Научная статья на тему 'Роль детской художественной литературы при формировании действенности речи у детей старшего дошкольного возраста'

Роль детской художественной литературы при формировании действенности речи у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2541
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COMMUNICATIVE ACTIVITIES / ДЕЙСТВЕННОСТЬ РЕЧИ / THE EFFECTIVENESS OF SPEECH / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / FICTION / РЕБЕНОК ДОШКОЛЬНИК / PRESCHOOL CHILD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чуйкова Ирина Владимировна

В статье рассматривается значимость ознакомления с детской художественной литературой при формировании коммуникативных качеств, в частности, действенности речи.Раскрывается важность действенности речи для детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Чуйкова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of children''s literature in the formation of the effectiveness of speech at children of the senior preschool age

The article discusses the importance of familiarization with children's fiction in the formation of communicative qualities, in particular, the effectiveness of speech. It reveals the importance of the effectiveness of the speech of children of the senior preschool age.

Текст научной работы на тему «Роль детской художественной литературы при формировании действенности речи у детей старшего дошкольного возраста»

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 373.2

И.В. Чуйкова, г. Шадринск

Роль детской художественной литературы при формировании действенности речи у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается значимость ознакомления с детской художественной литературой при формировании коммуникативных качеств, в частности, действенности речи.Раскрывается важность действенности речи для детей старшего дошкольного возраста.

Коммуникативная деятельность, действенность речи, формирование, художественная литература, ребенок дошкольник.

I.V. Chuykova, Shadrinsk

The role of children's literature in the formation of the effectiveness of speech at children of the senior preschool age

The article discusses the importance of familiarization with children's fiction in the formation of communicative qualities, in particular, the effectiveness of speech. It reveals the importance of the effectiveness of the speech of children of the senior preschool age.

Key words: Communicative activities, the effectiveness of speech, formation, fiction, preschool child.

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции и дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Дети дошкольного возраста проходят длительный путь от безотчетного эмоционального отклика до понимания зависимости средств художественной выразительности от содержания произведения. Это развитие происходит при таком донесении литературного произведения до ребенка, когда его внимание обращается не только содержанием, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения. Восприятие литературного произведения станет эффективным, если ребенок будет к нему подготовлен.

В педагогической практике высокий уровень речевой культуры обозначается с помощью термина «хорошая речь». В это понятие включаются все коммуникативные качества: точность, логичность, уместность, выразительность, богатство речи, действенность. По нашему мнению, необходимо обратить внимание на то качество, которое делает ее наиболее эффективной. На наш взгляд, это важное коммуникативное качество - действенность речи.

Эффективность - это качество процесса коммуникации, а действенность - это качество речи. Иными словами, именно действенная речь делает коммуникацию эффективной.А. А. Мурашов, В. Ф. Русецкий отмечают, что действенность речи есть коммуникативное качество, заключающееся в возможности решить именно ту задачу, которую говорящий ставил перед собой и аудиторией.

Рассматриваемая нами коммуникативная деятельность - вербальное общение -представляет взаимодействие людей при помощи речи. В.А. Артемов отмечает, что одним из условий осуществления общения служит понимание друг друга. Анализируя механизмы речевой деятельности можно установить, что действенность речи определяется реакцией слушателя на сообщение говорящего.

При этом И.А. Зимняя отмечает, что сложность и неоднородность этого процесса обуславливается целым рядом объективных и субъективных факторов. К объективным фактором относится речевое сообщение, его новизна, способ преподнесения. В качестве субъективных выступают: осмысленность восприятия, его дискретность, обусловленность восприятия прошлым опытом человека, опережающий характер восприятия и обусловленность восприятия закономерностями функционирования памяти.

В исследованиях Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева отмечается, что строение диалога определяется не столько правилами языкового поведения людей, сколько канонами человеческого общения и индивидуальными особенностями мировосприятия говорящих.

Необходимо отметить, что детская художественная литература и должна являться канонами человеческого общения среди детей дошкольного возраста.

В старшем дошкольном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний.

Большое значение работе с живым словом придавала Е. А. Флерина, считая, что рассказывание самих детей развивает мышление и навыки речи. Она указывала на то, что через плавную, связную речь в рассказе ребенок строит ее логически и последовательно. Педагог дала четкие указания в выборе репертуара для рассказывания: определенная тематика, единая линия сюжета, язык простой, но звучный, ритмичный, красочный. Особое место Е. А. Флерина придавала образности речи, чтобы словесный материал вызывал в воображении ребенка ясные представления, четкие образы и затрагивал его эмоционально.

Анализ данных исследований позволил установить, что некоторые показатели эффективной коммуникации рассматривались отдельными учеными. Так, О. С. Ушакова, Е. А. Смирнова изучали особенности составления связного повествования старшими дошкольниками, определяли возможность формирования у детей понятия о развитии сюжета в рассказе, развивали представление о структурных элементах композиции, о типах связи между смысловыми частями текста, между предложениями и внутри них.

Рассматривая развитие связной речи младших дошкольников, Л. Г. Шадрина обращала внимание на то, как дети устанавливают логические и формальные связи, соединяют предложения между собой, какими языковыми средствами при этом пользуются.

