ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО
ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У
ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1 "2 Бутвина О.Ю. , Абильвапова Г.Р.
1Бутвина Ольга Юрьена - доцент, кандидат биологических
наук;
Абильвапова Гульсум Ризаевна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь, Республика Крым
Аннотация: в статье рассмотрены особенности развития словаря детей среднего дошкольного возраста средствами природы. Показаны результаты экспериментальной работы по выявлению актуального уровня развития словаря у детей среднего дошкольного возраста. Определены критерии (нормативно-когнитивный, продуктивный), показатели и уровни развития словаря детей среднего дошкольного возраста (высокий, средний, низкий), подобран и адаптирован диагностический инструментарий.
Представлены результаты работы на констатирующем этапе исследования.
Ключевые слова: словарь, развитие словаря, словарная работа, природа, критерии, показатели и уровни развития словаря, дети среднего дошкольного возраста.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью более полного освещения вопросов, связанных с лексическим развитием ребенка. Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.
Проблемой обогащения и расширения словаря занимались видные отечественные психологи, педагоги, методисты: М.М. Алексеева, Е.В. Водовозова, Л.С. Выготский, В.В. Гербова, А.В. Запорожец, М.М. Конина, А.Н. Леонтьев, Ю.С. Ляховская, Н.Г. Морозова, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин, В.И. Яшина и другие.
Методологической основой восприятия окружающего мира являются положения педагогики об использовании выразительных средств природы и предметного окружения в работе с детьми дошкольного возраста, об их огромных возможностях влияния на речевое развитие детей (Н.Ф. Виноградова, Т.А. Маркова, Н.А. Стародубова, О.С. Ушакова и др.); положения, сформулированные в трудах Л.С Выготского, М.Р. Львова, Ф.А. Сохина и других об особенностях функционирования слов, как единиц лексической системы, о роли формирования у детей языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи, о необходимости развития словаря в тесном единстве с познанием окружающего мира и развитием мышления.
Словарь - один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов [1].
Развитие словаря понимаем как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения. Слово обеспечивает содержание общения.
Словарная работа в детском саду - это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для детей слов. Расширение словаря дошкольников идет одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему [4].
Природа со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником развития словаря
дошкольника и эстетических переживаний ребенка. В процессе созерцания природы ребенок имеет возможность правильно определить величину предмета, его форму, симметрию, цвета, их гармоничное сочетание и контраст цветов, или дисгармонию, определить оттенки цвета при разной степени освещенности в разные периоды дня, сезона и т.д. Но все это ребенок может только при условии наличия в его словаре соответствующих названий предметов, объектов и явлений, а также сформированности соответствующих представлений [2].
При этом ребенку необходимо овладение хорошей эстетической восприимчивостью и эстетическим отношением, которые у него надо систематически развивать. Общеизвестно, что составными частями эстетического отношения являются: эстетическое восприятие формы, объектов, цвета, симметрии, ритма, композиции; эстетическая оценка природы и ее явлений; эстетическое суждение ребенка о природе, в котором выделяются качества объектов и явлений природы, и которые, в свою очередь, требуют определенного лексического богатства [3].
Накопление содержания детской речи в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, среди которых наибольший эмоциональный отклик вызывает мир природы, осуществляется с помощью различных методов и средств. Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приемов, а также форм осуществления данной работы педагогами.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №7 «Ягодка» с. Первомайское» Кировского района РК. Для исследования была выбрана группа детей среднего дошкольного возраста - Группа А в количестве 22 ребенка.
В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме развития словаря у детей среднего дошкольного возраста, на основе анализа работ М. Алексеевой, Ф. Сохина, М. Фомичевой и др. нами были
определены критерии и показатели развития словарного запаса у старших дошкольников.
Нормативно-когнитивный критерий, предполагает умение понимать значение слова, наличие тематических слов в речи.
Продуктивный критерий предусматривает практические навыки и умения ребенка. Нами были выделены такие показатели: правильное использование ребенком слов в речи, умение подбирать антонимы и синонимы, использование детьми в речи глаголов и прилагательных.
В основу диагностики словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста нами положены методики Е.А. Стребелевой [5].
Диагностический комплекс представлен 5 сериями заданий, каждое из которых преследовало свою цель. Диагностика №1. «Покажи картинку» - направлено на выявление понимания ребенком функционального назначения объектов, изображенных на рисунках. Диагностика №2 «Назови, что я покажу» - выявление знание предмета и глагольного словаря. Диагностика №3. «Назови одним словом» - выявление умения обобщить одним словом предметы и изображения на картинках, сгруппированные по функциональному признаку. Диагностика №4. «Скажи наоборот» - выявления умения употреблять слова, обозначающие парные противоположные признаки предметов. Диагностика №5. «Словарь признаков» - выявление умения употреблять слова обозначающие признак предметов.
Также нами были определены уровни развития словаря детей среднего дошкольного возраста: высокий, средний, низкий.
Перед началом проведения диагностических заданий с детьми нами был осуществлен анализ предметно -развивающей среды групп, направленный на выявления особенностей планирования и организации речевого развития (в частности развитие словаря) детей среднего дошкольного возраста средствами природы.
Анализ показал, что в ДОУ организована воспитательно-образовательная работа по речевому развитию детей
дошкольного возраста. Задачи экологического воспитания также запланированы педагогами. Созданные условия позволяют развивать речь дошкольников средствами природы в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
При общении с педагогами нам удалось уточнить, что задачи по развитию словаря педагоги решают во всех видах деятельности и при реализации всех образовательных областей. Тем самым обеспечивая интегрированный подход к воспитательно-образовательной деятельности.
Однако анализ результата показывает, что проводимая работа не достаточно эффективна: имеют место проблемы с фонематической и лексической сторонами речи.
В результате проведенного комплекса диагностических мероприятий, мы выявили исходный уровень развития словаря у детей среднего дошкольного возраста. Данные показывают, что основная часть детей находиться на среднем уровне развития словаря.
Так, на низком уровне развития словаря находятся 27,3 % детей среднего дошкольного возраста Группы А (6 чел.), на среднем уровне находятся 63,6 % детей группы (14 чел.) и на высоком уровне развития словаря находятся, соответственно, 9,1 % Группы А (2 чел.).
Поэтому свое дальнейшее исследование видим в апробации системы работы педагога по развитию словаря детей среднего дошкольного возраста средствами природы.
Список литературы
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 400 с.
2. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А. Веретенникова. М.: Просвещение, 2012. 272 с.
3. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: Учеб. Пособие для пед. училищ по спец. «Дошк. Воспитание»/ Под ред. П.Г. Саморуковой. М.: Просвещение, 1991. 240 с.
4. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. 2-е изд. М.: Просвещение, 2013. 223 с.
5. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста Е.А. Стребелева. М.: Просвещение, 2004. 164 с.