Научная статья на тему 'Влияние занятий теннисом на уровень физической подготовленности детей 7-8 лет в условиях фитнес-клуба'

Влияние занятий теннисом на уровень физической подготовленности детей 7-8 лет в условиях фитнес-клуба Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
337
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Романенко Н.И., Чудная Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние занятий теннисом на уровень физической подготовленности детей 7-8 лет в условиях фитнес-клуба»

УДК 796.035-053.5

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ТЕННИСОМ НА УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ФИТНЕС-КЛУБА

Н. И. Романенко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физкультурно-оздоровительных технологий,

Ю. А. Чудная, студентка кафедры физкультурно-оздоровительных технологий, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, e-mail: romanenko_ni@mail.ru,тел. 8918 321 00 07

Особенности физического развития младших школьников предполагают создание комплекса организационно-методических и педагогических условий для решения разнообразных задач физического воспитания. Ключевым моментом является комплексный подход, содействующий не только развитию физических способностей детей, формированию двигательных умений и навыков, знаний, но и всестороннему (нравственному, умственному, эстетическому) воспитанию личности ребенка.

Исследования показывают, что у школьников, вне зависимости от типа телосложения, наибольшие темпы прироста скоростно-силовых, координационных способностей, гибкости наблюдаются в младшем школьном возрасте.. Игровая деятельность является наиболее предпочтительным способом реализации развивающих задач, так как она учитывает возрастные особенности данного возраста, что объясняет ее эффективное использование при обучении детей 7-8 лет, в том числе и основам игры в теннис.

Теннис является сложноигровым видом спорта, чтобы его освоить требуется хорошая физическая, а также тактическая подготовка для развития как физических, так и морально-волевых качеств. Помимо этого, теннис стимулирует умственную деятельность головного мозга, повышает скорость передачи нервных импульсов и положительно влияет на нервную систему в целом.

Полноценное физическое, функциональное и психическое развитие необходимо начинать с ран-

него возраста на базе освоения начального этапа игры в теннис.

В данной статье раскрываются особенности проведения физкультурно-спортивных занятий с детьми 7-8 лет на основе занятий теннисом в условиях фитнес-клуба, способствующих повышению уровня физической подготовленности и интереса к занятиям физической культурой.

Ключевые слова: теннис; дети младшего школьного возраста; физическая подготовленность; фитнес-клуб.

Актуальность. Еще в начале 21 века никто не мог подумать о возникновении гиподинамии у детей. Сегодня мы наблюдаем влияние научно-технического прогресса на жизнь человека, в том числе и на организм ребенка.

Из-за появления гаджетов, телефонов и прочей техники дети стали вести малоподвижный образ жизни. Гиподинамия в детском возрасте прямо или косвенно влияет на возникновение множества болезней, исправить положение с каждым годом становится все труднее: избыточный вес и ожирение, заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем, заболевания опорно-двигательного аппарата, низкая умственная и физическая работоспособность, запоздалое развитие, низкий уровень физической подготовленности. Именно поэтому в сетевые фитнес-клубы внедряются разнообразные формы двигательной активности для детей, имеющие спортивную направленность. Среди них физ-культурно-спортивные занятия по акробатике, теннису, синхронному плаванию, танцам, боксу, подготовка к сдаче норм ГТО.

№2 l 2017

27

В связи с таким разнообразием средств физического воспитания возникает необходимость научного обоснования использования занятий теннисом для обеспечения адекватной физической нагрузки с учетом возрастных особенностей детей 7-8 лет с целью улучшения их физической подготовленности.

Цель исследования - выявить влияние занятий теннисом на физическую подготовленность детей 7-8 лет.

Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проходил в городе Краснодаре на базе сетевого фитнес-клуба «ЮЫЕХТ». В эксперименте приняли участие 34 ребенка 7-8 лет.

Контрольная группа 16 детей (по 8 мальчиков и девочек) посещала разнообразные занятия детского фит-неса по собственному желанию 3 раза в неделю.

Экспериментальная группа 18 детей (по 9 мальчиков и девочек) занималась три раза в неделю теннисом. Основными задачами являлись: содействие укреплению здоровья, развитие интереса к данному виду спорта, расширение знаний и умений, овладение начальными навыками игры в теннис.

