МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2017 ISSN 2410-6070
плохих событий» говорит о снижении широты областей неприятностей, отношении к ним как к случайностям и частностям, которые не несут принципиальной значимости для достижения целей. Это стимулирует уверенность в положительном результате и склонность к обобщению благоприятного опыта.
Таким образом, последовательная внешняя религиозность способствует развитию и формированию отдельных качеств личности, в частности: оптимистичности атрибутивного (объяснительного) стиля, связанного со стереотипом персонализации хороших событий (атрибуцией причин удач самому себе), широтой и постоянством обобщения позитивного опыта, снижением широты областей неприятностей и нежелаемых событий.
Список использованной литературы
1. Густова В. Исследование взаимосвязи между уровнем религиозности и интегративными личностными качествами: Дис. ... канд. психол. наук. Кострома, 2014. 189 с.
2. Лобазова, О.Ф Особенности индивидульной религиозности / О.Ф. Лобазова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. - №4. - С. 69-71.].
3. Лобазова О.Ф. Религиоведение. - М.: Дашков и К, 2002.
4. Маркин, Р.В. Особенности самоотношения и эмпатии в контексте проблемы религиозного комплекса / Р.В. Маркин // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2015г. - №1. - С. 376 - 383
5. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. - М.: Смысл, 2002.
6. Allport G.W. The individual and his religion. N. Y., 1971]
© Мишин Ю.В., 2017
УДК 159.9
Д.Е. Соломина
студент 4 курса МИ ВлГУ им. А. Г. и Н.Г. Столетовых
г.Муром, РФ Е-тай: SEVa598@yandex.ru Научный руководитель: Т.Г.Пронюшкина
канд. пед. наук,
доцент кафедры СГПД, МИ ВлГУ им. А. Г. и Н.Г. Столетовых
г.Муром, РФ Е-тай: tgpron@yandex.ru
НАРОДНАЯ КУКЛА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
В данной статье рассматривается проблема значительных изменений в детской "игровой среде", а так же выявляется роль традиционной народной игрушки в становлении личности ребенка младшего школьного возраста. Автор статьи подчеркивает значимость тряпичной народной куклы в деле воспитания и развития подрастающего поколения
Ключевые слова
Социализация, младший школьный возраст, народное творчество, народная игрушка, народная кукла
Детство - время активного формирования социально-психологических основ личности, приобщения к человеческой культуре, воспроизводства социального опыта.
Среди множества факторов, обуславливающих развитие детей младшего школьного возраста, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности у ребёнка
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2017 ISSN 2410-6070_
появляется и развивается творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка.
Причинами, побуждающими сегодня обращаться к изучению традиции функционирования игрушек в народной педагогике и разработке методики их использования в практике современного нравственного воспитания, являются характерные для сегодняшнего российского общества симптомы детского неблагополучия (распад сюжетно-ролевой игры и детских субкультур, увеличение агрессивности, детская преступность, эмоциональная неустойчивость детей и т. д.), а также значительные изменения, произошедшие за последние десятилетия в детской «игровой среде» (О.Е. Смирнова, В. В. Абраменкова, Е. Е. Кравцова, О. А. Степанова и др.) Несмотря на длительность периода детства, ребенок зачастую не успевает «наиграться» и «выиграться».
Распространение телевидения и повсеместная компьютеризация не обошли стороной и детей. Быстро формирующаяся у ребенка психологическая зависимость от компьютерных игр сужает сферу общения ребенка и взрослого в семье.
Компьютер вытесняет традиционную игру, в том числе коллективную, со сверстниками, очень необходимую для нормального психического развития и социализации ребенка. Современные исследователи (В. В. Абраменкова, И. Я. Медведева, Н. Крыгина и др.) подтверждают, что глобальные изменения самого психотипа человека в XXI в вызвана современной техногенной средой, «телеэкранной социализацией» и бездушными игрушками [1].
