Humanity space International almanac VOL. 7, No 4, 2018: 742-745
Народное искусство как инструмент создания
безопасной эстетической среды в дошкольной образовательной организации1
Т.П. Скворцова
ФГБНУ Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования
119121, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1
FSBRI Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education
Pogodinskaya str., 8, building 1, Moscow 119121 Russia e-mail: [email protected]
Ключевые слова: безопасная эстетическая среда, народное искусство, народная игрушка, этно-культурное воспитание, детско-родительское взаимодействие.
Key words: safe aesthetic environment, folk art, folk toy, ethno-cultural upbringing, child-parent interaction.
Резюме: В статье рассматривается проблема этнокультурного воспитания детей средствами народного искусства. Определяется значение народной игрушки, характер детско-взрослого взаимодействия в создании и игре с народными игрушками. Предлагается анализ значения народных игрушек для детей раннего и дошкольного возраста.
Abstract: The article deals with the problem of ethnocultural education of children by means of folk art. The importance of folk toys, the character of child-adult interaction in creating and playing with folk toys is determined. The analysis of the value of folk toys for children of early and preschool age is suggested. [Skvortsova T.P. Folk art as an instrument for creating a safe aesthetic environment in a pre-school educational organization]
Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста становится все более актуальным, в связи с чем, раскрывается ряд соответствующих проблем. Так, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683) одной из задач провозглашается сохранение и развитие культурных и национальных ценностей. Одним из
1 Результаты получены в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки Российской Федерации по Проекту «Развитие художественной одаренности детей и юношества средствами информационных и коммуникационных технологий» 27.8719.2017/8.9
путей решения данной проблемы может быть этнокультурное воспитание детей средствами народного искусства. Данной проблеме посвящены исследования Кот Л.Н., Бартрам Н.Д. (Игрушка. Ее история и значение, 1912), Захаровой Л.М, Флериной Е.А. (1973), Усовой А.П. (1981) и др. Все эти исследователи отмечают особую роль народного искусства в развитии социокультурной идентичности ребенка, в формировании основ его личности и становлении национальных и общечеловеческих культурных ценностей, таких как уважение традиций своего народа, интерес к традициям других народов, толерантность и взаимообогащение этнокультурными ценностями.
Эффективно этнокультурное воспитание будет тогда, когда его основы закладываются в самом раннем возрасте. Не случайно знакомство с традициями народа происходит у человека уже в колыбели, когда мать передает их через звук и ритм, напевая малышу колыбельные, потешки, рассказывая сказки. Далее, по мере взросления, ребенок знакомится с игрушкой - предметом, помогающим успешно адаптироваться в социальном пространстве и усвоить некоторые национальные и родовые семейные ценности.
Народная игрушка, являясь важной в пространственно-предметном окружения ребенка, становится средством обеспечения такого межличностного взаимодействия ребенка со сверстниками и значимым взрослым, при котором их взаимодействие сопровождается эмоционально-теплыми и доброжелательными контактами. Особенно контрастны с народными игрушками в современной образовательной системе роботизированные игрушки и игры, где роль родителя - не передача ценностей и опыта поколений, а только сообщение инструкции к игре и контроль за ее исполнением.
Так, народная игрушка, является универсальной в воспитании и развитии ребенка, отвечает всем условиям безопасности эстетической среды: возможности проявления любых эмоций ребенка без оценки на них взрослого, поддержка проявлений ребенка в любом виде эстетической деятельности, конструктивное межличностное взаимодействие ребенка и взрослого как носителя культуры и ценностей своего рода.
Ключевым фактором безопасности образовательной среды как системы пространственно-предметного окружения и совокупности возможностей для саморазвития ребенка является детско-взрослое взаимодействие, при котором удовлетворение базовой потребности в чувстве защищенности ребенка обеспечивается эмоционально-теплыми, доброжелательными субъект-субъектными связями со значимыми для него взрослыми (родителями и педагогами) (Скворцова, 2017). Такое взаимодействие развивается постепенно от замысла и выбора игрушки взрослыми через процесс ее создания совместно с ребенком к непосредственной игре.
Самая первая игрушка, с которой может взаимодействовать младенец - это погремушка. Деревянные погремушки-прорезыватели, берестяные погремушки-шаркунки, погремушки с бусинами из разных видов дерева, тканевые погремушки позволяют ребенку взаимодействовать с природными материалами, отличающимися отличной от пластика текстурой, чистым и приятным звучанием, натуральным запахом и простотой в обращении. Натуральное дерево безопасно, если ребёнок потянет игрушку в рот. Особый смысл простой погремушке придает участие родителей в создании игрушки для своего ребенка.
По мере взросления количество игрушек и их разнообразие увеличивается: к погремушками добавляются музыкальные инструменты (маракасы, трещётки, бубенцы и др.), игрушки, позволяющие узнать картину мира (предметные фигурки, пирамидки, неваляшки, матрешки и т.п.). В дошкольных образовательных организациях еще сохраняются некоторые виды народного искусства для изучения детьми как способов игры с игрушками, так и особенностей их создания. Так, например, дети уже младшей группу начинают знакомство с видами народных промыслов, сами воспроизводят простой орнамент, приобщаясь к социокультурной среде своего народа, на основе своих семейных ценностей, которые при компетентном сопровождении педагогов раскрываются в совместной детско-родительской деятельности. Например, при создании игрушки-пеленашки, ребенок вслед за родителями учится заботе, вербальным и невербальным проявлениям любви.
В игре малыш обнимает куклу, бережно играет с ней, качает и поет колыбельные, которые слышит от матери. Так, ребенок в игре с куклой, которая была сделана вместе с родителями, воспроизводит ту систему родовых ценностей, которые прививает ему семья. Поэтому в дошкольном образовании важно сохранять компетентное педагогическое сопровождение семей по проявлению их родовых ценностей и осуществлению детско-родительского взаимодействия в рамках такой деятельности.
Таким образом, сохраняя традиции народного искусства в образовательном процессе, Дошкольные образовательные организации позитивно влияют на сохранение и развитие культурных и национальных ценностей подрастающих поколений с самого раннего возраста - дошкольного детства.
ЛИТЕРАТУРА
Боруцкий В., Глаголь С., Харузина В., Малахиева-Мирович В., Бартрам Н. 2012. Игрушка. Ее история и значение. Сб. стат. под редакцией Н.Д. Бартрам. С 5 рис. В красках на отдельных листах и с 114 рисунками в тексте. М. : Издание Т-ва И.Д. Сытина. 246 с. Захарова Л.М. 2010. Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста в отечественной педагогике. - Известия Уральского государственного университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры: В 2 ч. Ч. 2. № 6 (85): 37-44. Кот Л.Н. 2014. Реализация воспитательного потенциала народной игрушки в дошкольном учреждении. Сс. 97-101. - В сб.: «Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки»: Электронный сборник статей по материалам XIX студенческой международной научно-практической конференции. Новосибирск: Изд. «СибАК». № 4 (19). -URL: http://www.sibac.info/archive/guman/4(19).pdf. Скворцова Т.П. 2017. Музыкальная деятельность детей в безопасной эстетической среде дошкольной образовательной организации. -Учитель музыки. № 4 (39): 25-27. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации» Усова А. П. 1981. Обучение в детском саду. М. : Просвещение. 175 с. Флерина Е.А. 1973.Игра и игрушка. Пособие для воспитателя детского сада. -М.:«Просвещение». 109 с.
Получена /Received: 11.10.2018 Принята/Accepted: 24.10.2018