Научная статья на тему 'Педагогические условия процесса формирования действенности речи у детей старшего дошкольного возраста'

Педагогические условия процесса формирования действенности речи у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
590
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / ПРОЦЕСС КОММУНИКАЦИИ / ДЕЙСТВЕННОСТЬ РЕЧИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОММУНИКАЦИИ / COMMUNICATION / COMMUNICATION PROCESS / EFFECTIVENESS OF SPEECH / PEDAGOGICAL CONDITIONS / EFFECTIVENESS OF COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чуйкова И. В.

В статье обосновывается необходимость развития у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных качеств, в частности, действенности речи, которые определяют эффективность и результативность процесса коммуникации, что в свою очередь является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде; рассматриваются педагогические условия формирования действенности речи в ДОУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING CONDITIONS OF FORMATION OF EFFECTIVENESS OF SPEECH IN PRESCHOOL CHILDREN

The necessity of development of communicative qualities in preschool children, in particular, the effectiveness of speech that determines the efficiency and effectiveness of the communication process, which in turn is a key prerequisite for successful human adaptation in any social environment; discusses pedagogical conditions of formation efficiency of speech in preschool education.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия процесса формирования действенности речи у детей старшего дошкольного возраста»

Реализация методики позволила студентам освоить алгоритм выполнения художественной интерпретации музыкального произведения, предполагающий определенную последовательность действий, начиная с изучения истории создания сочинения, проведения музыковедческого анализа нотного текста, расшифровки заключенных в нем информационных смыслов, создания вариантов собственной трактовки музыкального содержания и заканчивая исполнительским воплощением художественной концепции, осмыслением и самооценкой его результатов. Это повысило меру самостоятельности и творческой ответственности в интерпретаторской деятельности студентов.

Данные контрольных срезов, проведенных на итоговом этапе опытно-поисковой работы, зафиксировали повышение качественных показателей по всем установленным критериям. В результате использования разработанной методики студенты поисковой группы чаще стали обращаться к музыковедческому

Библиографический список

анализу и использовать его результаты для построения художественной концепции музыкального произведения, повысилась степень осмысленности и интонационной выразительности исполнения, возросла мера объективности самооценки исполнительской деятельности. Обработка данных показала, что большая часть студентов поисковой группы достигла оптимального уровня развития умений художественной интерпретации (53%), в то время как в контрольной группе большинство студентов осталось на допустимом уровне (60%). Положительная динамика в этом процессе значительно более ярко была выражена в поисковой группе и составила 32% против 15% в контрольной.

Таким образом, результаты опытно-поисковой работы подтвердили эффективность предложенной нами методики развития умений художественной интерпретации музыкальных произведений у студентов исполнительских отделений вузов искусств в процессе фортепианной подготовки.

1. Сизова, Е.Р Профессиональная подготовка специалистов в системе классического музыкального образования: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2008.

2. Телегина, Н.О. Методика развития умений художественной интерпретации музыкальных произведений у студентов вузов искусств в процессе фортепианной подготовки // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4 [Э/р]. - Р/д: http://www.science-education.ru/118-13983

3. Методики психо-педагогической диагностики одаренности детей / авт.-сост. Е.Н. Арциман, А.А. Кардабнев. - Гродно, 2007.

Bibliography

1. Sizova, E.R. Professionaljnaya podgotovka specialistov v sisteme klassicheskogo muzihkaljnogo obrazovaniya: dis. ... d-ra ped. nauk. - M., 2008.

2. Telegina, N.O. Metodika razvitiya umeniyj khudozhestvennoyj interpretacii muzihkaljnihkh proizvedeniyj u studentov vuzov iskusstv v processe fortepiannoyj podgotovki // Sovremennihe problemih nauki i obrazovaniya. - 2014. - № 4 [Eh/r]. - R/d: http://www.science-education.ru/118-13983

3. Metodiki psikho-pedagogicheskoyj diagnostiki odarennosti deteyj / avt.-sost. E.N. Arciman, A.A. Kardabnev. - Grodno, 2007.

