Научная статья на тему 'Значение формирования образов-представлений для развития лексического строя речи старших дошкольников'

Значение формирования образов-представлений для развития лексического строя речи старших дошкольников Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
304
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Ключевые слова
образ-представление / образ восприятия / общее недоразвитие речи / словарный запас / лексика / старший дошкольный возраст / image of representation / image of perception / General speech underdevelopment / vocabulary / lexicon / senior preschool age.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Иванова Наталья Викторовна, Шоля Александра Сергеевна

В статье рассматривается необходимость формирования образов-представлений как основы лексикона детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В статье описан механизм формирования образов-представлений, их влияние на формирование словаря дошкольников, подробно представлена связь образа-представления и слова. В статье раскрыты теоретические основы исследования, посвященного изучению проблем развития грамматического строя речи старших дошкольников с общим недоразвитием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Иванова Наталья Викторовна, Шоля Александра Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF FORMING IMAGES-REPRESENTATIONS FOR THE DEVELOPMENT OF THE LEXICAL STAGE OF SPEECH OF THE ELDER PRESCHOOL

The article discusses the need for the formation of images-representations as the basis of the vocabulary of children of senior preschool age with a general speech underdevelopment. The article describes the mechanism of formation of images-representations, their influence on the formation of a dictionary of preschoolers, presents in detail the relationship of image-representations and words. The article describes the theoretical foundations of a study devoted to the study of the problems of the development of the grammatical structure of speech of senior preschoolers with general underdevelopment.

Текст научной работы на тему «Значение формирования образов-представлений для развития лексического строя речи старших дошкольников»

STUD NET

ЗНАЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВ-ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ СТАРШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ

THE IMPORTANCE OF FORMING IMAGES-REPRESENTATIONS FOR THE DEVELOPMENT OF THE LEXICAL STAGE OF SPEECH OF THE

ELDER PRESCHOOL

УДК 376.37

DOI: 10.24411/2658-4964-2020-10136 Иванова Наталья Викторовна, канд. пед. наук, доцент доцент кафедры «Специальная педагогика и психология» Смоленский государственный университет РФ, г. Смоленск

Шоля Александра Сергеевна, Студент 4 курс, факультет «Психолого-педагогический», Смоленский государственный университет РФ, г. Смоленск Ivanova Natalya Viktorovna aleks.sholya@yandex.ru Shola Alexandra Sergeevna aleks.sholya@yandex.ru

Аннотация

В статье рассматривается необходимость формирования образов-представлений как основы лексикона детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В статье описан механизм формирования образов-представлений, их влияние на формирование словаря дошкольников, подробно представлена связь образа-представления и слова. В статье раскрыты теоретические основы исследования, посвященного изучению проблем развития грамматического строя речи старших дошкольников с общим недоразвитием.

Abstract

The article discusses the need for the formation of images-representations as the basis of the vocabulary of children of senior preschool age with a general speech underdevelopment. The article describes the mechanism of formation of images-representations, their influence on the formation of a dictionary of preschoolers, presents in detail the relationship of image-representations and words. The article describes the theoretical foundations of a study devoted to the study of the problems of the development of the grammatical structure of speech of senior preschoolers with general underdevelopment.

Ключевые слова: образ-представление, образ восприятия, общее недоразвитие речи, словарный запас, лексика, старший дошкольный возраст.

Key words: image of representation, image of perception, General speech underdevelopment, vocabulary, lexicon, senior preschool age.

Речь - одна из самых сложных высших психических функций человека, она участвует напрямую или косвенно в формировании других психических процессов (памяти, мышления, внимания и др.) [10, с. 67].

Выполняя коммуникативную функцию, речь становится средством или формой выражения мыслей благодаря тому, что она обозначает те или иные предметы, явления, действия, связи и отношения, которые существуют между ними. Тесная связь между словом и образами-представлениями предметов действительности однозначна. Благодаря слову человек в своем сознании может вызвать образ определенного предмета, явления, целой ситуации или действия, которых нет в настоящее время в его восприятии, причем вызванный образ может быть разной модальности (слуховой, зрительной и т.д.). Выготский Л.С. отмечал, что каждое слово имеет первоначальное представление и что рост словаря ребенка напрямую зависит от образования связей между образами предметов и словами их обозначающими [10, с. 69].

Значимым периодом в формировании образов-представлений является старший дошкольный возраст. «Оперирование образами-представлениями делает мышление дошкольника внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации, и значительно расширяет границы познания» [7]. Старший дошкольный возраст представляет собой период от 5 до 6 лет. В этом возрасте происходит не только увеличение круга представлений, но и перестройка самой умственной деятельности. Дети уже не ограничиваются выделением конкретных признаков и составляющих предметов, но пытаются проникнуть глубже в суть явлений и связей между ними. Ребенок переходит к мышлению общими представлениями [3, с.144].

