УДК 378.0
Ковязина Инна Валентиновна
Преподаватель Тобольского государственного педагогического институт им. Д. И. Менделеева, [email protected], Тобольск
Агавелян Оганес Карапетович
Доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Новосибирского государственного педагогического университета, [email protected], Новосибирск
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СЛУХ КАК ПУТЬ КОМПЕНСАЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Kovyazina Inna Valentinovna
Instructor Tobolsk state pedagogical institute bu D. I. Mendeleev, [email protected], Tobolsk
Аgavelyan Oganes Karapetovich
Doctor of Psychology, professor of chair of pedagogics andpsychology, the Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected], Novosibirsk
EMOTIONAL HEARING AS THE WAY OF COMPENSATION OF GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN’S SPEECH
Психолого-педагогические исследования последних лет указывают на то, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с аномальным развитием, в частности, детей с различными нарушениями речи.
Данная тенденция имеет место, и актуальность проблемы возрастает вследствие сложившихся неблагоприятных условий психолого-педагоги-ческого сопровождения данной категории детей. На сегодняшний день, во многих дошкольных учреждениях отсутствуют специалисты, которые осуществляли бы психолого-педагогическую и логопедическую помощь дошкольникам с нарушениями речи, т. е. педагоги-психологи и логопеды.
Современная концепция дошкольного образования предполагает использование личностно ориентированного подхода к детям на основе развития их способностей и устремлений. Это вызывает необходимость поиска путей совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми с отклонениями в развитии речи.
Центральной задачей педагога и психолога является создание психоло-го-педагогических условий, наиболее благоприятных для продуктивного с точки зрения полноты и многогранности развития проживания детьми своего дошкольного детства. Для установления тесного контакта, ситуации
доверия и взаимопонимания взрослого и ребенка необходимо сотрудничество и эмоциональное взаимодействие.
По мнению В. П. Морозова, язык эмоций независим от смысла слова. Исследование независимости экстралингвистической информации от характера собственно лингвистической рассматривается многими учеными. Это отмечается И. Н. Гореловым, В. П. Морозовым, D. H. Whalen и др., и как предполагают Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова, С. Спингер, Г. Дейч,
D. Kimura, E. D. Ross и др., обусловлено разделением функций левого и правого полушарий при продуцировании и восприятии этих двух видов речевой информации [8].
Еще Г. Олпорт [7], отмечал, что голос лишь частично является инструментом совладания, в отличие от речи. Особенности голоса мимолетны и сложны для анализа, они включают динамику интонаций, ритм, отрывистость или плавность, акцент, высоту, богатство, резкость, музыкальность, а также индивидуальные особенности произношения.
Способность конкретного человека идентифицировать вид эмоционального переживания другого по его голосу, т. е. «феномен эмоционального слуха» был открыт В. П. Морозовым [6]. Данный феномен рассматривается как более древняя форма слухового восприятия по сравнению с речевым слухом. На основании последних нейропсихологических исследований он имеет второе научное определение - «интонационный слух». Эмоциональный слух воспринимающего способствует адекватному восприятию речи, ведет к развитию верного реагирования на ту или иную эмоциональную информацию, пониманию истинных намерений, мыслей и мнений говорящего, которые могут противоречить его вербальным проявлениям. В широком понимании эмоциональный слух человека представляет собой способность к определению эмоционального состояния говорящего по звуку его голоса. В теоретическом плане данный феномен определен как сенсорноперцептивная часть системы невербальной коммуникации, специализированная к адекватной оценке эмоциональной информации в звуковой форме. Существует взаимосвязь эмоционального слуха с эмоциональными и индивидуальными особенностями личности. Так А. Х. Пашиной [10] выявлена зависимость успешности опознавания от таких черт или состояний воспринимающей личности, как эмпатия, уровень тревожности, а также эмоциональный фон, доминирующий у испытуемого к началу его участия в эксперименте. А. Х. Манеров [3] отмечает, что у человека имеется общая импрессивная способность к распознаванию невербальных звуковых сигналов, обусловленных как индивидуальными особенностями голоса, так и передаваемыми с его помощью эмоциями. Эмоциональный слух бывает пассивным (природная особенность, зависимая от свойств мозга) и активным (эмоциональный слух, совершенствующийся и развивающийся в процессе обучения). В. П. Морозовым [6] подчеркивается, что с возрастом разрешающие возможности мозга к восприятию эмоционально значимой информации возрастают. Известно, что нормальный среднестатистический
взрослый человек обладает ЭС на 60-70 баллов, люди «эмоционально тугоухие» - 10-20 баллов, при этом у людей художественных профессий встречается сверхвысокий эмоциональный слух - 90-95 баллов (из 100).
