Научная статья на тему 'Народная культура как средство формирования художественно-речевой компетентности детей старшего дошкольного возраста'

Народная культура как средство формирования художественно-речевой компетентности детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1190
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панова Вероника Александровна

В статье рассматривается русская народная культура как средство формирования художественно-речевой компетентности детей старшего дошкольного возраста, выявлена ее воспитательная роль и познавательное значение в формировании личности. Определена ее уникальная возможность, позволяющая воспитателям выстроить работу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей, обычаями и традициями своего народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панова Вероника Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Народная культура как средство формирования художественно-речевой компетентности детей старшего дошкольного возраста»

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Панова В.А.

Панова Вероника Александровна - воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 48 «Пчелка», г. Симферополь, Республика Крым

Аннотация: в статье рассматривается русская народная культура как средство формирования художественно-речевой компетентности детей старшего дошкольного возраста, выявлена ее воспитательная роль и познавательное значение в формировании личности. Определена ее уникальная возможность, позволяющая воспитателям выстроить работу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей, обычаями и традициями своего народа.

Ключевые слова: народная культура, художественно-речевая деятельность, художественно-речевая компетентность, дети старшего дошкольного возраста.

Постановка проблемы. Одной из важнейших задач дошкольного образования является овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной, диалогической и монологической речи. Это отражено в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте в одной из образовательных областей «Речевое развитие» [10, с. 10]. Проблема развития речи детей дошкольного возраста на сегодняшний день актуальна, т.к. процент детей с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен уметь четко выражать свои чувства, мысли, желания, вступать в диалог, грамматически и интонационно правильно строить предложения. Задачи речевого развития детей дошкольного возраста решаются не только на занятиях, но и на протяжении всего времени, пока ребенок пребывает в детском саду.

Анализ исследований по проблеме. Речь ребенка начинает формироваться в раннем возрасте в процессе общения со взрослыми, а также под влиянием детской литературы и произведений устного народного творчества. Народную культуру рассматривали и изучали такие педагоги как: Ф.А. Сохин, В.А. Сухомлинский, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский; психологи Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Е.О. Смирнова; лингвисты - А.А. Потебня, В.К. Харченко и др.

К.Д. Ушинский считал, что первый воспитатель - это народ, а народные сказки -первые и блестящие попытки создания народной педагогики [9, с. 154]. По мнению Е.И. Тихеевой, только при приобщении ребенка к народной культуре происходит развитие речи и образного мышления [8, с. 123].

Художественно-речевую деятельность, ее особенности в работе с детьми дошкольного возраста рассматривали в своих работах Л.А. Кондрыкинская, Я.Л. Коломинский, И.Ю. Левченко, Е.А. Медведева, О.О. Мамий, А.М. Петаева, Г.А. Тихомирова, Л.Б. Фесюкова, С.М. Чемортан и др.

Цель статьи - рассмотреть русскую народную культуру как средство формирования художественно-речевой компетентности детей старшего дошкольного возраста.

Изложение основного материала. Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания - поскольку сейчас детей рано приобщают к искусству в целом и миру художественной литературы в частности, следовательно, акцент делается на ее творческую направленность. В этом случае художественно-речевая деятельность может стать основой литературного и речевого развития

ребенка. Традиционно художественно-речевая деятельность дошкольников рассматривалась как средство развития образности и выразительности речи, активизации их поэтического слуха; она помогает развить мышление, память, помогает овладеть образностью и выразительностью речи, обогащает эмоции ребенка, воспитывает интерес к художественному слову, знакомит детей с художественной литературой, с народной культурой.

Под художественно-речевой деятельностью понимается такая деятельность, которая возникает у ребенка под влиянием литературного или фольклорного произведения. Понятие художественно-речевой деятельности детей многокомпонентно: это и восприятие детьми произведений художественной литературы и фольклора, ознакомление с простейшими литературными терминами, рассказывание, пересказ сказок, чтение наизусть стихотворений, произведений устного народного творчества, освоение образной и выразительной речи; также сюда включается исполнительская, творческая деятельность по мотивам художественных и народных произведений.

