Научная статья на тему 'Народная кукла как средство социализации детей младшего школьного возраста'

Народная кукла как средство социализации детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
171
19
Поделиться
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / НАРОДНАЯ ИГРУШКА / НАРОДНАЯ КУКЛА

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Соломина Д.Е.

В данной статье рассматривается проблема значительных изменений в детской "игровой среде", а так же выявляется роль традиционной народной игрушки в становлении личности ребенка младшего школьного возраста. Автор статьи подчеркивает значимость тряпичной народной куклы в деле воспитания и развития подрастающего поколения

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Народная кукла как средство социализации детей младшего школьного возраста»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2017 ISSN 2410-6070

плохих событий» говорит о снижении широты областей неприятностей, отношении к ним как к случайностям и частностям, которые не несут принципиальной значимости для достижения целей. Это стимулирует уверенность в положительном результате и склонность к обобщению благоприятного опыта.

Таким образом, последовательная внешняя религиозность способствует развитию и формированию отдельных качеств личности, в частности: оптимистичности атрибутивного (объяснительного) стиля, связанного со стереотипом персонализации хороших событий (атрибуцией причин удач самому себе), широтой и постоянством обобщения позитивного опыта, снижением широты областей неприятностей и нежелаемых событий.

Список использованной литературы

1. Густова В. Исследование взаимосвязи между уровнем религиозности и интегративными личностными качествами: Дис. ... канд. психол. наук. Кострома, 2014. 189 с.

2. Лобазова, О.Ф Особенности индивидульной религиозности / О.Ф. Лобазова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. - №4. - С. 69-71.].

3. Лобазова О.Ф. Религиоведение. - М.: Дашков и К, 2002.

4. Маркин, Р.В. Особенности самоотношения и эмпатии в контексте проблемы религиозного комплекса / Р.В. Маркин // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2015г. - №1. - С. 376 - 383

5. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. - М.: Смысл, 2002.

6. Allport G.W. The individual and his religion. N. Y., 1971]

© Мишин Ю.В., 2017

УДК 159.9

Д.Е. Соломина

студент 4 курса МИ ВлГУ им. А. Г. и Н.Г. Столетовых

г.Муром, РФ Е-тай: SEVa598@yandex.ru Научный руководитель: Т.Г.Пронюшкина

канд. пед. наук,

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

доцент кафедры СГПД, МИ ВлГУ им. А. Г. и Н.Г. Столетовых

г.Муром, РФ Е-тай: tgpron@yandex.ru

НАРОДНАЯ КУКЛА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема значительных изменений в детской "игровой среде", а так же выявляется роль традиционной народной игрушки в становлении личности ребенка младшего школьного возраста. Автор статьи подчеркивает значимость тряпичной народной куклы в деле воспитания и развития подрастающего поколения

Ключевые слова

Социализация, младший школьный возраст, народное творчество, народная игрушка, народная кукла

Детство - время активного формирования социально-психологических основ личности, приобщения к человеческой культуре, воспроизводства социального опыта.

Среди множества факторов, обуславливающих развитие детей младшего школьного возраста, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности у ребёнка

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2017 ISSN 2410-6070_

появляется и развивается творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка.

Причинами, побуждающими сегодня обращаться к изучению традиции функционирования игрушек в народной педагогике и разработке методики их использования в практике современного нравственного воспитания, являются характерные для сегодняшнего российского общества симптомы детского неблагополучия (распад сюжетно-ролевой игры и детских субкультур, увеличение агрессивности, детская преступность, эмоциональная неустойчивость детей и т. д.), а также значительные изменения, произошедшие за последние десятилетия в детской «игровой среде» (О.Е. Смирнова, В. В. Абраменкова, Е. Е. Кравцова, О. А. Степанова и др.) Несмотря на длительность периода детства, ребенок зачастую не успевает «наиграться» и «выиграться».

Распространение телевидения и повсеместная компьютеризация не обошли стороной и детей. Быстро формирующаяся у ребенка психологическая зависимость от компьютерных игр сужает сферу общения ребенка и взрослого в семье.