Н. В. Гавриш занималась поиском путей формирования образной, выразительной речи дошкольников на основе использования разных жанров литературы и устного народного творчества. Рассматривая развитие образности как важное звено в общей системе речевой работы, автор подчеркивает, что показателем богатства является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания.

Предметом научного исследования Л. А. Колуновой являлась точность словоупотребления, понимание смысловых оттенков значений слов, их роли в развитии словесного творчества. Автор отмечает, что у детей можно развить понимание

различий значения слова в зависимости от смысловых оттенков, дающих им дополнительные эмоционально-оценочные характеристики.

Основным средством обучения действенности речи у детей старшего дошкольного возраста нами определена детская художественная литература. В связи с этим, следует остановиться на определении ее значения для речевого развития детей и выявить методы ознакомления с данным видом искусства.

Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, О. И. Никифорова, Л. С. Славина, Б. М. Теплови др. обратили внимание на характерные особенности понимания дошкольниками содержания художественных литературных произведений. Это, прежде всего, конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому и подчеркивается, что только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного воспитания возможно формирование эстетического восприятия и на этой основе - развитие детского художественного творчества.

На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речевого общения указывали педагоги, психологи, лингвисты (Л. И. Айдарова, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. Л. Кусова, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, М. П. Сакулина, Ф. А. Сохин, Б. М. Теплов, Е. И. Тихеева, К. Д. Ушинский, Е. А. Флерина, А. М. Шахнаровичи др.). Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Б. М. Теплов, рассматривая природу художественного восприятия ребенка, указывал, что сопереживание, мысленное содействие герою произведения составляет «живую душу художественного восприятия».

Чтобы полноценно воспринять литературное произведение, необходимо его эмоционально пережить, «заразиться» им. Специфика познания литературного произведения заключается в том, что ребенок активно содействует героям и переживает с ними происходящие события. Он внутренне как бы переживает жизнь героев, относится к ним личностно - любит одних, презирает других, присваивает их духовный опыт, и этот опыт, воплощенный в образах, точно соответствующих сознанию малыша, становится для него собственным, личным, начинает влиять на его действия.

Восприятие литературы должно быть эмоционально непосредственным. Б. М. Теплов подчеркивал, что одна из труднейших задач художественного воспитания -сохранение этой непосредственности «при возрастающей сознательности отношения, при углублении и в содержание, и в технику»

Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает нормы языка в единстве с его лексикой. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи, народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Другим важным компонентом процесса восприятия литературного произведения является познавательная деятельность, которая помогает проникнуть в смысл произведения, понять его идейную направленность. Следует подчеркнуть, что ребенок должен установить связи в тексте, причины событий, мотивы поступков главного героя, его мысли, переживания, речевые действия, оказывающие влияние на собеседника.

Эмоциональный отклик заключается во внутреннем содействии персонажам, когда дошкольник отождествляет себя с героем, присваивает его коммуникативный опыт, который влияет на собственное речевое поведение.

Кроме того, важно подчеркнуть большую роль художественной литературы для развития речи детей дошкольного возраста. Этими вопросами занимались такие ученые, как Л. М. Гурович, А. В. Запорожец, Н. С. Карпинская, С. М. Чемортан, А. Е. Шибицкая и др. При этом Е. В. Бодрова, Н. В. Захарюта рассматривали связи и отношения героев произведения, понимание его композиции.

А. Д. Кошелева, Л. П. Стрелковаисследовали эмоциональный аспект в восприятии литературы. Данные исследования подтверждают, что если в процессе восприятия литературных произведений внимание обращается на понимание смысла слова со всеми его контекстуальными оттенками, во всем их смысловом и эмоционально-экспрессивном объеме, то происходит расширение пассивного словаря детей, который до определенного момента ими не использовался в речи.

Н. С. Карпинская считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой, что особо значимо для нашего исследования. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. По нашему мнению, владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию у детей действенности речевых высказываний.

Общаясь с ребенком, необходимо выработать модель его речевого поведения при чтении художественной литературы. Прежде всего, нужно научить ребенка слушать. Необходимо отметить, что это достигается не призывами к послушанию и слушанию, а подбором интересной, доступной ребенку литературы, неспешным выразительным чтением, умением почувствовать и учесть эмоциональное состояние малыша. Книгу нельзя навязывать, преподносить как нечто обязательное, читать между делом.

Необходимо отметить,что восприятие художественного произведения формируется у дошкольников в связи с ходом их психического развития, которое обусловлено, прежде всего, воспитанием и обучением.

Таким образом, литературные произведения раскрывают перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве. В старшем дошкольном возрасте закладывается основы для формирования таких коммуникативных качеств как точность, логичность, выразительность, уместность и действенность и др.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева, М. М. Методика работы с художественной литературой в детском саду / М. М. Алексеева // Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для вузов / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва, 2000.

2. Ушакова, О. С. Ознакомление с художественной литературой во взаимосвязи с развитием речи и творчества дошкольников / О. Ушакова // Обруч. - 2015. - № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.