Педагогика
УДК: 376.37
кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород); студент Пономарева Елена Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород)
К ВОПРОСУ О НАРУШЕНИЯХ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С
ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация. В статье представлен теоретический анализ недостатков лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи. Представлена авторская модифицированная методика диагностики лексики, отражающая недостатки лексической стороны речи у дошкольников с ОНР, а также анализ полученных данных.
Ключевые слова: лексика, ОНР, недостатки лексической стороны речи, дошкольники, общее недоразвитие речи.
An^a^n. The article presents a theoretical analysis of the shortcomings of vocabulary in preschoolers with a general underdevelopment of speech. The author presents a modified methodology for diagnosing vocabulary, reflecting the shortcomings of the lexical side of speech in preschool children with ONR, as well as the analysis of the data obtained.
Keywords: vocabulary, disadvantages of the lexical side of speech, preschoolers, general speech underdevelopment.
Введение. Актуальным вопросом логопедии является коррекция лексических нарушений у дошкольников. Одним из наиболее распространённых нарушений речи является общее недоразвитие речи. Отмечается тенденция к увеличению количества детей, которые имеют данное нарушение, возникающее из-за различных причин как социальных, так и биологических. Если ОНР вовремя не диагностировать и не начать работу по коррекции, то у детей появятся вторичные и третичные нарушения, которые уже сложнее исправить.
Большой вклад по изучению нарушений лексической стороны речи, внесли знаменитые исследователи такие, как Л.Н. Ефименкова [4], Р.И. Лалаева [5], Р.Е. Левина [6], Т.Б. Филичева [8], Г.В. Чиркина [9]. Они все отмечали у детей с общим недоразвитием речи бедный и ограниченный словарный запас. Дети используют в активной речи простые общеупотребительные слова с номинативным и предикативным содержанием.
Разработано и предложено множество методик обследования лексики детей (Е.Ф Архипова [1], Г.А. Волкова [2], О.Е. Грибовой [3], И.А. Смирнова [7], Т.Б. Филичевой [9], Г.В. Чиркиной [9]). Однако выделить максимально полную методику, которая включала бы в себя подробное исследование всех лексических компонентов нельзя. Часто словарный запас детей изучается только по нескольким заданиям, которые охватывают некоторые лексические группы слов, что не может раскрыть всю картину особенностей нарушений лексики. Поэтому на сегодняшний день остается актуальным изучение нарушений лексики детей с ОНР, число которых растет постоянно, и модификация методик, которые помогут более тщательно диагностировать нарушения в речевом развитии, чтобы в дальнейшем корректно подобрать методы коррекции.
Целью исследования - теоретически и экспериментально изучить недостатки лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III и IV уровня.
Объект исследования: словарный запас детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: нарушение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III и IV уровня.
На основе научной и методической литературы было выявлено, что лексика детей с общим недоразвитием речи будет значительно отличаться по количественным и качественным показателям от лексики детей с нормальным речевым развитием, причем у каждого уровня речевого развития будут свои особенности [4; 35].
У большинства детей с общим недоразвитием речи III уровня отмечаются следующие нарушения: резкое расхождение объема пассивного и активного словаря, неумение разграничивать объекты, которые сходны внешне или имеют похожие функции [9; 26]. Низкий уровень знаний слов, входящих в различные лексические темы, неумение различать формы и цвета предметов. Обычно в словаре детей мало обобщающих понятий, а при подборе синонимов и антонимов отмечается большое количество ошибок [8; 54].
А для детей с ОНР IV уровня характерны следующие нарушения: объем словарного запаса приближен к норме, но все равно отмечается бедный словарный запас [6; 147]. Дети не знают слова, обозначающие некоторых животных, птиц и растений, людей разных профессий, частей тела, путают родовые и видовые понятия для обозначения действий и признаков. Пользуются словами приблизительного значения. Большие сложности возникают при использовании абстрактной и обобщенной лексики. И дети допускают много ошибок при подборе антонимов и синонимов [5; 20].
Изложение основного материала статьи. Для достижения цели исследования и проверки теории на практики было проведено экспериментальное исследование, которое проводилось на базе МБДОУ № 404 «Ростки». Возраст детей - 5-6 лет. Для организации и проведения исследования были выбраны две группы: контрольная - 20 детей с нормальным речевым развитием и экспериментальная - 20 дошкольников с общим недоразвитием речи (по заключению психолого-медико-педагогической комиссии).
Для качественной диагностики особенностей лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III и IV уровня была модифицирована методика логопедического исследования
нарушений лексики, в основу которой легли исследования Е.Ф. Архиповой [1; 39], Г.А. Волковой [2; 87], О.Е. Грибовой [3; 57].
