Научная статья на тему 'Народная игрушка: история и современность'

Народная игрушка: история и современность Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1388
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ ИГРУШКА / FOLK TOYS / ДОШКОЛЬНИКИ / ТРАДИЦИОННЫЕ ИГРЫ / TRADITIONAL HANDICRAFTS / НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ / EARLY CHILDHOOD CARE / FOLK GAMES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Качанова И. А.

В статье дается подробная характеристика разнообразных народных игрушек, составляющих ту важную игровую предметную среду, которая наряду с прочими условиями обеспечила становление человека современного общества. Недостаток информации, знаний в этой области приводит к недостаточному использованию развивающего потенциала народных игр и игрушек в современном детском саду. Статья призвана восполнить этот пробел и показать современность и важность традиционной игрушки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The folk toys: history and present

The article gives a detailed description of a variety of the folk toys. The traditional toys make the important object gaming environment, which, along with other conditions ensured the emergence of modern human society. Lack of information and knowledge in this area leads to under-utilization of the developing potential of folk games and toys in a modern kindergarten. The article is intended to fill this gap and to show the importance and modernity of traditional toys.

Текст научной работы на тему «Народная игрушка: история и современность»

Humanity space International almanac VOL. 5, No 4, 2016: 603-612

Народная игрушка: история и современность И.А.Качанова

Московский педагогический государственный университет 119991, Москва, ул. Малая Пироговская, 1/1 Moscow State University of Education Malaya Pirogovskaya str., 1/1, Moscow 119991 Russian e-mail: [email protected]

Ключевые слова: народная игрушка, дошкольники, традиционные игры, народные промыслы.

Key words: folk toys, early childhood care, folk games, traditional handicrafts. Резюме: В статье дается подробная характеристика разнообразных народных игрушек, составляющих ту важную игровую предметную среду, которая наряду с прочими условиями обеспечила становление человека современного общества. Недостаток информации, знаний в этой области приводит к недостаточному использованию развивающего потенциала народных игр и игрушек в современном детском саду. Статья призвана восполнить этот пробел и показать современность и важность традиционной игрушки. Abstract: The article gives a detailed description of a variety of the folk toys. The traditional toys make the important object gaming environment, which, along with other conditions ensured the emergence of modern human society. Lack of information and knowledge in this area leads to under-utilization of the developing potential of folk games and toys in a modern kindergarten. The article is intended to fill this gap and to show the importance and modernity of traditional toys. [Kachanova I.A. The folk toys: history and present]

Словосочетание «народная игрушка» сразу вызывает устойчивую ассоциацию, связанную либо с рукотворной куклой, либо с деревянной резной игрушкой. Однако предметная среда народных игр гораздо более богата, и это обстоятельство особенно важно учитывать, когда мы приобщаем к народным играм современных детей.

Конечно, традиционная игровая культура немыслима без игрового инвентаря. К последнему мы относим весь набор предметов, необходимых для игры.

В своей работе «Детские игры, преимущественно русские» (Покровский, 1895) Е.А.Покровский собрал и описал более 600 различных игр, из которых более 330 составляют игры с применением того или иного игрового инвентаря. Инвентарь этот очень различен: от обыкновенных камешков до

целых сооружений, таких как колесо (карусель на льду) или качели, требующих для своего изготовления и мастерства, и знания некоторых основ материалов и техники. Различны и сами игры: одни вообще невозможны без соответствующих предметов («Кубарь», «Котел», игры в куклы), в других -инвентарь выполняет вспомогательную роль (палка для жеребьевки перед началом игры), для третьих используются вещи, на первый взгляд не предназначенные для игры (шапки, платки, иголки для шитья). Анализ описываемых игр показал, что лишь около 30 из них не требуют предварительной подготовки. Две трети народных русских игр составляют игры с предметами: «Лапта», «Ходули», «Бабки», «Кубарь» и др.

«Народные сказки и народная игрушка, подобно каплям живой воды, вызывают к жизни те творческие семена, которые без этого могли бы пролежать бесплодными в душе ребенка» (Бартрама, 1912: 171).

