Humanity space International almanac VOL. 5, No 4, 2016: 498-506
Игрушки изначальные: гармония разума, чувства, действия (педагогическое эссе)
И.А. Лыкова1,2
'Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
«Институт художественного образования и культурологии Российской
академии образования»
119121, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1
Federal State Budget Research Institution «Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education» Pogodinskaya str. 8, building 1, Moscow 119121 Russia 2Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»
105062, Москва, ул. Макаренко, д. 5/16
Federal State Budget Research Institution «Institute for the study of childhood, family and upbringing of the Russian Academy of Education » Makarenko str., 5/16, Moscow 105062 Russia; e-mail: [email protected]
Ключевые слова: народная игрушка, народная культура, народная педагогика, принцип культуросообразности, социокультурная идентификация, традиции, ценности, образ детства, интеграция познавательного и художественного развития.
Key words: folk toy, folk culture, folk pedagogy, cultural matched principle, socio-cultural identity; traditions, values, way of childhood, the integration of cognitive and artistic development.
Резюме: Автор обращается к народной игрушке в поисках ответа на вопрос о гармонии рационально-логического и эмоционально-ценностного способов освоения мира детьми дошкольного и младшего школьного возраста; делает обзор народных игрушек, дошедших из глубины веков до наших дней; обосновывает место народной игрушки в современной системе образования и выявляет педагогический потенциал; делает значимый вывод о значении народных игрушек для социокультурной идентификации ребенка. Abstract: The author refers to the folk toy in search of an answer to a question on the harmony of the rational-logical and emotionally-valuable ways of the preschool and primary school age children's world of development. It is provided an overview of the popular toys that have come down from the Past to the present day; the author substantiates the folk toys' place in the modern education system and identifies its educational potential; makes valid inferences about the significance of folk toys for socio-cultural identification of the child.
[Lykova I.A. Toys original: the harmony of the mind, feelings, actions pedagogical essay)]
Обоснование актуальности и постановка проблемы. В последние десятилетия отечественная культура стремительно теряет эмоционально-ценностные ориентиры, национально-этническую самобытность, индивидуально-личностные черты, вследствие чего многие россияне утрачивают целостность картины мира и не могут найти смысл жизни. В поисках выхода из этого кризиса историки, археологи, этнографы, искусствоведы, культурологи, психологи, педагоги все чаще обращаются к народной культуре и народной игрушке. Для педагогов одним из самых важных является аксиологический аспект проблемы, связанный с гармонизацией мировосприятия и мироощущения ребенка в процессе общения с народной игрушкой. Обращение к народной игрушке - один из верных путей гармонизации рационально-логического и эмоционально-ценностного способов освоения мира растущим человеком.
Специфика и сущность народной игрушки. В широком значении слова игрушка толкуется как предмет, специально созданный для игры, потехи, забавы. В словаре С.И. Ожегова дается следующее определение: «Вещь, служащая для игры». На страницах «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля находим уже более точное определение: «Игрушка -вещица, сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям». В данном смысловом контексте народная игрушка рассматривается как конкретный предмет, специально созданный взрослым (мастером, матерью, отцом, бабушкой, дедушкой) в традициях народной культуры для игры, потехи, забавы ребенка ли группы детей.
Важно обратить внимание на то, что традиционные определения отражают эмоциональные и функциональные, но не ценностные аспекты игрушки и связанной с ней игры. Но специфика народной игрушки обусловлена, прежде всего, ее аксиологической сущностью. Поэтому народную игрушку необходимо осмыслить и принять как особую форму, связанную с отражением целостности мира и его творческой интерпретации с позиции народного идеала - эстетического и этического в их неразрывном единстве. Каждая народная игрушка - это уникальное явление культуры, творчески воплощённое мастером на уровне подлинного произведения
искусства. В рукотворной игрушке автор воплощает, а ребенок постигает картину мира в гармонии разума, чувства, действия.
Разнообразие и классификация народных игрушек. Народные игрушки разнообразны по материалу и технике изготовления, по форме и размеру (величине), по возрастному ориентиру и способу управления, по образовательному и развивающему потенциалу и другим отличительным признакам. Обзор традиционных народных игрушек позволил автору выделить основания классификации и систематизировать огромное многообразие игрушек. Результаты приведены в таблице.
