Научная статья на тему 'Использование картин и игрушек в детском саду как средства развития связной речи детей'

Использование картин и игрушек в детском саду как средства развития связной речи детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2298
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИК / МЕТОДЫ / ПРИЁМЫ / СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / СРЕДСТВА / METHODS / MONOLOGUE SPEECH / PRESCHOOLER / TECHNIQUES / TOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шушляева Кристина Николаевна

В статье раскрывается понятие связной речи с точки зрения нескольких ученых. Рассматривается развитие связной речи в разные периоды дошкольного детства ребенка. Отмечается усложнение методов и приемов обучения рассказыванию детей с использованием в педагогическом процессе картин и игрушек в качестве средств обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шушляева Кристина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using paintings and toys in kindergarten as a means of development of coherent speech monologue children

The article deals with the concept of coherent speech from the perspective of a few scientists. We consider the development of connected monologues in different periods of the preschool child. There complication of methods and techniques of training telling the children, using the pedagogical process the pictures and toys as a means of learning.

Текст научной работы на тему «Использование картин и игрушек в детском саду как средства развития связной речи детей»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шушляева К. Н. Использование картин и игрушек в детском саду как средства развития связной речи детей // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 27. - ART 75368. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75368.htm. -ISSN 2304-120X.

ART 75368

УДК 372.3

Шушляева Кристина Николаевна,

студентка ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров kristina.shushlvaeva.00@mail.ru

Использование картин и игрушек в детском саду как средства развития связной речи детей

Аннотация. В статье раскрывается понятие связной речи с точки зрения нескольких ученых. Рассматривается развитие связной речи в разные периоды дошкольного детства ребенка. Отмечается усложнение методов и приемов обучения рассказыванию детей с использованием в педагогическом процессе картин и игрушек в качестве средств обучения.

Ключевые слова: связная речь, дошкольник, методы, приемы, средства.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В ФГОС ДО в направлении «Речевое развитие» ставится задача развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи детей. Работа над реализацией этой задачи ведется постепенно, в каждой возрастной группе, начиная с самых маленьких, проявляются элементы усложнения и расширения знаний в области развития речи ребенка.

Изучением развития речи детей-дошкольников занимались С. Л. Рубинштейн, А. А. Леонтьев, М. М. Алексеева, Л. П. Якубинский, А. Р. Лурия, В. И. Яшина и др. В своих работах они по-разному рассматривают понятие монологической речи [1-3, 5, 7].

С. Л. Рубинштейн отмечает, что монологической речью можно назвать умение связного построения мысли, раскрытие смысла передаваемого в целостном речевом тексте, понятном даже для постороннего слушателя [5].

Похожей позиции придерживается А. А. Леонтьев, считая, что монологическая речь есть продукт организованной деятельности, при которой говорящий продумывает не только отдельные высказывания, но и весь монолог как единое целое [2].

Таким образом, авторы рассматривают монологическую речь как целостное построение высказывания, сложностью которого является обдумывание каждого элемента построения рассказа, мобилизация слов.

А. А. Леонтьев отмечает, что связная монологическая речь выполняет такие коммуникативные функции, как:

- информативная - донести новую информацию до слушателя,

- воздейственная - воздействует на слушателя при помощи вербальных средств, убеждая в правильности своего высказывания,

- эмоционально-оценочная - выражение своих чувств, эмоциональных переживаний, выражение отношения к тому, о чем говорит [2].

Реализация каждой из них способствует успешному донесению необходимой информации до слушателя, выражая при этом эмоциональную составляющую монолога, и повествование своих собственных суждений по данному вопросу. Это обеспечит уверенность при построении мысли, поможет раскрытию существенно важного в высказывании.

В детском саду над формированием связной речи детей работают педагоги, используя множество средств. Д. Н. Ушаков рассматривает средства как «орудие,

1

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шушляева К. Н. Использование картин и игрушек в детском саду как средства развития связной речи детей // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 27. - ART 75368. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75368.htm. -ISSN 2304-120X.

устройство, приспособление или совокупность их, необходимые для осуществления какой-либо деятельности» [6, с. 465].

Одним из «орудиев» можно считать использование игрушек в педагогическом процессе.

