Научная статья на тему 'ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РАССМАТРИВАНИЯ ОБРАЗНЫХ ИГРУШЕК'

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РАССМАТРИВАНИЯ ОБРАЗНЫХ ИГРУШЕК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
412
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВАРЬ / ЛЕКСИКА / ОБОГАЩЕНИЕ / ДЕТИ / ОБРАЗНЫЕ ИГРУШКИ / СРЕДСТВА / МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА / РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аббасова Левиза Иловиевна

В статье рассматриваются особенности обогащение словаря детей младшего возраста посредством рассматривание образных игрушек. Обогащение словаря дошкольников является неотъемлемой составляющей всего речевого развития детей в целом. Определены направления словарной работы, которые заключаются в накоплении, закреплении и активизации лексических единиц. Перечислены виды работ, которые можно использовать при реализации каждого направления работы по обогащению словаря. Выделена роль образных игрушек как оптимального средства обогащения словаря. Отмечено, что к образным игрушкам относятся игрушки, которые несут в себе образ человека или животного, с которыми можно организовать коммуникативную деятельность. Оптимальным вариантом образной игрушки является дидактическая кукла. Описана последовательность работы при использовании образной игрушки в педагогической практике и методические требования к процессу рассматривания образных игрушек с детьми младшего дошкольного возраста. Представлена методика организации работы по обогащению словаря, включающая три этапа: знакомство со словом, уточнение значения слова, активизация лексемы в связной речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENRICHING THE DICTIONARY OF YOUNG CHILDREN BY LOOKING AT FIGURATIVE TOYS

The article discusses the features of the enrichment of the vocabulary of young children through the consideration of figurative toys. Enrichment of the vocabulary of preschoolers is an integral part of the entire speech development of children in general. The directions of vocabulary work are determined, which consist in the accumulation, consolidation and activation of lexical units. The types of work that can be used in the implementation of each direction of work to enrich the vocabulary are listed. The role of figurative toys as an optimal means of enriching the vocabulary is highlighted. It is noted that figurative toys include toys that carry the image of a person or an animal, with which communicative activities can be organized. The best option for a figurative toy is a didactic doll. The sequence of work when using figurative toys in pedagogical practice and methodological requirements for the process of considering figurative toys with children of younger preschool age are described. The method of organizing work on enriching the vocabulary is presented, which includes three stages: acquaintance with the word, clarification of the meaning of the word, activation of the lexeme in coherent speech.

Текст научной работы на тему «ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РАССМАТРИВАНИЯ ОБРАЗНЫХ ИГРУШЕК»

Педагогика

УДК 371

доцент кафедры дошкольного образования и педагогики Аббасова Левиза Иловиевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РАССМАТРИВАНИЯ ОБРАЗНЫХ ИГРУШЕК

Аннотация. В статье рассматриваются особенности обогащение словаря детей младшего возраста посредством рассматривание образных игрушек. Обогащение словаря дошкольников является неотъемлемой составляющей всего речевого развития детей в целом. Определены направления словарной работы, которые заключаются в накоплении, закреплении и активизации лексических единиц. Перечислены виды работ, которые можно использовать при реализации каждого направления работы по обогащению словаря. Выделена роль образных игрушек как оптимального средства обогащения словаря. Отмечено, что к образным игрушкам относятся игрушки, которые несут в себе образ человека или животного, с которыми можно организовать коммуникативную деятельность. Оптимальным вариантом образной игрушки является дидактическая кукла. Описана последовательность работы при использовании образной игрушки в педагогической практике и методические требования к процессу рассматривания образных игрушек с детьми младшего дошкольного возраста. Представлена методика организации работы по обогащению словаря, включающая три этапа: знакомство со словом, уточнение значения слова, активизация лексемы в связной речи.

Ключевые слова: словарь, лексика, обогащение, дети, образные игрушки, средства, дети, младшего возраста, развития.

Annotation. The article discusses the features of the enrichment of the vocabulary of young children through the consideration of figurative toys. Enrichment of the vocabulary of preschoolers is an integral part of the entire speech development of children in general. The directions of vocabulary work are determined, which consist in the accumulation, consolidation and activation of lexical units. The types of work that can be used in the implementation of each direction of work to enrich the vocabulary are listed. The role of figurative toys as an optimal means of enriching the vocabulary is highlighted. It is noted that figurative toys include toys that carry the image of a person or an animal, with which communicative activities can be organized. The best option for a figurative toy is a didactic doll. The sequence of work when using figurative toys in pedagogical practice and methodological requirements for the process of considering figurative toys with children of younger preschool age are described. The method of organizing work on enriching the vocabulary is presented, which includes three stages: acquaintance with the word, clarification of the meaning of the word, activation of the lexeme in coherent speech.

