Humanity space International almanac VOL. 5, No 4, 2016: 487-497
Рукотворные игрушки в творческом развитии детей дошкольного возраста
И.А. Лаврентьева
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 «Матрёшка»
140414, Московская область, г. Коломна, ул. Цементников, 9-а Municipal Autonomous preschool educational institution kindergarten № 25 "Matryoshka"
Cementnikov str., 9-a, Moscow Region, Kolomna 140414 Russia e-mail: [email protected]
Ключевые слова: игровое взаимодействие, педагогический процесс, рукотворная игрушка, творческое развитие, традиционная культура, мастер-класс.
Key words: game interaction, pedagogical process, toy, toy manufacturing, traditional culture, master class.
Резюме: Статья посвящена проблеме модернизации педагогического инструментария, ориентированного на детерминацию гармоничного развития ребенка. Научные основы моделирования и проектирования художественно-эстетической деятельности дошкольников автор находит в традициях и ценностях лично-ориентированного воспитания методами народной педагогики при изготовлении рукотворной игрушки. Описана методика организации занятия по обучению и созданию рукотворных игрушек, педагогические условия вовлечения детей в художественно-продуктивную деятельность в форме мастер-класса по изготовлению игрушки с целью обогащения культурного и эстетического опыта детей с учетом их индивидуальных способностей и возрастных особенностей. Abstract: The article is devoted to the problem of modernization of pedagogical tools focused on the determination of the harmonious development of the child. Scientific basis for modeling and design of artistic and aesthetic activities of preschoolers, the author finds in the traditions and values of person-oriented education methods of folk pedagogy in the manufacture of handmade toys. Describes methods of organizing the classes and creating handmade toys, pedagogical conditions of engagement of children in artistic activity in the form of a master-class on making toys with the purpose of enriching the cultural and aesthetic experience of the children according to their individual abilities and age peculiarities.
[Lavrenteva I.A. Handmade toys in the creative development preschool children]
Едва ребенок начинает познавать окружающий мир, игрушка становится его спутником, помощником и учителем. Игра и игрушка - не только развлечение, но и способ
творческого самовыражения ребенка, приобретения реальных жизненных навыков. Значение игрушки в развитии ребенка с самых первых дней его жизни, трудно переоценить, о чём утверждают многие исследователи: психологи (В.В. Абраменкова, В.С.Мухина, А.Л. Романова и др.), педагоги (И.А. Лыкова, Д.В. Менджрицкая, Е.А. Флёрина и др.), философы (Ю.О. Голубева), этнографы (Г.Н. Волков), культурологи (Г.Л. Дайн, М.М. Мишина). В народной педагогике игрушка вводила ребенка во взрослый мир через игру, одновременно привлекая к общему делу, позволяла понять нормы человеческих взаимоотношений, составить собственный многомерный образ мира через «человеческое» познание его целостности (К.Д. Ушинский). С помощью игрушки дети постигали те умения и премудрости, которые обеспечивали постепенный переход во взрослую жизнь, формировали у детей представления о многообразии человеческих отношений, способах поведения в различных ситуациях, материальном и духовном мире. Современная игрушка справедливо подвергается критике детскими психологами, педагогами и родителями. А.Б. Теплова замечает, что «критическая деформация антропологических смыслов в современной игрушке способна привести к искажениям в картине мире ребенка, становлении его духовно-нравственной сферы. Ситуация усугубляется поверхностным отношением взрослых к развитию игровой культуры ребенка, подбору игрушек, непониманием педагогического потенциала игрушки, ее значения в становлении детской картины мира» (Теплова,. 2013: 5).
Игрушки, сделанные своими руками, напротив, обеспечивают психологический комфорт, развивают и воспитывают, создают устойчивые интересы в рукоделии, творчестве, доставляют удовольствие, становятся источником радости, мотивом для живой игры, создают игровое взаимодействие в сообществе детей и взрослых. В процессе создания гармоничного, привлекательного образа игрушки формируется духовный и эмоциональный мир ребенка, улучшается его сенсомоторное, умственное, художественно-эстетическое развитие, обогащается кругозор ребенка.