В младшем дошкольном возрасте педагоги учат детей сосредоточиваться на одной игрушке. В специально организованной образовательной деятельности воспитатель знакомит детей с новой игрушкой. Обыграть процесс появления игрушки очень просто, можно использовать сюрпризный момент, например, педагог вносит коробку или сумку с лежащей в ней игрушкой. Педагог интересуется у детей: «Как вы думаете, что лежит в этой коробке?». Дети высказывают свои предположения, а педагог открывает коробку и достает игрушку. Но возможен и другой вариант, когда игрушка приходит к детям в гости на чай, поиграть или просто познакомиться. Тогда педагог проводит дидактические игры или упражнения на знакомство, тем самым повышая речевую активность детей, прежде всего диалогическое взаимодействие. Для развития речи детей, педагог может предложить игру «Напоим куклу Катю чаем». Кукла Катя пришла в гости к ребятам. Педагог предлагает детям напоить куклу Катю чаем:

- Ребята, давайте напоим куклу Катю вкусным чаем?

- Давайте!

- Для этого нам нужно накрыть на стол. Ирина, принеси нашу расписную скатерть. А какая посуда нам понадобится?

- Кружки, ложки, тарелки.

- Правильно. Вика, принеси кружки, из них мы будем пить чай.

- А для чего нам нужны ложки?

- Размешивать сахар, есть варенье.

- Правильно. Ирина, принеси ложки положи на стол.

- А это что такое у нас стоит?

- Чайник.

- В чайнике мы будем кипятить воду.

- Но для приготовления чая еще нужна заварка. Ребята, смотрите, какая у меня есть заварка. Какие маленькие чаинки. Сейчас положим чаинки в чайник. Вика, помоги мне поставить чайник на плиту. А что нужно добавить в кружку, чтобы чай стал сладким?

- Сахар.

- Правильно, Вика, нужно добавить сахар. Где у нас стоит сахарница?

- На столе

- Ребята, берите ложки и насыпайте сахар в кружки.

- А чем мы будем угощать нашу гостью?

- Конфетами.

- Несите конфетницу с конфетами, поставим ее на стол.

- Чайник вскипятился, можно наливать чай. Угощайся, кукла Катя вкусным чаем, сладкими конфетами.

После этого педагог от имени куклы Кати благодарит детей за гостеприимство и за угощение.

Возможно рассматривание игрушек в группе, тогда с помощью вопросов педагога: «Какая игрушка нравится тебе больше всего? Как она выглядит?» и т. п., дети составляют высказывания из 2-3 предложений. Например,

- Это зайчик. Белый зайчик. Зайчик добрый, хороший.

В последующем дети могут составлять описание предмета с помощью сказанного педагогом начала предложения. Например,

2

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шушляева К. Н. Использование картин и игрушек в детском саду как средства развития связной речи детей // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 27. - ART 75368. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75368.htm. -ISSN 2304-120X.

Сегодня в гости к нам прискакал зайчик. Какой зайчик?

- Белый, пушистый, ласковый.

- Давайте назовем его ласково?

- Заинька, зайчишка, зайка.

Затем педагог предлагает рассказать про него всем вместе. Педагог говорит:

- Это...(зайка). Он... (маленький, пушистый. Зайка любит... (морковку).

После этого можно предложить кому-то из детей рассказать про зайку. Дети

обычно в своем рассказе используют те выражения, которые слышали. Поэтому педагог побуждает детей использовать новые слова вопросами:

- А какой еще зайчик? А что еще он любит? и т. д.

В среднем дошкольном возрасте детей учат самостоятельному описанию игрушек и составлению рассказа о них. Необходимо научить детей правильной логике описания. Для этого на начальных этапах распространенным средством связи предложений является повтор [1]. Например,

- Это зайчик. Зайчик маленький. У зайчика белая шерстка. Шерстка мягкая, пушистая.

Позже можно научить детей составлять рассказ по образцу («Скажи, как я», «Скажи, как Петрушка»). Петрушка и ребенок получают одинаковые по наименованию игрушки, но с разными признаками, например, один зайчик большой белый, а другой зайчик маленький серый. Петрушка говорит:

- У меня зайчик маленький и серый.

Ребенок:

- У меня тоже зайчик, но большой белый.