Keywords: dictionary, vocabulary, enrichment, children, figurative toys, means, children, early age, development.

Введение. Одним из основных направлений воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста является развитие речи. Речь выступает основным средством общения, познавательного и умственного развития, а также необходимым условием для организации воспитательно-образовательной работы с дошкольниками. В период дошкольного возраста речь активно развивается: накапливается словарь, формируются и развиваются фонетическая, лексическая, грамматическая стороны речи. Задачи речевого развития дошкольников включают в себя необходимость организации педагогического воздействия по формированию всех сторон речи: обогащение словаря, формирование грамматической правильности речи, развитие связной речи, подготовку к обучению грамоте и т.д. Одним из основных направлений работы по развитию речи выступает необходимость обогащения словаря дошкольников, поскольку богатый словарный запас составляет основу речевого и коммуникативного развития детей.

Цель данной статьи - рассмотреть особенности обогащение словаря детей младшего возраста посредством рассматривания образных игрушек.

Изложение основного материала статьи. Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста осуществляется в различных видах деятельности, как на специально организованных занятиях, так и в процессе организации режимных моментов, совместной деятельности педагога с детьми, во время прогулок и т.д. Большое место в системе работы по обогащению словаря отводится специальным занятиям по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с миром предметов. Целью таких занятий выступает ведение в активный словарь дошкольников названий предметов, их частей, характерных признаков предметов, а также действий с ними.

Определены два направления работы по обогащению лексического запаса детей младшего дошкольного возраста: накопление содержания словаря; закрепление и активизация словаря, развитие смысловой стороны слова. Каждое из направлений работы отличается набором методов и средств организации педагогического воздействия. Так, с целью накопления содержания словаря детей, авторами предлагается использовать следующие виды работы:

- знакомство детей с предметными миром, с целью обогащения словаря (рассматривание и обследование предметов, наблюдение, целевые прогулки и экскурсии);

- опосредованное знакомство с окружающим миром через рассматривание картин, чтение художественных произведений, показ видеофильмов.

Для закрепления и активизации словаря дошкольников предлагается использовать рассматривание игрушек, картин, дидактические игры и упражнения.

Как видно из приведенного содержания работы, наиболее оптимальным средством обогащения словаря является рассматривание игрушек, которое может быть организовано как с целью накопления содержания словаря детей, так и с целью закрепления и активизации словаря. Возможность и эффективность использования игрушек в работе по развитию речи рассматривалась такими авторами, как Н.Ф. Губанова [1], Е.А. Иванченко [2], О.С. Ушакова [7]. В своих работах авторы указывают на возможность и необходимость использования игрушки на занятиях по развитию речи с целью обогащения словаря. Что касается детей

младшего дошкольного возраста, особенная роль на данном этапе возрастного развития отводится образной игрушке.

Большая часть игрушек, с которыми играют дети младшего дошкольного возраста, это игрушки образные. Данные игрушки изображают неточные, уменьшенные копии людей, животных, разнообразных предметов окружающего мира. Нередко образные игрушки создаются авторами на основе ярких, обобщенных образов реальной действительности или на основе сказочных, фантастических образов. Особенное место среди образных игрушек отводится кукле.

B. Лосева [4] отмечает, что к образным игрушкам относятся игрушки, которые несут в себе образ человека или животного. Главное предназначение таких игрушек состоит в том, чтобы ребенок мог организовать с ними общение или обращение, как с живыми персонажами. При помощи образных игрушек осуществляется социально-эмоциональное развитие ребенка. Организовывая игры с образными игрушками, ребенок включается в мир людей и предметов, в игре он отражает свой опыт, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей.

