикла 5-8 дней. Длительность и направленность, структура, содержание каждого мезоцикла обусловлены фазовостью адаптационного процесса (при выполнении тренировочных программ конкретного мезоцикла проявляется острая, переходная и стабильная фазы адаптации), а в целом «наїрузочного» этапа (базовый общеподготовительный, развивающий специализированный и предсоревновательный мезоцшслы) - закономерностями реализации текущего адаптационного резерва. В последнем случае определена оптимальная продолжительность этапа подготовки, ограниченного серией из трех «одномоментных порций» (отдельный мезоцикл) непрерывных тренирующих воздействий, разделенных реабилитационными интервалами, предусматривающих полноценную реализацию текущего адаптационного резерва организма спортсменов [5].

В нашем случае подготовительный период включал восстановительно-подготовительный и реабилитационно-восстановительный мезоциклы. Рациональное построение и реализация последних обеспечивают полноценное психическое и физическое восстановление, лечение и профилактику травм и заболеваний, поддержание достаточной физической дееспособности. При этом максимально уменьшаются отрицательные последствия деадаптации после высоких нагрузок предыдущего годичного цикла и формируются приспособительные перестройки, препятствующие явлению пере-адаптации при включении нагрузок последующих мезоциклов. На наш взгляд, в этой форме восстановительно-подготовительный и реабилитационно-восстановительный мезоциклы органично вписываются в структуру подготовительного периода и решают одну из основных задач - подготовку организма спортсменов к выполнению высоких тренировочных и соревновательных нагрузок.

Эффективность предложенных и реализованных программ наиболее нагрузочных мезоциклов

подготовительного периода целесообразно оценивать с учетом:

1) исходного состояния хоккеистов при включении нагрузок данных мезоциклов;

2) преимущественной направленности тренировочного процесса в конкретном мезоцикле;

3) удельного веса и специфичности средств физической подготовки;

4) фазовости развития адаптационного процесса.

К отличительным чертам базового общеподготовительного мезоцикла следует отнести достаточно высокое исходное функциональное и психическое состояние, уровень физической работоспособности после реализации программ восстановительно-поддерживающего и реабили-тационно-восстановительных мезоциклов; применение в основном комплексно-параллельной формы организации тренировочных нагрузок, обеспечивающей совершенствование ведущих двигательных качеств и способностей; высокий удельный вес средств физической подготовки, с использованием главным образом общеразвивающих и специально-подготовительных упражнений, выполняемых преимущественно в аэробном и аэробно-анаэробном (смешанном) режимах энергообеспечения; восстановление индивидуальных технико-такти-ческих действия на льду; полноценную реализацию текущего адаптационного резерва с преодолением острой, переходной и выходом на стабилизационную фазу.

Развивающий специализированный мезо-цикл характеризовался достаточно высоким исходным уровнем функционального состояния и физической подготовленности после выполнения нагрузок предыдущего мезоцикла; преимущественно сопряженно-последовательной формы организации тренировочного процесса, обеспечивающей концентрированное воздействие силовыми нагрузками с основной направленностью на развитие максимальной и взрывной силы, скоростно-силовой выносливости, сопряжение нагрузок различной направленности, развивающих

специальную выносливость; совершенствованием индивидуальных, звеньевых и командных технико-тактических действий на льду с проведением ряда контрольных и товарищеских игр; полноценной реализацией текущего адаптационного резерва с прохождением острой, переходной и стабилизационной фазы приспособления к высоким специфическим нагрузкам; изменением программы тестирования с учетом специфики выполняемых нагрузок и включением контрольных упражнений на льду.

Предсоревновательный мезоцикл проводился в условиях ледовой и безледовой подготовки. К наиболее характерным чертам данного этапа относились: преимущественное совершенствование

индивидуальных, звеньевых и командных технико-тактических действий на льду с проведением значительного числа контрольных и товарищеских игр; моделирование отдельных компонентов специфической активности игровой деятельности хоккеистов; концентрированное включение нагрузок с преимущественной направленностью на развитие взрывной силы (с применением ударного метода) и специальной выносливости; восстановление функционального состояния организма спортсмена после нагрузок подготовительного периода, «подводка» к оптимальному состоянию к началу официальных игр (в сентябре) с оценкой достигнутого уровня подготовленности и состояния здоровья (тестирование и диспансеризация). При этом использовались как комплексно-параллельный, так и сопряженно-последовательный способы организации задаваемых нагрузок, обеспечившие реализацию текущего адаптационного резерва организма спортсменов через формирование острой, переходной и стабилизационной фаз адаптации.

Выполнение программы физической подготовки инициировало следующее изменение функциональной и двигательной активности в течение подготовительного периода у высококвалифицированных хоккеистов (игроки команд высшей лиги РФ) (табл. 3).

