родственные отношения, возраст, половую принадлежность, особенности внешности, предпочтения человека; оперирует названиями своей страны (Россия, Российская Федерация) и ее отдельными символами, некоторых других стран; дифференцирует по смыслу и форме слова-обращения к родным, знакомым и чужим людям; передает характер отношения к разным людям.
Учебно-речевая деятельность, по определению А.М. Богуш, это организованный, целеустремленный процесс использования языка с целью передачи и усвоения общественно-исторического опыта, овладение общественными способами действия в сфере научных понятий, установления коммуникаций и планирования действий. В дошкольном возрасте она охватывает различные виды развития речи (рассказывание, беседа, диалогизирование, рассуждение, сообщение) и слушания жанров [2].
Обогащает словарь названиями объектов и явлений природы; трудовых действий и орудий труда; словам-признаками; словами-названиями игрушек, предметов быта и обихода; словами, обозначающими действия с различными предметами и орудиями труда; словами, обозначающими собственные мысли, переживания, стремлений, качества, достижений и тому подобное. Развивает умение употреблять разные части речи в различных грамматических конструкциях: слова-названия предметов с предлогами и без них (нос -на носу, ухо - в ухе); личные местоимения (он - к нему, с ним; она - к ней, с ней), указательные местоимения (этот зайчик, то мальчик); союзы и, а (зайчик и лиса; Маша большая, а кукла маленькая). Обращает внимание на чередование звуков (иду с мамой, рассказываю маме).
Подбирая формы организации речевой деятельности старших дошкольников, педагог учитывает необходимость сбалансировать ее в двух основных направлениях — обучении родному языку (фонетики, лексики, грамматики) и способов ее использования в различных видах деятельности, общении со взрослыми и детьми. Особенно важно способствовать осознанию детьми языка и речи в доступных им формах.
Педагог может использовать деятельность коллективного типа любого содержания, которая дает возможность участникам лучше узнать друг друга, сообщить о своих намерениях словами, прокомментировать происходящие события, обменяться мнениями и впечатлениями, установить контакт, порадоваться совместным успешным действиям.
Выводы. Итак, лексическая работа в дошкольной образовательной организации направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы с речевого развития детей. В дошкольном возрасте развиваются все аспекты речи (фонетическое, лексическое, грамматическое, связную речь), что дает основания для развития личности ребенка.
Литература:
1. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Е.А. Аркин. - М., 1968. - 446 с.
2. Богуш, А.М. Культура речевого общения детей дошкольного возраста / А.М. Богуш, Е.П. Аматьева, С.К. Хаджирадева. - Х.: Изд-во «Ранок», 2011. - 288 с.
3. Гавриш Н.В. Организация лексической работы в детском саду. - Славянск: СГПИ, 1995. - 84 с.
4. Корф Н.А. Русская начальная школа: Руководство для земских гласных и учителей сельских школ / Н.А. Корф. - СПб., 1870. - 363 с.
5. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды Научно-публицистическое издание / Роза Евгеньевна Левина. - Москва: Аркти, 2005. - 222 с.
6. Ляховская Ю.С. Особенности словаря старших дошкольников / Ю.С. Ляховская // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 9. - С. 27-31.
7. Потебня А.А. Мысль и язык / А.А. Потебня. - Киев, 1993. — 192 с.
8. Розенгарт-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста / Г.Л. Розенгарт-Пупко. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. - 96 с.
9. Тихеева Е.И. Развитие речи у детей раннего и дошкольного возраста / Е.И. Тихеева - М.: Просвещение, 1988. - 176 с.
10. Ушинский К.Д. Детский мир и хрестоматия / К.Д. Ушинский - М.: Просвещение, 1986 - 350 с.
Педагогика
УДК 378:17.02
кандидат педагогических наук, доцент Игошина Нелли Витальевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева» (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук, доцент Чапурин Михаил Николаевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук, доцент Игошин Валерий Юрьевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева» (г. Чебоксары)
ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК УЧИТЕЛЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ИМИДЖА
Аннотация. Статья посвящена вопросам изучения особенностей влияния личностных характеристик учителей на формирование положительного имиджа в профессии. На основании проведенного исследования авторами установлено, что имидж педагога рассматривается как фактор успеха в профессиональной деятельности, помогающий выстраивать отношения с окружающими. На формирование положительного имиджа учителя влияют следующие социально-психологические факторы: прагматическая и психологическая мотивация учителя; осознание учителем направления своих действий по созданию индивидуального стиля; собственные возможности учителя; фактор окружающей среды; фактор выбора модели поведения; фактор результата деятельности; самооценка учителя.
