13. Ревин И.А., Черваная И.В. Методы развития системного инженерного мышления у студентов технического вуза // Гуманитарные и социальные науки. 2016. №2. С. 163-171.
14. Ронжина Н.В. Профессиональная педагогика: теория, методология, практика: монография / под научн. ред. Г.М. Романцева. - Екатеринбург: изд-во Рос. гос. проф-пед. ун-та. 2014. 227 с.
15. Сазонова З.С., Чечеткина Н.В. Развитие инженерного мышления - основа повышения качества образование: учебное пособие. - М.: Изд-во МАДИ (ГТУ). 2007. 195 с.
16. Сафонцева Н.Ю, Проблемно-проектный метод обучения в дидактике высшей школы // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2012. №7(71). С. 47-51.
17. Смолкин А.М. Методы активного обучения: учебное пособие. М.: Высшая школа, 1991. 195 с.
18. Спасенников В.В., Якименко Д.В. Междисциплинарные связи инженерной педагогики и инновационного менеджмента в развитии технического мышления студентов // Вестник Костромского государственного университета, 2013. №1. С. 195-202.
19. Федулова К.А., Тарасюк О.В., Федулова М.А. Подготовка педагогов профессионального обучения к компьютерному моделированию как условие эффективной реализации сетевого взаимодействия образовательных организаций при подготовке рабочих кадров // Современное исследование социальных проблем. 2014. №10(42). С. 149-166.
20. Фидарова Н.Г. Модель организации проектной деятельности студентов при компетентностном подходе // Дискуссия. 2014. №6(47). С. 250-261.
21. Шапкин В.В., Меркушев В.Д. Психолого-педагогическая подготовленность преподавателей общетехнических и специальных дисциплин // Социально-психологические особенности личности инженера-педагога: сб. научн. тр. / Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1988. С. 43-52.
22. Шубас М.Л. Инженерное мышление и научно-технический прогресс. - Вильнюс: Минтис, 1988. 173 с.
Педагогика
УДК: 376.37
старший преподаватель Двуреченская Ольга Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)" (г. Нижний Новгород); студент Минеева Елизавета Дмитриевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина (Мининский университет)" (г. Нижний Новгород)
ОСОБЕННОСТИ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация. В статье представлено теоретико-экспериментальное исследование особенностей словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Предложено авторское комплексное обследование, наиболее полно диагностирующее уровень сформированности операций словоизменения.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи (ОНР), словоизменение, старший дошкольный возраст.
Annotation. The article presents theoretical and experimental study of the characteristics of inflection in children of older preschool age with a general underdevelopment of speech. The author proposed a comprehensive examination that most fully diagnoses the level of formation of inflection operations.
Keywords: a general underdevelopment of speech (ONR), inflection, older preschool age.
Введение. В настоящее время значительно возросло количество детей старшего дошкольного возраста, у которых наблюдается общее недоразвитие речи (ОНР). Оно негативно отражается на становлении всей речевой деятельности. Так как речь тесно связана с другими сторонами развития ребенка, то недоразвитие речевой функции может привести к патологическим изменениям личности [1]. Следовательно, вызовет трудности коммуникации и социализации.
Поэтому, если общее недоразвитие речи не будет исправлено у ребенка в дошкольном возрасте, в условиях школьного обучения оно станет причиной отсутствия полноценного общения с другими людьми, а порой и стойкой неуспеваемости по русскому языку.
При ОНР формирование грамматического строя речи и словоизменения происходит с большими трудностями, что обусловлено абстрактностью грамматических значений и сложной организацией грамматической системы языка [8]. Особого внимания заслуживает изучение особенностей овладения детьми глагольными категориями, что связано с усвоением большого числа языковых обобщений.
Для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи характерны следующие особенности словоизменения: неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных; падежных и родовых окончаний количественных числительных; родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени; предложно - падежных конструкций; неверное согласование глагола с существительными и местоимениями, что существенно затрудняет развитие устной речи в целом и отрицательно влияет на овладение письменной речью в процессе школьного обучения.
Своевременное исследование уровня сформированности функции словоизменения у детей с ОНР позволит проводить грамотную коррекционную работу по исправлению недостатков, что, в свою очередь, будет способствовать полноценному формированию ребенка, как личности.
Изложение основного материала статьи. На базе МБДОУ Детский сад № 19 "Теремок" Богородского района Нижегородской области проводилось исследование сформированности функции словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Для организации и проведения эксперимента были выбраны две группы: контрольная - 20 детей с нормальным речевым развитием и экспериментальная - 20 дошкольников с общим недоразвитием речи (по заключению психолого-медико-педагогической комиссии).
Целью эксперимента стало выявление недостатков сформированности словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и сравнение их с особенностями показателей при норме речевого развития.