Каждому возрастному этапу соответствуют свои игрушки. Для детей раннего возраста игрушки стимулировали движения, активизировали зрение и слух, помогали установить простейшую ориентацию. Многие исследователи считают, что самой первой игрушкой малыша была погремушка. Г.Ш. Шлиман нашел детские погремушки в троянских раскопках, они были известны грекам, римлянам, существовали во времена средневековья. Эпоха Возрождения и расцвет ювелирного искусства придали погремушке высокохудожественные формы чеканного серебра с фиалковым корнем на конце. О русских погремушках дает подробные сведения Е.А. Покровский. По свидетельству ученого, игрушки эти называли шаркунами, гремушками, складушками, брякулками, брякушками, делали их из разного материала и разной формы. Их плели из бересты, щепы в виде куба или многогранника, вытачивали в виде шара, бочоночка, шести-, восьмиугольника из древесины, лепили из глины. Чтобы ребенок сам мог держать такую игрушку, к ней приделывали удобную ручку. Погремушки могли быть простые и сложные. Так, широко бытовали в России погремушки из пузырей животных. Встречались и погремушки из разных природных материалов, насчитывающие до 100 деталей, соединенных между собой без единого крепления. Чтобы

игрушка соответствовала своему названию, внутрь ее закладывали камешки, горох и др. Благодаря различным форме и материалу погремушки производили разнообразные звуки, что было очень привлекательно и познавательно для детей.

Примерно с двух лет у крестьянского ребенка появлялись игрушки, которыми он уже распоряжался самостоятельно. Были специально сделанные для детей игрушки. Изготавливая их, взрослые проявляли свой педагогический талант.

Погремушке родственна трещотка - игрушка, взятая из жизни: в различных странах трещотку использовали ночные сторожа. Музыкальной игрушкой была свистулька. Это одна из давно и повсеместно известных вещиц, превращающихся в умелых руках в интересный музыкальный инструмент. Свистульки могли быть в виде птиц, лошадей, собак, кошек, солдатиков. Особый, более сложный вид свистулек составляли так называемые соловьи, маленькие глиняные горшочки с просверленным носиком. В такой горшочек наливалась вода, и тогда, при вдувании воздуха в носик, получались забавные звуки.

В традиционном крестьянском быту существовали и другие самодельные звучащие игрушки. Интересно, что названия их отражают характер издаваемого звука. Например, фуркалка - продолговатая дощечка с двумя отверстиями, в которые продевались нити: при дергании двумя руками за скрученные, соединенные на концах нити пластинка вертелась и «фуркала». Большим успехом пользовалась жужжалка -короткая толстая закругленная палочка с кольцевой зарубкой посередине, где палочку перехватывает веревочная петля: при их взаимодействии и создавался своеобразный шумовой эффект.

Любимыми детскими забавами в Тульской, Московской и других губерниях были гармошки. Покровский перечисляет и такие музыкальные инструменты, как дудки, сопелки, рожки, свирели, жалейки. Все эти музыкальные игрушки, по свидетельству многих исследователей, известные с давних времен, были очень близки местным народным инструментам. Сделанные из рога и дерева, они знакомили детей с народной музыкой.

Ребенок всегда испытывает большую потребность в

активных действиях, движении. Учитывая это, народная культура выработала целый ряд игрушек, обладающих эффектом движения. Для ребенка, начинающего ходить, делали коников - вырезанных из дерева коней с колесами или без них. Коники были разного размера: маленькие, которые ребенок катал по полу, большие, за которые он мог держаться или кататься на них верхом. Подобные игрушки встречались в находках из раскопок в Новгороде (Х-Х1 вв.) и по внешнему виду почти не отличались от коников, сделанных в начале ХХ в. В Архангельской области встречались фигурки и других животных, например, коров, собак. Коровой крестьяне Холмогорского района Архангельской области называли еще игрушку, специально изготовленную для малышей 2-5 лет: большое бревно с вырезанным сидением и вставленными рогами и хвостом в виде веток и палки. Повсеместной детской забавой были волчки, изготовленные из спиленной катушки и деревянного карандаша или маленькой палочки, вставленной в нее, просто выпиленные из деревянной болванки. Они были одной из любимых игрушек маленьких детей и также, как и машущие крыльями мельницы, открывали ребенку тайны механики.

По мере взросления ребенок постепенно приобщался к традиционной празднично-игровой культуре взрослых. На Масленицу во многих домах для детей 2-5 лет делали горку. На Пасху вешали в доме качели. Таким образом, определенные праздники в сознании ребенка ассоциировались с определенной забавой.