Занятия состояли из трех частей (подготовительной, основной и заключительной). В разминке использовался бег и общеразвивающие упражнения в ходьбе, которые способствовали увеличению ЧСС, усилению кровообращения и повышению температуры тела. Заканчивалась подготовительная часть суставной гимнастикой для подготовки суставов к предстоящей работе и упражнениями на растягивание для предотвращения травматизма.

Основная часть состояла из специальных подготовительных упражнений, подводящих ребенка к изучению конкретного теннисного элемента. Специально-подготовительные упражнения выполнялись двумя руками, без акцента на ведущую руку ребенка, что еще раз подчеркивает оздоровительную, а не профессиональную направленность занятия. Набивание мяча в пол сначала одной, затем другой рукой; то же самое вверх, попеременно; ловля мяча одной рукой, другой; бросок мяча из-за головы одной и другой рукой; ведение мяча в ходьбе и беге, разными частями ракетки.

В основной части занятия решались задачи: обучение новому двигательному действию или его совершенствование, воспитание физических качеств.

Согласно годовому плану-графику, составленному с учетом последовательности и целесообразности задач учебно-воспитательного процесса, в условиях фит-нес-клуба дети должны обучиться правильному хвату ракетки, плоскому удару справа и слева, выполнению подачи из-за головы. После выполнения технических элементов уделялось внимание упражнениям, направленным на развитие силовых способностей с преодолением собственного веса тела [6, 9]:

- поднимание на носки;

- приседания на двух ногах при разном положении ног: ноги вместе, пятки вместе - носки врозь, ноги на ширине плеч и т. п.;

- приседания на одной ноге;

- пружинистые покачивания в выпаде со сменой ног;

- сгибание - разгибание рук от скамейки, от пола;

- подъем туловища в сед;

- скручивание из положения лежа на спине;

- одновременное поднимание ног и туловища лежа на спине, на животе.

В середине основной части использовался игровой подход для повышения мотивации детей и их гармоничного развития [1, 4], заключавшийся в чередовании игровых заданий (подвижных игр и эстафет), направленных на развитие двигательных навыков, физических качеств (скоростно-силовых способностей, аэробной выносливости), что обеспечивало высокую динамичность занятия [5, 8].

Для воспитания быстроты и координации движений выполнялся челночный бег с теннисными мячами, расставленными по периметру теннисного корта;

- бег на 3, 6, 10, 20, 30, 60 м;

- рывки на отрезках от 3 до 20 м из различных положений (стоя боком, спиной по направлению движения, сидя, лежа в разных положениях);

- бег со сменой направления (зигзагом);

- 2-3 прыжка на месте и бег на короткую дистанцию;

- бег на месте.

Для воспитания взрывной силы использовались прыжки на одной ноге с продвижением вперед на минимальное количество прыжков, «лягушка», «кенгуру».

В заключительной части занятия применялись динамические упражнения на гибкость. Для снижения эмоционального фона занятия проводились подвижные игры, например «Карлики и великаны».

Результаты исследования. Для выявления особенностей влияния занятий теннисом на физическую подготовленность детей 7-8 лет проводилось тестирование физических качеств и определялись темпы прироста изучаемых показателей.

До начала исследования по результатам экспериментальной и контрольной групп не было выявлено достоверных различий, что показывает однородность участников проводимого эксперимента. Показатели обеих групп соответствовали нормативным данным детей 7-8 лет.

Через 9 месяцев проводилось повторное тестирование, которое подтвердило преимущество детей экспериментальной группы по всем контрольным тестам.

Достоверные различия (Р<0,05) обнаружены в оценке быстроты в беге на 30 м (таблица).

Максимальное превосходство силовых способностей выявлено в тестах, оценивающих силу мышц плечевого пояса, грудных мышц, «сгибание - разгибание рук в упоре лежа» и «метание набивного мяча из-за головы».

Существенно улучшились результаты динамической силы мышц ног в тестах «прыжок с места» и «прыжок вверх».

