Научная статья на тему 'Развитие выносливости на занятиях по единоборствам в вузе'

Развитие выносливости на занятиях по единоборствам в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1216
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЭРОБНЫЙ / АНАЭРОБНЫЙ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ / КИСЛОРОД / УПРАЖНЕНИЯ / ПОДХОД / МЕТОД / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ФОРМА / СТУДЕНТ / СПОРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьменко Максим Александрович, Нуцалов Наур Магомеднабиевич, Поддубный Илья Алексеевич

В данной статье ставится задача описать методики по развитию аэробной, анаэробной и специальной выносливости. По результатам работы были изложены оптимальные способы достижения поставленной задачи несколькими способами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие выносливости на занятиях по единоборствам в вузе»

7. Дианов Н.Д. Эффективное совершенствование специальной выносливости борцов в процессе тренировки с дополнительным сопротивлением внешнему дыханию: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.Д. Дианов. М., 1977. 20 с.

8. Егизарян А.Д. Экспериментальное обоснование путей совершенствования скоростно-силовой подготовки юных борцов : автореф. дис. ... канд. пед. наук /

A.Д. Егизарян. М., 1973. 19 с.

9. Егизарян А.Д.Пути совершенствования специальной скоростно-силововй подготовленности юных борцов / А. Д. Егизарян // Спортивная борьба: ежегодник. М., 1976. С. 38-42.175

10. Закарьяев Ю.М. Методика развития и совершенствования скоростно-силовых качеств и выносливости у борцов / Ю.М. Закарьяев // Спортивная борьба: ежегодник. М., 1982. С. 49-51.

11. Кузнецов М.Б. К вопросу планирования тренировок при подготовке сборных команд образовательных организаций МВД России по самбо // М.Б. Кузнецов // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств : мат-лы XVII междунар. науч.-практ. конф., 10-11 июня 2015 г. Иркутск: ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России, 2015. С. 102-106.

12. Рыбалко Б.М. Особенности воспитания взрывной силы у борцов / Б.М. Рыбалко,

B.И. Рудницкий, А.В. Медведь // Спортивная борьба: ежегодник. М., 1972. С. 15-18.

РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЕДИНОБОРСТВАМ В ВУЗЕ

12 3

Кузьменко М.А. , Нуцалов Н.М. , Поддубный И.А.

1Кузьменко Максим Александрович - студент, факультет экономики и права;

2Нуцалов Наур Магомеднабиевич - мастер спорта России по рукопашному бою, тайскому боксу, старший преподаватель, кафедра физического воспитания;

3Поддубный Илья Алексеевич - студент, факультет экономики и права, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

Аннотация: в данной статье ставится задача описать методики по развитию аэробной, анаэробной и специальной выносливости. По результатам работы были изложены оптимальные способы достижения поставленной задачи несколькими способами.

Ключевые слова: аэробный, анаэробный, специальная выносливость, производительность, кислород, упражнения, подход, метод, здоровый образ жизни, физическая форма, студент, спорт.

В современное время уделяется много внимания развитию полезно важных качеств у спортсменов, в качестве качеств, которые необходимо развивать выделается выносливость. Развитие выносливости - это важная вещь для спортсменов. Цель данной работы - описать, как занятия единоборствами помогает в решении данного вопроса. Занятие единоборствами, как и любым видом спорта, способствует физическому воспитанию, а также улучшению здоровью и поддержанию физической формы.

Выносливость - это специфическая способность человеческого организма противостоять утомлению, которая характеризуется выполнением движений на протяжении определенного периода времени без снижения их темпа и эффективности.

Нервное и физическое утомление - это два фактора, которые снижают эффективность деятельности организма. Стоит отметить, развитие сердечнососудистой и дыхательной систем влияют на развитие выносливости. Для повышения выносливости организма необходима правильная работа сердца, а также нужно правильно дышать. Дыхательная система развивается путем правильных интенсивных тренировок.

