Научная статья на тему 'Приобщение дошкольников к литературному искусству как одно из условий реализации ФГОС дошкольного образования'

Приобщение дошкольников к литературному искусству как одно из условий реализации ФГОС дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4333
935
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / LITERARY DEVELOPMENT / ЛИТЕРАТУРНОЕ ИСКУССТВО / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА / SOCIALIZATION OF PRESCHOOLER'S INDIVIDUALITY / РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. LITERARY DEVELOPMENT / DEVELOPING EDUCATIONAL ENVIRONMENT / LITERARY ARTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пантелеева Наталья Георгиевна

В статье раскрывается важность литературного развития ребенка дошкольного возраста в социализации личности на современном этапе. Под литературным развитием автор понимает овладение дошкольником всеми богатствами родного языка при выражении своих мыслей и чувств, которые он заимствует из чтения детской литературы, культурой общения, умением вступать в контакт и вести диалог со взрослыми и сверстниками, пользоваться речевым этикетом. Художественная детская литература могучее средство воспитания, она должна стать развивающей средой и средством воспитания дошкольника, что позволит разнообразить и создать полноценную образовательную среду детства в детском саду и дома. Автор предлагает вниманию читателей программу, разработанную педагогами детских садов г. Можайска, направленную на развитие у детей интереса к чтению, любви к литературе, приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской литературной культуре. Автор отмечает, что данная программа пример использования чтения литературных произведений в образовательном процессе, содержание которого органично включается в непосредственную образовательную деятельность через организацию различных видов детской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Exposure of Preschool Children to Literary Art as a Condition for Implementing the Federal State Education Standard in Pre-School Education

The article deals with the importance of preschool children’s literary development in an individual’s socialization at the present stage. Literary development is construed by the author to preschoolers’ mastery of all the riches of their native language to express the thoughts and feelings they attain by reading children’s literature, and mastery of communication culture, ability to come into contact with and engage in a dialogue with adults and their own peersand use speech etiquette. Children’s literature is a powerful educational tool, it should become a developing environment and provide education to preschool children, making it possible to diversify and create a complete educational environment of childhood both in a kindergarten and at home. The author offers a program which has been developed by kindergarten teachers in Mozhaisk. It aims at developing children’s interest in reading, their love for literature, exposing senior preschool children to Russian literary culture. The author notes that this program is an example of reading literary works in the educational process, the contents of which are organically included in the direct educational activities through organizing various types of children’s activities.

Текст научной работы на тему «Приобщение дошкольников к литературному искусству как одно из условий реализации ФГОС дошкольного образования»

Н. Г. Пантелеева

Приобщение дошкольников к литературному искусству как одно из условий реализации ФГОС дошкольного образования_

Пантелеева Наталья Георгиевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления дошкольным образованием ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», член-корреспондент МАНПО (г. Москва, Россия)

В статье раскрывается важность литературного развития ребенка дошкольного возраста в социализации личности на современном этапе. Под литературным развитием автор понимает овладение дошкольником всеми богатствами родного языка при выражении своих мыслей и чувств, которые он заимствует из чтения детской литературы, культурой общения, умением вступать в контакт и вести диалог со взрослыми и сверстниками, пользоваться речевым этикетом. Художественная детская литература - могучее средство воспитания, она должна стать развивающей средой и средством воспитания дошкольника, что позволит разнообразить и создать полноценную образовательную среду детства в детском саду и дома. Автор предлагает вниманию читателей программу, разработанную педагогами детских садов г. Можайска, направленную на развитие у детей интереса к чтению, любви к литературе, приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской литературной культуре. Автор отмечает, что данная программа - пример использования чтения литературных произведений в образовательном процессе, содержание которого органично включается в непосредственную образовательную деятельность через организацию различных видов детской деятельности. Ключевые слова: литературное развитие, литературное искусство, социализация личности дошкольника, развивающая образовательная среда.

Exposure of Preschool Children to Literary Art as a Condition for Implementing the Federal State Education Standard in PreSchool Education

Panteleeva Natalya, Ph.D., Assistant Professor, Department of Preschool Education Management, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia)

The article deals with the importance of preschool children's literary development in an individual's socialization at the present stage. Literary development is construed by the author to preschoolers' mastery of all the riches of their native language to express the thoughts and feelings they attain by reading children's literature, and mastery of communication culture, ability to come into contact with and engage in a dialogue with adults and their own peers and use speech etiquette. Children's literature is a powerful educational tool, it should become a developing environment and provide education to preschool children, making it possible to diversify and create a complete educational environment of childhood both in a kindergarten and at home. The author offers a program which has been developed by kindergarten teachers in Mozhaisk. It aims at developing children's interest in reading, their love for literature, exposing senior preschool children to Russian literary culture. The author notes that this program is an example of reading literary works in the educational process, the contents of which are organically included in the direct educational activities through organizing various types of children's activities..

