Педагогика
УДК: 376.37
кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород); студент Романова Анастасия Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород)
К ВОПРОСУ О НАРУШЕНИЯХ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ И СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация. В статье отражены результаты теоретического анализа и экспериментального исследования нарушений словообразования и словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Представлена авторская модифицированная балльная система диагностики, отражающая степень и уровень сформированности операций словообразования и словоизменения.
Ключевые слова: словообразование, словоизменение, общее недоразвитие речи, старшие дошкольники.
Annоtation. The article reflects the results of a theoretical analysis and experimental study of violations of word formation and inflection in older preschoolers with a general underdevelopment of speech. The author presents a modified point diagnostic system, reflecting the degree and level of formation of word formation and inflection operations.
Keywords: word formation, inflection, a general underdevelopment of speech, older preschoolers.
Введение. В настоящее время увеличивается контингент лиц с нарушениями речи. Часто встречающимся является общее недоразвитие речи (ОНР), оно негативно влияет на становление всей речевой деятельности. Обуславливает вторичные отклонения в психическом развитии, коммуникации и вызывает трудности социализации. Если ОНР не будет исправлено в дошкольном возрасте, это вызовет вторичные нарушения в письменной речи при обучении в школе.
Своевременное развитие грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, а также самоорганизации поведения, формировании речевых связей.
Нарушения развития грамматического строя при общем недоразвитии речи показано в исследованиях А.Н. Гвоздева, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой, Г.А. Каше, Р.И. Лалаевой и др. авторы считают, что развитие грамматического строя при ОНР происходит с большими трудностями, чем овладение словарем. Это связано с тем, что грамматические значения абстрактны и грамматика организована на основе большого количества правил.
Грамматическая система русского языка сложна и ребенку с недоразвитием речи самостоятельно с ней не справиться. В связи с этим отсутствие своевременной помощи приводит к целому ряду последствий: это нарушение процесса общения и обусловленные им трудности адаптации в детском коллективе, речевой негативизм, своеобразие эмоционально-волевой сферы, задержка познавательной деятельности и трудности в овладении всей школьной программы.
Таким образом, влияние речевого дефекта на процесс формирования личности можно значительно ослабить или свести к нулю, если начать своевременную коррекционную работу. Своевременная коррекционно-педагогическая работа по развитию грамматического строения речи способствует полноценному формированию личности ребенка.
Цель исследования: теоретически и экспериментально изучить нарушения словообразования и словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня.
Объектом исследования: является грамматический строй речи старших дошкольников с ОНР.
Предмет исследования: нарушения словообразования и словоизменения старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что грамматический строй речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи характеризуется следующими изменениями словообразования и словоизменения: нарушение образования существительных, обозначающие профессии; образование относительных прилагательных от существительного; образование притяжательных прилагательных от существительных; образование глаголов совершенного вида. Изменение существительных по числам в именительном падеже; согласование существительного и глагола настоящего времени 3-го лица во множественном числе; употребление предложно- падежных конструкций единственного числа.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
1. Представить теоретический и экспериментальный анализ полученных результатов нарушений грамматического строя речи.
2. Проанализировать степень и уровень сформированности операций словоизменения и словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Для более детального и точного представления о развитии грамматического строя речи необходимо знать онтогенетические закономерности развития словоизменения и словообразования. Так же неотъемлемой частью являются знания о дизонтогенезе этих компонентов языка.
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей [4; 211]. Ребенок начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли.
Таким образом, все современные исследователи относят к общему недоразвитию речи сложные речевые расстройства, для которых характерно нарушение речи как системы, таким образом страдает формирование всех ее компонентов: фонетического, фонематического и лексико-грамматического при сохранном интеллекте и нормальном слухе [2; 278].
У большинства детей с общим недоразвитием речи III уровня отмечаются следующие нарушения грамматического строя речи:
Неверно используют окончания имен существительных, местоимений и прилагательных;
Неправильно употребляют, смешивают падежные и родовые окончания количественных числительных, значение и формы различных окончаний, отмечаются и атипичные грамматические формы.