Петрушка:

- У моего зайчика хвостик маленький пушистый.

Ребенок: «У моего зайчика тоже хвостик маленький пушистый» и т. д.

Затем можно усложнить задачу, поменяв игрушки на разные по содержанию:

Петрушка:

- У меня большая красная машина.

Ребенок:

-У меня маленькая кукла Катя.

Петрушка:

- У машины большие двери, круглые черные колеса.

Ребенок:

- У куклы Кати темные волосы, синие глаза, маленькие красные губы.

Когда дети научились описывать игрушку с помощью взрослого, нужно предоставить им возможность описать самостоятельно одну из понравившихся игрушек в группе. Очень важно сформировать у детей представление о структуре высказывания (начало, середина, конец). [1]. Сначала педагог знакомит детей с тем, что рассказ можно начинать по-разному, предлагает подходящие слова («Как-то раз...», «Однажды», «Весной.», «Собрались» и т. д.). Затем педагог помогает детям развивать сюжет, вставляя в предложения слова-связки (вдруг, тогда) и глаголы (пришел, позвал, стали они.), учит включать диалог героев (спросил - ответил) и описание внешних признаков действующих лиц. Окончание рассказа дети продумывают сами, предлагая разные варианты исхода событий. Также используются ситуации активизирующего общения, дидактические игры, ситуации письменной речи.

Ситуация письменной речи представляет собой записывание за ребенком. Можно предложить ребенку написать письмо Деду Морозу, ребенок будет говорить, а педагог записывать. Можно уточнять у ребенка: «Я записала вот так. Ты ведь это

3

о

Huem

научно-методический электронный >курнал

ISSN 2304-12QX

Шушляева К. Н. Использование картин и игрушек в детском саду как средства развития связной речи детей // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 27. - ART 75368. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75368.htm. -ISSN 2304-120X.

говорил?» В конце составления письма, обязательно нужно прочесть ребенку все, что записал воспитатель. Это будет являться итогом всей работы.

Основным приемом обучения является образец, который дается воспитателем после рассматривания. В качестве примера можно привести образец рассказа «В лесу»:

- Вера и Петя пошли в лес. Там они нашли много грибов и ягод. Вера собирала ягоды, а Петя - грибы. Ребята увидели, что через дорогу пробегает зайчик. Зайчик был большой, серый. Дети обрадовались неожиданной встрече. Вера и Петя набрали полные корзинки грибов и ягод и начали собираться домой. Ребята были довольны дарами леса.

Кроме того, в среднем дошкольном возрасте дети учатся составлять загадки по образцу воспитателя, но прежде все игрушки рассматриваются. Педагог говорит:

- Большой и сильный, любит ягоды, зимой ложится в спячку. Кто это?

Дети отгадывают и придумывают свою загадку, например:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Маленькая, рыжая, лазает по деревьям, любит орешки.

В старшем дошкольном возрасте умению описывать игрушки предъявляются более высокие требования. Ребенок должен уметь описывать игрушку достаточно полно, логично, без повторов, не допуская пропуски существенных признаков. Дети составляют повествовательные рассказы уже по набору игрушек. Они сами определяют тему и развивают сюжет [1]. Если на занятии используются игрушки зайца и двух медведей, то дети могут составить такой рассказ:

- Медвежонок Миша и зайчик Степашка встретились как-то раз случайно на лесной полянке, рядом с которой жил Степашка. Они познакомились, и Степашка предложил Мише поиграть с ним в его резиновый мяч. Сначала они кидали мяч друг другу и ловили. Лучше всего мяч ловил Степашка. Но Миша не расстраивался, потому что им было весело вместе проводить время. Тем временем на улице темнело. Зайка предложил медвежонку проводить его домой. Дома мама Миши напоила ребят ароматным ягодным чаем и угостила вкусным печеньем. После чаепития зайка поблагодарил маму Миши за вкусное угощение, попрощался и поскакал к себе домой.