Эксперимент состоял из трех этапов. На первом (подготовительном) этапе изучались и определялись методы исследования, а также формировалась экспериментальная группа. На втором этапе проводился эксперимент, который проходил в индивидуальной форме в утренние часы. На третьем этапе (анализа результатов эксперимента) выявлялись недостатки уровня сформированности дошкольников, осуществлялись анализ и оформление результатов произведенного исследования.
Для реализации поставленных задач, был подобран ряд заданий из диагностических комплексов И.Д. Коненковой[5], Е.П. Кольцовой[4], которые позволили качественно изучить особенности словоизменения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Количественная и качественная оценка выполнению заданий опиралась на балльную систему оценивания И.Д. Коненковой. Оценка заданий производилась по следующим критериям:
- если ребенок выполнял все задания самостоятельно, верно, то получал 5 баллов;
- если ребенок в основном все задания выполнял верно, а ошибки исправлял самостоятельно или после уточняющего вопроса, то получал 4 балла;
- если большинство заданий выполнялось с посторонней помощью в виде уточняющих вопросов, ребенок получал 3 балла;
- если при выполнении задания требовалась значительная помощь (подсказки) или часть заданий была недоступна, ребенок получал 2 балла;
- если задание не было выполнено и в процессе ребенок не пользовался помощью, то получал 1 балл.
Во время обработки материала баллы суммировались за каждое упражнение. Полученные значения были переведены в проценты. Максимальная оценка определялась в соответствии с числом заданий серии и количеством испытуемых.
Комплексное обследование включало 10 экспериментальных заданий по 8 направлениям.
Были изучены:
1. Предложно-падежные формы существительных.
2. Существительные множественного числа в именительном и родительном падежах.
3. Образование сравнительной степени прилагательных.
4. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
5. Изменение глаголов по числам.
6. Согласование глаголов с личными местоимениями.
7. Согласование имен существительных с именами числительными «два» и «пять».
8. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе.
В результате выбранного комплексного обследования была проведена диагностика особенностей словоизменения у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием. В ходе нее выявлены и обработаны данные о сформированности у детей старшего дошкольного возраста операций словоизменения.
При выполнении заданий на изменение глаголов по числам дети с нормальным речевым развитием и дети с общим недоразвитием речи показали самые высокие результаты (верно справились с заданием 84% детей контрольной группы, 55% дошкольников экспериментальной группы), хотя и допустили незначительные ошибки с исправлением при помощи логопеда.
Дети контрольной группы показали высокие результаты по всем предложенным заданиям. Исследование показало, что у детей без речевой патологии сформированность системы словоизменения находится на высоком уровне (80% и более), что соответствует их возрастной категории.
У детей экспериментальной группы отмечается несформированность некоторых сложных грамматических форм. Дошкольники испытывают большие трудности, изменяя род, число и падеж существительных, используя, чаще всего, существительное в мужском роде единственного числа именительного падежа. Только 25% детей с ОНР III уровня выполнили данное задание верно.
Специфической ошибкой дошкольников с ОНР являлась замена одного падежного окончания имени существительного окончанием другого падежа, отсюда только 40% детей с нарушенным речевым развитием справились с такого рода заданием самостоятельно и верно.
В упражнениях на согласование имен существительных с именами числительными дети с ОНР также допускают ошибки, что характеризуется недостаточной сформированностью словоизменения. Так, 30% детей с ОНР испытывали значительные затруднения и допускали многочисленные ошибки в словоизменении, у 70% дошкольников наблюдались нарушения усвоения навыка согласования существительного с числительными в большинстве случаев. В отличие от сверстников с нормой, которые подбирали слова верно.
Ярко заметно то, что дети с нарушениями речевого развития неверно согласуют глаголы прошедшего времени с существительными в роде и числе (25% дошкольников не справились вообще с заданием, 35% показали результат с множеством ошибок, 40% справились с заданием с помощью утоняющих вопросов).
Среди форм словоизменения наибольшие затруднения у детей с ОНР отмечались при образовании имен существительных родительного падежа единственного и множественного числа, при изменении глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе, в случаях согласования прилагательного с существительным в родительном падеже множественного числа, а также трудности вызвало задание на согласование имени существительного с именами числительными «два» и «пять». При этом у детей контрольной группы данные нарушения наблюдаются в значительно меньшей степени.
Анализ результатов проведённого исследования позволил определить наиболее распространенные ошибки:
- склонение имен существительных среднего рода как существительных мужского рода «красный платья» (65% детей с ОНР допустили подобного рода ошибку);
- называние предметов множественного числа в единственном числе (не «желтых кружек», а «желтой кружки», не «красных флажков», а «красного флажка») (данным образом отвечали 60% детей с общим недоразвитием речи);
- неправильное образование сравнительной степени прилагательных «этот цветок красивый, а этот еще красивше; этот дом высокий, а этот еще высочее» (75% дошкольников с нарушенным речевым развитием потребовалась значительная помощь для выполнения данного задания);
- нарушение дифференциации вида глаголов «девочка стоит - дети стоять; Маша бежит - девочки бежут» (65% детей с ОНР при выполнении задания использовали помощь логопеда);
- ошибки в беспредложном управлении («я читать», «он работать») (55% детей экспериментальной группы допустили данную ошибку при ответе);
- ошибки в склонении числительных: «пять слива», «пять груши» (30% детей с нарушенным речевым развитием смогли выполнить задание до конца только при помощи экспериментатора).
Примерно в два раза дошкольники с ОНР III уровня показали ниже результат, чем дети контрольной группы без речевых нарушений, при выполнении всех заданий по словоизменению.
Таким образом, дети с ОНР заметно отличаются на фоне своих сверстников с нормальной речью уровнем сформированности словоизменения. Несмотря на то, что сформированность функции словоизменения приближается к норме, ошибки полностью не исчезают из речи детей.
Выводы. Данное исследование позволило выявить уровень сформированности процессов словоизменения у детей с общим недоразвитием речи и выделить своеобразие их усвоения. Дошкольники с общим недоразвитием речи сталкиваются со значительными трудностями при формировании грамматического строя речи, в частности словоизменения, что резко выделяет таких детей среди сверстников с нормальным речевым развитием. В дальнейшем недостаточно сформированный уровень словоизменения может оказать негативное влияние на процесс социализации и школьное обучение бывшего дошкольника. Именно поэтому в настоящее время на основе исследования необходимо разработать программу коррекционной работы по исправлению недостатков словоизменения и на выработку эффективных путей преодоления речевого недоразвития у данной категории детей.
Литература:
1. Глабова Ю.А., Медведева Е.Ю. Особенности развития грамматического строя речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. С. 34.
2. Жукова Н.С. Логопедия: преодоление общего недоразвития у дошкольников. - М.: Владос, 2014. - 179 с.
3. Калиниченко С.А. Развитие речи у детей 5-7 лет с ОНР: Учебно-методическое пособие. - М.: Владос, 2015. - 55 с.
4. Кольцова Е.П. Речевая диагностика детей 5-7 лет. - Волгоград: Учитель, 2011. - 63 с.
5. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников. - М.: Гном и Д, 2015. - 80 с.
6. Мастюкова Е.М. Логопедия. - М.: Просвещение, 2009. - 527 с.
7. Филичева Т.Б. Основы дошкольной логопедии. - М.: Эксмо, 2015. - 840 с.
8. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - М.: Дрофа, 2010. - 189 с.
Педагогика
УДК: 378.2
кандидат педагогических наук, профессор Елисеева Елена Владимировна
Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского (г. Брянск); кандидат педагогических наук, доцент Киютина Ирина Ивановна Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского (г. Брянск); кандидат экономических наук, доцент Никонец Олеся Евгеньевна
Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского (г. Брянск)
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В УНИВЕРСИТЕТЕ ЦИФРОВОЙ ЭПОХИ
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению особенностей организации воспитательного процесса в университете в эпоху цифровизации на основе создания, грамотного и системного использования воспитательного пространства вуза, насыщенного информационными средствами и технологиями, способствующего адаптации студента в стремительно изменяющемся цифровом мире, формированию его информационной культуры.
Ключевые слова: цифровая эпоха, университет, воспитательный процесс, воспитательное пространство, информационные и коммуникационные технологии.
Annotation. The article is devoted to the peculiarities of the educational process organization at the University in the era of digitalization on the basis of the creation, competent and systematic use of educational space of the University, rich in information tools and technologies, contributing to the adaptation of the student in a rapidly changing digital world, the formation of its information culture.
Keywords: digital age, University, educational process, educational space, information and communication technologies.
Введение. Развитие высшего образования в современную эпоху происходит под мощным влиянием информационно-коммуникационных технологий, степень и масштабы которого эксперты оценивают как «цифровую революцию» - эру радикальных изменений, воздействующих на когнитивные и креативные способности человека посредством создания и эффективного использования новых научных знаний, соответствующих формирующемуся шестому технологическому укладу [12].
Сегодня уже не вызывает сомнения, что электронные цифровые технологии в сочетании с технологиями нового поколения информационных сетей активно завоевывают образовательное пространство и определяют будущее коммуникаций в информационном обществе. За счет современных информационно-коммуникационных технологий в обществе формируется новое отношение к науке и образованию [12], [13].
Технологии эпохи цифровизации открывают для современного вуза инновационные варианты воспитательного процесса. При этом практика показывает, что включение современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во внеучебную сферу обеспечивает большую привлекательность и