осуществляющие действия). Это связано в какой-то мере с недостатком словарного запаса детей.
Сформированность операций словоизменения.
Делая анализ всех проб можно сделать вывод, что у детей из речевой группы наиболее плохо развиты операции словоизменения. Значительные трудности дети испытывают при выполнении задания №8 (употребление предложно- падежных конструкций единственного числа). Это наиболее сложная операция, которая развивается в более позднем онтогенезе, этим обусловлен наиболее низкий уровень выполнения этого задания группы как с нормой речевого развития, так и детей с ОНР 3 уровня. Отмечается более успешное выполнение заданий №7 (изменение прилагательных по родам). Уровень сформированности достигает 60%. Более 50% детьми усвоено образование формы дательного падежа имени существительного в единственном числе, образование форм родительного падежа имени существительного в единственном и множественном числе. Эти задания не вызывали особых трудностей.
Выводы. В результате проведения констатирующего эксперимента была достигнута основная цель исследования - выявлены нарушения словообразования и словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Проведенная диагностика операций словообразования и словоизменения позволила сделать следующие выводы: дети с ОНР 3 уровня заметно отличаются на фоне своих сверстников с нормой речевого развития. Выполнение диагностических заданий в экспериментальной группе выполнялись не более чем на 50%. Несмотря на то, что операции словоизменения оказались белее сформированны и приближены к норме, ошибки полностью не исчезают из речи детей. Дошкольники испытывают большие трудности в употреблении предложно- падежных конструкций единственного числа. Детям трудно изменить слово и подобрать предлоги.Образование слов является более усвоенным детьми, так как отмечается тенденция стойкой параллели на все типы выполненных диагностических заданий. Отмечаются отдельные трудности в образовании относительных прилагательных от существительного. Также в образовании существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющие действия. Это связано в какой-то мере с недостатком словарного запаса детей. В настоящее время увеличивается контингент лиц с различными речевыми расстройствами. Наиболее быстрой динамикой распространения обладает такое нарушение как общее недоразвитие речи. Старшие дошкольники с данным вариантом речевого дизонтогенеза обладают значительными трудностями в овладении грамматическим строем речи, в частности нарушены операции словообразования и словоизменения, что резко выделяет таких детей среди сверстников с нормальным речевым развитием. В дальнейшем же недостаточно сформированный процесс образования и изменения слов может оказать негативное влияние на школьное обучение бывшего дошкольника. Именно поэтому в настоящее время необходима своевременная диагностика грамматического строя речи у данной категории детей для того, чтобы они могли быть качественно и своевременно подготовленными к школьному обучению.
Необходимо своевременное составление комплексного обследования операций словообразования и словоизменения, которое бы позволило наиболее качественно изучить грамматический строй речи дошкольников.
Литература:
1. Волкова Г.А. Методика психологического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - СПБ.: Детство-Пресс, 2009. - 144 с.
2. Иншакова О. Б. Логопедическое обследование. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 279 с.
3. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПБ.: Союз, 2010. - 218 с.
4. Логопедия: учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, 2010. — 704 с.
5. Основы логопедии: учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений / под ред. Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 2009. - 223 с.
6. Преодоление ОНР: учебно- методическое пособие / под ред. Т. В. Волосовец. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 224 с.
7. Шаховская С. Н., Худенко Е.Д. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушениями речи. - М.: РУССИКО, 2008. - 112 с.
Педагогика
УДК: 376.37
кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород); студент Хлебникова Ксения Олеговна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород)
НАРУШЕНИЕ ЛЕКСИКИ, ОТРАЖАЮЩЕЙ ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация. В статье представлен теоретический анализ развития лексики, отражающей временные представления у дошкольников с общим недоразвитием речи. Представлена авторская модифицированная методика диагностики лексики, отражающая временные представления, а так же анализ полученных данных.
Ключевые слова: ОНР, общее недоразвитие речи, лексика, временные представления, диагностика, дошкольники.
Annоtation. The article presents a theoretical analysis of the development of vocabulary, reflecting the time representations of preschoolers with a general underdevelopment of speech. The author presents a modified
methodology for diagnosing vocabulary, reflecting temporal representations, as well as an analysis of the data obtained.
Keywords: GDS, General disability of speech, vocabulary, temporary presentations, diagnosis, preschoolers.
Введение. Своевременное формирование лексической стороны речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и психического развития, так как язык и речь реализуют ведущую коммуникативную функцию в развитии речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.
Нарушения лексики, отражающей временные представления детей среднего дошкольного возраста с ОНР, связанные с его количественной и качественной неполноценностью, обусловлены тем, что эти дети не могут спонтанно, без оказания специальной коррекционной помощи, встать на путь онтогенетического развития речи (В.К. Воробьева, О.Е. Грибова, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.Н. Шаховская, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.А. Алтухова и др.).