Таблица 3

Динамика показателей физической и функциональной подготовленности

Показатели Подготовительный период Разли- чия

Начало Окончание

1. Рост, см 180,3 ± 1,2 180,4± 1,2 —

2. Вес, кг 84,7 ± 1,6 84,0 ±1,2 —

3. Весо-ростовой индекс (Кетле), г/см 469,8 ±5,0 465,6 ±3,0 -

4. ЖЕЛ, мл 5012,0 ±36,0 5372,0 ± 30,0 <0,05

5. Жизненный индекс, мл/кг 59,2 ± 2,0 64,0 ±2,0 <0,05

6. ЧСС в покое, уд/мин 62,2 ± 1,2 55,3 ± 1,2 <0,01

7. Тест Р\УСпо, кгм/мин/кг 20,4 ±1,3 24,1 ± 1,1 <0,01

8. Бег 30 м, с 4,3 ±0,1 4,2 ±0,02 <0,05

9. Бег 400 м, с 63,9±2,1 60,0 ±2,0 <0,05

10. Бег 3000 м, с 809,7±6,1 776,3 ± 5,4 <0,05

11. Прыжок в длину с места, см 234,0 ±2,0 252,0 ±2,0 <0,01

12. Пятерной прыжок с ноги на ногу, см 1169,0 ±5,0 1239,0 ±4,0 <0,01

Окончание табл. 3

13. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 20 с, 26,2 ±1,3 33,4 ± 0,9 <0,05

кол-во раз

14. Сгибание и разгибание туловища на наклонной 31,7 ±0,9 36,2 ± 0,8 <0,01

доске за 30 с, кол-во раз

15. Приседание со штангой собственного веса 6,8 ± 0,3 8,9 ± 0,2 <0,01

за 10 с, кол-во раз

16. Рывок штанги 30 кг за 10 с, кол-во раз 5,3 ±0,1 7,3 ±0,1 <0,01

17. Бег на коньках 4х «от синей линии до синей 14,2 ± 0,23 12,1 ± 0,2 <0,01

линии», с

18. Бег на коньках 5 х 54 м, с 42,1 ± 0,56 39,1 ± 0,4 <0,01

Проведенные исследования подтвердили результативность предложенных программы и методики физической подготовки хоккеистов высокой квалификации в подготовительном периоде. Последнее нашло отражение в достоверном повышении в течение данного периода основных двигательных качеств и способностей (общая, специальная, силовая и скоростно-силовая выносливость, максимальная и взрывная сила), морфофункциональных возможностей (мышечная, сердечно-сосудистая и дыхательная системы) и отсутствии явлений переутомления и перенапряжения организма спортсменов. Положительный эффект наблюдался (сохранялся) и в соревновательном периоде при условии рационально организованной физической подготовки в межигровых циклах и промежуточных этапах. Разработанный вариант программно-методического обеспечения физической подготовки продемонстрировал преимущество по сравнению с общепринятой программой и методикой по уровню развития ведущих двигательных качеств и способностей, повышению морфофункциональных возможностей и резервов здоровья хоккеистов высокой квалификации.

Проведенные исследования подтвердили результативность предложенных программы и методики физической подготовки хоккеистов высокой квалификации в подготовительном периоде. Последнее нашло отражение в достоверном повышении в течение данного периода основных двигательных качеств и способностей (общая, специальная, силовая и скоростно-силовая выносливость, максимальная и взрывная сила), морфофункциональных возможностей (мышечная, сердечно-сосудистая и дыхательная системы) и отсутствии явлений переутомления и перенапряжения организма спортсменов. Положительный эффект наблюдался (сохранялся) и в соревновательном периоде при условии рационально организованной физической подготовки в межигровых циклах и промежуточных этапах. Разработанный вариант программно-методического обеспечения физической подготовки продемонстрировал преимущество по сравнению с общепринятой программой и методикой по уровню

развития ведущих двигательных качеств и способностей, повышению морфофункциональных возможностей и резервов здоровья хоккеистов высокой квалификации.

Литература

1. Бондарчук А.П. Объем тренировочных нагрузок и длительность цикла развития спортивной формы / А.П. Бондарчук // Теория и практика физической культуры. - 1989. - М 8. -С. 18-19.

2. Верхошанский Ю.В. Горизонты научной теории и методология спортивной тренировки / Ю.В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. -1998. -№7.-С. 41-54.

3. Верхошанский Ю.В. На пути к научной

теории и методологии спортивной тренировки /Ю.В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. - 1998. — Из 2. -

С. 21-26, 39-42.

4. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки / Ю.В. Верхошанский. -М.: Физкультура и спорт, 1988. - 330 с.

5. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1985.-175 с.

6. Климин В.П. Управление подготовкой хоккеистов / В.П. Климин, В.И .Колосков. - М.: Физкультура и спорт, 1982. -271 с.

7. Куликов Л.М. К развитию общей теории спортивной подготовки / Л.М. Куликов, В.В. Рыбаков // Теория и практика физической культуры. -1999.-№7. -С. 20-22.

8. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 1997. - 584 с.

9. Платонов В.Н. О «концепции периодизации спортивной тренировки» и развитие общей теории подготовки спортсменов / В.Н. Платонов // Теория и практика физической культуры. - 1998. -№ 8. - С. 23-26, 39-46.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Савин В.П. Теория и методика хоккея : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.П. Савин. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 400 с.

11. Твист Питер. Хоккей: теория и практи- JI.H. Овчаренко // Теория и практика физической

ка: пер. с англ. /Питер Твист: предисловие Павла культуры. -1998. -№10.- С. 40-41.

Буре. - М.: ACT: Астрель, 2006. - 288 с. 13. Tshiene Р. Die Priorität des biologiahen

12. Шустин Б.Н. «Время собирать камни...» / Aspekts in des Theorie des Trainings / P. Tshiene. -

Б.Н. Шустин, И.Ю. Радчич, КН. Преображенский, Liestungssport. - 1991. - Ns. 10. - P. 5-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.