Статья поступила в редакцию 12.07.14

УДК 373

Chuikova I.V. TEACHING CONDITIONS OF FORMATION OF EFFECTIVENESS OF SPEECH IN PRESCHOOL CHILDREN. The necessity of development of communicative qualities in preschool children, in particular, the effectiveness of speech that determines the efficiency and effectiveness of the communication process, which in turn is a key prerequisite for successful human adaptation in any social environment; discusses pedagogical conditions of formation efficiency of speech in preschool education.

Key words: communication, communication process, effectiveness of speech, pedagogical conditions, effectiveness of communication.

И.В. Чуйкова, канд. пед. наук, доц. каф. социальной педагогики и социальной работы Шадринского

гос. педагогического института ШГПИ, г. Шадринск, E-mail: Irina-Shadr@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЙСТВЕННОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье обосновывается необходимость развития у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных качеств, в частности, действенности речи, которые определяют эффективность и результативность процесса коммуникации, что в свою очередь является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде; рассматриваются педагогические условия формирования действенности речи в ДОУ.

Ключевые слова: коммуникация, процесс коммуникации, действенность речи, педагогические условия, эффективность коммуникации.

В современной системе образования особую актуальность приобретает учет такого явления, как ускорение социальной жизни общества. Это ускорение требует интенсификации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. По нашему мнению, высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде.

Процесс организации общения с окружающими людьми является одним из приоритетных направлений в психолого-педагогической науке. В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» (2000) определены задачи нравственного воспитания, в частности, формирование культуры межличностных отношений.

Овладение родным языком и умелое использование его потенциальных средств наиболее интенсивно протекает в дошкольные годы, когда у ребенка необыкновенно высока чувствительность к языковой информации (М.М. Конина, Е.И. Радина, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Е.А. Флерина и др.). Приоритетность задачи развития коммуникативных качеств и умений у детей старшего дошкольного возраста признается ведущими специалистами в области отечественной психологии и педагогики (Л.В. Ворошнина, Н.В. Гавриш, А.А. Зрожевская, Г.Я. Кудрина, М.И. Попова, Е. А. Смирнова, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина и др.).

Однако, рассматривая процесс формирования коммуникативных качеств детской речи, ученые недостаточно уделяют внимания результату коммуникации, ее эффективности и, как след-

ствие, тому качеству речи, которое связано с эффективностью коммуникации, действенности речи.

Практика работы дошкольных образовательных учреждений показывает, что дети испытывают большие трудности в процессе коммуникации: зачастую отсутствует логика изложения, нарушена связность речевых высказываний, дети затрудняются в использовании средств лексической и интонационной выразительности для привлечения внимания слушателей с целью достижения результата коммуникации. Недостаток сформирован-ности действенности речи приводит к возникновению коммуникативных барьеров в процессе общения со взрослыми и сверстниками, так как действенность речевых высказываний предполагает ориентацию говорящих на эффективность коммуникации, отбор языковых средств с целью решения стоящей коммуникативной задачи.

По нашему мнению, для формирования действенности речи нужно создать специальные педагогические условия. Прежде всего, необходимо рассмотреть трактовку понятия «педагогические условия».

В научных исследованиях данное понятие рассматривается с разных точек зрения. Так В.И. Андреев, А.Я. Найн, Н.М. Яковлева указывают, что педагогические условия есть совокупность каких-либо мер педагогического воздействия и возможностей материально-пространственной среды. Данные ученые придерживаются трех позиций, в соответствии с которыми педагогические условия понимаются как:

1) комплекс мер, содержание, методы (приемы) и организационные формы обучения и воспитания (В.И. Андреев) [1];

2) совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, средств и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач (А.Я. Найн) [2, с. 44-49];

3) совокупность мер (объективных возможностей) педагогического процесса (Н.М. Яковлева) [3].