Широки возможности использования рассматривания образных игрушек с целью обогащения словаря детей. Как пишет О.С. Ушакова [7], рассматривание игрушек как метод словарной работы с детьми используется во всех возрастных группах. Рассматривая с детьми куклу, мишку или другую образную игрушку педагог обращает внимание на наиболее яркие предметы их внешнего вида, просит выделить их характерные особенности, обогащая тем самым активный словарь детей. Данный метод работы стоит отличать от дидактической игры, для которой характерно наличие определенных правил и игровых действий. В некоторых случаях можно объединять два данных метода в один, рассматривание игрушек, изображающих зверей, и дидактическую игру «Узнай по голосу».

Е.А. Флерина [8], уделяя большое значение рассматриванию игрушек в работе по обогащению словаря дошкольников, указывает, что данная работа должна осуществляться в определенной последовательности. Автор предлагает использовать следующую последовательность:

- рассматривание игрушки, выделение название и характерного внешнего вида;

- выделение частей, деталей игрушки;

- знакомство со свойствами и качествами, материалами, из которых изготовлена игрушка (стекло, бумага, дерево, метал; стекло хрупкое, прозрачное, бьется; бумага мнется, рвется, размокает).

По словам О.Н. Яворской [9], рассматривание с детьми младшего дошкольного возраста образной игрушки сопровождается выделением отдельных частей игрушки, ее качеств и свойств, материалов, из которых она изготовлена. Отдельное внимание в работе стоит уделять действиям, которые характерны для предмета, воплощенного в игрушке, а также действиям с игрушкой. Образные игрушки можно рассматривать коллективно, а также использовать в качестве раздаточного материала на занятиях по развитию речи. В данном случае предлагается на основе тщательного сенсорного обследования каждым ребенком игрушек осуществлять сравнение, выделение противоположных качеств и свойств (твёрдый - мягкий, прозрачный -непрозрачный). Использование игрушки в качестве раздаточного материала позволяет организовать результативную деятельность ребенка с ней.

С целью обогащения словаря на занятиях по развитию речи могут использоваться различные виды образных игрушек: люди (фигурки детей, взрослых), средства передвижения, животные, птицы, овощи, фрукты, грибы, орудия труда и т.д. Особенное место в данной работе, принадлежит дидактически оборудованной кукле, которая одета в соответствующее платье, обувь, а также имеет дополнительные предметы: постель, посуда, мебель, орудия труда. Использование дидактической куклы позволяет педагогу активно и успешно организовать работу по закреплению и активизации бытового словаря. Рассматривая дидактическую куклу и сопутствующие ей предметы, дошкольники учатся использовать антонимы для обозначения величины, цвета (большой - маленький, длинный - короткий, светлый - темный). На таких НОД развивают понимание и навыки употребления детьми слов, выражающих видовые и родовые понятия, формируют умение использовать обобщающие слова. Данная работа сопровождается использованием загадок, песенок, стихов, с помощью которых обеспечивается мотивация и эмоциональность.

Раскрывая методику рассматривания с детьми образной игрушки, М. Осорина [6], считает необходимым особенное внимание уделять правильному пониманию детьми слов и их употреблению, расширению активного словаря детей. В процессе рассматривания педагог обращает внимание детей на вычленение качеств, свойств игрушки, их правильное обозначение соответствующими словами. С этой целью могут использоваться различные вопросы, например, Что можно делать совком? Для чего нужна лейка? Что делает кошка? Для того, чтобы научить детей выделять качества предмета, можно использовать прием сравнения. Например, сравнивая две куклы, педагог просит детей определить, «Чем куклы отличаются друг от друга?». Дошкольники рассматривают кукол, называют цвет и детали их одежды, цвет волос и т.п.

C.Л. Новоселова [5] выделяет определенные методические требования к процессу рассматривания образных игрушек с детьми младшего дошкольного возраста. К ним относятся:

- использование приемов, способствующих мотивации детей к рассматриванию игрушки: сюрпризность появления предметов, неожиданные исчезновения и поиск, игровые действия, игровые атрибуты и т.д.;

- сюжетный характер занятий;

- рассматривание деталей игрушки;

- многократное называние педагогом рассматриваемого предмета или его деталей;

- стимулирование активного подражания детей речевому образцу педагога;

- использование вопросов, которые предполагают ответ, выражающийся действием с игрушкой;

- формирование умений находить предмет по описанию педагога;

- стимулирование активных действий детей по обследованию игрушки (ощупывание, поглаживание, восприятие на слух и т.п.);

- сравнение игрушек по их внешнему виду;

- постепенное формирование целостного представления об игрушке, ее назначении, строении, материале.

