Особенности методики специальной силовой подготовки квалифицированных
девушек-спринтеров на этапе спортивного совершенствования Панова О. С.1, Юдин А. С.2
1 Панова Ольга Сергеевна /Panova Olga Sergeevna - кандидат педагогических наук, старший преподаватель, мастер
спорта России;
2Юдин Анатолий Сергеевич / Yudin Anatolij Sergeevich - кандидат педагогических наук, доцент, тренер высшей
категории,
кафедра теории и методики легкой атлетики,
Волгоградская государственная академия физической культуры, г. Волгоград
Аннотация: данная статья посвящена изучению проблемы совершенствования специальной силовой подготовки спринтеров. В статье разработана и экспериментально обоснована эффективность методики развития специальной силовой подготовки квалифицированных девушек-спринтеров на основе концентрации блоков основных средств специальной силовой подготовки на определенных периодах годичного тренировочного цикла.
Abstract: this article deals with the problem of improving the special strength training sprinters. The paper has been developed and experimentally proved the effectiveness of the methodology of special strength training of qualified female sprinters on the basis of concentration units, plant and equipment of special strength training for a certain period of one year training cycle.
Ключевые слова: легкая атлетика, девушки-спринтеры, специальная силовая подготовка.
Keywords: athletics, girls sprinters, special power training.
Актуальность исследования
В настоящее время спорт высших достижений все больше приобретает черты профессионального. Необходимость участия спортсменов в большом количестве коммерческих стартов, чемпионатах Мира, Европы, Олимпийских играх требуют от спортсменов постоянного нахождения в хорошей спортивной форме. Все это заставляет тренеров искать новые подходы к планированию учебно -тренировочных нагрузок в круглогодичной подготовке.
Современные исследования в области теории и практики спорта показывают, что дальнейшее совершенствование процесса подготовки должно быть связано с его эффективной организацией в различных мезоциклах круглогодичной тренировки [1, 4, 6, 8].
В настоящее время одним их действенных вариантов организации тренировочной нагрузки в годичном цикле подготовки признается подход, связанный с концентрацией, сосредоточением тренировочных нагрузок различной преимущественной направленности на определенных этапах [3, 6, 7, 9].
Такая форма организации тренировочного процесса предъявляет новые требования к построению мезоцикла, где необходимо рационально распределить по микроциклам объем тренировочной нагрузки при оптимальном объединении этих микроциклов в единую систему с учетом квалификации спортсменов и периода подготовки.
Оптимизацию специализированной подготовки на современном этапе развития легкой атлетики специалисты считают чрезвычайно важной проблемой, определяющей эффективность системы спортивной подготовки.
Анализ научно-методической литературы показал, что в совершенствовании системы спортивной подготовки скоростно-силовых видах легкой атлетики есть значительные резервы, а имеющаяся информация не является исчерпывающей. При современном развитии спорта успех подготовки квалифицированных спринтеров во многом зависит от того, насколько правильно тренеры планируют спортивную тренировку в целом и в частности, насколько адекватно применяют имеющиеся технологии и совокупные методики развития физических качеств и технического мастерства.
Для спринтера силовая подготовка играет важнейшую роль на протяжении различных периодов годичного макроцикла на этапе спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
Данные теории и практики спринтерского бега свидетельствуют о том, что среди специалистов нет единой точки зрения по поводу определения оптимального объема, интенсивности нагрузки и наиболее эффективных средств силовой и скоростно-силовой подготовки в годичном цикле. Дискуссии в научно -методической литературе и среди специалистов послужили к принятию решения провести нами собственное исследование.
Результаты исследования
Главной целью подготовки бегунов на короткие дистанции на этапе спортивного совершенствования является достижение наивысшей спортивной формы и поддержание ее длительное время. В этой связи
процесс тренировки спринтеров характеризуется следующим: круглогодичная тренировка имеет двухцикловое или трехцикловое планирование, соответственно с двумя, тремя подготовительными и соревновательными периодами, продолжительность которых достигает 6-6,5 месяца; увеличивается количество стартов; объем и интенсивность упражнений достигают индивидуально предельных значений; организацию и управление тренировочного процесса осуществляют с использованием модельных характеристик соревновательной деятельности, специальной технической и физической подготовленности, моделей тренировочных нагрузок с заранее известным действием и комплексным контролем и применение восстановительных мероприятий [4].