Детский игровой календарь, как и весь народный игровой календарь, можно условно разделить на два больших периода: зимний и летний.

Зимой днем дети всегда находились на улице и много времени проводили, катаясь на коньках и лыжах. Ребята делали их сами или с помощью взрослых. Одной из любимых забав было катание с гор, которые в Архангельской области называли «катушки». Приспособления для таких катаний существовали самые различные: санки-подковки, куски рогожи, доски, на которые "наращивали" снег и т.п. Особым приспособлением для катания с гор были ледынки, специальным образом

замороженные льдины. Делали их сами дети, порой изготавливая довольно сложные конструкции с ручками и вмороженным сидением.

На Русском Севере, благодаря долгим и снежным зимам, исследователи зафиксировали целый комплекс снежных игр, практически не встречавшийся в центральных районах России: это строительство крепостей, ходов-лабиринтов в снегу, фигур, различные игры со снежками. Устраивались большие сражения, во время которых дети из разных концов деревни или села строили две отдельные крепости, а затем начинали снежную войну. Игра могла длиться с перерывами несколько недель, крепости же стояли всю зиму. Но в большей степени эти игры были забавами мальчиков.

Основу зимнего досуга девочек составляли домашние игры и игрушки. Они сами или с помощью взрослых делали куклы, шили из тряпок мячики. Самодельные куклы были самые разнообразные: сшитые из тряпок, с деревянной или тряпичной головой, целиком деревянные или соломенные. Существовали многочисленные игры с приговорами: Чок-челнок, Купи полотушку, Купи туесок, Ладушки; среди них были игры, в которые играли преимущественно девочки, так называемые "девчоночьи игры": В шепотка, Купонка, Круг со столба.

На масленицу возводили горки - большие для молодежи, небольшие - для детей. Во время Великого поста разрешались лишь игры в куклы и лодыжки.

Любимым занятием детей во время Пасхи было катание на качелях. В это же время дети начинали ходить на ходулях. Любимой забавой девочек на Русском Севере было скакание на доске. На детей, как и на взрослых, распространялось правило скакать и качаться только до начала весенних сельскохозяйственных работ на полях.

Наиболее распространенными летними играми у мальчиков были Рюхи, Городки, Чехарда, Попа-гонялы, Лунки, Шар, Жаворонок, Бабки, В сваю, а также хождение на ходулях, стрельба из лука, запуски воздушного змея и др. Среди девочек наибольшей популярностью пользовались игры в мяч, с веревочками, лентами, а также игры. В хозяйство с куклами, Камушки, Лодыжки, и т.п. Любимыми общими играми являлись

Лапта, Салки, Прятки, Горелки, Третий лишний, Жмурки, и игры, в которых действие сопровождалось словами: Первенчики, Зайчики, Куры и лиса, У медведя во бору, В коршуна и др. Существовали также такие забавы, как скакание верхом на палочке, различные виды перетягиваний, строительство сооружений из песка, игры в воде и др.

Мячи, скакалки, луки, наборы для бросания в цель помогали развитию физической силы и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, сообразительность, внимание, память, смелость. Эмоциональный тонус игры обеспечивал здоровый отдых.

И сегодня игра в мяч - одно из любимых развлечений не только детей, но и взрослых. Но мы знаем от силы 10- 15 игр с мячом («Штандер», «Вышибала» и др.), хотя их существует множество, причем у разных народов. Русских народных игр в мяч насчитывается более 80.

Надо сказать, что мячи долгое время изготавливались вручную (резиновые мячи появились в русской деревне только в конце XIX в.). Формы их поражали своим разнообразием: кроме классических, шарообразных, были мячи кубические и многогранные, с острыми и закругленными углами. Их шили из тряпок или кусочков кожи, выплетали из полос лыка, бересты, набивали льняной куделью, шерстью, мхом, волосом, нередко добавляя горошины или камешки, чтобы при бросании мяч «звучал». Особую ценность представляли скатанные мячи. Делались они так: из овечьей или коровьей шерсти скатывали шар, периодически опуская его в кипяток, затем высушивали и снова скатывали - и так до полного уплотнения. И надо сказать, что такие мячи по легкости и упругости не уступали резиновым.