Овладевая операциями синтеза, сравнения, обобщения, дети могут самостоятельно делать выводы. Дошкольники учатся составлять загадки, но более сложные по своему содержанию. Например,

Круглый как арбуз,

Колючий, но не кактус,

Маленький, но не крот (Ёж)

В подготовительной к школе группе при рассматривании на занятии игрушки животных дети составляют рассказ, описывая не только внешние признаки, но и полезность, образ жизни [1]. При рассмотрении ежа дети могут сказать:

- У ежа есть серо-черные иголки, поэтому его называют колючим. Брюшко у ежа розовое. Щелки красные, будто он только пришел с прогулки по осеннему лесу. Язычок маленький. Гпазки крошечные черные. На шее у ежа атласная синяя лента, завязанная бантиком. Сам ежик изготовлен из переливающегося плюша.

Также можно предложить детям составить рассказ о любимой игрушке, которая есть у них дома. Один ребенок рассказывает про игрушку, не называя ее, а остальные пытаются ее отгадать.

Таким образом, использование игр занятий по описанию игрушек способствует тому, что дети учатся находить существенные признаки предметов, описывать их сначала с помощью педагога, а затем самостоятельно, продумывая структуру рассказа.

4

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шушляева К. Н. Использование картин и игрушек в детском саду как средства развития связной речи детей // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 27. - ART 75368. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75368.htm. -ISSN 2304-120X.

Еще одним распространенным средством развития монологической речи детей являются картины и картинки, которые могут широко использоваться как в специально организованной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности детей.

Картинка представляет собой изображение предметов, явлений, объектов, их взаимодействие. Она может быть как предметной, так и сюжетной. Примерами картинок могут быть книжные иллюстрации, отдельные рисунки, изображения на открытках и т. д. Картина рассматривается как произведение искусства, чаще всего живописи. Примерами могут служить: «Золотая осень» И. И. Левитана, «Девятый вал» И. К. Айвазовского, «Цветы и плоды» И. Т. Хруцкого, «Лес вечером» И. И. Шишкина и т. д.

В младшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется обучению детей воспринимать содержание картины, правильно называть изображенные на ней предметы, проговаривая их свойства, качества, действия, составлять на этой основе описание [1]. Главная задача педагога - вызвать у детей эмоциональный отклик. Выбираются реалистичные произведения искусства, чтобы детям было понятно их содержание. Педагог может внести картину в группу, сказав, что это подарок от лесных жителей. Также педагог может сказать детям, что к ним в гости пришел, например, ежик. Ежик:

- Здравствуйте, ребята! Я пришел далеко из леса к вам за помощью. Моя сестра живет далеко, она послала мне в подарок на Новый год картину. Но, к сожалению, в последнее время зрение у меня совсем испортилось. Ничего не ви-жу...Ребята, расскажите, пожалуйста, что изображено на картине?

Дети не откажут в помощи ежику. Ежик договаривается с детьми о том, что он будет писать письмо, а дети составлять рассказ по картине при помощи вопросов педагога. Беседа является самым главным методом при рассматривании картин в этом возрасте. Для рассматривания картины «Утро» Б. М. Кустодиева, можно предложить такое содержание беседы:

- Кого вы видите на картине?

- Маму, малыша.

- Какой ребенок?

- Маленький.

- А мама какая?

- Добрая.

- Что делает мама?

- Купает, держит малыша, играет с ним.

- А что делает малыш?

- Сидит, играет с водой.

Можно предложить ребенку представить себя персонажем рассматриваемой картины и попросить его составить рассказ.

В среднем дошкольном возрасте педагог проводит беседы по сюжетным картинам. В начале беседы дети рассматривают картину, затем воспитатель показывает образец описания картины, дети повторяют сказанное педагогом, а потом рассказывают самостоятельно, внося свои дополнения, они могут быть оценкой данного произведения, выражением отношения ребенка к данной картине. Беседа заканчивается либо обобщением самого педагога, либо предложением детям сделать вывод самостоятельно [1, 2]. Если рассматривать натюрморт И. Машкова «Яблоки и рябина», ребенок может сказать:

5

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шушляева К. Н. Использование картин и игрушек в детском саду как средства развития связной речи детей // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 27. - ART 75368. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75368.htm. -ISSN 2304-120X.

- Мне нравится картина. Больше всего мне нравится рябина. Она красная». В этом будет содержаться самостоятельное дополнение ребенка.