Уровень развития координационных способностей,

28

№2 I 2017

Таблица

Показатели физической подготовленности детей 7-8 лет в ходе эксперимента

Показатели ЭГ (П=18) Р1 КГ (П=16) Р2

до экспер. после экспер. до экспер. после экспер.

M±m M±m M±m M±m

Бег 30 м (с) 6,3±2,1 5,9±1,1 <0,05 6,3±2,3 6,1±1,4 >0,05

Сгибание-разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) 10,5±1,3 15,6±1,4 <0,01 10±1,1 13,2±1,3 <0,05

Метание набивного мяча (м) 5,1±0,2 6,1±0,2 <0,01 5±0,2 5,3±0,2 >0,05

Прыжок с места (см) 146,2±2,4 155,6±1,3 <0,01 146,4±2,3 150,8±1,9 <0,05

Прыжок вверх (см) 26,5±0,5 29,4±0,9 <0,05 26,2±0,9 27,8±0,4 >0,05

Челночный бег 3х10(м) 10,0±0,1 9,5±0,1 <0,05 10,2±0,1 10,0±0,1 >0,05

Ведения мяча с изменением направления движения (с) 20,1±1,1 16,1±0,7 <0,01 20,4±0,8 20±0,8 >0,05

Рисунок 1. Темпы прироста показателей физической подготовленности детей 7-8 лет

Примечание: 1 - бег 30 м, 2 - сгибание - разгибание рук в упоре лежа,

3 - метание набивного мяча,

4 - прыжок с места, 5 - прыжок вверх, 6 - челночный бег 3х10 м, 7 - ведение мяча с изменением направления движения.

%

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

О

3

ГШ

0

1

2

3

4

5

6

7

как считают специалисты [1, 3, 6, 7], может стать одним из ключевых критериев дифференцированного подхода к обучению и перехода на следующий этап подготовки. У детей, занимающихся теннисом, обнаружены достоверные различия (Р<0,05) в тестах «челночный бег 3х10 м» и «ведение мяча ведущей рукой в беге с изменением направления» (Р<0,01), оценивающие ловкость.

Наибольшие темпы прироста обнаружены в тестах, оценивающих силовые способности мышц плечевого пояса и груди (9,2-5,2 %), динамической силы мышц ног в тесте «прыжок вверх» (2,6 %) и ловкости «ведение мяча ведущей рукой в беге с изменением направления» (5,3 %) (рисунок).

Выводы. Таким образом, проведенные экспериментальные исследования позволили установить достоверный выраженный прирост показателей быстроты, силовой выносливости, ловкости детей младшего школьного возраста, что подтверждает эффективность занятий теннисом в условиях фитнес-клуба.

□ ЭГ ПКГ ЛИТЕРАТУРА:

1. Боллетьери Н. Теннисная Академия / Ник Болльетье-ри. - М.: Эксмо, 2003. - 448 с.

2. Виленская Т. Е. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста / Т. Е. Виленская. - М.: Не-оглори, 2006. - 280 с.

3. Верхошанская Н. Ю. Некоторые особенности методики скоростно-силовой подготовки теннисиста / Н. Ю. Верхошанская // Теннис. Ежегод, 1982. - С. 29-33.

4. Гэллуэй Т. Теннис. Психология успешной игры / Тимоти Гэллуэй. - М.: Олимп-Бизнес, 2010. -186 с.

5. Дворкина Н. И. Развитие физических качеств детей дошкольного возраста на основе подвижных игр / Н. И. Дворкина // Физическая культура: воспитание, тренировка. - 2013. - № 2. - С. 65-68.

6. Зинченко О. Ю. Дифференцированная методика общей и специальной физической подготовки теннисистов семилетнего возраста на основе учета их двигательного опыта: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / О. Ю. Зинченко. - Хабаровск, 2006. - 173 с.

№2 I 2017

29

7. Лях В. И. Координационные способности: диагности- 9. ка и развитие. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.

8. Романенко Н. И. Методика физического воспитания детей младшего школьного возраста на основе тенниса / Н. И. Романенко // Культура физическая и здоровье. Научно-методический журнал ЦФ округа России. - Воронеж. - 2016. - Т. 59. - № 4. - С. 15-18.

