Научная статья на тему 'Особенности повествовательных рассказов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня'

Особенности повествовательных рассказов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2872
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
ДИАГНОСТИКА / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ / ОСОБЕННОСТИ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ / DIAGNOSTICS / GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH / COHERENT SPEECH / NARRATIVE STATEMENT / PECULIARITIES OF NARRATIVE UTTERANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Филютина Татьяна Николаевна, Федорова Надежда Сергеевна

Умение сформулировать свою мысль и оформить ее в речевом плане – важная характеристика личности. Связная речь начинает формироваться в дошкольном возрасте, но при общем недоразвитии речи наблюдается ряд особенностей в повествовательном высказывании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Филютина Татьяна Николаевна, Федорова Надежда Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности повествовательных рассказов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня»

Филютина Т. Н., Федорова Н. С. Особенности повествовательных рассказов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2018. - № 9 (сентябрь). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/182024.htm.

ART 182024 DOI 10.24422/МС1Т0.2018.9.16662 УДК 159.922.762

Филютина Татьяна Николаевна,

кандидат педагогических наук, профессор кафедры коррекционной педа гогики и специальной психологии ФГБОУ ВО «Шадринский государствен ный педагогический университет», г. Шадринск filyutina1960@mail.ru

Федорова Надежда Сергеевна,

студентка ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск nadia-sport9@mail.ru

Особенности повествовательных рассказов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Аннотация. Умение сформулировать свою мысль и оформить ее в речевом плане - важная характеристика личности. Связная речь начинает формироваться в дошкольном возрасте, но при общем недоразвитии речи наблюдается ряд особенностей в повествовательном высказывании.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, связная речь, повествовательное высказывание, диагностика, особенности повествовательного высказывания. Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

В контексте современных представлений о развитии образования в России, обозначенных в послании президента В. В. Путина к Федеральному собранию 1 марта 2018 г. поставлена следующая задача: «Современное качественное образование должно быть доступно для каждого ребенка. Равные образовательные возможности -мощный ресурс для развития страны и обеспечения социальной справедливости». Президент подчеркнул, что надо переходить к прицельно новым, в том числе индивидуальным технологиям обучения, уже с ранних лет прививать готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде, что очень важно в современном мире, навыкам жизни в цифровую эпоху [1].

Решение данных задач актуально для интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. В последние годы наблюдается тенденция к значительному росту числа детей с речевыми нарушениями. Среди них наиболее распространенным является общее недоразвитие речи (ОНР). Основной контингент дошкольников в группах с ОНР имеет III уровень речевого развития.

На сегодняшний день в области специального образования одной из основных задач коррекционно-развивающего обучения является развитие связной речи у дошкольников 5-7 лет с общим речевым недоразвитием. Это обусловлено прежде всего её социальной значимостью и ролью в формировании личности ребенка с речевыми нарушениями. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.

Лингвистические исследования показывают, что построение цельного и связного текста повествовательного типа требует от ребенка овладения рядом языковых умений: строить высказывание в соответствии с темой и основной мыслью; соблюдать структуру текста; соединять предложения и части высказывания с помощью различных типов связей и разнообразных средств; отбирать адекватные лексические и грамматические средства.

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Филютина Т. Н., Федорова Н. С. Особенности повествовательных рассказов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2018. - № 9 (сентябрь). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/182024.htm.

Проблемы обучения детей дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов в детском саду разрабатывались М. М. Алексеевой [2], Е. О. Смирновой [3].

Однако теоретический анализ литературы и опыта работы логопедов выявил противоречие между высоким уровнем теоретического осмысления проблемы и недостаточным учетом в коррекционной практике особенностей повествовательных высказываний и рассказов детей.

С учетом выявленного противоречия был сделан выбор темы исследования: «Развитие связного повествовательного высказывания у детей с ОНР».

Объект исследования - повествовательные высказывания и рассказы детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - особенности развития повествовательного высказывания и рассказов детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что дети старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня будут демонстрировать разные уровни выполнения диагностических заданий по повествовательному высказыванию.

Цель исследования - выявить особенности повествовательных высказываний у старших дошкольников с ОНР III уровня.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой нами были определены задачи исследования:

1. Проанализировать теоретические основы развития и коррекции повествовательных высказываний и рассказов у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.

2. Выявить особенности повествовательного рассказа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

3. Смоделировать коррекционную программу по формированию связной повествовательной речи у старших дошкольников с ОНР.

