РОЛЬ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
DOI: 10.24411 /2310-1679-2019-10208
Дарья Сергеевна ЕГОРОВА,
аспирантка кафедры народной художественной культуры и декоративно-прикладного творчества факультета государственной культурной политики Московского государственного института культуры, Москва, Россия
e-mail: [email protected]
Статья посвящена выявлению роли народной игрушки в духовно-нравственном воспитании детей младшего школьного возраста. Констатируется, что в народной игрушке сконцентрированы основополагающие ценности духовной культуры народа, передаваемые от поколения к поколению. Отмечается, что использование аксиологического и этнопедагогического потенциала народной игрушки приобретает особое значение в ситуации отчуждения подрастающего поколения от традиционных духовных ценностей. Доказывается, что современная система дополнительного образования детей способна эффективно решать задачи духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Раскрывается содержание авторской методики, направленной на реализацию решаемой проблемы. Особенностью данной методики является использование поликультурного подхода, заключающегося в создании условий для формирования у подрастающей личности мировоззренческой установки, складывающейся на основе приобщения не только к русской, российской, но и к мировой культуре.
Ключевые слова: народная игрушка, духовно-нравственное воспитание, младшие школьники, учреждение дополнительного образования, студия декоративно-прикладного творчества, поликультурный подход.
ROLE OF FOLK TOYS IN THE SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF CHILDREN
Darya S. Egorova, graduate student of the Department of Folk Art Culture and Decorative and Applied Creativity, Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russia
e-mail: [email protected]
The article is devoted to identifying the role of folk toys in the spiritual and moral education of children of primary school age. It is stated that the fundamental values of the spiritual culture of the people transmitted from generation to generation are concentrated in the folk toy. It is noted that the use of axiological and ethnopedagogic potential of folk toys is of particular importance in the situation of alienation of the younger generation from traditional spiritual values. It is proved that the modern system of additional education of children is able to effectively solve the problem of spiritual and moral education of children of primary school age. The content of the author's methodology aimed at the implementation of the problem is revealed. The peculiarity of this technique is the use of a multicultural approach, which consists in creating conditions for the formation of the younger personality worldview, emerging on the basis of familiarizing not only to Russian, Russian, but also to world culture. Keywords: folk toy, spiritual and moral education, elementary schoolchildren, institution of additional education, arts and crafts studio, multicultural approach.
Духовно-нравственное воспитание детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед семьей, школой и современным обществом. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России национальный воспитательный идеал ориентирован на укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры, сохранение преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох.
Духовно-нравственное воспитание направлено на формирование духовно-нравственных качеств, которые трактуются сегодня как совокупность принятых и прочно усвоенных личностью моральных норм, принципов и правил. Основу духовно-нравственных качеств составляют такие базовые ценности, как истина, добро, красота, чувство долга, совесть, милосердие.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Оно нацелено на воспитание у ребёнка любви к Родине, понимания её многонациональности; формирование особого отношения и чувств сопричастности к отеческому дому, семье, школе, городу (селу), родному краю, культурному наследию своего народа; осознание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и вместе с тем толерантного отношения к другим национальностям.
Особенно благоприятным временем для усвоения нравственных норм является младший школьный возраст. Для младших школьников характерно повышенное внимание к моральной стороне поступков окружающих, желание дать ему нравственную оценку. Дети жадно впитывают прививаемые им моральные нормы, что при правильной организации воспитания способствует формированию у них необходимых духовно-нравственных качеств. Именно в младшем школьном возрасте происходит социализация ребёнка, расширение круга общения, когда требуется проявление его личностной позиции, определяющейся внутренними качествами. Не случайно младший школьный возраст называют «золотой порой» духовно-личностного становления ребёнка. Для этого возраста характерно, что в качестве ведущей у ребёнка выступает учебная деятельность, в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. У детей младшего школьного возраста развиваются социальные чувства, формируются навыки общественного поведения, ответственность за свои поступки, чувства группового сплочения, товарищества, взаимопомощи, взаимоуважения, способности управления своими эмоциями. Поэтому именно младший школьный возраст предоставляет
максимальные возможности для формирования духовно-нравственных качеств личности.