Ключевые слова: имидж, учитель, личностные характеристики, профессиональное мастерство. Annotation. The article is devoted to studying the characteristics of the influence of personal characteristics of teachers on the formation of a positive image in the profession. Based on the study, the authors found that the image of the teacher is considered as a success factor in professional activity, as a tool to help build relationships with
others, as an element of competitiveness. The following socio-psychological factors influence the formation of a positive image of a teacher: pragmatic and psychological motivation of a teacher; teacher's awareness of the direction of his actions to create an individual style; the possibilities of the teacher himself; environmental factor - the teacher, one way or another, has to adapt to those whom he educates and educates, obey the requirements of the audience; factor in choosing a model of behavior; activity result factor; teacher's attitude to his self-concept.
Keywords: image, teacher, personal characteristics, professional skill.
Введение. Современная российская школа нуждается в ярких личностях и профессионалах своего дела. Особый научно-исследовательский интерес представляет изучение феномена имиджа учителя и базовых условий его формирования [15, 18, 28]. Правильное понимание воспитательной ценности образа учителя имеет большое значение для формирования ответственного отношения молодого поколения к формированию личности, поскольку положительный имидж влияет на профессиональный и личностный рост.
Анализ научной литературы показал, что на сегодняшний день накоплен определенный объем знаний, необходимых для постановки и решения проблемы построения имиджевой компетенции учителя [1, 4, 7, 12, 20].
Исследования многих ученых способствовали выявлению педагогической имиджелологии [11, 22, 25, 27], в которой образ учителя рассматривается как фактор успеха в профессиональной деятельности, как инструмент, помогающий строить отношения с окружающими [1, 2, 8, 16, 21, 26, 30].
На формирование позитивного имиджа учителя влияют следующие социально-психологические факторы: прагматическая и психологическая мотивация учителя; осознание учителем направления своих действий по созданию индивидуального стиля; собственные возможности учителя; фактор окружающей среды; фактор выбора модели поведения; фактор результата деятельности; самооценка учителя [6, 9, 13, 14, 24, 31].
Изложение основного материала статьи. С целью изучения личностных характеристик и их влияния на имидж учителя нами было проведено анкетирование, в котором приняли участие сорок учителей. Учителя должны были оценивать личные качества в порядке убывания важности: внутренний элемент - это общительность, справедливость, доброта, требовательность, чувство юмора, взаимопонимание, баланс, любовь к детям, сдержанность; процессуальный компонент - умение четко объяснять учебный материал, умение самостоятельно демонстрировать упражнения, знание предмета, умение наглядно и интересно обучать; внешняя составляющая - одежда, прическа, возраст, лицо, макияж, голос, обаяние. Для определения барьеров педагогической деятельности применялась методика Шамовой Т.М. и методика «Профессиональное мастерство учителя» (по Гребенкиной Л.К. и Байковой Л.А.) [2, 5, 10, 29].
Анализ результатов ранжирования позволяет сделать вывод, что учителя считают моральные качества наиболее важными личными качествами, вторыми по значимости выделяют профессиональные качества и, наконец, внешняя составляющая имиджа (прическа, одежда) наименее значима (табл. 1).
Таблица 1
Результаты ранжирования личностных качеств учителей, значимых в профессиональной
деятельности
Показатели Средний балл Ранг
Внутренняя составляющая
Общительность 5,2 5
Справедливость 4,6 3
Доброта 7,2 8
Требовательность 4,8 4
Чувство юмора 4,4 2
Взаимопонимание 5,8 7
Уравновешенность 3,8 1
Любовь к детям 5,6 6
Сдержанность 4,8 4
Процессуальная составляющая
Умение понятно и доступно объяснять учебный материал 2,2 2
Умение самостоятельно 3,8 4
показывать упражнения
Знание предмета 1,6 1
Умение интересно провести урок 2,4 3
Внешняя составляющая
Одежда 2,8 2
Прическа 5,4 5
Возраст 3,8 3
Лицо 4 4
Макияж 6,8 6
Приятный голос 2,4 1
Обаяние 2,8 2
Качества необходимые учителю в профессиональной деятельности
Нравственные 1,2 1
Профессиональные 1,8 2
Внешняя составляющая 3 3
Анализируя ответы учителей по значимости внутренней составляющей в профессиональной деятельности на 1 место они ставят такое качество как уравновешенность и доброта, 2 место занимает чувство юмора и на 3 месте находится справедливость.