Цель констатирующего эксперимента заключается в диагностике умений детей составлять предложения по отдельным ситуационным картинкам, умений пересказывать короткий текст, составлять рассказ по серии сюжетных картинок, сочинять рассказ на основе личного опыта, сочинять описательный рассказ и выделении особенностей связной речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста.

В целях комплексного исследования связной речи детей используется серия заданий, которая включает пять вариантов заданий (В. П. Глухов) [4]:

1. Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам («картинки-действия» по терминологии Л. С. Цветковой).

2. Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа).

3. Составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок.

4. Сочинение рассказа из личного опыта.

5. Составление рассказа-описания.

Результаты выполнения пяти серий заданий на составление отдельных повествовательных высказываний фиксировались в протоколах обследования, примеры из которых будут представлены в статье.

Задание 1: составление предложений по отдельным ситуационным картинкам.

Цель - определение способности ребенка к составлению адекватного законченного высказывания на уровне фразы (по изображенному на картинке действию). Ему предлагается поочередно пять картинок следующего примерного содержания: 1 ) дети переходят дорогу по пешеходному переходу; 2) девочка катается на велосипеде; 3) бабушка с внучкой собирают грибы; 4) дети загорают на пляже; 5) дети купаются в речке.

Филютина Т. Н., Федорова Н. С. Особенности повествовательных рассказов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2018. - № 9 (сентябрь). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/182024.htm.

картинки ребенку задается вопрос-инструкция: «Скажи, что здесь нарисовано». При отсутствии разового ответа задается второй вопрос, указывающий на изображаемое действие: «Что делает мальчик/девочка?» В результате анализа ответов детей выявлены особенности:

- составление фраз-высказываний подменяется простым перечислением изображенных действий: Родион - купаются; Кирилл - загорают, купаются;

- для составления фразы требуется дополнительный вопрос, указывающий на выполняемое действие;

- характерно наличие пауз с поиском нужного слова;

- пропуски денотатов - значимых смысловых звеньев речевого высказывания, что может быть связано с нарушением операций смыслового программирования: Вика - на пляже; Кирилл - велосипед кататься; Глеб - они на пляже.

- отмечаются нарушения в грамматическом оформлении высказываний: Родион - велосипед кататься;

- ошибки в употреблении словоформ, нарушающие связь слов в предложении: Вика - Море. Там течение уносит. И девочка не умела плавать;

- нарушения нормативного порядка слов в предложении: Родион - отдыхают они; Вика - Море. Там течение уносит. И девочка не умела плавать.

За правильное выполнение задания по одной картинке ставился один балл. По результатам оценок мы вывели средний балл по каждому ребенку, что отразили в табл. 1.

Таблица 1

Распределение испытуемых по уровням при выполнении задания

«Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам»

Уровень выполнения задания Абсолютное значение среднего балла %

I (удовлетворительный) Алиса - 4,8; Костя - 4,8; Полина - 4,6; Дима - 4,6 44

II (средний) Вика - 4,2; Егор - 4; Глеб - 3,6 33

III (недостаточный) Кирилл - 2,6 11

IV (низкий) Родион - 2,4 11

Задание не выполнено - -

Из таблицы видно:

- испытуемых распределили по четырем уровням, от удовлетворительного до низкого;

- 44% испытуемых демонстрируют удовлетворительный уровень выполнения задания. Ответы испытуемых демонстрируют грамматически правильно построенные фразы, адекватные по смыслу содержанию картинки;

- 33% испытуемых во фразах имеют один из перечисленных недостатков: неправильное употребление грамматической формы слова; нарушение нормативного порядка слов, длительные паузы;

- 11% - недостаточный уровень, демонстрируют ряд недостатков информативности и лексико-грамматического структурирования фразы;

- 11% - низкий уровень. Высказывание составлено с помощью дополнительного вопроса и указывает на выполняемое субъектом действие.

Таким образом, дети, отнесенные к последним уровням после выполнения задания по составлению предложений, нуждаются в коррекционной работе, чтобы перейти от однословных предложений к двусоставным предложениям.

Задание 2: пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Бишка». Результаты обследования представлены в табл. 2.

Из протокола видно, что для пересказов характерны бедность и однообразие средств фразовой речи: короткие фразы, недостаточное употребление осложненных

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

При предъявлении каждой

ниегп

issn 2304-i20x Филютина Т. Н., Федорова Н. С. Особенности повествовательных рассказов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2018. - № 9 (сентябрь). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/182024.htm.

научно-методический электронный журнал

и сложных предложений; ошибки в построении предложений, неправильное оформление связи и пропуски слов, ошибки в употреблении глагольных форм, пропуски глаголов, лексические затруднения.