Количественная и качественная оценка выполнения заданий опиралась на балльную систему оценивания И.А. Смирновой [7; 126] и Н.В. Серебряковой. Оценка заданий производилась по общим критериям: 1 балла - правильный ответ; 0,5 балла - ответ дан после предъявления помощи; 0 баллов - невыполнение, неверный ответ. Во время обработки материала баллы суммировались как за каждое упражнение, так и за группу заданий в целом. Полученные значения были переведены в проценты. Максимальная оценка определялась в соответствии с числом заданий серии и количеством испытуемых.
Комплексное исследование включало две группы экспериментальных заданий.
В первую группу были включены задания, направленные на изучение пассивного словаря детей. Здесь было изучено:
1. Понимание существительных по лексическим темам: животные, игрушки, овощи, цветы, части тела.
2. Понимание глаголов: «Кто как передвигается», «Кто как подает голос», «Кто что делает».
3. Понимание прилагательных: формы, цвета, измерения.
А во второй группе заданий, направленных на исследования активного словаря детей, были изучены:
1. Существительные по лексическим темам: овощи, птицы, животные, профессии, посуда, транспорт, цветы, части предмета, части тела, мебель.
2. Глаголы: «Кто что делает», «Кто как подает голос», «Что делают этим предметом».
3. Прилагательные: качественные (форма, цвет, оттенки цветов, вкус, температура, размер), относительные (материал, время) и притяжательные (по отношению к животным и к человеку).
4. Наречия.
В ходе экспериментального исследования по изучению состояния импрессивной и экспрессивной сторон речи были получены результаты, которые дали возможность составить общую картину уровня развития лексической стороны речи.
При исследовании импрессивной речи у контрольной и экспериментальной групп было выявлено, что, несмотря на то, что у детей с ОНР (84%) пассивный словарь близок к норме (98%), их лексический запас кардинально отличается от детей с нормальным речевым развитием. Это проявляется в том, что пассивный словарь медленно и с большими трудностями актуализируется, из-за чего наблюдается резкое расхождение в объеме пассивного и активного словаря детей с ОНР и отставание от объема лексического запаса детей с нормой. Например, бедность словаря экспериментальной группы проявлялась в незнании многих слов существительных (путают слова «лев» и «леопард», «неваляшка» и «матрешка»), в затруднении показа слов, относящихся к лексической теме «цветы» (например, астра, кактус, гвоздика), «части тела» (например, веки, ноздри, локоть).
Сравнение объема активного словаря у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием выявило, что объем активного словаря у детей с нормой речевого развития = 90%, что почти в два раза превышает имеющийся объем активного словаря у детей с ОНР (55%). Благодаря обследованию лексики детей с ОНР, мы выявили, что действительно активный словарный запас у них бедный и ограниченный. Многие слова, доступные их возрасту, (например, зебра, пингвин, гвоздика, узкий, розовый и другие), дети не могут назвать по картинке. Причем в пассивном словаре они у них имеются.
Лучше всего у детей с нормой и ОНР 3, 4 уровня сформирован словарь существительных. У нормально развивающихся старших дошкольников получился средний групповой балл 88, что говорит о высоком уровне развития номинативного словаря. Дети достаточно быстро, легко и с интересом справились с заданиями, называли наибольшее количество слов.
Дети с общим недоразвитием речи по сравнению с нормально развивающимися детьми справились с заданием менее успешно. Им потребовалось больше времени на обдумывание задания. Дети с ОНР 4 уровня, получившие 76 - средний балл, затруднялись больше всего в лексических группах, как «профессии», «птицы», «цветы», «части тела». Особенно в словах «веки, леопард, трамвай, голубь, фотограф», значения, которых они не знали и поэтому либо ответ отсутствовал, либо слова заменялись другими. Например, «трамвай»- «троллейбус», «поезд». Дети с ОНР 3 уровня (50 -средний балл), помимо тех ошибок, что были у детей с 4 уровнем общего недоразвития, имели трудности и с другими словами. Большинство испытуемых путали картинки со сходными чертами, как например: вместо репы называли свеклу, вместо гвоздики или астры - розу, вместо миски - тарелку, вместо стула - кресло, вместо кровати - диван.
Не особо высокий показатель получился при обследовании атрибутивного словаря. Большое количество ошибок было отмечено при обследовании активного словаря прилагательных у детей с общим недоразвитием речи. Во многих случаях слова «широкий», «высокий», «длинный», «толстый» были заменены на слово «большой», слова «короткий», «узкий», «низкий», «тонкий» - на «маленький». Дети с нормальным речевым развитием в целом хорошо справлялись с заданиями на называние качественных, относительных и притяжательных прилагательных. Только иногда некоторые дети затруднялись называть из чего состоит предмет (например, пластмассовая игрушка, оловянный солдатик) или неправильно образовывали притяжательные прилагательные (вместо медвежья - медведия, лисья - лисицына). Дети с ОНР 4 уровня в основном не могли назвать правильно оттенки цветов («розовый», «голубой», «оранжевый»), формы предметов («прямоугольный», «овальный», «треугольный»). Дети также допускали ошибки в образовании относительных и притяжательных прилагательных, только количество неправильных ответов по сравнению с нормой, значительно увеличилось. Чаще всего они просто говорили вместо « деревянный стол» - стол из дерева и вместо «волчий хвост» - хвост волка.