Одним из эффективных факторов духовно-нравственного воспитания младших школьников является народная игрушка. В словаре С. И. Ожегова игрушка определяется как вещь, служащая для игры [8]. На страницах Толкового словаря живого великорусского языка В. И. Даля находим более развёрнутое определение этого понятия: «вещица, сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям» [3]. В современной научной литературе мы встречаем различные подходы к определению этого термина. Советский педагог и психолог Е. А. Аркин под игрушкой понимает «воспроизведение в той или иной упрощённой, обобщённой и схематизированной форме предметов из жизни и деятельности общества, приспособленных к особенностям детей того или иного возраста» [2, с. 24]. Интересна позиция Н. Д. Бартрама, который рассматривал народную игрушку как «особый вид искусства и по своим целям, и по способам обработки форм отражающий творческие порывы ребёнка, и по своим достижениям, совмещающим в себе и живопись, и скульптуру, и декоративное искусство, и, наконец, театральное искусство» [7, с. 45].
По мнению В. В. Абраменковой, «игрушка является специфическим средством массовой информации, поскольку в ней зафиксированы все основные тенденции воздействия на сознание и поведение человека, способы и средства воспитания» [1, с. 6]. Народная игрушка с её богатым миром ярких и живых образов, глубокой духовностью может стать тем средством обучения и воспитания, которое находит эмоциональный отклик в душе ребёнка, отвечая его потребностям и интересам и способствуя развитию его личности. Игрушка - предмет детских забав и развлечений - служит целям умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания, то есть всестороннего развития детей. Она способствует познанию ребёнком окружающей действительности, развивает его мышление и речь, пробуждает творческую инициативу.
Вместе с тем уникальность, яркость, самобытность народной игрушки и её значительный аксиологический потенциал диссонирует с ситуацией тотального отсутствия к ней интереса у современных детей. Сегодня почти невозможно встретить ребёнка, играющего народной игрушкой. В то же время современный быстро развивающийся мир насыщен и даже перенасыщен игрушками нового поколения, зачастую не несущими в себе никакой пользы для ребёнка, а порой и пропагандирующими зло и насилие (роботы-убийцы, монстры и т.п.). «У современного ребёнка, играющего с монстрами и трансформерами, таких качеств, как способность к сопереживанию, желание прийти на помощь более слабому, не стоит ожидать. Нарушается логическая цепочка "общество - игрушка - ребёнок"», - отмечает С. А. Лавриненко [6, с. 433]. Девочки перестали играть
в куклы, а мальчики - в машинки, из детской субкультуры исчезают традиционные сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки-матери», «Магазин» и т.п. Детей всё чаще привлекают игры агрессивного характера: «Зомби», «Вампиры», перевоплощения в героев комиксов, фильмов ужасов, боевиков. Традиционную игру со сверстниками, столь необходимую для нормального психического развития и социализации ребёнка, уверенно вытесняют компьютерные игры и социальные сети, вызывающие у детей устойчивую психологическую зависимость, сходную с наркотической. Закономерным результатом «воспитательного воздействия» подобных «анти-игрушек» становятся всё чаще встречающиеся проявления детского неблагополучия: эмоциональная нестабильность, повышенная агрессия, высокая тревожность, нарушение межличностных отношений с родителями, с учителями и со сверстниками, появление детских страхов, фобий, а порой и детская преступность. Современная техногенная среда, «телеэкранная социализация» и бездушные игрушки, по мнению современных учёных В. В. Абраменковой, И. Я. Медведевой, Н. Крыгина, ведут к глобальным изменениям психотипа современного человека, его «психической мутации». Вышесказанное является веской причиной, побуждающей обращаться к изучению традиций функционирования игрушек в народной педагогике, и на основе этого создавать методики их использования в практике современного духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Являясь прародительницей современной «бездушной» игрушки, народная игрушка отличается от последней кардинальными особенностями. Одной из важнейших, по мнению В. В. Абраменковой, Н. А. Коротковой, Т. И. Оверчук, О. Е. Смирновой, является присущее ей свойство культуросообразности, то есть отражение в игрушке культурных архетипов той страны, где проживает ребёнок. Национальная игрушка исторически выступала в качестве своеобразного родового этнического кода, указывающего ориентиры жизненного пути, отражающего состояние древней и современной культуры народа [4, с. 130].