Успешность протекания процессов восприятия и понимания эмоций другого человека влияет на адекватность общения и регулирует поведение в социальной среде.
В настоящее время эмоционально-волевая сфера и личностное развитие у детей с нарушением речи недостаточно изучены. Следует отметить, что большинство исследователей, рассматривая коррекцию общего недоразвития речи при психологическом, педагогическом и логопедическом вмешательстве, затрагивают вопросы развития вербальной стороны речи, не уделяя должного внимания изучению невербальной ее стороны, в том числе и эмоциональной. Проблема особенностей становления и развития эмоционального слуха в детском возрасте, в частности у дошкольников с общим недоразвитием речи недостаточно изучена, что и составляет актуальность нашего исследования.
Всвязи с актуальностью нашего исследования мы сформулировали следующее противоречие: проблема возникновения и развития эмоционального слуха имеет подробное описание в литературе, но как путь компенсации общего недоразвития речи рассматривается впервые. Это и служит основой нашей работы.
Психологические исследования отечественных ученых (В. П. Морозов, А. Х. Пашина, Е. В. Фетисова и др.) показывают, что адекватное восприятие эмоционального состояния говорящего по голосу, важный компонент взаимоотношения человека с окружающим его миром. Через восприятие и понимание речи других людей по голосу у ребенка возникает способность к сопереживанию, сочувствию, т. е. эмпатии, а также, по нашему мнению, и способность к эмоциональной чувствительности, что способствует становлению продуктивного взаимодействия в социуме.
При общем недоразвитии речи, когда вербальное опосредование предметного мира нарушено (по В. И. Лубовскому), ребенку необходим поиск новых путей и потенциальных возможностей, которые помогут ему в процессе социализации в обществе. По нашему мнению, наличие общего недоразвития речи способствует компенсаторному развитию невербальной стороны речи, в частности высокого уровня эмоционального слуха в сравнении с нормой, что само по себе является ключевым моментом коррекции некоторых аспектов данного нарушения, социализации и адаптации.
Процесс отражения эмоциональных состояний человека, его личностных особенностей по характеристикам голоса, является одной из перспективных путей познания механизмов общения. Это особенно важно для детей с тяжелыми нарушениями речи, в частности в связи со сложной структурой дефекта при общем недоразвитии речи (по Р. Е. Левиной). Правильное произношение звуков речи является важным условием точного понимания высказывания окружающими. Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют
затруднения в формировании коммуникативных навыков и умений, более поздние темпы развития, а также своеобразие в развитии личности.
Согласно исследованию ряда авторов (Р. Е. Левина, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Л. Н. Ефименкова, Л. С. Волкова, Г. В. Чиркина и др.) общее недоразвитие речи сопровождается нарушением звукопроизношения, недоразвитием фонематического слуха, выраженным отставанием в формировании словарного запаса и грамматического строя. Первичный дефект влечет за собой наличие вторичных отклонений в развитии психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и т. д.).
У детей с общим недоразвитием речи оказываются нарушенными сами задатки к развитию языковой способности.