Особую трудность у дошкольников с ОНР вызывает лексика, отражающая временные представления. Так как время и временные отрезки - это как правило слова, обозначающие абстрактные понятия (вчера, сегодня, вечер), то они трудно закрепляются как в пассивном, так и активном словаре ребенка. Это значительно ухудшает его коммуникативные способности. Поэтому своевременно начатая работа по коррекции временных представлений является залогом успешности ребенка в будущем. Речь ребенка ситуативная и он лучше понимает, что происходит в настоящее время.
Актуальность. Проблема развития лексики всегда интересовала отечественных исследователей и ученых, среди которых были Е.Ф.Соботович, И.Б.Карелина, Л.В.Мелехова, Л.В.Лопатина, Р.И.Мартынова, Л.Ф.Спирова, О.А.Токарева.
Так как временные представления отражаются в лексической стороне речи, то речь идет об обогащении пассивного и активного словарного запаса словами, относящимися к данной лексической теме. Формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления. Детям с ОНР важно овладеть всеми лексическими темами для успешной компенсации дефекта и поступления в школу. Но именно временные понятия вызывают наибольшие трудности у детей с речевыми нарушениями, так как они обладают некоторой абстрактностью и тяжело закрепляются в системе знаний дошкольников.
Цель исследования: теоретически и экспериментально изучить нарушения лексики пассивного и активного словаря, отражающей временные представления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Объект исследования: временные представления у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: нарушения активного и пассивного словаря, отражающего временные представления у детей старшего дошкольного возраста.
В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что пассивный и активный словарь у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня характеризуется ошибками в употреблении и понимании названий частей суток; трудностями употребления слов "вчера, сегодня, завтра"; трудностями в употреблении названий времен года, дней недели и месяцев.
Задачи исследования:
• представить теоретический анализ вопроса особенностей временных представлений у детей с ОНР
• подобрать, обосновать и провести методики обследования нарушений лексики, отражающей временные представления и проанализировать результаты исследования.
Изложение основного материала статьи. Для понимания формирования временных представлений необходимо знать, что представляет собой временная категория и как она воспринимается детьми. Так как время является абстрактной единицей, его понятия трудно усваиваются детьми. Временной аспект восприятия и воспроизведения речи имеет большое значение в дальнейшем развитии речевых навыков ребенка.
Для более точного изучения развития временных представлений необходимо знать онтогенетические закономерности их развития. Так же неотъемлемой частью являются знания о дизонтогенезе этого компонента лексически. У дошкольников с нормой речевого развития и у детей с ОНР качественно отличаются процессы формирования временных представлений. Этот процесс идет еще медленнее и отстает в среднем на 2-3 года от нормы. Для лексики детей с ОНР III уровня характерно значительное расхождение активного и пассивного словаря, частые замены сложных слов и конструкций более простыми, видовых понятий родовыми. Так же возникают трудности в понимании лексико-грамматических структур, которые выражают временные отношения. Дети испытывают сложности при обозначении основных единиц времени и периодов человеческого возраста, употребление глагола совершенного и несовершенного вида, употребление слов, обозначающих времена года, дни недели, части суток, названия месяцев и их последовательность относительно календарного года, понятия "вчера, сегодня, завтра".
Важно как можно скорее провести диагностику и начать коррекцию лексики, отражающей временные представления, так как знание и употребление временных понятий является важной частью речевой деятельности. Правильное понимание и употребление временных понятий имеет большое значение в развитии речевых навыков ребенка в дальнейшей жизни.
Для коррекционной работы необходимо использовать различные методы и методики - дидактические игры, использование наглядного материала, моделирование, интеграция заданий на формирование временных представлений в занятия по различным предметам, а так же включение их в повседневную жизнь детей. Так же можно применять художественное слово - пословицы, сказки, стихи. Важно ежедневно формирвоать навык ориентации во времени, подкрепляя верными названиями дней, месяцев и других временных промежутков. Рекомендуется работа родителей с детьми - во время повседневной жизни обращение внимания детей на особенности того или иного термина, отображающего временное понятие. Работа должна иметь яркую практическую направленность.
Для того чтобы экспериментально изучить временные представления у детей с ОНР III уровня, была создана собственная модифицированная методика диагностики на основе методики Е.И. Щербаковой по определению уровня представления о времени у детей старшего дошкольного возраста, с включением заданий, предлагаемых Лебеденко Е.Н. [1] и Новиковой В. П.[2].