По определению И.А. Лыковой, рукотворные игрушки -
«уникальный предмет, форма интерпретации и глубинного освоения мира с позиции эстетического и этического идеала, некое явление, творчески воплощенное мастером в реальной вещи на уровне произведения искусства. В рукотворной игрушке автор создаёт и передаёт, а ребенок постигает - картину мира и свой уникальный внутренний мир» (Лыкова, 2013: 1).
Удивительно, но куклы и мишки, сшитые мамой и бабушкой, корабли, машинки и солдатики, старательно вырезанные из деревянного полена папой или дедушкой, у детей не имеют конкурентов. Дети приносят их в детский сад, в школу как частичку души близкого и родного человека, как свой талисман: «Это мне мама сама сделала», «Это папа сам сделал для меня!»
Когда игрушки-самоделки ребенок создает сам, то делает он их с определенной игровой целью: дополнить и разнообразить игру. Процесс создания игрушки помогает малышу развивать фантазию, учит доводить начатое до конца, позволяет познавать свойства материала, формирует общественные мотивы в поведении ребенка, развивает его интеллект. Традиционная педагогическая практика чаще всего сосредотачивается на развитии у ребенка логико-математического и лингвистического интеллекта (по Х. Гарднеру). Создание уравновешенных моделей художественно-продуктивной деятельности по изготовлению рукотворных игрушек позволяет педагогам задействовать интеллекты, не затрагиваемых традиционной педагогикой (Gardner,1993). Так, развитие детей по ходу изготовления рукотворных игрушек происходит в процессе овладения моторикой при манипулировании разнообразными материалами ради создания 3-х мерного искусства (телесно-кинестетический интеллект); при взаимодействии с другими детьми по ходу игры (интерперсональный интеллект); при выражении чувств и эмоций посредством режиссёрской, театрализованной игры (интроперсональный интеллект); совершенствуя навыки зрительного восприятия в работе с разнообразными материалами и создании новых сочетаний этих материалов, а также в процессе поиска решений многих задач конструирования (логико-математический интеллект); постигая
мир (когнитивно), знакомясь с рукотворной игрушкой многих эпох и народов, приобщаясь к мировой и национальной культуре и искусству.
Но наиболее важным в педагогическом процессе создания рукотворной игрушки (образной) является «событийность» в ситуации общности «взрослый-ребенок-игрушка», формирующая способность преобразования реальности в игровую среду. Она включает несколько модулей: «изготовление игрушки» - «одушевление игрушки» -«установление отношений» - «инициирование игры» (Теплова,. 2013: 13).
Педагогический процесс по созданию рукотворной игрушки должен помогать физическому, эмоциональному, духовному, перцептуальному, творческому и когнитивному развитию ребенка; образовывать ребёнка в целом через виды деятельности, вовлекающие все интеллекты; интегрировать занятия искусством в общий воспитательно-образовательный процесс; использовать искусство как средство выражения детьми того, что они знают; обеспечивать перцептуальные, сенсорные и кинестетические эксперименты; поощрять размышления о себе и реакцию на артефакты, созданные другими; обеспечивать детей богатыми визуальными переживаниями, знакомя их с различными образцами богатого культурного наследия; обустроить среду, в которой возможен творческий расцвет, и предоставить её детям; учитывать гендерные предпочтения игр и игрушек и способности детей.
При учёте гендерных различий, педагоги создают условия для обыгрывания мальчиками и девочками разных социальных ролей. Так как у девочек лучше развит вербальный интеллект, то они с большим удовольствием подражают мамам и бабушкам, играют во «взрослую жизнь». Сюжетно-ролевые игры девочек могут получить новый импульс, если самостоятельно изготовить к ним бытовую технику, сотовый телефон, медицинские аппараты, атрибуты для игр в «Магазин», «Парикмахерская», «Семья» и др. (Касаткина, Ганичева, Кондратьева, Пеганова, 2010: 8-9).