Нарушение функционирования языковой способности у детей с ОНР, как указывает Н. В. Микляева [4], проявляется в виде:
- пониженной речевой активности (Б. М. Гриншпун, Г И. Жаренкова, Н. С. Жукова, Р. Е. Левина и др.);
- пониженного внимания к речевому окружению и недостаточно активной наблюдательности (Т. Г. Визель, Ж. М. Глозман, Р. Е. Левина, А. К. Маркова и др.);
- замедленной выработки и патологической инертности речевых стереотипов, плохой переключаемости или, напротив, быстром угасании возникших следов в памяти (Г. В. Гуровец, В. И. Лубовский, И. К. Самойлова, Н. Н. Трауготт и др.);
- как следствие, возникают трудности актуализации даже хорошо знакомых слов (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичова), не осуществляется перенос усвоенной грамматической формы на другие слова (О. Е. Грибова, Б. М. Гриншпун, Н. Н. Трауюп и др.);
- в речевой беспомощности в новых ситуациях и хаотичных действиях при решении вербальных задач (Т. Д. Барменкова, Н. С. Жукова, Н. Н. Трауготт) и т. д.
Специфика невербальных средств коммуникации, наблюдающаяся у большинства детей с разным типом дизонтогенеза, представлена в литературе как одна из закономерностей аномального развития. Из этой закономерности вытекает, что дети с нарушением речи, как и дети с другими отклонениями в развитии, должны иметь больший репертуар невербальных средств коммуникации по сравнению со сверстниками с нормой речевого развития и активно пользоваться им в качестве компенсации несформированных вербальных средств общения.
Как показывают исследования, проводимые В. П. Дудьевым [1], у дошкольников с ОНР особенности невербальной коммуникации обнаруживаются не только на уровне собственного пользования невербальными средствами общения при межличностном взаимодействии, но и на уровне восприятия и понимания информации, транслируемой им невербальными средствами другими людьми.
Мы полагаем, что для успешной адаптации ребенка с общим недоразвитием речи возрастает актуальность развития невербальной стороны речи, в частности эмоционального слуха, вследствие того, что лингвистическая сторона нарушена, экстралингвистическая берет на себя функции регулирования процесса общения, создания психологического контакта, отражает истолкование ситуации, выражает эмоции. Последнее подтверждают исследования, в области логопедии и психолингвистики, в частности,
Н. В. Микляевой, указывающие на преобладание правополушарной ориентировки в языковом материале у детей с речевым недоразвитием.
С целью выявить способность определять эмоциональный контекст звуковой речи детьми дошкольного возраста с ОНР нами было проведено исследование в городе Тобольске в МАДОУ № 45, 48. Было обследовано 100 дошкольников от 5 до 7 лет. 50 детей без нарушений речи (нормотипичные) и 50 - дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР преимущественно Ш-го уровня).
Были проведены: проективное интервью «Волшебный мир» (по Д. И. Лубовскому) с целью установить эмоциональный контакт с ребенком, методика В. П. Морозова с целью определить особенности распознавания эмоционального состояния по голосу детьми с ОНР, проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» (по О. А. Ореховой).
На основании полученных данных определилась взаимосвязь между уровнем эмоционального слуха и общим недоразвитием речи, а также взаимосвязь ОНР и проблем в личностном развитии на уровне базовых эмоций, что проявилось в наличии инверсий у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В результате сопоставительного анализа данных диагностики эмоциональной сферы нами было установлены незначительные отличия в сферах социальных эмоций и деятельностных отношений. Анализируя же цветовые выборы, цветовое мироощущение ребенка, наличие негативного отношения к жизни, тревогу или физиологический стресс, оказалось, что в группе детей с ОНР преобладающее количество дошкольников имеют инверсии (80%), т. е. умеренные протестные реакции и выраженный стресс из-за неудовлетворенной потребности в активном взаимодействии с окружающими. Из них 32% нуждаются в исследовании парасимпатического и симпатического отделов вегетативной нервной системы, в консультации невролога (невропатолога). Для дошкольников 2-й группы характерно для значительного количества детей (54%) отсутствие инверсии и проблем в личностном развитии на уровне базовых эмоций, инверсии встречаются у 46% испытуемых.