В этом возрасте можно использовать на занятии вместе картины и игрушки. Рассматривая картину «Ежи» П. С. Меньшиковой, дети могут сравнить ежа как персонажа картины с игрушкой. Педагог задает вопросы о внешних признаках ежа, потом может спросить:

- А можем мы потрогать ежа на картине? Можем ли мы взять его на руки? Вместе с детьми педагог делает вывод о том, что на ежа на картине можно только смотреть, а ежа-игрушку можно потрогать, поиграть с ней. Обращается внимание детей на то, что ежик-игрушка совсем не колючий.

В старшем дошкольном возрасте ставится задача не только понимания содержания картины, но и умение связно, последовательно описывать персонажей, их взаимоотношения, окружающие их предметы, использовать в высказываниях разнообразные языковые средства. Ребенок самостоятельно составляют рассказ, оценивают его, по необходимости изменяет и дополняет его. Педагог использует в своей работе рассматривание картины, вопросы, речевой образец, обсуждение последовательности рассказывания, творческие задания [1]. Рассматривая на занятии картину «Зимние развлечения» О. И. Соловьева ребенок может составить рассказ:

- На картине изображен зимний день. Ярко светит солнце. Ребята из детского сада вышли на прогулку для того, чтобы подышать свежим воздухом, поиграть. Каждый нашел себе занятие по душе. Вика и Катя лепят снеговика. Недалеко Дима и Саша катаются с горки на санках. Взрослые пошли в лес, чтобы покататься на лыжах по лесной лыжне. И взрослые, и дети одеты в теплую, удобную одежду. Дети радуются солнечному, морозному деньку, веселятся.

Большое значение в старшем дошкольном возрасте уделяют рассказыванию по серии картин (не менее трех). Дети учатся, описывая каждую из картин, составлять один сюжет, выделяя при этом начало, середину и конец рассказа. Педагог вместе с детьми рассматривает картинки, он может начать рассказ об одной картинке, дети продолжают, также педагог может использовать указания, кто будет начинать рассказ, о чем рассказать сначала, рассказать последовательность раскрытия сюжета. Для этого можно использовать серии картинок Н. Э. Радлова «Как еж натаскал сразу на ползимы яблок», «Что случилось?», «Умная рыба», «Умный еж» и др. [7]. Они заинтересуют детей яркостью использованных красок и оригинальностью сюжета. Рассматривая серию картинок «Как еж натаскал сразу на ползимы яблок», педагог может задавать вопросы по ее содержанию:

- Что мы видим на первой картинке?

- На картине мы видим яблони. На них поспели красные яблоки. Еж собирает яблоки кучками, чтобы не потерять ни одного.

- Что мы видим на второй картине?

- На второй картине еж лезет на дерево Под деревом остается лежать груда яблок.

- Что мы видим на третьей картине?

- Еж падает спиной вниз, подцепляя яблоки на иголки. Все яблоки остались на спине у ежа.

- Что мы видим на последней картинке?

- Довольный ежик понес яблоки на спине к себе в норку.

Можно использовать коллективное рассказывание по серии сюжетных картин, когда первая картина открыта, а две остальные закрыты. Дети дают описание первой, затем придумывают сюжет для второй и третьей, в конце дают название всей

6

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шушляева К. Н. Использование картин и игрушек в детском саду как средства развития связной речи детей // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 27. - ART 75368. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75368.htm. -ISSN 2304-120X.

серии картин [1]. Используя на занятии серии картин для детского сада «Девочка и еж» ребята могут дать описание сначала первой картине:

- В солнечный летний день девочка Аня обирала яблоки в саду. Яблоки покраснели на солнце и заметно выросли. Девочка складывала их в большую корзинку, которую принесла с собой.

Затем педагог открывает вторую картину, дети продолжают описывать:

- Аня набрала целую корзину красных спелых яблок. Вдруг рядом с корзинкой появился маленький ежик. Наверное, он тоже пришел за урожаем!»

Педагог открывает третью картину.

- Когда Аня тянулась за яблоком и отвернулась, ежик подобрался к корзинке поближе и как толкнет ее. Все яблоки посыпались прямо ему на спину. Иголки проткнули фрукты, а ежик побежал в лес.