При построении тренировочного процесса женщин следует находить такую рациональную форму организации структурных объединений, где каждая из характеристик, которые преимущественно определяют качественную и количественную меру воздействия тренировочной нагрузки на организм спортсменки - ее содержание, объем и организация, была строго согласована с циклическими изменениями в организме женщин, которые находят отражение в психологическом состоянии, уровне работоспособности и проявлении двигательных качеств в каждую фазу ОМЦ [2].
На этапе спортивного совершенствования большую роль приобретает рациональное распределение тренировочных нагрузок по мезо- и микроциклам.
Важным моментом для развития силы у спринтеров, является развитие быстрой силы или взрывной силы. Быстрая сила, которая проявляется в скоростно -силовых циклических движениях, характеризуется повторными напряжениями, которые разделяет фаза расслабления работающих мышц. В зависимости от характера специализируемого упражнения эффект быстрой силы в данном случае может определяться способностью нервно-мышечного аппарата к длительному сохранению качественных характеристик силы при том или ином темпе работы. Таким образом, в развитии быстрой силы в скоростно -силовых циклических упражнениях важнейшее значение приобретает оптимальный вес отягощения, темп движения и длительность работы. Вес отягощения и темп движения связаны обратно пропорциональной зависимостью, увеличение отягощения приводит к снижению темпа и быстрому развитию утомления. Поэтому следует не только индивидуально варьировать вес отягощения, но и учитывать структуру упражнения, его характер, оптимальный темп выполнения. При этом необходимо иметь в виду, что быстрота движений уменьшается при длительной тренировке в замедленном темпе и увеличивается при тренировке в оптимально быстром темпе. Критерием должна служить способность к правильному выполнению полного цикла движений, включающего требуемое напряжение и расслабление мышц. Причем темп движений должен постепенно увеличиваться, приближаясь к темпу специализируемого упражнения и даже превышая его, а время работы должно удлиняться [5].
Для развития силы используют следующие методы: повторный метод, метод «до отказа», метод больших усилий, метод максимальных усилий, метод переменных усилий, интервальный метод, круговой метод, метод прогрессивно-возрастающих сопротивлений.
В силовой подготовке используются средства: упражнения с отягощениями (вес предметов, противодействие партнера), упражнения с использованием сопротивления внешней среды, упражнения с использованием сопротивления упругих предметов, упражнения с отягощением, равным весу собственного тела.
При выборе упражнений специальной силовой подготовки, которых в тренировочном арсенале спринтера огромное множество, необходимо руководствоваться следующими критериями:
— амплитуда и направление движения являются ведущими критериями, позволяющими выбирать силовое упражнение, мало отличающееся от соревновательного или его отдельных элементов;
— акцентируемый участок, в котором наиболее активно проявляются мышечные усилия, приходящиеся, как правило, на начало движения;
— величина динамического усилия предполагает соответствие количественных характеристик движения соревновательному упражнению, как по максимуму проявления силы, так и по средней величине;
— режим работы мышц определяет методы развития силы, которые подразделяются на методы развития абсолютной, быстрой, взрывной силы и реактивной способности и силовой выносливости [1].
Для разработки методики специальной силовой подготовки важно учитывать, что тренирующий эффект возникает в результате систематического повторения комплекса средств, содержащееся в нем суммарное специфическое воздействие на организм спортсмена понимается как тренировочная нагрузка. Существенными характеристиками тренировочной нагрузки являются: ее результат (качество и количество достигнутого уровня специальной работоспособности спортсмена), состав или содержание (комплекс применяемых средств), структура (соотношение средств во времени и между собой), объем (мера количественной оценки тренировочной работы) и интенсивность (мера напряженности тренировочной работы). Состав и структуру, объем и интенсивность следует рассматривать в качестве основных параметров управления тренировочной нагрузкой, результирующий эффект как целевую функцию управления, а отношение объема нагрузки к достигнутому тренировочному эффекту как критерий эффективности управления тренировочным процессом. Отсюда вытекает основная задача управления тренировочной нагрузкой, которая заключается в достижении высокого тренировочного
эффекта за счет рациональной организации состава и структуры нагрузки при ее оптимальном объеме и интенсивности.
