Педагогика
УДК 372.881.1
магистр Абдулкаюмова Гульназ Ильхамовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей формирования эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. На основе анализа теоретических источников раскрыты особенности нарушений эмоциональной лексики, представлены результаты исследования уровня сформированности эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: эмоция, эмоциональная лексика, нарушения эмоциональной лексики, формирование эмоциональной лексики, общее недоразвитие речи.
Annotation. The article is devoted to the study of the peculiarities of the formation of emotional vocabulary in children of senior preschool age with a general underdevelopment of speech. Based on the analysis of theoretical sources, the peculiarities of violations of emotional vocabulary are revealed, the results of the study of the level of formation of emotional vocabulary in children of preschool age with a general underdevelopment of speech are presented.
Keywords: emotion, emotional vocabulary, violations of emotional vocabulary, the formation of emotional vocabulary, general underdevelopment of speech.
Введение. Актуальной проблемой в системе задач по развитию речи детей дошкольного возраста является формирование эмоциональной лексики как важнейшего условия эмоционального развития и нравственного воспитания дошкольников. Именно в старшем дошкольном возрасте активнее всего развиваются эмоции и чувства, формируется отношение ребенка к моральным ценностям общества и к окружающим людям. Дети дошкольного возраста нередко сталкиваются с проблемами, связанными с пониманием и выражением своего эмоционального состояния, а для детей, имеющих речевые нарушения, данное обстоятельство является серьезным препятствием для успешной коммуникативной деятельности и в целом, их личностного развития.
Изложение основного материала статьи. Вопросы обогащения эмоциональной лексики изучаются как в педагогической, так и в психолингвистической литературе. Впервые же проблема обогащения речи детей дошкольного возраста эмоциональной лексикой была поднята еще в начале 80-х годов прошлого века. Усвоение эмоциональной лексики, рассматривалось учеными того времени как необходимое условие развития социально активной личности старшего дошкольника, тем самым подчеркивая важность усвоения данной лексики в единстве с нравственным воспитанием ребенка, совершенствованием его социальных контактов с социумом [8].
Особое место изучению эмоциональной лексики отводит в своих работах И.Ю. Кондратенко, где раскрывает ее как средство коммуникации между дошкольниками, субъективного, личностного отношения к тому либо иному предмету, к определенной ситуации, как способ выражения эмоциональных переживаний и личных чувств ребенка [3].
Среди разнообразных языковых функций, эмоциональная функция является средством выражения чувств, индивидуальных и социальных оценок, оказывает эмоциональное влияние на людей. Традиционно в состав эмоциональной лексики принято относить:
- слова, обозначающие чувства, которые переживает сам говорящий или другое лицо;
- слова - оценки, описывающие предмет, явление, вещь с положительной или отрицательной стороны всем лексическим составом;
- слова, в которых эмоциональное отношение к называемому предмету или явлению выражается грамматически, то есть специальными суффиксами.
Ж.В. Зигангирова, О.Н. Тверская указывают, что эмоциональное развитие ребенка является сложной задачей, в особенности детей с ОНР. Такие дети сталкиваются с большими трудностями. Часто они не могут найти подходящие слова для оформления высказывания [6]. С.В. Иванова отмечает, что на развитие коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР значительное влияние оказывают имеющиеся у них недостатки речевого развития, дети с речевым дефектом редко являются инициаторами начала общения, в основном мало разговаривают со взрослыми и сверстниками, редко или совсем не сопровождают игровые ситуации яркими речевыми высказываниями и комментариями. Всё это указывает на серьезные проблемы социализации детей с ОНР, возникновение которых обусловлено неумением выражать свои эмоции, объяснить свои желания, сделать выбор и др. [2].
В результате проведенных исследований С.В. Дель и Д.В. Нечаева пришли к выводу, что дошкольники с ОНР в своей речи в основном используют стилистически нейтральные общеупотребительные слова, а эмоциональную лексику включают выборочно и фрагментарно. Авторы отмечают, что описывая свои эмоции, говорящий имеет дело с объектом, их причиной, внутренними переживаниями, их выражением в речи и поведении. Появление оценки эмоций сопровождается развитием «эмоциональной» лексики, которая распределяется по антонимическим парам без нейтрального состояния: хорошо-плохо, злой- добрый, сердится-радуется [1].
Таким образом, эмоциональная лексика у дошкольников с общим недоразвитием речи однообразна и бедна, характеризуется преобладанием прилагательных. В ней можно выделить ряд общеоценочных слов, которые используются чаще всего: веселый, добрый, хороший. Дошкольники с ОНР испытывают сложности при назывании качеств, которые отражают их самоотношение и самооценку. Ограниченность эмоциональной лексики связана с низкой речевой памятью детей с ОНР, с особенностями познавательной деятельности, несформированностью эмоционально-волевой сферы и несоответствующей дошкольному возрасту самооценкой. Словарь детей ограничивается рамками обиходно-бытовой тематики и является в качественном отношении неполноценным.