Образы-представления являются основой формирования лексической системы. И, соответсвенно, их недостаточная сформированность оказывает влияние на развитие словаря дошкольника. У детей дошкольного возраста с речевой патологией, в частности, при общем недоразвитии речи, одним из основных признаков в структуре речевого дефекта является недостаточное развитие словаря.

В современной логопедии накоплен достаточный опыт коррекции ОНР, однако исследований, посвященных проблеме взаимосвязи развития словаря у старших дошкольников и целенаправленного формирования у них образов-

представлений, мы не обнаружили. Поэтому данный аспект требует более детального рассмотрения. Необходимо учитывать, что у детей с несформированными образами-представлениями многие слова либо полностью отсутствуют в лексиконе, либо искажается их смысл, также отмечаются трудности в понимании значений слов, дети нередко употребляют их в узком значении, уровень словесного обобщения очень низкий. Ограниченность словарного запаса подтверждается незнанием многих общеупотребительных слов [8].

В свою очередь, недостаточная коррекционная помощь детям с ОНР в формировании способности к адекватному использованию лексических средств не может не отразиться не только на их дальнейшей успеваемости в школе, но, в и целом, на качестве коммуникативных навыков. В школьном обучении ограниченность словаря влияет на возникновение проблем в процессе чтения, т.к. осознание значений слов необходимо, чтобы декодировать текст и понять смысл прочитанного. Также из-за отсутствия точного понимания смысла слов могут возникнуть трудности выражения мысли.

Поэтому такое направление работы как формирование образов-представлений в качестве основы развития словаря нуждается в более детальном изучении.

Для того чтобы понимать, как происходит становление образов-представлений, рассмотрим механизм их формирования.

Исходным моментом этого механизма будет являться восприятие предметов, объектов или явлений посредством воздействия раздражителей на рецепторы органов чувств (слуховых, зрительных, вкусовых, световых и т. д.), что в результате повлечет к формированию ощущения. Каждый орган чувств формирует ощущение в зависимости от своей модальности и передает его в кору головного мозга. Разные свойства одного предмета синтезируются, и в сознании человека предстает определенный чувственный образ - образ восприятия. Образ-представление отличается от образа восприятия тем, что восприятие дает нам образ предмета, когда тот присутствует в непосредственной близости, а представления - это образы, которые были сенсорно восприняты ранее. Лурия А.Р. образы-представления рассматривает как вид образной памяти [4].

Формирование образа-представления - это не просто воспроизведение чувственного образа восприятия, но его творческая обработка. Чувственные впечатления или образы предметов проходят через память и становятся

образами-представлениями (если они имеют какое-то личностное отношение к человеку, яркие и интересные) или же забываются [9].

Ошибочно считать, что образы-представления менее ярки и беднее чем образы восприятия. Во-первых, образы-представления, как правило, полимодальны, т.е. включают в себя элементы слуховых, зрительных, двигательных, осязательных следов. Так, представление какого-либо предмета характеризуется зрительным образом (состоящим из постоянных, наиболее важных признаков в данный момент, другие либо «замыты», либо отсутствуют), также имеет место слуховой образ, который, в свою очередь, связан с двигательными ощущениями (микросокращения в мышцах языка, губ, гортани, необходимые при произнесении нужного слова). Маклаков А.Г. отмечает, что если зрительное представление не сопровождается слуховым образом, то в таком случае зрительный образ будет весьма смутным и неопределенным [5]. Дополнительно в сознании возникает информация о предмете представления, ранее полученный опыт взаимодействия с ним.

Так как образы-представления позволяют анализировать и обобщать знания о предмете, то это делает их похожими на понятия, но отсутствие наглядности у последних различает их, и позволяет считать образы-представления ступенькой к дальнейшей мыслительной деятельности и необходимым звеном в формировании понятий.

В сознании человека носителем значения слова является образ-представление. А значит, овладение значением слова во многом определяется качеством, насыщенностью образа-представления. Логопеду или учителю необходимо обеспечивать их правильное формирование. У детей могут возникать трудности с определением существенных и случайных характеристик, в установлении связей между ними.

Так, например, использование слов в более широком значении в дошкольном возрасте можно объяснить недостаточностью процесса категоризации и, соответственно, концептуализации. Например, ребенок изображение волка называет «собачка», в данном случае, происходит неточное употребление слова. Ребенок выбрал неправильный в данной ситуации критерий («конституирующий» признак) - внешнее сходство, хотя на вид волк имеет большее сходство с собакой, нежели другие представители этого класса (например, пудель). Ребенок должен был провести более глубокий анализ и учесть разницу между дикими и домашними животными [1].

Если же педагог сможет организовать этот процесс чувственного восприятия и формирования образов-представлений, направить его, то в дальнейшем они будут наиболее точными, правильными и осознанными детьми. Это позволит создать базу для усвоения необходимых компонентов значений слов, что позволит использовать их наиболее точно и правильно и расширит активный словарь.

