свои фантазии, дать волю воображению, почувствовать себя творцом, осознать и изменить эмоциональное отношение к тем или иным явлениям и событиям, воплощая их в образы.
Подводя итоги, хотелось бы подчеркнуть, что изо-терапия в образовательном процессе ДОО имеет большой потенциал. Изо-терапевтические занятия не утомляют детей, у них сохраняется высокая активность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Использование различных техник и приемов создания изображений выступает как способ познания своих возможностей и окружающей действительности, выражения различного рода эмоций, средством снижения психоэмоционального напряжения, пережидание и усмирение ярости, гнева, злости, получение ребенком положительных эмоций, развитие чувства успешности, создание настроя на активное творчество, развитие изобразительной деятельности. Таким образом, в педагогической практике изо-терапия может использоваться в качестве развивающего средства обучения и создания в ДОО здоровьесберегающей образовательной среды.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аметова, Л.А. Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. «Сам себе арт-терапевт» [Текст] / Л.А. Аметова. - М. : Московский государственный открытый педагогический университет, 2003. - 36 с.
2. Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий [Текст] / Л. Д. Лебедева. - СПб. : Речь, 2003. - 256 с.
3. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми [Текст] : рук-во для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. - СПб. : Речь, 2008. - 160 с.
4. Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии [Текст] / А.И. Копытин. - СПб. : Питер, 2002. - 366 с.
УДК 373
И.В. Чуйкова, г. Шадринск
Литературное произведение как средство формирования действенности
речи у детей дошкольного возраста
В статье рассматривается проблема формирования действенности речи средствами литературных произведений. Автор статьи определяет значение художественной литературы, коммуникативных качеств речи дошкольника. В плане методических рекомендаций отмечены методы и приемы, способствующие формированию действенности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Действенность речи, коммуникация, литературные произведения.
I.V. Chuykova, Shadrinsk
Literary works as means of formation effectiveness of speech in
preschool children
The problem of the formation of the effectiveness of speech means of literary works. The author defines the value of literature, communicative qualities of speech preschooler. In terms of guidelines marked with methods and techniques that contribute to the formation of the effectiveness of speech in children ofpreschool age.
Keywords: The effectiveness of speech, communication, literary works.
Исследования дошкольного детства показали, что коммуникативное становление личности в этот период носит до некоторой степени стихийный характер. Именно в этом возрасте вырабатывается интеллектуальная регулирующая планирующая функция речи, умение ориентировать свою речь на партнера и ситуацию общения, а также отбирать языковые средства воздействия на слушателя (Д. Б. Эльконин, А. К. Маркова, А. М. Леушина, А. А. Люблинская и др).
Речь является важным средством самовыражения ребенка. С этой точки зрения особое значение имеет действенность как качественная характеристика речи. По нашему мнению, действенность речи обеспечивает эффективность коммуникации, способствует донесению смысла высказывания до слушателя в ходе решения различных коммуникативных задач.
А. А. Мурашов, В. Ф. Русецкий отмечают, что действенность речи есть коммуникативное качество, заключающееся в возможности решить именно ту задачу, которую говорящий ставил перед собой и аудиторией.
По нашему мнению, действенность - это качество речи, которое обеспечивает в ходе эффективной коммуникации возможность говорящим решать перед слушателем поставленные коммуникативные задачи.
В работе «Культура русской речи» A.A. Мурашов трактует действенность речи как способность влиять на собеседника определенным образом, достигать задачи общения, поставленной говорящим, и формировать у другого желание поступать в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего.
И.А. Зимняя и Т.С. Путиловская в исследовании «Развитие речи как формирование умения решать коммуникативные речевые задачи» отмечают, что критерием качества речевой продукции субъекта любой возрастной группы, а, следовательно, и критерием его речевой зрелости, являются не столько отдельные количественные накопления в речевом развитии (например, увеличение словарного запаса), сколько существенные качественные показатели, связанные с умением правильно, полно и точно выразить свою мысль, логично и связно построить высказывание и сделать его понятным и доступным для собеседника. По мнению ученых, важно не то, сколько слов употребил ребенок в своем высказывании, а насколько действенным это высказывание является для собеседника и насколько отвечает целям вербального поведения ребенка. Адекватность высказывания целям речевого поведения субъекта определяет коммуникативную ценность данного высказывания. Следовательно, развитие ребенка необходимо рассматривать не только с точки зрения совершенствования отдельных речевых функций и накопления речевых умений, но и с точки зрения того, как и насколько успешно ребенок продвигается в своем коммуникативном развитии, насколько эффективно осуществляет общение с другими людьми.
Одним из эффективных средств речевого развития ребенка-дошкольника, в том числе, формирования у него действенности речи, является детская художественная литература.
Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, О. И. Никифорова, Л. С. Славина, Б. М.
Теплов и др. обратили внимание на характерные особенности понимания дошкольниками содержания художественных литературных произведений. Это, прежде всего, конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому и подчеркивается, что только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного воспитания возможно формирование эстетического восприятия и на этой основе - развитие детского художественного творчества.