Глеб: «Я дом стерегу, по ночам не сплю. Я на охоту хожу. Волков, воров пугаю и зайку охраняю» - 2 б. (отмечается нарушение связного воспроизведения, полно представлена 2-я часть текста).

Полина: «Хозяин предложил прочитать книжку. <... > понюхала и прочитала. Буду волков пугать, уточек ловить, зайчика охранять» - 2 б. (три предложения. Смысловая ошибка).

На основе анализа рассказов детей мы распределили их по пяти уровням выполнения задания - от хорошего уровня до уровня «задание не выполнено» - и отразили это в табл. 2.

Таблица 2

Распределение испытуемых по уровням при выполнении задания «Пересказ рассказа К. Д. Ушинского "Бишка"»

Уровень выполнения задания Абс. значение %

I (хороший) 4 б. 3 33

II (удовлетворительный ) 3 б. 1 11

III (недостаточный) 2 б. 2 22

IV (низкий) 1 б. - -

Задание не выполнено 3 33

Из таблицы видно, что пересказ более сложное для детей задание и 33% с ним не справились даже при помощи наводящих вопросов. Кирилл и Родион не могли сосредоточиться на 2-м задании (Кирилл промолчал и отвечал на заданные вопросы, повторяя ответы за экспериментатором. Родион повторял: «Я запутаюсь как-то. Я запутаюсь»).

Задание 3: составление рассказа по серии картинок из альбома Т. Н. Волковской [5].

1-я картинка: бездомная собачка сидит на улице под дождем, грустит.

2-я картинка: к ней подходят мама и дочка. Девочка присела и хочет ее погладить.

3-я картинка: Собачку забрали в дом, покормили молоком. Она веселая.

Таблица 3

Распределение испытуемых по уровням при выполнении задания «Составление рассказа по серии картинок»

Уровень выполнения задания Абс. значение %

I (хороший) 2 22

II (удовлетворительный ) 3 33

III (недостаточный) — —

IV (низкий) 4 44

Задание не выполнено - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из таблицы видно:

- рассказы 44% испытуемых, отнесенных к низкому уровню, составляли рассказ с помощью наводящих вопросов. Связность нарушена. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках, то есть дети стремятся к отображению картинки односоставным и двусоставным предложениями.

Например, Егор: «Собачка посе... Девочки пришли и домой завели». 4-й уровень выполнения задания низкий - 1 б., трудности при объяснении, что ребенок видит на картинке. Смотрит на картинку и молчит. Отвечает на вопросы коротко. Правильно составил предложения только по последней картинке, но взрослую женщину и девочку назвал девочками;

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Филютина Т. Н., Федорова Н. С. Особенности повествовательных рассказов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2018. - № 9 (сентябрь). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/182024.htm.

- рассказы 33% испытуемых отнесены к удовлетворительному уровню. Например, Полина: «Собачка... выгнали из дома и она расстроилась. И пошел дождь. Потом девочка и девочка увидели. Девочка другая погладила и понесла собачку себе домой. Налили молока две дочки. И собачка попила, и она была радостная, и улыбалась». Полина не дифференцировала взрослую женщину и девочку. Сначала назвала их девочками, потом дочками. В предложениях и между предложениями нарушена связность, наличие пауз. 2-й уровень удовлетворительный - 3 б. Нерезко выраженные нарушения связности;

- рассказы 22% испытуемых отнесены к хорошему уровню. Они составляли рассказ самостоятельно, не нарушали структуру повествования. По каждой картинке составлялось примерно по два предложения. В рассказе достаточное количество глаголов. Например, Алиса: «Собачка под дождем грустит. Думает, когда же у нее же будет дом и хозяин. А девочка и мама гуляли под дождем с зонтиком и нашли собачку. И решили они ее поласкать и забрать домой. Пусть она у них живет». 1-й уровень выполнения задания хороший - 4 б. Рассказ последовательно передаёт события и связь между ними, построен в соответствии с грамматическими нормами языка. Рассказ из пяти предложений. Присутствует эмоциональная лексика.

Наличие наглядного материала, серии картинок способствовало тому, что все дети справились с заданием.

Задание 4: составление рассказа «На нашем участке». Дается план из нескольких вопросов-заданий. Так, перед составлением рассказа «На нашем участке» мы беседовали и предлагали рассказать: 1) что находится на участке; 2) чем занимаются на участке дети; 3) в какие игры они играют; 4) назвать свои любимые игры и занятия; 5) вспомнить о зимних играх и развлечениях. Затем детям предлагалось самостоятельно рассказать про свой участок детского сада.