Keywords: literary development, literary arts, socialization of preschooler's individuality, developing educational environment.

«Родное слово - основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний.»

К.Д. Ушинский

Основную информацию о мире ребенок получает через слово, в будущем его успех в обществе во многом зависит от того, насколько он овладеет речью. Литературное развитие играет значительную роль в социализации ребенка дошкольного возраста. Под литературным развитием дошкольника мы понимаем процесс овладения всеми богатствами родного языка, культурой общения, умением вступать в контакт и вести диалог со взрослыми и сверстниками, пользоваться речевым этикетом. Задача приобщения ребенка к литературному искусству остро встает перед системой дошкольного образования на современном этапе, так как снижается интерес детей к чтению. Телевидение, компьютерная техника вытесняют чтение, как познавательную и художественно-эстетическую деятельность, в результате дошкольники недостаточно владеют литературной речью, их лексикон беден, они пренебрегают книгами, относятся к чтению как к развлечению, а надо воспитывать думающего читателя.

Ребенок дошкольного возраста - начинающий читатель, поэтому важно формировать с ранних лет устойчивый интерес и уважение к книге, которые начинаются с грамотного слушателя. Несмотря на то, что дошкольник сам не умеет читать, он просит взрослых прочитать ему то или иное произведение и тем самым влияет на процесс выбора.

Литература - это искусство слова, которое играет неоценимую роль в воспитании дошкольников, учит видеть мир во всем многообразии. Е. И. Тихеева считала литературу первоосновой воспитания, т.к. она с ранних лет вводит ребенка в огромный мир взрослых, воспитывая в них лучшие качества: доброту, скромность, трудолюбие, любовь к Родине и народу. Е.А. Флерина говорила, что из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой, полученные представления из художественных произведений переносятся детьми в их жизненный опыт, дают образцы русского литературного языка. О. С. Ушакова писала, что детская литература развивает психические процессы, мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, формирует умение тонко чувствовать богатство родного языка. Велика роль занятий по чтению художественной литературы для вос-

питания культуры поведения, т.к. художественное слово воздействует не только на сознание и чувства, но и поступки ребенка. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, особенности переживаний, способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем окружающих людей и собственным поступкам.

Формирование гармоничной личности ребенка, его самостоятельности и социальной значимости всегда были предметом особого внимания всех социальных институтов, среди которых важнейшую роль играет детский сад - первый уровень образования (закон «Об образовании в РФ»). В ФГОС дошкольного образования ключевым принципом является поддержка разнообразия детства, это развивающее взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками в привлекательных видах деятельности. ФГОС ориентирует на разностороннее развитие с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, это решается интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей. Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через реализацию следующих задач: формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству; развитие эстетического вкуса.

Среди задач воспитания и обучения современного детского сада, имеющих большое социальное значение, можно выделить повышение речевой культуры детей, общения, овладение родным языком как основы воспитания и обучения. При реализации данной образовательной области особую трудность представляет задача, связанная с развитием у детей литературной речи, что предполагает начитанность детей. Для решения данной задачи необходимо объединение усилий семьи и детского сада.

Для этого важно:

• привлечь родителей к проведению работы по чтению художественной литературы в семье;

• изучить и распространить лучший опыт тех родителей, которые систематически читают ребенку дома;

• привлечь родителей к формированию круга детского чтения в семье, наличие

библиотеки детской литературы с включением писателей округа или региона, справочной литературы. Это не традиционная работа с семьей, а новая ее форма - социальное партнерство, когда родителям предоставляют равные условия в решении образовательных задач, предлагают разные варианты работы по чтению детской литературы, создавая единство образовательного пространства детского сада и семьи.

В современных условиях книга утратила прежний авторитет, разрушились ценности чтения, что не позволяет создать насыщенную социально-культурную среду. Однако именно литература создает незаменимые ценности, от которых зависит прогресс в духовной жизни общества. И начинать надо с возраста, в котором идет формирование будущего читателя. В качестве поддержки ценности работы с книгой может выступить библиотека, общество книголюбов округа или региона, не эпизодические встречи, а глубокая и продуманная системная работа.

