Научная статья на тему 'Повышение уровня двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ'

Повышение уровня двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
7903
1346
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ДЕФИЦИТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Белоусова Ю. И.

В методике ряд этапов. Организационно-методический этап направлен на обеспечение условий для проведения опытно-экспериментальной работы. Первое определение стратегии, тактики и технологии экспериментальной деятельности. Второе организация физкультурно-развивающей среды, обеспечивающей ребенку широкую возможность двигаться в пространстве. Третье достаточный уровень компетенции воспитателей ДОУ по вопросам обеспечения двигательного режима детей. Четвертое расширение физкультурно-образовательного пространства, вовлечение родителей в триаду педагогического процесса «педагоги дети родители». Обучающий этап процесс обучения детей упражнениям и играм, который носил комплексный характер. Контрольно-аналитический этап завершающий цикл педагогического процесса, выявление изменений в уровнях ДА детей обеих групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение уровня двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ

Белоусова Ю. И. инструктор по физической культуре Филиал Российского государственного университета физической культуры,

спорта, молодежи и туризма в г.Иркутске МБДОУ г.Иркутска детский сад №77

Иркутск, Россия

Аннотация:В методике ряд этапов.Организационно-методический этап направлен на обеспечение условий для проведения опытно-экспериментальной работы.

Первое - определение стратегии, тактики и технологии экспериментальной деятельности.

Второе - организация физкультурно-развивающей среды, обеспечивающей ребенку широкую возможность двигаться в пространстве.

Третье - достаточный уровень компетенции воспитателей ДОУ по вопросам обеспечения двигательного режима детей.

Четвертое - расширение физкультурно-образовательного пространства, вовлечение родителей в триаду педагогического процесса «педагоги - дети - родители».

Обучающий этап - процесс обучения детей упражнениям и играм, который носил комплексный характер.

Контрольно - аналитический этап - завершающий цикл педагогического процесса, выявление изменений в уровнях ДА детей обеих групп.

Ключевые слова: повышение двигательной активности,дети старшего

дошкольного возраста.

Формирование здорового поколения - одна из главных стратегических задач развития нашей страны. Это регламентируется и обеспечивается основными нормативно - правовыми и санитарно - эпидемиологическими документами: закон РФ «Об образовании»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»; письмо Минобразования России «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения; требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении»; «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» Министерства здравоохранения Российской Федерации; «Конвенцией о правах ребенка»; Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Здоровье детей Российской Федерации отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования. Особую значимость приобретает внедрение наиболее эффективных форм оздоровления детей в системе дошкольного образования. Дошкольный возраст является наиболее сензитивным, так как в этот период закладываются основы его психофизического здоровья. В связи с этим, основная задача физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ заключается в том, чтобы способствовать укреплению здоровья, совершенствованию физического развития дошкольников.

Реализация поставленной задачи во многом определяется качеством организации физической культуры в ДОУ, в системе которой важное место занимает двигательная деятельность, в процессе, которой у детей развивается двигательная активность.

Ученые рассматривают двигательную активность как естественную биологическую потребность детей, степень удовлетворения которой определяет дальнейшее структурное и функциональное развитие их организма (Н.И. Бочарова, М.А. Рунова, Э.Я. Степаненкова и др.). По их мнению, двигательная активность способствует нормальному развитию центральной нервной системы, улучшению памяти, процессов обучения, нормализации эмоционально-мотивационной сферы, улучшению сна, возрастанию возможностей не только в физической, но и в умственной деятельности.

Вместе с тем, в работах последних лет отмечается, что дети дошкольного возраста, в большинстве своем, испытывают «двигательный дефицит», причиной этого является гиподинамия - режим малоподвижности. Как считают авторы, в условиях ДОУ недостаточно оптимизирован двигательный режим, обеспечивающий необходимые условия для физического развития детей, выполнения ими ежедневной определенной нормы (порции) двигательной активности.