Дети описывают последнюю картину:

- Аня поворачивается, а корзина пустая! С недоумением на лице, Аня произносит: «Куда делись яблоки?»

Педагог спрашивает детей:

- Как можно назвать эту серию картин?»

Дети предлагают варианты:

- «Яблоки-невидимки», «Кто украл наши яблоки?», «Похищение», «Девочка и еж», «Неожиданная встреча» и т. д.

Выбирая самый удачный вариант, дети решают, как будет называться эта серия.

В старшем дошкольном возрасте на занятиях используют игрушки и картины. Дети отвечают на вопросы более активно, сами смогут найти отличия и сходства предмета, изображенного на картине и игрушки того же наименования.

В подготовительной к школе группе отводится большое место для творчества детей. Им предлагается рассматривание картин наряду выполнением творческих заданий. Дети придумывают творческие рассказы-повествования по уже знакомым им сюжетам картин. Им предлагается придумать, например, то, что могло случиться до того, как Таня пришла в детский сад (картина О. И. Соловьева «Новенькая») [1]. Дети могут предложить такой вариант рассказа:

- Девочка Таня жила недалеко от детского садика. Она часто слышала доносившийся смех и крики детей. Однажды ей стало интересно, что такое «детский сад». Таня спросила об этом у мамы. Мама ответила: «В детский сад дети ходят, чтобы играть с другими ребятами. За ними присматривают воспитатели» Таня сказала: «Мама, я тоже хочу ходить в детский сад, я найду себе там много разных друзей и буду с ними играть» На следующий день Таня первый раз пришла в детский сад. Ребята были рады пополнению в их группе, они стали показывать Тане игрушки.

Таким образом, рассказывание по картинам широко используется на занятиях по развитию речи детей. Благодаря этому дети учатся воспринимать сюжет картины, выделять персонажей, описывать их свойства, внешние признаки, поступки. В дальнейшем ребенок уже самостоятельно может сочинять рассказ по картине, активно используя при этом языковые средства выразительности.

Таким образом, рассматривая развитие связной речи детей, нами были представлены некоторые средства, помогающие решить данную задачу: игрушки и картины. Использование данных средств в процессе специально организованного обучения и в повседневной жизни дает ребенку возможность научиться строить свои высказывания правильно, используя средства выразительности речи; способствует развитию умения высказывать свои мысли последовательно, грамотно их заканчи-

7

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шушляева К. Н. Использование картин и игрушек в детском саду как средства развития связной речи детей // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 27. - ART 75368. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75368.htm. -ISSN 2304-120X.

вая. Овладение родным языком, развитие речи является одной из самых важных задач, решаемых в дошкольном детстве.

Ссылки на источники

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. - М.: Изд. центр «Академия», 1998. - 273 с.

2. Леонтьев А. А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности. - М.: Изд-во «Лабиринт», 1974. - 259 с.

3. Лурия А. Р. Язык и сознание. - М.: Изд. центр «Академия»,1979. - 384 с.

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 720 с.

5. Якубинский Л. П. О диалогической речи // Избранные работы. Язык и его функционирование. -М.: Наука,1986. - 317 с.

6. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. - М.: Государственный институт «Советская энциклопедия»; Гос. изд-во иностр. и нац. слов, 1940. - Т. IV. - 832 с.

7. Радлов Н. Э. Рассказы в картинках: для чтения взрослыми детям. - М.: Мелик-Пашаев, 2010. - 56 с.

Kristina Shushlyaeva,

Student, Vyatka State University of Humanities, Kirov kristina.shushlvaeva.00@mail.ru

Using paintings and toys in kindergarten as a means of development of coherent speech monologue children

Abstract. The article deals with the concept of coherent speech from the perspective of a few scientists. We consider the development of connected monologues in different periods of the preschool child. There complication of methods and techniques of training telling the children, using the pedagogical process the pictures and toys as a means of learning.

Key words: monologue speech, preschooler, methods, techniques, tools.

Рекомендовано к публикации:

Савиновой С. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию 03.11.15 Получена положительная рецензия 05.11.15

Received Received a positive review

Принята к публикации 05.11.15 Опубликована 11.11.15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Accepted for publication Published

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Шушляева К. Н., 2015

ISSN гэы-шх

www.e-koncept.ru

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.