Особое место в науке о чтении занимает концепция восприятия художественной литературы Л. С. Выготского. Художественное восприятие, по его мнению, есть творческий акт, который нельзя воссоздать путем чисто сознательных операций, но из него не устранены «всякие сознательные моменты и силы», оно обязательно включает «предшествующие ему акты рационального познания, понимания, узнавания, ассоциации и т. п. ...Обучить такому творческому акту нельзя, но вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению».
С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что процессы художественного изображения и художественного восприятия образуют «одно взаимодействующее единство». Восприятие связано с деятельностью, само оно есть специфическая познавательная деятельность.
Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и речевого развития детей дошкольного возраста. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение -тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка.
Б. М. Теплов, рассматривая природу художественного восприятия ребенка, указывал, что сопереживание, мысленное содействие герою произведения составляет «живую душу художественного восприятия».
Чтобы полноценно воспринять литературное произведение, необходимо его эмоционально пережить, «заразиться» им. Специфика познания литературного произведения заключается в том, что ребенок активно содействует героям и переживает с ними происходящие события. Он внутренне как бы переживает жизнь героев, относится к ним личностно - любит одних, презирает других, присваивает их духовный опыт, и этот опыт, воплощенный в образах, точно соответствующих сознанию малыша, становится для него собственным, личным, начинает влиять на его действия.
Характерной чертой восприятия художественной литературы детьми Е. А. Флерина называла единство «чувствующего» и «мыслящего». Она отмечала и такую особенность как наивность детского восприятия, которое базируется на малом опыте и прямолинейной логике мыслей (дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив). Автор отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок.
Кроме того, важно подчеркнуть большую роль художественной литературы для развития речи детей дошкольного возраста.
Н. С. Карпинская считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой, что особо значимо для нашего исследования. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и
эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. По нашему мнению, владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию у детей действенности речевых высказываний.
Л. М. Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения, выделяя два периода в их эстетическом развитии: 1) от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетлива отделяет жизнь от искусства; 2) после пяти, когда искусство, в том числе искусство слова, становится для ребенка самоценным.
Общаясь с ребенком, необходимо выработать модель его речевого поведения при чтении художественной литературы. Прежде всего, нужно научить ребенка слушать. Необходимо отметить, что это достигается не призывами к послушанию и слушанию, а подбором интересной, доступной ребенку литературы, неспешным выразительным чтением, умением почувствовать и учесть эмоциональное состояние малыша. Книгу нельзя навязывать, преподносить как нечто обязательное, читать между делом.
Для решения задач речевого развития ребенка при ознакомлении с художественной литературой, формирования эффективного коммуникативного поведения существенную роль играет правильный отбор произведений как для чтения и рассказывания, так и для театрализованной деятельности.
Важным критерием отбора художественной литературы является эмоциональный отклик на произведение. Для того чтобы полноценно воспринять литературное произведение, необходимо его эмоционально пережить, «заразиться» им. Специфика познания литературного произведения заключается в том, что ребенок - читатель активно внутренне содействует героям и переживает с ними все происходящие события.
По мнению Л. М. Гурович, Л. Б. Береговой, В. И. Логиновой занятия - важная форма работы с книгой в детском саду. Здесь ребенок нередко впервые знакомится с тем или иным произведением словесного искусства, учиться слушать, воспринимать и понимать их. Выразительное прочтение произведений «задает» полноценное восприятие, пробуждает у ребенка активные эстетические переживания, вызывает нравственный отклик. Радость эстетического переживания усиливается в процессе обсуждения книги, которое у детей дошкольного возраста отличается большой конкретностью и эмоциональностью.
По мнению Л. М. Гурович, Л. Б. Береговой, В. И. Логиновой, наиболее важной работой с литературным произведением в детском саду считают чтение книг с последующей беседой. В ходе такого занятия дети овладевают умением слушать, слышать и осознавать литературные произведения. Участвуя в коллективном обсуждении произведения, ребенок уточняет свое индивидуальное понимание прочитанного, осознает его, пытаясь выразить свои мысли наиболее действенно и точно.
Важно отметить, для того, чтобы значительно расширить литературный багаж детей и лучше познакомить их с произведениями художественной литературы необходимо читать дошкольникам не только на занятиях, но и в свободное от занятий время. Чтение в свободное время дает неограниченные возможности для речевого развития личности ребенка.
По мнению З. А. Гриценко наиболее целесообразными и легко выполнимыми как дома, так и вне его являются такие, как игра в библиотеку, «книжкина больница», чтение с «продолжением», беседы, экскурсии, рисование, лепка, игра по прочитанной книге, разного рода литературные турниры, викторина и праздники.
Таким образом, литературные произведения раскрывают перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве. В старшем дошкольном возрасте закладывается основы для формирования таких коммуникативных качеств как точность, логичность, выразительность, уместность и действенность и др.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студентов высш. и сред. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М. : Академия, 2000. — 400 с.
2. Головин, Б. Н. Основы культуры речи : учеб. для вузов / Б. Н. Головин. — М. : Высш. шк., 1988. — 320 с.
3. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. — М. : Моск. психол.-соц. инт, 2001. — 432 с.
4. Мурашов, А. А. Культура речи : учеб. пособие / А. А. Мурашов. — М. : Моск. психол.-соц. ин-т ; МОДЭК, 2004. — 272 с.