В таблице 1 представлены результаты ранжирования учителями процессуальной составляющей личности учителя. Респонденты отмечают, что знание предмета наиболее важно в процессуальной составляющей имиджа.
Проанализировав реакцию учителей на значение внешнего компонента, мы можем сделать следующий вывод: наиболее важным из них считается приятный голос, второе место заняли два компонента - очарование и одежда, а возраст занимает третье место. На вопрос о влиянии образа учителя на отношение учеников к предмету все учителя отвечали утвердительно и считали, что образ учителя влияет на отношение детей к предмету.
Проанализировав ответы по всем трем компонентам, мы можем сделать вывод, что, по мнению учителей, знание предмета, отношение и приятный голос являются наиболее важными в профессии, а такие качества личности как точность, сдержанность, коммуникабельность, возраст, внешность наименее значимы. Учителя считают значимыми в профессиональной деятельности следующие навыки: интересно проводить уроки, а учебный материал объясняеть понятным и доступным способом.
Результаты опроса учителей по методике Шамовой Т.М. «Исследование барьеров педагогической деятельности» представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты исследования барьеров педагогической деятельности
Уровень барьеров педагогической деятельности % ответов
активное развитие 60%
отсутствует сложившаяся система саморазвития, которая сильно зависит от условий 32%
остановившееся развитие 8%
Проанализировав данные результатов анкетирования, позволяющие определить стремление учителей к обучению и саморазвитию, можно сказать, что из 60% опрошенных активно развиваются, и только у 8% отсутствует сложившаяся система саморазвития.
Мы провели опрос среди учителей по методике Л.К. Гребенкиной и Л.К. Байковой «Профессиональное мастерство учителя» (табл. 3).
Таблица 3
Уровни профессионального мастерства учителя
Уровни Уровни
Блок 1 (психологическая готовность к деятельности) Блок 2 (склонности и способности для профессионального совершенствования) Блок 3 (профессиональное мастерство педагога)
Низкий 5% 10% 25%
Средний 67,5% 80% 55%
Высокий 27,5% 10% 20%
Проанализировав ответы учителей по определению психофизической готовности к профессиональной деятельности у 67,5% опрошенный выявлен средний уровень данного показателя. По уровню склонности и способности для профессионального совершенствования также большинство из опрошенных учителей находится на среднем уровне. У 55% учителей профессиональное мастерство также находится на среднем уровне.
Выводы. Таким образом, обобщая результаты исследования, можно сделать вывод, что в психолого-педагогической литературе нет единого понимания образа учителя [2, 17, 19]. В нашем исследовании за основу было взято определение А.А. Калюжного, который понимает под имиджем педагога - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения и в массовом сознании [2, 3, 23]. Таким образом, все показатели личностных характеристик изучаемых нами учителей находятся либо на среднем, либо на высоком уровне, что свидетельствует о высоком уровне профессиональной компетентности учителей, что влияет на формирование позитивного имиджа и повышает эффективность образовательной деятельности.
Литература:
1. Альбшлави М.М., Бурцева Е.В., Бурцев В.А. Экспериментальное исследование психофизиологического состояния квалифицированных тяжелоатлеток в подготовительном периоде годичного цикла спортивной подготовки // Наука и спорт: современные тенденции. - 2018. - Т. 21. - № 4 (21). - С. 60-66.
2. Антипова А.М. Технология формирования имиджа учителя [Электронный ресурс]. - Фестиваль педагогических идей // Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/419846/
3. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Бобырев Н.Д. Педагогические закономерности и дидактические принципы обучения студентов избранному виду спорта в процессе формирования спортивной культуры личности // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 1. - С. 67.
4. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Драндров Г.Л. Теоретические и методические основы развития координационных способностей в художественной гимнастике - Чебоксары, 2014.
5. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Игошин В.Ю. Альтернативные подходы к формированию спортивной культуры личности на примере внедрения сингапурской системы обучения на уроках физической культуры в Республике Татарстан // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-3. -С. 133-136.
6. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Леженина С.В. Развитие мотивационного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2019.