В формате заявленной проблемы нами было проведено исследование сформированности эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В нем приняли участие 40 воспитанников ГБОУ «Школа №867» г. Москвы, из них 22 девочки и 18 мальчиков. Возраст детей 6-7 лет. Уровень речевого развития дошкольников был определен в соответствие с классификацией, предложенной Р.Е. Левиной и характеризуется наличием недоразвития следующих компонентов речи: лексико-грамматический, структурно-семантической и фонетико-фонематической [4]. Отбор участников экспериментальной группы осуществлялся в соответствие с логопедическим заключением об уровне речевого развития дошкольников.
При проведении констатирующего эксперимента, нами были определены критерии диагностики как перечень необходимых предпосылок к овладению эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, выделив при этом их качественные характеристики как показатели, опираясь на исследования таких авторов, как О.Н. Тверская [6] Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. [9]. К таким критериям мы отнесли следующие:
1. Дифференциация и правильная интерпретация эмоциональных состояний других людей (т.е. исследование пассивного словаря детей).
2. Широта диапазона переживаемых и понимаемых эмоций, глубина и интенсивность переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевой деятельности, лексический объем языка (т.е. исследование активного словаря).
Для проведения экспериментального исследования нами была выбрана диагностическая методика В.Н. Макаровой, Е.А. Ставцевой и М.Н. Едаковой для обследования уровня развития лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, позволяющий выявить актуальное состояние эмоциональной лексики каждого ребенка [5].
Диагностика уровня сформированности эмоциональной лексики включала в себя два блока заданий: первый блок - определение объема эмоциональной лексики (оценка импрессивной лексики); второй -исследование умения подбирать соответствующие ситуации эмоциональные лексемы, а также антонимы и синонимы к заданным словам (оценка уровня экспрессивной лексики).
Из результатов диагностики понимания смысла эмоции выявлено, что данное задание дошкольники с общим недоразвитием речи выполнили на довольно низком уровне: высокий уровень показали 3 (7,5%) испытуемых, уровень выше среднего 7 (17,5%) детей, средний уровень выявлен у 12(30%) и низкий уровень у 18 (45%) детей. В ходе анализа результатов выполнения данного задания были выявлены следующие особенности эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи:
1. Преобладание в активном эмоциональном словаре прилагательных над другими частями речи, в то время как эмоционально-оценочные глаголы и существительные дошкольники используют редко либо совсем не используют. Например, при объяснении слова «радость» более половины дошкольников отвечали односложно «радостный», к некоторым словам просто прибавляли частицу «не»: «удача» - «неудача».
2. Несформированность значений слов, относящихся к эмоциональной лексике (то есть объяснение слов не через реальные ситуации, а через подбор однокоренных слов, например, при вопросе «Что такое смелость» дети отвечали одним словом «смелый».
В целом, импрессивная эмоциональная лексика у дошкольников с общим недоразвитием речи характеризуется бедностью, дети не знают значения многих слов, часто использовали лексические замены.
С заданием на умение соотнести значение эмоции и эмоциональное состояние дошкольники с ОНР справились на уровне ниже среднего: высокий уровень показали 2 (5%) дошкольников, уровень выше среднего - 6 (15%) детей, средний уровень выявлен у 17 (42,5%) дошкольников, низкий - у 15 (37,5%) испытуемых.
Как и в предыдущем задании, дети не знали значение некоторых слов, поэтому не могли соотнести их со свойством характера или с определенным предметом. В особенности вызвали затруднения слова: «надежный, мужественный, успешный, нужный». Большинству дошкольников было достаточно трудно отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл предлагаемых слов. Дети путались, заменяли названия признаков - названиями действий (капризный - заплакал); заменяли слова-чувства словами-оценками и наоборот (добрый - веселый, интересный - хороший, вредный - плохой).
Вследствие незнания значения слов, использовали лексические замены, то есть заменяли название одного состояния другим, ситуативно с ним связанным, например: капризный - «плачный», «пожалелый». Некоторые слова заменяли по принципу фонетического сходства: нужный - «дружный». То есть, при соотнесении эмоционального состояния с проявлением характера, дошкольники с общим недоразвитием речи в основном использовали общеоценочные прилагательные (добрый, хороший, плохой).
Диагностика умения подбирать эмоциональные лексемы, соответствующие предложенной ситуации, а также навыка использования эмоциональной лексики в предложениях выявила следующие результаты: 4 дошкольника (10%) выполнили задание на высоком уровне, 5 (12,5%) испытуемых показали уровень выше среднего, 9 (22,5%) - средний уровень и 22 дошкольника (55%) показали низкий уровень. Большинству детей было достаточно сложно отобрать из представленных слов правильные, которые наиболее точно выражали бы смысл высказывания. Часто использовались вербальные замены на слова широкого употребления. Кроме того было выяснено, что дошкольники с ОНР не знают значение многих слов (превосходное, милосердный, отвратительное, порядочный, чуткий благородный), обладают довольно скудным запасом знаний об эмоциональных состояниях, активный словарь у них весьма ограничен. Понимание слов, обозначающих эмоции, развито у дошкольников с общим недоразвитием речи лучше, чем их использование в собственной речи - отсюда и лексические замены на общеупотребительные слова (плохой, хороший).
