Научная статья на тему 'Особенности развития скоростно-силовых качеств курсантов-женщин вузов МВД России'

Особенности развития скоростно-силовых качеств курсантов-женщин вузов МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1010
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / АНАЛИЗ / ЗАДАЧИ / КУРСАНТ / ЖЕНЩИНА / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ КАЧЕСТВА / ДИНАМИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ткаченко А. И., Воротник А. Н., Кандабар А. Н., Кулиничев⁴ А. Н.

В статье рассматриваются особенности и раскрываются проблемы профессиональной физической подготовки курсантов-женщин образовательных организаций системы МВД России, в частности развития у курсантов-женщин скоростно-силовых качеств. Представлена динамика показателей скоростно-силовой подготовленности курсантов-женщин экспериментальных групп как в начале, так и в конце эксперимента. Отмечены условия использования в тренировочном процессе комплекса специальных упражнений для развития скоростно-силовых качеств у курсантов-женщин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ткаченко А. И., Воротник А. Н., Кандабар А. Н., Кулиничев⁴ А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития скоростно-силовых качеств курсантов-женщин вузов МВД России»

УДК 796.01 (77.03.17)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ-ЖЕНЩИН ВУЗОВ МВД РОССИИ

© 2015 А. И. Ткаченко1, А. Н. Воротник2, А. Н. Кандабар3, А. Н. Кулиничев4

1канд. пед. наук,

доцент кафедры физической подготовки e-mail: [email protected] Преподаватель кафедры физической подготовки e-mail: [email protected] Преподаватель кафедры физической подготовки e-mail: [email protected]

4 ст. преподаватель кафедры физической подготовки e-mail: [email protected]

Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина

В статье рассматриваются особенности и раскрываются проблемы

профессиональной физической подготовки курсантов-женщин образовательных

организаций системы МВД России, в частности развития у курсантов-женщин скоростносиловых качеств. Представлена динамика показателей скоростно-силовой

подготовленности курсантов-женщин экспериментальных групп как в начале, так и в конце эксперимента. Отмечены условия использования в тренировочном процессе комплекса специальных упражнений для развития скоростно-силовых качеств у курсантов-женщин.

Ключевые слова: физическая подготовка, анализ, задачи, курсант, женщина, физические качества, скоростно-силовые качества, динамика.

Специальная физическая подготовка сотрудника ОВД имеет целью развитие физических качеств, проявляемых при выполнении специфических действий, необходимых для оперативно-служебной деятельности, направленных на

преследование, единоборство и задержание правонарушителя. Особое внимание должно уделяться знанию боевых приёмов борьбы и умению применять их в условиях экстремальной обстановки, когда воспользоваться оружием не представляется возможным.

Особенное значение это имеет для сотрудников-женщин, количество которых за последние годы значительно увеличилось как в органах внутренних дел, так и в образовательных организациях системы МВД России. Женщины несут службу в различных подразделениях органов внутренних дел, и как мужчины, они входят в состав следственно-оперативной группы, выезжающей непосредственно на место происшествие. Следовательно, к ним предъявляются высокие требования профессиональной подготовленности, в том числе по физической подготовке.

В различных видах единоборств особое значение имеют силовая и скоростносиловая подготовленность [Алексеев, Кутергин, Славко 2009; Апальков, Горбатенко, Торопов 2013; Егизарян 1976; Закарьяев 1982; Платонов 1980; Чумаков 1996]. Способность проявлять значительные мышечные усилия в кратчайшее время позволяет единоборцу опережать противника в атаке, успешно выполнять комбинации, своевременно применять контрприемы, то есть становится результативной деятельностью. Другими словами, результат во многом определяется уровнем развития скоростно-силовых качеств.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

Анализ научно-методической литературы [Закарьяев 1982; Платонов 1980; Чумаков 1996] показал, что вопросы скоростно-силовой подготовки достаточно подробно описаны для мужчин. Что же касается подготовки женщин, то в доступной нам литературе таких данных крайне не достаточно. Поэтому разработка средств и методов воздействия на эти качества является чрезвычайно актуальной.

В.Н. Платонов считает, что проявление специальных скоростно-силовых качеств связано со спецификой избранного вида спорта. При этом структура двигательного действия определяет работу мышечных групп и амплитуду движения, а вид спорта -специфику и величину преодолеваемого сопротивления.

Характеризуя проявление скоростно-силовых качеств, В.В. Кузнецов отмечает, что в тех случаях, когда при преодолении сопротивления мышечное усилие приводит к максимальному (для данного упражнения) ускорению, проявляются скоростно-силовые качества [Кузнецов 1975]. При этом сила и скорость не достигают абсолютных величин, но всегда больше преодолеваемого сопротивления, а скорость - максимальная для данного упражнения.