Девочек привлекают яркие лоскуты ткани, флиса, искусственного меха, тесьма, кружево, цветная бумага, цветные
салфетки, коробочки разных форм и размеров (небольшие), солёное игровое цветное тесто, пластилин. Девочки самостоятельно скручивают узелковых кукол, кукол -столбушек, закруток, шьют мягкие игрушки (животных, сказочных персонажей), складывают оригами, лепят фигурки из солёного теста (угощение для кукол, товар в магазине, украшения и бижутерия и т.д.), склеивают коробочки, конструируя предметы мебели (кукольные комнаты), которые, затем, используют в сюжетно-ролевых и режиссёрских играх.
У мальчиков (до 12 лет) более развито правое полушарие, отвечающее за визуально-пространственное мышление, что позволяет мыслить абстрактно, формируя образы. У мальчиков выше, чем у девочек логико-математический интеллект, а лингвистический несколько отстаёт от уровня его развития у девочек. Мальчики легко могут из веток соорудить лук и стрелы, охотно конструируют из бросового материала всевозможный транспорт (автомобили, самолёты, корабли, ракеты, паровозы и т.д.), фантазируют с образами и функциями; мастерят роботов, создают макеты городов и космических объектов. Из народных игрушек мальчиков привлекают глиняные свистульки, богородские движущиеся игрушки (медведь рубит дрова, заяц и медведь пилят бревно и др.), дымковские игрушки (гусар, наездник, лошадка, олень, карусель с игрушками, медведь с гармошкой и др.). Мальчики охотно конструируют из бумаги, складывают игрушки-оригами с подвижными частями (лягушата, лошадки, волчки, пружинки, трансформеры и др.); лепят из глины и пластилина животных, солдатиков, транспорт, а из фольги - богатырские доспехи и макеты космических кораблей. В сюжетно-ролевых играх мальчиков рукотворные игрушки выполняют функции инструментов, принадлежащих мужским профессиям: дрель, болгарка, шлифовальная машинка, видеокамера, пульт управления, насос для автомобиля. Мальчики смело конструируют игрушки из больших коробок, соединяют и приспосабливают к ним детали, при этом им важна именно функциональность новой конструкции, её соответствие замыслу игры. При изготовлении «настоящих» вещей, несущих конкретную функцию у старших дошкольников стимулируются
игры на трудовые темы, а также игры, отражающие общественные явления (Касаткина, Ганичева, Кондратьева, Пеганова, 2010: 8-9).
Методика организации занятия по обучению и созданию рукотворных игрушек, по нашему опыту, должна удовлетворять следующим критериям:
1. Результат заранее не известен - дети оставляют личную ответственность за принимаемые художественные решения: выбирают материал, инструменты и приёмы; определяют, каким должен быть конечный продукт и что с ним можно делать.
2. Подходящее и достаточное время для исследования и эксперимента - у детей должна быть возможность исследовать изобразительные материалы и инструменты, найти способы действий с ними, т.к. именно в процессе эксперимента рождаются творческие идеи - как получить из данного набора интересную, неповторимую, отличающуюся от других «свою» игрушку. Включение в процесс восприятия операций анализа, сравнения, уподобления, сопоставления и обобщения способствует интеллектуальному развитию ребенка через развитие когнитивных структур мозга (Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Л.И. Божович, М.И. Лисина). Доброжелательное отношение взрослого к творческому процессу и своевременная поддержка советом укрепляют уверенность ребенка в собственных силах.
3. Обеспечение в избытке изобразительным, природным, подручным материалами и инструментами - материалы для занятий искусством должны отличаться разнообразием и эстетической привлекательностью, чтобы положительно воздействовать на чувства ребенка: цветная бумага, картон, краски, маркеры, пластилин, пряжа, кусочки ткани - во всём богатстве цветовой гаммы и её оттенков; инструменты должны находиться в рабочем состоянии и быть безопасными для ребёнка (ножницы с закруглёнными концами, пластиковые предметы без сколов и трещин и т.д.), природный (шишки, каштаны, веточки, и пр.) и бросовый материал (коробки, бутылочки, баночки, трубочки для коктейля, футляры от чупа-чупс, пробки и пр.) должны соответствовать санитарным и
этическим нормам.
4. Любой вид деятельности должен вырастать из интересов и потребностей ребенка - создание предпосылок, побуждающих к творческой деятельности: мотивация, игра, проблема, новые впечатления от восприятия искусства, новые изобразительные материалы, пример другого, возможность сотворчества и т.д.