То, что игрушек было немного, приучало детей относиться к ним бережно (никогда в сельской семье не выбрасывались самодельные игрушки, они бережно хранились и передавались от старших к младшим). С 5-6 лет дети начинали мастерить игрушки сами. Подражая взрослым, учились владеть ножом, рубанком, швейной иглой.

Особенно популярной была тряпичная кукла. Известная всем народам, эта игрушка имелась в каждой семье. Первую куколку обычно делали девочке взрослые - мама, бабушка,

старшая сестра, потом - она сама. Рукоделие всегда поощрялось, так как развивало необходимые навыки шитья, вышивания.

В одежде кукол, их головных уборах обязательно отражались особенности, присущие конкретным возрастным группам. Так, взрослые строго следили, чтобы на кукле-девушке был и девичий кокошник, венок, чтобы она имела одну косу. Для куклы-женщины непременно шили кичку, женскую юбку, душегрейку. Кукольная невеста наряжалась в подвенечный наряд. Иногда, во время игры, разыгрывалось целое действие -свадьба, посиделки, сватовство, девичник. Причем такая игра сопровождалась пением, традиционным для того или иного времяпрепровождения. Интересно, что мужские образы в куклах встречались несравненно реже: кукольные наборы, по различным источникам, обычно были без «отцов», «сыновей», «братьев» и «дедушек».

Обращает на себя такая очень распространенная особенность традиционной матерчатой куклы, как безликость. У очень многих народов существовало поверье: если у куклы будут глаза, рот, нос, в нее может вселиться душа, более того - в нее «перетечет» душа ребенка, играющего с такой куклой. В антропоморфной кукле видели представителя иного мира. На этом основано двоякое отношение древних народов к театральной кукле (чувство опасности и благоговения).

В безликости же традиционной куклы заключалась ее безвредность для ребенка. На это древнейшее представление накладывались другие - эстетические, психологические. На месте лица создавался цветными нитками или тонкими ленточками яркий орнамент из перекрещивающихся полос, причем колористическое наполнение отвечало принятому в каждой местности представлению о красоте. С психологической точки зрения безликая кукла более приспособлена к игре, смене ролей, сильнее провоцирует фантазию ребенка, развивает его воображение, чем кукла, имеющая конкретное лицо.

Иногда куклой в руках матери или бабушки становился пучок травы, сложенный пополам и перетянутый в двух местах, чтобы обозначить голову и талию. Наденешь на такой пучок косынку, юбочку - вот тебе и кукла. Не всякая солома годилась для «танцующих» кукол: она должна была быть прочной, почти

полированной, тогда расходящийся книзу пучок, на который надевалась юбка «до полу», позволял игрушке плавно двигаться, кружиться. Там, где выращивали кукурузу, в игрушки превращался початок: завернутый в тряпочку, он был похож на «младенца».

И все-таки наиболее распространенной в целом ряде районов России была деревянная игрушка. Матрешек и неваляшек изготавливали почти всегда из березы и липы. Из мягкой осины вырезали коней, медвежат, лосей, лисиц, необходимую упряжь, делали санки, телеги. И начиналась игра. В игре дети воспроизводили почти все жизненные ситуации. Охота с помощью самодельных ружей. Свадьба, прием гостей, рождение младенца. Несомненно, это приобщало их к традиции, закладывало определенные моральные устои. Ведь изображая обряд, дети запоминали порядок его ведения, правильное использование вещей в том или ином ритуале, усваивали словесно-музыкальную его сторону: перенимая текст, мелодию от более старших участников игры, ребята овладевали основным обрядовым репертуаром, манерой пения.

Дерево в русском народном искусстве с давних времен -самый распространенный материал. Обилие лесов позволяло всегда иметь его под рукой, а множество его удивительных природных качеств - прочность и одновременно податливость при обработке топором или ножом, красивая естественная текстура и способность принимать любую окраску, воздухонепроницаемость и теплоизоляционные свойства -привлекали к нему, щедро вознаграждая трудолюбие и изобретательность мастеров. Из дерева создавали жилые и хозяйственные постройки, мебель, орудия труда, посуду, детские игрушки. С деревом была связана вся жизнь русского человека. Использовали не только саму древесину, но и бересту (эластичный слой коры у березы), луб (волокнистый внутренний слой коры липы и других лиственных пород), кап, капо-корень (наросты на стволах и у корней березы), тонкие корни ели и сосны - все шло в дело при разнообразных видах художественной обработки дерева.