Компьютер вытесняет традиционную игру, в том числе коллективную, со сверстниками, очень необходимую для нормального психического развития и социализации ребенка. Современные исследователи (В. В. Абраменкова, И. Я. Медведева, Н. Крыгина и др.) подтверждают, что глобальные изменения самого психотипа человека в XXI в вызвана современной техногенной средой, «телеэкранной социализацией» и бездушными игрушками [1].

Великий русский педагог К. Д. Ушинский указывал на то, что игрушка помогает отражать в игре впечатления реальной жизни, дает мотив к активной творческой деятельности, способствует развитию воображения. От того, какие впечатления будут отражаться в игре ребенка, как и какие в ней будут использоваться игрушки, будет формироваться характер и направление развития человека. Таким образом, если ребенок в игре научится вести себя гуманно, милосердно, заботливо, то у него сформируется и некий образец того, как следует поступать в жизни. И наоборот, если в игре ребенок вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это обязательно воспроизведется когда-нибудь в той или иной реальной ситуации. Игрушка, таким образом, способна «программировать» поведение ребенка[4].

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Эффективно противостоять влиянию негативных социально-культурных факторов можно при условии активного использования опыта традиционной народной культуры, которая, несмотря на все потери, продолжает жить в фольклоре, традиционных народных играх и игрушках, моральном и религиозном сознании человека.

В качестве явления традиционной культуры народная игрушка служит одним из средств приобщения детей и подростков к народным традициям, что является важнейшим фактором воспитания духовности, формирования системы нравственных и эстетических ценностей. Являясь предметом культуры, игрушка выступает носителем важнейшей для воспитания ребенка социально-культурной информации.

Народная игрушка была одним из проверенных средств, с помощью которого старшее поколение могло передавать, а младшее принимать, сохранять и передавать дальше важную часть накопленного жизненного опыта.

В современной жизни функции куклы не изменились. Кукла также актуальна и востребована в игровой деятельности детей. А народная кукла еще и вызывает у детей большой интерес к русскому народному творчеству.

Народные куклы являются частью традиционной детской культуры. Они несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве и отцовстве. Это и есть главное отличие от современных игрушек. Таким образом, с точки зрения воспитания, целесообразно вводить традиционных народных кукол в жизнь современных детей. Кроме того, традиционная народная кукла обладает рядом особенностей. Ее изготовление не требует больших материальных, физических и временных затрат. Поэтому, конечный результат всегда индивидуален. Куклы подобны, но не одинаковы. Они безлики (нарисованного лица у них нет), но не

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2017 ISSN 2410-6070_

безличны. В каждой проявляется индивидуальность, характер исполнителя. Это позволяет ребенку выразить свои внутренние особенности. При изготовлении отсутствует понятие неудачи, неправильности. Каждая кукла является особенной, неповторимой, как и сами дети [5].

Чтобы привлечь детей к изготовлению тряпичной куклы нужно предоставить им возможность рассмотреть уже готовые куклы, познакомиться с их названиями и историей, поиграть в народные игры, рассмотреть образцы материалов необходимых для изготовления (лоскуты тканей, нити, ленты, бусины и т.д.)

Кукла не просто является средством усвоения ребенком социальных ролей, норм поведения, она также позволяет ребенку больше узнать об истории и культуре своего народа, его традициях. Более того, традиционная кукла как продукт человеческой культуры, не утрачивает своей актуальности для младшего школьника, поскольку игра для него хоть и не является ведущей деятельностью, как для дошкольника, но по-прежнему имеет значение. Младшего школьника притягивает возможность делать что-то своими руками, добиваясь "ситуации успеха" в выполнении заданий. Сделанная собственными руками игрушка будет для него предметом особой гордости [3].

Социализация ребенка, усвоение им нравственного опыта общения и взаимодействия с окружающими наиболее полно осуществляется именно в игровой деятельности, и прежде всего в играх с народными игрушками. Беря на себя определенную роль в игре, ребенок приобретает опыт общения со сверстниками, который впоследствии он может проецировать и на социальное поведение, взаимодействие со своим окружением. Являясь для ребенка моделью социальных отношений, игра с народными игрушками и сегодня способствует обогащению его опыта, формированию нравственных качеств личности, положительно влияет на становление отношений между детьми, определяет национальный характер, формирует родительское поведение [2].