М.В. Зверева, Н.В. Ипполитова придерживаются второй точки зрения и связывают педагогические условия с конструированием педагогической системы, в которой они выступают одним из компонентов, а именно:

- как компонент педагогической системы, отражающий совокупность внутренних (обеспечивающих развитие личностного аспекта субъектов образовательного процесса) и внешних (содействующих реализации процессуального аспекта системы) элементов, обеспечивающих её эффективное функционирование и дальнейшее развитие;

- как содержательная характеристика одного из компонентов педагогической системы, в качестве которого выступают содержание, организационные формы, средства обучения и характер взаимоотношений между учителем и учениками [4, с. 29-32].

В нашем исследовании мы будем придерживаться позиции авторов Б.В. Куприянова, С.А. Дыниной и др., которые считают, что педагогические условия - это планомерная работа по уточнению закономерностей как устойчивых связей образовательного процесса, обеспечивающая возможность проверяемости результатов научно-педагогического исследования. При этом ученые, придерживающиеся данной точки зрения, указывают на необходимость рядоположности педагогических условий, проверяемых в рамках гипотезы одного исследования [5, с. 101-104].

В свою очередь мы определили педагогические условия формирования действенности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Педагогические условия определяются нами как совокупность правил, возможностей среды (внутренних и внешних обстоятельств), специально созданных необходимых и достаточных мер, способствующих достижению цели и направленных на решение поставленных задач.

В нашем исследовании условиями формирования действенности речи у детей старшего дошкольного возраста являются:

1) организация речевой развивающей среды в ДОУ;

2) акцентирование внимания детей на имеющихся в тексте коммуникативных задачах и активизация коммуникативной деятельности дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой;

3) взаимодействие ДОУ и семьи в русле формирования действенности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Первое условие — организация речевой развивающей среды в ДОУ.

Внутренняя программа развития ребенка разворачивается на фоне воздействия среды обитания, из которой он свободно и по большей части непредсказуемо, вопреки нашим планам, черпает информацию и весь свой жизненный опыт. Для того чтобы добиться эффективности коммуникации в ДОУ, необходимо создание не просто среды обитания ребенка, а речевой развивающей среды.

Развивающая образовательная среда - образовательная среда, которая способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса. В большинстве современных исследований (Т.А. Оси-пова, В.И. Панов, С.В. Тарасов, В.А. Ясвин и др.) образовательная среда трактуется с позиции взаимодействия личности с окружающей средой, которая представлена совокупностью различных условий:

- совокупностью социальных, культурных, а также специально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности [6, с. 4];

- педагогически организованная система условий, влияний и возможностей для удовлетворения иерархического комплекса потребностей личности и трансформации этих потребностей в жизненные ценности, что обеспечивает активную позицию учащихся в образовательном процессе, обусловливает их личностное развитие и саморазвитие [7, с. 41];

- система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [8, с. 28];

- система влияний и условий, которые создают возможность для раскрытия интересов и способностей, творческого потенциала, обеспечивающих удовлетворение потребностей учащегося, использование образовательных технологий в соответствии с возрастными особенностями обучающихся [9, с. 85].

Итак, при формулировке определения образовательной среды мы опираемся на точку зрения В.А. Ясвина и рассматриваем данное понятие как совокупность условий, влияний и возможностей, которые создают потенциал для раскрытия интересов и способностей обучаемых и обеспечивают активную позицию обучаемых в образовательном процессе, их личностное развитие и саморазвитие.

Следовательно, речевая развивающая среда предполагает наличие таких элементов, которые бы способствовали уточнению, расширению и конкретизации речевых представлений детей. Мы предлагаем для обеспечения речевой развивающей среды в ДОУ следующие мероприятия: систематическое обновление «Уголка книги», чтение и обсуждение произведений художественной литературы на занятиях и в свободное от занятий время, беседа с детьми, театрализация с использованием различных видов театра, инсценировка любимых детьми произведений, драматизация и т.д.

