Научная статья на тему 'К вопросу о нарушениях словообразования и словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи'

К вопросу о нарушениях словообразования и словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2115
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / WORD FORMATION / INFLECTION / GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH / OLDER PRESCHOOLERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жулина Елена Викторовна, Романова Анастасия Алексеевна

В статье отражены результаты теоретического анализа и экспериментального исследования нарушений словообразования и словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Представлена авторская модифицированная балльная система диагностики, отражающая степень и уровень сформированности операций словообразования и словоизменения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жулина Елена Викторовна, Романова Анастасия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF VIOLATIONS OF WORD FORMATION AND INFLECTION OF THE SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH

The article reflects the results of a theoretical analysis and experimental study of violations of word formation and inflection in older preschoolers with a general underdevelopment of speech. The author presents a modified point diagnostic system, reflecting the degree and level of formation of word formation and inflection operations.

Текст научной работы на тему «К вопросу о нарушениях словообразования и словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»

Педагогика

УДК: 376.37

кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород); студент Романова Анастасия Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород)

К ВОПРОСУ О НАРУШЕНИЯХ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ И СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. В статье отражены результаты теоретического анализа и экспериментального исследования нарушений словообразования и словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Представлена авторская модифицированная балльная система диагностики, отражающая степень и уровень сформированности операций словообразования и словоизменения.

Ключевые слова: словообразование, словоизменение, общее недоразвитие речи, старшие дошкольники.

Annоtation. The article reflects the results of a theoretical analysis and experimental study of violations of word formation and inflection in older preschoolers with a general underdevelopment of speech. The author presents a modified point diagnostic system, reflecting the degree and level of formation of word formation and inflection operations.

Keywords: word formation, inflection, a general underdevelopment of speech, older preschoolers.

Введение. В настоящее время увеличивается контингент лиц с нарушениями речи. Часто встречающимся является общее недоразвитие речи (ОНР), оно негативно влияет на становление всей речевой деятельности. Обуславливает вторичные отклонения в психическом развитии, коммуникации и вызывает трудности социализации. Если ОНР не будет исправлено в дошкольном возрасте, это вызовет вторичные нарушения в письменной речи при обучении в школе.

Своевременное развитие грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, а также самоорганизации поведения, формировании речевых связей.

Нарушения развития грамматического строя при общем недоразвитии речи показано в исследованиях А.Н. Гвоздева, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой, Г.А. Каше, Р.И. Лалаевой и др. авторы считают, что развитие грамматического строя при ОНР происходит с большими трудностями, чем овладение словарем. Это связано с тем, что грамматические значения абстрактны и грамматика организована на основе большого количества правил.

Грамматическая система русского языка сложна и ребенку с недоразвитием речи самостоятельно с ней не справиться. В связи с этим отсутствие своевременной помощи приводит к целому ряду последствий: это нарушение процесса общения и обусловленные им трудности адаптации в детском коллективе, речевой негативизм, своеобразие эмоционально-волевой сферы, задержка познавательной деятельности и трудности в овладении всей школьной программы.

Таким образом, влияние речевого дефекта на процесс формирования личности можно значительно ослабить или свести к нулю, если начать своевременную коррекционную работу. Своевременная коррекционно-педагогическая работа по развитию грамматического строения речи способствует полноценному формированию личности ребенка.

Цель исследования: теоретически и экспериментально изучить нарушения словообразования и словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием III уровня.

Объектом исследования: является грамматический строй речи старших дошкольников с ОНР.

Предмет исследования: нарушения словообразования и словоизменения старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что грамматический строй речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи характеризуется следующими изменениями словообразования и словоизменения: нарушение образования существительных, обозначающие профессии; образование относительных прилагательных от существительного; образование притяжательных прилагательных от существительных; образование глаголов совершенного вида. Изменение существительных по числам в именительном падеже; согласование существительного и глагола настоящего времени 3-го лица во множественном числе; употребление предложно- падежных конструкций единственного числа.

В соответствии с целью были определены задачи исследования:

1. Представить теоретический и экспериментальный анализ полученных результатов нарушений грамматического строя речи.

2. Проанализировать степень и уровень сформированности операций словоизменения и словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Для более детального и точного представления о развитии грамматического строя речи необходимо знать онтогенетические закономерности развития словоизменения и словообразования. Так же неотъемлемой частью являются знания о дизонтогенезе этих компонентов языка.