Следует отметить еще одно обстоятельство. Если применяемые средства не обладают достаточным тренирующим эффектом, то фактором, способным стимулировать дальнейший рост специальной работоспособности, становится не столько объем тренировочной работы, сколько специализируемое упражнение, и только в том случае, если оно выполняется в условиях тренировки на уровне рекордных для данного атлета показателей. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что выполнение в условиях тренировки специализируемого упражнения в полную силу следует рассматривать как прогрессивную тенденцию в методике подготовки высококвалифицированных спортсменов. Однако возведение этого частного методического приема в главную методическую идею, определяющую стратегию подготовки спортсменов, также нельзя признать правильной. Это означало бы не только отказ от тех принципов рационального построения тренировки, которые разработаны в ходе эволюции ее методики, но и возврат к примитивным исходным представлениям, с которых она начиналась [7].
Таким образом, проведенный анализ специальной литературы и беседы с компетентными специалистами позволяют утверждать, что в планировании учебно -тренировочных нагрузок спринтеров высокой квалификации наметились новые концептуальные подходы, связанные с концентрацией определенных нагрузок на различных мезоциклах круглогодичной тренировки. Данное обстоятельство позволяет подразделить тренировочные средства специальной силовой подготовки на группы, сформировать из них типовые программы в соответствии с характером преимущественного воздействия на организм, биоэнергетикой во время выполнения упражнения, педагогическим эффектом.
Изучив специальную литературу, мы не обнаружили конкретной методики специальной силовой подготовки для квалифицированных девушек-спринтеров, и на основе проанализированного материала, проведенных социологических опросов с ведущими тренерами Волгоградской области, а также на основе личного опыта работы мы приняли решение разработать и экспериментально обосновать методику развития специальной силовой подготовки квалифицированных девушек-спринтеров на основе концентрации блоков средств специальной силовой подготовки на определенных периодах годичного тренировочного цикла.
Перед началом эксперимента нами было обследовано 27 квалифицированных девушек -спринтеров в возрасте от 18 до 21 года. В результате проведенного тестирования было сформировано 2 однородные группы испытуемых по 8 человек в каждой: контрольная и экспериментальная. Тестирование проводилось по группе тестов, применяемых для спринтерских видов легкой атлетики, для определения специальной подготовленности спортсменок.
После тестирования спортсменок были проанализированы тренировочные дневники, выявлены результаты соревновательной деятельности в беге на 60, 100, 200 метров.
Анализ результатов тестирования и изучения дневников спортсменок позволяет заключить, что до проведения эксперимента статистически достоверных различий результатов не было выявлено.
После проведенных контрольных замеров девушки экспериментальной группы применяли в тренировочном процессе разработанную нами методику.
Экспериментальное обоснование методики специальной силовой подготовки
В результате проведенных исследований нами были выявлены основные средства специальной силовой подготовки, применяемые на различных периодах годичного цикла, которые были сформированы в комплексы (блоки) по различной преимущественной направленности в зависимости от их объема, интенсивности и тренирующего эффекта и вписаны в мезоциклы подготовки. Продолжительность каждого мезоцикла подготовки в осеннее-зимнем периоде подготовки 3 недели, после мезоцикла следует 1 неделя активного отдыха (восстановительный микроцикл), в котором не применяются средства специальной силовой подготовки. Во втягивающем мезоцикле мы использовали следующие средства специальной силовой подготовки: специально-прыжковые упражнения (СПУ) выполняемые на покрытиях дорожки различной жесткости; специально-беговые упражнения (СБУ) в гору; бег в гору 80-90% от максимума; приседания с отягощением (диск 10 кг) на прямых руках; ходьба выпадами с отягощением (диск 10 кг) на прямых руках; выпрыгивание из полного приседа с отягощением (гантель 10 кг) ; подъем согнутого колена с отягощением (диск 10 кг); связка «рывок штанги - приседание со штангой на прямых руках».
Средства были сформированы в 2 группы и распределялись в мезоцикле подготовки следующим образом: каждый микроцикл тренировки состоит из 3 -х тренировочных дней (5 тренировочных занятий), в первом тренировочном дне каждого нового микроцикла, втягивающего мезоцикла подготовки применяется одна группа средств, во втором тренировочном дне - другая группа средств, после шести микроциклов следует седьмой, продолжительностью 6 дней, в котором не применяются средства специальной силовой подготовки. Микроциклы строились следующим образом: первый микроцикл -втягивающий, второй, третий, пятый, шестой - ударные микроциклы, четвертый - седьмой микроцикл -восстановительный. Основными задачами блока (модуля) концентрированной специальной силовой
направленности втягивающего мезоцикла являются: адаптация основных мышечных групп к предстоящей тренировочной нагрузке, а также увеличение специальной силовой выносливости.