Таблица 4

Распределение испытуемых по уровням при составлении рассказа из опыта

«На нашем участке»

Уровень выполнения задания Абс. значение %

I (хороший) 1 11

II (удовлетворительный ) — —

III (недостаточный) — —

IV (низкий) 6 66

Задание не выполнено 2 22

Из таблицы видно, что восемь испытуемых из всей выборки демонстрируют низкий уровень выполнения задания или его невыполнение. Рассказ из личного опыта на близкую тему, связанную с повседневным пребыванием в детском саду «На нашем участке», предполагал наличие пяти фрагментов, перечисленных выше:

- рассказы 66% испытуемых отнесены к IV (низкому) уровню выполнения задания. Например, Полина: «Там. на веранде много игрушек. Нам интересно. Мы можем играть в песочнице, домике, на лестнице». 1 б. - отсутствуют два фрагмента рассказа, отмечается крайнее бедное содержание, нарушена связность;

- рассказы 11% испытуемых отнесены к I (хорошему) уровню выполнения задания. Например, Алиса: «На нашем участке есть лесенка, на которой Вика и Полина играют. Некоторые играют в войну, некоторые в футбол на спортивной площадке. Больше всего я люблю играть в бенди. Бенди - это Сережа. Мы с ним всегда играем в Бенди. У меня в деревне есть санки, еще у нас есть лыжи, научилась без палок кататься». 4 б. - в рассказе присутствуют все основные фрагменты высказывания. Фразы развернутые и логически выстроены.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Филютина Т. Н., Федорова Н. С. Особенности повествовательных рассказов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2018. - № 9 (сентябрь). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/182024.htm.

В коррекционной работе для наполнения содержанием данного рассказа помогут наблюдения на прогулке и беседы с детьми по предложенным выше фрагментам. Результаты обследования детей по 5-му описанию представлены в табл. 5. Задание 5: составление описательного рассказа об игрушке по картинке (альбом Т. Н. Волковской).

Таблица 5

Распределение детей по уровням при составлении описательного рассказа об игрушке по картинке (альбом Т. Н. Волковской)

Уровень выполнения задания Абс. значение %

I (хороший) 1 11

II (удовлетворительный ) 1 11

III (недостаточный) 2 22

IV (низкий) 3 33

Задание не выполнено 2 22

Таким образом, из таблицы видно, что 22% детей мы отнесли к 1 -му и 2-му уровням сформированное™ умений описывать игрушку. Мальчики выбирали машинку, девочки - куклу.

- I (хороший) уровень выполнения задания. Например, Дима: «Это грузовая машинка. У нее есть колеса, у нее кузов, кабина красная. В кабине сидит водитель. Кузов полосатый, синий и желтый свет. У машины 6 колес». 4 б. - высокий уровень. Соблюдена логическая последовательность, смысловые синтаксические связи внутри рассказа.

- II (удовлетворительный) уровень выполнения задания. Например, Алиса: «Куколка - она большая. У нее красивое платье. Еще у нее есть хвостики. И... она немножко... вот такая (жестом обозначила размер куклы)». 2 б. — недостаточный уровень. Демонстрируется незавершенность ряда микротем.

- Остальные 77% мы отнесли к 3-му и 4-му уровням и к уровню «Задание не выполнено».

- III (недостаточный) уровень выполнения задания.

- IV (низкий) уровень выполнения задания. Например, Вика: «Наверху хвостики, голова круглая, шейка прямоугольная. Пальчики у ее, ножки, платья». 1 б. -простое перечисление отдельных признаков.

Можно выделить ряд особенностей описательных рассказов:

- простое перечисление отдельных признаков;

- недостаточный уровень последовательности, нарушение логики;

- отражены не все микротемы. Незавершенность ряда микротем;

- объем предложений незначительный.

Данные по пяти сериям заданий мы свели в общую табл. 6.

Таблица 6

Сводная таблица по результатам констатирующего эксперимента

№ п/п Имя ребенка Номер р задания Общее кол-во баллов Уровень развития повествовательных умений

1 2 3 4 5

1 Алиса 4,8 3 4 4 2 17,8 Высокий

2 Полина 4,6 2 3 1 3 13,6 Средний

3 Егор 4 0 1 0 0 5 Низкий

4 Дима 4,6 4 3 1 4 16,6 Высокий

5 Глеб 3,6 2 1 1 2 9,6 Средний

6 Вика 4,2 4 4 1 1 14,2 Средний

7 Костя 4,8 4 3 1 1 13,8 Средний

8 Кирилл 2,6 0 1 1 0 4,6 Низкий

9 Родион 2,4 0 1 0 0 3,4 Низкий

Итого 35,6 19 21 10 13 98,6

Филютина Т. Н., Федорова Н. С. Особенности повествовательных рассказов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2018. - № 9 (сентябрь). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/182024.htm.