Таким образом, нами была выявлена определенная зависимость уровня эмоционального слуха от цветового мироощущения ребенка или количества инверсий и проблем, т. е. дошкольники с общим недоразвитием речи как правило, обладают умеренными протестными реакциями и выраженным стрессом из-за неудовлетворенной потребности в активном взаимодействии с окружающими.
286
Количественный анализ данных по методике, определяющей способности распознавать по звуку голоса человека его эмоциональное состояние, осуществлялся по формуле, предложенной В. П. Морозовым [6] на основании которой можно выявить количественный критерий точности эмоционального слуха, т. е. вероятность правильного определения эмоциональной интонации фразы. Анализируя результаты диагностики по группам, мы выявили, что количественный критерий точности эмоционального слуха (62%) в группе детей с ОНР превышает показатель во второй группе (42%), что подтверждает функциональную самостоятельность, информационную независимость экстралингвистической от вербальной речи (см. рис. 1).
Рис. 1. Вероятность правильного определения интонации фразы
Р - количественный критерий точности эмоционального слуха.
На рис. 2 показано, что дошкольниками с общим недоразвитием речи эмоциональная информация по голосу распознается лучше, чем детьми без нарушений речевого развития. При этом точность распознавания эмоциональной информации во второй группе (дети с ОНР) в среднем на 18% выше, чем в первой группе.
1 00% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
- норма дети с ОНР
Рис. 2. Сравнительный анализ распознавания эмоций по голосу нормотипичными детьми и с ОНР
Сопоставляя точность правильного определения эмоциональной интонации фразы эмоций по знаку и качеству (гнев, радость, страх, нейтрально), мы сделали вывод, что отрицательная эмоция гнева распознавалась детьми чаще. Опознание эмоции страха по голосу в процентном отношении занимает последнее место, хотя из графика видно, что в сравнении с нормотипичными, у которых опознание данного переживания отсутствует, у детей с нарушениями речи страх опознается 23% дошкольников. Эти данные могут свидетельствовать, опираясь на исследования проблемы распознавания контекста звуковой речи А. Х. Пашиной, о наличии индивидуальных особенностей распознавания эмоций (субъективной эмоциогенностью), а также эмоциональной насыщенности - показателя процессуального аспекта эмоциональной саморегуляции речи [7]. По данным В. П. Морозова, тот факт, что отрицательные эмоции опознаются аудиторами наилучшим образом, свидетельствует об их биологической значимости, приобретенной в процессе эволюции, необходимой для выживания.
Это, предположительно, свидетельствует и о том, что дошкольниками, а особенно детьми с ОНР, отрицательные эмоции переживались чаще, нежели у детей с нормальным развитием речи. По нашему мнению, переживание отрицательных эмоций у детей с тяжелыми нарушениями развития речи связано с наличием проблем в межличностном взаимодействии.
Данные подтверждают положения А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца,
Е. И. Фейгенберга, А. Г. Асмолова и др. о том, что невербальная коммуникация детей с нарушением речи находится в пределах возрастной нормы или за счет компенсаторных процессов даже превышает ее. С их позиций, не может существовать прямой связи между нарушениями речи и невербальным общением.
Полученные результаты доказывают предположение о наличии компенсаторных возможностей у детей с тяжелыми нарушениями речи, в частности у дошкольников с общим недоразвитием речи, посредством развития эмоционального слуха.