Второе педагогическое условие — акцентирование внимания детей на имеющиеся в тексте коммуникативные задачи и активизация коммуникативной деятельности дошкольников посредством ознакомления с художественной литературой.

Прежде всего, акцентирование внимания детей на имеющиеся в тексте коммуникативные задачи предполагает выделение коммуникативных задач, соотнесение их с сюжетом произведения. Также включает в себя анализ средств решения коммуникативных задач (т.е. анализ средств обеспечивающих действенность речи) и оценку средств решения коммуникативных задач (т.е. оценку средств обеспечивающих действенность речи героев). И, наконец, необходимость включения данного условия обусловлена тем, что художественная литература считается эффективным средством умственного и речевого развития ребенка-дошкольника. По нашему мнению, она должна оказать существенное влияние на процесс и результат формирования действенности речи у детей 5-7 лет.

Реализация данного условия предполагает поэтапный характер:

Первый этап (разъясняющее-мотивационный) направлен на развитие интереса к детской художественной литературе, а также к общению со взрослыми и сверстниками; формирование правильного понимания мотивов поступков и речевого поведения героев художественных произведений; формирование умений представить коммуникативную задачу и средства ее решения, использованные героями произведения.

Второй этап (ознакомительно-обучающий) направлен на формирование представлений о языковых средствах, способствующих действенной речи героев в литературных произведениях.

Третий этап (репродуктивно-творческий) направлен на формирование у дошкольников стремления к действенному речевому поведению на основе осознания средств эффективной коммуникации, заложенных в художественных произведениях; обучение использованию данных средств в коммуникативных ситуациях, в театрализованной и игровой деятельности.

Данное условие предполагает выделение коммуникативной задачи в произведениях художественной литературы, анализ средств решения коммуникативных задач, т. е. анализ средств, обеспечивающих действенность речи, а также оценку средств решения коммуникативных задач, т.е. оценку средств, обеспечивающих действенность речи героев произведений. В рамках данного условия мы знакомим детей с произведениями художественной литературы на занятиях и в свободное от занятий время, используя приемы: словесное рисование, чтение «с продолжением», совместный с педагогом анализ действенности средств коммуникации в речи литературных героев, проблемно-игровые ситуации, постановка этюдов по сюжетам художественных произведений, сценарное программирование.

Третье условие — взаимодействие ДОУ и семьи в аспекте формирования действенности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Современное дошкольное образование представляет собой открытое пространство, основными участниками которого являются специалисты как представители общественного воспитания, дети и их родители, поэтому на формирование личности ребенка в одинаковой степени влияют и дошкольные образовательные учреждения, и семья.

Учитывая положение о том, что эффективность работы в избранном направлении может быть достигнута лишь посред-

Библиографический список

ством усилий всех участников процесса, мы считаем необходимым и особенно важным координацию деятельности и единство требований. Установлено, что на воспитание и развитие дошкольника оказывают влияние все окружающие его люди: родители, педагоги, сверстники и т.д. Для эффективного воздействия на личность ребенка нужна единая позиция и взаимодействие всех участников педагогического процесса.

В рамках настоящего исследования необходимо обеспечить взаимодействие педагогов и родителей с целью эффективного формирования действенности речи у детей старшего дошкольного возраста. Исходя из поставленной цели, следует предусмотреть ряд форм работы с родителями: консультации, актуализирующие проблему формирования действенности речи у детей старшего дошкольного возраста; родительские собрания на темы: «Как Вы общаетесь с ребенком?», «Коммуникация в жизни ребенка», «Роль детской художественной литературы в речевом развитии дошкольника»; вечера вопросов и ответов; педагогическая гостиная; памятки для родителей, где помещены советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях под рубриками: «Книга в жизни ребенка», «Как и когда читать книгу», «О чем и как беседовать с детьми после чтения художественной литературы», «Личная библиотека вашего ребенка» и др. Методическое обеспечение и информационное просвещение педагогов и родителей представлено следующими формами работы: индивидуальные и групповые консультации, круглый стол, дискуссии, «Родительские вечера», проведение педагогического совета, теоретические семинары и семинары-практикумы, выставки, мастер-класс.

