Научная статья на тему 'Особенности развития лексической стороны речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества'

Особенности развития лексической стороны речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2563
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ФОЛЬКЛОР / МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА / ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ / СЛОВАРЬ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Буженица Антонина Сергеевна

В статье рассмотрены особенности развития лексической стороны речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества. Раскрыто значение понятия «лексическая сторона речи», а также представлен теоретический обзор авторов, занимавшихся данной проблемой. Отмечена роль и значение устного народного творчества в системе работы по развитию словаря детей дошкольного возраста. Широко представлена характеристика детского фольклора и его жанровое разнообразие. Показано конкретное значение каждого жанра устного народного творчества для речевого развития детей дошкольного возраста. Определен круг задач в работе по развитию лексической стороны речи детей дошкольного возраст, решаемых при использовании разнообразных форм фольклора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Буженица Антонина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития лексической стороны речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА Зотова И.В.1, Буженица А.С.2

1Зотова Ирина Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент;

2Буженица Антонина Сергеевна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь Республика Крым

Аннотация: в статье рассмотрены особенности развития лексической стороны речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества. Раскрыто значение понятия «лексическая сторона речи», а также представлен теоретический обзор авторов, занимавшихся данной проблемой. Отмечена роль и значение устного народного творчества в системе работы по развитию словаря детей дошкольного возраста. Широко представлена характеристика детского фольклора и его жанровое разнообразие. Показано конкретное значение каждого жанра устного народного творчества для речевого развития детей дошкольного возраста. Определен круг задач в работе по развитию лексической стороны речи детей дошкольного возраст, решаемых при использовании разнообразных форм фольклора.

Ключевые слова: устное народное творчество, фольклор, малые жанры фольклора, лексическая сторона речи, словарь, дети дошкольного возраста.

УДК 372.122

Язык является важнейшим способом формирования и существования знаний человека о мире. Развитие лексики, уточнение значения слова, формирование лексической системности имеют большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение являются средством не только речи, но и мышления, восприятия, памяти и других психических процессов (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и др.).

Развитие лексической стороны речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в лексической стороне речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.

Лексическая сторона речи - форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.). Овладение лексической стороной родного языка является важнейшим условием успешной подготовки к обучению в школе. Среди психологов, педагогов, лингвистов, которые создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников - В.В. Виноградов, Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, А.А. Пешковский, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, К.Д.Ушинский, Е.А. Флерина, Л.В. Щерба, Д.Б. Эльконин.

Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены исследования

A.Н. Богатыревой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, Н.П. Ивановой, В.И. Логиновой, Ю.С. Ляховской, Н.П. Савельевой, А.А. Смаги, Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой,

B.И. Яшиной и др.

В частности, обогащение словаря детей раннего (Ю.А. Аркин, Г.М. Лямина), и дошкольного возраста (А.М. Богуш, Ю.С Ляховская, И.М. Непомнящая и др.);

особенности становления и развития словаря детей в течение дошкольного детства (А.П. Иваненко, М.М. Конина, В.И. Логинова, Ю.С. Ляховская и др.).

Развитие и обогащение словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально-закрепленных значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения. Развитие словаря происходит на протяжении всего дошкольного возраста [7].

Большое практическое значение имеет содержание и методика работы с детьми по формированию словаря. Одним из эффективных средств развития лексической стороны речи детей дошкольного возраста выступает устное народное творчество. В теории и практике дошкольного воспитания традиционно утверждается, что устное народное творчество пробуждает первые образные представления детей о Родине, ее культуре; дает верные духовно-нравственные ориентиры, способствует максимальному раскрытию индивидуальности и творческих способностей дошкольников (Е.Н.Водовозова, К.Д. Ушинский, Н.С. Карпинская, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Е.А. Флерина, Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, О.С. Ушакова, К.И. Чуковский и др.

Фольклорные произведения дают детям уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащающего речь детей. Фольклор обогащает знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, помогает накоплению и обогащению активного словаря [5].

В своей работе мы опираемся на классификацию детского фольклора авторов Ф.С. Капица, Т.М. Колядич, так как считаем ее наиболее понятной и применимой к теме нашего исследования.

1. Фольклор материнства и детства: колыбельные песни; пестушки, потешки, прибаутки и песенки.

2. Словесные игры: скороговорки; каламбуры; считалки.

3. Детский смеховой фольклор: прозвища и дразнилки; сечки, молчанки и голосянки.

4. Детский обрядовый фольклор: детский народный календарь; заклички; небылицы; загадки; песни; детская сказка; страшные истории («страшилки»).

5. Игровой фольклор.

6. Школьный фольклор: альбом; анекдот; граффити; пародии; детские тайные языки; садистские стихи [3; 4].

Каждая из форм детского фольклора решает определенные задачи. Например, загадки обогащают словарь дошкольников, формируют представления о переносном значении слова, способствуют развитию речи-доказательства и речи-описания, развивают чуткость языка [2].

Пословицы и поговорки знакомят ребенка с краткостью, точностью, меткостью родного языка, развивают умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, развивают фонематический слух, формируют способности ребенка улавливать тонкие звуковые различия, способствуют автоматизации звуков речи. Сказки приобщают детей к культуре, к народному опыту, к родному языку [6].

Знакомство дошкольников с малыми фольклорными формами влияет на понимание роли выразительных средств (сравнений, метафор, синонимов и антонимов). С помощью фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи. Наряду с основными методами и приемами речевого развития детей среднего дошкольного возраста можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Воспринимая литературное произведение, понимая его содержание и нравственный смысл, ребенок обнаруживает способность замечать и выделять средства художественной выразительности. Позднее, создавая свое сочинение (сказку, рассказ, стихи) на тему литературного произведения, ребенок отражает какое -либо явление действительности, включает воображение, придумывает событие, развивает действие, строит образ. При этом он использует разнообразные языковые средства, усвоенные из литературного материала, которые делают его высказывание образным и выразительным [1].

Воспитатель специальными приемами добивается, чтобы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и активно использовали их в своей речи, чтобы у них развивался интерес и внимание к слову. Воспитывая культуру устной речи, необходимо отучать детей от грубых выражений или слов просторечных, заменяя их литературными. Все рассмотренные выше задачи взаимосвязаны и решаются на практическом уровне, чтобы значительно разнообразить словарный запас детей. Исходя из вышеперечисленного, можно заключить, что словарь ребенка является основой развития речи детей дошкольного возраста, а средства устного народного творчества занимают неотъемлемое место в педагогической практике обогащения лексикона.

Список литературы

1. Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством: методическое пособие / Т.А. Бударина, О.Н. Корепанова. Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2001. 267 с.

2. Зотова И.В. Значение загадки, как одного из малых фольклорных жанров, в развитии словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста / И.В. Зотова, Э.И. Гафарова // Проблемы современного педагогического образования. Ялта, 2017. № 55. С. 118-122.

3. Капица О.И. Детский фольклор: Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры. / О.И. Капица. Л., 1928. 222 с.

4. Капица Ф.С. Русский детский фольклор: учебное пособие. / Ф.С. Капица, Т.М. Колядич. М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. 320 с.

5. Ляховская Ю.С. Особенности словаря старших дошкольников / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. / Ю.С. Ляховская. М.: Академия, 2010. 143 с.

6. Шибицкая А.Е. Роль фольклора в развитии детского словесного творчества / А.Е. Шибицкая. М.: ТЦ Сфера, 2014. 62 с.

7. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей / В.И. Яшина, М.М. Алексеева. М.: Академия, 2013. 448 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.