Научная статья на тему 'Народное искусство как инструмент создания безопасной эстетической среды в дошкольной образовательной организации'

Народное искусство как инструмент создания безопасной эстетической среды в дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНАЯ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СРЕДА / НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / НАРОДНАЯ ИГРУШКА / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / SAFE AESTHETIC ENVIRONMENT / FOLK ART / FOLK TOY / ETHNO-CULTURAL UPBRINGING / CHILD-PARENT INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скворцова Т. П.

В статье рассматривается проблема этнокультурного воспитания детей средствами народного искусства. Определяется значение народной игрушки, характер детско-взрослого взаимодействия в создании и игре с народными игрушками. Предлагается анализ значения народных игрушек для детей раннего и дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Folk art as an instrument for creating a safe aesthetic environment in a pre-school educational organization

The article deals with the problem of ethnocultural education of children by means of folk art. The importance of folk toys, the character of child-adult interaction in creating and playing with folk toys is determined. The analysis of the value of folk toys for children of early and preschool age is suggested.

Текст научной работы на тему «Народное искусство как инструмент создания безопасной эстетической среды в дошкольной образовательной организации»

Humanity space International almanac VOL. 7, No 4, 2018: 742-745

Народное искусство как инструмент создания

безопасной эстетической среды в дошкольной образовательной организации1

Т.П. Скворцова

ФГБНУ Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования

119121, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1

FSBRI Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education

Pogodinskaya str., 8, building 1, Moscow 119121 Russia e-mail: [email protected]

Ключевые слова: безопасная эстетическая среда, народное искусство, народная игрушка, этно-культурное воспитание, детско-родительское взаимодействие.

Key words: safe aesthetic environment, folk art, folk toy, ethno-cultural upbringing, child-parent interaction.

Резюме: В статье рассматривается проблема этнокультурного воспитания детей средствами народного искусства. Определяется значение народной игрушки, характер детско-взрослого взаимодействия в создании и игре с народными игрушками. Предлагается анализ значения народных игрушек для детей раннего и дошкольного возраста.

Abstract: The article deals with the problem of ethnocultural education of children by means of folk art. The importance of folk toys, the character of child-adult interaction in creating and playing with folk toys is determined. The analysis of the value of folk toys for children of early and preschool age is suggested. [Skvortsova T.P. Folk art as an instrument for creating a safe aesthetic environment in a pre-school educational organization]

Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста становится все более актуальным, в связи с чем, раскрывается ряд соответствующих проблем. Так, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683) одной из задач провозглашается сохранение и развитие культурных и национальных ценностей. Одним из

1 Результаты получены в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки Российской Федерации по Проекту «Развитие художественной одаренности детей и юношества средствами информационных и коммуникационных технологий» 27.8719.2017/8.9

путей решения данной проблемы может быть этнокультурное воспитание детей средствами народного искусства. Данной проблеме посвящены исследования Кот Л.Н., Бартрам Н.Д. (Игрушка. Ее история и значение, 1912), Захаровой Л.М, Флериной Е.А. (1973), Усовой А.П. (1981) и др. Все эти исследователи отмечают особую роль народного искусства в развитии социокультурной идентичности ребенка, в формировании основ его личности и становлении национальных и общечеловеческих культурных ценностей, таких как уважение традиций своего народа, интерес к традициям других народов, толерантность и взаимообогащение этнокультурными ценностями.

Эффективно этнокультурное воспитание будет тогда, когда его основы закладываются в самом раннем возрасте. Не случайно знакомство с традициями народа происходит у человека уже в колыбели, когда мать передает их через звук и ритм, напевая малышу колыбельные, потешки, рассказывая сказки. Далее, по мере взросления, ребенок знакомится с игрушкой - предметом, помогающим успешно адаптироваться в социальном пространстве и усвоить некоторые национальные и родовые семейные ценности.

Народная игрушка, являясь важной в пространственно-предметном окружения ребенка, становится средством обеспечения такого межличностного взаимодействия ребенка со сверстниками и значимым взрослым, при котором их взаимодействие сопровождается эмоционально-теплыми и доброжелательными контактами. Особенно контрастны с народными игрушками в современной образовательной системе роботизированные игрушки и игры, где роль родителя - не передача ценностей и опыта поколений, а только сообщение инструкции к игре и контроль за ее исполнением.