Отметим, что первые изделия носили утилитарный характер. Это были предметы быта, кухонная утварь. Но не

только посуду, резные и расписные изделия мастерили из дерева. Безвестные художники из народа создали замечательные образцы деревянной скульптуры и игрушки.

Особое место занимает богородская деревянная игрушка. Ее тематика очень разнообразна. Это мужички-ездочки, пастушки, кони, парные и одиночные упряжки, целый мир птиц и зверей, среди которых один из любимых персонажей -медведь: медведь с вожаком, охота на медведя, сказочный медведь («Вершки и корешки», «Маша и медведь» и др.). Символом искусства богородских резчиков стала игрушка «Кузнецы» (мужик и медведь, ударяющие поочередно молотом по наковальне). Динамичные богородские игрушки особенно нравятся детям.

В России с незапамятных времен известно гончарное производство. Глина была повсеместно распространенным материалом, легкая в обработке, она нравилась многим мастерам. Ранее других существовала лепная керамика, т.е. глиняные изделия, вылепленные руками, без каких-либо специальных приспособлений. Бесчисленные фигурки животных, птиц, людей постепенно превратились в глиняные лепные игрушки, изготавливаемые и в наши дни.

Среди современных русских глиняных игрушек самой большой известностью и популярностью пользуется дымковская (вятская) игрушка. Это обобщенная декоративная глиняная скульптура, близкая к народному примитиву: фигурки высотой 15-20 см с многоцветным геометрическим орнаментом из кругов, гороха, полос, клеток, волнистых линий, разукрашенные по белому фону яркими красками, часто с добавлением золота. Традиционными в дымковской игрушке являются всадники, петухи, женские фигуры в расширяющихся книзу колоколообразных юбках и высоких головных уборах -кокошниках, именуемые няньками, кормилицами, барынями, водоносками; все они явно пришли из XIX в., но в 60-80-х гг. XX в. обновились, и, почти не меняя своего облика и костюма, становились «воспитательницами», «учительницами», «колхозницами», «доярками» и др.

Требование развивающей предметно-пространственной среды для дошкольника - сочетание новейших и традиционных

компонентов. Может ли народная игрушка быть интересной для современного ребенка? Практика работы в наших ДОО показывает, что при соответствующей работе с детьми, их интерес к подобной игрушке формируется сразу по нескольким линиям. Детям интересна история игрушки как предмета культуры, их привлекает ее яркий образ, технология изготовления и оформления. Но гораздо более важно, что детям становится интересна сама игрушка, как предмет игры. Поскольку «выставочные», настоящие игрушки не всегда попадают в их руки, то принцип их изготовления берется детьми на вооружение очень охотно: они используют все подручные материалы точно так же, как делали это в далекую старину: кусочек дерева заворачивается в листик или тряпочку, из глины или современного пластилина создается подобие стилизованного коня, деревянная заготовка-зверюшка оживает под кистью юного художника, приобретая необычные, но крайне выразительные оттенки... И это не только способствует развитию ведущей деятельности детей, но и становлению системы их специфически детских деятельностей, обеспечивающих развитие в соответствии с требованиями стандарта (Качанова, Трифонова, 2011; Трифонова, 2015), т.е. сохраняя специфику дошкольного детства, обеспечивая развитие в соответствии сразу с несколькими образовательными областями и пр., а главное - тянет ниточку культурной преемственности из глубины веков до наших дней.

ЛИТЕРАТУРА

Бартрама Н.Д. 1912. Игрушка. Ее история и значение. Под ред. Н.Д. Бартрама.

М. Издательство Т-ва И.Д. Сытина. 246 с.: ил. Качанова И.А., Трифонова Е.В. 2011. Зачем нужна игра и как играют

дошкольники. - Современный детский сад. № 2: 48-57. Покровский Е.А. 1895. Детские игры, преимущественно русские. М.: Типолитография В.Ф. Рихтер. VI, [2], 368 с. Трифонова Е.В. 2015. Как организовать игровую деятельность детей в соответствии с требованиями стандарта дошкольного образования. -Детский сад от А до Я. № 5(77): 4-24.

Получена/Received: 29.09.2016 Принята/Accepted: 30.09.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.