По мнению В. В. Абраменковой, игрушка для ребёнка - не только забава, а мощное средство инкультурации, культурное орудие, посредством которого передаются в «свёрнутой форме» состояние современной культуры (цивилизации) и направление её движения - к жизни или смерти, процветанию или деградации. «Игрушка - это духовный образ идеальной жизни, идеального мира, это архетип представлений о добре - подлинном или мнимом. Это духовное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины» [1, с. 61]. Таким образом, моделируя и изображая мир, в котором функционирует ребёнок, народная игрушка способствовала приобщению подрастающего поколения к культурному
опыту сотворившего её народа, присвоению им общепринятых образцов поведения и мышления.
Аксиологический феномен народных игрушек заключается в том, что они отражают представления народа об идеале и ценностях. «Народные игрушки ... способны гармонизировать сферу человеческих отношений, ориентируя лишь на положительные общечеловеческие ценности. Тряпичная или соломенная кукла, глиняный конёк или птица-свистулька, деревянный медведь, бьющий по наковальне молотом по очереди с мужичком, интересны и понятны ... детям. Игра с ними содержательна и разнообразна. Она развлекает и дарит положительные эмоции, отражая быт, труд, природу, праздничные традиции родного народа, прививает любовь к национально-самобытным и общечеловеческим сторонам жизни. Универсальные свойства языка народной игрушки помогают ей преодолевать барьеры, разобщающие современное общество, несут идеи добра, согласия, любви» [4, с. 61].
Народная игрушка отличалась большими возможностями в социализации ребёнка, усвоении им нравственного опыта общения и взаимодействия с окружающими. Беря на себя определённую роль в игре, ребёнок приобретал опыт общения со сверстниками, который впоследствии мог проецировать и на своё поведение, взаимодействие с окружающим миром. Процесс усвоения ребёнком социальных ролей положительно влияет на становление отношений между детьми, помогает возникнуть «детскому сообществу», формирует родительское поведение [5, с. 132]. Без сомнения, значима и эстетическая функция народной игрушки. Приобщение к ней делает ребёнка отзывчивым к красоте, развивает чувство прекрасного. За внешней незамысловатостью народной игрушки стоит нечто более значительное, чем просто сувенирная безделушка. Это целая область декоративного творчества, впитавшая ценнейшие традиции народного искусства. В маленьких творениях народного творчества сберегается связь времён, преемственность культуры. Выдающийся педагог в сфере дошкольного образования Е. А. Флерина отмечала высокие художественно-эстетические достоинства народной игрушки. Она писала, что многовековое бытование русской народной игрушки в качестве одного из центральных элементов культуры обогатило её традициями национального русского искусства. Простота и чёткая ритмичность формы, декоративность росписи, орнаментальность, неудержимая яркость и благородная сдержанность в подборе цвета делают даже простые, на первый взгляд, игрушки настоящими произведениями искусства [9, с. 6].
Ведущая роль в формировании духовной ориентации и нравственного поведения учащихся принадлежит, наряду с общеобразовательной школой, учреждениям дополнительного образования. Эффективной
формой образовательного объединения в контексте реализации аксиологического потенциала народной игрушки является студия декоративно-прикладного творчества. Она гармонично сочетает в себе черты академического обучения и самодеятельного творчества.
На основе выявленных психолого-педагогических особенностей духовно-нравственного воспитания участников студий в учреждениях дополнительного образования: развитие творческого восприятия произведений народного искусства, появление явных предпочтений, формирование широкого кругозора в области народного творчества русского и других народов России, нами была разработана комплексная программа духовно-нравственного воспитания младших школьников «Азбука народной игрушки». Особенностью данной программы стало использование поликультурного подхода, заключающегося в создании условий для формирования у подрастающей личности мировоззренческой установки, складывающейся на основе приобщения не только к русской, российской, но и к мировой культуре. Поликультурный подход является, по нашему мнению, современной альтернативой в целом положительного опыта советского интернационального воспитания, исключающей её ошибочную заидеологизированность. Мы делаем акцент на взаимосвязь культур, одна из которых является доминирующей и предусматривает межнациональные и межэтнические взаимодействия, формирует чувство солидарности и взаимопонимания, противостоит дискриминации, национализму, расизму. Воспитание в детях чувства патриотизма и любви к своей Родине идёт здесь рука об руку с развитием дружеских отношений со всеми народами, расширением знаний о последних, их искусстве и вкладе в мировую культурную сокровищницу.