Из таблицы видно:

- первое задание вызвало наименьшее количество затруднений у испытуемых (35,6 б.);

- на втором месте по балльным оценкам заданий (21 б.) составление рассказов по серии картинок;

- на третьем месте по балльным оценкам - 3-е задание. У всей выборки испытуемых 19 б.;

- на четвертом месте по балльным оценкам - описательный рассказ об игрушке - 13 б.;

- на пятом месте по балльным оценкам выполнено задание - составление рассказа из личного опыта, 10 б. Это задание вызвало наибольшее количество затруднений.

Таким образом, низкий уровень выполнения всех заданий демонстрируют 33%, средний уровень - 44% испытуемых, высокий уровень - 22%.

Мы смоделировали дифференцированную коррекционную программу по формированию связной повествовательной речи у старших дошкольников с ОНР.

Цель коррекционной программы - формирование связной повествовательной речи у дошкольников 5-6 лет с ОНР третьего уровня. Задачи коррекционной программы:

1. Для испытуемых низкого уровня развития связной речи в зоне ближайшего развития повествовательной речи задания по серии картинок (две, три, четыре картинки).

2. Для испытуемых среднего уровня развития связной речи в зоне ближайшего развития повествовательных рассказов находятся задания по пересказу малых по объему детских текстов и рассказы из личного опыта.

3. Для испытуемых высокого уровня развития связной речи в зоне ближайшего развития повествовательных рассказов - рассказы из личного опыта и описательные рассказы.

Ссылки на источники

1. URL: neorusedu.ru/news/vladimir-putin-sovremennoe-kachestvennoe-obrazovanie-dolzhno-byt-dostupno-kazhdomu.

2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М.: Академия, 2007. - 219 с.

3. Смирнова Е. О. Психология ребёнка: учеб. для пед. училищ и вузов. - М., 1997. - 354 с.

4. Глухов В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи: учеб. пособие для студентов пед. и гуманит. вузов и практикующих логопедов. - М.: В. Секачев, 2012. - 262 с.

5. Волковская Т. Н. Иллюстрированная методика логопедического обследования / под общ. ред. Т. Н. Волковской. - М.: Изд-во «Коррекционная педагогика», 2004. - 104 с.

Tatiana Filyutina,

Candidate of Pedagogical Sciences, Professor, Correctional Pedagogy and Special Psychology Chair, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk filyutinal 960@mail.ru Nadezhda Fedorova,

Student, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk nadia-sport9@mail.ru

Features of narrative stories in children of senior preschool age with general underdevelopment of speech level III

Abstract. The ability to formulate a thought and express it in speech is an important characteristic of the personality. Coherent speech begins to form in the preschool age, but there are some peculiarities of narrative utterance in case of general underdevelopment of speech.

Key words: general underdevelopment of speech, coherent speech, narrative statement, diagnostics, peculiarities of narrative utterance.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Филютина Т. Н., Федорова Н. С. Особенности повествовательных рассказов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2018. - № 9 (сентябрь). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/182024.htm.

References

1. Available at: neorusedu.ru/news/vladimir-putin-sovremennoe-kachestvennoe-obrazovanie-dolzhno-byt-dostupno-kazhdom (in Russian).

2. Alekseeva, M. M. & Yashina, V. I. (2007). Metodika razvitiya rechi i obucheniya rodnomu yazyku dosh-kol'nikov, Akademiya, Moscow, 219 p. (in Russian).

3. Smirnova, E. O. (1997). Psihologiya rebyonka: ucheb. dlya ped. uchilishch i vuzov, Moscow, 354 p. (in Russian).

4. Gluhov, V. P. (2012). Metodika formirovaniya navykovsvyaznyh vyskazyvanij u doshkol'nikov s obshchim nedorazvitiem rechi: ucheb. posobie dlya studentov ped. i gumanit. vuzov i praktikuyushchih logopedov, V. Sekachev, Moscow, 262 p. (in Russian).

5. Volkovskaya, T. N. (2004). Illyustrirovannaya metodika logopedicheskogo obsledovaniya, Izd-vo "Korrekcionnaya pedagogika", Moscow, 104 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 21.06.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 10.07.18

Принята к публикации Accepted for publication 10.07.18 Опубликована Published 28.09.18

www.e-koncept.ru

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Филютина Т. Н., Федорова Н. С., 2018

9772304120180

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.