Методика организации работы по обогащению словаря, согласно О.Э. Литвиновой [3], предполагает три последовательных этапа, на каждом из которых используются соответствующие методы и приемы работы с образной игрушкой.

1 этап: направлен на первоначальное знакомство детей с новыми словами. На данном этапе используются:

- знакомство с новым словом, привлечение внимания к нему, создание речевой ситуации;

- уточнение произношения слова.

2 этап: уточнение лексического значения слова:

- рассказ воспитателя;

- речевые упражнения, загадки;

- создание лексико-семантических объединений слов.

3 этап: активизация слова в связной речи:

- диалоги по материалам рассматривания игрушки;

- использование (загадок, пословиц, поговорок), игр, сюжетных постановок, действий с игрушкой.

Методические требования к процессу рассматривания образных игрушек, следующие использование

приемов, способствующих мотивации детей к рассматриванию игрушки, сюжетный характер занятий, многократное называние педагогом деталей игрушки, стимулирование подражания детей речевому образцу, использование вопросов, стимулирование действий обследованию игрушки, сравнение игрушек по их внешнему виду.

Выводы. Таким образом, наиболее оптимальным средством обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста является рассматривание образных игрушек, которое может быть организовано как с целью накопления содержания словаря детей, так и с целью закрепления и активизации словаря. Образные игрушки изображают неточные, уменьшенные копии людей, животных, разнообразных предметов окружающего мира. Рассматривание с детьми образной игрушки сопровождается выделением отдельных частей игрушки, ее качеств и свойств, материалов, из которых она изготовлена, характерных действий.

Литература:

1. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Младшая группа / Н.Ф. Губанова. - М.: Мозаика-синтез, 2014. - 144 с.

2. Иванченко Е.А. Обогащение словарного запаса детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром / Е.А. Иванченко // Дошкольное воспитание. - 2017, № 3. - С. 12-18.

3. Литвинова О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1 / О.Э. Литвинова. - СПб.: Детство-Пресс, 2016. - 128 с.

4. Лосева В. Игрушка в развитии ребёнка и игровая коррекция / В. Лосева, А. Луньков // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 1. - С. 28-31.

5. Новосёлова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей дет. садов / С.Л. Новоселова. - М.: Просвещение, 2012. - 152 с.

6. Осорина М. Психологическая концепция игрушки: какой предмет может стать игрушкой? / М. Осорина // Детсад со всех сторон. - 2014. - № 7-8. - С. 2-11.

7. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / О.С.Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Владос, 2010. - 561 с.

8. Флёрина Е.А. Игра и игрушка. Пособие для воспитателей детского сада. / Е.А. Флерина. - М.: Академия, 2013. - 381 с.

9. Яворская О.Н. Дидактические игры для занятий логопеда с детьми / О.Н. Яворская. - М.: Каро, 2016. - 702 с.

Педагогика

УДК 378.14

доктор педагогических наук, профессор Агибова Ирина Марковна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); кандидат физико-математических наук, доцент Беджанян Марита Альбертовна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук, доцент Федина Ольга Викторовна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ

УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ

Аннотация. В статье рассматривается опыт применения интерактивных методов обучения на практических занятиях направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, направленность (профиль) «Математика, Физика» по дисциплине «Методика обучения физике в средней общеобразовательной школе». Авторами разработаны и апробированы методические материалы для проведения занятий. В качестве примера представлено итоговое занятие в виде «деловой игры», на котором студент проводит урок, а группа выступает в роли класса. Приведена структура занятия, разработаны анкеты для анализа и самоанализа, как отдельных элементов, так и урока в целом. Разработанные материалы могут быть использованы в высших учебных заведениях при подготовке учителя математики и физики.

Ключевые слова: подготовка учителей математики и физики, интерактивное обучение, деловая игра, технологическая карта урока, анализ урока.

Annotation. The article considers the experience of using interactive teaching methods in practical classes of the specialization 44.03.05 Pedagogical education, profile "Mathematical and physical education" on the discipline "Methods of teaching physics in secondary schools". The authors developed and tested methodological materials for conducting classes. As an example, the final lesson is presented in the form of a "business game", where the student conducts a lesson, and the group acts as a class. The structure of the lesson is given, questionnaires are developed for

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.