Так, по мнению С.М. Чемортан, в дошкольной педагогике художественно-речевая деятельность выступает как средство формирования выразительности и образности речи; данный вид деятельности является одним из средств развития коммуникативных и творческих способностей ребенка. Произведения детской художественной литературы, которые предусмотрены программой воспитания для работы с детьми дошкольного возраста, способствуют накоплению их опыта и знаний об окружающем мире, формированию положительных моральных и волевых качеств, обогащают словарный запас дошкольников, способствуют формированию выразительного и образного языка [11, с. 64].

В ходе художественно-речевой деятельности у детей формируется художественно-речевая компетентность. По определению И.А. Зимней, компетентность - это процессуальное явление, формируется и проявляется в деятельности [2, с. 38]. Отсюда, художественно-речевая компетентность-это явление, которое формируется в ходе художественно-речевой деятельности и состоит из таких компонентов: когнитивно-речевая, театрально-игровая и поэтически-выразительная компетентность.

Произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы, являются одним из главных источников развития связной речи. Когда ребенок использует в своей речи произведения устного народного творчества, он учится ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно правильно окрашивать свою речь, у ребенка развивается умение творчески использовать слово, развивается интерес к художественному слову. Кроме этого, у ребенка расширяется кругозор и он знакомится с историей своей страны. Особенно дети любят малые фольклорные формы, которые доступны в любом возрасте: народные сказки, заклички, дразнилки, загадки; в старшем дошкольном возрасте можно познакомить с небылицами, частушками, былинами.

Возможности народной культуры в решении актуальных проблем художественно-речевого развития детей и позволяют определить сущность данного понятия.

Народная культура - собирательный термин, не имеющий четко определенных границ и включающий культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени. Народная культура включает в себя следующие компоненты: народное творчество, фольклор, ремесла, народную музыку, декоративно-прикладное искусство, народные игры, праздники.

В воспитательном процессе дошкольников народная культура представляет особый интерес. Народное творчество - неисчерпаемый источник умственного, эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключенная в устном народном творчестве, на протяжении многих веков воспитывала в детях народную гордость, чувство собственного достоинства, чувство

41

любви в Родине, толерантность, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку, культуре.

Наряду с общей образовательной программой, в дошкольных учреждениях также реализуются парциальные программы, специализированной направленности. В частности, парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», разработанная О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой, направлена на формирование у детей базиса личностной культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, особенностями культуры; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям общества и государства [4, с. 5].

Кратко и лаконично выражались гуманистические и нравственные идеи в народных пословицах и поговорках. Так, у марийского народа в старину бытовала поговорка: «Дерево на дерево опирается, а человек на человека», «Детей боями не учат, добрым словом учат» (русская); «Ребенка палкой не научишь» (крымскотатарская).

Следует отметить, что понятия «народная культура» и «народное творчество» -синонимичны, и часто, когда говорят «народная культура», подразумевают «народное творчество». Это неверно, так как народное творчество (народное искусство, фольклор) - художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец [5, с . 292-293].

Понятие «народная культура» намного шире понятия «народное творчество», поскольку, как отмечалось выше, включает в себя множество компонентов, в том числе и народное творчество. Раскроем их особенности и потенциал.

Устное народное творчество. Использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок.). В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности - представления о добре, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетается слово, напевность, музыкальный ритм. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей [1, с. 14].

Народные ремесла. Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные обряды. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и вышивке, причудливые игрушки. Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, очень важно знакомить с ним детей. Так, например, в условиях детского сада детей знакомят с гончарным ремеслом, а также с изготовлением народных игрушек из глины.

Декоративно-прикладное искусство. Ценность произведений народного декоративного искусства состоит не только в том, что они представляют предметный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками духовной культуры, духовно-нравственного богатства народа. Они все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняющие историческую связь времен. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные

42

художественные традиции. Виды декоративно-прикладного искусства: роспись по дереву, вышивка, кружевоплетение, чеканка, ковроткачество и др. Например, детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ИЗО знакомят с такими видами росписи как гжельская, хохломская, дымковская, жостовская и др.