- № 5. - С. 9.
7. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мартынова А.С. Методика предварительного разминочного массажа в велоспорте // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. -№ 3. - С. 73-78.
8. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мугаллимова Н.Н. Экспериментальное исследование уровня развития операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе обучения избранному виду спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 9-2. - С. 264-268.
9. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Норден А.П. Экспериментальное исследование уровня развития рефлексивного компонента спортивной культуры личности в процессе формирования ценностно-смысловых ориентаций студентов к самостоятельной организации спортивного стиля жизни // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - С. 253.
10. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Русакова С.С. Экспериментальное исследование уровня развития информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе учебно-познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. -№ 4. - С. 186.
11. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Симзяева Е.Н., Баширова Д.М., Мартынова А.С., Евграфов И.Е., Халиуллин Р.С. Экспериментальное исследование свойств игрового внимания и качеств мышления у спортсменов, занимающихся настольным теннисом // Проблемы современного педагогического образования.
- 2017. - № 56-6. - С. 31-39.
12. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Фазлеев Н.Ш. Развитие информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2019.
- № 8. - С. 56.
13. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Чапурин М.Н. Развитие операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2019.
- № 10. - С. 11.
14. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Чапурин М.Н. Теоретическое исследование особенностей развития системы ценностных ориентаций подростков // Проблемы современного педагогического образования. -2019. - № 63-4. - С. 277-281.
15. Бурцев В.А., Драндров Г.Л., Бурцева Е.В. Теоретические и методические основы формирования положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания. - Чебоксары, 2012.
16. Бурцев В.А., Шамгуллин А.З., Бурцева Е.В. Оптимизация предстартовых психических состояний тренера и спортсмена в условиях соревновательной деятельности // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 82-87.
17. Бурцева Е.В., Баширова Д.М. Методика формирования игрового внимания у юных теннисистов // Наука и спорт: современные тенденции. - 2015. - Т. 9. - № 4 (9). - С. 99-104.
18. Бурцева Е.В., Бурцев В.А. Взаимосвязь видов учебно-познавательной деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2016. - № 2. - С. 8-15.
19. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Игошина Н.В. Исследование когнитивного комопонента спортивной культуры студентов в процессе занятий избранным видом спорта (на примере игры бадминтон) // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-3. - С. 140-144.
20. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Мартынова А.С. Методика исследования и оценки свойств игрового внимания юных хоккеистов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 3. - С. 78-83.
21. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Мугаллимова Н.Н., Халиуллин Р.С., Мартынова А.С. Теоретическое обоснование экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе при организации учебно-познавательной игровой деятельности студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания // Проблемы современного педагогического образования. - 2017.
- № 56-6. - С. 39-47.
22. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Шугаев А.Г. Педагогический контроль в системе управления качеством образовательного процесса // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-4. -С. 34-37.
23. Бурцева Е.В., Игошина Н.В., Игошин В.Ю. Экспериментальное исследование особенностей морфофункционального состояния женщин среднего возраста, занимающихся оздоровительной физической культурой // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-6. - С. 1284-1288.
24. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Теория и методика подготовки будущих учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности. - Чебоксары, 2014.
25. Евграфов И.Е., Бурцева Е.В., Бурцев В.А. Теоретическое обоснование методики оздоровительной тренировки женщин зрелого возраста с учетом соматотипа // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 15-20.
26. Захарова Г.П., Баранова Э.А., Васильева Н.Н., Дерябина М.Ю., Семенова Т.Н., Парфенова О.В., Велиева С.В., Гусева Т.С., Иванова Н.В., Никоноров В.Т., Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Варламова М.Е., Ильина Л.Л., Быкова О.Н., Мустафина А.Р., Викторова Е.И. Инновации в дошкольном образовании: Учебное пособие / Под общей редакцией Г.П. Захаровой. - Москва, 2014.
27. Зорин С.Д., Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Анисимов Н.И. Обучение технике легкоатлетических метаний. - Чебоксары, 2016.
28. Кожанов В.И., Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Применение системы рейтингового контроля в управлении физическим воспитанием студентов. - Чебоксары, 2014.
29. Мартынова А.С., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Формирование ценностных ориентаций к спортивной тренировке у юных хоккеистов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 100-105.