В ряде исследований [Апальков, Горбатенко, Торопов 2013; Егизарян 1976; Ивлев 1980; Платонов 1980; Чумаков 1996] отмечается, что проявление скоростносиловых качеств зависит также и от способностей спортсмена к высокой концентрации нервно-мышечных усилий и мобилизации функциональных возможностей организма.

Практика спорта показывает, что физические упражнения характеризуются разной направленностью воздействия на состояние организма спортсмена. Поэтому и эффект развития скоростно-силовых качеств тесно связан с удельным весом применяемых методов в их комплексе.

На развитие скоростно-силовых качеств могут влиять самые различные упражнения регионального и глобального воздействия. Однако если речь идет о развитии качеств, специфических для того или иного вида спорта, то наиболее эффективными являются специально подобранные упражнения, которые близки по характеру нервно-мышечных усилий и структуре к движениям в избранном виде спорта. При этом можно направленно воздействовать на развитие специфических качеств и на совершенствование техники избранного вида спорта [Егизарян 1976; Ивлев 1980; Платонов 1980].

Это положение о необходимости подбора средств тренировки, исходя из двигательной специфики конкретного спортивного упражнения, явилось одним из ценнейших завоеваний методики спорта [Егизарян 1976; Закарьяев 1982; Кузнецов 1975; Чумаков 1996].

На основе анализа научно-методической литературы выявлены основные факторы, определяющие развитие скоростно-силовых способностей. Структура скоростно-силовых качеств включает в себя два компонента: силовой и скоростной.

В спортивной научно-методической литературе дается несколько определений мышечной силы как двигательного качества. По данным Ю.В. Верхошанского, понятие «сила» используется как одно из качественных характеристик произвольных движений человека, решающих двигательную задачу [Верхошанский 1977].

Проявление силы у человека взаимосвязано со многими морфологическими и функциональными особенностями его организма и зависит от физиологического поперечника мышцы, совершенствования координации движения, связанного с концентрацией усилий во времени, положения тела, а также от ряда других факторов.

Исследуя динамические характеристики силовых качеств, многие авторы считают, что сила мышц может быть определена по максимальному напряжению, которое она развивает в условиях изотермического сокращения. При этом В.М. Зациорский подразделяет виды силовых способностей на собственно силовые

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015.

№ 4 (36)

Ткаченко А. И., Воротник А. Н., Кандабар А. Н., Кулиничев А. Н. Особенности развития скоростно-силовых качеств курсантов-женщин вузов МВД России

(статическая сила) и скоростно-силовые (динамическая и амортизационная сила) [Зациорский 1982].

Характеризуя силовые способности человека, Ю.В. Верхошанский отмечает, что в основе реализации всего разнообразия спортивных движений спортсмена лежат две основные способности: взрывная сила и силовая выносливость [Верхошанский 1977].

В исследованиях С.Ф. Ионова показана высокая корреляционная зависимость между параметрами основной фазы броска и скоростно-силовыми проявлениями самбистов в отдельных положениях, сходных по структуре с этим броском [Ионов 1974]. Автор сделал заключение, что скоростно-силовая подготовленность спортсмена при выполнении технических действий в единоборстве имеет решающие значение.

Характеристика скоростного компонента выражается в способности выполнять движения быстро, что является одним из важнейших качеств спортсмена. В спортивной практике понятие «быстрота» включает в себя: собственно скорость движений, частоту их и быстроту двигательной реакции. Анализ литературы свидетельствует, что время реакции чаще всего не связано со скоростью движений, то есть спортсмен, обладающий быстрой реакцией, может действовать медленно, и наоборот.

Особое место в скоростно-силовой подготовке спортсменов занимают вопросы развития взрывной силы. Б.М. Рыбалко и другие показали, что путем активного влияния на ход спортивного совершенствования (при соответствующем планировании и подборе необходимых средств подготовки) можно добиться существенных положительных сдвигов в более короткие сроки [Рыбалко 1971]. Уже на начальных этапах тренировки необходимо использовать специальные упражнения, направленные на воспитание скоростно-силовых способностей, доля их в дальнейшем значительно увеличивается.

При подборе средств и методов силовой подготовки (с избирательным воздействием на способности к взрывным усилиям) следует уделять внимание соответствию основных параметров движений и динамики мышечных напряжений.

Для воспитания скоростно-силовых качеств рекомендуются методы:

непредельных усилий, ударный, максимальных усилий, вариативный, круговой и повторный, с числом повторений 3-5.