Количественная и качественная оценка выполнению заданий опиралась на балльную систему оценок:
3 балла — самостоятельно справляется с предложенным заданием;
2 балла — справляется с незначительной помощью педагога;
1 балл — выполняет задание с большой помощью педагога;
0 баллов — не выполняет предложенное задание/отказ от выполнения.
Если ребенок испытывал трудности, то ему была оказана помощь в виде постановки вопросов стимулирующей направленности. Во время обработки материала баллы суммировались как за каждое упражнение, так и за группу заданий в целом. Полученные значения были переведены в проценты.
Комплексное исследование включало 5 тем, направленных на исследование экспрессивной и импрессивной сторон речи: времена года; месяцы; дни недели; понятия "вчера, сегодня, завтра"; части суток.
Для организации и проведения исследования были выбраны две группы: контрольная - 20 детей с нормой речевого развития и экспериментальная - 20 дошкольников с общим недоразвитием речи.
Если сравнивать итоги диагностики контрольной и экспериментальной групп, то можно выявить значительные качественные отличия в сформированности временных представлений.
Диагностика показала, что у детей с нормой речевого развития почти вдвое выше качества речи детей с ОНР. Если у детей контрольной группы процент верных ответов варьируется от 87% (импрессивная речь) до 90% (экспрессивная речь), то у экспериментальной - от 42% до 48% соответственно.
Проведенная диагностика временных представлений позволила сделать следующие выводы: дети с ОНР III уровня заметно отстают от своих сверстников с нормой речевого развития. Общее состояние экспрессивной и импрессивной речи более чем в два раза хуже. Стоит отметить, что дошкольники с речевыми нарушениями, так же как и их сверстники с нормой, чаще верно понимают обращенную речь, но затрудняются в самостоятельном воспроизведении различных временных категорий. Наибольшие трудности у обеих групп детей вызывают задания, связанные с частями суток и наречиями "вчера, сегодня, завтра". Если дети с нормой речевого развития в основном справляются с этими заданиями, хоть и при помощи логопеда, то у дошкольников с ОНР часто отмечается отказ от выполнения задания, речевой негативизм. Лучше дети выделяют события сегодняшнего дня, в то время как трудности вызывает прошедшее время. При выделении частей суток дошкольники чаще опираются на качественные признаки, последовательно изменяющиеся события, что еще раз подтверждает важность практической направленности заданий при коррекции данного нарушения.
Дети с речевыми нарушениями наиболее успешно справляются с называнием времен года, месяцев и дней недели. Затруднения здесь возникают лишь при дифференциации похожих по своим признакам понятий. Так же сходное звучание слов тормозило процесс выбора верного названия. Эмоциональная значимость слов играет большую роль при назывании названий дней недели. Не возникло существенных ошибок в установлении верной последовательности дней недели и месяцев.
Выводы. Таким образом, усвоение временных представлений у детей с ОНР III уровня вызывает большие трудности. Это связано с особенностями речевых нарушений, а так же сложностью организации временных представлений как раздела лексики, их абстрактностью и недостаточным выводом понятий в активный словарь детей.
Временной аспект восприятия и воспроизведения речи имеет большое значение в дальнейшем развитии речевых навыков ребенка, поэтому важно знать не только коррекционные методики, но и особенности формирования данного раздела лексики как в онтогенезе, так и в дизонтогенезе. Дети с нарушениями испытывают сложности при употреблении слов, обозначающих времена года, дни недели, части суток, названия месяцев и их последовательность относительно календарного года, понятия "вчера, сегодня, завтра".
Для коррекционной работы необходимо использовать различные методы и методики - дидактические игры, использование наглядного материала, моделирование, художественное слово, интеграция заданий на формирование временных представлений в занятия по различным предметам, а так же включение их в повседневную жизнь детей. Работа должна иметь яркую практическую направленность.
Результаты проведенной диагностики показали, что большое количество ошибок у детей с ОНР III уровня возникает в употреблении и понимании названий частей суток и слов "вчера, сегодня, завтра". Наиболее успешно дошкольники с ОНР употребляют и понимают названия времен года, но и в этой теме возникают проблемы на фоне недостатков дифференциации временных понятий. Отмечаются отдельные трудности в употреблении названий дней недели и месяцев, основные ошибки в употреблении которых связаны с эмоциональной окраской слов.
Таким образом, были изучены особенности формирования временных представлений у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня и составлена примерная программа комплексного обследования данного речевого нарушения.
Литература:
1. Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников. - СПб.: Детство-пресс, 2003. - 80 с.
2. Новикова В.П. Математические игры в детском саду и начальной школе. Сборник игр для детей 5-7 лет. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2011. - 48 с.