Таблица
Педагогическая классификация народных игрушек
Типы и виды народных игрушек
По возрастному ориентиру
• от рождения до 1 года • от 1 от 3 лет • от 3 лет до 5 лет • от 5 до 6 (7) лет • от 6 (7) до 10 (12) лет • от 10 (12) до 14 лет
По образовательному и развивающему потенциалу
• сенсорные (погремушка, пирамидка, музыкальные и тактильные игрушки) • двигательные (мяч, юла, неваляшка, конь-качалка, богородские и различные заводные игрушки) • игрушки-забавы (коза, кукла-перевертыш, неваляшка, юла, богородские игрушки, например, курочки, медведи-кузнецы) • музыкальные (погремушки, пищалки, трещотки, свистульки, маракасы, барабан и др. детские музыкальные • производственно-технические (совок, ведерко, лейка, игрушечные инструменты и оборудование: грабельки, молоток, пяльцы, ткацкий станок) • конструктивные (кубики, различные конструкторы, строительные наборы и сборно-разборные игрушки) • интеллектуальные (дидактические игры и игрушки: лото, матрешки, пирамидки, головоломки, игрушки-шутки, например, перевертыши) • обрядовые (жаворонки-веснянки, пасхальные голубки,
инструменты) • спортивные (мяч, бирюльки, лапта, кегли, серсо, городки, коньки, самокат, ходули, качели и др.) • образные (куклы, солдатики, машинки, образы животных и героев сказок) • общественно-бытовые (кукольная посуда, мебель, гардероб, аптечка) писанки, кукла-масленица, купавка, неразлучники, мартенички и др.) • обережные (берегиня, кубышка-травница, бессонница, ловушка для сна, игрушки-подушки и др.) • театральные (пальчиковые, варежковые, марионетки, Петрушка и др.) • празднично-карнавальные (воздушные шары и змеи, флажки, маски, елочные игрушки, куклы-символы, карусели)
По материалу изготовления
• деревянные • соломенные • глиняные • текстильные • нитяные • шерстяные • меховые • бумажные, картонные • папье-маше • металлические • пластмассовые • резиновые • латексные • фарфоровые, фаянсовые • из теста (соленого, пряничного, марципанового) и др. • из травы, мочала, ракушек, кокоса, лозы и др. природных материалов • из новых искусственных материалов
По степени готовности
• готовые, полностью оформленные • готовые структурно, но требующие оформления (керамические и деревянные фигурки для росписи, выжигания, резьбы) • сборно-разборные (трансформеры), состоящие из заменяемых частей и деталей • заготовки и полуфабрикаты для игрушек-самоделок • набор различных материалов для создания игрушек-самоделок
По величине
• мелкие, размером с пальчик и ладошку (размером от 3 до 10 см) • средние, локтевые (размером от 10 до 50 см) • крупногабаритные, ростовые (соразмерные росту детей в разные возрастные периоды)
Живая связь веков и поколений. Народные игрушки из глины и дерева, бересты и соломы, цветных лоскутков и шерстяных ниток... Свистульки, бирюльки, козули, тетеры... Дымковские и филимоновские, абашевские и каргопольские, богородские и семёновские... Все это - особый мир, созданный умными и любящими взрослыми для воспитания своих детей. Поэтому каждая игрушка, согретая теплом рук, дарит ребенку доброту, красоту и заботу. Рукотворная игрушка несет послание тысячелетий, незримо держит связующую нить поколений, хранит светлое ощущение высшей гармонии. Формы и пропорции народной игрушки трансформируются в сторону пространственного расширения (как по горизонтали, так и по вертикали) и остаются неизменными на протяжении веков и тысячелетий. Рукотворная игрушка служит своеобразным родовым кодом, который отражает важнейшие вехи и ориентиры жизненного пути конкретного человека и целого народа.
Даже в самой обыденной рукотворной игрушке таится огромный энергетический заряд. Наши предки полагали, что игрушка, имеющая глаза и «личину» (личность), может ожить и тем самым нарушить зыбкое мировое равновесие, подтолкнуть мироздание к хаосу. Вот почему антропоморфная кукла безлицевая. Образы древнейших скифских игрушек сохранились в народной культуре и после крещения Руси, поскольку их метафизическая суть не противоречила христианскому откровению. Традиционная игрушка не была вынесена нашими предками из сферы повседневной жизни в сакральное измерение. В глубинном мироощущении человека гармонично сочетались телесное и духовное, земное и небесное. Глубоко символичен тот факт, что «Музей игрушки» находится
рядом с Троице-Сергиевой лаврой в Сергиевом Посаде. Не случайно сам святой Сергий Радонежский часто делал глиняные игрушки «в утешение» детей, которые вместе со взрослыми приходили в основанный им монастырь.
Потребность в созидании. Творение, создание, созидание народной игрушки - это выход человека из обыденного течения жизни, подъем на более высокую ступеньку, открытие новых возможностей в материале, инструменте и самое главное - в себе самом. Творчество - это уникальный способ саморазвития -глубоко волнующий и радующий. Прежде всего, это состояние души. Что-то будто «бьёт родником» из души мастера и стремится вырваться наружу в виде детской игрушки. Одушевление - неотъемлемая часть присутствия человека в этом мире. Поэтому в нашем языке и сознании складывается оценочное отношение к предмету как обладающему или не обладающему душой. Народная игрушкам наделяется смыслом и одушевляется в воображении мастера и ребенка, взявшего игрушку в руки. Рукотворная игрушка - яркое подтверждение того, что в процессе неотчужденного труда на свет является «тёплая» вещь, в которую мастер вложил свою душу, а в результате отчуждённого труда появляется «предмет, сделанный без души и потому сам бездушный.