30. Парфенова Л.А., Федорова Н.И., Бурцева Е.В. Пути повышения физкультурно-оздоровительной компетентности родителей детей с нарушением интеллекта // Теория и практика физической культуры. -2019. - № 6. - С. 77.
31. Zotova F.R., Miftakhov M.R., Burtseva E.V. Heritage of the world summer Universiade-2013 as a factor of social-cultural development of the region // Наука и спорт: современные тенденции. - 2017. - Т. 16. - № 3 (16). -С. 92-97.
Педагогика
УДК 37. 01
доктор педагогических наук, доцент,
профессор кафедры начального образования Ильченко Лариса Петровна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)
КАДЕТСКИЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ
ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Аннотация. В данной статье выдвинуто предложение по созданию профильных школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с исследовательским военно-патриотическим уклоном обучения. Система государственной социальной защиты граждан РФ гарантирует детям-сиротам получение бесплатного общего, среднего и высшего профессионального образования, но для качественной подготовки кадетов - будущих защитников Отечества, рационально использовать развивающие и опережающие технологии обучения.
Ключевые слова: кадет, кадетская школа-интернат, военно-патриотическое воспитание, развивающие технологии, опережающее обучение.
Annotation. This article puts forward a proposal to create specialized boarding schools for orphans and children left without parental care with a research military-Patriotic bias of education. The system of state social protection of citizens of the Russian Federation guarantees orphans free General, secondary and higher professional education, but for high - quality training of cadets-future defenders of the Fatherland, rational use of developing and advanced training technologies.
Keywords: cadet, cadet boarding school, military-Patriotic education, developing technologies, advanced training.
Введение. Для любого периода развития государства и общества проблема "ребенок в детском доме и в школе-интернате" была всегда очень сложной и требовала самого серьезного внимания. К сожалению, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в нашей стране с каждым годом становиться всё больше. Не хотелось бы верить статистике, но она утверждает, что 5,28 млн. детей и подростков не посещают школу, 1/3 - 1,76 млн. детей находятся дома, так как родители не могут отправить их в школу по причине нехватки денег на школьную форму, дорогу, книги, тетради и прочее. Остается 3,52 млн. детей... Чем они заняты? Бродяжничеством?
В детские дома ежегодно поступает около 170 000 человек, что вынуждает государство к расширению сети данных учебных учреждений. Правда, кроме детей-сирот, туда попадают дети родителей, лишенных родительских прав - алкоголиков, наркоманов и осуждённых.
Эти дети, в нашей стране, попадают в крупные детские дома и школы-интернаты, под опеку государства. Система государственной социальной защиты граждан РФ гарантирует детям-сиротам получение бесплатного общего, среднего и высшего профессионального образования, выплачивая им хорошую материальную поддержку во время обучения, а по достижении совершеннолетнего возраста предоставляет собственное жильё.
С материальным обеспечением детей-сирот государство справляется относительно хорошо, однако гораздо сложнее решается проблема воспитания и формирования личностных качеств воспитанника. Цель, определенная «Законом об образовании РФ» по формированию личности, можно сказать, не реализуется, а выпускник таких школ далек от того идеала.
Изложение основного материала статьи. Обратимся снова к статистике, которая утверждает, что не более 10 % выпускников детских домов и школ-интернатов, покидая стены школы продолжают обучение и становятся достойными гражданами, ведут нормальный образ жизни. Вместе с тем, почти половина (примерно 40%) повторяют судьбу родителей, становятся алкоголиками и наркоманами, столько же совершают преступления и изолируются от общества, а остальные 10% , не найдя места в социуме совершают суицид.
В чем же причина такой страшной статистики? Можно предположить, что именно система государственного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет большие недоработки.
Во-первых, отсутствует профилизация обучения для школ данного типа необходимо вводить профессиональные направления подготовки будущего выпускника, которым были бы подчинены как система воспитания, так и программы дополнительного образования, отражающие содержание будущей профессии.
Во-вторых, школы - интернаты испытывают дефицит квалифицированных и ответственных воспитателей, особенно мужчин. В школы попадают случайные люди. У них нехватает ни профессионализма, ни любви к воспитанникам, ни запаса терпения. От сюда и возникающие проблемы, которые, время от времени, попадают в печать и СМИ.
При такой ситуации реальный воспитательный эффект превращается в элементарный минимальный присмотр за детьми и как результат, 90% выпускников школ-интернатов - это проблемные граждане нашей страны.