Но наибольшие трудности в этих заданиях возникли у детей с ОНР 3 уровня. Ошибки наблюдались уже на уровне определения правильного цвета (путали зеленый, синий и желтый). Часто отмечались замены слов, обозначающие измерения, т.е. постоянно в их ответах звучали слова «большой», «маленький». Очень мало детей, кто образовал правильно хотя бы 3-4 слова, обозначающие материал и принадлежность. Среди правильных ответов были «железный», «золотой», «мамин», «папин».
Большое количество ошибок встретилось при исследовании словаря глаголов. Если дети с нормальным речевым развитием из трех заданий «Кто что делает», «Кто как подает голос» и «Что делают этим.. » выполняли практически все без ошибок, то у детей с ОНР встречается много трудностей в каждом из них. Например, дети с общим недоразвитием 4 уровня допускали ошибки в заданиях «Кто как подает голос» и «Кто что делает». Они смешивают близкие понятия: скачет, бегает, ползает - ходит. Используют глаголы
более общего, недифференцированного значения (ползет - идет, воркует - поет). Средний балл у детей с ОНР 3 уровня (25) почти в 2 раза ниже, чем у детей с ОНР 4 уровня(14). Соответственно у них намного больше отмечается ошибок. Дети хорошо знают те глаголы, которые связаны с их повседневной жизнью. Это, например, такие слова, как «едят, рисуют, расчесывают, режут, бегает». Больше всего ошибок фиксировалось в задание на определение голоса животного. Дети либо не знали и не отвечали (воркует, рычит), либо упрощали и говорили неправильно (вместо каркает- кар-кар, ржет-иго-го, мычит-мукает, квакает-ква-ква, лает-гавкает или гав-гав, чирикает- чик-чирик). Иногда встречались ошибки в смещение значение слов, поэтому говорили, что «пилой рубят», «топором пилят».
Словарь наречий у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи сформирован намного хуже, чем у детей, речь которых соответствует возрастной норме. Это связано с тем, что дети с речевой патологией заменяют наречия другими частями речи, часто вообще не понимают их значение. Все дети хорошо справлялись с наречиями, обозначающие оценку (хорошо, плохо) и температуру (горячо, холодно). Старшие дошкольники с ОНР 3 и 4 уровня вместо наречий «высоко, далеко» воспроизводили прилагательные «высокий, далекий, длинный».
Выводы. Таким образом, в результате проведения констатирующего эксперимента была достигнута основная цель исследования - выявлены недостатки лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III и IV уровней.
Проведенное обследование позволило сделать следующие выводы: дети с общим недоразвитием речи значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников. Несмотря на то, что их пассивный словарь приближается к норме, в нем отмечается достаточное количество ошибок. Пассивный словарь с большим трудом активизируется в речи детей, поэтому активный словарь характеризуется бедностью и скудностью, с большим количеством трудностей. Лучше всего, как у детей с нормальным речевым развитием, так и у детей с ОНР, сформирован номинативный словарь. Хуже всего дети овладевают предикативным и атрибутивным словарем и словарем наречий. Они не знаю, как подают голос различные животные, путают слова со схожими чертами или функциями, не умеют правильно употреблять притяжательные и относительные прилагательные.
У детей старшего дошкольного уровня с общим недоразвитием речи III уровня отмечаются следующие нарушения: смешение названия предметов, сходные по внешнему признаку (репа - свекла), по функции (диван - кресло), замена видовых понятий родовыми и наоборот (гвоздика - цветок). Низкий уровень знаний слов, входящих в различные лексические темы: незнание частей предметов (кузов - машина), слов, обозначающие профессии (дядя продает яблоки - продавец) и других. Неумение различать формы (круг -овал, треугольник) и цвета предметов (зеленый, синий, желтый). Обычно в словаре детей мало обобщающих понятий (в основном это «игрушки», «посуда», «цветы»), а при подборе синонимов и антонимов отмечается большое количество ошибок. Часто подбирают слова с частицей «не».
Для детей с ОНР IV уровня характерны следующие нарушения: незнание слов, обозначающие некоторых «экзотических» животных (панда, леопард), птиц (снегирь, голубь, ласточка) и растений (астра, гвоздика, колокольчик, ландыш), людей разных профессий (библиотекарь, летчик, фотограф), частей тела (ресницы, брови), путают родовые и видовые понятия для обозначения действий и признаков (овал - круг). Пользуются словами приблизительного значения. Большие сложности возникают при использовании абстрактной и обобщенной лексики. И дети допускают много ошибок при подборе антонимов и синонимов. Либо подбирают их с частицами «не», либо не справляются с заданием (молодость, жадность, бег).