В базовом мезоцикле подготовки мы использовали следующие тренировочные средства специальной силовой подготовки: приседания со штангой на груди (плечах); пружинящие покачивания в разножке; становая тяга; вставание на плинт высотой 0,4 м; прыжки с ноги на ногу с локальными отягощениями; специально-беговые упражнения (СБУ) с локальными отягощениями; бег с отягощением (тележка) 10 кг.
Основными задачами базового микроцикла являются: увеличение абсолютной силы, улучшение внутримышечной и межмышечной координации, и параллельно дальнейшее увеличение специальной силовой выносливости. Микроциклы формируются таким же образом, как и в предыдущем мезоцикле подготовки.
В контрольно-подготовительном мезоцикле мы использовали следующие средства специальной силовой подготовки: приседание на одной ноге до угла 900 со штангой на груди; взятие штанги на грудь; ходьба выпадами со штангой на груди; вставание на плинт высотой 0,4 м; СБУ с локальными отягощениями; бег с отягощением (тележка) 7,5 кг; прыжки с ноги на ногу с локальными отягощениями; бег с локальными отягощениями 85-90% от максимума
В контрольно-подготовительном мезоцикле осуществляется переход к более интенсивным упражнениям, основная задача этого цикла подготовки - развитие быстрой, взрывной силы, и дальнейшее повышение специальной силовой выносливости. Тренировочные средства формируются в две группы разнонаправленных средств и применяются в разные дни микроцикла. Микроциклы строятся таким же образом, как и в предыдущем мезоцикле подготовки.
В предсоревновательном мезоцикле все средства специальной силовой подготовки выполняются в быстром темпе. Основной задачей подготовки является повышение быстрой и взрывной силы. На данном этапе подготовки мы использовали следующие средства специальной силовой подготовки: полуприсед на одной ноге со штангой; рывок штанги; выпрыгивания из полуприседа со штангой; прыжки с ноги на ногу с локальными отягощениями; СБУ с локальными отягощениями; приседания со штангой «быстро» (вес отягощения - 50% от веса тела);
В соревновательном периоде основной задачей является поддержание специальной силовой подготовленности, соответственно демонстрация максимально возможной спортивной формы, и поддержание ее на высоком уровне на протяжении всего соревновательного периода. Максимально возможный спортивный результат планируется в главном старте сезона. В этом периоде используются упражнения для поддержания специальной силовой подготовленности на высоком уровне, не допускаются выполнение основных средств специальной силовой подготовки в медленном темпе. Следует применять 1-2 тренировки, направленных на поддержание специальной силовой подготовленности.
В весеннее-летнем подготовительном периоде состав средств специальной силовой подготовки не изменился, возросла интенсивность средств. Длительность мезоциклов сократилась до 2 недель, затем 1 неделя активного отдыха (восстановительный микроцикл), в которой не применяются средства специальной силовой подготовки, это необходимо для образования долговременных адаптационных перестроек в организме спортсменок. Микроциклы строились следующим образом: первый микроцикл в каждом мезоцикле - втягивающий, второй, третий, четвертый - ударные, пятый - восстановительный. Длительность первых четырех микроциклов составила 3 тренировочных дня, пятого - шесть дней. Всего использовалось 17 средств специальной силовой подготовки, в каждом последующем мезоцикле применялись более интенсивные средства подготовки.
В годичном цикле подготовки было проведено 95 тренировочных занятий, в которые были включены средства специальной силовой подготовки. В осенне-зимнем периоде подготовки было 56 тренировок, а в весенне-летнем - 39 тренировок.
Таким образом, следует заключить, что в годичном цикле подготовки спортсменки экспериментальной группы освоили значительный объем нагрузки в таких упражнениях с отягощениями, как приседания со штангой на груди (плечах) - 33,07 т, в упражнении вставание на плинт - 33,6 т. В упражнениях: полуприсед на одной ноге со штангой на плечах освоили 20,88 т, выпрыгивание из полуприседа со штангой на плечах - 25,36 т, приседание до угла 900 на одной ноге со штангой на груди - 18,46 т, рывок штанги - 16,68 т. В таких упражнениях, как пружинящие покачивания в разножке со штангой, тяга становая, ходьба выпадами, взятие штанги на грудь спортсменками экспериментальной группы были освоены соответственно 15,1, 13,2, 13,24, 9,52 т. В упражнениях: приседание со штангой «быстро» (вес отягощения 50% от веса тела), связка «рывок - приседание со штангой на прямых руках», подъем колена с отягощением, были освоены соответственно 2,8, 6, 1,8 т. Значительный объем был освоен спортсменками в таких упражнениях, как СБУ в гору (или с локальными отягощениями (0,5 кг) на голеностопных и лучезапястных суставах), СПУ на песке, опилках, «мягкой дорожке» (или с локальными отягощениями (0,5 кг) на голеностопных и лучезапястных суставах), 32, 16 км и 31,36 км соответственно. В таких средствах, как бег в гору 80-90% от максимума (бег с отягощением, телегой), бег 80-90% с локальными отягощениями, были освоены 11 и 6 км соответственно.