В соответствии с задачами программы педагогическая работа в основном строится в группах. Чтобы разнообразить деятельность детей, необходимо объединять детей разных возрастных групп. Можно организовать межгрупповое общение и совместные культурные практики. Сейчас во многих детских садах развита кружковая деятельность, но она сформирована однонаправленно, в основном работают изостудии. А почему бы не организовать литературный кружок или студию по театрализованной деятельности. Это разнообразило бы жизнь детей в детском саду, способствовало приобщению к книгам и литературе. Больше внимания уделять художественно-речевой деятельности, которая реализуется в непосредственной образовательной деятельности, не-регламентированное время, самостоятельной деятельности и способствует формированию речевых высказываний (описание, повествование, рассуждение).

Необходима специальная педагогическая работа по приобщению к книге:

• расширение круга читательских интересов (воспитание разностороннего читателя);

• готовность к рациональному выбору книг (воспитание разборчивого читателя);

• формирование полноценного восприятия прочитанного (воспитание вдумчивого читателя);

• оценка прочитанного (воспитание творческого читателя).

Каждый год в нашей стране особенный,

насыщен событиями и памятными датами истории и культуры Отечества. Не исключением явился и 2015 год, который в целях привлечения внимания общества к литературе и чтению был объявлен Годом литературы. Программа года включает проведение масштабных мероприятий, среди которых Международный писательский форум «Литературная Евразия», проект «Литературная карта России», «Библионочь-2015», проекты «Книги в больницы» и «Лето с книгой», пилотный проект «Всемирный День Книги», конкурс «Литературная столица России». В 2015 году много юбилейных дат русских писателей и поэтов, есть произведения-юбиляры:

B.В. Бианки, Е.А. Благининой, Б.С. Житкова,

C.Я. Маршака, В.В. Маяковского, С.В. Михалкова, А.С. Пушкина, И.З. Сурикова, В.Г. Сутеева, Д. Хармса, К.И. Чуковского; существуют праздники: Всемирный день писателя (3 марта), Всемирный день поэзии (23 марта), Международный день детской книги (2 апреля), Пушкинский день (6 июня).

Представляем педагогический опыт деятельности детских садов г. Можайска (ЦРР -МДОУ №5, МДОУ №16, ФГК ДОУ «Детский сад №145»). С целью воспитания любви к книге и уважительного отношения к ней педагоги разработали программу воспитательной работы с детьми старшего дошкольного возраста в год литературы, построенную в соответствии с ФГОС.

Программа включает:

• создание развивающей предметно-пространственной среды; организацию мини-музеев и библиотек в группах, связанных с литературной и речевой деятельностью (уголок книги недостаточно на современном этапе), с учетом сезонности, памятных дат; вариативность выставок «Книга - друг детей»; организацию увлекательных дел (мастерских по изданию рукописных книг детей, «Книжкина больница» и др.);

• использование проектной деятельности детей и взрослых по сбору материала о творчестве русских писателей и поэтов округа (региональный компонент); создание видеоэкскурсий по местам жизни русских писателей и поэтов; широкое использование фольклорного материала и обрядовой поэзии, народных игр; проведение праздников литературного содержания;

• взаимодействие с родителями, библиотеками, книжными магазинами и литературными сообществами.

Задача взрослых - напитать разнообразной содержательной деятельностью детские прак-

тики. В детской книге сочетаются два вида искусства: художественное слово и изобразительное искусство (живопись, графика), поэтому при проведении образовательной деятельности можно объединить содержание педагогической работы по образовательным областям с использованием ИКТ. Литературная и художественно-речевая деятельность - это маленький спектакль, в котором активно участвуют дети.

Среди запланированных мероприятий большой интерес вызвал вечер обрядовой поэзии. Его моменты представлены на снимках.

Игра «Кто сильнее стукнет»

Фестиваль «Книжкина неделя» проходил в течение нескольких дней.