5. Закрепление навыков ручного художественного труда на разнообразном содержании - для развития и закрепления навыков, действие с материалами и инструментами нужно повторять снова и снова; поощрение результатов детского творчества на всех уровнях ручных умений;
6. Любование объектом, эстетическое восприятие продукта детской деятельности (рукотворной игрушки) - как носителя нового смысла, юмора и шутки, как предмета с индивидуально-неповторимыми и художественно-выразительными особенностями, как предмета возможного взаимодействия в значимой для ребенка деятельности.
Способность к восприятию красоты окружающего мира, его эстетической оценки и художественно-эстетической деятельности является важнейшей характеристикой гармоничной, духовно богатой личности.
7. Создание игрового пространства, совместной игры, демонстрация игровых способов действий с игрушкой - анализ игровых действий, поощрение интересных находок, выдумки и фантазии, разнообразие действий детей по ходу игры, пополнение игровой среды в соответствии с опытом и интересами детей.
Мастер-класс как форма передачи опыта мастера
Новые возможности модернизации дошкольного образования в связи с введением ФГОС ДО связаны с обращением к традициям и ценностям личностно-ориентированного воспитания. Мастер-класс в детском саду -это новая форма организации воспитательно-образовательного процесса, которая позволяет ставить и решать образовательные задачи на философском уровне, и может рассматриваться как аналог передачи жизненного опыта народа, а также, метод, развивающий творческий потенциал каждого ребенка на основе
эмпатии, рефлексии и самоорганизации: принятие эмоционально-ценностного отношения мастера к предмету искусства и к результату творчества определяют вектор художественного развития ребенка.
Мастер-классы народных умельцев - традиционная форма передачи и обмена технологиями художественных промыслов (ремесел) на основе партнерства, самовыражения каждого мастера в открытом диалоге с учеником посредством эмоционального погружения в совместную продуктивную творческую деятельность. Мастер, как отмечает И.А. Лыкова, как носитель культуры и представитель искусства - формирует у детей разноплановый опыт общения с народным искусством по принципу «эстетического переживания пережитого» по вектору «от жизни к искусству» (Лыкова, 2013)). И.А. Лыкова определяет методологическую установку развития художественного творчества у дошкольников - постижение ребенком культуры и понимание искусства как процесса познания мира и себя в этом мире.
Содержание мастер-классов, проводимых в детском саду, как правило, расширяет границы образовательной программы. Встречи детей с народными мастерами в форме мастер-классов могут чередоваться с мастер-классами по ознакомлению с новыми изобразительными материалами (как отечественных, так и зарубежных производителей). Часто современные изобразительные материалы имеют и новые технологические возможности, с которыми связаны применяемые способы их обработки.
Познакомить детей с современными художественными технологиями, увлечь новыми возможностями собственного творчества поможет мастер-класс взрослого наставника -«мастера». В таком качестве может предстать воспитатель группы детского сада или один из родителей, бабушка или дедушка воспитанников, музейный работник, мастер художественного салона, владеющие интересной художественной технологией.
Мастер может привлечь детей в качестве своих помощников - «подмастерьев», если обучение проходит с большим количеством детей. Еще Я.А. Коменский описывал в
ХК главе «Великой дидактики» основы кратчайшего пути обучения - введение помощников педагога из числа самих детей - «декурионов» (Васильевой, 2008: 92). «Мастером» игрушки может предстать и сам ребенок, если он уже чему-то научился и может этому научить другого ребенка, других детей и даже взрослых.
Осваивая художественную технологию, постигая культурный опыт, расширяя знания о культуре и искусстве, ребенок присваивает нравственные нормы мастера, его эмоционально-ценностное отношение к художественному творчеству. Со временем, ребенок-дошкольник может и сам представить её для других детей в собственной, осознанной художественной деятельности с позиции мастера художественного ремесла.