Также необходимо учитывать аэробную и анаэробную производительность организма. Эти два фактора характеризуют выносливость.

Тренировочные программы по единоборствам в Вузе способствуют физическому воспитанию, поддержанию здорового образа жизни.

Анаэробная энергия вырабатывается без участия кислорода, источниками которой служат фосфаты и накопленные в организме запасы гликогена - продукт метаболизма глюкозы. Аэробная энергия - это буквально означает энергия, которую организм получает из кислорода.

Существует три фактора, которые способствуют производству аэробной энергии:

1) Эффективность работы легких в процессе получения кислорода, а также выделения углекислого газа.

2) Способность сердца прокачивать необходимое количество, в определенный промежуток времени, крови, которая обогащена кислородом.

3) Способность сердечно-сосудистой системы, обеспечивающая мышцы богатой кислородом кровью [1, с. 35].

Необходимо учитывать, данные факторы в построении тренировочной программы для спортсменов. Иногда необходим индивидуальный подход к каждому спортсмену, следовательно, построение индивидуальной программы тренировок. Тренер составляет индивидуальные программы, по желанию, можно привлечь врачей. Все это способствует поддержанию здорового образа жизни.

Развитие аэробной выносливости:

Для данного типа выносливости подходит применение общефизических типов нагрузок: беговые упражнения, прыжки на скакалке, выпрыгивания, приседания. Данные упражнения способствуют налаживанию работы сердца, а также дыхательной системы. Данные разминочные упражнения способствуют к плавному переходу к более тяжелым нагрузкам, а также упражнениям, направленным на увеличение мышечной массы, что необходимо для спортсменов в единоборствах.

Кроссовая подготовка должна в обязательном порядке входить в тренировочную программу спортсмена и составлять от 15 до 30 минут в течение одной тренировки общефизической направленности. Целесообразно при кроссовой подготовке использовать разного рода утяжелители на ногах и поясе.

Также хорошим упражнением для развития аэробной производительности является работа со скакалкой. Прыжки на скакалке, как правило, включаются в разминочную часть занятия, но в конце тренировки этому упражнению может посвящаться дополнительное время. В качестве разминки на скакалке работают два -три 2-3-минутных раунда с двадцати-тридцатисекундными перерывами, заполненными малоинтенсивными упражнениями. Следует отметить, что, работая на ней же в конце тренировки, этому упражнению посвящают пять - шесть подходов. При этом прыжки выполняются в рваном ритме, с периодическими ускорениями.

Развитие анаэробной выносливости:

Круговая тренировка является самым распространенным методом развития анаэробной производительности. Стоит отметить, каждое упражнение выполняется с собственным весом, при максимальном темпе тренировки.

Следует отметить, что для развития данного типа выносливости необходимы беговые упражнения: бег с ускорением, бег трусцой.

Что касается методов развития анаэробной выносливости, стоит отметить, данные методы крайне разнообразны и отличаются характером воздействия на тренируемую способность. Упражнение, которое направленно на развитие анаэробной производительности, выполняется на протяжении от одной до четырех минут.

Развитие специальной выносливости:

Аэробная и анаэробная производительность организма являются базисом для развития специальной выносливости, так как в процессе занятия единоборствами задействуются как анаэробный, так и аэробный процессы. В свою очередь, специальная выносливость развивается с помощью имитационных упражнений, которые выполняются при работе на снарядах в зале под наблюдение тренера [2, с. 3].

Упражнения в зале с использованием различных снарядов, а также выполнение атлетических упражнений улучшают работоспособность организма, следовательно, повышают выносливость и эффективность нагрузок. Стоит отметить, что единоборства напрямую способствуют развитие скоростных качеств студентов, а также налаживают сердечно-сосудистую систему организма, что способствует развитию выносливости.

Теперь необходимо перечислить упражнения для развития специальной выносливости:

1) Работа на мешке с кратковременными ускорениями, в данном упражнении студент выполняет на мешке произвольные удары в течение 3 -4 минут.