Неверно употребляют личные окончания глаголов, а также окончания глаголов в прошедшем времени;
Неправильно употребляют предложно-падежные конструкций. Дети не употребляют сложные предлоги. При необходимости простых предлогов имеют места либо замены, либо пропуски.
В предложно-падежных конструкциях часто обнаруживаются неправильные окончания существительного. В речи детей с ОНР имеет место и нарушение согласования существительного с прилагательным, числительным, местоимением в род, падеже.
Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является освящение опыта по результатам констатирующего эксперимента, выявленных нарушений словообразования и словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и сравнение их с особенностями показателей при норме речевого развития.
Изложение основного материала статьи. Констатирующий эксперимент проводился на базе МБДОУ детского сада "Петушок". Адрес: Нижегородская область, город Бор, с. Линда.
Для организации и проведения исследования были выбраны две группы: контрольная - 20 детей с нормальным речевым развитием и экспериментальная - 20 дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Констатирующий эксперимент включал в себя три этапа:
1. Этап изучения и определение метода исследования.
2. Этап проведения эксперимента.
3. Этап анализа результатов эксперимента (выявить степень и уровень сформированности грамматического строя речи - функций словоизменения и словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня). была подобрана методика из диагностических комплексов Г.А. Волковой [1; 144]., Р.И. Лалаевой [3; 211], Г.В. Чиркиной, О.В. Сафоновой [7; 48-53], которая бы позволила качественно изучить особенности словообразования и словоизменения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Количественная и качественная оценка выполнению заданий опиралась на балльную систему оценок:
0- 2 задания выполнены 2балла- низкий уровень.
3- 4 задания выполнены 4 балла- уровень ниже среднего.
5- 6 заданий выполнены 6 баллов - средний уровень.
7- 8 заданий выполнены 8 баллов - уровень выше среднего.
9- 10 заданий выполнены 10 баллов - высокий уровень.
Каждый верный ответ оценивается в 1 балл.
Результаты исследования сводятся в таблицы. Результаты эксперимента фиксируются в протоколах и диаграммах.
Комплексное исследование включало 2 блока по 8 экспериментальных заданий [6; 218].
Были изучены:
I. Блок. Исследование функций словообразования:
1. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
2. Образование слов, обозначающих детенышей животных от существительного с помощью суффиксов.
3. Образование существительных с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища (посуды).
4. Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия.
5. Образование относительных прилагательных от существительных.
6. Образование притяжательных прилагательных от существительных.
7. Префиксальный способ образования глаголов с противоположным значением.
8. Образование глаголов совершенного вида.
II. Блок. Исследование функции словоизменения:
1. Изменение имён существительных по числам в именительном падеже;
2. Образование форм родительного падежа имени существительного в единственном и множественном числе;
3. Образование форм дательного падежа имени существительного в единственном числе;
4. Образование формы творительного падежа имени существительного в единственном числе;
5. Согласование существительных с числительными «два» и «пять»;
6. Дифференциация глаголов 3-го лица единственного и множественного числа;
7. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе;
8. Употребление предложно-падежных конструкций единственного числа в речи.
В результате проведенного исследования были получены и обработаны следующие данные по сформированности у старших дошкольников операций словообразования и словоизменения.
Сформированность операций словообразования.
Благодаря проведенному исследованию удалось выявить уровни сформированности словообразования у детей контрольной и экспериментальной групп. Благодаря процентному соотношению обеих групп по каждому заданию методики отслеживается общая закономерность: выполнение заданий в экспериментальной группе не достигает более 50%, но и в контрольной группе нет 100% выполнения заданий. Лучше всех обе группы справились с заданием № 7 (префиксальный способ образования глаголов с противоположным значением). Этот компонент оказался наиболее усвоенным детьми. Значительные трудности дети испытывают при выполнении задания № 5 (образование относительных прилагательных от существительного), задания № 4 (образование существительных, обозначающих профессии и лиц,
осуществляющие действия). Это связано в какой-то мере с недостатком словарного запаса детей.