По причине того, что употребление лексики, отражающей эмоциональные состояния и оценки устной речи у детей с ОНР в 2 раза ниже, чем у дошкольников с нормальным речевым развитием при формировании эмоциональной лексики опираются на развитие вербальных и невербальных средств общения [2]. По нашему мнению, наличие более высокого уровня эмоционального слуха, чем у нормотипичных детей, помогает взаимодействовать ребенку с ОНР со взрослыми и сверстниками, поэтому как педагогу, так и психологу следует, проводя коррекционно - развивающую работу, опираться на потенциальные возможности самого ребенка, т. е. учитывать особенности невербальной экстралингвистической информации, в частности эмоционального слуха. Именно взрослый является примером для дошкольника, поэтому его правильное и четкое произношение, эмоциональная выразительность речи, речевые интонации, наличие у педагога высокоразвитого эмоционального слуха способствуют как нахождению эмоционального контакта с ребенком,
так и формированию правильного произношения при общем недоразвитии речи. Кроме того, так как эмоциональный слух у дошкольников с общим недоразвитием речи еще формируется и его можно развивать в процессе обучения, это позволяет нам предположить, что развивая способность к пониманию эмоциональной информации по голосу, мы тем самым будем содействовать становлению и развитию ребенка как личности, а также его успешной социализации в обществе.
Данное положение открывает новые возможности коррекции и пути психолого-педагогического сопровождения детей с общим недоразвитием речи.
Библиографический список
1. Дудьев, В. П. Системный подход в развитии коммуникативного потенциала дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / В. П. Дудьев // Логопедия. -2006. - № 2(12). - С. 22-27.
2. Кондратенко, И. Ю. Основные направления логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста [Текст] / И. Ю. Кондратенко // Дефектология. - 2003. -№ 3. - С. 55-67.
3. Манеров, В. Х. Успешность восприятия говорящего в зависимости от индивидуальных особенностей слушателей [Текст] / В. Х. Манеров // Вопросы психологии. - 1990. - № 1. - С. 147-153.
4. Микляева, Н. В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи. Дошкольный возраст [Текст] / Н. В. Микляева // Дефектология. - 2001. - № 2. - С. 56-64.
5. Морозов, В. П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. [Текст] / В. П. Морозов. - М., ИП РАН, Центр «Искусство и наука» 1998. -164 с.
6. Морозов, В. П. Эмоциональный слух человека//Журнал эволюционной биохимии и физиологии. [Текст] / В. П. Морозов. - Том XXI. - 1985. - № 6. -С. 568-577.
7. Олпорт, Г. Становление личности: Избр. труды. [Текст] / Г. Олпорт. - М.: Смысл, 2002. -462 с.
8. Пашина, А. Х. К проблеме распознавания контекста звуковой речи [Текст] / А. Х. Пашина // Вопросы психологии. - 1991. - № 1. - С. 88-107.
9. Пашина, А. Х. О структуре эмоционального слуха [Текст] / А. Х. Пашина // Психологический журнал. - Том 13. - 1992. - № 3. - С. 76-83.
10. Пашина, А. Х. Опознание личности по голосу на основе его нормального и инвертированного во времени звучания [Текст] / А. Х. Пашина, В. П. Морозов // Психологический журнал. - Том 11. - 1990. - № 3. - С. 70-78.
11. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст]: практическое пособие. / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, - М.: Айрис-пресс, 2004. - 224 с.
12. Щербаков, Е. П. Восприятие информации у девочек и мальчиков 5-10 лет в зависимости от ведущего полушария [Текст] / Е. П. Щербаков, С. В. Ветренко // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 291-297.
13. Ендропов, О. В. Современные проблемы наследственности и двигательные возможности человека [Текст] / О. В. Ендропов // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 209-215.
14. Поданева, Т. В. Развитие профессионально-личностного взаимодействия специалистов ДОУ в процессе повышения квалификации [Текст] / Т. В. Поданева // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 392-399.
15. Нефедкина, И. А. Теоретические основы педагогической поддержки развития самовыражения старших дошкольников [Текст] / И. А. Нефедкина // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№ 3. - С. 356-365.
16. Плахотина, О. Д. Личностные особенности умственно отсталых подростков [Текст] / О. Д. Плахотина // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№ 3. - С. 393-401.
17. Славгородская, М. В. Система здоровьесберегающей деятельности в школе-интернате [Текст] / М. В. Славгородская // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 410-421.
18. Сунько, Т. Ю. Основное направления методики работы над техникой речи на уроках риторики [Текст] / Т. Ю. Сунько // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 214-220.