Ценность рукоделия. Рукоделие - древнейшее искусство-мастерство, возникшее в первобытные времена. И в то же время оно вечно молодое, потому что необходимо современному человеку в его повседневной жизни. Это искусство позволяет создать среду для комфортной жизни, обустроить быт, организовать содержательное общение людей, строить отношения и делать жизнь более радостной. В рукоделии человек способен гармонизировать себя, найти ответы на многие вопросы бытия.
Рукотворные вещи, в т.ч. народные игрушки, существуют вне моды и вне времени. Секреты их вечной притягательности просты: каждое изделие уникально, в каждый предмет вложены труд, старание о отношение мастера; каждая вещь обладает своей формой, энергией, душой, настроением. И чем дальше мы
уходим от советского «рукоделия от бедности», тем больше начинаем ценить рукотворные изделия.
В гармонии с развитием и познанием. Народная игрушка - это не только культурное наследие, музейный экспонат или оригинальный сувенир. Лаконичная по форме, выразительная по оформлении, понятная по смыслу, близкая по мироощущения... она и сегодня может не только удивить и порадовать ребенка, но и помочь в его развитии.
Барыни, няньки, водоноски, всадники, гусары, уточки, петушки, лошадки выставлялись перед ребенком на столе, доске, подносе, лавке или комоде по определенному принципу: это уточки, это птицы, это рыбы, это горшки, а это посуда... И это были первые обобщения, приводящие в порядок разрозненные представления о мире. Народные игрушки, наряду с другими предметами народной культуры (посуда, одежда, мебель, инструменты) позволяли формировать представления детей о форме, числе и числовом ряде, учили ориентироваться на плоскости и в трехмерном пространстве. Система влияния народной игрушки на сознание ребенка была хорошо продуманной, логически выстроенной и многоаспектной, воздействуя на все виды ощущений и восприятий - визуальный, звуковой, тактильный, обонятельный, осязательный...
День за днем ребенок рассматривает и обследует предметы, сравнивает их формы, пропорции и фактуры, учится считать и измерять. Детская арифметика осваивается на множествах игрушек, сделанных дедом, отцом или народным мастером: поставь столько же уточек, сколько стоит петушков; прибавь еще уточку; сколько уточек стало теперь? Сколько всего игрушек? На сколько уточек больше, чем петушков, и т.д. Расставляя солдатиков, мальчик исподволь знакомился с единицами воинских формирований разных времен и народов. Дальнейший принцип счета десятками, сотнями, тысячами воспринимался легко. А девочка, играя с куклами, постигала мудрость вековых традиций и обрядов, училась ухаживать за младенцами, шить, вышивать, вязать.
Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал через народную игрушку и
народную игру. Народные игры - это яркое отражение этноса в целом и истории его развития. И это прекрасное средство образования, развития и воспитания детей в увлекательной деятельности. Игра ребёнка - это модель освоения жизни. В игре ребенок начинает отличать подлинное от искусственного, доброе от злого, истинное от ложного. Рукотворная игрушка воплощает в гармонии единство чувства, слова и дела, поэтому является бесценным и неизменным спутником детства.
Выводы. Народная игрушка - многогранный социокультурный феномен, мир вневременных по своей значимости идей и ценностей, наиболее значимой чертой которого является духовность. Народная игрушка позволяет гармонизировать рационально-логический и эмоционально-ценносиный способы построения целостной картины мира в сознании ребенка, является уникальным средством социокультурной идентификации (национальной, семейной, гендерной).
ЛИТЕРАТУРА
Брехт Б. 1964. Восприятие искусства и искусство восприятия / Декоративное
искусство СССР. № 8: 36-37. Ветлугина Н.А. 1980. Воспитание эстетического отношения ребенка к окружающему. С. 193-200. - В кн. Основы дошкольной педагогики. Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. М.: Педагогика. 272 с. Деньшин А.И. 1998. Куклы народные. Вятка: Авторское издание (1919). Кандинский В.В. 1998. О духовном в искусстве. - Искусство и образование. № 3: 78-80.
Крылова Н.Б. 2000. Культурология образования. М.: Народное образование. С. 75-78.
Лотман Ю.М. 2003. Лекции о русской культуре. Воспитание души. СПб: Искусство. 638 с.
Лыкова И.А. 2016. Азбука народной культуры. Парциальная программа художественно-эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: ИД «Цветной мир». 144 с. Лыкова И.А. 2016. Художественный труд в детском саду. Парциальная
программа «Умелые ручки». М.: ИД «Цветной мир». 160 с. Лыкова И.А. 2009 Стратегия формирования эстетического отношения к миру в изобразительной деятельности. Дис. ... доктора пед. наук. Москва. 350 с.
Савенкова Л.Г. 1984. Эстетическое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в советской школе (1917-1980).
Автореф. дис.... канд. пед. наук. Москва. 17 с. Семенова Т.С. 1977. Народное искусство как явление духовной жизни народа.
Очерки. М.: Знание. 246 с. Шпикалова Т.Я. 1992. Программа Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. М.: Просвещение. 356 с.
Получена/Received: 29.09.2016 Принята/Accepted: 04.10.2016