Теннис. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / под. общ. ред. проф. В. А. Голен-ко, проф. А. П. Скородумовой. - М.: Советский спорт, 2005. - 137 с.

INFLUENCE OF TENNIS ON THE LEVEL OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF 7-8 YEAR-OLD CHILDREN IN A FITNESS CLUB

N. Romanenko, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Health and Fitness Technology Department,

Y. Chudnaya, Student of the Health and Fitness Technology Department, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar. Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budennogo str., 161; e-mail: romanenko_ni@mail.ru, tel. 89183210007.

Special characteristics of physical development of younger schoolchildren presuppose the creation of organizational, methodological and pedagogical complex of conditions for solving various problems of physical education. The key aspect lies in the integrated approach, which contributes not only to the development of children's physical abilities, formation of motor skills, expertise, knowledge, but also to comprehensive (moral, intellectual, aesthetic) education of the child's personality.

The studies show, that schoolchildren, regardless of their constitutional type, have the highest growth rates of speed-strength, coordination abilities, flexibility development in younger school age. Gaming is the most preferred way for implementation of educational tasks, as it takes into account the age features of the given age, which explains its effective use during the teaching process of 7-8 year-old children, including the basics of playing tennis.

Tennis is a difficult game sport, and good physical, as well as tactical preparation are required for development both physical and moral-strong-willed qualities for its mastering. In addition, tennis stimulates mental activity, increases the speed of transmission of nerve impulses and positively affects the nervous system in whole.

Therefore, full physical, functional and mental development must be started at an earlier age on the basis of mastering of tennis initial stage.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

This article reveals the features of giving physical education and sport classes among 7-8 year-old children on the basis of tennis classes in a fitness club, which provide improvement of physical preparedness and raise interest in physical activity.

Keywords: tennis, primary school-aged children, physical preparedness, fitness club.

References:

1. Bollet'eri N. Tennisnaja Akademija [Tennis Academy]. Moscow, Jeksmo, 2003, 448 p. (in Russian)

2. Vilenskaja T. E. Fizicheskoe vospitanie detej mladshego shkol'nogo vozrasta [Physical training of children of younger school age]. Moscow, Neoglori, 2006, 280 p. (in Russian)

3. Verhoshanskaja N. Ju. Nekotorye osobennosti metodiki skorostno-silovoj podgotovki tennisista [Some features of a technique of high-speed and power training of the tennis player]. Tennis. Ezhegod, 1982, pp. 29-33.

4. Gjellujej T. Tennis. Psihologija uspeshnoj igry [Psychology of a successful game]. Moscow, Olimp-Biznes, 2010, 186 p. (in Russian)

5. Dvorkina N. I. Development of physical qualities of children of preschool age on the basis of outdoor games. Fiziches-kaja kul'tura: vospitanie, trenirovka.[Physical culture: education, training], 2013, no 2, pp. 65-68. (in Russian)

6. Zinchenko O. Ju. The differentiated technique of the general and special physical training of tennis players of seven-year age on the basis of the accounting of their motive experience. Extended abstract of candidate's thesis. Habarovsk, 2006, 173 p. (in Russian)

7. Ljah V. I. Koordinacionnye sposobnosti: diagnostika i raz-vitie.[Coordination abilities: diagnostics and development]. Moscow, TVT Divizion, 2006, 290 p. (in Russian)

8. Romanenko N. I. Technique of physical training of children of younger school age on the basis of tennis «Kul>tura fizicheskaja i zdorov>e». Nauchno-metod-icheskij zhurnal CF okruga Rossii [Culture physical and health". TsF Scientific and Methodical journal of the district of Russia]. Voronezh, 2016, vol. 59, no 4, pp. 1518. (in Russian)

9. Golenko V. A., Skorodumovoj A. P. Tennis. Primernaja programma sportivnoj podgotovki dlja detsko-junosh-eskih sportivnyh shkol, specializirovannyh detsko-junosh-eskih shkol olimpijskogo rezerva [Tennis. Approximate program of sports preparation for children's and youth sports schools, specialized schools of the Olympic reserve for children and young people]. Moscow, sovetskij sport, 2005, 137 p. (in Russian)

30

№2 l 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.