Разработанная программа строится на основе освоения традиций региональных и национальных школ; знакомства учащихся с историей происхождения народной игрушки; развития интереса детей к художественной культуре своего и других народов посредством освоения определённых приёмов и технологий декоративно-прикладного творчества.
Авторская программа состоит из трёх тематических блоков: народная игрушка как феномен культуры; национальное своеобразие народной игрушки; наследники народных традиций.
Каждый тематический блок наполнялся определённым содержанием, которое последовательно раскрывалось детям в процессе непосредственной образовательной деятельности на занятиях в форме рассказа, объяснения, беседы с использованием методов иллюстрации, демонстрации, презентации, имитационно-ролевых методов обучения, имитационных упражнений, методов игры, театрализации, элементов сказкотерапии.
В качестве наглядного материала использовались подлинные народные игрушки различных промыслов России и других стран; иллюстрации и репродукции из книг и энциклопедий по истории игрушки, экспозиций музеев игрушек разных стран; аудиоматериалы и видеоматериалы; игровые атрибуты, «живые» игрушки (педагоги или дети, одетые в соответствующие костюмы).
Обогащению знаний о народной игрушке способствовала отработка технических умений и навыков рисования элементов росписи игрушек конкретного промысла и способов изготовления и украшения игрушки изучаемой страны согласно традиционным канонам, а затем и творческие задания на основании изученного материала. В процессе работы по изготовлению игрушек разных народов дети получали возможность почувствовать многообразие их фактуры и материалов, способов обработки и украшения; получить широкие представления об их практическом применении. Программа завершалась организацией свободного игрового творчества в ходе драматизации сказок с созданными детьми куклами.
Предварительные результаты, полученные в результате апробации разработанной программы позволили заключить, что введение народной игрушки в современный педагогический процесс играет значимую роль, выполняя такие важные мировоззренческие задачи, как приобщение детей к традиционным ценностям, а также способствует выработке потребности развивать своё творческое мышление, позволяющее воспринимать прекрасное в искусстве и окружающем мире.
Литература
1. Абраменкова В. В. Во что играют наши дети. Игрушки и антиигрушки : науч-
но-популярное исследование. - 2-е издание, доп. и испр. - Москва : Лепта, 2010. - 543 с. : ил.
2. Аркин Е. А. Родителям о воспитании : Воспитание ребёнка в семье от года до
зрелости. - 2-е издание. - Москва : Учпедгиз, 1957. - 347 с.
3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. - Москва : Сла-
вянский Дом Книги, 2014. - Том 2.
4. Ковычева Е. И. Народная игрушка : учебно-методическое пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Народное художественное творчество». - Москва : Владос, 2010 - 159 с.; ил. - (Изобразительное искусство).
5. Коротких О. В. Игрушка как образ традиционной культуры и средство духовно-нравственного развития ребёнка // Наука и школа. - 2013. - № 4. - С. 127-133.
6. Лавриненко С. А. Русские народные игры и игрушки и их воспитательное зна-
чение // Молодой учёный. - 2017. - № 10. - С. 432-434.
7. Н. Д. Бартрам : Избранные статьи : Воспоминания о художнике / [состави-
тели Е. С. Овчинникова, А. Н. Изергина ; вступ. статья Е. С. Овчинниковой]. -
Москва : Советский художник, 1979. - 174 с. : ил.
8. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - Москва : Советская энциклопедия, 1970.
9. Флерина Е. А. Игра и игрушка : Пособие для воспитателя детского сада : [сборник статей] / под ред. [и с предисл.] Д. В. Менджерицкой ; [послесл. Е. Г Батуриной]. - Москва : Просвещение, 1973. - 111 с.