1 день: торжественное открытие фестиваля; праздничная встреча детей и их родителей с представителями книжных клубов, работников библиотеки округа, региона; презентация на тему «Книга - друг детей», литературный концерт детей, конкурс чтения стихов, совместное чаепитие;

2 день: смотр-конкурс мини-музея и библиотеки детской книги; экскурсии по группам, дети совместно с педагогами и родителями знакомят с музеем - экспонатами, мастерской и др.; моделирование ситуаций «Старая сказка на новый лад», организация мастерской «Книжкина больница» или «Издательство» группы;

3 день: сказочно-спортивное мероприятие «Там, на неведомых дорожках...»;

4 день: конкурс книг-самоделок «Моя первая книжка», ярмарка книг с презентацией по группам;

5 день: (культурно-досуговая деятельность на выбор педагога и детей): вечер народных

«Коробейники» на празднике

игр, литературно-музыкальная композиция, поэтический час и др.

Приобщению к книге, словесному искусству, воспитанию потребности в чтении у дошкольников лучше всего способствует культур-но-досуговая деятельность, которая не требует специальных репетиций, лишней заорганизо-ванности детей, а основана на знании детьми литературных произведений, мастерстве и творчестве педагога.

Вот возможные сценарии некоторых проводимых литературных мероприятий, основанные на организации разнообразных видов детской деятельности.

Литературное развлечение «В гостях у осени»

1. Сказочный калейдоскоп по народным сказкам

(Зал оформлен по теме мероприятия: выставка разнообразных книг сказок, которые дети принесли из дома, иллюстрации к ним, продуктивное творчество детей, во время игры звучит соответствующая музыка.)

Организуются 2 команды: одна команда -дети, другая - родители.

Ведущая. Сегодня мы собрались на интересную игру, узнаем, кто лучше знает народные сказки - дети или родители.

Знакомство с жюри. После выполнения трех заданий жюри выставляет оценки.

1 задание: назовите свои любимые народные сказки, кто больше.

2 задание: из какой сказки пришли герои? (выходят дети, одетые в костюмы Снегурочки, Емели, Машеньки, Иванушки - можно показать другие).

3 задание: инсценировать диалог из любимой сказки, дети - одну сказку, родители -другую.

Задание болельщикам: кто быстрее соберет разрезные картинки иллюстраций к сюжетам народных сказок (вызывают по 2 ребенка от команд).

Музыкальная пауза.

4 задание: какими словами начинаются сказки, какими заканчиваются?

5 задание: какую песенку пел Колобок, что говорила Машенька медведю, сидя в коробе? (для детей); что пела коза своим козлятам, какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само? (для родителей).

6 задание: по словам угадать название сказки - колодец, ведерко, лед, серебряные пятачки («Морозко»); коровушка, лес, яблонь-ка, наливные яблочки («Хаврошечка»); сани, мужик, мерзлая рыба, коромысло («Лисичка-сестричка и Серый волк»); копытце, купец, ведьма, река («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

Задание болельщикам: нарисовать красочный плакат, отражающий бережное отношение к книге, помогает команда.

Финальное задание: по иллюстрации назвать народную сказку, художники: В. Васнецов, И. Билибин, Е. Рачев, В. Конашевич и др.

Музыкальная игра «Теремок».

Подведение итогов, награждение детей книгами.

2. Литературный досуг «Книжная ярмарка»

Организуется книжная ярмарка, куда отбираются знакомые детям произведения, размещаются портреты писателей, художников, их книги, вдоль стен размещены столы для рассматривания книг. Приглашаются родители, библиотекари, работники книжных магазинов.

Презентация «Книга - лучший друг детей», по желанию могут выступить гости - рассказать о своем увлечении чтением книг.

Педагог - директор ярмарки объявляет: «Сегодня в детском саду открылась ярмарка детской книги. На нашей ярмарке книги не только рассматривают, но и «покупают». «Купить» книгу можно хорошим рассказом о ней: покупателю нужно назвать книгу и художника, который ее иллюстрировал, рассказать о выразительных средствах, используемых автором. Рассказать, как по иллюстрации можно узнать художника (звучит музыка).

Педагог.

Гости, лавки отпирайте,

Покупайте, покупайте!

Дети-покупатели подходят к прилавку, выбирают книгу, рассматривают ее и рассказывают. Если рассказ понравился продавцу, то он дает жетон (картинку) за книгу, другая картинка вкладывается в книгу. За плохой рассказ книга не продается, покупателю предлагается сесть за стол и внимательно рассмотреть рисунки, вспомнить, кто так рисовал.

Проводится викторина по произведениям писателей: педагог зачитывает отрывки из произведений - дети называют произведение и автора.