Великий русский педагог К. Д. Ушинский указывал на то, что игрушка помогает отражать в игре впечатления реальной жизни, дает мотив к активной творческой деятельности, способствует развитию воображения. От того, какие впечатления будут отражаться в игре ребенка, как и какие в ней будут использоваться игрушки, будет формироваться характер и направление развития человека. Таким образом, если ребенок в игре научится вести себя гуманно, милосердно, заботливо, то у него сформируется и некий образец того, как следует поступать в жизни. И наоборот, если в игре ребенок вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это обязательно воспроизведется когда-нибудь в той или иной реальной ситуации. Игрушка, таким образом, способна «программировать» поведение ребенка[4].
Эффективно противостоять влиянию негативных социально-культурных факторов можно при условии активного использования опыта традиционной народной культуры, которая, несмотря на все потери, продолжает жить в фольклоре, традиционных народных играх и игрушках, моральном и религиозном сознании человека.
В качестве явления традиционной культуры народная игрушка служит одним из средств приобщения детей и подростков к народным традициям, что является важнейшим фактором воспитания духовности, формирования системы нравственных и эстетических ценностей. Являясь предметом культуры, игрушка выступает носителем важнейшей для воспитания ребенка социально-культурной информации.
Народная игрушка была одним из проверенных средств, с помощью которого старшее поколение могло передавать, а младшее принимать, сохранять и передавать дальше важную часть накопленного жизненного опыта.
В современной жизни функции куклы не изменились. Кукла также актуальна и востребована в игровой деятельности детей. А народная кукла еще и вызывает у детей большой интерес к русскому народному творчеству.
Народные куклы являются частью традиционной детской культуры. Они несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве и отцовстве. Это и есть главное отличие от современных игрушек. Таким образом, с точки зрения воспитания, целесообразно вводить традиционных народных кукол в жизнь современных детей. Кроме того, традиционная народная кукла обладает рядом особенностей. Ее изготовление не требует больших материальных, физических и временных затрат. Поэтому, конечный результат всегда индивидуален. Куклы подобны, но не одинаковы. Они безлики (нарисованного лица у них нет), но не
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2017 ISSN 2410-6070_
безличны. В каждой проявляется индивидуальность, характер исполнителя. Это позволяет ребенку выразить свои внутренние особенности. При изготовлении отсутствует понятие неудачи, неправильности. Каждая кукла является особенной, неповторимой, как и сами дети [5].
Чтобы привлечь детей к изготовлению тряпичной куклы нужно предоставить им возможность рассмотреть уже готовые куклы, познакомиться с их названиями и историей, поиграть в народные игры, рассмотреть образцы материалов необходимых для изготовления (лоскуты тканей, нити, ленты, бусины и т.д.)
Кукла не просто является средством усвоения ребенком социальных ролей, норм поведения, она также позволяет ребенку больше узнать об истории и культуре своего народа, его традициях. Более того, традиционная кукла как продукт человеческой культуры, не утрачивает своей актуальности для младшего школьника, поскольку игра для него хоть и не является ведущей деятельностью, как для дошкольника, но по-прежнему имеет значение. Младшего школьника притягивает возможность делать что-то своими руками, добиваясь "ситуации успеха" в выполнении заданий. Сделанная собственными руками игрушка будет для него предметом особой гордости [3].
Социализация ребенка, усвоение им нравственного опыта общения и взаимодействия с окружающими наиболее полно осуществляется именно в игровой деятельности, и прежде всего в играх с народными игрушками. Беря на себя определенную роль в игре, ребенок приобретает опыт общения со сверстниками, который впоследствии он может проецировать и на социальное поведение, взаимодействие со своим окружением. Являясь для ребенка моделью социальных отношений, игра с народными игрушками и сегодня способствует обогащению его опыта, формированию нравственных качеств личности, положительно влияет на становление отношений между детьми, определяет национальный характер, формирует родительское поведение [2].
К сожалению, народная игрушка в наши дни превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Следует помнить, что именно народная игрушка традиционно выступала в качестве инструмента сохранения культурного наследия, и именно в качестве воплощения духовного опыта народа она возвращается в педагогический процесс.