В качестве критерия уровня развития скоростно-силовых качеств могут служить контрольные тесты:

• бег на дистанции от 30 до 100 м;

• различные виды прыжков;

• приседания с партнером или со штангой на время;

• броски манекена или партнера на время;

• разнообразные, простые для выполнения общеподготовительные и специальные упражнения, повторяемые максимальное количество раз в жестком лимите времени.

Oсобенности женского организма требуют иной, чем для мужчин, организации тренировочного процесса. Как отмечает ЯМ. Коц, при сравнении показателей у женщин и мужчин следует прежде всего учитывать состав тела [Коц 1980, 1986]. Очень значительны различия. У мужчин мышечная масса составляет около 40 % веса тела (в среднем около 30 кг), а у женщин - около 30 % (в среднем около 18 кг). Таким образом, и по абсолютным, и по относительным показателям мышечная масса у женщин значительно меньше, чем у мужчин. Общее количество жировой ткани у женщин составляет в среднем около 25 %, а у мужчин - около 15 % от веса тела. В спортивной борьбе основная часть нагрузки связана с перемещениями массы собственного тела,

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

поэтому избыточное содержание жировой ткани в теле составляет дополнительную нагрузку.

Скоростно-силовые качества в определенной степени зависят от мышечной силы, особенно проявляемой при быстрых движениях. Если говорить о способности к росту мышечной силы (тренируемости) под влиянием направленной силовой тренировки, то у женщин она относительно меньше, чем у мужчин. Это различие наиболее заметно в период от 16 до 30 лет [Крефф, Канню 1986; Коц 1980, 1986].

Силовая же тренировка у женщин относительно больше влияет на уменьшение жировой ткани и меньше на вес тела и увеличение мышечной массы по сравнению с мужчинами.

В связи с вышеизложенным при разработке методики скоростно-силовой подготовки для курсантов-женщин нами был сделан акцент на развитие скоростносилового компонента. Поэтому, разрабатывая методику, мы исключили упражнения с максимальными (предельными) и околопредельными нагрузками и использовали в большей мере метод динамических усилий и ударный метод.

Для определения уровня развития скоростно-силовой подготовленности курсантов-девушек, участвующих в эксперименте мы провели контрольное тестирование на основе сформированных тестов.

Уровень развития скоростно-силовой подготовленности в экспериментальных группах нами определялся два раза: до эксперимента и после эксперимента (табл. 1, 2).

Таблица 1

Сравнительная характеристика результатов контрольных тестов курсантов-женщин экспериментальных групп до проведения эксперимента

№ п/п Контрольные тесты Контрольная группа (n = 10) Опытная группа (n = 10) Достоверность различий

Х1 ±s Х2 ±s Дасч. Р

1 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 15 с в максимальном темпе (кол-во раз) 17,0 ± 1,5 16,3 ± 2,2 0,83 > 0.05

2 Прыжок в длину с места (см) 182,6 ± 6,26 180,0 ± 6,70 0,90 > 0,05

3 Поднимание туловища из положения лежа на спине за 20 с в макс. темпе (кол-во раз) 18,1 ± 1,3 19,0 ± 1,5 0,72 > 0,05

4 10 приседаний с партнером равного веса в максимальном темпе (с) 10,3 ± 1,2 9,5 ± 0,9 1,68 > 0,05

5 Имитация защиты от захвата ног за 15 с в макимальном темпе (кол-во) 11,2 ± 1,4 11,7 ± 1,2 0,86 > 0,05

6 Броски подворотом за 10 сек в макс. темпе (кол-во раз) 5,4 ± 0,79 5,8 ± 0,45 1,39 > 0,05

Данные результатов развития скоростно-силовых способностей у курсантов-женщин вузов МВД России в начале эксперимента представлены в таблице 1. После статической обработки результатов тестов, проведенных до эксперимента, достоверных различий в показаниях экспериментальных групп выявлено не было (при уровне значимости Р>0,05). Следовательно, уровень скоростно-силовой подготовленности в экспериментальных группах до эксперимента был одинаков. Экспериментальные группы были подобраны равные по уровню развития скоростно-силовой подготовленности.

Динамика изменения показателей скоростно-силовых способностей у курсантов-женщин вузов МВД России экспериментальных групп после проведения эксперимента представлена в таблице 2.

Таблица 2

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 4 (36)

Ткаченко А. И., Воротник А. Н., Кандабар А. Н., Кулиничев А. Н. Особенности развития скоростно-силовых качеств курсантов-женщин вузов МВД России

Сравнительная характеристика результатов тестов курсантов-девушек экспериментальных групп после проведения эксперимента

№ п/п Контрольные тесты Контрольная группа (n = 10) Опытная группа (n = 10) Достоверность различий

Х1 ±0 Х2 ±о Дасч. Р

1 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 15 с в максимальном темпе (кол-во раз) 17,2 ± 1,1 18,4 ± 1,4 2,13 < 0,05

2 Прыжок в длину с места (см) 185,0 ± 6,70 195,0 ± 12,40 2,20 < 0,05

3 Поднимание туловища из положения лежа на спине за 20 с в макс. темпе (кол-во раз) 19,2 ± 1,5 20,6 ± 1,4 2,16 < 0,05

4 10 приседаний с партнером равного веса в максимальном темпе (с) 9,4 ± 0,7 8,3 ± 1,4 2,21 < 0,05

5 Имитация защиты от захвата ног за 15 с в максимальном темпе (кол-во) 11,6 ± 1,2 40 1+ О 40 2,33 < 0,05

6 Броски подворотом за 10 сек в максимальном темпе (кол-во раз) 5,5 ± 0,81 6,8 ± 0,39 2,19 < 0,05

После проведения педагогического эксперимента, в процесс которого были включены разработанные нами специальные комплексы физических упражнений, направленных на развитие и совершенствование скоростно-силовых способностей у курсантов-женщин образовательных организаций системы МВД России, произошли существенные сдвиги в развитии скоростно-силовых качеств, быстроты и мышечной силы. В результате статистической обработки результатов тестов, проведенных после эксперимента достоверность различий при уровне значимости (Р<0,05) была установлена в пользу опытной группы.

Арсенал специальных средств скоростно-силовой подготовки борцов достаточно широк, только их нужно правильно применять с учетом состояния организма курсантов-женщин (как на одном тренировочном занятии, так и на протяжении всего тренировочного цикла): с учетом их уровня подготовленности, а также

индивидуальных свойств организма. Для нашего экспериментального комплекса упражнений характерны следующие особенности: оптимальная интенсивность

нагрузки, небольшая продолжительность, оптимальные интервалы отдыха. Также соблюдалось условие, где при наступлении первых признаков утомления работа прекращалась.

В ходе тренировочного процесса нежелательно допускать как падение скорости, так и многократное повторение с одной и той же скоростью, что со временем приводит к скоростному барьеру. Данный комплекс лучше давать в начале тренировочного процесса на фоне оптимального состояния центральной нервной системы.

Таким образом, подводя итоги исследования, необходимо отметить положительную динамику сдвигов показателей скоростно-силовой подготовленности женщин опытной группы. Она свидетельствует о существенном улучшении нервномышечной координации у курсантов-женщин, о хорошей способности

концентрировать мышечные усилия в минимальное время.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

Библиографический список

Алексеев Н. А., Кутергин Н. Б., Славко А. Л. Влияние и взаимосвязь агрессивности борцов на адаптированность в спорте: сб. науч. тр. Харьков: ХГАДИ (ХАХАПИ), 2009. № 2. С. 67-73.

Апальков А. В., Горбатенко А. В., Торопов В. А. Влияние физической подготовки на физическое состояние сотрудников // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2013. №2. С. 33-36.

Верхошанский Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1977. 215 с.

Егизарян А. Д. Пути совершенствования специальной скоростно-силовой подготовленности юных борцов // Спортивная борьба: ежегодник. М., 1976. С. 38-42.

Закарьяев Ю. М. Методика развития и совершенствования скоростно-силовых качеств и выносливости у борцов // Спортивная борьба: ежегодник. М., 1982. С. 49-51.

Ивлев В. Г. Скоростно-силовая подготовка в борьбе. М.: Физкультура и спорт, 1980. 20 с.

Ионов С. Ф. Исследование методики совершенствования технических действий в борьбе самбо на основе специальной скоростно-силовой подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 1974. 21 с.

Крефф А. Ф., Канню М. Ф. Женщина и спорт. М.: Физкультура и спорт, 1986.

158 с.

Кузнецов В. В. Специальная силовая подготовка спортсмена. М.: Сов. Россия, 1975. 208 с.

Платонов В. Н. Современная спортивная тренировка. Киев, 1980. 336 с.

Рыбалко Б. М. Силовая подготовка борца. Мн., 1971. 96 с.

Спортивная метрология: учеб. для институтов физ. культуры / под ред. В.М. Зациорского. М.: Физкультура и спорт, 1982. 256 с.

Спортивная физиология: учебник для институтов физической культуры / под ред. Я.М. Коца. М.: Физкультура и спорт, 1986. 240 с.

Чумаков Е. М. Физическая подготовка борца: учеб. пособие. М.: РГАФК, 1996.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

108 с.

Физиологические особенности мышечной деятельности женщин-спортсменок: учеб. пособие для преподавателей и аспирантов / под ред. Я. М. Коца. М.: ГЦОЛИФК, 1980. 34 с.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 4 (36)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.