По нашему мнению, реализация обозначенных педагогических условий в практике работы дошкольных образовательных учреждений будет способствовать формированию действенности речи у детей старшего дошкольного возраста.

1. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. - Казань, 1988.

2. Найн, А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований // Педагогика. - 1995. - № 5.

3. Яковлева, Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: дис. ... д-ра пед. наук.

- Челябинск, 1992.

4. Зверева, М.В. О понятии «дидактические условия» // Новые исследования в педагогических науках. - М. - 1987. - № 1.

5. Куприянов, Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» / Б.В. Куприянов, С.А. Дынина // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. - 2001. - № 2.

6. Осипова, Т.А. Социально-личностное самоопределение учащихся в условиях художественно-эстетической среды: дис. ... канд. пед. наук. - Тюмень, 2006.

7. Панов, В.И. Одаренные дети: выявление-обучение-развитие // Педагогика. - 2001. - № 4.

8. Ясвин, В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде / под ред. В.И. Панова. - М., 1997.

9. Тарасов, С.В. Образовательная среда и развитие школьника. - СПб., 2003.

Bibliography

1. Andreev, V.I. Dialektika vospitaniya i samovospitaniya tvorcheskoyj lichnosti. - Kazanj, 1988.

2. Nayjn, A.Ya. O metodologicheskom apparate dissertacionnihkh issledovaniyj // Pedagogika. - 1995. - № 5.

3. Yakovleva, N.M. Teoriya i praktika podgotovki buduthego uchitelya k tvorcheskomu resheniyu vospitateljnihkh zadach: dis. ... d-ra ped. nauk.

- Chelyabinsk, 1992.

4. Zvereva, M.V. O ponyatii «didakticheskie usloviya» // Novihe issledovaniya v pedagogicheskikh naukakh. - M. - 1987. - № 1.

5. Kupriyanov, B.V. Sovremennihe podkhodih k opredeleniyu suthnosti kategorii «pedagogicheskie usloviya» / B.V. Ku-priyanov, S.A. Dihnina / / Vestnik Kostromskogo gos. un-ta im. N.A. Nekrasova. - 2001. - № 2.

6. Osipova, T.A. Socialjno-lichnostnoe samoopredelenie uchathikhsya v usloviyakh khudozhestvenno-ehsteticheskoyj sredih: dis. ... kand. ped. nauk. - Tyumenj, 2006.

7. Panov, V.I. Odarennihe deti: vihyavlenie-obuchenie-razvitie // Pedagogika. - 2001. - № 4.

8. Yasvin, V.A. Trening pedagogicheskogo vzaimodeyjstviya v tvorcheskoyj obrazovateljnoyj srede / pod red. V.I. Panova. - M., 1997.

9. Tarasov, S.V. Obrazovateljnaya sreda i razvitie shkoljnika. - SPb., 2003.

Статья поступила в редакцию 12.07.14

УДК 61:06 + 316.6

Bazelyuk У V., Romanov Ye. V., Romanova A. V. MODELING OF THE CONTENTS OF A SOCIOLOGICAL SURVEY ON THE PROBLEM OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS IN CONDITIONS OF PRIMARY AND SECONDARY EDUCATION. The article reveals a modeling process of the contents of a sociological survey on topical problems of professional self-determination of students in conditions of primary and secondary education. The paper describes the contents of the main issues for each of the sets of questions in express polls of different categories of subjects of an educational process in the aspect of the issue under consideration.

Key words: modeling, professional self-determination of students, modeling, content of a sociological survey.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.