После окончания эксперимента нами были проведены повторные тестирования результатов и изучены дневники спортсменок контрольной и экспериментальной групп.
Средний результат у девушек-спринтеров экспериментальной группы в беге на 30 метров с высоко старта составил 3,36 ± 0,07 сек, прирост 6,15%, а у спортсменок контрольной группы средний результат равен 3,5 ± 0,04 сек, прирост 3,31%. В беге на 30 метров с ходу у спортсменок экспериментальной группы средний результат равен 3,1 ± 0,04 сек, прирост составил 6,65%. У представительниц контрольной группы в этом упражнении средний результат равен 3,24 ± 0,048 сек, прирост 1,22%. В беге на 60 метров с высокого старта у представительниц экспериментальной и контрольной групп средние показатели достоверно не изменились, тем не менее, прирост у спортсменок экспериментальной группы составил 1,97%, а у представительниц контрольной группы 1,13%. В беге на 150 метров спортсменки экспериментальной группы в среднем показали 17,74 ± 0,15 сек, прирост 3,65%, у спортсменок контрольной группы средний результат 18,1 ± 0,2 сек, который улучшился на 0,72%. В беге на 300 метров у спортсменок экспериментальной группы средний результат улучшился на 0,96 сек, что составляет 2,43%, а у представительниц контрольной группы средний результат достоверно не изменился, прирост составил 0,13%. В прыжках тройным и десятикратном с места у спортсменок экспериментальной группы наблюдается тенденция к улучшению результатов, средний результат в прыжках тройным с места составил 8,12 ± 0,09 м, прирост 6,42%, в десятикратном прыжке с места 28,78 ± 0,32 м, прирост 7,29%. У спортсменок контрольной группы в этих двух тестовых показателях результаты достоверно не изменились. Средний показатель представительниц экспериментальной группы броска ядра снизу вперед составил 14,73 ± 0,12 м, прирост 4,74%. Средний показатель времени преодоления 60 метров многоскоками у спортсменок экспериментальной группы составил 7,84 ± 0,05 сек, прирост 2,97%, результаты по сравнению с показателями до эксперимента достоверно изменились. У спортсменок контрольной группы по двум последним тестируемым упражнениям наблюдается тенденция к ухудшению результатов, по сравнению с показанными до эксперимента. В бросках ядра снизу вперед средний показатель представительниц экспериментальной группы броска ядра снизу вперед составил 14,73 ± 0,12м, прирост 4,74%, а показатель представительниц контрольной группы ухудшился на 0,48%.
Таким образом, после проведения статистической обработки результатов тестирования спортсменок контрольной и экспериментальной групп после эксперимента мы установили, что результаты спортсменок экспериментальной группы достоверно изменились в следующих тестах: бег на 30 метров с ходу и с высокого старта, бег 150 и 300 метров с высокого старта, а также в прыжках тройным и десятикратным с места, и в бросках ядра снизу вперед. Приведенные данные свидетельствуют о том, что разработанная нами методика специальной силовой подготовки эффективна и положительно влияет на динамику специальной подготовленности спортсменок.
Анализируя средние результаты спортсменок в беге на 60, 100, 200 метров (каждая спортсменка участвовала не менее чем в 6 стартах на каждой дистанции), фиксируемые на соревнованиях при помощи автохронометража, мы пришли к выводу, что разработанная нами методика специальной силовой подготовки положительно влияет на динамику соревновательных результатов, а также основные средства специальной силовой подготовки, используемые в соревновательном периоде подготовки позволяют демонстрировать стабильный результат на протяжении всего соревновательного периода, причем личные рекорды спортсменки демонстрируют, участвуя в главном старте сезона (Чемпионат России). У спортсменок контрольной группы наблюдается низкий прирост результатов в соревновательных дисциплинах, а также падение результатов к концу соревновательного периода.