Также при обследовании детей с ОНР III и IV уровня выявилось, что дети, имея в пассивной речи достаточный объем слов, в активной речи чаще всего используют бытовые глаголы и существительные, распространенные в их окружении, а если затрагивались слова, с которыми они не встречаются в повседневной жизни, то у них возникало много трудностей и ошибок. Таким образом, следует вывод, что дети с ОНР имеют бедный и ограниченный словарный запас.
Литература:
1. Архипова Е.Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи / Е.Ф. Архипова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2017. - №1. - С. 38-43.
2. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие, - СЕЮ.: Детство - Пресс, 2014. - 144 с.
3. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие. — М.: АРКТИ, 2015. - 96 с.
4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. - М.: Национальный книжный центр, 2015. - 176 с.
5. Лалаева Р.И. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: Союз, 2001. - 218 с.
6. Основы теории и практики логопедии: учебное пособие / ред. Р. Е. Левиной. - М.: Альянс, 2017. - 370 с.
7. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи / И.А. Смирнова. - СПб.: Детство-Пресс, 2012. - 52 с.
8. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста: Монография / Т.Б. Филичева - М., 2000. - 314 с.
9. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - 5-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 224 с.
Педагогика
УДК: 376.37
кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород); студент Романова Анастасия Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород)
К ВОПРОСУ О НАРУШЕНИЯХ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ И СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация. В статье отражены результаты теоретического анализа и экспериментального исследования нарушений словообразования и словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Представлена авторская модифицированная балльная система диагностики, отражающая степень и уровень сформированности операций словообразования и словоизменения.
Ключевые слова: словообразование, словоизменение, общее недоразвитие речи, старшие дошкольники.
Annоtation. The article reflects the results of a theoretical analysis and experimental study of violations of word formation and inflection in older preschoolers with a general underdevelopment of speech. The author presents a modified point diagnostic system, reflecting the degree and level of formation of word formation and inflection operations.
Keywords: word formation, inflection, a general underdevelopment of speech, older preschoolers.
Введение. В настоящее время увеличивается контингент лиц с нарушениями речи. Часто встречающимся является общее недоразвитие речи (ОНР), оно негативно влияет на становление всей речевой деятельности. Обуславливает вторичные отклонения в психическом развитии, коммуникации и вызывает трудности социализации. Если ОНР не будет исправлено в дошкольном возрасте, это вызовет вторичные нарушения в письменной речи при обучении в школе.
Своевременное развитие грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, а также самоорганизации поведения, формировании речевых связей.
Нарушения развития грамматического строя при общем недоразвитии речи показано в исследованиях А.Н. Гвоздева, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой, Г.А. Каше, Р.И. Лалаевой и др. авторы считают, что развитие грамматического строя при ОНР происходит с большими трудностями, чем овладение словарем. Это связано с тем, что грамматические значения абстрактны и грамматика организована на основе большого количества правил.
Грамматическая система русского языка сложна и ребенку с недоразвитием речи самостоятельно с ней не справиться. В связи с этим отсутствие своевременной помощи приводит к целому ряду последствий: это нарушение процесса общения и обусловленные им трудности адаптации в детском коллективе, речевой негативизм, своеобразие эмоционально-волевой сферы, задержка познавательной деятельности и трудности в овладении всей школьной программы.
Таким образом, влияние речевого дефекта на процесс формирования личности можно значительно ослабить или свести к нулю, если начать своевременную коррекционную работу. Своевременная коррекционно-педагогическая работа по развитию грамматического строения речи способствует полноценному формированию личности ребенка.
Цель исследования: теоретически и экспериментально изучить нарушения словообразования и словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня.
Объектом исследования: является грамматический строй речи старших дошкольников с ОНР.
Предмет исследования: нарушения словообразования и словоизменения старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что грамматический строй речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи характеризуется следующими изменениями словообразования и словоизменения: нарушение образования существительных, обозначающие профессии; образование относительных прилагательных от существительного; образование притяжательных прилагательных от существительных; образование глаголов совершенного вида. Изменение существительных по числам в именительном падеже; согласование существительного и глагола настоящего времени 3-го лица во множественном числе; употребление предложно- падежных конструкций единственного числа.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
1. Представить теоретический и экспериментальный анализ полученных результатов нарушений грамматического строя речи.
2. Проанализировать степень и уровень сформированности операций словоизменения и словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Для более детального и точного представления о развитии грамматического строя речи необходимо знать онтогенетические закономерности развития словоизменения и словообразования. Так же неотъемлемой частью являются знания о дизонтогенезе этих компонентов языка.
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей [4; 211]. Ребенок начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли.