Педагогика
УДК 376.3
магистрант Самбаева Ильнура Ерлановна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» (г. Барнаул), учитель-дефектолог
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 56» комбинированного вида (г. Барнаул); кандидат педагогических наук, доцент Ковалева Анна Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» (г. Барнаул)
РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА ПОСРЕДСТВОМ МОДЕЛИРОВАНИЯ
Аннотация. Статья посвящена значимой проблеме современной действительности в системе инклюзивного образования. Причинно обусловливающим фактором повышения активности поисков оптимальных средств развития словаря детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха является повсеместное распространение инклюзивной практики и острая нехватка методической готовности педагогов к данному процессу. В статье представлено обоснование и результат применения моделирования как средства обогащения словаря дошкольников с нарушением слуха.
Ключевые слова: развитие словаря, моделирование, дети старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
Annotation. The article is devoted to a significant problem of modern reality in the system of inclusive education. A causal factor in increasing the search for optimal means of developing the vocabulary of older preschool children with hearing impairment is the widespread use of inclusive practices and an acute lack of methodological readiness of teachers for this process. The article presents the rationale and results of modeling as a means of enriching the vocabulary of preschool children with hearing disorders.
Keyword: development of the vocabulary, modeling, children of senior preschool age with a hearing disorder.
Введение. Современная социально-педагогическая ситуация, связанная с активным внедрением практики инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, диктует нам ряд повышенных требований к организации воспитательно-образовательного процесса, особенно на этапе дошкольного детства, как периода наибольшей сензитивности для гармоничного развития ребенка и использования его компенсаторных возможностей. Одним из приоритетных направлений всестороннего становления личности ребенка старшего дошкольного возраста с нарушением слуха является обеспечение условий для обогащения и развития его словаря, как средства коммуникации и фундамента дальнейшей социализации.
Целью данной статьи является поиск оптимальных и эффективных средств развития словаря детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха с приоритетной оценкой потенциала применения моделирования в обозначенном процессе.
Изложение основного материала статьи. Проблема формирования словаря занимает важнейшее место в жизни ребенка, поскольку его богатство - признак высокого уровня речевого и общего развития ребенка. Кроме того, достаточный уровень освоения лексической системы позволяет конструктивно общаться с окружающими, выражать свои мысли и понимать мысли других, формировать устную и письменную речь, успешно осваивать учебный материал.
Дети старшего дошкольного возраста с нарушением слуха, в отличие от своих нормативно развивающихся сверстников с сохранным слухом, имеют ряд специфических особенностей в развитии речевых функций, что зачастую становятся причиной неуспеваемости, а также порождают неуверенность в своих силах.
Описывая характерные особенности речи детей с нарушением слуха, многие исследователи выделяют нарушения лексического и грамматического компонентов как одно из наиболее важных в структуре данной патологии (Р.М Боскис, Л.П. Носкова, Ф.Ф. Рау, и др.). С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с подобным системным нарушением, проблема формирования лексико-грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной дефектологии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных [1, 7, 8].
Анализ теоретических источников по проблеме исследования показал, что характерными особенностями речевого развития старших дошкольников с нарушением слуха является несформированность слоговой структуры слова (опускание звуков и слогов, перестановки, замены), трудность актуализации даже хорошо знакомых слов по картинкам. Затруднительна для детей актуализации слов, выражающих обобщающие и абстрактные понятия. Эти трудности обусловливают частые паузы, остановки в речи и широкое использование в общении мимики и жестов. В целом, номинативный словарь старших дошкольников с нарушением слуха характеризуется рассеянностью и неточностью структуры значения слова, замедленностью усвоения значения слова, бедностью и неточностью словаря, большим количеством вербальных ошибочных замен, трудностями актуализации слова. Отмечаются специфические ошибки в виде замещений нужного названия другим словом, искажений слов, использования неправильных грамматических форм слова, номинативный уровень понимания обобщенной речи. Нарушения формирования номинативного словаря у детей с нарушением слуха проявляются в ограниченности словарного запаса, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.
В то время как при развитии словаря ребенок всесторонне развивается. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления.
С целью более глубокого познания действительности ребенок должен не только наблюдать за различными явлениями и событиями окружающего мира, но и иметь возможность практически действовать с предметами, выявлять их свойства и особенности, связи и отношения между ними. К группе практических методов относятся различные виды предметной и продуктивной деятельности, игры, элементарные опыты, а также в наибольшей степени интересующее нас моделирование.
Исследования отечественных педагогов и психологов демонстрируют, что использование моделирования, как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, так как именно с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и стремительно совершенствуется ориентировочная деятельность ребенка, формируются его интеллектуальные и практические действия [4].
Особый потенциал моделирования заключается в том, что оно делает наглядным, для детей, скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям. Доступность метода моделирования для детей дошкольного возраста обоснована в исследованиях Д.Б. Эльконина и Л.А. Венгер, и определяется тем, что основу развития умственных способностей ребенка составляет овладение действиями замещения и наглядного моделирования [2].
Преимущественное развитие наглядно-действенного мышления, непроизвольный характер запоминания, преобладающая роль внешних средств при решении мыслительных задач, лучшее усвоение наглядного материала по сравнению с вербальным - все эти факты лишний раз подтверждают природосообразность применения моделирования в старшем дошкольном возрасте, что обеспечивает возможность взрослому не только знакомить ребенка с окружающим миром, но и обучать его способам познания, обследования, наблюдения, умению выделять суть, устанавливать взаимосвязи.
Применение моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением слуха подразумевает создание моделей или их использование для формирования знаний о свойствах, отношениях, взаимосвязях объектов. Моделирование используется чаще всего в воспитании старших дошкольников, хотя некоторые элементы могут быть доступны и детям среднего возраста. В дошкольных организациях могут использоваться предметные (модель аналогична изучаемому предмету, воспроизводит его важнейшие части, пространственные отношения элементов, взаимосвязь объектов) и предметно-схематические модели (выделенные компоненты и связи между ними обозначают при помощи разных предметов-заместителей и графических знаков - фишек, полосочек, стрелочек, пиктограмм и др.).
Большое значение в развитии словаря у дошкольников с нарушением слуха имеет макетирование, создание моделей-макетов и игры с ними. Играя с макетами, ребенок создает воображаемую ситуацию, выполняет одну или несколько ролей, моделирует реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме [5].
Модели-макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач: закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме; активизация лексического словаря; развитие монологической и связной речи; развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии; формирование навыков сочинительства; развитие общей и мелкой моторики рук; формирование творческих способностей. В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Макет представляет собой модель объекта в уменьшенном масштабе или же в натуральную величину, лишенную, как правило, функциональности представляемого объекта. Макет есть форма организации образовательного пространства для старших дошкольников с нарушением слуха, позволяющая решить широкий спектр задач, в приоритете среди которых - развитие и обогащение словаря.
Целью организованного исследования являлось изучение особенностей сформированности словаря у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха, разработка и реализация коррекционно-развивающей работы и выявление ее эффективности. Соблюдение рада принципов, таких как принцип комплексного подхода, учета ведущего вида деятельности. И динамического характера исследования легли в основу опытно-экспериментальной работы. Выборку составили 12 детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха. По состоянию слуха это дети, имеющие III - IV степень тугоухости и дети после кохлеарной имплантации. Речевое развитие детей зависит от времени пребывания в детском саду, от наличия речевой среды в семье и от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Следует отметить, что все дети, в меру своих возможностей использовали устную речь как средство общения не только с педагогами, но и между собой.
Для выявления особенностей словаря у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха были использованы задания на основе методики Е.Г. Речицкой и Е.В. Пархалиной [3]. Задания были направлены на выявление объема словарного запаса и оценка понимания обращенной речи; проверку знания обобщающих профессий людей, родственные отношения, признаки предметов и явления природы; оценку уровня понимания обращенной речи. Кроме того, оценивались навыки разговорной речи; состояние активного и пассивного словаря.
По результатам констатирующих замеров выявлено, что у воспитанников контрольной и экспериментальной группы уровень сформированности словаря находится в пределах сопоставимых средних значений. Трудности были выявлены в назывании обобщающего признака предметов, а также в обозначении отношений родства. При проверке активного словаря у детей были трудности в назывании картинок на темы: цветы, дикие птицы, деревья, одежда, мебель.
С заданием при проверке пассивного словаря, дети справились без ошибок. Незначительные трудности были у детей с заданием, связанным с оценкой состояния разговорной речи, а именно с ответом на вопросы «Где ты живешь?» и «Какая сегодня погода?». Кроме того, уровень развития активного словаря ниже уровня развития пассивного словаря; номинативный словарь на низком уровне развития, предикативный и атрибутивный словарь - в пределах средний показателей.
Таким образом, по результатам констатирующих замеров структурные компоненты словарного запаса (номинативный словарь, предикативный, атрибутивный словарь) у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха контрольной и экспериментальной групп имеют одинаковые характерные особенности.
Данные, полученные в ходе исследования, подтверждают необходимость проведения специально организованной коррекционной работы по развитию словаря детей с нарушениями слуха. С учетом результатов, представленных выше, был разработан и реализован формирующий эксперимент, целью которого явилась разработка и апробация комплекса занятий по развитию словаря у старших дошкольников с нарушением слуха посредством моделирования.
В основу деятельности легли методологические положения о необходимости опоры на сохраннее анализаторы в процессе формирования словаря; о необходимости реализации индивидуального подхода и учета возрастных особенностей, своеобразия физиологических механизмов и психологических закономерностей развития устной речи. Все это требовало разработки специальных методических приемов и умелого сочетания общих педагогических методов со специальными в ходе работы [6].
В экспериментальной группе был реализован комплекс фронтальных и подгрупповых занятий по развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха посредством моделирования. Систематическая организация работы позволяла решать ряд задач, среди которых кроме приоритетных направлений деятельности по обучению изготовлению и использованию моделей с целью развития словаря, также достигались следующие ориентиры - формирование у детей потребности в речевом общении с поощрением речевой активности детей; формирование навыка аналитического чтения, сопряженного и отраженного проговаривания речевого материала; развитие слухового восприятия и умения пользоваться остаточным слухом. К числу косвенных положительных результатов деятельности возможно отнести формирование представлений и знаний детей об окружающем мире; развитие долговременной памяти, произвольного внимания и поведения, воспитание у детей усидчивости, умения доводить начатое дело до конца. Фронтальный и групповой характер работы позволил реализовать формирование у детей навыков взаимодействия друг с другом, умение прийти на помощь, что не менее актуально для старших дошкольников с нарушением слуха.
Каждое занятие имело четкую содержательную структуру и временную организацию и состояло из 4 блоков: Первый блок «Приветствие и фонетическая ритмика» - направлен на создание доброжелательной атмосферы и ориентирование детей на дальнейшую продуктивную работу. Второй блок «Основная часть занятия» - направлен на реализацию основных задач деятельности. Третий блок «Подведение итогов» -закрепление полученного детьми опыта и получение обратной связи от детей. Четвертый блок «Ритуал прощания» - закрепление положительного эмоционального контакта, завершение занятия Комплекс занятий был разработан с учетом возраста детей и индивидуальными особенностями.
Основным средством развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха выступило моделирование-макетирование. Элементы макетирования использовались на занятиях по развитию речи. На каждую тему создавался макет согласно перспективному календарному тематическому плану дошкольной образовательной организации. Занятия проводились в игровой форме с использованием тематического макета. Задания с макетом сопровождались комплектом персонажей и декораций, игрушками, сюжетными цветными картинками. Не менее значимыми в работе являются карточки для глобального чтения, т.к. ребенок быстрее анализирует воспринимаемую информацию, перерабатывая и хорошо усваивая значительно больший объем информации.
На занятиях также использовались различные формы речи: письменная (открывающая перед слабослышащими детьми существенные возможности для компенсации последствий слуховой недостаточности), дактильная (является вспомогательным средством при овладении письменной речью, при чтении с губ речи окружающих глухими) и чтение с губ (главную роль в развитии этого навыка имеет общее и особенно речевое развитие, определяя способность понять речь из контекста).
Для подтверждения влияния такого средства, как моделирование на развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха, были проведены контрольные замеры с применением того же диагностического комплекса. Стало очевидным, что уровень развития словаря детей экспериментальной группы возрос по сравнению с уровнем развития словаря детей контрольной группы. Большинство детей перестали испытывать затруднения с выполнениями заданий, связанными с оценкой объема словарного запаса и оценка понимания обращенной речи; демонстрировали качественные изменения знания обобщающих профессий людей, родственных отношений, признаков предметов и явлений природы; повысился уровня понимания обращенной речи, а также качественно изменилось соотношение состояния активного и пассивного словаря. Дети больше стали использовать в своей речи слова - существительные, слова - прилагательные и слова - глаголы (действия).
Макетирование позволило обогатить словарь дошкольников: дети стали точнее и свободнее в назывании предметов и действий. Уменьшились ошибочные замены слов. Играя с макетами, дети создавали воображаемую ситуацию, моделировали реальные ситуации, познавали окружающий мир, знакомились с разными природными зонами, сообществами животных и растений. Обучаясь моделированию, дети учились мыслить, потому что модель выполняет функцию своеобразного рентгена: предмет воспринимается как структура. Применение моделей в обучении детей с нарушениями слуха служит своеобразным «мостиком» между наглядно-образным и логическим мышлением и, конечно же, способствует развитию словарного запаса.
Наглядно подтвержден факт того, что моделирование в виде макетирования действительно оказывает влияние на формирование словаря у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха и способствует положительно динамике общего развития.
Выводы. Таким образом, моделирование является эффективным средством формирования и развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха, так как важнейшую компенсаторную роль в обучении и развитии детей с нарушенным слухом играет зрительный анализатор, как доминирующая форма восприятия, доставляя наибольшую по объему информацию. Использование моделей в качестве наглядности способствует развитию воображения, яркому запечатлению и длительному сохранению в памяти учебного материала; стимулирует познавательный интерес к изучаемому предмету, облегчает ребенку с нарушением слуха познание многообразия конкретных явлений, предметов окружающего мира; обеспечивает связь между словом и образом; создает условия для развития словаря, а так же наблюдательности, коррекции психической и личностной сферы.
Литература:
1. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети [Текст] / Р.М. Боскис. - Санкт-Петербург: Речь, 2014. - 413 с.
2. Венгер, Л.А. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения [Текст] / Л.А. Венгер // Дефектология. - 2015. - № 2. - С. 45-48.
3. Грибова, О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей [Текст] / О.Е. Грибова, Т.П. Бессонова // Словарный запас. - Москва: АРКТИ, 2014. - 190 с.
4. Грибова, О.Е. Воспитание и обучение с нарушениями слуха [Текст] / О.Е. Грибова // Дефектология. - 2015. - № 6. - С. 12-19.
5. Кобрина, Л.М. Организация коррекционной работы с глухими и слабослышащими детьми дошкольного возраста [Текст] / Л.М. Кобрина // Дефектология. - 2013. - 31. - С. 41-48.
6. Корсунская, Б.Д. Методика обучения словесной речи глухих дошкольников [Текст] / Б.Д. Корсунская - Москва: Просвещение, 2006. - 203 с.
7. Носкова, Л.П. Обучение языку в дошкольных группах школ глухих [Текст] / Л.П. Носкова - Москва:
2000. - 259 с.
8. Рау, Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих детей [Текст] / Ф.Ф. Рау- Москва: Педагогика,
2001. - 324 с.
Педагогика
УДК 371
доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна
Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва)
ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ И ЭСТЕТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В современном мире интернет стал средством формирования общественного мнения. Направленность личностных приоритетов и духовных ценностей подрастающего поколения отчасти диктуются содержанием полученной информации. В условиях информационного окружения современной школы нужны новые подходы к обучению и воспитанию учащихся. Данная статья рассматривает приемы формирования нравственных качеств и эстетических вкусов учащихся в процессе обучения иностранному языку с применением средств дистанционного взаимодействия между учителем и учащимися.
Ключевые слова: нравственно-эстетическое воспитание, мотивационно-личностные аспекты коммуникации, дистанционное обучение, подкасты, социальные сети, интернет-коммуникаций.
Annotation. In the modern world, the Internet has become a means of forming public opinion. The formation of personal priorities and spiritual values of the younger generation is partly dictated by the content of the information received. In the information environment of a modern school, new approaches to teaching and educating students are also needed. This article examines the methods of forming moral qualities and aesthetic tastes of students in the process of teaching a foreign language using the means of remote interaction between the teacher and students.
Keywords: moral and aesthetic education, motivational and personal aspects of internet communication, distance learning, podcasting, social networks, internet communication.
Введение. Согласно данным соцопросов, общение посредством социальных сетей занимает значимую часть времени в межличностные взаимодействия школьников. По мнению А.Е. Войскунского, причиной этого служат возможности интернет коммуникаций удовлетворять три основных вида потребностей учащихся: коммуникативную, познавательную и игровую [2]. Учебная коммуникация на иностранном языке, как вид образовательной деятельности, основывается на такой же необходимости использования учащимися имеющихся знаний, умений и навыков для удовлетворения своих духовных потребностей, как и для других образовательных видов. [5, с. 89]. При грамотной работе учителя и совпадении личностного интереса учащегося и учебной задачи подача учебного материала может стать наиболее успешной и мотивирующей на активное изучение языка. Широкое использование возможностей интернет-коммуникаций, помогает учителю решать его задачу по формированию целостной личности обучающегося, включающему, наряду с развитием когнитивных способностей и обучением предметным компетенциям нравственно-эстетические и духовные воспитательные компоненты. В данной работе рассмотрены виды учебного и межличностного интернет взаимодействия и предложен алгоритм учебно-воспитательной работы нравственной направленности с учащимися основной школы на уроках иностранного языка с применением интернет-коммуникаций.
Изложение основного материала статьи. Нравственно-эстетическое воспитание, прежде всего, это формирование у учащегося мотива к требуемой деятельности, его желание и стремление к самосовершенствованию [6]. Духовная направленность коммуникативного взаимодействия будет реализована только при включении нравственно-эстетического компонента в мотивационно-потребностную сферу личности. С появлением информационно-коммуникационной интернет среды познавательные и коммутационные коммуникационные потребности учащихся, в значительной степени, удовлетворяются в интернет пространстве. Внедрение педагогами нравственно-эстетического компонента в процесс интернет-опосредованной коммуникации способствуют формированию у учащегося мотивационной привязанности к учебно-воспитательной деятельности (см. табл. 1.).