Тряпичная народная кукла - это тот инструмент, который в руках педагогов и родителей может стать незаменимым помощником в деле воспитания и развития подрастающего поколения. Список использованной литературы
1. Абраменкова В. В. Осторожно: антиигрушка! Родителям об играх и игрушках// Дошкольное воспитание. 2005. № 4. С. 98-108.
2. Коротких О.В.Игрушка как образ традиционной культуры и средстводуховно-нравственного воспитания ребенка // Наука и школа. 2013. №4 С. 127-133
3. Конькина Е.В., Усачева А.М. Профилактика виктимного поведения младшего школьника средствами традиционной куклы // Психология, социология и педагогика. 2016. № 1[Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/01/6362
4. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания - М.: Книга по Требованию, 2014. - 628 с
5. Шайдурова Н.В. «Традиционная тряпичная кукла», С-Пб.: ООО «Детство - Пресс», 2011.
© Соломина Д.Е., 2017
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2017 ISSN 2410-6070_
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 364.04
Д.А. Добронос
Студентка 4 курса ИСОиП (филиал) ДГТУ,
г. Шахты, РФ E-mail: daryha21@mail.ru Д.Н. Комаревцева Студентка 4 курса ИСОиП (филиал) ДГТУ,
г. Шахты, РФ E-mail: Nestea69@mail.ru Научный руководитель: В.И. Родионова док. фил. наук, доцент ИСОиП (филиал) ДГТУ,
г. Шахты, РФ E-mail: rodionova.disser@mail.ru
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В ПРИЕМНЫХ СЕМЬЯХ КАК ПРОЦЕСС ИЗМЕНЕНИЯ
КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
Аннотация
Проблема воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, актуальна, особенно в наше время. Ведь сегодня происходит увеличение численности детей-сирот. Большинство приемных родителей сталкиваются с различными трудностями. Это происходит из-за того, что родители не подготовлены к серьезным переменам, дополнительным трудностям. Ученые выделяют три основных процесса адаптации человека: физиологический, психологический и социальный. Под адаптацией ребенка к новой семье понимают включение ребенка в семейную систему, принятие им предписанной роли, норм и правил, формирование привязанности к родителям и налаживание эффективных форм общения и сотрудничества. Поэтому период адаптации ребенка считается важным этапом в становлении замещающей семьи.
Ключевые слова
Дети-сироты, адаптация, приемная семья, замещающая семья, родители, усыновление,
патронирование
Семья представляет собой динамичную систему, в которой происходят постоянные изменения. Так при появлении в семье приемного ребенка, начинается трансформация семейных отношений. Эти изменения касаются как обычного распорядка жизни взрослых членов семьи, необходимости освоения ими новых социальных ролей, решения новых сложных задач, так и изменения в акцентах во взаимоотношениях супругов, что чревато последствиями.
Проблема воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, актуальна, особенно в наши дни. Так по данным Федеральной службы государственной статистики в России за 2015 год насчитывалось около 361 тыс. детей-сирот [1]. Немаловажен и тот факт, что по последним данным в России численность детей-сирот превосходит в 4 - 5 раз Европу и Америку. Поэтому, не зря, нашу страну называют третьим по величине источником приемных детей в США после Китая и Эфиопии [2].
В 2015 году по данным Росстат 71,3 тысячи российских детей-сирот были усыновлены. Но, к сожалению, не всем семьям удалось справиться с трудностями воспитания приемных детей и поэтому в детские социальные учреждения вернулись около 30 тысяч детей [1]. То есть сначала от таких детей отказались свои же родители, а потом они просто стали ненужными и приемной семье. Таким образом, ребенок после такой двойной потери и шока может стать замкнутым, закомплексованным. Психологи, называя такие действия «гуманитарным ударом», считают, что это может навредить ребенку и помешать его личностному развитию.
Происходят эти тяжелые жизненные ситуации по различным причинам, в основном из-за того, что приемные родители просто не могут справиться с обязанностями, которые необходимо выполнять каждой