Новое знание, полученное в процессе освоения материала, позволило Владику П. (6 лет) с помощью педагога создать лошадку-колокольчик с подвесками-ножками. При раскачивании, лошадка-колокольчик звучит как настоящая -слышится стук её копыт, что вызывает чувство радости и восторг от успеха у Владика и его друзей. Дети подготовительных групп смогли освоить опыт юного «мастера»: так появились разнообразные расписные лошадки-колокольчики и, даже, колокольчик Олень - «Золотые рога». Нарядные «авторские» колокольчики стали достойным украшением новогодней ёлки в детском саду. Своим опытом Владик поделился и с читателями научно-методического журнала «Цветной мир» (№ 6. 2013) и получил уникальный опыт обобщения и презентации своего опыта.
Содержание мастер-класса могут составить и нетрадиционные художественные технологии. Например, игрушки из перчаток дети научились создавать на мастер-классе, проведенном для дошкольников ученицей СОШ № 15 г.о. Коломна Станкевич В. (10 лет), бывшей воспитанницей детского сада МБДОУ № 31 «Жемчужинка». Куколки-девочки и куколки-мальчики из перчаток, созданные руками детей, были по достоинству отмечены Всероссийским конкурсом детского творчества «Наши куклы» (2013).
Мастер-классы могут проходить и с привлечением
родителей воспитанников. Так, к примеру, семья Сучковых -мама Татьяна Борисовна и сын Саша - увлеклись созданием ёлочных игрушек из цветного воска и поделились своим опытом с читателями журнала «Цветной мир» (№ 6. 2013). Актуальность «проблемы» способствовала поиску более безопасного для ребенка способа (без нагревания воска) в освоении сложной технологии свечного ремесла. Светлана Борисовна и Саша не только рассказали и показали в своем мастер-классе о новом способе создания свечей из цветного воска (послойного), но и нашли множество интереснейшей информации об их истории, всевозможных видах свечей (фигурные, резные, свечи-статуэтки и т.д.). Декорирование свечи мама и сын посвятили ХХ Зимним Олимпийским играм 2014.
Технологические свойства и художественные возможности нового изобразительного материала «плавающий пластилин» были освоены в мастер-классе «Черепаха Тортилла» по сюжету сказки А. Толстого «Буратино». Дети, уже знакомые со способами лепки черепахи из обычного пластилина, нашли приемы декорирования и различные конструктивные решения для придания «плавучести» сказочного персонажа на поверхности воды. Осваивая приемы лепки плавающего пластилина, уравновешивая части и стороны игрушки, дети получили универсальный опыт создания плавающих игрушек-конструкций.
Эти примеры иллюстрируют основные идеи, раскрывающие специфику мастер-класса по созданию рукотворных игрушек как новой дидактической формы в детском саду. Интерес к ручному художественному труду позволяет ребенку ориентироваться и самоопределяться в окружающем мире, в культуре, пользоваться ею, воспроизводить и преобразовывать, создавать «новые миры», конечно, пока игрушечные, а в будущем - стать успешным человеком в любой деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
Гаранина Н.К. 2010. Приобщение дошкольников к народной культуре
средствами декоративно-прикладного искусства (на материале музея
дымковской игрушки): Дис. ... канд. пед. наук. Москва. 15 с.
Дайн Г.Л. 2007. Русская тряпичная кукла: культура, традиции, технология. Галина и Мария Дайн. Москва: Культура и традиции. 40 с.
История педагогики и образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Под ред. З.И. Васильевой. 2008. М.: Издательский центр «Академия». 92 с.
Касаткина Е.И., Ганичева Е.В., Кондратьева Н.В., Пеганова С.Н. 2010. Играют девочки. Самодельные игрушки для сюжетно-ролевых игр: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений, гувернеров и родителей. Под общей редакцией к.п.н. Е.И. Касаткиной. М.: ИД «Карапуз». 64 с.
Лыкова И.А. 2013. Душой и руками сотворенные. Живая связь веков и поколений. - Цветной мир. № 2.
Теплова А.Б. 2013. Педагогический потенциал материнского фольклора и традиционной игрушки для становления картины мира современного ребенка. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва. 23 с.
Gardner H. 1993. Multiple intelligences: The theory in practice, New York: Basic Books. 320 с.
Получена/Received: 29.09.2016 Принята/Accepted: 04.10.2016