Так, народная игрушка, является универсальной в воспитании и развитии ребенка, отвечает всем условиям безопасности эстетической среды: возможности проявления любых эмоций ребенка без оценки на них взрослого, поддержка проявлений ребенка в любом виде эстетической деятельности, конструктивное межличностное взаимодействие ребенка и взрослого как носителя культуры и ценностей своего рода.

Ключевым фактором безопасности образовательной среды как системы пространственно-предметного окружения и совокупности возможностей для саморазвития ребенка является детско-взрослое взаимодействие, при котором удовлетворение базовой потребности в чувстве защищенности ребенка обеспечивается эмоционально-теплыми, доброжелательными субъект-субъектными связями со значимыми для него взрослыми (родителями и педагогами) (Скворцова, 2017). Такое взаимодействие развивается постепенно от замысла и выбора игрушки взрослыми через процесс ее создания совместно с ребенком к непосредственной игре.

Самая первая игрушка, с которой может взаимодействовать младенец - это погремушка. Деревянные погремушки-прорезыватели, берестяные погремушки-шаркунки, погремушки с бусинами из разных видов дерева, тканевые погремушки позволяют ребенку взаимодействовать с природными материалами, отличающимися отличной от пластика текстурой, чистым и приятным звучанием, натуральным запахом и простотой в обращении. Натуральное дерево безопасно, если ребёнок потянет игрушку в рот. Особый смысл простой погремушке придает участие родителей в создании игрушки для своего ребенка.

По мере взросления количество игрушек и их разнообразие увеличивается: к погремушками добавляются музыкальные инструменты (маракасы, трещётки, бубенцы и др.), игрушки, позволяющие узнать картину мира (предметные фигурки, пирамидки, неваляшки, матрешки и т.п.). В дошкольных образовательных организациях еще сохраняются некоторые виды народного искусства для изучения детьми как способов игры с игрушками, так и особенностей их создания. Так, например, дети уже младшей группу начинают знакомство с видами народных промыслов, сами воспроизводят простой орнамент, приобщаясь к социокультурной среде своего народа, на основе своих семейных ценностей, которые при компетентном сопровождении педагогов раскрываются в совместной детско-родительской деятельности. Например, при создании игрушки-пеленашки, ребенок вслед за родителями учится заботе, вербальным и невербальным проявлениям любви.

В игре малыш обнимает куклу, бережно играет с ней, качает и поет колыбельные, которые слышит от матери. Так, ребенок в игре с куклой, которая была сделана вместе с родителями, воспроизводит ту систему родовых ценностей, которые прививает ему семья. Поэтому в дошкольном образовании важно сохранять компетентное педагогическое сопровождение семей по проявлению их родовых ценностей и осуществлению детско-родительского взаимодействия в рамках такой деятельности.

Таким образом, сохраняя традиции народного искусства в образовательном процессе, Дошкольные образовательные организации позитивно влияют на сохранение и развитие культурных и национальных ценностей подрастающих поколений с самого раннего возраста - дошкольного детства.

ЛИТЕРАТУРА

Боруцкий В., Глаголь С., Харузина В., Малахиева-Мирович В., Бартрам Н. 2012. Игрушка. Ее история и значение. Сб. стат. под редакцией Н.Д. Бартрам. С 5 рис. В красках на отдельных листах и с 114 рисунками в тексте. М. : Издание Т-ва И.Д. Сытина. 246 с. Захарова Л.М. 2010. Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста в отечественной педагогике. - Известия Уральского государственного университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры: В 2 ч. Ч. 2. № 6 (85): 37-44. Кот Л.Н. 2014. Реализация воспитательного потенциала народной игрушки в дошкольном учреждении. Сс. 97-101. - В сб.: «Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки»: Электронный сборник статей по материалам XIX студенческой международной научно-практической конференции. Новосибирск: Изд. «СибАК». № 4 (19). -URL: http://www.sibac.info/archive/guman/4(19).pdf. Скворцова Т.П. 2017. Музыкальная деятельность детей в безопасной эстетической среде дошкольной образовательной организации. -Учитель музыки. № 4 (39): 25-27. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной

безопасности Российской Федерации» Усова А. П. 1981. Обучение в детском саду. М. : Просвещение. 175 с. Флерина Е.А. 1973.Игра и игрушка. Пособие для воспитателя детского сада. -М.:«Просвещение». 109 с.

Получена /Received: 11.10.2018 Принята/Accepted: 24.10.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.