Народные игры и праздники. Игра - удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Народные игры отражали образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои; связаны с песней, танцами, плясками, сказками, загадками и другими видами народного творчества. Игры знакомят с национальными традициями народа, прививают уважение к ним, передают духовно-нравственные и эстетические ценности [1, с. 27]. В качестве наглядного примера приведем опыт работы в данном направлении в МБДОУ № 48 «Пчелка» г. Симферополя РК. В группе старшего дошкольного возраста «Непоседы» было проведено тематическое развлечение «Ярмарка», где дети переодевались в русские народные костюмы, пели народные песни «Во кузнице», «На горе та калина», играли в русскую народную игру «Плетень», что способствовало обогащению знаний детей о культуре и быте народа, а также пополнило и расширило словарный запас детей, вызвало интерес к устному народному творчеству.

Знакомство детей с народным творчеством начинается с раннего возраста с потешек, колыбельных песенок. Попевки, приговорки, скороговорки, считалки с давних времен создавались в народе на потеху детям. Так как в них используется особое сочетание звуков, то они развивают у детей фонематический слух и благоприятно влияют на речевое и социально-коммуникативное развитие. Также, они помогают установить контакт между ребенком и взрослым. Например: «Этот пальчик

- дедка, этот пальчик - бабка, этот пальчик - папенька, этот пальчик - маменька, этот пальчик - наш малыш, а зовут его-...!»

Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества - они воздействуют не только на разум, но и на чувства человека: поучения, которые заключены в них, легко воспринимаются и запоминаются. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, сжато, образно выражать свои мысли и чувства, при этом интонационно верно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, образно описать предмет, дать ему яркую характеристику, обогащается речь, развивается фонематический слух. Пословицы и поговорки можно использовать в любой ситуации. Если ребенок уклоняется от выполнения какого-либо поручения, можно сделать ему нравоучительное замечание, а можно сказать: «Что же получается - делать - не я, работать - не я, а кисель хлебать

- нет против меня?».

Одной из самых эффективных форм педагогического воздействия на личность издавна выступала народная сказка. В большинстве русских народных сказок главный герой - богатырь, заботясь о своих близких, своем народе, сражается с различными чудовищами (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный) и, уничтожая зло, устанавливает справедливость.

Также, в сказках часто дается образец отзывчивого отношения к окружающему («Морозко», «Гуси-лебеди»). Обогащать речь ребенка, формировать коммуникативные навыки можно при помощи диалогического общения на основе произведений устного народного творчества. Речь героев художественных произведений служит образцом вербального общения и поведения носителей языка, которые принадлежат к разным возрастным и социальным группам, обогащает речевую практику читателей (слушателей), совершенствует их коммуникативно-речевые умения. Духовно-моральный потенциал устного народного творчества повышает уровень познавательного и личностного общения детей, влияет на эмоциональную сферу, моральные, интеллектуальные, эстетические чувства, на эмоционально-ценностное отношение к себе, к другим людям, к окружающему миру.

Диалоговое общение взрослого и ребенка с использованием фольклорного материала содействует становлению внутренней культуры воспитанников и формированию их коммуникативной компетентности. Содержание и композиционное построение народных сказок рассчитаны на общение рассказчика и слушателя. Устное народное творчество отражает искусство народа передавать не только чистое содержание своих мыслей, но и живую окраску чувств, без которой невозможно настоящее понимание их основного смысла. Устная форма передачи фольклорного произведения предусматривает обращение взрослого к личности ребенка как к активному субъекту взаимного общения, равноправному участнику разговора; взрослому необходимо передать основную мысль высказывания не только правильно, но и выразительно.

При этом педагог не только задает детям вопросы, но и сам активно участвует в разговоре, высказывает свою мысль относительно происходящих действий. С интересом старшие дошкольники рассуждают о таких людских качествах, как лень, упрямство, глупость, жадность, мудрость. Длительность беседы определяет сам ребенок. Как только педагог ощутит, что ребенку не интересно, разговор лучше прервать или перевести в другую деятельность.