Педагогика
УДК: 796.015:616.1/.9
кандидат педагогических наук, доцент Захарова Лариса Вячеславовна
Сибирский федеральный университет (г. Красноярск);
доктор педагогических наук, профессор Московченко Ольга Никифоровна
Красноярский государственный педагогический университет
имени В. П. Астафьева (г. Красноярск), Сибирский государственный университет
науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева (г. Красноярск);
доцент Люлина Наталья Владимировна
Сибирский федеральный университет (г. Красноярск),
Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева (г. Красноярск)
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЗДОРОВЬЯ И АДАПТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ
МОЛОДЁЖИ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся сопровождения студентов в системе образования. В нашем исследовании мы акцентировали внимание на сопровождении физкультурно-оздоровительной деятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья, как наиболее эффективного способа, способствующего прогрессу в развитии сопровождаемого.
Ключевые слова: студенты, сопровождение, ограниченные возможности, здоровье.
Annоtation. The article deals with issues related to accompanying students in the education system. In our study, we focused on the maintenance of sports and recreation activities of students with disabilities, as one of the most effective ways to promote progress in the development of an accompanied person.
Keywords: students, escorts, disabilities, health.
Введение. Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем послании Федеральному собранию, начиная с 2005 года, подчёркивает, что приоритетным направлением политики государства является сохранение и приумножение здоровья нации. Следовательно, оздоровление молодежи студенческого возраста является одной из важнейших задач государства, на что указывает принятая концепция охраны здоровья населения Российской Федерации и нормативно-правовые акты об обеспечении физического воспитания по охране и укреплению здоровья [14].
Проведенный сравнительный анализ показал, что в разных регионах страны состояние здоровья студентов с каждым годом ухудшается [1, 2, 3, 10, 15, 22 и др.]. В силу наличия того или иного дефекта у них ограничены естественные потребности в движении. В связи с этим, одной из приоритетных задач, стоящих перед вузом, является решение проблемы обеспечения здоровья студентов, которое следует рассматривать как один из показателей, обеспечивающих качество подготовки специалистов высшей школы и как основу творческого долголетия профессиональных кадров [9; 10, с. 26].
Научные данные разных исследователей [6, 7, 8] и наш педагогический опыт [9, 18.] показывает, что психические процессы у данной категории студентов, чаще всего характеризуются эмоциональными расстройствами, стрессовым состоянием, переживанием, мнительностью, нарушением межличностных отношений. Физические процессы выражены в рассогласовании координации движений, ориентации в пространстве, в сниженной работоспособности за счет быстрой утомляемости, поэтому для человека с ограниченными возможностями здоровья физкультурно-оздоровительная деятельность является эффективным методом одновременно физической, психической и социальной адаптации.
Как показывает практика в настоящее время идет поиск инновационных подходов целенаправленного педагогического воздействия. Одним из таких подходов является сопровождение в образовательной деятельности [5, 25, 26 и др.]. С помощью сопровождения можно создать действенные механизмы, направленные на сохранение не только творческого потенциала студента и его работоспособности, но и на выбор индивидуальной тактики и стратегии в повышении адаптационных возможностей организма, что согласуется с мнением других авторов [1, с. 10; 16, с. 114; 23].
Изложение основного материала статьи. Вопросы по сопровождению в педагогической деятельности рассматриваются многими исследователями [4, 7, 11, 12, 21 и др.]. Термин сопровождение употребляется психологами и педагогами, но нет единства мнений по определению этого понятия.
Одной из главных задач педагогического сопровождения является не только оказывать своевременную помощь и поддержку личности, но и научить ее самостоятельно преодолевать трудности, ответственно относиться к своему становлению, помочь личности стать полноценным субъектом своей профессиональной жизни [13].
Некоторые авторы рассматривают сопровождение как мультдисциплинарный метод, обеспечиваемый единством усилий педагогов психологов, социальных и медицинских работников. Такой подход в системе высшего образования позволяет комплексно решать диагностические, коррекционно-реабилитационные и профилактически-оздоровительные задачи [7, с. 87].
Применение комплексного подхода к осуществлению сопровождения студентов со специальными образовательными потребностями способствует восстановлению здоровья, психологического статуса, коммуникативных функций, профессиональной самостоятельности [12, с. 104-105].
Таким образом, сопровождение рассматривается с разных точек зрения. Одни авторы понимают под сопровождением организационно-управленческую деятельность, другие как форму педагогической деятельности направленной на самореализацию и формирование ценностей здоровья.
Студенты с ограниченными возможностями здоровья - это особая категория, которая нуждается в педагогическом, психологическом и медицинском сопровождении для привития навыков, направленных на укрепление и сохранение здоровья [10, 19]. Нами проанализирована восьмилетняя динамика распределения студентов по группам здоровья на основе медицинского осмотра (Табл. 1) в Сибирском федеральном университете.