В современных работах по физическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста раскрываются отдельные аспекты развития двигательной активности у детей разного возраста в условиях ДОУ. Вместе с тем, в имеющейся для анализа литературе, проблема развития двигательной активности у старших дошкольников в условиях оптимизации двигательного режима в ДОУ является недостаточно освещенной. Очень мало публикаций, которые раскрывают развитие двигательной активности у дошкольников нашего региона, имеющего свои климатические и погодные условия.

Следовательно, наблюдается противоречие между жизненно важной необходимостью и возможностью развития двигательной активности на этапе старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью соответствующей системы работы, отвечающей современным требованиям к содержанию физического воспитания в ДОУ.

Разрешение данного противоречия актуализирует тему исследования: разработать и апробировать методику, направленную на повышение уровня двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. В соответствии были определены задачи исследования:

1. Проанализировать литературные источники по исследуемой проблеме.

2. Разработать и апробировать методику, направленную на повышение уровня двигательной активности у старших дошкольников в условиях ДОУ.

3. Выявить эффективность использования экспериментальной методики.

Реализация поставленных задач осуществлялась через комплекс методов: анализ

литературных источников по теме исследования, анализ документальных материалов, педагогическое наблюдение, анкетирование, контрольные испытания (тестирования), педагогический эксперимент, математико-статистическая обработка данных

Теоретические основы исследованиябазировались на следующих положениях:

- о личности как субъекте деятельности и общения (Л.И. Божович, Л.С.Выготский);

- о роли физической культуры в развитии двигательной активности детей (Н.И. Бочарова, В.С. Кузнецов);

- о закономерностях психофизического развития детей старшего дошкольного возраста (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков);

- о двигательной активности как естественной биологической потребности детей, степень удовлетворения которой определяет дальнейшее структурное и функциональное развитие их организма. (М.А. Рунова, Э.Я.Степаненкова и др.).

Практическая значимость исследованиясостоит в том, что апробированная нами методика, может быть использована в практике ДОУ с целью оптимизации

двигательного режима и повышения уровня двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Апробация исследования. Материалы исследования были представлены на педагогическом совете МДОУ № 77 г. Иркутска, в декабре 2012 года.

Методы исследования:

- анализ литературных источников по теме исследования;

- анализ документальных материалов;

- педагогическое наблюдение;

- анкетирование;

- контрольные испытания (тестирования);

- педагогический эксперимент;

- математико-статистическая обработка данных.

Исследования проводились с 2011 по 2013 гг. поэтапно.

Первый этап - анализ и обобщение научно-методической литературы по проблемам физического воспитания и повышения уровня двигательной активности детей дошкольного возраста, с целью теоретического обоснования проблемы, поиска средств, методов организации и проведения экспериментального исследования.

Второй этап исследования - разработка и апробация методики, позволяющей оптимизировать двигательный режим и повысить уровень двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Третий этап - обобщение и анализ полученных результатов, оценка эффективности апробированной методики, оформление выпускной квалификационной работы.

В эксперименте приняли участие 30 дошкольников старшего возраста: 15 детей -экспериментальная группа, 15 детей - контрольная группа, имеющие первоначально одинаковый уровень физического развития. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Изучение материалов, полученных в процессе диагностического исследования, позволило нам оценить состояние интересующей нас проблемы в практике работы ДОУ; выявить уровень двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Анализ планов воспитательной работы показал, что задача по развитию двигательной активности эпизодически планируется только на физкультурных занятиях; в содержание самостоятельной двигательной деятельности воспитатели включают упражнения и игры без учета уровня физического развития и двигательной активности детей. В утренние и вечерние отрезки времени с детьми проводятся в основном дидактические игры, физические упражнения и подвижные игры представлены фрагментарно.

Ранжирование ответов 40 (100%) родителей показало: все респонденты считают, что в ДОУ созданы все условия для полноценного физического воспитания, однако, только в 19 семьях(47.5%) уделяется внимание физическому развитию ребенка, пропагандируется здоровый образ жизни. Остальные - 21 родителей (52.5%) тоже -сторонники здорового образа жизни и спорта, но в силу занятости, нехватки времени и сил не могут в полную силу уделять внимание физическому развитию. Только 16 родителей(40%) правильно оценили роль двигательной активности в

жизнедеятельности маленького ребенка, вместе с тем, все родители затруднились назвать условия, средства и методы, способствующие ее эффективному развитию.

Анкетирование воспитателей показало, что из 17 опрошенных только 7 воспитателей (41.7%) имеют полные знания по вопросам двигательной активности детей.

Педагогическое наблюдение выявило, что в утренние и вечерние отрезки времени дети в основном занимаются «сидячими» занятиями: рисованием, лепкой, рассматриванием картинок, чтением. Физические упражнения и игры используются

крайне редко, как объясняют этот факт сами воспитатели: «Дети не должны перевозбуждаться перед занятиями».

Наблюдение и анализ утренней гимнастики выявили не соответствие количественных показателей нормативным требованиям, не выдерживается дозировка общеразвивающих упражнений.

При наблюдении и анализе проведения подвижных игр на прогулках выявлено необоснованное сокращение их длительности, вместо 8-10 минут в старшей группе, 5-6 минут. С целью повышения ДА не всегда проводятся игры большой подвижности с участием всех детей. В недостаточном объеме используются физические упражнения.

Проанализировав серию физкультурных занятий в опытных группах, мы определили среднюю моторную плотность (МП), которая составила не более 65-70%. Это, по нашему мнению, не оказывает оздоровляющий и развивающий эффект, поскольку физические нагрузки, не вызывающие напряжения физиологических функций и не обеспечивающие тренирующего эффекта, не оказывают достаточного оздоровительного воздействия. А общая плотность занятий составила в среднем 70-75%, которая явилась следствием низкой физической нагрузки; нецелесообразным использованием времени занятия, чередованием умственной и физической деятельности; непродуманностью методов руководства и организации детей; командного стиля руководства педагога и других причин. Все это, в свою очередь, стало причиной шалостей детей, невнимательности, потери интереса к занятиям. Двигательная активность (количество локомоций) не соответствует установленным нормам, менее 2 555.

Мониторинг физического воспитания в ДОУ показал, что одной из причин выявленного состояния, является недостаточное удовлетворение потребности старших дошкольников в движениях. Дети двигаются лишь около 30% времени пребывания в детском саду, тогда как по норме необходимо двигаться не менее 60%.

Результаты метода хронометрирования подтвердили и выявили средний уровень частоты сердечных сокращений детей 6 лет на занятиях составило 100-130 уд./мин.

Анализ показателей на начало учебного года свидетельствует о недостаточном уровне физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста. Дети с низкими показателями физической подготовленности (в большинстве случаев имеющие низкий уровень развития физических и волевых качеств и в основном низкие количественные и качественные показатели движений), в отличие от других детей почти не прилагали усилий, чтобы заставить себя двигаться.

Качественный и количественный анализ показателей позволил нам выявить уровни ДА детей обеих групп, таблица 1.

Таблица 1

Уровни развития двигательной активности детей старшего дошкольного

возраста до эксперимента

Уровни Экспериментальная группа Контрольная группа

Высокий 15% 12%

Средний 67% 73%

Низкий 18% 15%

Таким образом, результаты диагностики уровня двигательной активности детей привели нас к выводу, что дети обеих групп находятся в основном на низком и среднем уровнях.

На основе обобщения полученных данных мы можем сделать вывод, что в практике общественного и семейного воспитания недостаточно уделяется внимание

проблеме развития ДА детей, организации оптимального двигательного режима. Это, безусловно, сказывается на уровне физического развития и физической подготовленности детей.

Следовательно, возникает необходимость в оптимизации двигательного режима в ДОУ, внедрения более эффективных средств, методов и форм организации рациональной двигательной активности детей

На основе выявленных нами теоретических положений и результатов диагностики была разработана экспериментальная методика, направленная на оптимизацию ДР с целью повышения уровня ДА детей экспериментальной группы. Методика включала в себя ряд этапов.

Организационно-методический этап, был направлен на обеспечение условий для проведения опытно-экспериментальной работы.

Первое условие - определение стратегии, тактики и технологии экспериментальной деятельности, что нашло отражение в перспективных и календарных планах, систематизации физических упражнений и подвижных игр, разработке конспектов занятий и досугов, форм и содержания работы с родителями.

Нами был составлен план - график распределения и проведения физических упражнений и подвижных игр в утренний, вечерний отрезки времени, на прогулках, а также на физкультурных занятиях (приложение 1).

Второе условие - организация физкультурно - развивающей среды, обеспечивающей ребенку широкую возможность двигаться в пространстве. При ее оснащении мы учитывали принципы построения развивающей среды в ДОУ, разработанные В.А. Петровским, С.Н. Новоселовой. Физкультурный зал был дополнен специальным оборудованием и спортивным инвентарем: фитболы, детские и взрослые тренажеры (беговые дорожки, велотренажёры), батуты, гимнастические стенки, скамейки, канаты, гимнастические мячи, мягкие модули и тоннели, дорожки для профилактики плоскостопия, обручи разных размеров, гимнастические палки, детские эспандеры. На территории ДОУ оборудована спортивная площадка с беговой (ледяной) дорожкой, песочной ямой для прыжков и крупным гимнастическим оборудованием для физических упражнений и игр. В групповых комнатах были оформлены «Уголки спортсменов» с традиционным и нетрадиционным многофункциональным оборудованием и инвентарем, необходимым для активизации всех видов самостоятельной двигательной деятельности детей.

Третье условие - достаточный уровень компетенции воспитателей ДОУ по вопросам обеспечения двигательного режима детей, повышения уровня их двигательной активности. Были проведены семинары, консультации, мастер - классы по темам «История возникновения физических упражнений и подвижных игр», «Двигательный режим в группах, условия его оптимизации», «Подвижные игры детей Приангарья» и др. Для самообразования воспитателей и родителей создана библиотека, видеотека и фонотека, отражающая проблемы физического воспитания дошкольников.

Четвертое условие - расширение физкультурно - образовательного пространства, вовлечение родителей в триаду педагогического процесса «педагоги - дети - родители». Это осуществлялось через наглядно - информационные средства; через привлечение родителей к составлению семейных дневников «Наши спортивные рекорды», к участию в совместных физкультурных праздниках: «Мама, папа, я - спортивная семья», «Спортивный конкурс красоты», к спортивным мини - походам в лес «День здоровья».

Обучающий этап - непосредственно сам процесс обучения детей упражнениям и играм, который носил комплексный характер и проходил через все формы организованной и дополнительной двигательной деятельности, и в различные режимные отрезки времени.

Утренний отрезок времени - самая короткая по времени часть педагогического процесса. Детям предлагалось индивидуально или по подгруппам, в зависимости от их

интересов и потребностей, уровня физической подготовленности, выполнить знакомые по содержанию упражнения различной двигательной активности: ползанье на четвереньках за мячом, ходьба змейкой, обходя предметы и т.д. При проведении подвижных игр учитывалась специфика занятий проводимых после завтрака. Если занятия связаны с длительной статической позой (математика, развитие речи и др.) с детьми проводились игры средней или большой подвижности: «Перебежки», «Догони свою пару» и.т.д. Если по сетке - проведение физкультурных или музыкальных занятий, детям предлагалась спокойная двигательная деятельность: подготовительные упражнения для разогрева определенных групп мышц, повторение ритмических упражнений в медленном темпе; дидактические игры: «Одень спортсмена для соревнований», «Угадай вид спорта»; игры малой или средней подвижности: «Узнай, кто позвал», «Перемени предмет» и др. Учитывая климатические особенности нашего региона, особое внимание мы уделили организации рациональной двигательной активности детей на утренних и вечерних прогулках. При подборе упражнений и игр мы учитывали, какие занятия предшествовали прогулке; уровень освоения ребенком тех или иных движений; время года, погодные условия и место их проведения.

Примерный подбор игр и упражнений для проведения прогулки летом.

1. Подвижная игра с бегом « Веселые соревнования».

2. Езда на велосипеде по прямой, по кругу, змейкой с разной скоростью.

3. Метание мешочков с песком вдаль (расстояние не менее 10м).

Учитывая специфику зимних условий, мы подобрали упражнения и игры различной степени подвижности.

Примерный подбор игр и упражнений для проведения прогулки зимой.

1. П/и с бегом «Быстро возьми, быстро положи».

2. Катание на санках. Игра-эстафета «Гонки санок».

3. Прыжки со снежных валов.

В зависимости от времени года проводились спортивные упражнения и игры: зимой - катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах; весной и летом - катание на велосипедах и самокатах; зимой - мини - хоккей, летом - футбол, бадминтон и др. Эффективными формами повышения двигательной активности детей на открытом воздухе стали эстафеты и спортивные соревнования. Были апробированы новые формы физического воспитания детей - спортивно - тренировочные туристские прогулки: прохождение пешком длительного маршрута повышенной для дошкольников сложности, с преодолением разнообразных естественных препятствий. Так же краеведческие прогулки в рощу, дети преодолевали полосу препятствий, участвовали в подвижных играх «Добеги до сосны», «Не подведи команду» и т.д. Они проводились 1 раз в квартал, длительность проведения составляла в среднем 2,5 часа.

На занятиях статического характера обязательно проводились физкультминутки, включающие несколько хорошо освоенных упражнений динамичного характера (2-3 мин.). Например: «Засолка капусты», «Птички» и другие, вовлекающие одновременно в работу крупные и мелкие мышцы, улучшающие кровообращение в организме и усиливающие работу дыхательной системы, способствующие развитию моторики и зрительно - моторной координации. Активизация самостоятельной двигательной деятельности детей в вечернее время осуществлялась через использование физкультурного оборудования и дидактических карточек движений, через малоподвижные игры, дыхательные упражнения, упражнения на подвижность. Закрепление полученных детьми знаний, умений и навыков осуществлялась в формах активного отдыха: физкультурных досугах, частота проведения 2 раза в год (35-40 мин.); в физкультурных праздниках частота проведения 1-2 раза в месяц (70- 80 мин.).

Контрольно-аналитический этап - завершающий цикл педагогического процесса, выявление изменений в уровнях двигательной активности детей обеих групп.

ВЫВОДЫ

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Анализ литературных источников по проблеме позволил выявить, что старший дошкольный возраст является одним из важнейших периодов в становлении и развитии двигательной активности, а значит естественной биологической потребностью детей, степень удовлетворения которой определяет дальнейшее структурное и функциональное развитие их организма. Оптимальный двигательный режим в ДОУ - главное условие повышения уровня двигательной активности дошкольников. Изучение уровней двигательной активности детей старшего дошкольного возраста позволяет более рационально организовать двигательной режим.

2. Апробированная нами методика, включающая ряд этапов, определенную логику, условия и динамику, способствовала оптимизации двигательного режима в ДОУ, что в свою очередь повлияло на повышение уровня двигательной активности детей старшего дошкольного возраста. В процессе апробации и реализации данной методики было выявлено, что рационально построенная двигательная активность, основанная на физических упражнениях и подвижных играх, позволяет решать вопросы повышения двигательной подготовленности и интереса к физической культуре и спорту детей старшего дошкольного возраста. Это подтвердило гипотезу исследования.

3. Интенсивность двигательной активности в ЭГ в первой и второй половине дня увеличилась на 15%, а в КГ такого роста не случилось. Коэффициент эффективности апробированной системы доказан методом математико-статистической обработки данных. Полученное эмпирическое значение t (13.7) находится в зоне значимости, на уровне Р< 0.01, что свидетельствует об эффективности апробированной нами системы работы. Таким образом, есть все основания считать, что выдвинутая гипотеза о том, что разработанная нами методика для повышения двигательной активности позволит повысить уровень физического развития детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

4. Перспективным направлением дальнейшего исследования мы считаем необходимость изучения интересующей нас проблемы на этапе младшего дошкольного возраста

Библиография

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Аманатиди О.В. 2011. Подвижные игры (методическое пособие). Армавир.

2. Бауэр О.П. 2004. Подвижные игры // Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие для студентов / под ред. С.О.Филипповой, Г.Н.Пономарева. СПб.

3. Безруких М.М., Киселев М.Ф., Комаров Г.Д., Козлов А.П. 2000. Возрастные особенности организации двигательной активности у детей 6-16 лет // Физиология человека. Т. 26. №3.

4. Богина Т.Л. 2006. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. М.

5. Бочарова Н.И. 2007. Физическая культура дошкольника в ДОУ. М.

6. Васильков Г.А., Василькова В.Г. 2009. От игры - к спорту. М.

7. Воронова Е.К. 2012. Формирование двигательной активности детей 5-7 лет. Волгоград.

8. Гаврючина Л.В. 2007. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. М.

9. Голицына Н.С. 2006. Нетрадиционные занятия физкультурой в образовательном учреждении. М.

10. Голомидова С.Е. 2005.Физкультура, нестандартные занятия. Волгоград.

11. Глазырина Л.Д. 2002. Физическая культура - дошкольникам (Старший возраст). М.

12. ДоронинаМ.А. 2007. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. №4

13. Доскин В.А., Голубева Л.Г. 2002. Растем здоровыми. М.

14. БабенковаЕ.А. 2012. Комплексная оценка физического здоровья дошкольников // Инструктор по физической культуре. №1

15. Емельянова, М.Н. 2007.Подвижные игры как средство формирования самооценки // Ребенок в детском саду. №4.

16. Ефименко Н.Н. 2008. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». М.

17. Запорожец А.В. 1995. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста.М.

18. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. 1985. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М.

19. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. 2002. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. М.

20. Козырева О.В. 2006. Лечебная физкультура для дошкольников. М.

21. Кособуцкая, Г.В. 2009. Организация физической подготовки старших дошкольников // Дошкольное воспитание. №12

22. КочетковаЛ.В. 2005.Оздоровление детей в условиях детского сада. М.

23. КудрявцевВ.Т., Егоров Б.Б. 2000. Развивающая педагогика оздоровления. М.

24. Кузнецова М.Н. 2008. Оздоровление детей в детском саду.М.

25. Ланда Б.Х. 2011. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности// Учебное пособие. М.

26. Лебедева Н.Т. 1996. Формирование здорового стиля жизни школьника. Минск.

27. Луконина Н. 2006. Физкультурные праздники в детском саду. М.

28. ОбуховаЛ.Ф. 2010. Возрастная психология // Учебник для вузов. М.

29. Осокина Г.П. 1971. Физические упражнения для дошкольников. М.

30. Повзун А.А., Повзун В.Д., Анохин В.В. 2012. Оздоровительная работа средствами физической культуры в ДОУ // Теория и методика физической культуры. № 8.

31. Программа воспитания и обучения в детском саду //под ред. С.В. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М., 2005.

32. Рунова М.А. 2007. Двигательная активность ребенка в детском саду. М.

33. Рунова М.А. 2009. Особенности организации занятий по физической культуре // Дошкольное воспитание. №9. №10. С.42-52.

34. Степаненкова Э.Я. 2005. Физическое воспитание в детском саду. М.

35. Тарасова Т.А. 2005. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста. М.

36. Холодов Ж.К.Кузнецов. В.С. 2004. Теория и методика физического воспитания и спорта. 3-е изд., стер. М.

37. Чеботарев Н.С. 2013. Возрастные особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. № 1

38. Шебеко. В.Н. 2008. Физическое воспитание дошкольников. М.