Загадка является одой из малых форм устного народного творчества, которая подразумевает иносказательное описание предмета или явления, они обогащают и расширяют словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова, развивают способность к анализу, обобщению, формируют умение самостоятельно делать выводы, выделять самые характерные и выразительные признаки предметов и явлений, помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ф.А. Сохина [7 , с. 178].

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей неоспоримо. Использование малых форм фольклора помогает решать практически все задачи методики развития речи и наравне с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал устного народного творчества.

Известно, что дети дошкольного возраста затрудняются в понимании и трактовке значения пословиц и поговорок.

Ю.Г. Илларионова выделяет причины ошибок, которые возникают у детей при отгадывании загадок:

- невнимательность при прослушивании текста загадки и, как следствие дети не запоминают в полном объеме содержание загадки;

- частично или полностью не понимают текст загадки;

- используют не все признаки, имеющиеся в загадке при отгадывании и сравнении;

- недостаточный уровень знаний о загаданном предмете или явлении;

- не обладают способностью проанализировать, сравнивать и обобщать признаки, представленные в загадке [4, с. 47].

Касательно других малых форм фольклора, Л.С. Романенко в своих исследованиях подчеркивает, что дети знают и с удовольствием повторяют потешки, прибаутки, песенки, байки [6, с. 16]. Но большинство из них не владеют речевыми навыками. Узнавая потешку, сказку, они только называют ее персонажей. Причину автор видит в несистематической работе педагогов в использовании малых форм фольклора в речевом развитии детей.

Итак, если учитывать возрастные возможности детей и организовывать систематическую работу с фольклорными жанрами со старшими дошкольниками, то они становятся доступными пониманию и осознанию детьми, а значит, использование устного народного творчества в речевом развитии детей вполне оправдывает себя.

Вывод. На основе всего вышеизложенного можно констатировать, что народная культура обладает тем потенциалом, который целенаправленно и гармонично развивает коммуникативную и нравственно-ценностную сферы ребенка. Художественное слово фольклора для дошкольников является образцом морального поведения, сокровищницей разных судеб и характеров, символом чистоты и милосердия, но оно выполняет свое назначение в развитии художественно-речевой деятельности детей дошкольного возраста только в том случае, когда в процессе восприятии произведения у ребенка возникают мысли, будоражащие его сознание, вызывающие чувства, эмоции. В этом случае народная культура обладает познавательным и развивающим значением и доставляет художественно-эстетическое удовольствие. Важнейшим условием решения задач формирования художественно-речевой компетентности является использование педагогом в работе с детьми образцов народной культуры, произведений устного народного творчества.

Список литературы

1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор / пособие для учителя. М.: Учпедгиз, 1957. 240 с.

2. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Академия, 2001. 237 с.

3. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки / Ю.Г. Илларионова. М.: Просвещение, 1976. 127 с.

4. Князева О.Л., Маханева М.Д. Образовательная программа О.Л. Князевой «Приобщение детей к истокам русской культуры». [Электронный ресурс] / О.Л. Князева, М.Д. Маханева. Режим доступа: https://docviewer.yandex.rU/view/0/ (дата обращения: 25.09.2019).

5. Новикова Я.В. Значение русской народной культуры в процессе изучения предметов художественно-эстетического цикла / Я.В. Новикова // Молодой ученый, 2014. № 15. С. 292-293.

6. Романенко Л.С. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошкольное воспитание, 1990. № 8. С. 15-18.

7. Сохин Ф.А., Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду: Кн. для воспитателей детского сада / под ред. О.С. Ушаковой. М.: Просвещение, 1993. 271 с.

8. Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста: пособие для воспитателей детского сада / под. ред. Ф.А. Сохина. 5-е изд. М.: Просвещение, 1981. 159 с.

9. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании / Антология гуманной педагогики / К.Д. Ушинский. М.: Педагогика, 1998. 215 с.

10. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт: Письма и приказы Минобрнауки. М.: ТЦ Сфера, 2014. 96 с.

11. Чемортан С.М. Формирование художественно-речевой деятельности старших дошкольников / С.М. Чемортан. Кишинев, 2006. 98 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.