Такая работа особенно необходима детям с общим недоразвитием речи, т.к. у них имеет место расхождение в объеме пассивного и активного словаря, причем пассивный словарь практически приближен к норме, но актуализация слов в экспрессивной речи значительно снижена.

Ограниченность словаря проявляется и в том, что дети 5-6 лет могут не знать многих слов-названий ягод, цветов, рыб, диких животных, профессий и т.д. Детям зачастую трудно вспомнить, актуализировать слово, которое уже имеется в их пассивном словаре, что приводит к неточностям в употреблении слов и вербальным парафазиям [2, с. 20-21].

Для того, чтобы ребенок мог активно пользоваться словом, необходима определенная «база речи», иначе говоря, чувственная основа и, прежде всего, предметные зрительные образы с одной стороны и умения активного взаимодействия с другой. Поэтому коррекционную работу по развитию речи у детей с ОНР необходимо начинать с развития восприятия, особенно, зрительного (как основного канала получения информации), образов-представлений, их точности, но притом подвижности и дифференцированности [11, с. 280].

Если у ребенка недостаточно сформирован образ-представление предмета, то слово его обозначающее, будет искажено в значении или вовсе утрачено, и наоборот, его развитие позволит уточнить значение слова. Это обеспечит точность словоупотребления и окажет положительное влияние на связность монологической речи, ведь семантика отдельного слова тесно связана с семантикой всего высказывания [12].

По нашему мнению в организации коррекционной логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста необходимо уделять значительное внимание формированию образов-представлений, которые, в свою очередь, повлияют на расширение словарного запаса. Это в дальнейшем поможет ребенку более эффективно усваивать программу школьного обучения.

Использованные источники:

1. Доброва Г.Р. Лексико-семантические сверхгенерализации в детской речи: всегда ли проявление лингвокреативности? // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. 2016. №14. С.103-114.

2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб.: СОЮЗ. 1999. 160 с.

3. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. 144 с.

4. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии. СПб.: Питер, 2006. 320 с.

5. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2016. 583 с.

6. Тетерина М.О. Почему увеличивается количество дошкольников с общим недоразвитием речи? Причины и пути решения проблемы // Международный школьный научный вестник. 2019. №1. С.328-336.

7. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. 336 с.

8. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушение речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. М.: Профессиональное образование, 1993. 232 с.

9. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучению М.: Знание, 1984. 80 с.

10. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение: Учеб. пособие. М.: МОДЕК, 2005. 187с.

11. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. М.: Просвещение, Учебная литература. 1995. 304 с.

12. Шустова А.В. Структурные особенности образа-представлений у детей дошкольного возраста // Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход. Материалы VI Всероссийской конференции с международным участием. 8-9 дек. 2016. Курск: КГМУ., 2016. С 499-502.

Used sources:

1. Dobrova G.R. Lexical-semantic super-generalizations in children's speech: is there always a manifestation of linguistic creativity? // Psycholinguistic aspects of the study of speech activity. 2016. No. 14. S.103-114.

2. Lalaeva R.I., Serebryakova N.V. Correction of the general underdevelopment of speech in preschoolers (the formation of vocabulary and grammatical structure). SPb .: UNION. 1999.160 s.

3. Leontiev A.N., Zaporozhets A.V. Psychology issues of a preschool child. M .: International Educational and Psychological College, 1995. 144 p.

4. Luria, A. R. Lectures on General Psychology. St. Petersburg: Peter, 2006.320 s.

5. Maklakov A. G. General Psychology: Textbook for universities. St. Petersburg: Peter, 2016.583 s.

6. Teterina M.O. Why is the number of preschoolers with a general speech underdevelopment increasing? Causes and solutions to the problem // International School Scientific Bulletin. 2019. №1. S.328-336.

7. Uruntaeva G.A. Preschool Psychology: Textbook. allowance for students. wednesday ped textbook. institutions. M .: Academy, 2001.336 s.

8. Filicheva TB, Cheveleva N.A., Chirkina G.V. Speech Impaired in Children: A Handbook for Preschool Teachers. M .: Vocational education, 1993.232 s.

9. Friedman L.M. Visualization and modeling in teaching M .: Knowledge, 1984. 80 p.

10. Tsvetkova L.S. Introduction to neuropsychology and rehabilitation training: Textbook. allowance. M.: MODEK, 2005.187 s.

11. Tsvetkova L.S. Brain and intelligence. Violation and restoration of intellectual activity. M.: Education, educational literature. 1995.304 p.

12. Shustova A.V. Structural features of the image-representations in preschool children // Psychology of health and disease: a clinical and psychological approach. Materials of the VI All-Russian Conference with international participation. Dec 8-9 2016. Kursk: KSMU., 2016. From 499-502.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.