39. Юрко Г.П. 1978. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. М.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 План - график физкультурной работы с детьми

№ п/п Направления и мероприятия График проведения Продолжит ельность, мин

1 2 4 5

1. Организация двигательного режима в ДОУ

1.1 Утренняя гимнастика 8:00-8:30 7-10

1.2 Занятия по физической культуре По расписанию непосредственной образовательной деятельности три раза 15-30

1.3 Двигательная разминка во время перерыва между непосредственной образовательной деятельностью По необходимости 3-5

1.4 Физкультминутка Во время занятий 3-5

1.5 Подвижные игры, физические упражнения на прогулках и самостоятельная двигательная деятельность детей Во время прогулок Не мене 3 ч

1.6 Самостоятельные игры в помещении с элементами двигательной активности. Использование пособий физкультурного уголка. В свободное от занятий время 30-40

1.7 Физкультурный досуг Один раз в месяц 40-60

1.8 Соревнования, эстафеты По плану 40-60

1.9 Спортивные праздники Три раза в год 60

1.10 Хореография (только для контрольной группы) 2 раза в неделю 20-40

1.11 Совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи: - неделя здоровья; - «Папа, мама, я - спортивная семья» - «Веселые старты» - участие родителей в массовых мероприятиях вне ДОУ (районные семейные эстафеты) По желанию родителей и педагогов Ежемесячно Ежеквартально на прогулке Один раз в год Один раз в 6 месяцев (по программе районных 45-60

1.12 Индивидуальная работа по развитию движений Ежедневно 12-15

1.13 Посещение спортивного зала: подвижные игры, занятия на тренажерах (только для экспериментальной группы) По графику работы зала 10-15

2.Оздоровительная работа с детьми

2.1 Закаливающие мероприятия:* - прием детей на улице - проветривание помещений - воздушные ванны - гимнастика после сна - сухое обтирание тела - обширное умывание В зависимости от погоды По графику После сна После сна После сна 35 В соответстви и с СанПиН 10-15

- сон без маек - ходьба по мокрым дорожкам После сна 7-15 10-12

- оздоровительный бег - ходьба босиком После сна После сна 5-10 1,5 ч 7-10

- промывание носоглотки по методике Б.С. Толкачева Весна, лето, утренний прием

2.2 Профилактические мероприятия: - самомоссажсо системе А.А. Уманской** Перед прогулкой По плану

- самомассаж ушных раковин - самомассаж стоп - полоскание рта и горла (простое и контрастное) - сухие бассейны для рук На физкультурных занятиях То же После приема пищи По плану По плану По плану

2.3 Просветительская работа: - Аллея здоровья - Островки безопасности - Уголки здоровья по рекомендациям Т.А. Тарасовой «Я и мое здоровье» - Выставки детских рисунков и семейных работ, посвященных формированию здорового образа жизни Материал используется на месте или берется в группу для изучения в повседневной жизни. По желанию родителей, детей, По желанию детей

3.Коррекционная работа

3.1 Корректирующие упражнения для профилактики плоскостопия На физкультурных занятиях 3-5

3.2 Упражнения на формирование правильной осанки На физкультурных занятиях 10-15

3.4 Наличие паспорта закрепления мебели в соответствии с ростовыми данными детей и маркировка согласно ГОСТу, своевременная корректировка на основе антропометрии В течение года V

4. Создание условий для формирования навыков здорового образа жизни

4.1 Формирование навыков личной гигиены: - наличие индивидуальных и общих туалетных принадлежностей; - обучение (объяснение, напоминание, поощрение и т.д) В соответствии с режимом питания, с учетом необходимости V

- демонстрация различных схем, моделей, правил, способствующих выполнению самостоятельных действий; V V

- беседы о полезности, целесообразности и необходимости выполнения правил личной гигиены;

- демонстрация информативного и дидактического материала на тему «Я и мое здоровье» V V

4.2 Формирование навыков культуры питания: В соответствии с

- сервировка стола; режимом питания, с

- эстетика подачи блюд; учетом

- этика приема пищи и т.д. - этика приема пищи и необходимости

т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.