К сожалению, народная игрушка в наши дни превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Следует помнить, что именно народная игрушка традиционно выступала в качестве инструмента сохранения культурного наследия, и именно в качестве воплощения духовного опыта народа она возвращается в педагогический процесс.

Тряпичная народная кукла - это тот инструмент, который в руках педагогов и родителей может стать незаменимым помощником в деле воспитания и развития подрастающего поколения. Список использованной литературы

1. Абраменкова В. В. Осторожно: антиигрушка! Родителям об играх и игрушках// Дошкольное воспитание. 2005. № 4. С. 98-108.

2. Коротких О.В.Игрушка как образ традиционной культуры и средстводуховно-нравственного воспитания ребенка // Наука и школа. 2013. №4 С. 127-133

3. Конькина Е.В., Усачева А.М. Профилактика виктимного поведения младшего школьника средствами традиционной куклы // Психология, социология и педагогика. 2016. № 1[Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/01/6362

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

4. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания - М.: Книга по Требованию, 2014. - 628 с

5. Шайдурова Н.В. «Традиционная тряпичная кукла», С-Пб.: ООО «Детство - Пресс», 2011.

© Соломина Д.Е., 2017

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2017 ISSN 2410-6070_

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 364.04

Д.А. Добронос

Студентка 4 курса ИСОиП (филиал) ДГТУ,

г. Шахты, РФ E-mail: daryha21@mail.ru Д.Н. Комаревцева Студентка 4 курса ИСОиП (филиал) ДГТУ,

г. Шахты, РФ E-mail: Nestea69@mail.ru Научный руководитель: В.И. Родионова док. фил. наук, доцент ИСОиП (филиал) ДГТУ,

г. Шахты, РФ E-mail: rodionova.disser@mail.ru

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В ПРИЕМНЫХ СЕМЬЯХ КАК ПРОЦЕСС ИЗМЕНЕНИЯ

КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация

Проблема воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, актуальна, особенно в наше время. Ведь сегодня происходит увеличение численности детей-сирот. Большинство приемных родителей сталкиваются с различными трудностями. Это происходит из-за того, что родители не подготовлены к серьезным переменам, дополнительным трудностям. Ученые выделяют три основных процесса адаптации человека: физиологический, психологический и социальный. Под адаптацией ребенка к новой семье понимают включение ребенка в семейную систему, принятие им предписанной роли, норм и правил, формирование привязанности к родителям и налаживание эффективных форм общения и сотрудничества. Поэтому период адаптации ребенка считается важным этапом в становлении замещающей семьи.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Ключевые слова

Дети-сироты, адаптация, приемная семья, замещающая семья, родители, усыновление,

патронирование

Семья представляет собой динамичную систему, в которой происходят постоянные изменения. Так при появлении в семье приемного ребенка, начинается трансформация семейных отношений. Эти изменения касаются как обычного распорядка жизни взрослых членов семьи, необходимости освоения ими новых социальных ролей, решения новых сложных задач, так и изменения в акцентах во взаимоотношениях супругов, что чревато последствиями.

Проблема воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, актуальна, особенно в наши дни. Так по данным Федеральной службы государственной статистики в России за 2015 год насчитывалось около 361 тыс. детей-сирот [1]. Немаловажен и тот факт, что по последним данным в России численность детей-сирот превосходит в 4 - 5 раз Европу и Америку. Поэтому, не зря, нашу страну называют третьим по величине источником приемных детей в США после Китая и Эфиопии [2].

В 2015 году по данным Росстат 71,3 тысячи российских детей-сирот были усыновлены. Но, к сожалению, не всем семьям удалось справиться с трудностями воспитания приемных детей и поэтому в детские социальные учреждения вернулись около 30 тысяч детей [1]. То есть сначала от таких детей отказались свои же родители, а потом они просто стали ненужными и приемной семье. Таким образом, ребенок после такой двойной потери и шока может стать замкнутым, закомплексованным. Психологи, называя такие действия «гуманитарным ударом», считают, что это может навредить ребенку и помешать его личностному развитию.

Происходят эти тяжелые жизненные ситуации по различным причинам, в основном из-за того, что приемные родители просто не могут справиться с обязанностями, которые необходимо выполнять каждой