Научная статья на тему 'Особенности атрибутивной лексики в экспрессивной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи'

Особенности атрибутивной лексики в экспрессивной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
693
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Ключевые слова
АТРИБУТИВНАЯ ЛЕКСИКА / СЛОВАРЬ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ / ATTRIBUTIVE VOCABULARY / DICTIONARY / PRESCHOOL AGE / GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT / EXPRESSIVE SPEECH

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Иванова Н. В., Игнатова Е. Д.

В статье рассматриваются особенности атрибутивной лексики в экспрессивной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Актуальность темы определена тем, что трудности овладения атрибутивным словарем значительно минимизируют речевые контакты ребенка с окружающими. Без полноценного усвоения лексики невозможно овладеть речью как средством общения. Представлен теоретический анализ недостатков атрибутивного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи. Выдвигается исторический аспект изучения проблемы, рассмотрены точки зрения научных исследователей. Предлагаются основные направления работы и рекомендации с данной категорией детей.The article discusses the features of attributive vocabulary in the expressive speech of children of senior preschool age with a general underdevelopment of speech. The relevance of the topic is determined by the fact that the difficulties of mastering the attributive dictionary significantly minimize the child’s verbal contacts with others. Without the full mastery of vocabulary, it is impossible to master speech as a means of communication. A theoretical analysis of the deficiencies of the attributive dictionary among preschoolers with a general speech underdevelopment is presented. The historical aspect of studying the problem is advanced, the points of view of scientific researchers are considered. The main directions of work and recommendations with this category of children are offered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Иванова Н. В., Игнатова Е. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности атрибутивной лексики в экспрессивной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

ОСОБЕННОСТИ АТРИБУТИВНОЙ ЛЕКСИКИ В ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ

НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

PECULIARITIES OF ATTRIBUTIVE VOCABULARY IN EXPRESSIVE SPEECH OF SENIOR CHILDREN WITH GENERAL SPEECH

UNDERGROUND

УДК 373

DOI: 10.24411/2658-4964-2020-1084 Иванова Н.В., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Специальной педагогики и психологии», Смоленский Государственный университет, Россия, г. Смоленск

Игнатова Е.Д., студент магистратуры, 2 курс, психолого-педагогический факультет, Смоленский Государственный университет, Россия, г. Смоленск

Ivanova N.V.

Ignatova [email protected]

Аннотация

В статье рассматриваются особенности атрибутивной лексики в экспрессивной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Актуальность темы определена тем, что трудности овладения атрибутивным словарем значительно минимизируют речевые контакты ребенка с окружающими. Без полноценного усвоения лексики невозможно овладеть речью как средством общения. Представлен теоретический анализ недостатков атрибутивного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи. Выдвигается исторический аспект изучения проблемы, рассмотрены точки зрения научных исследователей. Предлагаются основные направления работы и рекомендации с данной категорией детей.

S u m m a r y

The article discusses the features of attributive vocabulary in the expressive speech of children of senior preschool age with a general underdevelopment of speech. The relevance of the topic is determined by the fact that the difficulties of mastering the attributive dictionary significantly minimize the child's verbal contacts with others. Without the full mastery of vocabulary, it is impossible to master speech as a means of communication. A theoretical analysis of the deficiencies of the attributive dictionary among preschoolers with a general speech

underdevelopment is presented. The historical aspect of studying the problem is advanced, the points of view of scientific researchers are considered. The main directions of work and recommendations with this category of children are offered.

Ключевые слова: атрибутивная лексика, словарь, дошкольный возраст, общее недоразвитие речи, экспрессивная речь.

Keywords: attributive vocabulary, dictionary, preschool age, general speech underdevelopment, expressive speech.

Исследования лексики являются актуальными на сегодняшний день, что обусловлено ценностью лексики для речевого развития в целом, для формирования коммуникационных процессов и для развития познавательной деятельности детей с речевыми нарушениями. Развитие словаря детей понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально-закреплённых значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения [2].

Под экспрессивной речью понимают слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет. В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях - ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями жизни ребенка [4].

А.В. Захарова выделила наиболее употребительные знаменательные слова в разговорной речи детей 6-7 лет: имена существительные, имена прилагательные, глаголы. (на Рис. 1.)

Рисунок 1.

Употребительные знаменательные слова детей в возрасте 6-7 лет

Г

Л

100 употребленных ребенком слов

8, 65% имена прилагательные

Антонимы из разных семантических

групп, прилагательные с широким значением и активной сочетаемостью, местоименные прилагательные

Анализ лексического материала показывает - больше употреблений прилагательных с широким значением и активной сочетаемостью, антонимов из разных семантических групп: характеризующих размер, оценку; а также слов со сниженной конкретикой. Существенное место заняли местоименные прилагательные (весь, каждый, который, свой, мой и т.д.) [2].