В конце ярмарки проводятся любимые игры детей. Потом книги доставляют в группу, дети показывают жетоны, по которым раздают книги.

3. Интеллектуальная игра «Умники и умницы» (по произведениям К. И. Чуковского)

(Можно взять материал из творчества другого известного писатеял и поэта.)

Зал оформлен в соответствии с темой мероприятия - портрет писателя на ткани, портреты иллюстраторов, Чудо-дерево, творчество детей, дети распределены на 2 команды: девочки - «Умницы» и мальчики - «Умники». Под песню «Маленькая страна» И. Николаева команды входят в зал.

Примерный перспективный план работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культуре - родной литературе, с широким включением регионального компонента

Интегрирующая тема периода Педагогические задачи Варианты итоговых мероприятий

Сентябрь Н.А. Надеждина, В.А. Чижиков

Творчество Н.А. Надеждиной Расширять представления детей о содружестве прозы и поэзии в творчестве Н.А. Надеждиной, рассказать о ее работе в детских журналах. Вызвать интерес к разнообразию литературных произведений. Выставка современных детских журналов. Литературное путешествие «Моя страна - мой дом».

Поэт-партизан Денис Давыдов Познакомить с героем Отечественной войны 1812 г., его боевыми и поэтическими подвигами. Подвести к пониманию того, что литература неразрывно связана с историей Отечества. Воспитывать интерес к историческим событиям, связанным с родной землей. Чтение поэзии поэта. Экскурсия в библиотеку на выставку, посвященную празднику. Поездка с родителями на праздник «День Бородина».

Творчество В.А. Чижикова Ввести детей в мир творчества художника-иллюстратора и автора книг. Вызвать интерес к разностороннему творчеству В.А. Чижикова: автору олимпийского медвежонка, учить дорожить духовными ценностями народа. Создание коллекции иллюстраций. Беседа-развлечение «Мир творчества В.А. Чижикова».

Преданья старины глубокой: устное народное творчество, обрядовые песни и танцы, народные игры - считалки. Продолжать знакомить детей с бытовой обрядовой поэзией, образностью языка. Познакомить с хороводом - обрядовым танцем с песнями, как видом почитания солнца. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального творчества. Воспитывать уважение к культуре русского народа. Развлечение «Книжкины посиделки». Беседа-досуг «Календарный и игровой фольклор». Вечер народных и хороводных игр.

Октябрь С.А. Есенин, Саша Черный, И.А. Бунин

Неделя творчества С.А. Есенина «Святая Русь -Земля Русская» Расширять кругозор детей о творчестве русского поэта, показать богатство его литературного языка. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе и родной земле с помощью произведений поэта. Слушание музыкальных произведений на стихи С. Есенина композитора Г. Струве. Видеоэкскурсия по Есенинским местам. Игровая программа «Березовая карусель». Поэтическая гостиная «Русь-матушка».

Живая азбука Саши Черного Закрепить знания о многогранном творчестве Саши Черного: проза, поэзия. Обратить внимание на языковые формы его произведений. Учить вслушиваться в текст, чувствовать красоту и юмор его произведений. Беседа о жизни и творчестве Саши Черного с электронной презентацией.

Творчество И.А. Бунина Обобщить знания детей о поэте нашей страны, сообщить, что И.А. Бунин - лауреат Нобелевской премии, это большая награда. Вызвать познавательный интерес к творчеству. Литературный вечер «Лес, точно терем расписной.».

Сказка - душа русского народа Приобщать детей к истокам народной культуры, формировать представление о народной сказке, выделив выразительные средства: повторы, словесные обороты, образность языка. Воспитывать нравственные качества личности ребенка. Чтение народных сказок, театрализованная деятельность. Сказочный калейдоскоп.

Ноябрь А.А. Блок, Е.А. Баратынский

Творчество А.А. Блока Ввести в мир поэзии А.А. Блока, вызвать интерес к творчеству. Учить воспринимать художественное слово и понимать язык произведений. Воспитывать языковое чутье, ценностное отношение к произведениям. Выставки творчества детей к произведениям. Беседа-досуг с чтением стихов поэта.

Творчество Е.А. Баратынского Расширять кругозор о богатстве поэзии русских писателей. Развивать интерес, умение видеть красоту природы, приобщать к книге. Литературное развлечение по произведениям поэта.