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей [4; 211]. Ребенок начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли.

Таким образом, все современные исследователи относят к общему недоразвитию речи сложные речевые расстройства, для которых характерно нарушение речи как системы, таким образом страдает формирование всех ее компонентов: фонетического, фонематического и лексико-грамматического при сохранном интеллекте и нормальном слухе [2; 278].

У большинства детей с общим недоразвитием речи III уровня отмечаются следующие нарушения грамматического строя речи:

Неверно используют окончания имен существительных, местоимений и прилагательных;

Неправильно употребляют, смешивают падежные и родовые окончания количественных числительных, значение и формы различных окончаний, отмечаются и атипичные грамматические формы.

Неверно употребляют личные окончания глаголов, а также окончания глаголов в прошедшем времени;

Неправильно употребляют предложно-падежные конструкций. Дети не употребляют сложные предлоги. При необходимости простых предлогов имеют места либо замены, либо пропуски.

В предложно-падежных конструкциях часто обнаруживаются неправильные окончания существительного. В речи детей с ОНР имеет место и нарушение согласования существительного с прилагательным, числительным, местоимением в род, падеже.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является освящение опыта по результатам констатирующего эксперимента, выявленных нарушений словообразования и словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и сравнение их с особенностями показателей при норме речевого развития.

Изложение основного материала статьи. Констатирующий эксперимент проводился на базе МБДОУ детского сада "Петушок". Адрес: Нижегородская область, город Бор, с. Линда.

Для организации и проведения исследования были выбраны две группы: контрольная - 20 детей с нормальным речевым развитием и экспериментальная - 20 дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

Констатирующий эксперимент включал в себя три этапа:

1. Этап изучения и определение метода исследования.

2. Этап проведения эксперимента.

3. Этап анализа результатов эксперимента (выявить степень и уровень сформированности грамматического строя речи - функций словоизменения и словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня). была подобрана методика из диагностических комплексов Г.А. Волковой [1; 144]., Р.И. Лалаевой [3; 211], Г.В. Чиркиной, О.В. Сафоновой [7; 48-53], которая бы позволила качественно изучить особенности словообразования и словоизменения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Количественная и качественная оценка выполнению заданий опиралась на балльную систему оценок:

0- 2 задания выполнены 2балла- низкий уровень.

3- 4 задания выполнены 4 балла- уровень ниже среднего.

5- 6 заданий выполнены 6 баллов - средний уровень.

7- 8 заданий выполнены 8 баллов - уровень выше среднего.

9- 10 заданий выполнены 10 баллов - высокий уровень.

Каждый верный ответ оценивается в 1 балл.

Результаты исследования сводятся в таблицы. Результаты эксперимента фиксируются в протоколах и диаграммах.

Комплексное исследование включало 2 блока по 8 экспериментальных заданий [6; 218].

Были изучены:

I. Блок. Исследование функций словообразования:

1. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

2. Образование слов, обозначающих детенышей животных от существительного с помощью суффиксов.

3. Образование существительных с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища (посуды).

4. Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия.

5. Образование относительных прилагательных от существительных.

6. Образование притяжательных прилагательных от существительных.

7. Префиксальный способ образования глаголов с противоположным значением.

8. Образование глаголов совершенного вида.

II. Блок. Исследование функции словоизменения:

1. Изменение имён существительных по числам в именительном падеже;

2. Образование форм родительного падежа имени существительного в единственном и множественном числе;

3. Образование форм дательного падежа имени существительного в единственном числе;

4. Образование формы творительного падежа имени существительного в единственном числе;

5. Согласование существительных с числительными «два» и «пять»;

6. Дифференциация глаголов 3-го лица единственного и множественного числа;

7. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе;

8. Употребление предложно-падежных конструкций единственного числа в речи.

В результате проведенного исследования были получены и обработаны следующие данные по сформированности у старших дошкольников операций словообразования и словоизменения.

Сформированность операций словообразования.

Благодаря проведенному исследованию удалось выявить уровни сформированности словообразования у детей контрольной и экспериментальной групп. Благодаря процентному соотношению обеих групп по каждому заданию методики отслеживается общая закономерность: выполнение заданий в экспериментальной группе не достигает более 50%, но и в контрольной группе нет 100% выполнения заданий. Лучше всех обе группы справились с заданием № 7 (префиксальный способ образования глаголов с противоположным значением). Этот компонент оказался наиболее усвоенным детьми. Значительные трудности дети испытывают при выполнении задания № 5 (образование относительных прилагательных от существительного), задания № 4 (образование существительных, обозначающих профессии и лиц,

осуществляющие действия). Это связано в какой-то мере с недостатком словарного запаса детей.