Таким образом, следует заключить, что у спортсменок экспериментальной группы средний результат в беге на 60 м улучшился на 3,5% и составил 7,54 ± 0,07 сек. В беге на 100 м средний результат улучшился на 2,7 % и составил 12,02 ± 0,07 сек. В беге на 200 метров спортсменки экспериментальной группы в среднем показали 24,3 ± 0,12 сек, прирост 3,1%. После проведения статистической обработки материалов, определения достоверности результатов исследования по t -критерию Стьюдента на уровне значимости а=0,05, мы выявили, что все результаты достоверно различны по отношению к среднему результату, показанному спортсменками до эксперимента. У спортсменок контрольной группы результаты достоверно не изменились, в беге на 100 метров наблюдается снижение результатов.
Таким образом, можно заключить после проведенного эксперимента: результаты спортсменок контрольной и экспериментальной групп в соревновательных дисциплинах 60, 100, 200 метров достоверно различны, что свидетельствует об эффективности разработанной нами методики специальной силовой подготовки, а также положительном ее влиянии на динамику спортивных результатов у квалифицированных девушек-спринтеров.
Выводы
Таким образом, после проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
— анализ научно-методической литературы, а также беседы с компетентными специалистами позволили выявить ведущую роль специальной силовой подготовки в тренировочном процессе спринтеров на этапе спортивного совершенствования, а также высшего спортивного мастерства;
— выявлено 17 основных средств специальной силовой подготовки, которые были сформированы в блоки концентрированной специальной силовой направленности, в зависимости от воздействия на определенные стороны специальной силовой подготовки (специальная силовая выносливость, абсолютная сила, быстрая, «взрывная» сила), на различных периодах полугодичного и годичного циклов подготовки;
— разработанная методика специальной силовой подготовки квалифицированных девушек -спринтеров на основе блоков концентрированной подготовки, была рациональным образом вписана в мезоциклы подготовки. В базовом мезоцикле основное внимание уделяется развитию абсолютной силы, в контрольно-подготовительном - силовой выносливости, в предсоревновательном - быстрой «взрывной» силе. В каждом последующем мезоцикле интенсивность блоков упражнений возрастает;
— выявлено положительное влияние на динамику тестовых упражнений у спортсменок экспериментальной группы разработанной нами методики специальной силовой подготовки на основе блоков концентрированной подготовки. Достоверно изменились результаты следующих тестов: бег 30 метров с ходу и с высокого старта, бег 150, 300 метров с высокого старта, тройной, десятикратный прыжок с места, бросок ядра снизу вперед, преодоление 60 метров многоскоками. По сравнению с результатами контрольной группы достоверно изменились показатели следующих тестов: бег 30 метров с ходу и с высокого старта, бег 150, 300 метров с высокого старта, тройной, десятикратный прыжок с места, бросок ядра снизу вперед;
— разработанная методика оказывает положительное влияние на рост спортивных результатов. У представительниц экспериментальной группы наблюдается прирост в беге на 60, 100, 200 метров 3,5; 2,7; 3,1% соответственно.
Литература
1. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. -М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.
2. Врублевский Е.П. Управление тренировочным процессом женщин в скоростно-силовых видах легкой атлетики / Е.П. Врублевский // Теория и практика физической культуры. - 2003. № 6. - С. 2-5.
3. Левченко А.В. Специальная силовая подготовка спринтеров в годичном цикле / А.В. Левченко: Автореф. дис...канд. пед. наук. - М., 1986. - 19с.
4. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и система подготовки спортсменов. - К.: Олимпийская литература, 1999. - 318 с.
5. Мехрикадзе В.В. Тренировка спринтера / В.В. Мехрикадзе. - М.: Физкультура, образование, наука. 1997. - 162 с.
6. Мирзоев О.М. Анализ соревновательной деятельности элитных спринтеров, специализирующихся в беге на 100 и 200 метров / О.М. Мирзоев // Научный атлетический вестник. - 2001. Том 3, № 2. - С. 40-53.
7. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н.Г. Озолин. - М.: Издательство АСТ, 2002. -864 с.
8. Панова О.С. Целесообразные направления совершенствования организационных основ системы подготовки спортивного резерва российских легкоатлетов / О. С. Панова // European research. - 2015. № 1 (2). - С. 54-58
9. Панова О.С. Основные условия эффективного внедрения и содержание инновационной деятельности в системе подготовки высококвалифицированных легкоатлетов / О.С. Панова // Гуманитарные, социальноэкономические и общественные науки. - 2015. № 2. - С. 281-283.