Деятельность детей в мини-музее книги Формировать умение самостоятельно работать с книгой, организовать содержательное общение в процессе деятельности детей по интересам: моделирование ситуаций с литературными героями, игры-эксперименты со словом. Воспитывать интерес к книге, заложить основы для дальнейшего саморазвития. Книжная ярмарка «Мир увлечений детей и взрослых». Игра-путешествие - знакомство с региональными писателями.

Памятники старины: легенды, сказания, былины Знакомство с героическим эпосом, былиной - это песнь о подвигах народа, в основе реальные события защитников земли русской. Былины пелись под игру на гуслях, а человек, передающий сказание, назывался сказитель. Пробудить интерес к сказаниям края. Продуктивная деятельность по теме. Деятельность детей в мини-музее книги. Праздник «День народного единства».

Декабрь А.А. Фет, А.Н. Плещеев

Творчество А.А. Фета Вызвать интерес к творчеству поэта. Учить вслушиваться в текст, чувствовать красоту образного языка и слова, воспитывать любовь к природе. Продуктивная деятельность по теме. Литературный досуг «Чудная картина...».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Творчество А.Н. Плещеева Закрепить знания о поэзии А.Н. Плещеева, учить чувствовать красоту художественного слова, речевые обороты. Воспитание интереса к русской поэзии. Продуктивная деятельность по теме. Презентация «Творчество поэта».

Деятельность детей в мини-музее книги Находить интересное содержание для общения и деятельности детей по интересам. Продолжать знакомить с региональными писателями и поэтами. Литературная гостиная - писатели и поэты региона (краеведческий час).

Былинник живописи В.М. Васнецов Познакомить с прошлым Родины на основе произведений исторического жанра В.М. Васнецова, которые созданы по мотивам народного эпоса. Учить видеть былинные элементы содержания и выражать свое отношение к произведениям в речи. Выставка картин художника. Музыкальная гостиная «В гостях у гусляра Садко».

Январь Н.И. Сладков, М.В. Исаковский, А.П. Чехов

Творчество Н.И. Сладкова Закрепить знания детей о произведениях писателя, учить понимать идею рассказов о природе, оценивать поступки героев. Прививать любовь к книге с помощью природоведческой литературы. Воспитывать бережное отношение к природе через творчество писателя. Викторина «Знатоки леса». Придумывание продолжения рассказов Н. Сладкова. Развлечение «От осени до лета», загадки леса.

Неделя творчества поэта - песенника М.В. Исаковского Расширять представления детей о содружестве музыки и поэзии, донести до детей, что в песенном творчестве М.В. Исаковского отражена тема Родины и народа. Он автор любимой всеми песни «Катюша». Воспитывать интерес к песенной поэзии. Слушание популярных, лирических песен М.В. Исаковского. Вечер песен военных лет.

Творчество А.П. Чехова Формировать интерес к творчеству А.П. Чехова и его произведениям для детей «Каштанка», «Белолобый». Воспитывать интерес к книге, потребность в чтении больших произведений. Видеоэкскурсия «По Чеховским местам». Длительное чтение рассказа «Каштанка».

Деятельность детей в мини-музее книги Мотивировать деятельность детей по интересам, используя моделирование ситуаций, игры. Продолжать знакомить с региональными писателями и поэтами. Игра-интервью «Мои любимые писатели и поэты».

Февраль В.М. Гаршин

Творчество В.М. Гаршина Закрепить знания детей о сказке В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница», учить понимать авторскую позицию. Прививать интерес к литературе, развивать положительные качества детей, воспитывать чувство юмора. Игра-путешествие «Занимательные истории» - выстраивание нового сюжета сказки. Продуктивная деятельность по теме.

Кирилл и Мефодий - создатели славянской азбуки. Кириллица и глаголица Познакомить детей с историей славянской азбуки и возникновения письменности, которую придумали братья Кирилл и Мефодий из далекого греческого городка Салоники. Донести до детей мысль, что без грамоты, письменности не может жить народ. Воспитывать уважение к предкам. Игра-путешествие «Откуда азбука пришла?». Просмотр фильма о славянских просветителях, показ памятника скульптора В. Клыкова в Москве.

Деятельность детей в мини-музее книги Способствовать объединению детей по интересам, обмениваться книгами и журналами друг с другом, умение находить темы для общения. Воспитание интереса к литературным произведениям. Ручной труд на выбор, создание журнала. Игровая программа «Разнообразие жанров».