Исследование навыка подбора антонимов показало следующие результаты: высокий уровень выявлен у 3 (7,5%) детей, средний уровень показали 13 (32,5%), низкий уровень выявлен у 21 (52,5%) дошкольников. Результаты выполнения данного задания выявили у дошкольников с ОНР несформированность антонимических связей. При подборе антонимов к предложенным эмоциональным состояниям дети допускали следующие виды ошибок:
- называние исходного слова с частицей не: скучный - не скучный, честный - нечестный и т.д.;
- использование смысловых замен на основе неверной дифференциации эмоциональных состояний;
- называние слов-синонимов: добрый - не злой, печальный - грустный и др.
Особые трудности вызвали задания: подобрать антоним к слову «заботливый, прекрасный», так как в повседневном общении дошкольников с общим недоразвитием речи чаще встречались общеупотребительные лексемы, выражающие эмоции, и данных слов они просто не знали.
Результаты выполнения задания по подбору синонимов выявили несформированность синонимических связей. Вместо синонимов дошкольники с общим недоразвитием речи часто подбирали слова, противоположные по значению; слова с частицей не (грустный - не грустный); семантически близкие слова, сходные ситуативно (радостный - смешной, страшный - злой и т.д.). Были отмечены несколько случаев замены прилагательного семантически близким глаголом (добрый - помогает), замены слова предложением (грустный - это когда кто-то грустит).
У испытуемых, показавших низкий уровень, были выявлены ярко выраженные недостатки, как в понимании, так и в воспроизведении эмоционально-смыслового содержания задания. В повседневной речи эмоциональная лексика у данных детей почти не использовалась.
В количественном выражении результаты следующие: высокий уровень выявлен у 2 детей (5%), уровень выше среднего показали 5 (12,5%), средний уровень выявлен у 11 (27,5%), низкий - у 22 (55%) дошкольников.
Важной стороной исследования явилось комплексное построение программы диагностики, которое заключалось в применении следующих методов:
- беседы с детьми в форме вопросов и ответов, для изучения психологического состояния испытуемых;
- наглядности, т.е. на определенное задание детям предлагалось рассмотреть опорные картинки;
- активного использования игр (все задания выполнялись в игровой форме для поддержания интереса у дошкольников).
Выводы. Таким образом, проведенное экспериментальное исследование подтверждает разнообразие проявлений расстройств эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Процесс формирования эмоциональной лексики у данных детей не может развиваться самостоятельно, для этого требуется систематическая коррекционная работа с использованием наглядных моделей, которые не только эффективно влияют на развитие эмоциональной лексики, но и повышают уровень и качество обучения и воспитания детей с речевой патологией.
Литература:
1. Дель С.В. Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Д.В. Нечаева, С.В. Дель. - 2011. - 9 с. — Наука - практике. - № 3 (53). - 2011. С. 5-12.
2. Иванова С.В. Повышение роли эмоционального воздействия в логопедической работе / С.В. Иванова // Логопед. - 2004. - № 4. - С. 57-64.
3. Кондратенко И.Ю. Проблема усвоения системы лексических значений у дошкольников с общим недоразвитием речи, отражающих их эмоциональные состояния и оценки // Дефектология. - 2001. - №6. -С. 41-47.
4. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: избранные труды / Ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. - М.: АРКТИ, 2005. - 224 с.
5. Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Едакова М.Н. Диагностика развития речи дошкольников: Методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2007. — 80 с.
6. Тверская О.Н. Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / О.Н. Тверская, Ж.В. Зигангирова // Логопед. - 2011. - № 1. - С. 35-48.
7. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования /
B.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 448 с.
8. Ушакова О.С., Струнина, Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2013. -
C. 61-67.
9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, - М.: Альфа, - 2013. - 103 с.
Педагогика
УДК:378.2
кандидат педагогических наук, доцент Афанасьева Лира Иппатьевна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); магистрант II курса группы МПО-18 Афанасьев Нюргун Алквиадович
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ОТДЕЛОВ ПО РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Аннотация. В данной статье рассматривается механизмы работы а также ее эффективности, применение нормативно-правовых актов в работе отделом по работе с молодежью муниципальных образований Республики Саха (Якутия) по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Ключевые слова: молодежь, профилактика безнадзорности и правонарушений, досуг несовершеннолетних, отделы по работе с молодежью.
Annotation. This article discusses the mechanisms of work as well as its effectiveness, the application of regulatory legal acts in the work of the youth work department of the municipalities of the Republic of Sakha (Yakutia) to prevent neglect and juvenile delinquency.
Keywords: youth, prevention of neglect and delinquency, leisure of minors, youth departments.