Сформированность операций словоизменения.
Делая анализ всех проб можно сделать вывод, что у детей из речевой группы наиболее плохо развиты операции словоизменения. Значительные трудности дети испытывают при выполнении задания №8 (употребление предложно- падежных конструкций единственного числа). Это наиболее сложная операция, которая развивается в более позднем онтогенезе, этим обусловлен наиболее низкий уровень выполнения этого задания группы как с нормой речевого развития, так и детей с ОНР 3 уровня. Отмечается более успешное выполнение заданий №7 (изменение прилагательных по родам). Уровень сформированности достигает 60%. Более 50% детьми усвоено образование формы дательного падежа имени существительного в единственном числе, образование форм родительного падежа имени существительного в единственном и множественном числе. Эти задания не вызывали особых трудностей.
Выводы. В результате проведения констатирующего эксперимента была достигнута основная цель исследования - выявлены нарушения словообразования и словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Проведенная диагностика операций словообразования и словоизменения позволила сделать следующие выводы: дети с ОНР 3 уровня заметно отличаются на фоне своих сверстников с нормой речевого развития. Выполнение диагностических заданий в экспериментальной группе выполнялись не более чем на 50%. Несмотря на то, что операции словоизменения оказались белее сформированны и приближены к норме, ошибки полностью не исчезают из речи детей. Дошкольники испытывают большие трудности в употреблении предложно- падежных конструкций единственного числа. Детям трудно изменить слово и подобрать предлоги.Образование слов является более усвоенным детьми, так как отмечается тенденция стойкой параллели на все типы выполненных диагностических заданий. Отмечаются отдельные трудности в образовании относительных прилагательных от существительного. Также в образовании существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющие действия. Это связано в какой-то мере с недостатком словарного запаса детей. В настоящее время увеличивается контингент лиц с различными речевыми расстройствами. Наиболее быстрой динамикой распространения обладает такое нарушение как общее недоразвитие речи. Старшие дошкольники с данным вариантом речевого дизонтогенеза обладают значительными трудностями в овладении грамматическим строем речи, в частности нарушены операции словообразования и словоизменения, что резко выделяет таких детей среди сверстников с нормальным речевым развитием. В дальнейшем же недостаточно сформированный процесс образования и изменения слов может оказать негативное влияние на школьное обучение бывшего дошкольника. Именно поэтому в настоящее время необходима своевременная диагностика грамматического строя речи у данной категории детей для того, чтобы они могли быть качественно и своевременно подготовленными к школьному обучению.
Необходимо своевременное составление комплексного обследования операций словообразования и словоизменения, которое бы позволило наиболее качественно изучить грамматический строй речи дошкольников.
Литература:
1. Волкова Г.А. Методика психологического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - СПБ.: Детство-Пресс, 2009. - 144 с.
2. Иншакова О. Б. Логопедическое обследование. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 279 с.
3. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПБ.: Союз, 2010. - 218 с.
4. Логопедия: учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, 2010. — 704 с.
5. Основы логопедии: учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений / под ред. Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 2009. - 223 с.
6. Преодоление ОНР: учебно- методическое пособие / под ред. Т. В. Волосовец. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 224 с.
7. Шаховская С. Н., Худенко Е.Д. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушениями речи. - М.: РУССИКО, 2008. - 112 с.
Педагогика
УДК: 376.37
кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород); студент Хлебникова Ксения Олеговна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород)
НАРУШЕНИЕ ЛЕКСИКИ, ОТРАЖАЮЩЕЙ ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация. В статье представлен теоретический анализ развития лексики, отражающей временные представления у дошкольников с общим недоразвитием речи. Представлена авторская модифицированная методика диагностики лексики, отражающая временные представления, а так же анализ полученных данных.
Ключевые слова: ОНР, общее недоразвитие речи, лексика, временные представления, диагностика, дошкольники.
Annоtation. The article presents a theoretical analysis of the development of vocabulary, reflecting the time representations of preschoolers with a general underdevelopment of speech. The author presents a modified