Родной язык -язык Родины, провести аналогию: род - народ -Родина Обобщить мир родного языка: устное народное творчество, письменность, литература. Закрепить особенности выразительных средств родного языка: образность, поэтичность, точность, ориентируясь на ценности. Учить видеть связь времен от устного народного творчества до развития письма и литературы. Продуктивная деятельность по теме. Праздник родного языка «От считалки до азбуки».

Март П.П. Ершов, Г.М. Цыферов, Всемирный день писателя, Всемирный день поэзии

Творчество П.П. Ершова Закрепить представления о творчестве писателя: «Конек-горбунок» - единственное произведение писателя, оно тесно связано с народной поэзией, показать богатство родного языка. Развивать устойчивый интерес к длительному чтению, ценностное отношение к народной поэзии, введение образных выражений в повседневную речь. Рассматривание иллюстраций к сказке. Игра «Подбери картинку». Литературное развлечение «За горами, за лесами.». Продуктивная деятельность по теме.

День писателей Воспитывать культуру общения в праздничной атмосфере, любовь к родному слову и книге. Интеллектуальная игра «Умники и умницы». Литературный калейдоскоп по творчеству русских писателей.

Творчество Г.М. Цыферова Расширить знания детей о творчестве писателя-сказочника Г.М. Цыферове; о разнообразии жанров: писал сказки-малютки, большие сказки, сценарии к мультфильмам. Познакомить с его книгами-куклами, озвученными книгами. Развивать познавательную мотивацию к книге, искусству слова. Показ мультфильмов по произведениям Г.М. Цыферова. Развлечение «Чудо-сказки». Ручной труд «Волшебная страна».

День поэзии Воспитывать культуру общения в праздничной атмосфере, любовь к родному слову. Поэтическая гостиная «Праздник поэзии».

Апрель Международный день книги

Книгопечатание, Иван Федоров Познакомить с событием, сыгравшим большую роль в просвещении Руси - вышла первая печатная книга. Рассказ о первом печатном станке И. Федорова, одна из первых печатных книг - «Азбука». Познакомить с оформлением первых печатных книг, с буквицей - декоративной росписью. Мультимедийный показ «Иван Федоров». Создание собственных книг - украшение буквицей.

Где живут книги? Познакомить с хранением книг. Показать на конкретных примерах от старины до наших дней роль книги в жизни человека. Развивать познавательную мотивацию к книге, искусству слова. Экскурсия в библиотеку, книжный магазин. Показ слайдов «Российская государственная библиотека».

Современное книгопечатание. Какие бывают книги? Познакомить детей с современным книгопечатанием. Сообщить, что в современной жизни используют электронные книги, аудиокниги и др. Закрепить полученные знания детей о книжном деле. Воспитывать потребность в общении с книгами, уточнить представление о жанровых особенностях литературы. Беседа «Как рождается книга?». Игра-интервью «Моя любимая книга». Игра-путешествие «Необычная книга». Викторина «Что мы знаем о книге?».

Фестиваль «Книжкина неделя» Донести до детей, что в этом году многие произведения русских писателей и поэтов отмечают юбилейный день рождения. Воспитывать культуру общения в праздничной атмосфере, любовь к родному слову. Праздник детской книги.

Май В.В. Лунин

Творчество В.В. Лунина Углублять знания детей о поэте-сказочнике, особенности его творчества: писал игровые и озорные стихи. Воспитывать языковое чутье, чувство юмора. Рассматривание иллюстраций к произведениям В.В. Лунина. Праздник непослушания. Любимые стихи.

Деятельность детей в мини-музее книги Учить детей самостоятельно организовывать свободное время интересной деятельностью. Развивать умение работать сообща. Игровая программа «Когда это бывает?». Создание презентации.

День славянской письменности (24 мая) Показать родство народов, связанных в древности единым языком, используя сказки разных народов. Закрепить полученные знания детей в процессе образовательной деятельности: совместной и самостоятельной. Литературные чтения и презентации, посвященные славянской письменности.

Июнь Пушкинский день, А.Т. Твардовский

Великий русский язык Познакомить с собирателем памятников русского языка и народного творчества В.И. Далем: сказки, песни, загадки, пословицы. Воспитывать уважение к русскому слову. Игры «Мастерская слова», «Картины-слова», «Мешочек сказок». Вечер «Наш родной язык».

Родное слово (6 июня) Воспитывать культуру общения в праздничной атмосфере, любовь к родному слову. Праздник русского языка.