2) Прерывистая тренировка. В данном виде тренировки студент в высоком темпе работает на снаряде на протяжении 1 минуты, после чего следует период активного отдыха, что заключается в легкой работе в воздух в невысоком темпе, а также отработки перемещений, примерно, 2 - 3 минуты.

Стоит отметить, что данные тренировки рассчитаны на правильное и равномерное распределение энергии студентом, а также влияют на развитие выносливости, за счет интенсивных и сбалансированных тренировок [4, с. 2].

Для того, чтобы студент правильно, а главное безопасно переносил нагрузки на занятиях, необходимо правильная разминка. Тем самым, организм подготавливает себя к нагрузкам.

Далее следуют определенные задания, необходимо проводить упражнения из практики единоборств, Задача студента оптимально распределить нагрузку и свои силы на этот срок. На занятиях студенты отрабатывают упражнения, которые способствуют поддержанию их состояния, путем занятия спортом, важно отметить, что подбираются определенные упражнения и равномерно распределяется нагрузка.

В заключение стоит отметить, специальная силовая выносливость является важным фактором для занятия спортом, следовательно, этому фактору уделяется главное внимание на тренировках, для того чтобы студент мог перенести нагрузку. Главная задача данной программы - показать студентам пользу здорового образа жизни, привлечь студентов к занятию спортом.

Список литературы

1. Николаев А.А., Семенов В.Г. Развитие выносливости у спортсменов. М.: Спорт,

2017.

2. Формирование соревновательных компетенций у студентов в процессе

организации бильярдных турниров. Титовский А.В., Гаджиев Д.М., Нуцалов Н.М.,

Аверясов В.В. Теория и практика физической культуры, 2016. № 9. С. 39-41.

3. Оценочные средства по бильярду в рамках физического воспитания студентов экономистов. Мамонова О.В., Нуцалов Н.М., Заппаров Р.И. В сборнике: Физическая культура, спорт, туризм: научно-методическое сопровождение материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 2016. С. 70-74.

4. Формирование образовательных компетенций студентов для дисциплины «физическая культура» средствами бильярда. Титовский А.В., Антонова И.Н., Моторин И.Н., Нуцалов Н.М. Теория и практика физической культуры, 2017. № 9. С. 33-35.

СПОРТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ (СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ) Абдуназарова З.А.

Абдуназарова Зарифа Абдурасуловна - студент, факультет физической культуры, Ташкентский государственный педагогический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья содержит теоретические рассуждения о развитии менеджмента в спорте, нехватке высококвалифицированных и опытных специалистов в физической культуре, развитии и расширении спортивных секций и направлений. Рассмотрены классификация уровней управления, функции и принципы спортивного менеджмента.

Ключевые слова: менеджмент, спорт, развитие, опыт.

С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины «менеджмент», «менеджер» быстро и прочно вошли в нашу жизнь и наш словарный обиход, заменив такие термины, как «управление», «управленческая деятельность», «руководитель», «директор». Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин «управление» имеет более широкий смысл. Вообще, «управление» - это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние.

Менеджмент в спорте представляет собой самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение целей и реализацию поставленных задач в рамках проекта спортивной организации, которая действует в условиях рынка путем рационального использования материальных, трудовых и информационных ресурсов. Иными словами, менеджмент в спорте - это теория и практика эффективного управления организациями спортивной отрасли в рыночных условиях [1].

Итак, менеджмент в спорте, как особый вид профессиональной деятельности управленцев в спортивной отрасли, возникает в результате разделения и кооперации их труда. Причиной появления спортивных менеджеров стала рыночная экономика, предъявившая особые требования к менеджерам в условиях экономической конкуренции.

В спортивном менеджменте также имеется классификация уровней управления, функции и принципы.

1. Классификация уровней:

а) стратегический уровень;

б) тактический уровень;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.