Вопросами изучения атрибутивной лексики занимались Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконин и др. На сегодняшний день многих исследователей интересует старший дошкольный возраст, так как это тот переходный период, когда ребенок готовится сменить образовательную сферу и должен в значительной мере овладеть многими навыками [1]. Ученые многих областей отмечают, что особую сложность для детей представляет овладение лексикой. Более того, если рассматривать овладение лексикой детьми с речевыми нарушениями, можно отметить более значительные трудности. Многие исследователи отмечают существенные отклонения развития лексики у детей с общим недоразвитием речи - неточность употребления слов, ограниченность словарного запаса, существенные отклонения от возрастных нормативов. (Н.В. Серебрякова, В.А. Ковшиков, Р.Е. Левина).

Проведенное А.В. Ястребовой исследование процесса формирования атрибутивного словаря детей с речевым недоразвитием, выявило следующие особенности: лексический запас, ограниченный рамками обиходно-бытовой тематики, низкая актуализация усваиваемых слов, бедность морфологических обобщений. Лексика таких детей страдает качественно, что проявляется в расширении или сужении лексических значений, ошибках в употреблении слов, их смешении по смыслу и акустическому сходству [3].

По материалам многих исследователей в области логопедии (В.К. Воробьевой, Л.И. Беляковой, Е.Ф. Соботович, Г.С. Гуменной) большинство детей с недоразвитием речи характеризуются стойкостью нарушений семантики, сниженными когнитивными возможностями языка, недостаточной динамикой сенсорно-перцептивных и речемыслительных процессов, задействованных в организации речевосприятия и речепроизводства [2].

Вышеизложенные теоретические данные указывают на необходимость коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Данная работа должна включать следующие направления:

1. Расширение объема атрибутивного словаря. Этапы работы логопеда по обогащению атрибутивного словаря должны учитывать частотный словарь детей и выявленные особенности категории детей.

Параллельно в данном направлении важно проводить работу по развитию представлений о форме, величине, цвете, высоте на основе умения сравнивать предметы по признакам.

2. Формирование структуры значения слова. В данном направлении работы важно опираться на современные психолингвистические данные о компонентном анализе структуры значения слова. Работа с денотативным и понятийным компонентами осуществляется постепенно: от денотативного к сигнификативному компоненту.

3. Развитие лексической системности. Опирается на основу усвоения структуры значения слова, овладения парадигматическими связями слов.

4. Формирование синтагматических связей слова. Работая в этом направлении, формируем умение точно употреблять слово в речевом потоке, в словосочетаниях и в предложениях, на основе грамматических правил языка. Методика работы логопеда по развитию синтагматических связей слов основывается на современных представлениях лингвистики об основных синтаксических единицах языка и речи, о словосочетании и предложении (В.В. Виноградов, Г.А. Золотова).

5. Развитие словообразования. Основное средство обогащения атрибутивного словаря в данном направлении работы - это овладение словообразованием прилагательных [5,6].

Таким образом, дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи обладают рядом проблем в формировании атрибутивной лексики, которые должны учитываться логопедом при построении коррекционно-развивающей работы.

Литература

1. Абрамова Р.В. Развитие активного словаря прилагательных у старших дошкольников // в сборнике: комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Международная научно-практическая конференция. - 2016. С. 264-267.

2. Бегларян А.А. Формирование словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи // в сборнике: психология и педагогика: методология, теория и практика. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2016. С. 29-32.

3. Бегларян А.А. К проблеме формирования словаря дошкольников с общим недоразвитием речи // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. - 2016. - № 6. С. 24-26. [Электронный ресурс] URL http: //strizh-vspu.ru/j urnal/5 5 (дата обращения: 25.05.2020).

4. Волкова Г.А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи. - СПб.: Детство-Пресс, 2011 г.

5. Зотеева В. В. Речевое развитие дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. №2. С. 60-62.

6. Ковалева А. И. Теоретические основы проблемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. - 2018. - №46. С. 293-295. [Электронный ресурс] URL https://moluch.ru/archive/232/53844/ (дата обращения: 26.05.2020)

Literature

1. Abramova R.V. The development of an active adjective dictionary in senior preschool children // in the collection: comprehensive support for children with disabilities. International scientific and practical conference. - 2016.S. 264-267.

2. Beglaryan A.A. The formation of vocabulary in preschoolers with a general underdevelopment of speech // in the collection: psychology and pedagogy: methodology, theory and practice. Collection of articles of the International scientific-practical conference. - 2016.S. 29-32.

3. Beglaryan A.A. On the problem of forming a dictionary of preschoolers with a general underdevelopment of speech // Student electronic journal STRIZH. -2016. - No. 6. S. 24-26. [Electronic resource] URL http://strizh-vspu.ru/jurnal/55 (accessed: 05/28/2020).

4. Volkova G.A. Psychological and logopedic research of children with speech disorders. - SPb .: Childhood Press, 2011

5. Zoteeva V.V. Speech development of preschool children // Questions of preschool pedagogy. - 2015. No. 2. S. 60-62.

6. Kovaleva A. I. Theoretical foundations of the problem of enriching the vocabulary of preschool children with general speech underdevelopment // Young scientist. - 2018. - No. 46. S. 293-295. [Electronic resource] URL https://moluch.ru/archive/232/53844/ (accessed May 26, 2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.