Сформированность операций словоизменения.

Делая анализ всех проб можно сделать вывод, что у детей из речевой группы наиболее плохо развиты операции словоизменения. Значительные трудности дети испытывают при выполнении задания №8 (употребление предложно- падежных конструкций единственного числа). Это наиболее сложная операция, которая развивается в более позднем онтогенезе, этим обусловлен наиболее низкий уровень выполнения этого задания группы как с нормой речевого развития, так и детей с ОНР 3 уровня. Отмечается более успешное выполнение заданий №7 (изменение прилагательных по родам). Уровень сформированности достигает 60%. Более 50% детьми усвоено образование формы дательного падежа имени существительного в единственном числе, образование форм родительного падежа имени существительного в единственном и множественном числе. Эти задания не вызывали особых трудностей.

Выводы. В результате проведения констатирующего эксперимента была достигнута основная цель исследования - выявлены нарушения словообразования и словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

Проведенная диагностика операций словообразования и словоизменения позволила сделать следующие выводы: дети с ОНР 3 уровня заметно отличаются на фоне своих сверстников с нормой речевого развития. Выполнение диагностических заданий в экспериментальной группе выполнялись не более чем на 50%. Несмотря на то, что операции словоизменения оказались белее сформированны и приближены к норме, ошибки полностью не исчезают из речи детей. Дошкольники испытывают большие трудности в употреблении предложно- падежных конструкций единственного числа. Детям трудно изменить слово и подобрать предлоги.Образование слов является более усвоенным детьми, так как отмечается тенденция стойкой параллели на все типы выполненных диагностических заданий. Отмечаются отдельные трудности в образовании относительных прилагательных от существительного. Также в образовании существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющие действия. Это связано в какой-то мере с недостатком словарного запаса детей. В настоящее время увеличивается контингент лиц с различными речевыми расстройствами. Наиболее быстрой динамикой распространения обладает такое нарушение как общее недоразвитие речи. Старшие дошкольники с данным вариантом речевого дизонтогенеза обладают значительными трудностями в овладении грамматическим строем речи, в частности нарушены операции словообразования и словоизменения, что резко выделяет таких детей среди сверстников с нормальным речевым развитием. В дальнейшем же недостаточно сформированный процесс образования и изменения слов может оказать негативное влияние на школьное обучение бывшего дошкольника. Именно поэтому в настоящее время необходима своевременная диагностика грамматического строя речи у данной категории детей для того, чтобы они могли быть качественно и своевременно подготовленными к школьному обучению.

Необходимо своевременное составление комплексного обследования операций словообразования и словоизменения, которое бы позволило наиболее качественно изучить грамматический строй речи дошкольников.

Литература:

1. Волкова Г.А. Методика психологического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - СПБ.: Детство-Пресс, 2009. - 144 с.

2. Иншакова О. Б. Логопедическое обследование. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 279 с.

3. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПБ.: Союз, 2010. - 218 с.

4. Логопедия: учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, 2010. — 704 с.

5. Основы логопедии: учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений / под ред. Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 2009. - 223 с.

6. Преодоление ОНР: учебно- методическое пособие / под ред. Т. В. Волосовец. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 224 с.

7. Шаховская С. Н., Худенко Е.Д. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушениями речи. - М.: РУССИКО, 2008. - 112 с.

Педагогика

УДК: 376.37

кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород); студент Хлебникова Ксения Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород)

НАРУШЕНИЕ ЛЕКСИКИ, ОТРАЖАЮЩЕЙ ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. В статье представлен теоретический анализ развития лексики, отражающей временные представления у дошкольников с общим недоразвитием речи. Представлена авторская модифицированная методика диагностики лексики, отражающая временные представления, а так же анализ полученных данных.

Ключевые слова: ОНР, общее недоразвитие речи, лексика, временные представления, диагностика, дошкольники.

Annоtation. The article presents a theoretical analysis of the development of vocabulary, reflecting the time representations of preschoolers with a general underdevelopment of speech. The author presents a modified

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.