Лукоморье Ввести детей в мир сказок А.С. Пушкина, показать богатство их языка - сравнений, эпитетов, метафор. Развивать навыки выразительной передачи сказочных образов. Воспитывать интерес к творчеству великого русского поэта и гордость за нашу Родину. Выставка иллюстраций к сказкам. Сказочные посиделки «Герои сказок». Презентация «Лукоморье».

Творчество А.Т. Твардовского Познакомить с творчеством поэта, воспитывать ценностное отношение к произведениям. Воспитывать уважение к разнообразным произведениям и книге. Рассматривание картины Ю. Непринцева «Отдых после боя», чтение отрывка из поэмы «Василий Теркин» - «Гармонь».

Работа в летний период: июль - Л.А. Кассиль, В.А. Приходько; август - М.М. Зощенко, Э.Ю. Шим.

Ведущий. Приветствуем команду «Умницы», приветствуем команду «Умники» (аплодисменты).

Дорогие гости! Начинаем нашу игру, которая посвящена творчеству К. Чуковского, соревнуются две команды: «Умницы» - на красной дорожке, «Умники» - на синей, которые состоят из квадратов; знакомство с правилами игры: за правильный ответ команда продвигается на один квадрат вперед, в случае неверного ответа команда стоит на месте; ведущий представляет жюри (после каждых трех заданий слово предоставляется жюри).

Приветствие команд: капитан называет свою команду, дети вместе говорят девиз команды и высказывают пожелания другой команде.

Ведущий. Любите ли вы произведения К. Чуковского, чем они вам нравятся, что необычного в произведениях, назовите эти произведения (был большим фантазером).

Творчество К. Чуковского разнообразно, его стихи легко запоминаются, по его сказкам созданы мультфильмы, показывают спектакли в театрах, музыкальные оперы, балеты.

Разминка команд, задание - прочтите строки из произведений любимого писателя (по 2 человека).

Задание - назовите сказки, которые переложены на музыку (опера М. Красева «Муха-цокотуха», балет И. Морозова «Доктор Айболит»).

Задание - угадайте, из каких произведений эти предметы: полотенце, самовар, телефон, посуда.

Задание для болельщиков - отобрать рисунки к произведениям (предлагается набор иллюстраций), игра-импровизация «Перепутаница».

Динамическая пауза под стихотворение «Радость» (произвольно).

Ведущий. Конкурс капитанов, задание 1 - найти отличия героев произведений (показ слайдов); задание 2 - придумать небылицу.

Музыкальный конкурс: исполняется «Песенка про книжку» муз. С. Соснина.

Ведущий. Славу страны составляют писатели и поэты. Недалеко от Москвы, в поселке Переделкино, где жил писатель, есть маленький домик, расписанный картинами из сказок, это библиотека для детей, там есть комната для игр и рисования, которую создал писатель (показ видеозаписи).

Конкурс для болельщиков - как понимаете выражение «Пословица недаром молвится», назовите пословицы.

Подведение итогов, слово жюри: команды умниц и умников показали интересные знания о писателе К. Чуковском, ребята были находчивыми, веселыми, и победила дружба ребят, вручение призов у Чудо-дерева.

Предлагаемая работа по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской литературной культуре - это пример использования чтения литературных произведений в образовательном процессе, содержание которого органично включается в непосредственную образовательную деятельность через организацию различных видов детской деятельности. Каждую тему можно также представить как проект и объединить все виды детской деятельности по образовательным областям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое (приобщение к художественной литературе), художественно-эстетическое, физическое развитие. Неформальный подход к педагогической деятельности, направленной на ознакомление с литературным искусством в детском саду и дома, позволит создать полноценную образовательную среду детства, возродить забытые, но эффективные формы работы (семейное чтение, семейный театр), увидеть новые перспективы в области художественного воспитания дошкольников. ■

Литература

1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. - М.: Мозаика-Синтез, 2004.

2. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

3. Гризик Т.И. Учимся играя. - М.: Просвещение, 2012.

4. ЕлисееваМ.Б. Книга в восприятии ребенка от рождения до 7 лет. - М., 2008.

5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.

6. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. -М.: Просвещение, 1985.

7. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. - М.: ТЦ Сфера, 1998.

8. ФГОС дошкольного образования / Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155.

9. Флерина ЕА. Эстетическое воспитание дошкольников. - М.,1961.

Статья поступила в редакцию 04.09.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.